Классические картины, скрывающие на своих полотнах невероятные тайны. Искусство в рентгеновских лучах

  • Промышленные рентгеновские аппараты и установки
    • Многофункциональная передвижная рентгеновская установка ПРДУ
    • Передвижная рентгеновская диагностическая установка ПРДУ "КРОС"
    • Рентгеновские аппараты для решения различных задач (50-200 КВ)
  • Цифровые системы визуализации

ЗАО «Электронная Техника - Медицина» (ЗАО "ЭЛТЕХ-Мед")

Рентгенография картины или история одного портрета

Пример того, насколько комплексными и требующими вовлечения специалистов самых разных специализаций, являются реставрации живописных произведений, наглядно демонстрирует работа с одной из картин, принадлежащей школе №206 города Санкт-Петербурга. Причиной обращения за помощью к специалистам - сотрудникам Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии - стало повреждение полотна. Согласно регламенту, в ходе реставрации проводятся следующие работы:

  • исследование (как для оценки художественной ценности, так и с целью получить объективные данные о структуре слоев краски, фактах проведения реставрационных и иных работ с картиной);
  • консервация;
  • собственно реставрация - восстановление полотна;
  • хранение - обеспечение условий, при которых старение материалов полотна и красок максимально замедляется.

Рентген картины в исследовании

Исследование предполагает как визуальное обследование (проводится реставратором), так проведение специальных видов съемок. Для диагностики повреждений, получения данных о структуре и количестве слоев полотна, получения информации, которая может помочь в определении авторства, способов восстановления картины, используются:

  • съемка в УФ- и ИК-лучах;
  • спектральный анализ;
  • рентгеновская съемка.

Комплекс исследований дает возможность восстановить и историю живописного произведения. Выявление скрытых слоев краски без повреждения более поздних - одна из задач, которую решает рентгенография картин.

Как рентгенография картины помогла найти неизвестный портрет

В случае работы с полотном из 206-й школы Санкт-Петербурга рентген картины не только подтвердил предположение специалиста-реставратора о втором (скрытом) изображении, но и позволил определить его автора. А впоследствии и восстановить обе картины - чуть больше чем за три года.

Сюжет полотна - В. И. Ленин на фоне Петропавловской крепости. Повреждения - сквозные разрывы - были лишь в нижней части картины. Они привлекли внимание реставратора, который предположил, что слой краски с изнанки полотна, может скрывать самостоятельное изображение.

Что скрывал слой водорастворимой серо-белой краски на тыльной стороне полотна, позволил определить рентген картины. На снимке был виден портрет Николая Второго и подпись автора - Ильи Галкина. В числе его работ были и другие портреты последнего императора Российской Империи и членов императорской семьи (в частности - портреты императрицы Александры Федоровны и Марии Федоровны, вдовствующей императрицы, матери государя), созданные в последнее десятилетие 19-го века. Точная дата написания портрета - 1896 год: картина была заказана Петровским коммерческим училищем, которое впоследствии стало 206-й школой: сначала Ленинграда, а потом и Санкт-Петербурга. Портрет же В. И. Ленина на полотне 1,8 на 2,7 метра был создан, ориентировочно, спустя 28 лет - в 1924 году. Известный живописец и график Владислав Матвеевич Измайлович, выпускник Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица (впоследствии - одноименной государственной художественно-промышленной академии) должен был написать новый портрет поверх портрета за авторством Ильи Галкина. Однако художник поступил по-своему - скрыв картину 1896 года, а портрет В.И. Ленина написав на тыльной стороне полотна.

--В чем состоит метод, используемый для исследования картин классиков?

— Базовые основы нашего подхода не новы - это рентгенофлуоресцентный анализ (РФА), ему около 100 лет. Он позволяет определить на качественном уровне элементный состав образца. Более продвинутые технологии РФА позволяют количественно оценить содержание элементов в исследуемом объекте. Около 20 лет назад РФА был применен для количественного анализа распределения элементов по площади образца - в данном случае это картина, произведение искусства. (Одной из первых рентгенографически «переоткрытых» картин была «Дама с единорогом» Рафаэля, — прим. «Газеты.Ru» .) Мы применили этот метод для исследования картин старых мастеров и создали специальное оборудование, которое позволяет обследовать такие большие объекты.

— Как работает РФА для исследования картин?

— Образец исследуют, направляя сфокусированный пучок рентгеновских лучей в образец, точка за точкой. Атомы в этом крайне небольшом участке возбуждаются при воздействии первичного пучка. В результате переходов электронов между различными энергетическими уровнями образец флуоресцирует, а параметры излучения являются характеристичными, то есть уникальными для каждого элемента. Таким образом,

по длине волны излучения можно определить с большой долей вероятности красители, использованные при нанесении изображения.

Интенсивность флуоресцентного излучения для каждого элемента визуализируется в виде черно-белого распределения по изображению.

Таким образом, наш метод кардинально отличается от классической радиографии, (просвечивания). Если в радиографии излучение, проходящее через образец, дает только картинку контраста, наш метод - его можно назвать цветной радиографией - фиксирует весь спектр испускания каждого отдельного элемента.

— Как выглядят «слои под слоями»?

— На иллюстрациях показаны результаты визуализации скрытых живописных слоев нескольких исторических картин; по ним можно оценить возможности нашего метода.

Первый набор изображений посвящен картине «Pauline im weißen Kleid vor sommerlicher Baumlandschaft» (Полина в белом платье на фоне летнего лесного пейзажа). Эту картину приписывают кисти Филлипа Отто Рунге (немецкий художник-романтик, живший в 1777-1810 годах). Однако это мнение официально не признано, и ряд экспертов опровергают такое предположение.

Картину исследовали на источнике синхротронного излучения DORIS III в научном центре DESY (Deutsches Elektronen Synchrotron) в Гамбурге (Германия). В результате удалось разделить вклады кобальта (Co, входит в состав краски «кобальтовая синяя»), ртути (Hg, входит в состав красной киновари), сурьмы (Sb, входит в состав краски «неаполитанская желтая») и свинца (Pb, входит в состав свинцовых белил). Результат вкладов каждой краски в черно-белом варианте показан на иллюстрациях.

На них хорошо видно, как

наш метод визуализирует скрытые живописные слои: как видно, женщина на портрете изначально имела светлые волосы, в которые были вплетены ленты.

Их цвет был примерно схож с цветом пояса. На конечном изображении мы этого не видим - вот прямой результат наблюдения слоев под слоями. Эти данные были опубликованы в журнале Zeitschrift fur Kunsttechnologie und Konservierung (двуязычный немецко-американский журнал об исследовании искусства).

— Какие тайны скрывают недра картин?

— Самый яркий пример - картина великого постимпрессиониста Винсента ван Гога «Лоскут травы» из собрания музея Kröller-Müller (на иллюстрации к заметке). Ее РФА-исследование показало, что под красочным слоем на холсте находится портрет женщины.

Ван Гог часто писал свои картины на старых использованных холстах. Визуальное обследование «Лоскута травы» позволяло лишь заметить контур человеческой головы - и не более. Наше исследование позволяет увидеть вторую картину по распределению желтой краски. Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Analytical Atomic Spectrometry .

— В чем важность таких исследований для искусствоведов?

— Большой интерес представляет техника работы художника, процесс создания работы. А подмалевок, остающийся в нижних слоях живописи, не виден глазом. Однако он является первым и одним из самых важных шагов в создании картины. Это черновик, который вел художника через весь творческий процесс. Старые мастера использовали подмалевок, чтобы набросать свет, тени и контуры.

Наблюдения скрытых слоев картины дают нам возможность «подсмотреть» за тем, каков был первоначальный замысел автора работы.

Глядя на конечный результат, о таких вещах судить практически невозможно.

— Какие картины уже исследованы этим методом?

— Объектами исследования послужили работы Рембрандта Харменса ван Рейна, да Караваджо, Питера Пауля Рубенса и других старых мастеров XVII века.

— Какую практическую пользу могут принести эти работы?

— Используя РФА, мы надеемся уточнить авторство некоторых работ — либо рассеять сомнения об их происхождении, либо подтвердить, что картины не принадлежат кисти мастера, которому их приписывают. Вообще это прекрасный шанс показать, что мир искусства может взаимодействовать с миром химии. Вообще химия - это всеохватывающая наука. Прекрасно, что можно показать, что химия - это не только наука о молекулах и реакциях, но и об исследовании таких прекрасных произведений искусства.

Бельгийские физики выяснили, что пятно на картине Эдварда Мунка «Крик» - это воск, а не птичий помет, как считалось ранее. Вывод простой, но чтобы его сделать, понадобились сложные технологии. В последние годы полотна Малевича, Ван Гога, Рембрандта раскрылись для нас с новой стороны благодаря рентгену и другим научным инструментам. Как физика оказалась на службе лирики, рассказывает Павел Войтовский.

Эдвард Мунк написал четыре версии «Крика». Наиболее известная находится в Национальном музее Норвегии в Осло. Как назло, на самом видном месте шедевра красуется клякса. До сих пор существовало две главные версии происхождения пятна: это птичий помет или знак, оставленный самим художником.

Вторую версию оказалось проверить проще. Для этой цели ученые из Университета Антверпена в Бельгии использовали рентгенофлуоресцентный спектрометр MA-XRF. Картину облучили рентгеном и замерили отраженную энергию, свою для каждого элемента таблицы Менделеева. На месте кляксы не обнаружили следов свинца или цинка, которые присутствовали в белилах начала века, а также кальция — это значит, что пятно, скорее всего, не входило в планы Мунка.

Однако первая версия с птичьим пометом считалась у искусствоведов гораздо более слабой. Не потому, что это некрасиво, а по причинам строго научным: помет разъедает краску, чего на картине Мунка не заметно. Чтобы поставить точку в споре, фрагмент кляксы отвезли в Гамбург и поместили в синхротрон DESY, крупнейший ускоритель частиц в Германии. В основе техники — опять рентген, только используется явление не флуоресценции, а дифракции. Атомы различных элементов преломляют рентгеновские лучи по-разному. Сравнив графики преломления трех субстанций — птичьего помета, свечного воска и пятна на картине Мунка, — исследователи получили одинаковую картину во втором и третьем случае. Так репутация великого норвежца была очищена: птицы в деле не замешаны, просто в студии Мунка на знаменитое полотно капнули воском. Знали бы, что оно будет стоить 120 миллионов долларов (именно столько в 2012 году на аукционе «Сотбис» выручили за раннюю пастельную версию «Крика»), были бы осторожнее.

Изучать искусство сегодня можно с помощью целого спектра сложных инструментов, от радиоуглеродного анализа и лазеров до гидродинамики и коротких световых импульсов, которые позволили Паскалю Котту реконструировать раннюю версию «Моны Лизы». Нельзя забывать и про возможности компьютера: инженер из Техаса Тим Дженисон с помощью 3D-моделирования полностью воссоздал полотно Вермеера «Урок музыки». Американец хотел выяснить, как художнику удавалось создавать настолько реалистические изображения. Исследователь пришел к выводу, что Вермеер пользовался сложной системой зеркал. По сути, он создал фотоснимки за полтора века до открытия фотографии.

Воссоздание «Урока музыки» Вермеера в реальных декорациях с живыми актерами

И все-таки именно рентген приносит самые интересные результаты. В последние годы он привел к рождению целой дисциплины, которую можно назвать «живописной археологией». Раз за разом мы узнаём почти детективные истории о тайном прошлом картин. Например, на голландском полотне 17-го века нашли кита, выбросившегося на берег!

А на картине, где изображен эксперимент при дворе королевы Елизаветы, рентгенограмма обнаружила черепа вокруг фигуры Джона Ди — великого британского ученого XVI века. Зловещая деталь напоминает о том, что Джон Ди также слыл магом и знатоком оккультных наук. Судя по всему, для заказчика картины это было слишком, и он попросил художника Генри Джилларда Глиндони черепа закрасить.

В России самое известное исследование подобного рода обсуждалось в прошлом году. Третьяковская галерея объявила об открытии двух цветных изображений под «Черным квадратом» Малевича.

Кроме того, ученые обнаружили фрагменты авторской надписи на картине: слово, начинающееся на н и заканчивающееся на ов . Вся фраза, по мнению сотрудников музея, звучит как «Битва негров в темной пещере». Возможно, таким образом Малевич признавал заслуги предшественника: шуточную картину из черного прямоугольника с похожим названием создал в 1893 году Альфонс Алле. Но важнее, что бескомпромиссный супрематист вдруг продемонстрировал чувство юмора — и стал для нас немного живее.

Открытия «научного искусствоведения» очеловечивают великих художников. Ван Гог по бедности использовал холсты повторно, Пикассо первым пустил в дело обычные строительные краски, а не масляные, а Мунк выставлял картины в открытом дворе, где они могли легко стать жертвой пролетающей птицы. Или, скажем, существует такая тенденция, как изучение глазных болезней живописцев. Мог ли импрессионизм родиться из того простого факта, что Моне страдал от катаракты? Мог ли Эль Греко писать вытянутые фигуры из-за астигматизма (деформированного хрусталика)? Подобными вопросами задаются, среди прочих, авторы вышедшей в 2009 году книги «Глаза художников». С огласитесь, довольно неожиданный взгляд на историю живописи, который искусствоведу не понравится, а вот для нас может сделать картину ближе.

Иногда рентген прямо-таки прицельно бьет по самолюбию критиков. Целые тома были посвящены символизму единорога на картине Рафаэля «Дама с единорогом». Но ученый из Флоренции Маурицио Серачини обнаружил , что фантастическое существо изначально было просто маленькой собачкой. Более того, питомца, скорее всего, добавили после Рафаэля. Статьи о символизме придется переписывать.

Другой пример: «Даная» Рембрандта изначально походила на жену художника Саскию. После смерти супруги живописец приблизил черты лица героини к образу своей новой пассии Гертье Диркс, чтобы побороть ее неуемную ревность. Тысячи посетителей Эрмитажа проходят мимо «Данаи» каждый день, не зная, что перед ними — сюжет не только античный, но и вполне себе бытовой.

Ранняя и поздняя Даная на картине Рембрандта

Закончу моим любимым примером исследования картины. Правда, тут рентгена и микроскопов не понадобилось — только въедливость ученого и работа в архивах.

В 2014 газета «Observer» опубликовала рассказ Эндрю Скотта Купера, сотрудника Музея современного искусства Сан-Франциско. В течение семи лет Купер изучал коллаж Роберта Раушенберга «Коллекция 1954/1955». Картина была написана в разгар «охоты на ведьм», которая затронула как коммунистов, так и геев: происходили массовые увольнения и полицейские рейды. Историка интересовало, мог ли Раушенберг через картину обмениваться тайными сообщениями со своим любовником Джаспером Джонсом, другой иконой послевоенного искусства США.

«Коллекция 1954/1955» Роберта Раушенберга

Купер знал, что самой обсуждаемой новостью второй половины 1954 года в Нью-Йорке был резонансный процесс над четырьмя еврейскими подростками нетрадиционной ориентации. Они обвинялись в серийных нападениях и убийстве. И вот под слоями краски на картине Раушенберга историк обнаружил передовицу газеты «New York Herald Tribune» за 20 августа 1954 года. Из архивов выяснилось, что в этот день на первой полосе подробно обсуждался скандал с хулиганами. Кроме того, художник выделил слово plot («заговор») из постороннего заголовка.

Фрагмент названия газеты New York Herald Tribune на картине Раушенберга

Исследование картины Раушенберга заставило Купера всерьез заинтересоваться делом подростков. Он поднял архивы штата Нью-Йорк и обнаружил множество несостыковок. Вскоре, после полноценного расследования и интервью с одним из участников событий, журналист пришел к однозначному выводу: четверо тинейджеров были обвинены несправедливо. Они действительно устраивали нападения, но большинство случаев на них просто «повесили» — хулиганы оказались жертвой политического заказа на очернение гомосексуалистов. Раушенберг догадывался об этом, когда писал картину, и зашифровал правду в своем коллаже.

Так исследование абстрактного полотна косвенно привело к установлению справедливости. А поклонникам искусства лишний раз напомнило, насколько многослойными бывают картины и насколько плотно жизнь художника переплетается с его творениями.

Современные искусствоведы все чаще прибегают к исследованию картин старых мастеров кисти с помощью рентгеноскопии, используя при этом известное свойство свинцовых белил: задерживать рентгеновские лучи. Рентгеновский снимок, полученный просвечиванием той или иной картины, может показать композиционные изменения, внесенные художником, переделки отдельных деталей картины, исправленные ошибки и другие особенности технического процесса творчества художника.

Указанным способом установлено, например, что голландский живописец Рембрандт, создавая в 1665 году «Автопортрет», первоначально допустил ошибку, дав на полотне свое зеркальное изображение: кисточка была у него в левой руке, а палитра - в правой. Художник заметил это только после того, как картина была полностью закончена. Замазав на полотне руки толстым слоем краски, он их написал заново. Теперь кисточка находилась в правой руке, а палитра - в левой.

Второй пример. Фламандский живописец Рубенс (1606-1669) изменил первоначальную композицию своей картины «Портрет Франческо Гонзаги» (хранится в Музее истории искусств в Вене) после того, как она была закончена. Композиционные изменения отчетливо видны на приведенном рентгеновском снимке.

Также совсем недавно с помощью рентгена удалось выяснить, какая из двух картин художника Ван Дейка «Святой Иероним и ангел» (на заголовке статьи) подлинная, а какая всего лишь копия (пусть и отлично исполненная).

P. S. Духи вещают: А еще при изучении некоторых старинных картин можно с удивлением обнаружить, что в их красках присутствуют те же компоненты, что и в косметике maxilift. Может именно в этом секрет качества и долговечности этой косметики? К слову,


Кому из художников первому пришла в голову идея использовать в своем творчестве , история современного искусства умалчивает. Зато услужливо демонстрирует те произведения, которые были созданы как раз с помощью этой техники, пока еще необычной и новой для творчества. Мы помним о Мэтью Кокса (Matthew Cox), в творчестве Hugh Turvey, из рентгеновских снимков ракушек и , составленный понятно, из каких изображений. Итальянская художница Бенедетта Боничи (Benedetta Bonichi) также использует рентгеновский аппарат в качестве инструмента для творчества, "рисуя" свои картины его лучами.


Несмотря на то, что сюжеты "рентгеновских картин" не балуют оригинальностью, и будь они обычными рисунками или фотографиями, то не вызвали бы никакого интереса у зрителя, в свете рентгеновских лучей все выглядит совсем иначе. И мы не просто видим на картинах персонажей, - мы как будто смотрим сквозь них, как будто нам открывается дверь в другое "настоящее", где никто из нас до сих пор не был, а лишь только догадывался о его существовании.





Так, вместо развеселого свадебного застолья мы видим двух пирующих скелетов, похожи на призраков и двое влюбленных, чьи языки ласкают друг друга, свою лысую черепушку рассматривает в зеркало существо, похожее на женскую версию Кощея Бессмертного, в бестелесную фигуру превращается старушка, мирно покачивающаяся в своем кресле... В таком стиле сделаны все необычные рентгеновские картины Бенедетты Боничи (Benedetta Bonichi). Все эти люди на самом деле живы, вот только выглядят они так, словно пришли с того света напомнить о себе родным и близким, либо же завершить то, что не удалось довести до конца при жизни.




Первая выставка художественных произведений Бенедетты Боничи состоялась в 2002 году, за что она была удостоена серебряного почетного знака президента Италии Карло Адзельо Чампи за развитие современного итальянского искусства. Картины художницы представлены в арт-галереях, музеях и на выставках в Париже, Нью-Йорке, Риме, городах Германии, США, Великобритании, а также находятся в частных коллекциях ценителей нестандартного арта по всему миру. С творчеством автора можно познакомиться на ее интернет-сайте .