Что означает глагол несовершенного вида. Вид глагола в русском языке: образование и правильное употребление


Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.
Глаголы несовершенного вида обозначают действие незаконченное, они не содержат указания на предел или границу действия. Например: набирать, писать, решать. Эти глаголы отвечают на вопрос что делать?
Глаголы совершенного вида обозначают действие законченное, ограниченное каким-то пределом. Например: набрать, написать, решить. Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать?
Глаголы несовершенного вида имеют три времени: прошедшее, настоящее и будущее (сложное). Например: набирать - набирал, набираю, буду набирать.
Глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее (простое). Например: набрать - набрал, наберу.
Среди глаголов несовершенного вида, обозначающих действие незаконченное, повторяющееся, выделяются многократные глаголы. Например: подергивать, покачивать, покрикивать.
Среди глаголов совершенного вида, обозначающих действие законченное, выделяются однократные глаголы. Например: толкнуть, вскрикнуть, выдернуть.
Как правило, глаголы образуют видовые пары, имеющие одно и то же лексическое значение. Ср.: решать - решить, писать - написать, вести - привести.
Некоторые глаголы не имеют парных видовых форм. Например: заискивать, преобладать, присутствовать и другие глаголы несовершенного вида не имеют парных форм совершенного вида. Глаголы совершенного вида молвить, хлынуть, понадобиться и другие не имеют парных форм несовершенного вида.
Некоторые глаголы в зависимости от употребления имеют или значение несовершенного вида, или значение совершенного вида (двувидовые глаголы). Ср.: Каждый день наша часть атакует противника (наст, вр.- несовершенный вид) - Батальон двинется на рассвете и атакует противника (буд* вр.- совершенный вид).
К двувидовым глаголам относятся, например: атаковать, арестовать, воздействовать, гарантировать, даровать, использовать, исследовать, казнить, конфисковать, миновать, молвить, наследовать, образовать, обследовать, обещать, организовать, ранить, расследовать, телеграфировать, экспортировать и др.

Еще по теме § 76. Виды глагола:

  1. 16. Глагол как часть речи; особенности морфемной структуры и словоизменения глагола. Система лексико-грамматических разрядов и морфологических категорий глагола
  2. 11. Глагол как часть речи: семантика и грамматические категории. Синтаксические функции глагола. Переносное употребление форм наклонения и времени глагола.

Все глаголы делятся на две категории: глаголы совершенного и несовершенного вида. Глаголы совершенного вида обозначают те действия, которые уже имеют или будут иметь в будущем результат. Такие глаголы отвечают на вопрос: что сделать?

Совершенные глаголы включают в себя следующие действия:

Действия, которые закончились с определенным результатом: нарисовать, выучить;

Действия, которые начнутся в будущем и будут иметь результат: запеть, заиграть;

Действие, которое произошло однократно: прыгнуть, топнуть.

Глаголы, которые обозначают действия, не имеющие временных и пространственных границ, а также не предусматривают результатов, называются несовершенными глаголами. Несовершенные глаголы отвечают на вопрос: что делать? Например: кричать, рисовать, учить, петь, танцевать.

Видовые пары глаголов

Глаголы совершенного и несовершенного вида часто образовывают видовые пары. Видовые пары – это глаголы разных видов, которые имеют одинаковое лексическое значение. Например: вычеркнуть (совершенный вид) – вычеркивать (несовершенный вид); достигнуть (совершенный вид) – достигать (несовершенный вид); удвоить (совершенный вид) – удваивать (несовершенный вид).

Большинство глаголов, которые образуют пары, имеют одинаковый корень. Исключениями являются такие видовые пары как: взять (совершенный вид) – брать (несовершенный вид); найти (совершенный вид) – искать (несовершенный вид); поймать (совершенный вид) – ловить (несовершенный вид).

Двувидовые глаголы

Глаголы, которые совмещают в себе признаки одновременно совершенного и несовершенного вида, называются двувидовыми глаголами. Вид таких глаголов можно установить при помощи смыслового анализа предложения.

Образование видов глагола

Глаголы несовершенного вида при помощи суффиксов образовываются на основе глаголов совершенного вида. Например:

Суффиксы – ива, - ива: расспросить – расспрашивать, рассмотреть – рассматривать, расписаться, расписываться;

Суффикс – ва: дать – давать, открыть – открывать, обуть – обувать;

Суффиксы – а, -я: подрасти – подрастать, спасти – спасать.

С помощью суффикса – ну и приставок с- , на -, по- , про-, которые добавляются до глаголов несовершенного вида, образовываются глаголы совершенного вида. Например:

Суффикс – ну: кивать – кивнуть, привыкать – привыкнуть, прыгать – прыгнуть;

Следует знать, что если глагол совершенного вида, образовавшийся при помощи приставки от глагола совершенного вида, не имеет тождественного исходнику значения, то такие глаголы не могут образовывать видовую пару. Например: читать (несовершенный глагол) – перечитать, зачитать, вычитать, отчитать.

Добрый день, уважаемый студент! Сегодня мы рассмотрим виды глаголов. Очень часто мои студенты задаются вопросом, почему в русском языке так много разных глаголов, как определить их время и почему некоторые глаголы употребляются с приставками, а некоторые без. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, давайте разберем глаголы совершенного и несовершенного вида.

Форму глаголов несовершенного вида вы обнаружите в словаре, глагол в данном случае обозначает действие, а уже от этой формы образуются глаголы совершенного вида. При этом надо отметить,что способов этих достаточно много, вот некоторые из них:

При помощи приставок , сравните:

Несовершенный вид Совершенный вид
Читать To read Прочитать Has red
Писать To write Написать Has written
Готовить Приготовить Has cooked
Покупать To buy Купить Has bought

Обратите, пожалуйста, внимание, что у нас есть слово-исключение, которое образуется в совершенном виде без приставки - это глагол "Купить". В несовершенном же виде этот глагол употребляется с приставкой -по.

При помощи разных суффиксов :

Итак, если мы хотим сказать,что действие происходит регулярно, нам нужен глагол несовершенного вида. Если действие произошло 1 раз в какой-то момент или день/час и т.д. и мы знаем о его результате, то мы имеем дело с глаголом совершенного вида. Такие глаголы отвечают на вопрос "что сделать ?"

Если же мы говорим о повторяющихся действиях, то мы не только используем глаголы несовершенного вида, которые отвечают на вопрос "что делать ?", но и используем различную дополнительную информацию в лице наречий, которые как раз-таки и показывают эту повторяемость. Например,

Анастасия не может готовить (что делать ?), она готовит редко . Anastasiya cannot cooking, she cooks rare.

Я купила (что сделала ?) красивое платье, оно мне очень идёт ! (виден результат) I bought a new dress, it suits me much.

Чтобы правильно определить вид у глагола можно запомнить некоторые наречия, которые помогут правильно решить, точно ли тот или иной глагол относится к определенному виду:

Несовершенный вид
Что делают? Когда? Как часто?

  1. Никита смотрит фильм Каждое утро/вечер/день, регулярно, часто, редко, иногда, обычно.
  2. Виталий покупает газеты
  3. Мы играем в волейбол
Совершенный вид
Что они сделали? Когда?
  1. Никита посмотрел фильм "Титаник" Вчера, вечером, утром, сегодня, один раз, в пятницу, 2 дня назад, уже, еще не.
  2. Виталий купил газету "Известия"
  3. Мы сыграли в волейбол очень хорошо
Из этих примеров видно, что слова-наречия могут значительно облегчить определение того или иного вида глагола, главное, выучить вопросы и запомнить данные слова. Чтобы попрактиковаться, исправьте данные предложения, задавая глаголам правильные глаголы. Предложения написаны с ошибками:

Я доел кашу и шел гулять.
Студенты задерживались в университете, но все-таки освоили материал.
Она очень долго переделала доклад.
Таня сильно плакала и никак не успокоилась.
Дети много смеялись и учитель решала поиграть с ними еще.

Запомните , пожалуйста, что глаголы несовершенного вида имеют 3 формы: прошедшую, настоящую и будущую:

Глаголы совершенного вида имеют только 2 временные формы: прошедшую и будущую

Посмотрели и посмотрим (Что сделали и что сделают?) Watched and will watch

Форма прошедшего времени изменяется по числам:

Бежал (единственное число) и бежали (множественное число) He ran and they ran.

В современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление совершенного и .

Глаголы совершенного вида обозначают действие, ограниченное внутренним пределом .

Глаголы совершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-фактическое значение.

Указывает на единичное действие в его целостности: вошёл , написал , закричал .

  • - Я вошёл , старик читал газету в кресле…
  • (А. Н. Толстой)

2. Суммарное значение.

Указывает на целостность действия, объединённого общим результатом или целью; используются лексические показатели типа два раза, трижды, несколько раз и др.

  • Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно.
  • (А. И. Куприн)
  • Мама напекла много блинов.

3. Налично-результативное значение.

Главное - конечный результат действия: школьник пришёл , отец вернулся .

  • - Ты, наверно, озяб в своих танцевальных туфлях.
  • (В. А. Солоухин)

Грамматические особенности глаголов совершенного вида

1. В глаголы совершенного вида будут иметь две формы - и . Форм у них нет! Объясняется это несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени.

2. Глаголы совершенного вида образуют синтетические формы будущего времени: посмотреть - посмотрю , сшить - сошью .

  • написать - написавш ий , написанн ый
  • рассказать - рассказавш ий , рассказанн ый

4. Глаголы совершенного вида образуют : сказать - сказав , посмотреть - посмотрев , посадить - посадив , написать - написав .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды глагола

Дорогие ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой грамматической категорией - вид глагола. Вы узнаете, что глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, и научитесь определять вид глагола.

Как подписать картинки? Бабушка вязала шарф. Бабушка связала шарф. Б

Из предложения Бабушка связала шарф мы узнаём, что шарф готов. Предложение Бабушка вязала шарф не сообщает нам, закончила бабушка свою работу или нет. Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела: связала. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении: вязала.

Учёные-лингвисты используют специальный термин - предел действия. Предел действия - это любой момент, любая точка, с которой действие должно прекратиться. Например: прилететь - «закончить полёт», проснуться - «перестать спать».

Как определить вид глагола? Первый способ – вопрос. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д. Летать, рисует, выбирали Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Вернуться, напишет, пришли

Как определить вид глагола? Второй способ - слово «буду». К глаголам несовершенного вида можно подставить слово буду, например: петь - буду петь (несовершенный вид). К глаголам совершенного вида слово буду подставить нельзя, например: спеть - нельзя сказать буду спеть (совершенный вид).

Учимся играя. Вопрос с приставкой. Легко запомнить: глаголы совершенного вида отвечают только на те вопросы, которые имеют приставку с-.

Клуб знатоков. Случайный выстрел. Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получился случайно. Мальчик натянул рогатку и выстрелил. Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.

Время и вид Ребята, очень внимательно рассмотрите таблицу, чтобы понять, в каком времени могут употребляться глаголы совершенного и несовершенного вида. У глаголов какого вида есть только два времени - прошедшее и будущее? Почему?

Виды глагола Вопрос Время Посещал занятия Посетил занятия Прошедшее Посещаю занятия - Настоящее Буду посещать занятия Посещу занятия Будущее

Итак, глаголы совершенного вида могут употребляться только в прошедшем и будущем времени, они не имеют формы настоящего времени. Это связано с тем, что глаголы совершенного вида обозначают такое действие, которое уже свершилось, достигло результата (нарисовал, пришёл), или обязательно свершится, т.е. будет иметь результат, в будущем (нарисует, придёт). Поставить такие глаголы в форму настоящего времени невозможно, потому что в настоящем времени глаголы обозначают действие, происходящее в данный момент, которое ещё не достигло результата (рисую, иду - несов. вид).

Время глагола не имеет значения для определения его вида. Например, в словосочетании учил вчера действие закончилось, а глагол учил (что делал?) несовершенного вида. Мы не знаем, закончил ли он учить или всё ещё учит. В словосочетании выучу завтра действия ещё нет, а глагол выучу (что сделаю?) совершенного вида. Мы знаем, что завтра действие точно закончится.

Весёлая переменка. Вы никогда не пробовали играть словами? Совсем недавно мы с подругой гуляли в парке. Стояли последние дни лета, но было по-осеннему прохладно. Подруга и говорит: «А ведь осень уже наступила!» «Не знаю, как осень, а вот ты точно наступила мне на ногу», - отвечаю я.

Клуб знатоков. Можно ли падать, но не упасть? Глагол падать несовершенного вида, обозначает «лететь сверху вниз под действием собственной тяжести». Парным ему будет глагол упасть, то есть «оказаться внизу». Глагол падать обозначает действие, которое должно со временем прекратиться: то, что падает, должно со временем упасть. Оказывается, так бывает не всегда. Есть в Италии, в городе Пизе, сооружение, которое «падает» уже более семисот лет. Многим из вас известно его название - Пизанская башня. Дело в том, что ещё в 1173 году, когда началось строительство, фундамент башни положили неровно. И с тех пор башня «падает», наклонившись к югу

Тренажёр. Виды глагола Действие какого вида обозначают картинки? Несовершенного Совершенного

Несовершенного Совершенного

Весёлая переменка. Блинчики. Всюду Павлику почёт: Павлик блинчики печёт. Он провёл беседу в школе - Говорил, открыв тетрадь, Сколько соды, сколько соли, Сколько масла нужно брать. Доказал, что вместо масла Можно брать и маргарин. Решено единогласно: Он прекрасно говорил. Кто сказал такую речь, Сможет блинчиков напечь! Но, товарищи, спешите - Нужно дом спасать скорей! Где у вас огнетушитель? Дым валит из-под дверей! А соседи говорят: - Это блинчики горят! Ох, когда дошло до дела, Осрамился наш герой - Девять блинчиков сгорело, А десятый был сырой! Говорить нетрудно речь, Трудно блинчиков напечь! (А. Барто)

Проверь себя. Как определить вид глагола Впишите вопросы рядом с глаголами. ползёт (?) привёл (?) вылетит (?) строятся (?)

Определите вид глагола. остановился стрижёт проспал заниматься красила лягу расцветать помогать любит полюбили исчезаю куплю придумали

Важный вывод. Глаголы совершенного вида указывают на то, что действие совершилось, достигло (достигнет) своего предела: приехал, выбросили. Глаголы несовершенного вида обозначают действие в его течении: вязала, ходит и т. д. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д. Бежать, смотрит, растили. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д. Помыть, купит, выиграли.