Как освятить дом святой водой. Как освятить квартиру или дом святой водой

Освящение жилья - это благодатный обряд, который нужно обязательно совершать верующему человеку. Это самая надежная защита от плохой и неблагоприятной энергетики. Господь направляет Свою благодать, призывая человека сделать шаг к нему навстречу.

Освящаем жилье

Дом или квартиру принято освящать после его постройки, после переезда, после окончания ремонта, или же, если произошли какие-то неблагоприятные события, например - ограбление, насилие, убийство или еще какое-то зло.

В случае, когда случилось осквернение жилища - пригласите священника, и он проведет процедуру освящения, призовет благодать Святого Духа, и Господь вновь посетит вас и вашу семью.

Как освятить жилье с помощью Батюшки

Считается, что только служитель Господу Богу может провести церемонию правильно. Все священники проходили таинство Священства и наделены божественными правами, позволяющими проводить церковные обряды. Но прежде, чем пригласить Батюшку, верующему человеку необходимо подготовиться:

Перед началом священник наносит изображение креста на каждую из четырех стен. Во время таинства читает Евангелие, помазует кресты елеем и все помещение окропляет святой водой. По окончании читается проповедь для всех присутствующих.

Провести ритуал освящения можно в любой день, когда будет удобно вам и Батюшке, продолжительность чина 30-60 минут.

Если в благодарность вы хотите сделать пожертвование, то в ближайшем храме можете узнать общепринятый размер жертвы или внести вклад по вашим возможностям.

Присутствие в вашем доме священнослужителя - великое благо!

При вхождении его в дом попросите благословение, а по окончании обряда пообщайтесь в спокойной обстановке на духовные темы, задайте имеющиеся вопросы, попросите помощи в решении внутренних проблем.

После освящения желательно отказаться от азартных игр, курения, распития спиртных напитков, скандалов и тому подобного. А лучше регулярно молиться, зажигать свечи, слушать церковную музыку и читать духовную литературу.

Еще церковь советует регулярно окроплять комнаты святой водой с призыванием имени Господа, чтобы сохранить чистоту жилища.

Чистка квартиры церковной свечой и святой водой: как освятить самостоятельно

Если пригласить в дом священника нет возможности, можно попробовать самостоятельно проделать ритуал освящения святой водой. Чтобы все удалось, необходимо накануне зайти в церковь и получить благословение. Можно самостоятельно провести обряд. Для обряда потребуется:

  • молитвослов;
  • иконы;
  • чаша со святой водой.

Если у вас чего-то из этого списка нет, нужно купить в церковной лавке.

Начинать надо с красного угла - это угол в главной комнате, расположенный по диагонали от входа, по правилам там должен располагаться иконостас. Если иконостаса нет, поместите туда хотя бы одну икону.

Чашу со святой водой нужно взять в левую руку, а правой рукой со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь» разбрызгайте воду на угол крестообразно и двигайтесь дальше, обходя все комнаты по часовой стрелке и окропляя стены, потолки и все углы.

После чего таким же образом обойдите кухню, прихожую. В ванной комнате окропите только стены, в туалете ничего делать нельзя.

При этом читаются следующие молитвы:

Перед началом - Молитва на благословение дела, во время - «Отче наш», «Да воскреснет Бог» или 90 псалом, еще можно читать «Да воскреснет Бог…»,

Обойдя все комнаты, прочитайте молитву Животворящему Кресту и Благодарственные молитвы.

Обратите внимание на следующее:

Если все это присутствует в жизни людей, то им проще будет сохранить в чистоте не только свое жилище, но и сердце и душу.

Молитвы, которые читают во время освящения

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, окроплением воды сея священныя в бегство, да обратится всякое лукавое бесовское действо, аминь».

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (3 раза с поклонами)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, Да приидет Царствие Твое, Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим; И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и сила и слава во веки веков. Аминь

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец. Скорый в заступление и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи: вся бо елика хощеши, яко Сильный Бог, творити можеши. Аминь.

Молитва Животворящему Кресту

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его все ненавидящие Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй беси силою на тебе пропятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшего и поправшего силу дьяволю, и даровавшего нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Благодарственные молитвы

Тропарь, глас 4

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи о Твоих великих благодеяниях на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Кондак, глас 3

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков.Аминь.

Богородичен

Богородице, христианом Помощнице, Твое предстательство стяжавше раби Твои, благодарно Тебе вопием: радуйся, Пречистая Богородице Дево, и от всех нас бед Твоими молитвами всегда избави, Едина вскоре предстательствующая.

Если человек освятил свое место жительства - это не значит, что все проблемы решены, он освободился от грехов, и это надолго. Нет, все мы люди грешные и порой, даже не задумываясь, делаем не самые правильные вещи. Но в том доме, где стены окроплены святой водицей, и очищены огнем церковной свечи, даже дышится легче, а живущие в нем болеют меньше, и живут дружнее. Ведь проведя такой ритуал, вы становитесь ближе к Богу и вверяете ему свой кров для сохранения в нем мира и покоя.

Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: "Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него". Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь. Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. "Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё".

6: Как только девяностый псалом прочитан, произнесите Тропарь: Рекомендуем ознакомиться,

Как дому Закхея Твоим, Христе, входом спасение пришло, так и ныне входом священных служителей Твоих и с ними святых Ангелов Твоих, мир Твой подай дому сему, и милостиво благослови его, спасая и просвещая всех, жить хотящих в нем.

КАК ОСВЯТИТЬ КВАРТИРУ 7: После произнесения Тропаря для продолжения освящения квартиры с помощью святой воды произносится следующая молитва:

Господи Иисусе Христе Боже наш, изволивший под кров Закхея мытаря войти, и ставший спасением ему и всему его дому! Сам и ныне здесь жить желающих и через нас недостойных мольбы и моления Тебе приносящих, от всякого зла невредимыми сохрани, благословляя их и это жилище, и в безопасности их жизнь всегда сохраняй, изобильно все блага Твои им Твоим благословением на пользу подавая. Ибо подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда и во веки веков. Аминь.

КАК ОСВЯТИТЬ КВАРТИРУ 8: Следует перекреститься и продолжить читать молитву: Рекомендуем ознакомиться,

Владыка Господи, Боже наш, на высотах живущий и дольнее озирающий, дома строить людям повелевший и благословивший жить в них, и спасение дому Закхея даровавший! Сам благослови и дом сей, и в нем желающих жить страхом Твоим огради, и невредимыми от врагов сохрани, и благословение Твое с высоты жилища Твоего ниспошли им, и благослови и умножь все блага в доме сем. Ибо Ты милуешь и спасаешь нас, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

КАК ОСВЯТИТЬ КВАРТИРУ 9: Сразу же после завершения произношения данной молитвы, необходимо три раза окрестить Елей с одновременным произнесением слов:

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

КАК ОСВЯТИТЬ КВАРТИРУ 10: Для продолжения освящения жилища или квартиры читается над елеем молитва:

Господи Боже наш, призри ныне милостиво на молитву меня, смиренного и недостойного раба Твоего, и ниспошли благодать Пресвятого Твоего Духа на елей сей и освяти его, да будет он во освящение месту сему и на нем сооруженному дому, и для изгнания всякой враждебной силы и сатанинских козней. Ибо Ты благословляешь и освящаешь все, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со Безначальным Твоим Отцом, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

КАК ОСВЯТИТЬ КВАРТИРУ 11: Как только молитва над елеем произнесена, необходимо взять в руки емкость со святой водой и кисточкой окропить все стены помещения, которые вы освящаете с одновременным произнесением следующих слов: Рекомендуем ознакомиться,

Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, окроплением этой воды священной в бегство да обратится все злое бесовское действие. Аминь.

КАК ОСВЯТИТЬ КВАРТИРУ 12: Как только все стены квартиры или помещения окроплены святой водой, необходимо взять в руки освещенный Елей и начать помазывание им стен, начиная от самой восточной стены квартиры и продолжая в виде креста, то есть запад, восток, север и юг. Получается помазывание производится в каждом помещении в виде креста, при этом в момент каждого помазывания произносятся следующие слова:

Благословляется дом сей помазанием святого елея сего, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

КАК ОСВЯТИТЬ КВАРТИРУ 13: Следующим шагом для освящения квартиры с помощью святой воды и Елея будет зажжения Церковной свечи у каждой стены, но учитывая, что это не всегда возможно, то достаточно зажечь одну свечу и зажечь кадильницу, с помощью которой вы будете кадить освящаемое помещение при этом необходимо читать следующую молитву.

Премудрость! Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Мир всем. И духу твоему. В то время вошел Иисус в Иерихон. И вот был человек, по имени Закхей, и он был старший мытарь, и был он богат. И старался он увидеть Иисуса, кто Он, и не мог из-за толпы, потому что был ростом мал. И забежав вперед, влез на сикомору, чтобы увидеть Его, так как Он должен был проходить той дорогой. И придя на это место, Иисус посмотрел наверх и сказал ему: Закхей, поспеши слезть; ибо сегодня надо Мне быть у тебя в доме. И он слез поспешно, и принял Его с радостью. И увидев, все начали роптать и говорили: Он остановился у человека грешника. А Закхей встал и сказал Господу: вот, половину того, что имею, Господи, я даю нищим, и если у кого что неправедно вынудил, возмещу вчетверо. И сказал ему Иисус: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраамов. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

КАК ОСВЯТИТЬ КВАРТИРУ 14: И сразу же для освящения квартиры читают псалом 100. Рекомендуем ознакомиться,

Милость и суд воспою Тебе, Господи. Буду петь и внимать на пути непорочном: когда Ты придёшь ко мне? Я ходил в беззлобии сердца моего посреди дома моего. Не допускал пред глаза мои дела законопреступного, творящих преступления возненавидел; не пристало ко мне сердце строптивое, избегающего меня злого я не замечал; тайно клевещущего на ближнего своего – его изгонял, с гордым оком и ненасытным сердцем – с ним вместе не вкушал. Очи мои – на верных земли, чтобы сидеть им рядом со мною, ходящий по пути непорочному, он мне служил. Не жил среди дома моего поступающий надменно, говорящий неправду не преуспевал пред очами моими. По утрам умерщвлял я всех грешников земли, чтобы истребить из града Господня всех делающих беззаконие.

Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй.

КАК ОСВЯТИТЬ КВАРТИРУ 15: Как только все прочтено, квартира окроплена святой водой и помазана Елеем, можно затушить свечу, кадильницу и завершать обряд освящения жилища, так как с этого момента жилое помещение считается освященным и из него изгнаны все бесы.

Освящение в православной церкви - это общепринятый у верующих метод духовного очищения жилища. Особенно резко встает вопрос очистки дома тогда, когда в помещении накапливаются клубки негативной энергетики, появляется ощущение присутствия потустороннего. Силу очистить помещение от нечисти имеет только священник, но, бывает, что пригласить его не получается. В таком случае освящение можно провести и самостоятельно.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: "Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить..." Читать подробнее >>

    Показать всё

    Способы освящения жилья

    У христиан существует несколько основных канонических методов проведения ритуала очищения жилища. Все они делятся на традиционные для православия крещение водой или крещение огнем.

    Каждый из способов может выполняться как священнослужителем, так и обычным верным богу человеком. Однако официальная церковь настоятельно советует провести первый ритуал именно со священником: таким образом, это ответственное дело доверяется профессионалу, который точно знает, как правильно освятить квартиру. К тому же в момент следующего освящения жилья мирянин сможет более точно повторить действия священнослужителя. Но в крайнем случае можно выполнить процесс освящения самостоятельно даже в первый раз.

    Существуют такие методы очистки помещения от негативной энергии:

    • Окропление квартиры святой водой.
    • Освящение тридцатью тремя Иерусалимскими свечами.

    Как правильно окропить комнату святой водой

    По мнению большинства священнослужителей, данный метод является самым каноничным. Он сложный, ответственный, но при тщательном следовании инструкции затруднений при освящении квартиры не возникнет.

    Правила проведения ритуала окропления:

    1. 1. Данный обряд должен проводиться человеком, очистившим сначала себя и свою плоть. Недопустимо проведение ритуала человеком, далеким от церкви.
    2. 2. В доме в момент проведения обряда должна быть чистота. Не только физически, но и духовно: без драк, ссор, недопонимания. Иначе ритуал не поможет.
    3. 3. Следует понимать, что освящение жилища - не панацея. Очищение мира физического напрямую зависит от чистоты самого человека, который в нем обитает. Перед очищением жилища необходимо следует очистить душу.

    Окропить помещение лучше в Крещение Господне, когда тело и душа сами очищаются за счет божественной энергии, исходящей отовсюду.

    Не стоит пренебрегать и обычной уборкой жилища. Чистая энергия тянется к чистому дому, вытесняя энергию негативную.

    Выполнение ритуального окропления

    Выполнять окропление в домашних условиях нужно, четко следуя инструкции, иначе можно не очистить, а навредить своему жилищу:

    1. 1. Для начала необходимо всей семьей, проживающей в доме, отправиться в церковь на одну из субботних или воскресных служб. Так очищенное помещение не будет мгновенно загрязнено негативной энергией, исходящей от жителей, а души всех получат свою частичку Бога, его благословение.
    2. 2. После окончания службы необходимо набрать святой воды в церкви. Многие уверены, что вода, набранная утром в четверг или в субботу, целебнее воды, набранной в другие дни. Это не так. Любая святая вода - целебная.
    3. 3. Перед самим ритуалом следует тщательно вымыть руки крещенской водой, приготовить миску (желательно серебряную или золотую) со свежесобранной святой водой. Также нужно прочесть «Отче наш» всей семьей, даже если это не принято.
    4. 4. Держа левой рукой миску с освященной водой, правой обрызгать кропилом все стены и углы помещения, вырисовывая мысленный крест.
    5. 5. Обряд стоит начинать с восточного угла комнаты, передвигаясь от стены к стене строго по часовой стрелке.
    6. 6. При совершении ритуала важно читать молитву «Да воскреснет Бог», повторяя ее до окончания обряда.

    Текст молитвы «Да воскреснет Бог»: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его, яко исчезает дым; да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением и в веселии глаголющих.

    Радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь».

    Крещение обители огнем с помощью 33 иерусалимских свечей

    В центре паломничества многих крестьян, Иерусалиме, располагается великий храм Гроба Господня. Считается, что предметы, возложенные на алтарь Гроба Господня, становятся священными, обретают полезные для души и тела свойства. Традиционно на крышку гроба кладут связку из тридцати трех церковных свечей.

    Если нет возможности самим побывать в Иерусалиме, допускается купить свечи в церковной лавке или получить в дар от друзей.

    Выполнение крещения огнем

    Способ проведения обряда:

    1. 1. За несколько дней до начала ритуала необходимо подготовить жилище, провести генеральную уборку, очистить тело и душу от проблем и грехов.
    2. 2. Для проведения ритуала выбрать день, освобожденный от мирских проблем, рабочих вопросов и нагрузок. День освящения жилища становится личным церковным праздником жильцов, в который не стоит перегружать себя домашней работой.
    3. 3. Разжечь одну или сразу связку свечей у домашнего иконостаса.
    4. 4. Прочесть цикл молитв. Начать с молитвы «Отче наш», после чего троекратно прочитать молитву на освящение квартиры.
    5. 5. Перекрестившись, отдалиться от свечей, не отворачиваясь от иконостаса.

    Свечи можно сжечь полностью, но можно и затушить для повторного использования. Для сохранения святых свойств свечей их ни в коем случае нельзя задувать. Для того чтобы потушить свечу, нужно использовать специальный колпачок, промазанный маслом ладана. Тогда свечкой можно будут пользоваться еще.

    Ни в коем случае не стоит смешивать православие и язычество. У истинного христианина дома нет ни подковы, ни домовых.

    Текст молитвы на освящение квартиры: «Господи Боже, Владыко Вседержителю, благослови, молим Ти ся, жилище сие и вся рабы Твоя, живущие в нем, яко да охраняеми Тобою, пребудут в мире, любви и согласии: благослови их, яко да исполняюще волю Твою святую, обитают зде до старости своея и узхрят сыны сынов своих.

    Благослови их радостьми, веселием и изобилием, яко да утешают неимущих. Благослови их долголетием, яко да угождающе Тебе, Владыце, Создателю и Спасителю, по милости Твоей внидут живущие в сем жилище и во Царствие Твое Небесное, уготованное всем творящим повеления Твоя. Услыши нас, Всемилостиве, и благослови жилище сие и живущих в нем: яко да всегда хвалят Тя, Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

    Что делать после ритуала освящения

    По окончании обряда необходимо всем вместе помолиться. Хозяину дома нужно взять на себя обязанность прочитать вслух несколько любимых молитв, ведь главная цель освящения - донести до каждого жильца важность сохранения энергетической чистоты в доме.

    Освящать дом можно так часто, как захочется, но все же не стоит забывать, что этот ритуал - не главное. Ведь если забыть о важности чистоты мыслей, отказа от ссор и обид в жизни, никакое освящение жилища не поможет. Демоны засядут глубоко в душах жильцов, и выманить оттуда их будет крайне сложно.

1:502 1:507

В праздник Крещения Господня космические тела Солнце, Земля, центр Галактики расположены так, что "открывается линия связи между сердцем нашей планеты и центром Галактики". Действует особого рода энергетический канал, который определенным образом структурирует все, что в него попадает. Этой структуризации подвергается вода на Земле и все, что сделано из нее.

Ученые много раз исследовали крещенскую воду и единогласно подтверждают, что ее свойства в этот день кардинально меняются.
Уникальные исследования взятой в Троице-Сергиевой лавре крещенской воды, проведенные в Московском институте информационно-волновых технологий, показали, что частотный спектр излучения крещенской воды сходен с электромагнитными излучениями здоровых органов человека. То есть оказалось, что в крещенской церковной воде заложена определенная информационная программа в виде упорядоченного набора здоровых частот человеческого организма.
Феномен крещенской воды до конца не изучен, и исследователям, похоже, еще не скоро удастся разгадать ее секрет.

1:2423

Она не портится несколько лет, сохраняя свою структуру. Крещенская вода целебна, она лечит, оказывает профилактическое действие, поднимает жизненные силы человека и омолаживает. Помогает крещенская вода также во многих других случаях.

1:434 1:439

Сегодня расскажем, как правильно освятить крещенской водой свой дом, даруя ему Божью защиту и благодать

1:730 1:735

2:1239 2:1244

Как освящать квартиру

2:1296

К помощи крещенской воды прибегают, когда нужно очистить от негатива жилище, хозяйственные постройки, вылечить домашних животных и сохранить источники воды, например, колодец.
На Руси было принято окроплять все углы в доме водой, которую приносили из Храма в Канун Крещения.

2:1802

2:4

1 . Важно помнить о том, что обряд освящения какой-либо вещи не самое главное. Основное - это помыслы, которые родятся при этом в голове человека. Без чистых мыслей проведение этого таинства становится бессмысленным.

2 . Особенно ценится среди православных освящение водой, набранной в праздник Крещения Господня. Считается, что она способна изгнать злых духов, очистить от скверны, принести в дом спокойствие.

3 . В первый раз квартиру освящать должен только священник. Только после этого, если понадобится, хозяин может совершать таинство сам.

4 . Перед приездом священника чисто уберите помещение, выключите громкую музыку и телевизор. Освободите стол в одной из комнат и накройте его скатертью. Там батюшка расставит атрибуты для совершения обряда. Если в квартире до сих пор нет икон, их обязательно нужно повесить. Крепятся святыни в «красном углу», рядом с окном, которое выходит на восток.

5 . Объясните всем окружающим, что совершается таинство. Если кто-то противится освящению, пусть покинет помещение. Остальные должны освободить свои головы от греховных мыслей и читать молитвы. Попросите людей отнестись к этой процедуре, как к чему-то крайне важному и ценному для себя и окружающих.

6 . Священник нальет в чашу немного святой воды. Передвигаясь по всем помещениям и читая молитвы, он окропит водой углы и стены. Ходить за батюшкой всей семьей совсем не обязательно. Выделите ему сопровождающего, а остальные пусть посидят спокойно в одной из комнат.

7 . Если квартира уже была освящена батюшкой, хозяин может повторить обряд самостоятельно. Это не только его право, но и обязанность, данная святой церковью. Для этой цели подойдет только вода, освященная в храме. Кисточкой от четок или горстью, крестообразно, кропят стены квартиры. При этом читают молитвы «Благодать Святаго Духа» и «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

8 . После того как квартиру освятили, там нельзя курить, сквернословить и совершать другие не угодные Богу деяния. Иначе таинство придется совершать вновь и вновь.

Приближаются праздники Богоявления и Крещения Господня. Храм наполнится большим количеством людей, желающих унести с собой освященную воду. Все ли мы знаем о такой святыне? Чтобы разъяснить тем кто незнаком, или пополнить знания давнишних прихожан, мы решили создать отдельную страничку на нашем сайте.

Святая вода в православии

Вода… Влага, несущая жизнь, и стихия, сметающая все на своем пути. Вода благословения и потопа. Какие виды святой воды существуют в православной христианской традиции и для чего они нужны?

Вода в Библии

Вода – один из древнейших религиозных символов. В Священном Писании она занимает ключевое место. Водой называется неоформленная материя в самом начале творения мира: после того как Бог «в начале» сотворил небо и землю, «Дух Божий носился над водою». Из воды же, согласно библейскому рассказу о творении мира, появляются первые живые существа: пресмыкающиеся и рыбы. В жизни человека, сотворенного «из праха земного», вода тоже играет очень важную роль.

Человек – часть этого мира. Принадлежа душой к миру небесному, духовному, своим телом человек всецело принадлежит миру материальному, - миру, в котором так важна вода, которая присутствует везде, где встречается жизнь любом ее проявлении. Поэтому первый аспект религиозной символики воды – это вода как начало, несущее жизнь.

Но вода может стать и грозной стихией, стать символом разрушения и смерти. Таинственная черная глубина воды способна убить и уничтожить, стереть с лица земли города и цивилизации, стать образом иррациональной и неуправляемой стихии. Первый человеческий мир, как рассказывает первая книга Библии, погиб в водах потопа. Такой способ избрал Бог, чтобы уничтожить мир, в котором зло стало абсолютно преобладать над добром. Не знак ли это того, что когда человек живет во зле, сам мир, созданный Богом для того чтобы быть в гармонии с человеком, восстает против своего «повелителя»? Христиане веруют, что грехопадение первых людей повредило не только самому человеку, но внесло дисбаланс во все мироздание: образ отношения людей друг с другом и с миром стал иным, не таким, каким задумал его Бог. И теперь вода, некогда бывшая началом жизни, становится стихией, несущей смерть.

Но став разрушительной, вода как символ приобретает еще одно измерение: она очищает. Воды потопа по велению Божию очистили мир от тотального засилья греха. Чистота, возрождение и обновление – третий аспект символики воды в библейской культуре. Вода смывает грязь, очищает тело, одежду и жилище. Эта символика воды – основанная на ее самых естественных свойствах - пронизывает всю Библию.

Великое освящение воды

Вода как начало жизни, как символ суда и смерти, как средство очищения – три эти основные измерения воды как религиозного символа связаны с тремя основными акцентами христианской веры: творение, грехопадение, искупление. Весь мир, вода как его часть, человек как его «венец» - сотворены Богом изначально добрыми, «благими» в своей сущности. Но та же материя, «добрая» в своей основе, послужила орудием падения человека, что привело его к рабству греху и смерти. Но во Христе – Боге воплотившемся – и Его властью вещество может снова стать символом Божия присутствия и Его славы, стать материей таинства, соединяющего человека с Богом.

Каждый раз, когда совершается крещение, происходит так называемое великое освящение воды. Оно же совершается в канун и праздник Крещения Господня. Молитвы, которые читаются во время этого чина, - это торжество хвалы и благодарения, обращенное к Богу от лица всего мира. Слишком узко рассматривать освящение воды как «сакрализацию» некоторого количества вещества. Из читаемых молитв видно, что замысел авторов, написавших эти слова много столетий назад, - в том, чтобы вновь сделать воду способной стать явлением и присутствием силы и любви Божией в этом падшем, но искупленном мире.

Благодарственные слова молитвы великого водоосвящения делают нас свидетелями творения, возвращают нас к самым истокам жизни. А способный благодарить, человек становится свободным по отношению как к Богу, так и к миру.

«Покажи эту воду водой обновления, водой освящения, очищением плоти и духа, ослаблением уз, оставлением прегрешений, просвещением душ, банею вечной жизни, обновлением духа, даром усыновления, одеждой нетления, источником жизни…», - молится священник. Любое освящение, совершаемое Церковью, никогда не является видимым, «физическим» чудом, своего рода превращением, которое можно «пощупать» и доказать. Можно ли провести какие-то лабораторные анализы или исследования, которые «докажут» некоторые изменения вещества, или нет – не должно волновать верующего. Можно даже сказать, что ожидание или поиски подобных «изменений» часто рассматривались Церковью как богохульство и грех. Ведь не для того пришел Христос, чтобы «естественную материю» заменить какой-то «сверхъестественной», или «освященной». Сын Божий воплотился для того, чтобы открыть нам путь к соединению с Богом. И Он возвращает материи ее изначальное свойство – служить средством такого единения. Таким образом, вода крещения – вода великого освящения – является святой, то есть становится местом присутствия Христа и Святого Духа.

Малое освящение воды

Кроме чина великого водоосвящения, совершаемого очень редко (вода, оставшаяся при совершении таинства крещения, далее не используется), в церковной традиции сложился и чин «малого водосвятия», который во многих храмах служится довольно часто, порой даже каждое воскресенье. Этот чин основан на иной идее освящения. Если великое освящение воды, о котором речь шла выше – это освящение прежде всего и преимущественно через саму молитву, то в малом водосвятии ключевую роль играет погружаемый в воду предмет – крест как образ Креста Христова. Причем вещество, из которого этот крест изготовлен, не имеет никакого значения: важно, что этот крест – святыня как символ победы Иисуса Христа над смертью.

Церковная традиция, таким образом, знает два способа освящения: через непосредственно молитву и через соприкосновение с чем-либо, что уже освящено.

Освящение через соприкосновение применяется и по отношению к крещенской воде. Священники часто советуют долить немного святой воды в сосуд с питьевой водой, чтобы освятить ее. Вода, освященная таким образом, употребляется верующими наравне с первой, бывшей «источником» освящения.

В древности же воду могли освящать, не только погружая в нее крест или доливая святой воды. Известен чин «омовения мощей» - по сути тот же чин малого водоосвящения, но погружали при этом в воду не крест, а часть мощей святого угодника. В XVII веке этот чин совершали в Великую Пятницу перед Пасхой в московском Кремле, а потом постепенно он оказался вытеснен обычным теперь способом малого водосвятия.

Зачем это нужно?

Освящение воды, как и вообще любое священнодействие, не является замкнутым в себе. Так, на литургии освящаются хлеб и вино для того, чтобы стать средством истинного единения с Богом. И вода освящается не для того, чтобы годами храниться в кладовке (хотя при многолетнем хранении она, как правило, не портится: приходилось встречать совершенно свежую святую крещенскую воду, простоявшую на полке шестнадцать лет!), но для того, чтобы ее употребляли, чтобы она могла являть собою отпущение грехов, избавление, спасение, освящение души и тела, для того, чтобы, как писал замечательный богослов ХХ века отец Александр Шмеман, «быть тем, чем предназначена быть вся материя: путем к конечной цели - обожению человека, познанию Бога и соединению с Ним».

О святой воде

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня - святая вода (по-гречески «агиасма» - «святыня»).

Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.

Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.

«Освященная вода, - как писал святитель Димитрий Херсонский, - имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой - и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, - нет.

Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.

Великое водоосвящение совершается дважды - в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.

Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!

По верованию Церкви, агиасма - не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).

Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, - говорил затворник Георгий Задонский, - тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».

Почему Церковь молится о водных источниках

«Главное из всех потребностей для жизни человека — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир. 39, 32-33).

«…Какой дар столько необходим для нас, как вода? — говорит священномученик Ипполит Римский. — Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148,4).

И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной.

В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, — не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием.

«Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию…» — молится священник и первый начинает рыть колодец.

Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…»

Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя» .

Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской . Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.

Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем — в водопроводы, в наши квартиры.

Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.

Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя» , святой водой .

Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана — и святая вода нам не помогает!

Неужели молитвы Церкви бессильны?

Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13. 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство — Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение…

«Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11,29).

Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный , — говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему .

Чтобы святая вода принесла пользу — будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.

Молитва на принятие просфоры и святой воды Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Молитвы при окроплении дома святой водой

По церковной традиции все православные христиане в крещенский сочельник после великого водоосвящения окропляют крещенской водой свои дома при пении или чтении тропаря праздника Богоявления:

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / троическое явися поклонение, / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленного Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Но и в другое время полезно окроплять свое жилище святой водой. Тогда при окроплении читается молитва Честному Кресту Господню :

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.