Иконы всех Святых: фото и их значение. Лики святых в православии Лик святых прославляемый за благовествование евангелия

Один из любимых упреков протестантов в адрес традиционных ветвей христианства – православия и католицизма – э то т.н. «идолопоклонство». Причем к разряду такового причисляется не только молитва перед иконами, но и почитание святых. Абсурдность такого подхода ясна любому, кто знаком с христианской верой не понаслышке: святые для христиан – не боги, которым поклоняются, а люди, которых просят помолиться за нас, грешных. Просят об этом именно их потому, что эти люди приблизили себя к Богу, совершив подвиги во имя Его. Подвиги, за которые людей причисляют к лику святых, так же многообразны, как человеческая жизнь.

Особое место среди святых занимает Богоматерь – человеческая женщина, принявшая в своем чреве Всемогущего и Вечного Бога, сотворившего Вселенную… поистине страшно представить себе такое сопоставление, дело усугублялось тем, что ей заранее было известно, какая Судьба ждет ее Сына. Этот подвиг поистине уникален, повторить его невозможно в принципе, так что св. Дева Мария – единственная в своем роде. По этой причине ее именем никогда не нарекают при крещении (так же, как именем Иисуса Христа) – женщинам, носящим это имя, покровительствуют другие святые Марии, благо, таковых немало.

Хронологически первыми святыми стали апостолы, главной заслугой которых была проповедь Евангелия. Тех людей, которые не принадлежали к числу апостолов (непосредственных учеников Спасителя), но так же, как они, распространяли христианское вероучение, называют равноапостальными – таковыми являются, например, св. Владимир, крестивший Русь, или св. Нина – просветительница Грузии.

Христианская вера поначалу была встречена «в штыки», и такая ситуация потребовала от многих христиан подлинного героизма: сохранять верность Истинному Богу приходилось под пытками, под угрозой смертной казни. Многие из тех, кто погиб при этом, канонизированы как мученики. Тех, чьи страдания были особенно ужасны, называют великомучениками, носивших сан священника – священномучениками, а монахов – преподобномучениками.

Казалось, что эпоха мученика осталась позади с наступлением Средневековья, но увы – гонения на христианскую веру воскресли в позднейшие времена. После падения Византии, когда Балканы оказались под властью Османской империи, многие греки и представители других православных народов, населявших эту территорию, пострадали за веру – их называют греческими новомучениками. Были новомученики и в нашей стране – те, кто погиб за веру в годы сталинских репрессий.

Некоторым пострадавшим за веру людям повезло остаться в живых, таких святых называют исповедниками.

Близко к мученикам стоят страстотерпцы – это тоже праведные люди, принявшие мученическую смерть, но убиты они были не за веру, а по каким-то другим мотивам (например, по политическим). Подвиг же их заключается в смиренном принятии своей участи, в отсутствии ненависти к врагам. К числу таковых принадлежат, например, первые русские святые – Борис и Глеб, в таком же качестве канонизировали семью последнего русского императора.

К счастью, не всегда подвижничество во имя Бога предполагало физическое страдание и смерть. Это может быть отказ от земных благ, удаление от грешного мира со всеми его соблазнами – такой подвиг совершают монахи. Святых, прославившихся в таком качестве, называют преподобными. Праведностью и активной пастырской деятельностью прославились и многие архиереи (епископы) – они канонизированы как святители (например, св. Николай Угодник или св.Лука (Войно-Ясенецкий), чьи мощи находятся в Крыму).

Впрочем, чтобы стать святым, вовсе не обязательно удаляться от мира – можно жить, как обычный человек, иметь семью, тем не менее, оставаться праведником. Людей, канонизированных за праведную жизнь в миру, так и называют – праведные. К этой же категории относятся Праотцы и Парматери – Ветхозаветные патриархи. И если уж мы заговорили о ветхозаветных святых, нельзя не упомянуть еще одну категорию – пророков. Церковь чтит восемнадцать ветхозаветных пророков, но есть и один новозаветный – Иоанн Креститель.

Христианскую веру обычно противопоставляют мирским достижениям, тем более – мирской власти. Между тем, история наглядно показывает, что быть оставаться человеком и даже быть святым можно даже на престоле. Более того – при этом многое можно сделать для укрепления веры и для церкви, не говоря уже о защите христианских народов от внешних врагов. Святых, канонизированных за такие заслуги называют благоверными: Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской.

Одной из главных добродетелей в христианстве считается бескорыстие – и люди, особо прославившиеся этим качеством, канонизированы как бессеребренники. Пример таких святых – Косьма и Дамиан, целители, которые никогда не брали со своих пациентов денег за лечение.

С отказом от мирских благ связана и другая категория святых – юродивые. Но эти люди помимо аскезы еще и надевали личину безумия – в сущности, этот образ в различных его трансформациях всегда был любим писателями, а потом и кинематографистами: «безумный мир», в котором нормальный, нравственный человек выглядит сумасшедшим. Юродство высвечивало абсурдность грешного мира – и в определенной степени соотносилось с деятельностью самого Спасителя, ведь Его проповедь тоже казалась безумной многим современникам. Самый известный из русских юродивых – это, конечно, Василий Блаженный, который не боялся говорить правду самому Ивану Грозному – и царь его слушал. Как синоним слова «юродивый» употребляется наименование «блаженный», но оно имеет и другое значение – так называют двух выдающихся богословов, св. Августина и св. Иеронима Стридонского, чьи заслуги ничего общего с юродством не имеют.

Некоторых святых называют чудотворцами, но это не какая-то особая категория святых – среди них есть и преподобные (св. Ефросин Псковский), и святители (св.Николай Угодник). Эти люди особенно прославились даром чудотворения, в том числе и после смерти – в ответ на молитвы.

Говоря о святых, нельзя не упомянуть об одном распространенном заблуждении. Некоторые люди считают, что святые, канонизированные Церковью, были абсолютно безгрешными людьми. Это не так: безгрешен только Бог, святые же были прежде всего людьми со своими достоинствами и недостатками, так что не всякому поступку того или иного святого можно подражать: рассказывают, например, что св. Николай Угодник во время богословского диспута однажды ударил своего собеседника – еретика Ария. Скорее всего, это из области легенд, но даже если это действительно было – это не означает, что данный поступок надо воспринимать как руководство к действию. Николай II и его супруга Александра Федоровна, ныне тоже чтимые как святые, принимали участие в спиритических сеансах, а император еще и курил – тоже явно не то, чему следует подражать… Святых мы называем святыми не за полное отсутствие грехов, а за адекватное отношение к ним (не случайно в текстах молитв, составленных святыми, так часто повторяются слова «я блудный», «я окаянный», «я грешный»), за стремление очиститься от грехов и посвятить свою жизнь Богу. В этом смысле святые являются «путеводными звездами» для христиан.

Как учит Церковь, каждый человек сотворен по образу и подобию Божиему.
Вследствие грехопадения образ Божий в человеке был искажен.

Цель жизни христианина - восстановление в себе образа Божиего, уподобление Богу.

В Новом Завете святыми называются все христиане, соединившиеся с Богом благодатью Святого Духа. Церковь с первых веков своего существования почитает святых. В настоящее время для прославления и почитания почившего человека как святого -причисления к лику святых -требуется канонизация. Для местного почитания подвижника требуется разрешение Патриарха, для общецерковного признания святого - решение Архиерейского собора.

Материалы для такой канонизации в Русской Православной Церкви собирает Синодальная комиссия по канонизации святых. Основаниями для канонизации могут стать: святость жизни, страдание за веру, дар чудотворения, нетленность мощей.
Формально можно выделить 10 ликов, т. е. типов святости.

Апостолы

12 учеников Христа, призванных Им лично, около 70-ти Его ближайших последователей и апостол Павел,таинственным образом избранный Спасителем уже после Его Вознесения.Апостолы Петр и Павел почитаются Первоверховными.Апостолы стали первыми проповедниками Нового Завета, основателями первых Церквей. Главное свидетельство жизни Христа - Евангелие,было записано апостолами-евангелистами - Матфеем, Лукой, Марком и Иоанном. Евангелистов часто изображают со свитком или книгой - Новым Заветом.

Бессребреники

Христиане, прославившиеся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Обычно к ним относят святых, обладавших даром врачевания и не бравших платы за свой труд. Бессребреник скорее всего будет изображен с ларцом врачевателя.

Благоверные

Цари и князья прославляются в чине благоверных за благочестивую жизнь,дела милосердия,укрепление Церкви и веры. Часто изображаются с царскими венцами и в дорогих одеждах - хитонах.

Мученики

Святые, принявшие смерть за веру во Христа. Претерпевшие особо жестокие муки именуются великомучениками. На Руси традиционно из чина мучеников выделяют чин страстотерпцев - святых, принявших мученическую кончину не во время гонений на веру, их подвиг - в беззлобии и кротости по отношению к своим врагам.ХХ векдал Церкви новый сонм святых - новомучеников. Святые,открыто исповедовавшие свою веру и пострадавшие за это во время гонений, но оставшиеся в живых, называются исповедниками. Наименование священномученик означает, что святой, принявший мучения, был епископом или священником, а преподобномученик - монахом. Мученик скорее всего будет одет в хитон красного цвета. Часто в руках у него крест или орудие его мучений.

Праведные

Миряне и священнослужители из белого духовенства, почитаемые за праведную жизнь. К этому лику также причисляют ветхозаветных патриархов - праотцев. Родители и супруг Богородицы, праведный Иосиф Обручник, тоже относятся к праотцам, но именуются они Богоотцами. К Богоотцам относят и святого пророка и царя Давида. В иконографии нет характерной особенности изображения этого лика.

Преподобные

Монахи, почитаемые за подвижническую жизнь, стремление во всем «уподобиться Христу».
Изображаются в монашеском облачении, правая рука часто сложена в благословении.
ликов святости

Пророки

Пророки сообщали Израилю волю Божию, возвещали избранному народу о грядущем Мессии. Церковь почитает 18 ветхозаветных пророков и одного новозаветного - Иоанна Крестителя. Пророк на иконе чаще всего держит в руках свиток с текстом своего пророчества.

Равноапостольные

Святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу целых стран и народов.
В изображении этого лика святых часто присутствует Крест - символ крещения.

Святители

Епископы, прославившиеся своей праведной жизнью и пастырским попечением о своей пастве,хранением Православия от ересей и расколов.
Святителей изображают в полном богослужебном епископском облачении.

Юродивые, блаженные

От старослав.«оуродъ» - «дурак». Добровольно принявшие на себя образ безумных.Христа ради юродивые на словах и своим примером обличали стяжательство. Блаженными также по традиции называют некоторых святых, например, Иеронима Стридонского, Августина, Матрону и других. Блаженные чаще всего изображаются в ветхих одеждах.

Чудотворцы

Формально чудотворцы не являются особым ликом, поскольку даром чудотворения обладали многие святые, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием для канонизации.

В Православной церкви есть различные категории, если можно так выразиться, которые относятся к одному общему понятию лика святости. Обычному человеку, который только недавно пришел в Церковь, будет немного непонятно, почему один - святой мученик, другой - страстотерпец и т.д. Причисление к Лику Святых происходит при канонизации или в зависимости от трудов при жизни. Помочь разобраться с этим вопросом может существующий сводный список святости.

Лики Святых в Русской Православной церкви

Христиане почитают своих святых с очень древних времен. Первоначально этот культ распространялся на апостолов и мучеников, святых ветхозаветных пророков и праотцов. В этот же период складывалось почитание как святителей предстоятелей сначала местных церквей, а затем уже образовался общецерковный культ. Историческое развитие в дальнейшем приводит и к образованию других рангов святых, почитание которых вошло органически в общий культ.

Апостолы

Все началось с ближайших учеников Иисуса Христа - апостолов, которых Он послал проповедовать христианскую веру, после того как сошел на них Святой дух. Сначала их было двенадцать, но потом Иисус избрал еще семьдесят. Два апостола Петр и Павел больше других потрудились за веру, и поэтому их стали называть первоверховными. А вот четырех Марка, Луку и Иоанна называются Евангелистами, так как они написали Святое Евангелие.

Праотцы

Ветхозаветные Лики Святых, почитающиеся Церковью как исполнители Божьей воли до новозаветной эпохи, называются праотцами. К ним относятся родители Богородицы праведные Боготцы Иоаким и Анна и обручник Богородицы праведный Иосиф.

Пророки

Ветхозаветные Лики Святых, предрекавшие приход Иисуса Христа и провозвестников Божьей воли, называются пророками. К ним относятся ветхозаветные патриарх Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей и Иоанн Креститель - последний пророк.

Равноапостольные

Мученики

В современном мире Лики Святых, которые пролили свою кровь за истинную христианскую веру, называют мучениками. Первым мучеником в высшем понимании этого слова стал Иисус Христос, принесший себя в жертву за человеческие грехи. Вторым мучеником христианской веры стал апостол из 70 архидиакон Стефан (33-36 гг.).

Великомученики

Мученики, претерпевшие особо жестокие пытки и наказания, но проявившие твердость в вере, называются великомучениками. К ним относят Георгия Победоносца, Пантелеимона Целителя, Дмитрия Солунского и Анастасию Узорешительницу.

Священномученики

Святые мученики, обладающие священным чином, называются священномучениками. Среди них епископ Антиохийский Игнатий Богоносец, Московский патриарх и всея Руси Ермоген, Кукша Печерский, Димитрий Апанский (Неровецкий).

Преподобномученики

Мученики, принадлежащие к числу монашествующих, носят название преподобномученики, среди которых Лики Русских Святых, например, Григория Печерского, почивающего в Ближних Антониевых пещерах.

Страстотерпцы

Христиане, принявшие мученическую смерть не во имя Господа, а из-за людской злобы и коварства, называются страстотерпцами. Страстотерпцами на Руси считались святые а также последний Российский царь Николай II и его семья.

Исповедники

Христиане, которые после мучений и истязаний за открытое прославление веры во Христа во время гонений остались живы, стали называться исповедниками. На Руси это были Максим Исповедник и святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Бессребреники

Святой, отказавшийся от своего богатства ради веры, назывался бессребреником. И это прежде всего Косьма и Дамиан, братья по крови, которые пострадали как мученики в III веке.

Благоверные

Князья и цари, прославившиеся праведной и благочестивой жизнью, заботившиеся об укреплении веры во Христа, причислялись к Лику Святых Благоверных. К ним относятся князь Александр Невский и князь Владимир Киевский.

Блаженные

Представители святых подвижников, выбравших особый подвиг юродства - изображения внешнего безумства для того, чтобы достичь внутреннего смирения. В XIX веке в России стали прилагать к святым эпитет "блаженный", синоним слова "юродиевый". В Лике Святых Блаженных прославлен Августин. В Древней Руси был

Преподобные

Христиане, стяжавшие святость в монашеском подвижничестве назывались преподобными.

Этот особый чин имеют основатели лавр и монастырей, это Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

В христианской церкви преподобными стали называть Антония Великого и Ефрема Сирина.

Праведные

Люди, достигшие святости в обычной своей жизни семейной и общественной, называются праведными. В Ветхом Завете это были Ной и Иов, В Новом Завете - Иоаким и Анна, Иосиф Обручник, из русских святых - Иоанн Кронштадский.

Столпники

Святые преподобные, которые выбрали для себя особый подвиг - сосредоточение на молитве и стояние на столпе, называются столпниками. К ним относят преподобного Симеона, Никиту Переяславского и Савву Вишерского.

Чудотворцы

Святые, прославившиеся даром творить чудеса, называются чудотворцами. Засвидетельствованные чудеса есть основное условие канонизации того или иного святого.

Среди чудотворцев особенно почитаются святитель Николай и преподобный Антоний Римлянин.

Юродивые

Подвижники, принимающие на себя подвиг безумства, называются юродивыми. Такой вид аскезы есть радикальное средство для уничтожения в себе гордыни. Самые известные юродивые - это Прокопий Устюжский и Василий Блаженный.

Кто причислен к Лику Святых

Сегодня лик святости имеют все праведные, преподобные, исповедники, мученики, благоверные князья, юродивые ради Христа, пророки, святители, апостолы и евагелисты.

А также люди, причисленные к Лику Святых, которые, не удостоившись мученической смерти, прославились своими благочестивыми трудами (пустынники и монахи). Процесс образования новых форм святости до сих пор продолжается.

В любом православном храме есть Лики Святых. Иконы с их образами дают возможность человеку сосредоточиться на божественной молитве, которая помогает ему обрести полную гармонию не только с самим собою, но и с внешним миром.



В разных жизненных ситуациях многие верующие люди обращаются с молитвами не только к Богу, но и к разным святым. Если выбрать одну конкретную икону с изображением святого и молиться ей, то святой обязательно услышит молитвы и примет сторону человека, помогая ему. Однако, есть много святых, потому нужно знать иконы всех святых и их значение (фото), чтобы молитвы в том или ином случае были услышаны, и помощь пришла. О том, к какой иконе обращаться с разными просьбами, а также об Иконах всех святых и их значение по дате рождение (фото) далее и пойдет речь.

Как могут помочь иконы всех Святых

Если обратиться с молитвами к Святым, то они непременно помогут человеку, оберегут его и защитят. Так, например, при переезде в новое жилье, если чувствуется нужда или грядет беда, то нужно обращать свои молитвы к Архангелу Михаилу , которые главенствует над всеми ангелами.



К иконе Иоанна Крестителя , который крестил в реке Иордан Иисуса Христа, спасителя человечества, обращаются еще со времен Древней Руси для того, чтобы просить о плодородности почвы и богатом урожае.


В ситуациях, когда несправедливость берет верх, следует помолиться иконе Чудотворца . Это один из самых почитаемых в мире святых, защитник обделенных, угнетенных. Также он покровительствует женщинам, детям и путешественникам, рыбакам и летчикам.



Чтобы защититься от природных стихий, и тех последствий, которые они могут нанести, следует обратить мольбу к иконе Александра Невского . Этот святой также помогает добиться того, чтобы власти были более снисходительными к людям. Именно Александр Невский некогда возглавил российское войско для защиты государства.



Икона Богородицы «Утоли мои печали» помогает человека справиться с тоской, лечит физические болезни и душевные переживания. Впервые икона проявила свое чудотворство в конце 17 века в нынешней столицы России, когда ей молились, она излечила знатную особу.



Святой мученик Вонифатий помогает излечиться от алкоголизма, а также помогает всем обжорам, которые любят переедать.



Защитить домашних питомцев, а также достичь семейной гармонии и взять детей под свое крыло поможет Святой Великомученик Георгий Победоносец .



Если человека настигла болезнь и несчастье, то ему надо обратиться к иконе «Иверская Богородица» . Оригинал иконы храниться на греческой горе Афон, где находиться закрытый мужской монастырь. Свои магические свойств икона проявила еще в 9 веке, когда Византийский император приказал уничтожить все иконы. В дом, где хранилась икона, ворвался воин и ударил мечом по щеке Богородицы, из раны потекла кровь, воин обомлел и, раскаявшись, приклонил колени перед святой иконой «Ивесрская Богородица».



К пророку Божиему Илию обращается во времена устойчивых проливных дождей или устойчивой засухи.



Свои молитвы человек должен обратить к иконе Иоанна Кронштадского , если у его ребенка не ладиться с учебой. А также, если в дом вошла болезнь, которую трудно вылечить.



Справиться с недугами поможет и обращение к иконе «Богородица Умиление» . Данная икона хранилась в келье Серафима Саровского, который дал ей и второе название «Радость всех радостей». Серафим мазал больных людей елеем от лампады, что горела у колен икон, и они получили свое исцеление.



Иконы всех святых, их значение различается между собой, как и изображение святых, о чем свидетельствуют фото икон. Наверное, нет ни одной житейской неурядицы, в которой не помогли бы молитвы, обращенные к иконе Блаженной Матроне Московской . Матронушка помогает при поисках новой работы, ей можно молиться о наставлении ребенка на правильный путь, если просто в дом пришла какая-то напасть.



Справиться с проблемами на семейном поприще поможет икона Ксении Петербургской . Молиться иконе можно и при скорби, и с просьбами о счастливом браке.



Дабы исцелиться от болезни, которая никак не проходит, внимание надо отдавать прочтению молитв иконе Преподобных Сергия и Германа .



Важно обращаться к иконам всех святых и знать и значение (с фото), чтобы получить желаемое. Например, для удачного улова на рыбалке и исцеления от недугов надо обращаться к иконе Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла .



Икона «Богородица Всецарица» покровительствует тем, кто борется с таким серьезным заболеванием, как рак. Свои мольбы обращать к иконе могут и те, чьего близкого человека сразило заболевание.



Икона Богородицы Покрова может помочь, если в страну пришла война или политический конфликт, также ей можно молиться при болезнях.



Икон святых очень много, из всех них, согласно их значению (с фото) надо выбрать подходящего, и исправно ему молиться утром и вечером. Приобрети иконки можно в храме, только святые помогут донести молитвы человека до Бога.

Иконы всех святых: фото и их значение по дате рождения

В православии очень важно иметь своего ангела-хранителя, который будет идти рядом с человеком, наставлять его и оберегать. Выбрать икону всех святых, и узнать ее значение можно по дате рождения. Из всех святых можно молиться тому, кто носит такое же имя. Еще, подобрать ангела-хранителя можно по дате рождения, если она приближена к дню памяти того или иного святого.

Облегчить выбор ангела-хранителя, если обращаться не к имени, а к датам рождения, поможет распределение икон по знакам зодиака.

Все, кто родился под знаком Овен, могут обращать мольбы к иконе Казанской Божьей Матери, которая поможет решить сложные жизненные ситуации.

Тельцу следует направлять свои молитвы к лику Иверской Божьей Матери и Сподручнице грешных.

Близнецы

Для Близнецов ангелом-хранителем станет икона Владимирской Божьей Матери. Люди с этим знаком зодиака обязательно должны иметь эту иконку дома.

Люди, родившиеся под знаком Рак, могут обращать свои молитвы к иконе Святого Кирилла и Казанской Божьей матери. Значение икон всех святых и фото можно узнать и посмотреть в этой статье.

Лев
Львам не перепутье следует молиться иконе Николая Угодника и Ильи Пророка, именно они смогут помочь львам в сложных ситуациях.

Неопалимая Купина, Страстная иконы помогут девам вылечить страшные недуги и решить другие проблемы.



Весам следует молиться иконе Неопалимой Купины и Почаевской Божьей Матери.
Скорпион

Люди с этим знаком зодиака обращают мольбы иконе Скоропослушницы и Иерусалимской Божьей Матери.

Стрельцы обязательно должны иметь в доме иконки Тихвинской Божьей Матери и Николая Угодника.

Козерог

Козерог в трудные моменты будет покровительствовать «Державная» икона, которой надо молиться утром и вечером.

Водолей

Неопалимая Купина и Владимирская Божья Матерь защитят всех людей, которые родились под знаком Водолей.

Иверская Божья Матерь помоет рыбам в любой жизненной ситуации. Просить о помощи и защиты следует именно у этой иконы. Полезно почитать о том,

Апостолы (ап.) - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж.,блаж. ) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) - представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч .).Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов. ). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками .

Мученики (мч.) - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками .

Начертанные . Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .

(новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Преподобные (прп.) - праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) - Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) - святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Столпники (столпн.) - святые подвижники, подвизавшиеся на столпе - башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы - принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев - в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) - эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж. ) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вмц. (влкмц .) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц .) — великомученицы
  • вмч. (влкмч .) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч .) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • исп. (испов. ) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц .) — мученицы
  • новмч. (новомуч. ) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп. — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый