Литературный вечер «Они сражались за Родину. Сценарий литературно- музыкального вечера "солдатам всех войн посвящается" Бьётся в тесной печурке огонь

Разделы: Внеклассная работа

Пролог.

На экране – заключительные кадры х/ф “Офицеры”, на фоне которых звучит песня “От героев былых времен…”

Затем на сцену выходит юноша с гитарой, он перебирает струны гитары и читает стихи А. Макаревича.

Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее с детских лет.
Сколько книг про войну, где как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино, как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Гитара замолкает.

Я иногда думаю о том, что вот каждый день мы ходим в школу, учимся, развлекаемся, что-то делаем, грустим, веселимся. Жизнь кажется нам то светлой, то мрачной.

Но часто ли мы находим время для того, чтобы вспомнить? Вспомнить о тех, кто воевал и не вернулся с войны, вспомнить о тех, кто боролся за жизнь и смог выжить.

На сцену поднимаются ведущие в солдатских пилотках.

1-й ведущий.

Память, память за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни,
Ты друзей моих погибших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память, память, ты же можешь, ты должна
На мгновенье эти стрелки повернуть,
Я хочу не просто вспомнить имена,
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

2-й ведущий.

Ты помнишь, солдат, много весен назад
Полыхало закатами небо?
Ты шел через боль и твердил как пароль,
Как священную клятву: “Победа”.
Ты помнишь, солдат, обгоревший рейхстаг,
Алый стяг, озаривший полнеба?
Ты помнишь друзей?
К ним на несколько дней
Опоздала в Берлине победа.
Мир помнит, солдат, много весен назад
Твое твердое слово: “Победа!”.

1-й ведущий. (обращаясь ко 2-му ведущему).

Ты помнишь этот день?

2-й ведущий. Нет, я не помню. Я родился в 1990 году.

1-й ведущий. И я не помню. Я родилась в 1991 году.

2-й ведущий. Мы никто не знаем войны, но (обращаясь к зрителям ) мы слышали о ней от старших, не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью. Великая Отечественная война…

1-й ведущий. Война…

Звучит песня “Эх, дороги!..”

От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина – 1600. Итого 2600 километров.

1-й ведущий. Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это клятва панфиловцев: “Ни шагу назад, за нами Москва!”

2-й ведущий. Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это штурм Берлина, это разгром Квантунской армии, это память сердца всего народа.

1-й ведущий. Забыть прошлое – значит предать память о людях, погибших за счастье Родины.

2-й ведущий. 27 миллионам павших, не вернувшимся с кровавых полей войны, посвящается.

1-й ведущий. Славным ветеранам Великой Отечественной посвящается.

2-й ведущий. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается.

Сцена 1. “Ах, война, что же ты подлая сделала.”

Выпускной вечер. Танцуют девочки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. 5 пар. Шутки. Смех. Звучит фокстрот “Рио-Рита” (слова Геннадия Шпаликова. муз. С.Никитина) или вальс “Брызги шампанского”.

Юноши и девушки:

Какое утро, какой рассвет, вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь. Как же хорошо, уже и птички просыпаются и теплынь такая.
- Все когда-нибудь кончается, но это и неплохо – ведь дальше будет настоящая жизнь.
- Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдет, мы все институты закончим. Вырастем.
- Может, кто и замуж выскочит.
- Ага, или женится.
- Не, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду.Романтика.
- А я вот хочу летчиком быть, испытателем.
- А я на учителя пойду. Зачем нам в мирное время военные профессии?
- А я врачом, у меня и начальная подготовка есть.
- А я мечтаю приносить людям добро.
- А я мечтаю о любви…
На сцене кружатся в вальсе выпускники. Появляется юноша с фотоаппаратом. Все подбегают к нему, становятся для фотографирования .

Фотограф. Внимание! Внимание! Снимаю!

Десятиклассник. Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года. Школа № 2 г.Благовещенска, наш 10-й “А”.

Десятиклассница. Нас 35.

Десятиклассник. 17 девочек, 18 мальчиков.

Десятиклассница. Через 5 лет из нашего класса выйдут 5 врачей, 6 учителей, 9 инженеров, 10 военных, 3 артиста, 2 журналиста.

Мелодия внезапно обрывается, сменяясь нарастающим воем авиабомб, разрывом снарядов.

На фоне кадров военной кинохроники звучит голос Левитана (объявление войны).

Девушки в ужасе закрывают головы руками. Юноши пытаются заслонить их от страшных ударов. Затем юноши и девушки разделяются на 2 группы, надевают пилотки и исполняют песню Б.О.Окуджавы “Ай, война, что же ты сделала, подлая…”.

На передний край сцены выходят 1 юноша и 1 девушка. Остальные уходят.

Девушка. Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Юноша. Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь!” Родина…

Девушка. Родина! Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!

Юноша. Просто был выбор у каждого – я или Родина.

Инсценировка по мотивам повести Э.Казакевича “Звезда”.
<Приложение1>
По окончании– кадры х/ф “Звезда” (гибель Травкина)
Звучит песня В.Высоцкого “Он не вернулся из боя…”.

Сцена 2.Женщина и война.

Выходит женщина-мать, вся в черном.
Звучит “Аве, Мария”.

Мать.

Ой, зачем ты, солнце красное,
Все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою,
Отзовись, моя кровиночка,
Маленький, единственный!
Белый свет немил, изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Зернышко мое,
Зорюшка моя, горюшко мое, где же ты?
Не могу найти дороженьку, чтоб заплакать над могилкою,
Не хочу я ничегошеньки – только сына милого…
За лесами моя ластынька!
За горами – за громадами!
Если выплаканы глазыньки,
Сердцем плачут матери…
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись моя надежда!
Зернышко мое, зорюшка моя, горюшко мое,
Где же ты?

Уходит под звуки “Аве, Мария” Дж. Верди.

На экране – кадры военной кинохроники о женщине в годы Великой Отечественной войны.

1-й ведущий. Если бы удалось найти такие весы, чтобы на одну чашу можно было положить военный подвиг наших солдат, а на другую – трудовой подвиг наших женщин, то чаши этих весов стояли бы вровень, как стояли, не дрогнув, под военной грозой в одном строю с мужьями и сыновьями героические советские женщины.

2-й ведущий. 800 тысяч девушек и женщин доблестно сражались в бою.

Звучит песня“Журавли”..

1-й ведущий.

Они легли на поле боя,
Жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зеленая трава.
Они прикрыли жизнь собою.
Жить начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.

Девочка из 10 “А”. Новый 1942 год из нашего класса не встретили многие. Погибли Рома Веселов, Миша Смирнов, Толя Рожков, Гриша Троепольский. От голода умер Валерий Павлович, наш любимый учитель физики, умерла Тоня Куликова, Зина Редькина, Валя Тенина, скончался в госпитале Леша Сидоров. К лету не останется в живых еще шестеро.

2-й ведущий: Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству.

1-й ведущий. Еще можно взглянуть на их лица, в их глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах…

2-й ведущий: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

1-й ведущий: Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата.

2-й ведущий: О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.

1-й ведущий: Об этом могут рассказать они сами.

Сцена 3. Дети войны.
Кинохроника заканчивается, на сцене зажигаются прожектора.
Инсценировка “ В блокадном Ленинграде”.

Девочка: (Закутанная в шарфы, платки выходит из зала с поленом на руке, имитируя сбор щепок, поднимается по ступеням на сцену во время хроники). Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомбленных домах. Мама мне разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда где-то щепочку найдешь, а сил не было, поэтому прицепишь эту щепочку за веревку – и тащишь по снегу. Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И мама говорила…

Мама: (во время слов девочки выходит на сцену, ежась и кутаясь в шаль, подхватывает фразу) Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если они нас разбомбят вечером, мы же голодными умрем.

Мама гладит девочку по голове и присаживается в кресло, осторожно разламывая кусочек хлеба и отщипывая от него. Девочка прижимается на миг к маме, берет свой кусочек в ладошку и, глядя на него, делает шаг вперед к зрителям.

Девочка: И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек (закрывая ладошку с хлебом другой и прижимая их к груди).

Свет прожекторов гаснет. На экране хроника блокадного Ленинграда.
Звучит песня А.Розенбаума “Дорога жизни”.

1-й ведущий: Зимой по льду Ладожского озера удалось проложить дорогу. Дорогу жизни. По ней в осажденный город доставлялись продукты и оружие, а обратно вывозились истощенные дети, раненые. Но не всем удавалось преодолеть этот путь.

2-й ведущий: На выезде из Ленинграда, там, где начинается дорога на Ладогу, сейчас стоит памятник – “Цветок жизни”. Это памятник всем прошедшим сквозь холод и голод блокадных ночей.

На экране продолжается хроника.

1-й ведущий: Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Недетская это тяжесть, война, а они хлебнули ее полной мерой.

Инсценировка по мотивам повести В.Катаева “Сын полка”.
<Приложение3>

Разрывы снарядов.

1-й ведущий:

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные…
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Сцена 4. Смерть и воин (по поэме А.Т.Твардовского “Василий Тёркин”).
<Приложение 4>.

Сцена 5. “Жди меня…”

1-й ведущий: (На фоне мелодии песни “Темная ночь”.) Странное и суровое время… И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, детям, женщине. Эта любовь помогла нам выстоять, выжить и победить.

2-й ведущий: Она жила в сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем.

Юноша и девушка по разные стороны от сцены. Он в военной форме.
Читают письма. Звучит музыка “Эхо любви” (муз. Е.Птичкина, слова Р.Рождественского).

Она: Дорогой мой!

Кажется, целая вечность прошла с тех пор, как я проводила тебя. Каждый день с замиранием сердца жду почтальона, жду твоей весточки. Люблю тебя, волнуюсь, скучаю.

Он: Я с тобой, мой друг! Разве ты не слышишь, как я глажу твои волосы, как, прижавшись к ним лицом, стараюсь сказать что-то теплое, ласковое, хочу и не могу!

Откликнись! Я с тобой каждую минуту. Стоя на посту, при лунном свете перечитал твое последнее письмо, знаешь, сразу сделалось теплее, даже руки обогрелись.

Она: Какое это счастье – получить твое письмо. Сил сразу прибавилось. Так хочу дожить до победы, чтоб увидеть тебя, обнять.

Он: Я не трушу, нет. Но вся моя нежность, мягкость, любовь к природе вдруг сопоставляются с диким уничтожением жизни. Я не могу смотреть на обгоревшие леса, на изуродованные города, на убитых. Любочка! Дай мне силы перебороть себя, выстоять в сражении с врагом!

Она: Как мне хочется прибежать к тебе, быть с тобой, для тебя. Пусть моя любовь поможет тебе!

Он читает стихотворение К.Симонова “Жди меня”.

Жди меня, и я вернусь,
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло…
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: “Повезло!”
Не понять, неждавшим, им,
Как среди огня
Ожиданием своим ты
Спасла меня.

Она: Ты вернешься, и мы еще потанцуем с тобой под тот вальс из “Спящей красавицы”, под который мы любили с тобой кружиться по нашей комнате. Скорей бы кончилась эта проклятая война.

1-й ведущий: И придет май 45-го. Вздохнет усталая земля, и солдаты, что уцелеют, вернутся с той проклятой войны.

Звучит песня “День Победы” Д.Тухманова.

Она: Из 35 человек нашего 10 А осталась в живых одна я, только я.

Он: Из моего поколения в живых осталось менее 3 %. Нам в 41-ом году было 17 лет.

Он: Я должен был выжить, чтобы встретиться с тобой.

Она: Мы будем жить с тобой долго и счастливо и радоваться жизни за всех, кто не вернулся с войны.

Сцена 6. Позови меня, Родина!

Ведущий. Прошли годы. Отгремели тяжелые бои. Но, чтобы никогда на земле не повторились те жестокие битвы, Родина призывает под свои знамена молодых защитников, тех, кто сумеет достойно продолжить дело дедов и отцов.

На сцену поочередно выходят юноши в форме
воина Российской Армии.

На два года шинель.
На два года мундир.
На два года отца
Заменил командир.

Но вдали от родных,
От любимых вдали
Я теперь на виду
У родимой земли.

Раз доверил народ
Охранять свой покой,
Не гордиться нельзя
Мне судьбою такой.

Говорят – тяжело.
Говорят – далеко…
Ну, а что и кому
Достается легко?

Если в этом и долг,
И высокая честь,
Я всегда на приказ
Отвечаю лишь (все юноши, участники вечера, выходя на сцену, хором ): “Есть!”

Они поют песню “Русский парень”
На припев песни выходят и выстраиваются перед сценой и все девушки – участницы вечера.

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Сценарий литературно-поэтического вечера "Песни военных лет"

Цель мероприятия: Воспитание чувства сопричастности к истории своей страны через военные песни.

Задачи мероприятия:

  1. Способствовать полноценному восприятию военной песни;
  2. Воспитание семейных ценностей;
  3. Развитие творческих способностей;
  4. Формирование нравственных качеств.

Формы организации деятельности детей: концерт

Ход мероприятия

Видео «Если не ты, то кто?»

Дуэт: «Моя Россия» Вышинская Настя и Алиса

Ведущий: Великая отечественная война одна самых кровопролитных войн в истории человечества, о которой нельзя ни в коем случае забывать.

Ведущий: Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни, но память о них и о воинах, сложивших свои головы на полях сражений, не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия, именно они рисковали своими жизнями для нашей лучшей жизни. А в этом тяжелом бою им помогали танк, автомат и песня.

Ведущий: Песни на передовой линии огня были нужны, как воздух. “Без песен на войне труднее вдвойне”, – подчеркивает фронтовая пословица. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку. А в решительные минуты помогала мобилизовать свои силы, избавиться от слабости и паники.

1 Чтец:

С первого взгляда, может,
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине.
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.
Стершиеся чернила,
Выцветшая тетрадь,
Строки, с какими было
Легче нам умирать.
Песни поры военной
Что сберегли для нас,
Весь неприкосновенный
Наших сердец запас.

Дуэт: «От героев былых времен»

Ведущий: Песня военных лет... Вместе с Отчизной она встала в солдатский строй с первых дней войны и прошагала по пыльным и задымленным дорогам войны до победного ее окончания. Песня делила вместе с воином и горести и радости, подбадривала их веселой и озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных и любимых. Песня помогала переносить голод и холод, тяжкий многочасовой труд во имя Победы. Стихи и песни вели в бой, они и стали разящим оружием.

Ведущий: Казалось, какие еще песни, когда идет война, кругом горе, каждую минуту смерть смотрит в глаза людям? Не до песен совсем. А все как раз наоборот. Песни нужны были всем: солдатам помогали в трудные минуты, с песней на привале они отдыхали. А в тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним живыми и здоровыми.

2 Чтец:

Солдаты пели, словно школьники,
И, как солдаты, пели мы.
Все пели праведно и доблестно -
И няня в стареньком платке,
И в сапогах кирзовых докторша,
Забывши градусник в руке.
Вошли смущённо шефы-грузчики
И, встав тихонько за кровать,
Большие, гордые и грустные,
Сняв шапки, стали подпевать.
Разрывы слышались нам дальние,
И было свято и светло...
Вот это всё и было - армия,
Всё это Родину спасло.

Ведущий: Для вас прозвучит песня в исполнении хора «МКОУ СОШ №6». «Шли солдаты на войну» слова и музыка Игорь Русских.

Хор: «Шли солдаты на войну»

3 Чтец:

Привезли солдата в медсанбат,
Врач сказал: «не доживёт до ночи».
«Мне бы песню…», – прошептал солдат:
«Я до песен с давних лет охочий…»
Боль невыносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело,
И, сестра, усталая сестра
До рассвета над солдатом пела.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится

Дуэт: «Идет солдат по городу»

Ведущий: Следующая песня «Мы так давно не отдыхали» из кинофильма «Освобождение» из цикла «Битва за Берлин» слова и музыка Михаила Ножкина, так же передает нам ту полноту чувств, которую испытывал простой рядовой солдат в этой чудовищной войне.

Дуэт: «Мы так давно не отдыхали» (Трапезникова Л., Сысоев А.)

Ведущий: Вопреки известному афоризму «Когда пушки грохочут, музы молчат» поэзия и музыка в годы войны была в первых рядах, тех, кто отстаивал честь и свободу родной земли. Страстно и проникновенно она выражала ненависть и гнев, скорбь и страдания народа. Военная песня стала одним из грозных видов литературного оружия – бессмертного и незабвенного.

Ведущий: Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыку вдвойне! – сказал герой поэмы Александра Твардовского «Василий Тёркин». И он был прав, и с ним согласны все ветераны, герои Великой Отечественной Войны, работники тыла, и мы с вами – современники.

Ансамбль: «Прадедушка».

4 Чтец:

Мы хотим, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

Ведущий:

И поле ратное остыло весенний запах пахоты
И детским кличем небо вторит: «мы больше не хотим войны».

Хор: Я хочу, чтобы не было больше войны

5 Чтец:

Помните! через века, через года, – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда,– помните!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли,
Помните!

Ведущий: Песни о войне – это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые на веки свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить священной памяти, о великом подвиге доблестного советского солдата не прервется, пока будут звучать песни о войне.

Ведущий:

Пусть рыдает оркестров тяжёлая медь,
Ветераны, отцы,
Вы – бессмертны по праву.
И Победе сиять!
И салютам греметь!
И грядущим певцам
Петь Вам вечную славу!

Песня «День победы» (10кл)

Ведущий: На этом наше с вами мероприятие, посвященное песням военных лет, подошло к концу. До свидания!




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • познакомить с историческими фактами времён Великой Отечественной войны, с жизнью Тахтамукайского района в это время;
  • развивать способность сопереживать, формировать умение слушать окружающих; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: портрет А. Экзюпери, фотографии героев войны, фонограммы песен военных лет.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель: Дорогие, друзья! Уважаемые гости! Предлагаем вашему вниманию внеклассное мероприятие «Они сражались за Родину», посвященное 68-й годовщине освобождения Тахтамукайского района от немецко-фашистких захватчиков. (Слайд 1)

Звучит музыка. На сцене появляется Маленький Принц.

Маленький Принц: Послушайте, вы не видели моего друга Антуана де Сент-Экзюпери?

Ведущий 1: (обращается к залу): Как сказать ему, что его друг писатель Антуан де Сент-Экзюпери погиб?! Давным-давно, во время войны!

Ведущий 2: Знаешь, была война. Он ведь военным лётчиком. Однажды он отправился в полёт и не вернулся.

Маленький Принц: Послушайте, а что такое война? Она кому-то нужна?

Ведущий 1: Мы должны, обязаны объяснить Маленькому Принцу, что такое война.

Ведущий 2: И тогда Маленький Принц поможет нам уничтожить в людских сердцах злобу, ненависть, равнодушие, тщеславие, эгоизм.

Ведущий 1: Земля – планета непростая. На Земле люди много воевали.

Ведущий 2: Войны выгодны королям – они получают новые земли, дельцам – их толстые кошельки наполняются золотом.

Ведущий 1: Миллионам честолюбцев – они получают новые ордена. Теперь ты понял, кому нужна война?

Ведущий 2: Был один такой герой, он называл себя императором Наполеоном Бонапартом. Он жил в стране твоего друга, во Франции, почти 200 лет назад.

Ведущий 1: Когда фортуна подарила ему власть, он решил, что весь мир должен принадлежит ему.

Ведущий 2: Но ведь люди так не считали. Началась война, опалившая огнём многие земли. Но народы доказали императору, что могут прожить без него.

Ведущий 1: В ХХ веке появился ещё один вояка. Он звался Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей – варваров, способных только истреблять, и начал войну, самую страшную на свете, в 1939 году.

Ведущий 2: Франция героически сопротивлялась и сдалась фашистам через 42 дня.

Ведущий 1: В большей степени пострадал Советский Союз. Война продолжалась четыре года. Фашисты были изгнаны с нашей земли.

Ведущий 2: Послушайте, дети, что такое война. Началось это в 1941 году.

(Слайды 3, 4, 5)

Ведущий 1: 22 июня 1941 года – это один из самых трагических дней в истории нашей страны. Это был выходной день. Спали города и сёла, после выпускных вечеров гуляла молодёжь. Выпускники мечтали о своём будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начал брезжить рассвет, часы показывали четыре часа утра… И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолётов, лязг танков, пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая речь…
К этому времени германские войска покорили уже многие страны Европы: Чехословакию, Польшу, Венгрию, Болгарию, Югославию. Враг был жестоким и сильным…Плечом к плечу на защиту родины встала вся страна от мала до велика.

Ученик 1: Как и по всей стране, в районе началась мобилизация. В течение нескольких недель после начала войны на фронт ушло добровольно более двух тысяч человек, а всего из 27 тысяч населения района за годы войны в действующую армию ушло 8 тысяч человек.

Ученик 2: Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон, хотя германское командование отводило на захват крепости всего несколько часов. Среди героических защитников Брестской крепости были воины из Тахтамукайского района. Это Григорий Кошаков, Юсуф Ловпаче, Мухарбий Схатум, Челемет Дербок, Шабан Лаюк. Пали смертью храбрых под Брестом Аюб Басте из Панахеса, Юсуф Схаляхо из Афипсипа

(Слайды 8, 9)

Ученик 3: Перед рассветом 22 июня 1941 года, на пограничную заставу, которой командовал наш земляк старший лейтенант Александр Сивачёв, двинулся батальон фашистов под прикрытием сильного огня артиллерии и танков. Более 12 часов бойцы заставы отбивали атаки фашистов. Пересечь границу им удалось лишь только тогда, когда погиб весь личный состав заставы. Александр Сивачёв был посмертно удостоен ордена Отечественной войны первой степени.
Его имя носят улица и школа в посёлке Энем, застава недалеко от города Гродно в Белоруссии.

Ученик 4: Неся большие потери, фашисты продолжали наступать в глубь страны. Они захватили Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, многие области Украины. Тяжёлые бои шли под Киевом, Одессой. Ленинград оказался в блокаде. Враг рвался к Москве. Многие наши земляки мужественно защищали столицу Украины – Киев. Под этим городом погиб Гучипс Псеуш, был тяжело ранен наш земляк Сергей Улезко.

Ученик 5: Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества народа, верности своей Родине. «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!» – эти слова были сказаны героем – панфиловцем Василием Клочковым. 28 панфиловцев ценой своей жизни остановили вражеские танки под Москвой. В боях под Москвой были ранены Иван Ташников из посёлка Прикубанского, Пётр Недоруев из Энема, Рашид Савв из Новобжегокая.

Ученик 6:

Была Москва пургой заметена,
У Мавзолея ели коченели,
И шла по Красной площади Война –
Усталая, в простреленной шинели.
То батальоны шли с передовой,
Шли на парад окопные солдаты.

Ученик 7: И враг стал отступать. Медленно, но уверенно наши войска гнали фашистов обратно в его логово. 1418 дней шаг за шагом солдат Красной Армии освобождал свою землю от врагов.

Ученик 8:

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шёл солдат.
Шёл солдат, преград не зная,
Шёл солдат, друзей теряя.
Часто бывало –
Шёл без привала,
Шел вперёд солдат…

Ученик 9: Летом 1942 года противник предпринял наступление на южном фронте. Захватив город Ростов, фашисты повели наступление по двум направлениям: на юг – на Кавказ и на восток – на Сталинград.

(Слайды 14, 15)

Ученик 10: Знаменитая Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. В городе шли бои за каждый этаж, дом, квартиру, улицу. Это был кромешный ад. В летопись Сталинградской битвы вписали славные страницы наши земляки: Халид Ачмиз, Юсуф Хизетль, Хот Бжассо, Павел Сержанов, Владимир Титенков и многие другие.

(Слайды 16, 17, 18, 19)

Ученик 11: 10 августа 1942 года фашисты захватили город Краснодар. 12 августа территория Тахтамукайского района была полностью оккупирована фашистами. Наступили чёрные дни оккупации. В период оккупации на территории Краснодарского края и Адыгеи действовало около 86 партизанских отрядов. Они делали всё возможное, чтобы подорвать силы фашистов.

Ученик 12: И в редкие минуты затишья люди вспоминали свой дом, родных и близких им людей. Представляли, как счастливо они будут жить после войны…

Шла пехота, шли в атаку танки
Но никто не дрогнул в этот трудный час
«Три танкиста, три весёлых друга»
Эту песню вспомним мы сейчас для вас. (Три танкиста)

Враг дрожал, услышав о «Катюше»
Мощь «Катюш» вела солдат вперёд
Песню боевую ты послушай,
Что сложил и пел о ней народ. (Звучит песня «Катюша»)

Боевые, пыльные дороги
Уводили вас на смертный бой,
А вернуться удалось немногим.
В память об ушедших песню спой. (Звучит песня «Эх, дороги»)

О сколько безымянных тех высот
Вам взять пришлось, идя за шагом шаг,
В атаку шёл непобедимый взвод
И веял на ветру советский флаг.

(Звучит песня «На безымянной высоте»)

Ученик 13: 11 января 1943 года войска Красной Армии начали наступление и 29 января 1943 года была освобождена вся восточная часть Адыгеи. Ожесточенные бои шли на территории Тахтамукайского района. Населённые пункты неоднократно переходили из рук в руки. 12 февраля 1943 года освобождены хутора Суповский, Новый Сад, аулы Тахтамукай и Козет.

Ученик 14: 13 февраля 1943 года освобождён посёлок Энем. В числе освободителей были наши земляки, Алексей Черник и Семён Хлудеев. В этот же день после ожесточённого сражения воины 32-й гвардейской стрелковой дивизии и 83-й горно-стрелковой дивизии освободили аул Новобжегокай.

(Слайды 27, 28)

Ученик 15: 14 февраля воины 32-й гвардейской стрелковой дивизии форсировали реку Афипс, освободили хутор Коваленко. Развернув свои наступательные операции, 353-я стрелковая дивизия освободила 15 февраля 1943 года аул Панахес. С 13 по 18 февраля 1943 года шли бои за аул Афипсип и к 7 часам утра 18 февраля освободили этот аул. В 14.00 освобождён аул Псейтук. Так завершилась операция по освобождению нашего района от немецко-фашистских захватчиков.
А до Великой Победы оставалось ещё долгих 816 дней и ночей …

(Слайды 29,30)

Ведущий 2: Воины Тахтамукайского района героически сражались на фронте с первого до последнего дня войны. Они воевали под Брестом и Москвой, Ленинградом и Киевом, защищали Сталинград и Новороссийск, освобождали страны Европы и дошли до Берлина. Но не все воины вернулись домой с той войны.

(Слайды 31, 32, 33)

Ученик 16: Немало воинов полегло при освобождении Тахтамукайского района. Имена воинов, отдавших свою жизнь за освобождение нашего района, навсегда останутся в памяти его жителей. Святыми местами для жителей района стали братские могилы, где похоронены освободители.

Ведущий 1: Именем воинских частей, освободивших район, названы улицы. Многим освободителям присвоены звания почётных граждан района. Среди них Алексей Михайлович Черник, Александр Кириллович Теплов, Пётр Андреевич Терехов и другие.

Ведущий 2:

Война закончилась,
Но песней опалённой,
Над каждым домом
До сих пор она кружит,
И не забудем мы
Что 20 с лишним миллионов
Ушли в бессмертие
Чтоб с нами жить.

Ведущий 1: Все меньше остаётся участников тех страшных событий, тем больше наша ответственность перед этими удивительными людьми. Низкий поклон и огромное спасибо всем, кто подарил нам возможность жить и учиться под чистым, мирным небом.

(Слайды 36,37)

Ведущий 2:

Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов павших тогда,
Да не будет войны на планете

Все: Никогда! Никогда! Никогда!

Звучит песня «Ты не бойся, мама!».

Использованная литература:

  1. Р. Х. Савв «Тахтамукайский район»
  2. Р. Х. Савв «Тахтамукайский район в годы Великой Отечественной войны»
  3. Материалы разработок, посвящённых 60-летию победы в ВОВ (журнал «Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября»)
  4. Фото и кинохроника военных лет.
  5. Материалы интернет-сайтов

Сценарий литературно­музыкального вечера «Россия – Родина моя».
Ведущий. 12 декабря самому главному закону нашей страны, а именно Конституции
исполнилось 20 лет. Не случайно мы посвящаем наш сегодняшний литературно­
музыкальный вечер нашей любимой Родине – России.
Россия – сколько в этом звуке для сердца русского слилось,
О сколько в нем отозвалось!
1 вед. Мой друг! Что может быть милей бесценнее родного края?
2 вед. Там солнце, кажется светлее,
Там радостней весна златая,
Прохладней летний ветерок,
Душистее цветы, холмы там зеленей,
Там сладострастнее журчит поток,
Там соловей поет звучнее
3 вед. Там все нас может восхищать.
Там все прекрасно, там все мило,
Там дни, как молния летят,
Там нет тоски унылой.
Там наше счастье живет,
Там только жизнью наслаждаться.
Ведущий. Россия… В этом коротком слове ­ необъятность. Из одного слова рождается
множество картин, они, словно наплывая, сменяют друг друга: белые берёзовые рощи,
старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей, омытая ливнями, в россыпях
звёзд и белой пене черёмух предстаёт перед нами Россия.
Наш любимый край Россия
Ученик. Наш любимый край Россия,
Где в озерах синева,
Где березки молодые
Нарядились в кружева.

Небо синее в России,
Реки синие в России,
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей!
Есть и клены и дубы,
А какие есть грибы,
А еще пекут в печи
Вот такие калачи!!!
Песня «Моя Россия».
Ведущий. Россия – страна большая, добрая, сильная и очень красивая. Люди сложили о
ней много песен и сказок. С древних времён тема Родины стала главной темой
отечественной литературы.
Родина – это не просто поле или лес, города и сёла, где живут люди. Это государство.
В любой стране мира есть государственные символы. Есть они и у России. Каждое
государство имеет герб, флаг, а еще и главную музыку страны. Это гимн. Автор текста
гимна С.В. Михалков, а композитор А.В. Александров.

Давайте внимательно рассмотрим Герб России.
Золотой двуглавый орел изображен на щите красного цвета. Правой лапой орел сжимает
скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. В давние
времена короны, скипетр, держава служили знаками царской власти. Сегодня они
напоминают об историческом прошлом нашей родины, символизируют единство
Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помещен
красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Всадник
поражает копьем змею. Это победа добра над злом.
У России величавой
На гербе орел двуглавый
Чтоб на Запад и Восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.
Символом нашего государства является флаг. Его цвета – цвета природы, добра и
красоты. Белый – мир и чистота, синий – небо, правда, красота. Красный – огонь, отвага,
любовь.
Песня «Белый, синий, красный»
1 вед. Обостренное желание познать Россию и русскую душу всегда было и остается
свойственно русским людям. Что есть Россия? Что есть любовь к России? Что значит
быть русским? – такие вопросы хотя бы раз в жизни задавал себе каждый из нас.
2 вед. Раскинувшись между двух великих делений мира, между востоком и западом,
опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы должны сочетать в себе две
великие основы духовной природы, воображении и разум и объединить в своем
просвещении исторические судьбы всего земного шара.
3 вед. И действительно история Русского государства впитала в себя историю многих
стран и народов.
1введ. Россия была участницей ярких и драматических событий: героической борьбы с
иноземными захватчиками, острых междоусобных войне. Кто только не пытался
захватить и уничтожить Россию она прошла и через монгольско­татарское нашествие и
польско­литовскую интервенцию, не пощадило ее и фашистское иго. Но как птица феникс
, воскресала она из руин из пепла и руин, и только ярче сверкали золотые маковки ее
куполов и сильнее становился характер россиян.
звучит отрывок из «Богатырской симфонии»стихотворение «видение на холме»
песня
2 вед. Как каждое живое существо Россия имеет свое лицо. Оно в золотых колосьях ее
нив, в печальной глубине ее лесов, оно в звуках Глинки и Римского­ Корсакова, в поэмах
Пушкина, в эпопеях Толстого, оно в кроткой мудрости души народной.
Ведущий: Человек без Родины прожить не может. Слово “Родина” мы слышим часто. Оно
знакомо нам с детства. Когда говорим о Родине, мы думаем о месте, где мы родились, где
прошло наше детство. Но Родина – это и наша огромная страна, которая зовется Россией.
На сцену приглашаются ученики 3“А” класса
Ученик:
Я родился в этой стране
Под названием дивным Россия
В целом мире ее нет родней
И, конечно, же нет красивей.
Ученик:

Здесь раскинулись щедро луга
Перелески, холмы и дубравы.
Здесь зимой серебрятся снега,
А весной зеленеют травы.
Песня «Летят журавли».
Ученик:
Я люблю золотые поля,
Васильков и ромашек букеты.
Я родился в России не зря –
Защищать и любить землю эту.
О Родине. В. Орлов.
Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!
Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!
Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
Ведущий: Широка Россия как душа русского человека, щедрая, мудрая, сильная. Мы
часто слышим слова “Россия”, “Родина”, “Отчизна”. Что же для нас они значат? Это
святые слова. Понятие “Родина” включает в себя не только необъятные просторы нашей
страны. Это и язык, на котором мы говорим – наш “могучий и великий” русский язык.
Родина – это культура, традиции, достижения народа, который называет себя таким
красивым словом “россияне”.
Песня «Россия – ты моя звезда».
Ведущий: Нам надо всегда помнить, что наша страна – это родительский дом, где нас с
любовью и надеждой ждут родные и близкие. Это то место, куда мы всегда
возвращаемся, где бы мы не странствовали в мире. Так как родная земля дает нам силу
для жизни. Все, что нас окружает: небо, солнце, тучи, месяц и звезды, зеленые леса и
плодородные поля, люди, которые рядом с нами в радости или в печали – это то, что
поддерживает нас и дает силы жить и радоваться жизни, словно теплому поцелую
матери.
Сильная наша страна! В многочисленных боях многократно подтверждалась сила и
храбрость Русского война, так же самоотверженность, и дух! Погибали на войне наши
земляки и были горды тем, что погибали за родину в бою.
Гражданин Отечества переживает боль и трудности своей Родины. Переживает, как
свои собственные беды.
Гражданин всегда готов защитить своё отечество. Он – настоящий патриот.
Защита Отечества – священная и почетная обязанность человека и гражданина
Российской Федерации.
Ученик:

За мир, за детей. Е.Трутнева
В любом краю любой страны
Ребята не хотят войны.
Им в жизнь вступать придётся скоро,
Им нужен мир, а не война,
Зелёный шум родного бора,
Им школа каждому нужна,
И сад у мирного порога,
Отец и мать и отчий дом.
На белом свете места много
Для тех, кто жить привык трудом.
Народ наш поднял властный голос
За всех детей, за мир, за труд!
Пусть зреет в поле каждый колос,
Цветут сады, леса растут!
Кто сеет хлеб на мирном поле,
Заводы строит, города,
Тот для ребят сиротской доли
Не пожелает никогда!
Ведущий: Мать и Родина… Наверное, нет на свете ближе и роднее слов. Человек любит
свою мать. Любит место, где родился и впервые произнес слово “мама”. Любит свою
малую Родину, где впервые услышал шепот листьев и журчанье ручья, увидел мерцанье
звезд и капли утренней росы. С чего начинается Родина? Родину нельзя, так же, как и
слово “счастье”, определить одним словом или даже фразой.
Ведущий: Россия многонациональная страна, в ней проживает более 100 народов, и все
они живут дружно и стараются помогать друг другу.
Ведущий: Любить свою Родину – это не значит только восхищаться, любоваться тем, что
есть в твоей стране. Любить Родину – это не значит жить только настоящим. Ведь без
прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические,
и трагические моменты. Любить Родину – это значит делать все, чтобы она становилась
богаче, чтобы людям жилось лучше. Каждый из нас мечтает быть счастливым и полезным
своему отечеству. Мы должны всегда помнить слова А. Пушкина, которые обращены и к
нам, поколению, живущему в XXI веке:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Ученик.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!