Виды предложений по наличию главных второстепенными. Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные)

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные .

В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого: Растет береза под окном.

У односоставных предложений грамматическая основа состоит из одного главного члена – подлежащего или сказуемого.

В зависимости от того, какой главный член составляет грамматическую основу, односоставные предложения делятся на назывные и глагольные .

Назывные – это такие односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Например: Весна. Раннее утро. Рассвет.

В назывных предложениях сообщается о каком-нибудь предмете или явлении и утверждается, что этот предмет существует в настоящем времени.

В глагольных односоставных предложениях один главный член – сказуемое.

В зависимости от формы сказуемого глагольные односоставные предложения делятся на личные и безличные.

Безличные предложения – это односоставные предложения с таким сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Например: Смеркается. Меня знобит.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами (вечереет), но нередко могут использоваться личные глаголы в значении безличных.

Кроме того, сказуемое в безличном предложении может быть выражено

ü инфинитивом: Не догнать тебе его!

ü наречием: Прохладно сегодня.

ü сочетанием инфинитива и наречия: Как весело было жить!

ü глаголом быть (в значении иметься) или словом «нет»: Работы было много. Совсем нет работы.

ü словами пора, лень, грех и др. часто в сочетании с инфинитивом: Пора в дорогу. Лень даже пошевелиться.

Сказуемое в глагольных предложениях может быть составным и иметь различные формы: Начинало смеркаться. Стало холодать. Мне хочется спать. Было очень холодно. Жаль было расставаться и т.д.

Личные предложения делятся на определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные.

Определенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых деятель хотя и не назван, но подразумевается, что он существует, и его легко можно определить по форме сказуемого.

Сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица. Например: «Люблю грозу в начале мая» (Ф. Тютчев). По форме глагола можно легко восстановить лицо: Я люблю грозу. Такие предложения синонимичны двусоставным предложениям, в которых подлежащее выражено местоимением. Определенно-личные предложения используются, чтобы избежать излишнего повторения личных местоимений.

Неопределенно-личные предложения – это предложения с одним главным членом (сказуемым), в которых действие относится к неопределенным лицам. Сказуемое выражается глаголом в форме 3-го лица множественного числа. Например: «К кому-то принесли от мастера ларец» (И. Крылов). Сказуемое имеет неопределенно-личное значение: неизвестно, кто принес, или лицо не имеет значение, а важно только действие.

Обобщенно-личные предложения –это предложения с одним главным членом (сказуемым), которое относится ко всем лицам вообще. Сказуемое выражается глаголом в форме 2-го лица единственного числа. Например: «Без труда не вынешь рыбку из пруда». (Сказуемое имеет обобщенно-личное значение, то есть действие относится к любому лицу.) Такие предложения часто используются в пословицах и поговорках или при передаче воспоминаний, наблюдений: Добежишь до речки и как бросишься в воду!


Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные).

  1. Актуализация знаний
- Что такое предложение?

- Назовите главные члены предложения? (подлежащее, сказуемое)

- Чем в предложении может быть выражено подлежащее? (Существительным, местоимением и др.частями речи)

- Чем может быть выражено сказуемое? (глаголом, им.существительным и др.частями речи)

Какие второстепенные члены предложения вы знаете. Расскажите о них.

Запись под диктовку

Днём и ночью мчатся по дороге машины. Рядом с дорогой стоит школа. Ребята посадили вдоль дороги тополя. Деревья охраняют школу от шума и пыльных туч. Зимой тополя задерживают снег. А знойным летом деревья спасают от жары.

- О чём текст? (О тополе)

- Какую пользу приносит это дерево ? (Тополь очищает воздух, задерживает снег, спасает от жары)

- А что ещё вам известно об этом дереве? (Один тополь выделяет кислорода столько, сколько три липы, четыре сосны или семь елей. Тополя не прихотливы, очень быстро растут. Если весной посадить в землю черенок высотой 30 см, то уже к осени вырастет метровое дерево. Тополиный лист очень гладкий и с него легко слетают или смываются дождём мелкие частицы пыли. Он свисает на длинном черенке благодаря этому листья очень подвижны и хорошо улавливают пыль. Вот почему в больших городах высаживают очень много тополя.)

- Назовите главные члены предложения. Подчеркните.

- А теперь прочитайте текст, используя только главные члены

- Всё ли понятно? (нет)

- А что помогает, уточняет прочитанное? (Другие слова, члены предложения.)

- Эти члены предложения называются второстепенными членами предложения.

- С помощью каких членов предложений мы узнали о тополе?

(С помощью второстепенных членов)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие только из грамматических основ?

(нераспространённые)

-Подумайте как можно назвать предложения, состоящие из грамматических основ и других членов?

(распространённые)

Сделайте вывод.

Орфоэпическая работа. (ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ)

/ / / / / / / / /

Крапива, щавель, красивее, звонит, тефтели, жалюзи, торты, каталог, договор.

Составить с данными предложениями расп. и нераспр. предложения

Работа с учебником

Группы предложений по наличию второстепенных членов предложения

Просмотр содержимого документа
«Предложения по наличию второстепенных членов»

Нераспространенные и распространенные предложения

Русский язык

5 класс

МОУ «ООШ с.Ключи»

Колычева

Надежда

Константиновна.


Какое из предложений содержит больше информации?

  • Школьники поют.
  • Школьники поют свои любимые песни.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на

  • РАСПРОСТРАНЕННЫЕ

Осеннее солнышко светит ярко.

  • НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ

Солнышко светит.

Запишем данные предложения и дадим полную характеристику каждому.


  • Повествовательные Вопросительные Побудительные
  • Повествовательные
  • Вопросительные
  • Побудительные

По цели высказывания:

По интонации:

  • Восклицательные Невосклицательные
  • Восклицательные
  • Невосклицательные

По наличию второстепенных членов:

  • Распространенные Нераспространенные
  • Распространенные
  • Нераспространенные

За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?). (Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус)

Работа в группах

  • За (каким?) полем, за (каким?) лесом, за (какой?) дорогой есть (какой?) город. Дома в нём сложены из (чего?). Крыши (какие?). На (каких?) башнях вертятся флюгерные петушки. Все (какие?) жители (как? каким образом?) вежливы (с кем?). Даже собаки стесняются тут (как?) лаять, а щенки протягивают (что?) (кому?).

(Из сказки «Азбука вежливости» Людмилы Васильевой - Гангнус )


  • За чистым полем, за дремучим лесом, за дальней дорогой есть сказочный город. Дома в нём сложены из шоколада. Крыши леденцовые. На пряничных башнях вертятся флюгерные петушки. Все городские жители сказочно вежливы с незнакомцами. Даже собаки стесняются тут громко лаять, а щенки протягивают лапу прохожим.

Словарная работа

  • Флюгерные петушки- вращающиеся от ветра.

Хорошего вам дня! Спасибо за урок!

По наличию второстепенных членов предложения делятся на распространенные и нераспространенные.

Нераспространенные - это предложения, которые состоят только из главных членов предложения: Похо­лодало.

Начался дождь.

Распространенные - это предложения, которые, кроме главных членов, имеют и второстепенные: В лесу похолодало. Начался сильный дождь.

Не являются нераспространенными односоставные предложения, в которых есть второстепенные члены предложения.

1. Укажите варианты, в которых все предложения яв­ляются распространенными.

а) Я белая страница (М. Цветаева). Но сердце хочет и просит чуда (3. Гиппиус).

б) Лениво дышит полдень мглистый (Ф. Тютчев). Слышен скрип и хруст травы (А. Твардовский).

в) Мело, мело по всей земле во все пределы (Б. Пас­тернак). Через двести-триста лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной (А. Чехов).

г) Не жалею не зову не плачу (С. Есенин). Но кра­соты их безобразной я скоро таинство постиг (М. Лермонтов).

2. Укажите предложения, которые распространены

только обособленным определением.

а) С берез неслышим невесом слетает желтый лист (М. Исаковский).

б) Просеки лесных дорог заглядевшихся в озера (Б. Пастернак).

в) Тропинка петляющая в горах исчезла.

г) Она усталая измотанная остановилась.

3. Укажите предложения, которые распространены

только обособленным обстоятельством.

а) Жить храня веселье горе помня радость прошлых весен... (В. Брюсов)

б) Шумит вода взбегая на колеса (В. Нарбут).

в) Не замечая ничего мы шли вперед.

г) Несмотря на все трудности концерт состоялся.

Еще по теме РАСПРОСТРАНЕННЫЕ И НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

  1. 7.10. Распространенные и нераспространенные предложения
  2. § 150. Распространенные и нераспространенные предложения
  3. § 27. НЕРАСПРОСТРАНЕННЫЕ И РАСПРОСТРАНЕННЫЕ, ПОЛНЫЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  4. Предотвращение распространения оружия массового уничтожения: нераспространение и международный терроризм
  5. Распространенные предложения Предложения с прилагательным, распространяющим подлежащее или входящим в состав сказуемого

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виды предложений по наличию второстеренных членов Урок русского языка в 5 классе по программе С.И.Львовой. Составила Гаврилюк И.В., учитель русского языка и литературы.

Орфоэпическая разминка. Щавель, жалюзи, позвонишь, шофёры, красивее, торты, свёкла, нарочно, инструмент.

Проверка домашнего задания. «Снежный ком» Назовите главные члены предложения? На какие вопросы отвечает подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое? Чем на письме выражено подлежащее? Чем на письме выражено сказуемое?

Выпишите основы предложений. 1. Между стволов деревьев промелькнула белка. 2. Кругом стоит тишина. 3. Паучок уцепился за хрустальную паутинку и летит.

Проверьте: Белка промелькнула. Тишина стоит. Паучок уцепился и летит.

Тема: Виды предложений по наличию второстепенных членов.

Цель: Умение различать предложения по наличию второстепенных членов.

Школьники поют. 2. Тишина. 3. Девочки и мальчики танцуют и поют. Школьники поют свои любимые песни. 2. Необычная тишина. 3. Девочки и мальчики танцуют и поют народные песни.

Запомните: Предложения, которые состоят только из главных членов, называются нераспространёнными. Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

Распространите предложения. Наступило утро. Звезды гаснут. Поднимается солнце. 4 . Стелется туман.

Составьте из слов предложения. наступят, дни, Скоро, холодные покидают, птицы, места, Перелётные, родные. 3 . первые, заморозки, Начнутся.

Скоро наступят холодные дни. Перелётные птицы покидают свои родные места. Начнутся первые заморозки.

Скоро наступят холодные дни. Начнутся первые заморозки. Перелётные птицы покидают свои родные места.

Спишите и подчеркните основу предложений. Блекнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вд..ли. По незримому канату прот..нулись журавли. Гаснет день. Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки. Я прощ..юсь с тёплым летом без п..чали и тоски.

Блекнут травы. Дремлют хаты. Рощи вспыхнули вд а ли. По незримому канату прот я нулись журавли. Гаснет день. Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки. Я прощ а юсь с тёплым летом без п е чали и тоски.

Домашнее задание. Стр. 151(правило) Упражнение 411 или 410.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики Методическая разработка уро...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе ФГОС «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 «а» классе «Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов» ФГОС. ...