Административном правонарушении ст 14.1 ч. Теория всего

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)[Кодекс РФ об административных правонарушениях] [Глава 14] [Статья 14.1]

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Есть ли возможность избежать штрафы. Есть ли возможность «затянуть» процесс до получения лицензии. Есть ли специалисты, принимавшие подобные дела к производству?

А штрафы уже наложены? Если да, то следует их обжаловать в Арбитражном суде. Это в достаточной мере затянет процесс, и, не исключено, что санкции удастся или вообще «убить» или. хотя бы, минимизировать потери. В частности, в кодексе указана санкция от и до. От верхнего до нижнего предела. И есть варианты квалификации деяний.

ну и суд имеет достаточно широкие полномочия относительно отмены санкций или применения их в нижнем пределе или даже ниже, при этом суд обязан учитывать все обстоятельства.

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных , —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание . Утратило силу.

Примечания :

1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

2. Лицо освобождается от административной ответственности при выявлении факта совершения им действий (бездействия), содержащих признаки состава административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей или , — , при условии, если это лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и если такие действия (бездействие) связаны с приобретением (формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями и (или) с совершением валютных операций и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Комментарий к Ст. 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, регламентированного настоящей статьей 14.1 КоАП РФ, выступают общественные отношения в сфере осуществления предпринимательской деятельности, а также отношения в области государственной рыночной политики.

Объективная сторона охватывает собой как действия, так и бездействие виновного лица. Пассивная часть объективной стороны, выражающаяся посредством бездействия, заключается в непринятии лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, необходимых и достаточных мер для своевременной государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или регистрации созданного им юридического лица. Бездействие может выражаться также и в отказе от совершения действий, необходимых для получения специального разрешения на осуществление отдельных видов деятельности. Традиционно принято под таким разрешением понимать лицензию. Однако в настоящее время следует учитывать, что в отношении некоторых видов деятельности лицензирование заменено иной формой контроля — членством в саморегулируемой организации. Причем такое членство является обязательным и не позволяет в его отсутствие осуществлять соответствующие виды деятельности, например ряд строительных и отделочных работ, аудиторскую деятельность и т.п. В этой связи в качестве получения специального разрешения следует понимать не только факт получения (неполучения) лицензии, но и вступление в соответствующую саморегулируемую организацию.

Активную часть объективной стороны настоящего правонарушения составляет осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий специального разрешения. При этом следует обратить внимание, что квалифицирующим признаком данного деяния выступает грубость допущенного нарушения, которое определяется Правительством РФ в отношении отдельных лицензируемых видов деятельности. Например, Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 255 «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности» грубым нарушением лицензионных требований признается невыполнение лицензиатом требований о наличии объектов недвижимости, оборудования, необходимых для осуществления данного вида деятельности, а также отсутствие работников, которые будут осуществлять соответствующий вид деятельности, при условии, что указанные обстоятельства повлекли за собой угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, а также человеческие жертвы и ряд иных последствий.

2. Субъекты рассматриваемых деяний также конкретизируются применительно к особенностям объективной стороны каждого отдельного деяния. Так, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации указывает, что субъектом данного нарушения может выступать исключительно гражданин РФ, достигший 16 лет. В большинстве случаев речь идет о субъекте, достигшем возраста совершеннолетия, поскольку регистрация в качестве индивидуального предпринимателя до достижения указанного возраста требует соблюдения специальной процедуры. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения влечет за собой ответственность того лица, который осуществляет указанную деятельность, т.е. субъектом данного деяния в полной мере могут выступать граждане, как правило, индивидуальные предприниматели, а также юридические лица и их руководители, которые в данном случае рассматриваются в качестве должностных лиц, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства.

Субъективная сторона может выражаться как в умышленном совершении объективной стороны рассматриваемых деяний, так и по неосторожности.

Предпринимательство в России - достаточно распространенное явление. Сегодня существует огромное количество разнообразных предприятий, граждане становятся ИП или образуют юридические лица. Все это, безусловно, происходит не без контроля. Законодательство устанавливает ряд требований к лицам, ведущим бизнес. Нормами предусмотрены и. Их вид зависит от характера нарушений. Рассмотрим далее, .

Санкции

Первое, что может повлечь незаконное предпринимательство, - административная ответственность . В законодательной системе присутствует специальный Кодекс, определяющий виды проступков и санкции. За в качестве наказаний устанавливает разные денежные взыскания. Их величина зависит от характера нарушения. Так, осуществление предпринимательской деятельности без регистрации влечет взыскание 500-2000 р.

Отсутствие лицензии

Для некоторых видов деятельности предусмотрено обязательное получение разрешения. Этот документ выдается уполномоченными контролирующими инстанциями. Штраф за незаконное предпринимательство физических лиц в этом случае составит 2-2.5 тыс. р. При этом продукция, орудия производства, сырье может быть конфисковано. Для должностных лиц за незаконное предпринимательство КоАП предусматривает денежное взыскание от 4 до 5 тыс. р. Дополнительным наказанием может стать конфискация товаров, средств производства или материалов. Аналогичные санкции установлены и для организаций. Разница в том, что денежное взыскание для них увеличено. Штраф может составить 40-50 тыс. р.

Нарушение требований

При получении лицензии, субъект принимает на себя обязательства соблюдать условия, установленные в ней. Нарушение этих требований признается как незаконное предпринимательство. КоАП в этом случае предусматривает денежные взыскания в отношении:

  1. Граждан - 500-2000 р.
  2. Должностных лиц - 3-4 тыс. р.
  3. Организаций - 30-40 тыс. р.

Если хозяйствующий субъект допустил грубое нарушение требований, санкции ужесточаются. За такое незаконное предпринимательство КоАП устанавливает денежные взыскания для:

  1. Граждан - 4-8 тыс. р.
  2. Служащих - 5-10 тыс. р.
  3. Организаций - 100-200 т. р.

При этом работа предприятия или ИП может быть приостановлена на период до трех месяцев. Указанные санкции установлены в ст. 14.1 КоАП РФ .

Примечания

Понятие "грубое нарушение", используемое в ст. 14.1 КоАП РФ , определяется Правительством по отношению к конкретному лицензируемому виду работ. Кодекс предусматривает возможность освобождения от наказания хозяйствующих субъектов. Это допускается при выявлении фактов, предусмотренных ст. 14.1, а также 15.3-15.6, 15.1, 15.25, 15.11, если они являются декларантами либо информация о них присутствует в специальной декларации, предоставленной в порядке, установленном ФЗ №140. При этом соответствующие нарушения должны быть связаны с приобретением (формированием источников для покупки), распоряжением, использованием имуществом контролируемыми зарубежными компаниями, совершением операций с валютой, зачислением средств на р/с, сведения о которых содержатся в указанном документе.

Ст. 14.1 ч. 1 КоАП РФ: разъяснения

В качестве объекта нарушения выступают отношения, возникающие при ведении бизнеса. Регулирование взаимодействий, которые устанавливаются между предпринимателями или осуществляются с их участием, производится на основании гражданского законодательства. При этом учитывается тот факт, что бизнес - сфера, сопряженная с постоянными рисками. Предпринимательство - самостоятельная деятельность, ориентированная на систематическое извлечение доходов от использования имущества, реализации продукции, предоставления услуг или производство работ. Хозяйствующие субъекты должны соблюдать требования, установленные для них законом. Первым из них является государственная регистрация индивидуального предпринимателя или организации. Она представляет собой специфическую процедуру, порядок совершения которой строго регламентирован.

Постановка на учет

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя или организации - акт уполномоченного исполнительного органа. Она производится путем внесения в специальные реестры информации о создании, ликвидации, реорганизации хозяйствующих субъектов, приобретении статуса ИП, прекращении гражданами работы, а также прочих сведений, предусмотренных ФЗ №129. Постановка на учет находилась до недавнего времени в компетенции Министерства по сборам и налогам. Соответствующее предписание присутствует в правительственном Постановлении от 2002 г. Согласно Указу президента от 2004 г., после утверждения и вступления в действие соответствующего ФЗ, министерство было преобразовано в ФНС. Таким образом, во избежание наказания по ст. 14.1 ч. 1 КоАП РФ, субъект обязан обратиться в территориальное подразделение налоговой службы. Требования к оформлению документации, используемой при постановке на учет, утверждены правительственным Постановлением от 2002 г.

Ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ: комментарий

Как указывает 49 статья ГК, для производства отдельных видов работ субъект должен получить специальное разрешение - лицензию. Необходимость в этом, однако, не отменяет обязанность пройти госрегистрацию. Основные правила по лицензированию устанавливаются ФЗ №128. Положения Закона конкретизируются в других нормативных актах. К примеру, перечни видов услуг, на предоставление которых нужна лицензия, закреплены в ФЗ "Об образовании".

Объективная часть нарушений

Судебная практика по делам о незаконном предпринимательстве позволяет выделить следующие аспекты:

  1. Отсутствие документов, свидетельствующих о постановке на учет.
  2. Производство работ/выпуск продукции без лицензии, если она обязательна.
  3. Невыполнение условий, закрепленных в разрешении.
  4. Грубое нарушение требований лицензии.

Специфика квалификации

При оценке действий субъекта, не стоящего на учете в ФНС в качестве предпринимателя, следует учесть, что они не образуют состав нарушения, если будет доказан факт, что количество изделий, их ассортимент, объем произведенной работы, предоставленных услуг и прочие обстоятельства не указывают на то, что деятельность направлена на систематическое получение доходов. Соответствующее пояснение присутствует в пленарном постановлении ВС от 2006 г. В качестве доказательств, подтверждающих факт ведения предпринимательства, могут выступать сведения, полученные от лиц, оплативших услуги, продукцию, работу, расписки о принятии денежных средств или выписки со счета субъекта, которому вменяется ответственность. При этом из указанных документов и информации должно следовать, что суммы поступили за реализацию товаров, размещение рекламы, выставление образцов, закупку материалов, заключение соглашений и пр. При рассмотрении нарушений следует учитывать также, что наличие прибыли не влияет на квалификацию. Это обуславливается тем, что извлечение доходов выступает как цель предпринимательства, а не его обязательный результат.

Совокупность статей

В некоторых случаях при квалификации действий хозяйствующего субъекта обнаруживаются признаки нарушений, предусмотренных другими нормами Кодекса. В таких ситуациях применяются все статьи, под которые подпадает проступок, в совокупности. К примеру, если незаконное предпринимательство сопровождается хранением, транспортировкой, приобретением немаркированной продукции для последующего ее сбыта, дополнительно санкции будут назначены по ст. 15.12 (часть 2). Если, кроме прочего, субъект реализует товары, продажа которых ограничена или запрещена, применяется также статья 14.2 Кодекса. Если хозяйствующий субъект, ведущий противоправную предпринимательскую деятельность, нарушает при этом санитарные нормы или предоставляет продукцию, услуги, работы ненадлежащего качества, дополнительно ему будут вменены санкции по ст. 14.4. При несоблюдении предписаний, регулирующих реализацию отдельных видов изделий, применяется дополнительно статья 14.15.

Специфика лицензирования

При оценке действий хозяйствующего субъекта в рамках части второй ст. 14.1, необходимо учитывать ряд нюансов. В первую очередь нужно принять во внимание, что лицензирование представляет собой мероприятие, связанное с выдачей разрешающего документа, переоформлением и аннулированием, подтверждением его наличия, приостановлением, возобновлением, прекращением его действия или деятельности лица, нарушающего установленные требования. Кроме этого, в число процедур входит контроль уполномоченных органов за хозяйствующими субъектами. Он предполагает проверку соблюдения требований, предусмотренных лицензией, ведение реестров, предоставление заинтересованным лицам необходимой информации в установленном порядке. Список структур, в чью компетенцию входят указанные мероприятия, определяется Правительством. Оно утверждает Положения о лицензировании отдельных видов работ и услуг. При установлении в действиях хозяйствующего субъекта признаков нарушений, предусмотренных частью второй ст. 14.1, необходимо руководствоваться положениями ГК. В частности, значение имеет 49 статья Кодекса (п. 1, абз. 3). Как указывает норма, право на ведение деятельности, осуществление которой требует получения лицензии, возникает в момент выдачи такого разрешения либо в срок, указанный в нем, а прекращается по окончании периода действия, аннулировании или приостановлении действия документа, если законом не устанавливается иное.

Пример

Лицензионная палата обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении портовой организации к административной ответственности за заготовку, переработку и реализацию лома черного металла без лицензии. Контрольный орган составил соответствующий протокол при проверке. Как указывает законодательство, обязанность получить лицензию на заготовку, сбор, хранение, переработку и реализацию лома предусматривается для предприятий, ведущих такую деятельность в качестве основной и в которую включены резка, прессование, измельчение, извлечение, брикетирование, разделка, переплав. В число операций также должны входить продажа/передача сырья на безвозмездной либо платной основе. Для порта данная деятельность не являлась основной и в качестве такой не велась. Организация производила погрузку и разгрузку в соответствии с договором по предоставлению услуг. Предусмотренное соглашением предоставление хозяйствующему субъекту площадок для складирования, хранения сырья предполагало накопление требуемой партии груза для последующей погрузки на судно и транспортировки за пределы страны. Исходя из этого, размещение лома на территории порта необходимо рассматривать как элемент основного вида деятельности, на который была получена лицензия.

Важный момент

При рассмотрении действий хозяйствующего субъекта в рамках части третьей ст. 14.1 Кодекса необходимо учитывать положения ФЗ №128. В частности, речь о 2 статье нормативного акта. Как указывают ее положения, под предпринимательством с нарушением требований, установленных лицензией (разрешением) следует понимать выполнение определенных работ лицом, имеющим указанный документ, но не исполняющим условия, закрепленные законодательством, регулирующим данную сферу. Для правильного применения норм ВС в пленарном Постановлении №18 (от 24 окт. 2008 г.) дал некоторые разъяснения. В частности, было указано, что в ситуациях, когда административная ответственность за противоправное предпринимательство, коме рассмотренной выше статьи Кодекса, предусматривается и другими его положениями, действия хозяйствующего субъекта должны квалифицироваться по специальной норме. Примером может являться предоставление услуг в сфере здравоохранения. Занятие частной фармацевтической или медицинской практикой лицом, не получившим лицензию, наказывается по ст. 6.2 Кодекса (часть первая). При нарушении требований разрешения в рамках производства отдельных видов работ в области промбезопасности опасных производственных объектов подпадает под действие статьи 9.1 (ч. 1).

Заключение

Привлечь к административной ответственности за противоправное предпринимательство можно граждан, организации или служащих. Субъективная сторона нарушения выражается в форме умышленной вины и неосторожности. По мнению экспертов, законодательство устанавливает вполне обоснованные и выполнимые требования к лицам, желающим вести предпринимательскую деятельность. В нормативных актах достаточно подробно и четко раскрыты все особенности тех или иных процедур. Контроль исполнения предписаний законодательства возложен на исполнительные структуры. В первую очередь в их числе ФНС. Налоговая служба уполномочена осуществлять госрегистрацию хозяйствующих субъектов, а также все изменения, которые происходят с предприятием в ходе его работы. Кроме того, в компетенцию ФНС входит выездной контроль. В рамках таких проверок налоговая служба тесно сотрудничает с правоохранительными органами. Для некоторых субъектов может показаться, что установленные наказания не такие и большие за противоправное предпринимательство. В России, между тем, предусматривается и уголовное наказание за систематическое неисполнение предписаний. В настоящее время особое внимание уделяется обеспечению защиты потребительских прав. Контрольные органы жестко пресекают любые действия, способные причинить ущерб гражданам. Разработанные стандарты, нормы и правила являются обязательными для всех хозяйствующих субъектов, особенно тех, кто занимается выпуском продукции массового потребления. Нет сомнений в том, что следование букве закона, четкое соблюдение требований обеспечивает хорошую репутацию предприятию. Компания или предприниматель, заботящийся о безопасности своих потенциальных потребителей, стремится улучшать, а не ухудшать качество своей работы, услуги, потребительские свойства продукции. Это позволяет ему не только сохранять репутацию, но и успешно конкурировать на рынке.

Осуществление деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, без такого разрешения, а равно нарушение лицензионных требований и условий является правонарушением и влечет административную и уголовную ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 1 установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Также стоит отметить, что согласно пункту 2 статьи 61 ГК РФ ведение деятельности без соответствующей лицензии будет являться основанием для подачи иска о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке. Такое право предоставлено, в частности, органу, занимающемуся государственной регистрацией юридических лиц, в соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 2 .

Кроме того, деятельность без лицензии может вызвать опасность возникновения последствий, предусмотренных статьей 173 ГК РФ, а именно признания сделки недействительной. При признании сделки недействительной каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (пункт 2 статьи 167 ГК РФ).

Следует учитывать также и последствия в области налогообложения. Применение льготы по налогообложению невозможно, если отсутствует лицензия на ведение вида деятельности, подлежащего лицензированию (пункт 1 статьи 122, пункт 1 статьи 126, подпункт 2 пункта 2 статьи 149, пункт 6 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации 3). Такая точка зрения подтверждается судебной практикой: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5879/2005а, от 20 февраля 2006 г. по делу N А29-5875/2005а.

Часть 3 статьи 14.1 КоАп рф установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицензионные требования и условия установлены положениями о лицензировании конкретного вида деятельности. Нарушение таких требований влечет ответственность, а также приостановление действия лицензии.

Следует отметить, что суд вправе при малозначительном нарушении не применять мер ответственности. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 6 марта 2006 г. по делу N А31-9389/2005-15 указал: «Предприятие ранее к ответственности не привлекалось; вину в совершении правонарушения полностью признало; приняло меры к устранению выявленных нарушений; допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства». В связи с этим производство по делу было прекращено.

Часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Указанная норма права говорит о грубом нарушении лицензионных требований и условий. Понятие грубого нарушения должно устанавливаться Правительством Российской Федерации применительно к конкретному виду деятельности. Данное требование введено Федеральным законом № 80-ФЗ, большинство же положений о лицензировании утверждены до вступления указанного Закона в силу и поэтому не содержат понятия «грубое нарушение». Вследствие этого данная норма практически не применяется.

Санкция части 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание вплоть до приостановления деятельности до 90 суток, что влечет и приостановление действия лицензии.

Необходимо отметить, что статья 14.1 КоАП РФ предусматривает ответственность только за осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) влечет ответственность в соответствии со статьей 19.20 КоАП РФ за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна); осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Примером лицензирования деятельности, не связанной с предпринимательством, является приобретение оружия и патронов к нему (статья 9 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии»), образовательная деятельность (Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании») и т.д.

Помимо ст. 14.1 и 19.20 КоАП РФ ответственность за осуществление деятельности без лицензии, а также за нарушение лицензионных требований и условий предусмотрена следующими статьями:

статья 6.2 «Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством)»;

статья 7.3 «Пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией)»;

статья 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)»;

статья 8.17 «Нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации правил (стандартов, норм) или условий лицензии»;

статья 8.40 «Нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы»;

статья 9.1 «Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов»;

статья 13.3 «Самовольные проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств»;

статья 13.12 «Нарушение правил защиты информации»;

статья 13.13 «Незаконная деятельность в области защиты информации»;

статья 14.17 «Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта»;

статья 14.20 «Нарушение законодательства об экспортном контроле»;

статья 18.13 «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей»;

статья 20.11 «Нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет»;

статья 20.16 «Незаконная частная детективная или охранная деятельность»;

статья 20.23 «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Субъектами административной ответственности выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, должностные лица организаций, а также физические лица.

Необходимо отметить один факт. Большое количество дел о привлечении к административной ответственности прекращается на основании пропуска срока привлечения к ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение условий лицензирования составляет два месяца со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - со дня его обнаружения (часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ). Примером может служить следующая арбитражная практика: Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2006 г. по делу N А29-6191/2005а, от 6 февраля 2006 г. по делу N А11-8067/2005-К2-27/429, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 февраля 2006 г. по делу N А69-2238/05-10-9-Ф02-524/06-С1, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2006 г. по делу N Ф08-484/2006-223А и другие.

Кроме административной ответственности за осуществление деятельности без лицензии и нарушение лицензионных требований и условий законодательством Российской Федерации предусмотрена и уголовная ответственность.

Согласно статье 171 УК РФ 1 осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.