Значение губернское по земским делам присутствие в энциклопедии брокгауза и ефрона. Губернское по земским делам присутствие Губернское по квартирному налогу присутствие

ГУБЕРНСКИЕ ПРИСУТСТВИЯ (в областях - областные), название ряда коллегиальных органов государственной власти при губернаторе (являлся их председателем) в России в 1860-е годы - 1918. Губернские по крестьянским делам присутствия (смотри в статье Присутствия по крестьянским делам) в 1861-89 следили за ходом реализации крестьянской реформы 1861. Губернские по городским делам присутствия в 1870-1917 (в 1892 перестали действовать в губерниях, где существовали земства) надзирали за законностью (с 1892 - за законностью и целесообразностью) решений органов городского самоуправления, рассматривали жалобы на нарушения процедуры выборов в них, разрешали споры органов самоуправления с местными государственными, земскими и сословными учреждениями, а также разногласия между городской управой и городской думой, городским головой и большинством членов городской управы. Члены - вице-губернатор, управляющий казённой палатой, прокурор окружного суда (или губернский прокурор), председатель мирового съезда или один из членов съезда (до 1874), председатель губернской земской управы (или один из членов губернского по крестьянским делам присутствия) и городской голова губернского города; при решении некоторых вопросов с правом голоса могли приглашаться руководители местных государственных органов. Решения принимались большинством голосов. Губернские по фабричным (с 1899 по фабричным и горнозаводским) делам присутствия в 1886-1918 контролировали деятельность фабричной инспекции и соблюдение предпринимателями и рабочими фабричного законодательства, накладывали штрафы в случае его нарушения, издавали обязательные постановления по охране жизни, здоровья и нравственности рабочих и служащих, давали разрешения предпринимателям на установление сверхурочных работ и др. Члены - вице-губернатор, начальник губернского жандармского управления, окружной фабричный инспектор, с 1899 окружной горный инженер или его помощник, четыре владельца фабрик, заводов или рудников. Губернские присутствия в 1889-1917 годах наблюдали за законностью решений земских начальников и их уездных съездов (в частности, имели право ходатайствовать перед Сенатом об отмене так называемых окончательных постановлений земских начальников), утверждали инструкции уездных съездов, изменяли границы земских участков, рассматривали ходатайства сельских обществ об отсрочке взносов выкупных платежей и др. Члены - вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, прокурор окружного суда (или его товарищ), два так называемых непременных члена, назначавшихся губернатором из числа дворян. При рассмотрении отдельных дел с правом голоса приглашались: председатель или член окружного суда, руководители казённой палаты и управления земледелия и государственных имуществ, председатель и члены губернской земской управы. Решения принимались большинством голосов, при их равенстве решающим был голос председателя. Губернские по земским и городским делам присутствия (в 1890-1892 губернские по земским делам присутствия) в 1890-1917 осуществляли надзор за законностью и целесообразностью решений органов местного самоуправления (в 1890-92 - только за деятельностью земств). Члены - вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, прокурор окружного суда, управляющий казённой палатой, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города (с 1892) и член, избиравшийся губернской земской управой из числа членов губернской управы или гласных земства. Решения принимались большинством голосов, однако губернатор мог приостановить решение присутствия с одновременным представлением дела на рассмотрение министра внутренних дел. Существовали также губернские присутствия по воинской повинности (1874-1918; контролировали деятельность уездных и городских по воинским делам присутствий), по питейным делам (учреждены в 1885, упразднены по мере введения винной монополии в конце 19 - начале 20 века; контролировали соблюдение уездными по питейным делам присутствиями и городскими думами требований питейного устава), по промысловому налогу (1898-1917; апелляционные инстанции для рассмотрения жалоб налогоплательщиков на постановления казённых палат по делам о государственном промысловом сборе), по делам об обществах (1906-17; регистрировали общественные организации и профсоюзы, наблюдали за их деятельностью) и др.

Лит.: Корф С. А. Административная юстиция в России. СПб., 1910. [Т. 2]; Нардова В. А. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX в. СПб., 1994; Писарькова Л. Ф. Московская городская дума. 1863-1917. М., 1998; Тюрин В. А. Власть и Самарское губернское по городским делам присутствие в конце XIX в. // Самарский земский сборник. 2002. №1; Ярцев А. А. Губернские по земским делам присутствия в дореволюционной России (1890-1917) // Российская государственность: история и современность. СПб., 2003; Гарбуз Г. В. Губернские по делам об обществах и союзах присутствия и общественные организации в Поволжье в начале XX век // Государство и общество. Пенза, 2005. Вып. 3.

В

По воинской повинности присутствие Саратовское губернское по воинской повинности присутствие образовано 8 марта 1874 года на основании указа Правительствующего Сената от 2 января 1874 года. Подчинялось Управлению по делам о воинской повинности Министерства внутренних дел. Ведало общим по всей губернии наблюдением за ходом призыва, переосвидетельствованием призывников, рассмотрением жалоб на уездные и городское присутствия, представлением сведений о числе лиц, внесённых в призывные списки, рассмотрением отчётов уездных и городского присутствий, составлением общего отчёта о выполнении призыва. Председателем губернского присутствия являлся губернатор, членами - губернский предводитель дворянства, председатель и член губернской земской управы, губернский воинский начальник, прокурор окружного суда. Состав уездных присутствий: председатель - уездный предводитель дворянства, члены - уездный воинский начальник, уездный исправник, член земской управы. Для освидетельствования и переосвидетельствования лиц, подлежащих призыву, в губернское, уездные и городское присутствия назначались по два медика от гражданского и военного управлений. Упразднены в январе 1918 года .

Г

Губернское присутствие Саратовское губернское присутствие Министерства внутренних дел было открыто 1 июля 1891 года в соответствии с законом «О преобразовании местных крестьянских учреждений и судебной части империи» от 12 июля 1889 года и заменило . Состояло из губернатора (председатель), вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, прокурора окружного суда, управляющего казённой палатой, начальника управления земледелия и государственных имуществ, председателя губернской земской управы, двух непременных членов из числа местных дворян, назначенных губернатором. Присутствие являлось административно-судебным учреждением для крестьянских сословных учреждений и органов надзора за ними (земских начальников). Ревизовало деятельность земских начальников и уездных съездов, являлось кассационной инстанцией на их решения. Ликвидировано в ноябре 1917 года .

Д

Дворянское депутатское собрание Саратовское губернское дворянское депутатское собрание образовано в 1785 году в соответствии с жалованной «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного дворянства» от 21 апреля 1785 года для составления и ведения дворянских родословных книг и выдачи свидетельств о дворянстве. Созывалось по разрешению губернатора каждые три года. Состояло из губернского предводителя дворянства и депутатов, избираемых от каждого уезда по одному. Собрания рассматривали общедворянские «нужды и пользы»; в их компетенцию входили исключение из собрания дворян, опорочивших своё имя, сбор средств для сословных надобностей. Депутатское собрание подчинялось Сенату и подлежало надзору со стороны губернатора. Упразднено в 1917 году в соответствии с распубликованным в «Газете Временного рабочего и крестьянского правительства» от 24 декабря 1917 года обращением «Ко всем Советам рабочих, солдатских, крестьянских и батрацких депутатов» Народного комиссариата по внутренним делам «Об организации местного самоуправления» .

З

По земским и городским делам присутствие Саратовское губернское по земским и городским делам присутствие было образовано в 1892 году путём объединения губернского по земским делам и губернского по городским делам присутствий. В его состав входили: губернатор (председатель), губернский предводитель дворянства, вице-губернатор, управляющий казённой палатой, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова г. Саратова, член по выбору Саратовской городской Думы. Присутствие унаследовало функции предшествующих учреждений: осуществляло надзор за правильностью и законностью постановлений и распоряжений земских учреждений, исправляло избирательные списки, рассматривало жалобы на постановления земских собраний, не вошедшие в законную силу, на должностных лиц земского управления, налагало дисциплинарные взыскания на членов уездных управ и предавало их суду, надзирало за хозяйственной деятельностью органов городского самоуправления (городских дум и управ). Ликвидировано в 1917 году .

К

Камер-коллегия Центральное государственное учреждение в России 18 веке. Ведала государственными доходами, казёнными подрядами и откупами, продажей казённых товаров, казёнными винокуренными заводами, рыбными ловлями и сальными промыслами, строительством казённых зданий, дорог и мостов, а также таможенными сборами. По крестьянским делам присутствие Саратовское губернское по крестьянским делам присутствие учреждено в феврале 1861 года в соответствии с «Положением о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях» от 19 февраля 1861 года для решения поземельных отношений освобождённых от крепостной зависимости крестьян и надзора за ними. Состояло из вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, управляющих казённой палатой и палатой государственных имуществ, председателя губернской земской управы и прокурора окружного суда или его товарища, возглавлялось губернатором. В функции присутствия входило рассмотрение и разрешение жалоб на действия мировых посредников и уездных съездов мировых посредников, рассмотрение и утверждение уставных грамот и выкупных договоров, утверждение проектов о распределении селений по волостям, повышение и уменьшение повинностей, утверждение мирских приговоров об исключении крестьян из сельских обществ, определение условий пользования крестьянами рыбными ловлями. Упразднено в июне 1891 годас введением в действие «Положения о земских участковых начальниках» от 12 июля 1889, функции перешли .

Л

Лесоохранительный комитет Саратовский губернский лесоохранительный комитет Главного управления землеустройства и земледелия был создан в 1888 году на основании «Положения о сбережении лесов» от 4 апреля 1888 года в целях охраны казённых лесов на землях частных владельцев. Подчинялся Министерству государственных имуществ (с 1894 года - Министерству земледелия и государственных имуществ). В состав комитета входили: губернатор (председатель), вице-губернатор, губернский предводитель дворянства, председатель окружного суда, начальник управления земледелия и государственных имуществ, лесной ревизор, управляющий удельной конторой, председатель губернской земской управы, непременный член губернского по крестьянским делам присутствия, два члена из местных землевладельцев, избираемых губернским земским собранием. В функции комитета входили: защита лесов и утверждение планов хозяйствования на них, охрана лесных массивов, рек и их притоков, наблюдение за состоянием лесов и их распределением, организация административных мероприятий по надзору за лесами. Ликвидирован в соответствии с «Основным законом о лесах» от 27 мая 1918 года .

П

По питейным делам присутствие Саратовское губернское по питейным делам присутствие было организовано по закону «Об изменении правил торговли крепкими напитками» от 14 мая 1885 года. Подчинялось Главному управлению неокладных сборов и казённой продажи питей Министерства финансов. Состояло из губернатора (председатель), вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, управляющего казенной палатой, управляющего акцизными сборами, прокурора окружного суда, председателя губернской земской управы и городского головы. Рассматривало и утверждало постановления уездных по питейным делам присутствий о мероприятиях, необходимых для правильной организации торговли спиртными напитками, об открытии и закрытии питейных заведений, рассматривало жалобы на постановления уездных по питейным делам присутствий. Губернские по питейным делам присутствия упразднены законом от 6 июня 1894 года «О казённой продаже питей». Однако на территории Саратовской губернии действовали, предположительно, до 1899 года . Попечительный о тюрьмах комитет Саратовский губернский попечительный о тюрьмах комитет был открыт 28 августа 1838 года с разрешения императора от 5 июня 1838 года в составе Всероссийского общества попечительного о тюрьмах под непосредственным руководством императора. Во главе стояли вице-президенты (губернатор и епископ) и директора: по должности - главные должностные лица губернии и избранные - от дворянства и купечества. Все утверждались в своем звании на 4 года императором. Дамское и уездные отделения губернского комитета образованы в 1841 году с разрешения императора от 3 июля 1840 года. Комитет и отделения наблюдали за размещением, содержанием и нравственным исправлением заключённых, организовывали тюремные мастерские, школы, больницы, церкви. Средства поступали от казначейства - на содержание и лечение арестантов, от городского управления - на содержание зданий тюрем, от взносов членов комитета и от пожертвований. С 1855 года попечительства переданы в ведомство МВД, с 1895 года - МЮ. С образованием тюремного отделения Саратовского губернского правления в 1890 году попечительный комитет стал исполнять узко хозяйственные функции, дамское отделение комитета было закрыто. Губернский комитет основал и попечительствовал над Саратовским приютом для арестантских детей (в 1844 г.) и Галкинским учебно-исправительным приютом для несовершеннолетних преступников (в 1873 г.). Губернский комитет и уездные отделения закрыты в сентябре - октябре 1918 года постановлением Коллегии НКЮ от 24 августа 1918 года с передачей имущества и банковских капиталов карательному подотделу губернского отдела юстиции .

Р

Распорядительный комитет Саратовский губернский распорядительный комитет Министерства внутренних дел был открыт 17 июля 1875 года на месте губернского особого по земским повинностям присутствия (упразднённого Указом Сената от 10 декабря 1874 года «О прекращении отдельного существования Государственного земского сбора и присоединении его к общим государственным доходам»), унаследовав его функции в части исполнения расходов по квартирному довольствию войск, найму, ремонту, постройке, отоплению и освещению зданий, содержанию дорог и др. Состоял из губернатора (председатель), губернского предводителя дворянства, управляющего казённой палатой, председателя губернской земской управы, губернского воинского начальника, заведующего делами комитета. В своей деятельности руководствовался циркулярами Министерства финансов, Хозяйственного департамента Министерства внутренних дел, Военного министерства. Средства, выделяемые Казённой палатой, шли на квартирное довольствие войск, постройку, ремонт, освещение и отопление общественных зданий, на содержание дорог и подвод. Упразднён 19 марта 1918 года приказом начальника Казанского окружного управления народного хозяйства и комиссара Казённой палаты, его дела были переданы Военному отделу исполкома Саратовского Совета. Окончательная ликвидация и передача дел состоялась 2 июля 1918 года .

Источники

Люди города и района Административно-
территориальное деление
История Ртищевского края Экономика Образование и наука

Губернские учреждения

Губе́рнские учрежде́ния - совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления, платы) и периодически собираемыми собраниями (присутствия, съезды, комитеты, комиссии). Губернские учреждения, в целом возглавляемые чиновником министерства внутренних дел - губернатором, находились под началом различных министерств и ведомств. Основным законом, регулирующим их деятельность, был «Свод учреждений губернских» . По управлялось 49 губерний Европейской России, окраинные губернии управлялись по особенным учреждениям. В состав губернских учреждений не входили судебные и военные учреждения.

Перечень губерний, управляемых по общему и особенному учреждениям

По «Общему учреждению губернскому» управлялись на 1913 год 49 губерний: (Архангельская , Астраханская , Бессарабская , Виленская , Витебская , Владимирская , Вологодская , Волынская , Воронежская , Вятская , Гродненская , Екатеринославская , Казанская , Калужская , Киевская , Ковенская , Костромская , Курляндская , Курская , Лифляндская , Минская , Могилевская , Московская , Нижегородская , Новгородская , Олонецкая , Оренбургская , Орловская , Пензенская , Пермская , Подольская , Полтавская , Псковская , Рязанская , Самарская , Санкт-Петербургская , Саратовская , Симбирская , Смоленская , Таврическая , Тамбовская , Тверская , Тульская , Уфимская , Харьковская , Херсонская , Черниговская , Эстляндская , Ярославская), то есть все регионы Европейской России, кроме Области Войска Донского .

Губернские учреждения других регионов отличались и были определены особенными законоположениями.

По «Учреждению об управлении губерний Царства Польского» управлялись 9 губерний: Варшавская , Калишская , Келецкая , Ломжинская , Люблинская , Петроковская , Плоцкая , Радомская , Сувалкская . До 1913 года существовала Седлецкая губерния , упраздненная при образовании Холмской губернии. Все эти регионы составляли Варшавское генерал-губернаторство. Холмская губерния управлялась по тому же уложению, но с некоторыми модификациями, так как не подчинялась Варшавскому генерал-губернатору.

По «Учреждению управления Кавказского края» управлялись 13 регионов: губернии Бакинская , Елизаветпольская (Елисаветпольская) , Кутаисская , Тифлисская , Черноморская , Эриванская , области Батумская , Дагестанская , Карсская , Кубанская , Терская и округи Сухумский и Закатальский . Все эти регионы составляли Кавказское наместничество. управление Черноморской губернией имело особенности.

«Положение об управлении областей Акмолинской , Семипалатинской , Семиреченской , Уральской и Тургайской » устанавливало особые правила управления этими пятью регионами.

«Учреждение сибирское» устанавливало порядок управления 10 регионами Сибири. Внутри этого документа для различных частей Сибири устанавливались различные порядки управления. По организации государственного управления Сибирь разделялась на следующие зоны:

Иркутское генерал-губернаторство (Иркутская и Енисейская губернии, Забайкальская и Якутская области), причем для Забайкальской области, Енисейской и Иркутской губернии, Якутской области действовал ряд дополнительных, особых для каждой, правил; Приамурское (Амурская , Камчатская , Приморская , Сахалинская области), причем для Амурской, Приморской и Сахалинской областей дейстовали дополнительные, особые для каждой правила; Тобольская и Томская губернии.

При губернаторе состояли канцелярия (8-10 чиновников) и чиновники для особых поручений (3-5 человек).

Учреждения с постоянным штатом

Губернское правление

Подчиненное губернатору (и относившееся к Министерству внутренних дел) учреждение с постоянным штатом, ответственное за управление губернией в широком смысле. «Губернское правление есть высшее в губернии место, управляющее оною в силу законов, именем Императорского Величества.»

Правление состояло из присутствия и канцелярии, состоящей из:1-го и 2го распорядительных отделений (занятых общим делопроизводством, разбором разнообразных пререканий ведомств и жалобами, и возглавлявшихся старшим и младшим советниками правления), Врачебного отделения (под началом губернского врачебного инспектора), Строительного отделения (под началом губернского инженера), Ветеринарного отделения (под началом губернского ветеринарного инспектора), Межевого отделения , иногда называвшегося Губернской чертежной (под началом губернского землемера), Тюремного отделения (под началом губернского тюремного инспектора, типографии и редакции официальной губернской газеты. Функции правления ясны из названий его подразделений.

Наиболее важные дела решало Общее присутствие губернского правления (не следует смешивать с Губернским присутствием) - коллегия, состоявшая из губернатора, вице-губернаторов, советников правления, губернского врачебного иснпектора, губернского инженера, губернского архитектора (с правом совещательного голоса), губернского землемера, губернского тюремного инспектора и ассесора. присутствие имело канцелярию, отдельную от канцелярии губернского правления.

Начальникам подразделений губернского правления был присвоен чин VI класса (коллежский советник).

Несмотря на обширное описание, которое закон давал обязанностям губернского правления, дел у правления, за исключением разбора жалоб на действия других учреждений и отмены их решений, было очень немного. Медицинской, ветеринарной и строительной частью в действительности занимались земства и города, межевой - землеустроительные комиссии, тюрьмы находились в ведомстве министерства юстиции, а местные арестные дома содержало земство. Немногочисленные (20-30 человек в начале XX века) чиновники губернского правления в спокойных губерниях были загружены работой в меньшей степени, чем их коллеги из других губернских учреждений. Общие присутствия губернских правлений в реальной административной практике с конца XIX века не собирались, губернаторы решали дела единолично.

Губернское правление не имело уездных подразделений, так как устройство Российской империи не предусматривало единства государственного управления на уездном уровне.

Казенная палата

Казенная палата - губернское учреждение Министерства финансов , по департаменту (затем Главному управлению) Государственного казначейства. Палата руководила всеми губернскими и уездными организациями, занимавшимися сбором государственных налогов (участковые податные инспекции, губернские и уездные присутствия по налоговым делам) и Казначейством (выполнявшим непосредственно кассовое обслуживание государственных учреждений), а также выполняла функции объединенной бухгалтерии и финансового отдела для всех прочих государственных учреждений в губернии.

Палата утверждала контракты государственных учреждений на сумму до 5.000 рублей (контракты от 5.000 до 10.000 рублей утверждались губернатором, на большую сумму - министром финансов).

Таким образом, губернские ведомства не имели денег в свободном распоряжении (а часто даже не вели бухгалтерского учета своих операций), и должны были согласовывать любой расход с Казенной палатой, следившей прежде всего за соблюдением бюджетной дисциплины.

Контрольные финансовые функции были у независимой организации, Контрольной палаты.

Казенная палата не имела уездных подразделений.

Казначейство

Губернское казначейство - учреждение Министерства финансов , подчиненное губернской Казенной палате. Казначейство вело кассовое обслуживание государственных учреждений. Начиная с 1863-67 годов, когда был введен прицип единства государственной кассы, счета государственных учреждений Российской империи находились на казначейском обслуживании и никогда не передавались ни в отделения Государственного банка , ни в коммерческие банки. Казначейства также принимали от налогоплательщиков налоги (податные инспекции только рассылали окладные листы - извещения о размере налога).

Казначейство возглавлялось губернским казначеем, чиновником министерства финансов. Казначей был подотчетен губернатору, но не подчинялся ему. Казначейства разделялись на семь разрядов по штатам, в зависимости от оборота. В среднем, в Казначействах служило 40-70 чиновников.

В уездах имелись отдельные казначейства, подчиненные напрямую Казенной палате.

Контрольная палата

Контрольная палата - губернское учреждение Государственного контроля , учрежденные в 1865 году. Контрольные палаты занимались ревизией счетов всех государственных учреждений губернии.

Чтобы устранить всякую подчиненность проверяющего проверяемому, Контрольные палаты были формально изъяты из числа губернских учрежждений, и управляющий Палаты никаким образом не был подчинен губернатору.

Палату возглавляли управляющий и его помощник. Для решения важных дел собиралось Общее присутствие Контрольной палаты в составе управляющего, его помощника и старших ревизоров.

Контрольные палаты были разделены на восемь разрядов по штатам, в зависимости от величины финасового оборота в губернии. В среднем, в Контрольной палате было 20-30 чиновников.

Уездных учреждений Государственного контроля не имелось.

Управление земледелия и государственных имуществ

Управление земледелия и государственных имуществ (до 1902 года назывались Управлениями государственных имуществ) - губернское учреждение Главного управления земледелия и государственных имуществ (до 1893 года называлось Министерством государственных имуществ, в 1893-1895 годах называлось Министерством земледелия и государственных имуществ, в 1915 году переименовано в Министерство земледелия).

Для многих губерний эти управления были объединенными и приходились одно на две или три губернии.

Управления были чисто бюрократическими учреждениями, то есть не имели никакой полномочной коллегии, и управлялись только начальниками, назначаемыми Высочайшими приказами.

Первичной функций этих учреждений было управление казенными имуществами (землями и лесами; горно-металлургическими предприятиями руководил Горный департамент Главного управления земледелия и государственных имуществ через особые округа, не совпадавшие с губерниями), в двух направлениях: предоставление казенных земель в аренду и ведение лесного хозяйства. С переименованием Министерства в 1893 году появились функции, связанные с покровительством развитию земледелия, вес которых в деятельности ведомства все более и более увеличивался. Хотя значительную часть мероприятий агрономической помощи взяли на себя земства, министерство через свои местные учреждения производило значительные субсидии.

Управления работали совместно с губернскими землеутроительными комиссиями и губернскими лесоохранительными комитетами.

Штат управлений был небольшим (до 10 чиновников), им подчинялись все чины лесной охраны, а также инструкторы по сельскому хозяйству. До образования губернских землеустроительных комиссий управлениям подчинялись также и землемеры.

Уездных подразделений управления не имели.

Фабричная инспекция

Фабричные инспекции - местные учреждения Министерства торговли и промышленности , надзиравшее за значимыми промышленными предприятиями (упрощенно, за предприятиями с численностью рабочих более 50 человек или имевшими двигатель), учрежденные в 1882 году; в 1894 году инспекции были реформированы и существенно расширены. Кроме Министерства торговли и промышленности, чины инспекции были также подотчетны (и по определенным вопросам подчинены) губернаторам. До учреждения Министерства торговли и промышленности инспекции относились к ведомству Министерства финансов .

Инспекции, не имевшие канцелярии и какого-либо коллегиального органа, состояла из старших фабричных инспекторов, фабричных инспекторов и кандидатов на должность инспектора.

Задачи инспекций состояли в надзоре за соблюдением трудового законодательства как со стороны рабочих, так и со стороны работодателей, технический надзор за паровыми котлами, сбор и обработка статистических данных о промышленности. Жалобы на действия инспекций рассматривало губернское по фабричным и горнозаводским делам присутствие.

Губернская землеустроительная комиссия

Губернские землеустроительные комиссии были учреждены в 1906 году. Комиссии, под председательством губернатора, состояли из губернского предводителя дворянства, председателя губернской земской управы, непременного члена (назначаемого главным управлением земледелия и землеустройства), управляющего казенной палатой, управляющего местными отделениями Крестьянского и Дворянского поземельного банков (как правило, эти должности совмещало одно лицо), одного из членов окружного суда, одного из непременных членов губернского присутствия, управляющего удельным округом (если он имелся), шести членов, избираемых губернским земским собранием, из которых три должны были быть крестьянами.

Землеустроительные комисии представляли собой учреждения, ответственные за проведение аграрной реформы. Первичной задачей комиссий было содействие приобретению крестьянами новых земель через Крестьянский банк и передаче крестьянам казенных и удельных земель. Далее комиссиям была поручена более сложная задача организации землеустроительных работ при закреплении надельных земель в собственность крестьян, что чаще всего представляло собой полное разверстание всех общинных земель с уничтожением чересполосицы и выделением крестьянам отрубов (то есть всего земельного надела одним участком). Во многих случаях к этим работам присоединялись также необходимые мелиоративные и гидротехнические работы. Так как межевые отделения губернских правлений не справлялись с таким объемом работ, комиссии постепенно организовали собственный штат землемеров, достигавший более чем 100 человек на губернию.

Губернские комиссии руководили подчиненными им уездными землеустроительными комиссиями.

Губернское акцизное управление

Губернские акцизные управления - местные учреждения Министерства финансов , занятые исключительно администрированием акцизных сборов и независимые от других местных учреждений того же министерства. Акцизные управления организовывали сбор акцизов с питей, изделий из вина и спирта, дрожжей, табака, сахара, осветительных нефтяных масел и зажигательных спичек. В местностях, где действовала казенная винная монополия , акцизные управления заведовали всей деятельностью монополии (производством, закупкой у сторонних производителей, транспортировкой, хранением и продажей водки). Управления были независимы от губернаторов, которые сохраняли только право их ревизии и могли запрашивать от управлений необходимые данные.

Управление, под началом управляющего акцизными сборами, состояло из старших и младших ревизоров, техников, чиновников по судебной части и канцелярии. При управлениях состояли контролеры и надсмотрщики. В губернском управлении служило 40-50 чиновников.

Губернским акцизным управлениям были подчинены окружные акцизные управления в уездах.

Директор народных училищ

Министерство народного просвещения управляла учреждениями высшего и среднего образования по учебным округам, бывшим значительно крупнее губерний. На губернском уровне (и только в губерниях с земскими учреждениями) управление осуществлялось над начальными училищами. Особого учреждения со штатной канцелярией не предусматривалось, все фунции выполнял один чиновник - директор начальных училищ, которому были подчинены инспекторы начальных училищ (5-7 человек), каждый наблюдавший за группой начальных школ. Директор начальных училищ состоял в V классе (статский советник), инспекторы - в VI классе (коллежский советник).
Так как основная масса начальных училищ находилось в заведовании либо земств, либо духовного ведомства, должность директора народных училищ была более наблюдательской, чем руководящей.

Высшие функции по заведованию над начальными школами в губернии выполнял губернский училищный совет.

Уездных органов по управлению народными училищами не имелось, и участки инспекторов народных училищ не совпадали с уездами.

Постоянно действующие комиссии

Губернское по земским и городским делам присутствие

Присутствия были учреждены в 1890 году, при принятии нового «Положения о земских учреждениях» , как мероприятие по ужесточению государственного контроля за местным самоуправлением. Присутствие было главным губернским учреждением по контролю за земским и городским самоуправлением. Присутствие представляло собой межведомственную комиссию, состоящую из губернатора , губернского предводителя дворянства , вице-губернатора, управляющего Казенной палатой, прокурора Окружного суда, председателя губернской Земской управы, непременного члена (название особенной должности), городского головы губернского города, представителя губернского Земского собрания, представителя городской Думы губернского города.

Единственным штатным сотрудником присутствия был непременный член, специальный чиновник министерства внутренних дел, который и отвечал за ведение документации присутствия.

Основной задачей присутствия было обсуждение правильности и законности постановлений земских учреждений. Также присутствие рассматривало жалобы на составление списков избирателей и могло, по представлению губернатора, принимать решение об отмене выборов в земские учреждения (при нарушениях законной процедуры). По представлению губернатора, присутствие отменяло постановления земских собраний.

На уездном уровне аналогичных учреждений не имелось.

Хотя присутствие в полном составе собиралось нечасто, через него проходили все постановления земских и городских учреждений и дела по их выборам, делопроизводство было достаточно большим; должность непременного члена присутствия была важной и деловой, он считался одним из ближайших помощников губернатора.

Губернское присутствие (губернское по крестьянским делам присутствие)

Губернские по крестьянским делам присутствия были учреждены в 1861 году, при принятии «Положения о губернских и уездных о крестьянских делах учреждениях» , в 1889 году, при введении «Положения о земских участковых начальниках» , они были преобразованы в губернские присутствия. Старые названия эти учреждения сохранили только в Киевской , Подольской и Волынской губерниях.

Присутствие представляло собой независимую межведомственную комиссию (а по некоторым делам - судебную инстанцию), под председательством губернатора, состоявшую из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, прокурора окружного суда или его товарища, и двух непременных членов от правительства. Два непременных члена присутствия были его штатными сотрудниками. Они назначались из лиц, не менее трех лет работавших в должностях не ниже VI класса, связанных с управлением крестьянскими делами. Непременные члены могли производиться в V класс (статский советник), а при особых заслугах - в IV класс (действительный статский советник). В 46 губерниях, в которых действовали Временные правила по обеспечению продовольственных потребностей сельских обывателей, имелся также непременный член присутствия (особая штатная должность), занимавшийся делопроизводством по продовольственной части. Если присутствие выступало как судебная инстанция, в нем также участвовал председатель или член окружного суда, а если нет - также участвовали управляющий казенной палатой, начальник управления земледелия и государственных имуществ и председатель губернской земской управы. При присутствии состоял секретарь, чиновник губернского правления.

Присутствие выступало как верхняя судебная инстанция по отношению к уездным мировым съездам (съездам мировых посредников, занимавшихся урегулированием конфликтов по землепользованию между крестьянами и помещиками) - до 1889 года, а с 1889 года - по отношению к уездным съездам (уездная инстанция над земскими начальниками) и непосредственно земским начальникам, а также рассматривало и утверждало все сделки, приводившие к изменению границ сельских обществ, а также вопросы исключения за провинности из сельских обществ.

Так как все правоотношения, связанные с крестьянским землепользованием, были чрезвычайно конфликтными, присутствие заседало часто, имело обширное текущее делопроизводство, а непременные члены присутствия были одними из основных сотрудников губернатора.

Периодически действующие комиссии

Губернское по воинской повинности присутствие

Присутствие представляло собой межведомственную комиссию под председательством губернатора, в составе губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, председателя губернской земской управы, члена от губернской земской управы, прокурора окружного суда или его товарища, воинского чина (с правами командира отдельной части) по назначению командующего военным округом.

Присутствия были заняты общим надзором за правильностью хода призыва в губернии, раскладкой числа новобранцев, приходящихся на губернию, по уездам и городам, проверкой деятельности нижестоящих присутствий (уездных, окружных и городских) и рассмотрением жалоб на них.

В уездах и отдельных крупных городах созывались уездные (городские) по воинской повинности присутствия.

Присутствия были учреждены с введением «Устава о воинской повинности» 1874 года .

Губернское по промысловому налогу присутствие

Присутствие представляло собой независимую межведомственную комиссию в составе губернатора, управляющего Казенной палатой, управляющего акцизными сборами, прокурора Окружного суда, председателя Губернской земской управы, городского головы, и двух представителей налогоплательщиков, избираемых губернской и городской земскими управами.

Присутствие было одним из учреждений, участвовавшим в сборе государственного промыслового налога , его задачей было рассмотрение жалоб на решения Общего присутствия Казенной палаты, относящие к сбору этого налога.

Присутствия были учреждены с 1899 года , с момента введения промыслового налога. Присутствия собиралось нерегулярно.

Губернское по квартирному налогу присутствие

Присутствие представляло собой межведомственную комиссию при Казенной палате, в состав которой входили управляющий Казённой палатой, члены Общего присутствия Казённой палаты, городской голова губернского города и два члена, выбранных городской думой .

Присутствия занимались сбором государственного квартирного налога . Так как ведение списков налогоплательщиков, определение оклада налога и рассылка окладных листов были обязанностями подчиненных им городских по квартирному налогу присутствий, губернские присутствия занимались только контролем деятельности городских присутствий и разбором поступавших на них жалоб.

Присутствия были учреждены с 1893 года , с момента введения налога. Присутствия собирались нерегулярно.

Губернское по делам об обществах присутствие

Учреждены в 1906 году на основе «Временных правил об обществах и союзах» от 7 марта 1906 года. Пристутсвие производило регистрацию общественных организаций. Так как порядок регистрации был уведомительным (если общество в течение 2 недель не получало ответа на заявление о регистрации, оно считалось зарегистрированным), присутствию приходилось собираться часто, при небольшом количестве дел. Состав присутствия был одинаков с губернским по городским и земским делам присутствием, с целью совмещения заседаний этих двух комиссий.

Губернский распорядительный комитет

Губернский распорядительный комитет представлял собой межведомственную комиссию, занимавшуюся вопросами земских повинностей. После введения в 1864 году земств, земские учреждения самостоятельно собирали и расходовали земские денежные сборы и администрировали земские натуральные повинности. Но значительная часть земских натуральных повинностей производилась в пользу государства (предоставление квартир войскам, обеспечение разъездов чинов местной полиции и т. п.). Кроме того, государство после введения казенной винной монополии выплачивала земствам компенсации за выпавшие земские сборы с торговли питиями. Губернские распорядительные комитеты и представляли интересы государства перед земствами на предмет взаиморасчетов по земским повинностям.

В неземских губерниях распорядительные комитеты занимались также и организацией земских сборов, раскладкой государственного поземельного налога между уездами и отдельными налогоплательщиками.

Комитет, под председательством губернатора, состоял из губернского предводителя дворянства, управляющего казенной палатой, члена от правительства, председателя губернской земской управы и городского головы губернского города.

В уездах существовали подчиненные уездные распорядительные комитеты.

Губернское по фабричным и горнозаводским делам присутствие

Присутствия были учреждены в 1886 году, при принятии «Правил о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» . Присутствие представляло собой независимую межведомственную комиссию в составе губернатора, вице-губернатора, прокурора окружного суда или его товарища, начальника губернского жандармского управления, окружного фабричного инспектора или его помощника, члена от губернской земской управы, члена от городской управы и городского головы губернского города.
Присутствия издавали постановления по охране труда, налагали взыскания на заводовладельцев и рассматривали жалобы на действия фабричных инспекций.

Губернское присутствие по делам страхования рабочих

Присутствия были учреждены в 1912 году особым законом , входившим в пакет законов о страховании рабочих . Присутствие представляло собой межведомственную комиссию в составе губернатора, вице-губернатора, управляющего Казенной палатой, прокурора окружного суда или его товарища, старшего фабричного инспектора, губернского врачебного инспектора, члена по назначению от министра внутренних дел, фабричного инспектора (по выбору министра торговли и промышленности), двух членов от губернского земства, одного члена от городской думы, двух членов от владельцев предприятий, двух членов от участников больничных касс (то есть от застрахованных рабочих).
Присутствия занимались всем кругом вопросов, связанных с деятельностью больничных касс (независимых некоммерческих общественных организаций, осуществлявших страхование рабочих), прежде всего рассмотрением жалоб на деятельность касс и выдачей разрешений на различные отклонения от установленных законом параметров деятельности касс (минимальная численность участников и т. п.).
Присутствия собирались нерегулярно.
Подчиненных учреждений уездного уровня не имелось.

Губернская оценочная комиссия

Губернская оценочная комиссия, под председательством губернатора, состояла из вице-губернатора, губернского предводителя дворянства, управляющего казенной палатой, начальника управления земледелия и государственных имуществ, управляющего местным отделением Дворянского банка, одного из двух непременных членов губернского присутствия, председателя и членов губернской земской управы, двух членов от губернского земского собрания, городского головы губернского города, управляющего удельным округом (если он есть), представителя горного ведомства (если есть горные промыслы).
Задачей комиссии было установление общих принципов и методик оценки недвижимого имущества, используемой казной и земствами в качестве налоговой базы при взимании многочисленных государственных налогов и земских сборов. Комиссия принимала разного рода методические указания по оценке, руководила подчиненными уездными комиссиями, проверяла оценочную деятельность уездных и губернских земских управ, разрешала пререкания между ведомствами при оценке имуществ.
Комиссии были учреждены в 1899 году.

Комиссии, собираемые нерегулярно

Губернский статистический комитет

Губерский статистический комитет состоял из председателя - губернатора, помощника председателя, непременных, действительных и почетных членов, а также секретаря. Состав комитета был очень широким. Непременными членами (то есть членами по должности) были вице-губернатор, губернский предводитель дворянства , управляющий казенной палатой, начальник управления государственных имуществ, губернский врачебный инспектор, директор губернских училищ, а в городах, где есть университет - профессор статистики, член от духовной консистории, член от ведомства путей сообщения, городской голова губернского города. Действительных и почетных членов комитет избирал сам из любых лиц, признанных сведущими и достойными. Секретарь комитета был его единственным штатным сотрудником.
Закон не устанавливал никаких сроков для собраний комитетов, благодаря чему они собирались редко (или не собирались никогда).
Комитет, лишенный собственного штата статистиков, никаких работ не производил, и лишь требовал производить и присылать ему статистические исследования от различных ведомств. Так как и другие ведомства не имели собственных статистических подразделений, статистика МВД считалась неудовлетворительной и уступала земской статистике, для ведения которой земства создавали особые отделы. В методическом плане комитет был подчинен Центральному статистическому комитету Министерства внутренних дел.

Лесоохранительный комитет

Лесоохранительные комитеты были учреждены в 1888 году, при введении «Положения о сбережении лесов» " . Комитет был независимым и межведомственным, состоял из губернатора, губернского предводителя дворянства, председателя или члена окружного суда, управляющего государственными имуществами (земледелием и государственными имуществами) или его помощника, лесного ревизора, управляющего удельной конторой, председателя или члена губернской земской управы, непременного члена губернского по крестьянским делам присутствия, двух членов из местных лесовладельцев, избранных губернским земским собранием.
В обязанности комитета входило заведование сохранением лесов в губернии. Основной задачей комитета было присвоение лесам статуса защитных или подлежащих сбережению, а также утверждение планов хозяйства для защитных лесов. Непосредственной защитой лесов занимались чины лесной охраны, которыми ведало губернское управление государственных имуществ.
Собирался комитет нерегулярно.

Губернский комитет попечительства о народной трезвости

Комитеты учреждались в губерниях, начиная с 1896 года, по мере введения казенной винной монополии , и состояли в ведении Министерства финансов . В задачу комитетов входила пропаганда трезвости и содействие всем общественным организациям, преследующим ту же цель.

Комитеты, под председательством губернатора, состояли из депутата от духовного ведомства, губернского предводителя дворянства, председателя и прокурора окружного суда, вице-губернатора, управляющих казенной палатой, контрольной палатой, удельным округом, начальника управления земледелия и государственных имуществ, представителя местного высшего учебного заведения, директора народных училищ, управляющего отделением крестьянского поземельного банка, начальника губернского жандармского управления, представителя военного ведомства, врачебного инспектора, председателя губернской земской управы и двух членов от губернского земского собрания, городского головы губернского города.

Комитеты представляли собой совершенно номинальную, бездеятельную организацию, по причине отсутствия ясно выраженной государственной политике борьбы с алкоголизмом.

Губернские училищные советы были учреждены в 1874 году, при введении «Положения о народных училищах» , только в тех губерниях, в которых введены земские учреждения. Совет, под председательством губернского предводителя дворянства, состоял из директора народных училищ, члена по назначению от попечителя учебного округа, члена по назначению от губернатора, члена по назначению от епархиального архиерея, двух членов от губернского земского собрания.
Совет занимался координацией деятельности разных ведомств, заведующих начальными школами в губернии (начальные школы содержались преимущественно земствами, городами и духовным ведомством, но также имелись и «министерские» начальные училища, напрямую управляемые министерством народного просвещения). Непосредственное руководство народными училищами осуществлял специальный губернский чиновник (по ведомству Министерства народного просвещения) - директор народных училищ и подчиненные ему инспекторы народных училищ, совет занимался только общим наблюдением и попечением за развитие начального образования. Совет утверждал отчеты инспекторов народных училищ, подтверждал утверждение в должности учителей и увольнял неблагонадежных учителей, распределял субсидии и т. д.
В уездах имелись аналогичные по составу уездные училищные советы.
В реальной административной практике всю работу по развитию сети и финансированию начальных училищ взяли на себя земства, города (в меньшей степени) и духовное ведомство, училищные советы собирались нечасто и выполняли формальные функции.

Общее присутствие губернских установлений

Межведомственная комиссия, которую губернатор собирал для решения дел «особо важных и чрезвычайных» , «встретив сомнение и недоразумение в смысле законов» . Представляло собой совместное заседание Губернского правления, Казенной палаты и Управления государственных имуществ. В реальной административной практике не созывалось.

Отрасли, не управляемые на губернском уровне

В приведенном выше списке административных органов отсутствуют учреждения, отвечающие за весьма важные функции, по следующим причинам:

Полиция . Единого органа полицейской власти на губернском уровне не существовало, в отличие от городов и уездов; координировал работу местной полиции непосредственно и лично губернатор. Суд . Судебные учреждения представляли собой независимую ветвь власти и не относились к числу губернских учреждений. Судебные округа не обязательно совпадали с губерниями, и не в каждой губернии была судебная палата, низшая судебна истанция - окружные суды, напротив, в некоторых случаях охватывали территорию менее губернии. В настоящей статье судебные учреждения не рассматриваются. Здравоохранение . Государство, за редкими исключениями, не имело в губерниях лечебных учреждений; все медицинские учреждения находились в заведовании земств. По этой причине, кроме маленького врачебного отделения в составе губернского правления, никаких учреждений, заведовавших медициной, не существовало. Среднее и высшее образование Учреждение управления Кавказского края // Свод Законов Российской Империи. - (неофиц. изд.). - 1912. - Т. II. - С. 376-422.

Смотреть что такое "Губернские учреждения" в других словарях:

    Дворянские местные учреждения в России в 1858 59. Разрабатывали проекты крестьянской реформы, которые поступали затем в Редакционные комиссии … Большой Энциклопедический словарь

    ГУБЕРНСКИЕ КОМИТЕТЫ, дворянские местные учреждения в 1858 59. Разрабатывали проекты крестьянской реформы, которые поступали затем в Редакционные комиссии.

Фонд № 137

Крайние даты документов: 1874 - 1917 гг.

В состав фонда входят следующие материалы: циркуляры губернатора и МВД; Журналы
заседания городских дум, управ, земских собраний; отчеты и доклады городских дум;
сметы доходов и расходов земств; балансы городских общественных банков; сведения о
состоянии страхового, пожарного и дорожного дела; дела об увеличении земского сбора,
об отсрочке выкупных платежей, о поступлении недоимок городских и земских налогов, о
содержании учебных заведений, о хлебных запасах, по жалобам земств в Сенат на решения присутствия, по жалобам в присутствие на действия земского самоуправления;
прошения о снижении налогов и сложении недоимок и др.

Историческая справка

Характеризуя "эпоху реформ" 60-70 годов, В.И.Ленин писал: "Если бросить взгляд на изменение всего уклада российского государства в 1861 году, то необходимо признать, что
изменение было шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную монар-
хию". Реформы 60-70 годов ввели в государственный строй России некоторые элементы буржуазной государственности. Так например, были расширены права местных учреждений,
установлена выборность второстепенных органов местного административно-хозяйственного
управления (земских и городских органов самоуправления) . Но наряду с созданием орга-
нов самоуправления в каждой губернии положением 1870 г. создавались губернские по городским делам присутствия, из чиновников под председательством губернатора. Надзору
и опеке этого присутствия подлежала вся хозяйственная деятельность городских "самоуправлений". Также существовали присутствия по земским делам с анологичными обязанностями по отношению к земствам.
с целью дальнейшего ограничения деятельности городских и земских управ и усиления административного контроля за органами городского и земского самоуправления были соз-
даны губернские по земским и городским делам присутствия. Они объединили в себе гу-
бернские по земским и губернские по городским делам присутствия на основании "Городового положения от 11 июня 1892 года. Эти учреждения состояли из губернского предводителя дворянства, вице-губернатора, управляющеге казенной палатой, прокурора окружного суда, городского головы губернского города, председателя губернской земской управы и одного члена, избираемого городским земским собранием из состава губернской
управы или гласных думы.
Председателем присутствия являлся губернатор.
В круг обязанностей губернского по земским и городским делам присутствия входило следующее: обсуждение правильности и законности постановлений и распоряжений земских
учреждений; избирательных списков; подведение и обсуждение итогов выборов в земские управы и вумы; рассмотрение дел об исполнении распоряжений губернатора и об ответственности должностных лиц земского управления; рассмотрение заявлений частных лиц, обществ и установлений о нарушении их прав земскими собраниями; наложение дис-
циплинарных взысканий на членов уездных управ и предание их суду. Дела в прсутствии ре-
шались по большинству голосов, но губернатору предоставлялось право приостанавливать
исполнение решений, с которыми он не согласен, и безотлагательно предоставить их министру внутренних дел. Министр, в свою очередь, либо утверждает решение, либо ходатайствует в Сенате о его отмене, Жалобы частных лиц и обществ на постановление при-
сутствия подаются министру внутренних дел, который, если признает их справедливость,
предоставляет их Сенату для обжалования постановлений,
В Ярославское губернское присутствие по земским и городским делам утверждено 12 июня
1892 года, ан следующий день после оглашения нового "Городового положения".
Великая Октябрьская социалистическая революция сломала старый правительственный аппарат буржуазно-помещичьей России, Среди первых декретов Советской власти, принятых 26 октября 1917 года на 2 съезде Советов, были декрет о создании нового Советс-
кого привительства. Повсеместно началось создание советского государственного аппарата
власти и управления.
В Ярославле, как и других городах страны. в первые месяцы революции еще существова-
ли старые органы управления, чиновники которых организовали саботаж. Точную дату ликви-
дации по земским и городским делам присутствия установить не удалось. Но в конце октября
1917 огда в канцелярию присутствия вс. ещ. поступали сведения о выборах уездных земс-
ких гласных и гласных городских дум по уездам и городам Ярославской губернии.Крайним по хронологии документом канцелярии присутствия является дело об изменении границ между Ярославской и Костромской губерниями, датированное 10 декабря 1917 года.

см. Земство.

  • Словарь юридических терминов

  • - государственное учреждение в дореволюционной России...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. Врачебно-административные учреждения...
  • - см. Земство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Казначейство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Воинские присутствия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Город...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Город и Земство...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Крестьяне...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Питейные присутствия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Фабричная инспекция...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Податные присутствия...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - по действующему русскому праву, "высшее в губернии место, управляющее оною в силу законов, именем Имп. Вел.". Такое юридическое положение Г. правления не вполне соответствует действительности...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Земские начальники...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - на законодательном языке означает заседание какого-нибудь правительственного учреждения, но также служит и наименованием некоторых учреждений, а иногда означает присутственную комнату...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Словарь синонимов

"Губернское по земским делам присутствие" в книгах

III. ПРИСУТСТВИЕ

Из книги Плотин, или простота взгляда автора Адо Пьер

III. ПРИСУТСТВИЕ «Если бы в мире не было Бога, его не было бы и в вас». (II 9, 16,

Присутствие

Из книги Тайна, которой нет автора Парсонс Тони

Присутствие Если попытаться описать просветление через его атрибуты (хотя такое описание обречено быть неточным), то я бы назвал ничем не обусловленную любовь, сострадание, покой и беспричинную радость. Пока я сохраняю веру в существование времени и своей отдельной

Присутствие

Из книги Исцеление души. 100 медитативных техник, целительных упражнений и релаксаций автора Раджниш Бхагван Шри

Присутствие …По мере того, как вы растете в сознании, сам мир начинает меняться. Ничего не нужно делать прямо; все происходящие изменения случаются почти что сами собой. Единственное, что необходимо, это усилие быть более сознательным.Начните становиться более и более

Присутствие

Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд

Присутствие Самый лучший воин, возможно, осознает «глубинную демократию» – то, что важны все уровни реальности и состояния сознания. Например, есть общепринятая реальность – мир вашего повседневного «я», вашей внешности, того, как вы одеты, вашего возраста, веса и т. д.

Местное и губернское управление

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Местное и губернское управление Местные учреждения занимали значительное место в системе государственных учреждений. С созданием министерств местные государственные учреждения были закреплены за соответствующими министерствами. В результате соединения близких по

Губернское деление 1708 г

автора

Губернское деление 1708 г г. Реформа начата была обычным кратким и неясным указом Петра 18 декабря 1707 г. расписать города к Киеву, Смоленску и другим намеченным губернским центрам. В следующем году бояре в Ближней канцелярии после, многих перекроек распределили 341 город на 8

Губернское управление

Из книги Курс русской истории (Лекции LXII-LXXXVI) автора Ключевский Василий Осипович

Губернское управление Областное управление при Николае I осталось на прежних основаниях, даже в прежнем виде; оно не было усложнено, подобно центральному; подверглось некоторым изменениям только управление сословное, дворянское. Как мы знаем, дворянству было

IV. Первое публичное испытание твердости характера. Речь земским депутатам 17 января 1895 года.

Из книги Император Николай II как человек сильной воли автора Алферьев Е. Е.

IV. Первое публичное испытание твердости характера. Речь земским депутатам 17 января 1895 года. Молодой Император решил свято хранить эти заветы Своего Августейшего Отца, и в первые же месяцы Ему пришлось выдержать первое испытание твердости Своего характера. Среди русской

Глава VIII Реформы Александра II. - Местное самоуправление. - Губернское, уездное и сельское

Из книги Очерки по истории политических учреждений России автора Ковалевский Максим Максимович

Глава VIII Реформы Александра II. - Местное самоуправление. - Губернское, уездное и сельское Освобождение крепостных произвело столь глубокое изменение в социальном строе России, что дальнейшее сохранение старой системы местного управления, по которой одно лишь

ПРИСУТСТВИЕ

Из книги Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге, 1965–2005. Том 3 автора Бурлака Андрей Петрович

ПРИСУТСТВИЕ Экспрессивные и запоминающиеся мелодии, драматический вокал, лаконичные и хлесткие тексты песен с говорящими названиями, выразительный контрапункт гитар и мощный драйв – в середине 80-х питерское ПРИСУТСТВИЕ внесло свежую струю в заметно пересохшее

Глава 14. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений В чем сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений?

Из книги Гражданский процесс в вопросах и ответах автора Власов Анатолий Александрович

Глава 14. Судопроизводство по делам, возникающим из публичных правоотношений В чем сущность судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений? Любое демократическое государство невозможно без ограничения произвола чиновников, без действенных гарантий

II. Губернское управление

Из книги Введение к уложению государственных законов автора Сперанский Михаил Михайлович

II. Губернское управление Состав губернского управления должен быть основан на том же правиле единства и постепенности, которое всему порядку исполнительному свойственна.В губернии находятся в меньшем размере те же самые предметы внутреннего управления, какие и в

Присутствие

Из книги Предназначение Души. автора Ньютон Майкл

Присутствие На лекциях мне часто задают вопрос: «Когда Вы переносите человека в Мир Душ, видят ли они Бога?» И на него нельзя ответить кратко. Я могу сказать, что мои Субъекты действительно чувствуют Источник их происхождения в Мире Душ. Более продвинутые Субъекты

Присутствие

Из книги Позитивная психология. Что делает нас счастливыми, оптимистичными и мотивированными автора Стайл Шарлотта

Присутствие Мы воспринимаем окружающий мир через органы чувств. Мы видим, слышим, трогаем, чувствуем и пробуем на вкус. Наши чувства – это физическое восприятие мира; философы утверждают, что наш разум подчинен этим чувствам.Физическое удовольствие переживается в

Честное губернское / Искусство и культура / Театр

Из книги Итоги № 49 (2013) автора Итоги Журнал

Честное губернское / Искусство и культура / Театр Честное губернское / Искусство и культура / Театр Сергей Безруков: «Я написал заявление по собственному желанию и забрал трудовую книжку из «Табакерки»...» У Сергея