Что такое деепричастие совершенного вида. Способы образования деепричастий: суффиксальный и приставочный

Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. А Максим сломал ключ, закрывая дверь. Вы знаете, в каком из предложений использованного деепричастие совершенного вида, а в каком – несовершенного? Если не знаете, то обязательно разберётесь, прочитав данную статью. Если Вы не знаете, что такое деепричастие, то рекомендуем ознакомиться с определением и примерами: .

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое предшествует действию глагола-сказуемого. Говоря простыми словами, сначала происходит действие деепричастия, потом – глагола.

Пример: Я пошёл гулять, закрыв дверь квартиры на ключ. Сначала я закрыл дверь, потом – пошёл гулять.

Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос «что сделав?». Образуются они от суффиксов -в-, -ши, -вши- (также могут быть использованы суффиксы -а-, -я-)

Примеры деепричастий совершенного вида

  • Вадим начал писать в тетради, достав ручку из пенала.
  • Таня включила свой телефон, предварительно зарядив его на 100%.
  • Николай встал из-за стола, выключив свой персональный компьютер.
  • Я лёг в кровать, тщательно вымыв полы во всей квартире.
  • Покупая лотерейные билеты, Вы выкидываете деньги на ветер.

Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида – это деепричастия, которые обозначают действие, которое происходит одновременно с действием глагола-сказуемого.

Пример: Максим сломал ключ, закрывая дверь. Максим сломал ключ в процессе закрывания двери.

Деепричастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делая?». Образуются они от суффиксов -а-, -я-. Есть и исключения: деепричастия, образованные от глаголов на -чь (жечь), -нуть (вянуть), некоторых глаголов с шипящим в основе (лижут).

Примеры деепричастий несовершенного вида

  • Девушка пошла по тёмному переулку, не думая о возможных последствиях.
  • Анатолий делал большую ошибку, не звоня матери вторые сутки.
  • Собака ела из миски, не замечая сидящего рядом кота.
  • Работая в «Газпроме», Алексей Борисович смог обеспечить своих детей и внуков на всю жизнь.
  • Моя дома посуду, Вы помогаете маме.

Образуйте деепричастие.

Рассмотрим пример на основе заданий из учебников по русскому языку:

Образуйте деепричастия совершенного вида от глаголов «принести, сойти».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что сделав?». Принеся, сойдя. Примеры предложений: Диана совершила большую ошибку, сойдя с рейса не на своей остановке. Сын очень помог дедушке, принеся ему молоток в гараж.

Образуйте деепричастия несовершенного вида от глаголов «бежать, лить».

Такие деепричастия отвечают на вопрос «что делая?» Бежав. Пример предложения: Наталья подвернула ногу, бежав за уходящим автобусом.

Лить – это один из глаголов, которые не могут иметь форму деепричастия несовершенного вида. К таким глаголам также относятся: тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать и другие.

Способов образования деепричастий от глаголов два: с помощью суффиксов и приставок. У каждого способа свои правила и нюансы. Существует множество иллюстрирующих образование деепричастий таблиц (одну из них мы предлагаем в нашей статье), но перед как изучать их, нужно ясно понимать, что такое деепричастие, и какими признаками обладает эта часть речи.

оборот?

Деепричастие - самостоятельная, образованная от глагола часть речи, которая объединяет в себе свойства наречия и глагола, обозначает в предложении добавочное действие, вызванное сказуемым и совершенное подлежащим. Связка деепричастия с зависимыми от него словами называется деепричастными оборотами.

Деепричастия и деепричастные обороты всегда обособляются на письме и отвечают на вопросы "что сделав?", "что делая?", в некоторых случаях к ним задаются свойственные наречиям вопросы "почему?", "как?", "когда?".

Например:

  • пробежав марафон (что сделав?);
  • перебирая ягоды (что делая?);
  • она смотрела, улыбаясь (как?).

Морфологические признаки

Деепричастия обладают такими морфологическими признаками глагола как переходность, вид и возвратность:

  • мыть (невозвратное, несовершенный вид) — моя;
  • помыть (невозвратное, совершенный вид) - помыв;
  • помыться (возвратное, совершенный вид) - помывшись .

Деепричастия распространяются так же, как и глаголы:

  • мыть руки - моя руки;
  • помыть яблоки - помыв яблоки;
  • помыться после пробежки - помывшись после пробежки .

Деепричастия имеют такие признаки наречия как неизменяемость по роду, спряжению, числу, лицу:

  • Он улыбался, читая книгу. Они улыбались, читая книгу. Она забыла об окружающем, читая книгу.

Синтаксические признаки

К синтаксическим признакам деепричастия относится его зависимость от глагола-сказуемого, а также роль в предложении. Как и наречия, большинство деепричастных оборотов и одиночных деепричастий являются обстоятельствами:

  • Обстоятельство времени. Гуляя по парку, она встретила знакомых.
  • Обстоятельство причины. Едва заболев, он сразу начал пить чай с медом.
  • Обстоятельство условия. Хорошо зная директора, можно решить любой производственный вопрос.
  • Обстоятельство уступки. Даже разозлившись, она не повысила голоса.
  • Образ действия. Он побежал, стремительно набирая скорость .

Образование деепричастий несовершенного вида

Существует три способа образования деепричастия от глаголов несовершенного вида.

С помощью суффиксов "" или "-ясь ":

  • осознавать - осознавая;
  • разбивать - разбивая;
  • читают - читая;
  • старается - стараясь;
  • смеется - смеясь;
  • готовится - готовясь.

С помощью суффикса "":

  • кричат - крича;
  • плачут - плача;
  • держим - держа.

И более редкий способ образования деепричастий - суффиксами "-учи " и "-ючи ":

  • быть - будучи;
  • идут - идучи;
  • ехать - едучи;
  • жалеют - жалеючи;
  • играет - играючи.

Не образуются деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида:

  • с основой на буквы "к" и " - текут, бегут ;
  • с основой, которая состоит лишь из согласных букв, - ткать, лить, жить, жать и прочие (деепричастие мчась от глагола мчаться - исключение);
  • с основой на буквы "ст", "с", "з", "х" в неопределенной форме и на шипящую букву в настоящем времени: пахать - пашут; мазать - мажут; хлестать - хлещут; писать - пишут ;
  • с суффиксом "-ну ": мерзнуть, выглянуть, тянуть, выплюнуть, высунуть ;
  • от глаголов: драть, хотеть, петь, ехать, лезть .

Образование деепричастий совершенного вида

От глаголов совершенного вида самый распространённый способ образования деепричастий — суффиксальный.

С помощью суффикса "":

  • отпустил - опустив;
  • помыла - помыв;
  • покрасили - покрасив;
  • вернула - вернув.

С помощью суффиксов "-ши " и " -шись ":

  • вытерла - вытерши;
  • принес - принесши;
  • подумали - подумавши;
  • истечь - истекши;
  • пронеслась - пронесшись .

С помощью суффиксов "-вши " и "-вшис ь":

  • улыбнулся - улыбнувшись;
  • умылась - умывшись;
  • засмеялись - засмеявшись;
  • возвратился - возвратившись .

Реже от глаголов первого спряжения с основами на согласные буквы способом образования деепричастий становятся суффиксы " " и "":

  • прочесть - прочтя,
  • отвезти - отвез - отвезя;
  • увести - увел - уведя;
  • кричат - крича .

Могут образовываться равноценные параллельные формы деепричастий от глаголов с суффиксами "-ере " и "-ну ":

  • запереть - заперши/заперев;
  • высохли - высохши/высохнув,
  • озябнуть - озябши/озябнув .

Образование деепричастий с помощью приставок

Есть ряд глаголов, которые не могут образовывать деепричастия посредством суффиксов, в этом случае русский язык находит оригинальный способ образования деепричастий - приставочный.

И хотя приставки слегка меняют смысл глагола, но все равно позволяют создать из него полноценное, красивое деепричастие. Примеры:

  • гнить - подгнивая;
  • петь - распевая;
  • звать - зазывая/называя;
  • драть - раздирая;
  • ехать - поезжая;
  • бежать - забегая;
  • лезть - залезая .

Ошибки при образовании деепричастий

В письменных текстах и в устной речи встречаются неправомерные, неграмотные способы образования деепричастий, которые чаще всего вызваны некорректным использованием суффиксов с глаголами разного вида. Чтобы избежать подобных ошибок, достаточно определить вид глагола, задав к нему вопрос, и вспомнить, с помощью каких суффиксов образуются деепричастия с этим видом.

Вот пример неверного использования деепричастия в предложении:

  • Работав больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе.

От глагола "работать " (несовершенный вид) деепричастие не может образовываться суффиксом "", тут нужен суффикс "-я". То есть грамотная версия предложения выглядит так:

  • Работая больше всех в течение года, он все равно совсем не продвинулся по службе .

Другой пример:

  • Покрася забор, они пошли на речку искупаться и помыться .

Из глагола совершенного вида "покрасить " нельзя образовать деепричастие с суффиксом "-я ", в данном случае приемлем только суффикс "":

  • они пошли на речку искупаться и помыться .

Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Презентация содержит задания, по результатам выполнения которых заполняется рабочий лист (есть в презентации). Веселый смалик означает выполненное без ошибок задание, задумавшийся смалик - были допущены ошибки, а грустный - с заданием не справился. Презентация содержит пять заданий + теоретический материал. По итогам рабочего листа учащийся самостоятельно формирует себе отметку за урок. Если больше улыбающихся смайликов - "5", задумавшихся - "4", грустных - "3". "2" - получает учащийся, который не выполнил ни одного задания. Данный рабочий лист может примняться на любом уроке, по любому предмету. Количество заданий сожет менятся. В данной презентации также предлагается обмен тетрадями с напарником, в конце урока отметку сначала ставит напрник, а затем ребенок на основании его отметки формирует свою.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»


Повторим

  • 1. Что такое деепричастие?
  • 2. Признаки каких частей речи включает в себя деепричастие?
  • 3. Какие признаки деепричастие взяло у наречия?
  • 4. Какие признаки деепричастие взяло у глагола?
  • 5. Что такое деепричастный оборот?
  • 6. Как пишется деепричастие с отрицательной частицей НЕ?

Сформулируем тему урока

Улыбаясь Улыбнувшись


Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Несовершенный вид обозначает незаконченное добавочное действие и отвечает на вопрос «что делая?»

Совершенный вид обозначает, что действие уже совершено, и отвечает на вопрос «что сделав?»


Глаголы

несовершенного вида

Суффикс деепричастий несовершенного вида

гляд ят

-а (-я)

Деепричастия несовершенного вида

крич ат

гляд я

улыба ют ся

крич а

улыба я сь


Глаголы совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

выскочи ть

Деепричастия совершенного вида

-в, -вши

испечь

прищур ят ся

замахну ть ся

выскочи в

-а,(-я)

выскочи вши

испёк ши

замахну вши сь

прищур я сь


Рабочий лист

Задание №

Итого:


Задание №1 Выборочно – распределительный диктант

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

  • Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая, погрузившись в раздумья.
  • с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам.

Ключ (обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга)

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись

отражаясь

убежав

качая

устремив

облетая

погрузившись

ощущая

прислушиваясь


Задание №2

Замените глаголы деепричастиями несовершенного вида, если это возможно.

Производить гребки правой и левой рукой, отталкиваться от стенки бассейна, плавать без заметной усталости, выполнять движения в воде, ждать сигнала, держаться горизонтально, приближаться к финишу, показываться над водой, лить воду.

-С помощью каких суффиксов образовали деепричастия несовершенного вида?

-От каких глаголов не образовали деепричастия?

Обменяйтесь тетрадями.


Задание № 3 Викторина

Вставить недостающее деепричастие с зависимыми словами, назвать автора, произведение, определить вид деепричастия.

Буря мглою небо кроет, _________________ …


Ключ

Обменяйтесь тетрадями

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…

(А. С. Пушкин «Зимний вечер»),

крутя – деепричастие несовершенного вида


Задание №4

Найдите деепричастия, выпишите, укажите их вид.

Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».


Ключ. Обменяйтесь тетрадями

  • Рыдая – несовершенный вид
  • Проснувшись – совершенный вид

Задание №5 Выпишите деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффикс.

  • В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт,

пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод.

  • Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел.
  • У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног.
  • Вот ветер, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима.
  • Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и

тотчас же почувствовала странный запах.


Ключ. Обменяйтесь тетрадями.

  • Задыхаясь – несовершенный вид
  • Запрокинув – совершенный вид
  • Вздохнув– совершенный вид
  • Не чувствуя – несовершенный вид
  • Нагоняя – несовершенный вид
  • Поцарапав – совершенный вид

Выставление отметок

Сначала сосед по парте ставит Вам отметку, затем Вы на основании самооценки и оценки напарника определяете итоговую отметку.


Подведем итоги

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Что нового узнали?
  • Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного и несовершенного вида?


Добавочного действия, совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Отвечает на вопрос что делая? что сделав?

2. Обозначает добавочное действие;

3. Имеет грамматические категории, характерные для глагола:

· вид (совершенный и несовершенный) бегая (несов. в.) - сбегав (сов. в.) ,

3. Не изменяется

4. Деепричастия примыкают к глаголу-сказуемому, т. е. глагол выступает определяемым словом для деепричастия: бежать (как?), оглядываясь

5. Синтаксическая роль - обстоятельство

Образование деепричастий

Деепричастия образуются от основ глагола при помощи суффиксов, характерных только для деепричастий.

Деепричастия несовершенного вида , как правило, образуются от основы глагола настоящего времени (можно использовать любую форму настоящего времени) при помощи суффикса -А (-Я) :

Сверкать → я сверка[ у] → сверка[ + А] = сверкаЯ,

Греметь → мы грем им → гремЯ,

Стучать → они стуч ат → стучА.

В отдельных случаях (редко! лишь от глаголов несовершенного вида с суффиксом - ва-) деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива:

Выдава ть → выдаваЯ,

Давать → даваЯ,

Отставать → отставаЯ .

Но не от всех глаголов несовершенного вида могут быть образованы деепричастия несовершенного вида. Не образуются они от глаголов:

· с основой настоящего времени, состоящей из одних согласных: шь ют, ль ют, жм ут, тк ут и др. (исключение: мч ать ся - мч -А- сь );

· с основой настоящего времени на -Г, - К : беГ ут, теК ут ;

· с основой настоящего времени на шипящий и с основой инфинитива на -З, - С, - СТ, - Х : маЖ ут - маЗ ать, пиШ ут - пиС ать, хлеЩ ут - хлеСТ ать, паШ ут - паХ ать ;

· с суффиксом - НУ - : мерзНУть, тяНУть.

Неупотребительны деепричастия от глаголов лезть, бежать, ехать, хотеть, драть, звать, петь, гнить . Деепричастия от таких глаголов заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: называя, распевая и др.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глагола совершенного вида с помощью суффиксов -В, -ВШИ, - ШИ .

Прогуля ть → прогуляВ,

Получи ть → получиВ.

Суффиксы - В и - ВШИ являются синонимичными. При образовании вариантов форм с данными суффиксами предпочтение отдается суффиксу - В. Суффикс -ВШИ имеет разговорный оттенок и данные формы могут быть использованы только в разговорном стиле (прогуляВ (кн.) - прогуляВШИ (разг.), получиВ (кН.) - получиВШИ (разг.) . Но вариант суффикса - ВШИ является обязательным для образования деепричастий от возвратных глаголов.

ВозвратитьСЯ → возвратиВШИсь,

укрепитьСЯ → укрепиВШИсь.

Суффикс -ШИ применяется при образовании деепричастий от глаголов с основой инфинитива на согласный (в этом случае для образования деепричастий поможет форма прошедшего времени глагола):

Истечь → истек → истекШИ

истолочь → истолок → истолокШИ,

приберечь → приберег → приберегШИ.

Деепричастия

несовершенного вида

образуются

от основы глагола НАСТОЯЩЕГО времени

совершенного вида

образуются

от основы инфинитива

с помощью суффикса - А (-Я)

с помощью суффиксов - В, - ВШИ, - ШИ

обозначают добавочные действия, которые совершаются в момент основного действия

обозначают добавочные действия, которые предшествуют основному действию

Обособление обстоятельств,

выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами

Деепричастие + зависимые слова = ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ (обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом).

Обстоятельства, обособляются

Обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами,

не обособляются

1. Одиночные деепричастия и деепричастные обороты ОБОСОБЛЯЮТСЯ, независимо от места положения определяемого слова -

глагола-сказуемого

· Встречая утро , со всех сторон перекликались фазаны.

· Временами по реке пробегала от ветра легкая зыбь, сверкая на солнце .

· Казаки разъехались, не договорившись .

1. Одиночные деепричастия, примыкающие к сказуемому и близкие по функции к наречиям (указывают на образ действия)

Отчего это вашу тяжелую тележку четыре быка тащат шутя ? (замена на однородное сказуемое невозможно:

быки тащат и шутят?!)

Примечания:

2. Деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические (устойчивые) выражения: работать засучив рукава , бежать сломя голову , кричать не переводя духа и др.

(см. исключения)

· Если деепричастный оборот стоит после сочинительного или подчинительного союза (такой оборот можно оторвать от этого союза и переставить)

Чувство недовольства редко являлось в нем, но, являясь, никогда не охватывало его сильно и надолго.

· если деепричастный оборот стоит после противительного союза, и оторвать и переставить его в другое место без этого союза невозможно без нарушения структуры предложения, то союз не отделяется запятой от деепричастного оборота (деепричастия)

Он не соглашался с нами, а настояв на своем , убедился в совершенной ошибке.

· два деепричастных оборота, соединенные одиночным неповторяющимся союзом И запятой друг от друга не отделяются.

Двое людей мечтали, покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя .

Исключения: застывшие выражения, выступающие в роли вводных слов и выражений: судя по всему , по совести говоря и др.

· но если союз И соединяет другие конструкции (например, однородные члены предложения), то запятые все ставятся в соответствии с правилами.

Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту , и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

3. Деепричастные обороты, входящие в состав сказуемого и образующие смысловой центр высказывания:

Это упражнение делают стоя на носках .

4. Не являются деепричастными оборотами и не обособляются выражения с предлогами начиная с, исходя из, благодаря и др.

Начиная с утра льет дождь. Благодаря дождю занятия были отменены.

(см. исключения)

Исключение: выражение с предлогами несмотря на, исключая

Несмотря на дождь , занятия все-таки состоялись.

Никто, исключая его камердинера , не видел генерала ненапудренным.

Данные выражения называются предложными (так как с предлогами)

Грамматические ошибки, связанные с построением деепричастного оборота

В предложениях с деепричастным оборотом структура предложения всегда такова:

Предмет (подлежащее) выполняет основное действие (сказуемое) и добавочное действие (обстоятельство, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом). Например:

Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа .

Второй путь - сохранить деепричастный оборот, при этом ввести в предложение другое подлежащее так, чтобы именно оно выполнило и основное, и добавочное действие. При такой корректировке предложения его основная часть перестраивается практически полностью, сохраняется только смысл предложения. Например:

Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

Правописание деепричастий

НЕ с деепричастиями пишется раздельно:

не зная, не догадываясь, не болея,

кроме слов с приставкой НЕДО - в значении (быть в недостаточном количестве)

НЕДОвыполняя план, НЕДОглядывая за ребенком, НЕДОдав денег.