На дне горький самостоятельная работа. Контрольная работа по пьесе М

  • Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы?”.
  • Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.
  • Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?
  • Прояснить особенности авторской позиции: ”Прав ли Сатин, когда говорит: “Что человек за всё платит сам?
  • Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?
  • Задачи урока.

    1. Проследить, как в пьесе “На дне” развиваются сюжетные линии.
    2. Путём анализа текста прийти к выводу о художественных особенностях пьесы “На дне”.
    3. Прояснить авторскую позицию по отношению философских споров в драме;
    4. Соотнести свои выводы с мнением критиков.
    5. Обозначить художественные особенности создания образов Сатина и Луки.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

    Работе над пьесой отводится два академических часа.

    Мотивация.

    Показать социально-философскую направленность пьесы. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии. Описывая людей “дна”, автор опирался на традицию изображения городского “дна” в русской литературе. Композиционно герои разделены на четыре группы, в зависимости от того места, которое занимают в столкновении различных позиций.

    Урок можно провести, опираясь на работу творческих групп и индивидуальные задания студентов, самостоятельно работающих с текстом.

    Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии. Материалы распределяются следующим образом: работа с текстом (по группам), чтение текста по ролям, творческие задания (по группам - 4 группы персонажей), обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом текста, мини-творческой работой.

    План урока

    1. Организационный момент.
    2. Тема урока.
    3. Постановка целей и задач урока.
    4. Проверка домашнего задания.
    5. Выступления студентов с сообщениями.
    6. Аналитическая работа с текстом.
    7. Обобщение материала.
    8. Домашнее задание.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    Пьеса М.Горького “На дне”. Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе.

    2. Подведение студентов к ответу на вопрос: “В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

    3. Рассмотреть какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке? (Первый акт)

    4. Проанализировать эпизод появления ”странного человека” Луки в ночлежке. Определить, чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна. (Второй, третий акт)

    а) любовный треугольник – Васька Пепел – Василиса – Наташа;

    б) Клещ и Анна; в) Барон и Настя; г) торговка Квашня и полицейский Медведев; д) судьба Актёра, Татарина, Сатина, Бубнова.

    6. Почему именно Сатин страстно защищает Луку? “Дубьё… молчать о старике! Старик – не шарлатан!.. Он врал … но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми!

    Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества М.А.Горького. Дома вы прочитали пьесу “На дне”. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии.

    … Свершилось нечто невероятное: четвёртый акт превращается в основной, в нём происходит то, ради чего написана пьеса, а все предшествующие акты оказываются как бы подготовкой к нему.
    И.К.Кузьмичёв

    Общие сведения. Аналитическая работа с текстом.

    1. Работа с текстом.

    2. Комментированное чтение. Взаимоотношения персонажей и сюжетные линии пьесы.

    3. Работа в группах. Мини-сообщения:

    Роль Луки в жизни обитателей ночлежки.

    Перемены в жизни героев в четвёртом акте.

    Спор о правде и жалости. Кто прав?

    Лука и Сатин: противники или союзники?

    4. Комментированное чтение отрывка “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    5. Комментированное чтение монолога Сатина о человеке. Со всеми ли его положениями вы согласны? Прав ли Сатин, когда говорит: “Человек за всё платит сам”? А если у него родные, семья? Почему он упоминает о “Наполеоне и Магомете? Вспомните теорию Раскольникова Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Эта теория апеллировала к сильным личностям, воплощения ума и воли.

    6. Чтение творческих работ-миниатюр “ В чём выражается правда Сатина? Противостоит ли она “утешительству” Луки?

    7. Обобщение.. Даёт ли пьеса “На дне” окончательные ответы на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    Итак, работа с текстом драматического произведения способствует выработке у студентов умения анализировать драматическое произведение, проводить сравнительную характеристику героев, почувствовать особенности стиля писателя, развивает способности эстетического восприятия литературы, формирует представления о литературе как о социокультурном феномене, воспитывает речевую культуру.

    Классификация и терминология.

    Работа с текстом.

    Индивидуальные задания.

    Схемы анализа литературного произведения.

    Красочное оформление раздаточного материала, дидактического материала.

    Тема: “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

    1. Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы”?

    2. Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.

    3. Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?

    5. Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    Оформление: на доске написать тему урока. “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

    Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    В чём особенность жанра пьесы?

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут, люди? Согласен ли с ним Сатин?

    Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки?

    Чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

    В чём сходство между Лукой и Сатиным?

    Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

    Ход урока

    1. Сообщение темы урока.

    “ Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности пьесы. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

    2. Аналитическая работа с текстом.

    (Проверка домашнего задания)

    Подбор фраз из текста: развёрнутая ремарка, предваряющая пьесу, рисует подвал, похожий на пещеру, в котором люди вынуждены нести допотопное существование.

    Ответить на вопрос: “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык, в первом акте?

    Алгоритм работы в группе.

    1. Комментированное чтение текста.

    2. Ответить на поставленные вопросы.

    3. Обсудить и скорректировать собранную информацию.

    4. Сделать выводы.

    Работа в группах. Мини-сообщения.

    В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

    (Основные положения фиксируются в тетрадях).

    Первая группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут люди? Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

    Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты её обитатели. Здесь тоже имеются свои ”хозяева”, полиция, проявляются те же пороки общества. Жизнь обездолила этих людей, собравшихся в этом аду.

    Вторая группа

    Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила их права на работу (Клеща), на семью (Настю), на профессию (Актёра), на былой элитарный комфорт (Барона), обрекла на голодное существование (Анну), воровство (Пепла), беспробудный запой (Бубнова), проституцию (Настю) Этих изгоев общества, которые так любят и ценят свободу, жизнь, по существу лишили и этого блага.

    Третья группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Что больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

    Луке принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в нём лучшее, стать “дрожжами” для многих. По убеждению Луки человек живёт “для лучшего”. Значит, следует укрепить надежду на спасение, поддержать его мечту. Лука занимает в пьесе позицию утешителя. Однако сострадание и утешение Лука выражает в своеобразной форме. Он доводит их до лжи (но не в бытовом и сниженном) значении слова. Полагая, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, тяжела, как “обух”, он хочет приукрасить существование, привнести в сказку, красивый обман, “золотой сон”.

    Четвёртая группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

    В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

    Сатин соглашается со странником, что “люди лучшего ждут “, что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать и принижать его (“Не обижайте человека”). В четвёртом акте Сатин переходит к полемике со стариком. Он исключает жалость к человеку. Решительно отвергает Сатин ложь как “религию рабов и хозяев”, но не приемлет и куцую правду Бубнова и Барона. Сатин не признаёт пассивного гуманизма; обращается к внутренним возможностям человека; он верит в людей сильных, смелых, гордых.

    Индивидуальное домашнее задание.

    Чтение творческих работ-миниатюр. ”В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

    В ней присутствует и трагическое, и комичное. Мы привыкли, что в драматических произведениях каждое действие делится на явления – появление каждого нового

    персонажа. Здесь всё не так: герои входят и выходят (некоторые - навсегда), диалоги и монологи совмещаются.

    Персонажи думают и говорят о своём, вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей. Звучит не монолог, не сложный хор, а сама хаотичная, не приглаженная жизнь.

    В пьесе нет главных и второстепенных героев, важны все, они становятся участниками многоголосия – полилога пьесы. Каждый, особенно в первом акте, говорит о своём, собеседника не слушает, но каждая реплика внутренне связана с предшествующей и последующей.

    Выразительное чтение эпизода из первого акта у постели больной Анны.

    Прочитайте эпизод первого акта у постели больной Анны. Как замечание Бубнова о гнилых нитках связано с репликами молодых людей?

    (На первый взгляд здесь нет никакой связи, но в этих словах – предостережение Наташе, надеющейся связать свою судьбу с Василием).

    Закрепление и применение знаний.

    Индивидуальное задание группам. Работа с текстом.

    Карточка №1

    Карточка №2

    Карточка №3

    Подведение итогов.

    Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    Согласны ли вы с утверждением философа В.Розанова: “Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости”?

    Согласны ли вы с мнением поэта Владислава Ходасевича о пьесе “На дне”, оцениваемой им как “лучшее из всего, что им “Горьким” написано, и несомненно – центральное в его творчестве”: “Положительный герой “Сатин” менее удался Горькому, нежели отрицательный “Лука”, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного – своим живым чувством любви и жалости к людям”.

    Вывод: Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании? По убеждению Луки, человек живёт “ для лучшего”. Сам Горький исповедовал родственную позицию. Он писал Чехову о встречаемых жалких и нудных людях, но добавлял: “И тем не менее всё – таки жалко людей” Таким состраданием наделяет писатель своего героя, а в соответствии с этим насыщает его речь ласковыми словами и дружелюбными обращениями, делает её образной и певучей.

    Автор в ряде моментов мог бы согласиться с Сатиным. Горький замечал, например, в письмах: “Существует только человек, всё же прочее есть мнение”, “Всё в человеке и всё для человека – основа веры моей”.Писатель утверждал: “Смысл жизни – вижу в творчестве”. А его герой возражает: ” Ничего не делай! Просто – обременяй землю!” Эти расхождения также говорят о неоднозначности позиции Сатина, о противоречивости его монологов и реплик. Но другого героя, который мог бы спорить с Лукой и Бубновым, у Горького не было.

    Домашнее задание.

    Написать творческую работу (письменно ответить на вопрос)

    2 вариант

    Как действующие лица отвечают на вопрос Сатина: “Что такое правда?”. Как толкует эту тему сам Сатин?

    “Не всегда правдой душу вылечишь…” по пьесе “На дне” М. Горького

    Пьеса “На дне” была написана Максимом Горьким в 1902 году, и 18 декабря того же года состоялась ее премьера во МХАТе.

    Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: “Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее?”. В пьесе сталкиваются различные идеи, взгляды, позиции; каждый из героев по-своему отвечает на эти вопросы.

    Действие пьесы происходит в подвале, лишенном света и воздуха, угрюмом, сыром, душном. Но именно здесь вынуждены жить самые разные люди. Они создают собирательный, многоликий образ “дна”.

    Герои ведут привычный образ жизни: ругаются, ссорятся, чья очередь убирать, и так далее. Но появление странника Луки нарушает сложившуюся обстановку.

    Прежде всего необходимо сказать, что этот маленький сгорбленный старичок совсем не похож на обитателей ночлежки. Его напевно-плавная, мягкая речь резко контрастирует с рычанием Сатина, прерывистыми фразами Клеща, криками, свистом. Герои постоянно унижают друг друга, оскорбляют. Такие обращения как “козел ты рыжий”, “старая собака”, “нечистый дух”, “дуреха”, “звери” вполне обычны и привычны здесь. А Лука называет ночлежников не иначе, как “народ честной”, “браток”, “голубка”, “матушка”, “милая”, “детынька”. Еще Лука привлекает нас тем, что для него все люди одинаковы: “… По-моему, ни одна блоха -не плоха: все - черненькие, все - прыгают” - говорит он.

    Лука очень много всего рассказывает, и, именно благодаря этим рассказам, мы хоть что-то узнаем о страннике. Из его поведения в некоторых эпизодах (разговор Луки с Бубновым, Пепла с Костылева) мы можем сделать вывод, что Лука - беглый каторжник. По-видимому, он, прекрасно понимая, что в суровых условиях Сибири ему не выжить, решился на побег. И, наверно, поэтому у Луки нет паспорта, и он так боится полиции, что исчезает в тот момент, когда убивают Костылева.

    Почти все действующие лица лишены чего-то в жизни: Актер - возможности играть на сцене, Клещ - постоянной работы, Настя - любви. Они мучительно пытаются изменить свое положение и находят понимание и сочувствие именно у Луки. С его появлением у ночлежников крепнет вера в лучшую жизнь, возникает надежда на выход со “дна”. Он к каждому человеку находит свой подход.

    Потерявшему все из-за тяги к алкоголю Актеру Лука дарит веру в излечение: “От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Воздержись… возьми себя в руки и - терпи… А потом вылечишься…и начнешь жить снова… Ну, решай в два приема…” Актер легко верит Луке потому, что в душе уже несет эту мечту. По словам Ю. Юзовского, Актер дает “повязать на глаза повязку” возвышающего обмана”.

    Лука успокаивает и Анну, дарит ей утешение перед смертью, облегчает шаги в жизни; “Вот значит помрешь, и будет тебе спокойно… Ничего больше не надо будет, и бояться - нечего!… Смерть - она все успокаивает… она для нас ласковая… Ты верь! Ты - с радостью помирай, без тревоги…” Анна, которую всегда били и обижали, видит в Луке ласкового, похожего на отца человека и верит ему.

    Не так легко все получается у Луки с вором и бандитом Васькой Пеплом, трезво смотрящим на вещи. Но человечность, забота, внимание со стороны странника заставляют Пепла искренне поверить в “праведную землю” - в Сибирь, где можно начать новую, совершенно другую жизнь.

    Лука также убеждает Наташу поверить Пеплу и уехать вместе с ними: “ И я скажу - иди за него, девонька, иди. Он - парень ничего, хороший!”

    С Настей у Луки не возникает никаких проблем. Она живет мечтами, а Лука лишь подбадривает ее, говоря: “Твоя правда, а не ихняя… Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит - была она!”.

    Для Актера, Насти, Анны, Пепла и Наташи вера важнее правды. Именно они откликаются на реплику Луки: “Во что веришь, то и есть”.

    Но не со всеми ночлежниками у Луки складываются замечательные отношения. Некоторые из них -Бубнов, Барон - не пытаются вырваться, они уже отчаялись и потеряли веру, надежду на спасение. И Лука достаточно умен, чтобы понимать ненужность и бесплодность попыток изменить их.

    Лука приносит в мир страданий, унижений, несчастий очень важную идею -необходимо жалеть, понимать и уважать людей, сочувствовать им и сострадать: “Человека приласкать -никогда не вредно… Надо… кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо!” Лука утешает, дарует обитателем ночлежки надежду. Он говорит нелицеприятные слова хозяевам, вступается за несправедливо обиженных. Например, он говирит Барону: “Ты, барин, зачем девку тревожишь? Она ведь для своего удовольствия слезы льет… чем тебе это вредно?”

    При этом в образе Луки не все так просто и однозначно, как кажется на первый взгляд. Главное в Луке -это ум, основанный на жизненном опыте. Его доброта идет от ума Лука не придумывает для каждого из ночлежников мечты, а лишь поддерживает уже сформировавшуюся надежду. Для Луки “ нет объективных истин и ценностей, а есть столько истин, сколько людей” (Б.В. Михайловский). Он прежде всего умен и хитер.

    Особенно сложно в пьесе взаимодействуют Лука и Сатин. Сатин умен и понимает Луку. Он во многом повторяет слова странника, но по-своему истолковывает их. Сатина и Луку объединяет желание помочь человеку, но Сатин считает, что человек должен быть сильным, свободным, не нуждающимся во лжи. Сатин убежден, что ложь нужна обществу, где есть рабы. Чтобы человеку стать свободным, ему важно знать правду: “Кто слаб душой…и кто живет чужими соками - тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие - прикрываются ею… А кто-сам себе хозяин…кто независим и не жрет чужого -зачем тому ложь? Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свобод - кого человека!” Сатин отказывает обитателям ночлежки в праве считать себе людьми.

    Он утверждает, что жалость - это унижение человека. Лука же во имя спасения и помощи готов лгать и делать это. Лука отдает предпочтение надежде и уверен, что “ не всегда правдой души вылечишь.” Он рассказывает ночлежникам историю о человеке, поверившем в “праведную землю”. Идейный смысл притчи заключается в том, что правда не нужна, она убивает людей. Недаром Актер во втором действии читает стихотворение П. Беранже “Безумцы”. Он проводит параллель между Лукой и безумцем, навевающим “человечеству сон золотой”.

    На протяжении многих лет представление о драме сводилось к разоблачению утешительной лжи Луки Сатиным. Но Горький создает сложный, противоречивый, неоднозначный, многогранный образ. Да, Лука добр, отзывчив, снисходителен. Он интересуется жизнью, людьми, умеет внимательно слушать. Лука помогает босякам начать уважать себя. Он хорошо разбирается в людях и знает, что нужно каждому из ночлежников. У большинства крепнет вера в возможность жить лучше. Несколько смягчается даже Бубнов, лишь Барон остается в этой ситуации циником.

    Лука искренне желает помочь ночлежникам. Он находит слова утешения, но его сострадание приводит к утаиванию правды. Утешительная ложь Луки на время вселяет в обитателей ночлежки уверенность и желание выбраться со “дна”. Но она в то же время приносит печальные последствия. Ни одному из героев не удается воплотить свою мечту в жизнь. Лука внезапно исчезает, после чего все чувствуют себя разочарованными и обманутыми. Возвращение к реальности тяжело переживается ими, особенно болезнено реагирует Актер. Он, вместо того чтобы отправиться в лечебницу, “на пустыре…удавился”. А Васька Пепел отправляется в Сибирь на каторгу. Недаром Клещ говорит: “Помагил их куда-то…а сам - дорогу не сказал..”

    И.Ф. Анненский писал: “В результате приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни, но ни спасти, ни поднять он никого не может”. Во многом ответственность за самоубийство Актера ложится на Луку, однако мы не можем обвинять его во всех несчастьях ночлежников. Они оказываются слишком слабыми, чтобы противостоять обществу, и поэтому сами во многом виноваты.

    Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на "дно" жизни И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. "Свобода во что бы то ни стало - вот ее духовная сущность", - так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
    Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей "дна" - грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели "дна" выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самостоятельно отомстить негодяю, погубившему его сестру Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на "дно" жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного "дна".
    Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей "дна"? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
    Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея возвышенного обмана, который позволяет человеку нести бремя "низких истин", встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: "...чего тебе правда больно нужна?.. Подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя". Потом он рассуждает о "праведной земле". Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: "Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают".
    Таким образом, основная черта идеологии Луки - черта рабства. И в этом Лука схож с Костылевым, философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба - с точкой зрения хозяина Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: "Кто слаб душою и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому ложь?" Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход - самоубийство. Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
    Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки - Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: "Ложь - религия рабов и хозяев", "Правда - бог свободного человека". Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. "Человек - вот правда", - утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека - значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменяют недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. "Человек - вот это правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит... гордо!"
    Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание - прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

    1вариант

      Сравните и прокомментируйте детали в ремарках к первому и четвертому действиям пьесы А.М.Горького «На дне».

      Ремарка к первому действию

      Ремарка к четвёртому действию

      … угол занят перегороженной тонкими переборками комнатой Пепла…,между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.

      … перед наковальней сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам.

      Посреди ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное, грязное.

      Свет - от зрителя и, сверху вниз – из квадратного окна с правой стороны.

      Начало весны. Утро.

      Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла нет – переборки сломаны.

      За столом сидит Клещ , он чинит гармонию , порой пробуя лады. На другом конце стола – Сатин, Барон и Настя. Перед ними бутылка водки и три бутылки пива, большой ломоть чёрного хлеба.

      Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.

      Ночь . На дворе – ветер.

      Назовите главных героев пьесы.

      Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

      Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?

      Установите пьесы и их дальнейшей судьбой: соответствие между тремя персонажами

    ПЕРСОНАЖИ

    РОД ЗАНЯТИЙ

    1)хотел бы иметь бесплатный трактир

    2) кончает жизнь самоубийством

    3)заступается за Луку

    4)убивает хозяина ночлежки

      Изображая «дно» жизни, М.Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19века. Укажите его название.

      Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа? Дайте краткий связный обоснованный ответ в 2-3 предложениях.

      Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина? Ответ в 1-2 предложениях.

      Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?

      «А ниточки-то гнилые» ________

      «Во что веришь – то и есть» ______

      «В карете прошлого далеко не уедешь» _______

      «Без имени нет человека» _________

    11.В реплике Актера встречаются одни и те же слова: «Снова …сначала…Это – хорошо. Н-да…Снова ? Ну…да! Я могу !? Ведь я могу , а?» Как называется этот прием, способствующий усилению смысла?

    12. Составьте литературный аргумент по одной из проблем пьесы на выбор :

    1) Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)

    2)Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)

    Контрольная работа по пьесе М. Горького «На дне»

    2 Вариант

    1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»?

    2.Назовите главных героев пьесы.

    3.Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Наташа – Пепел). Каких персонажей она захватывает?

    4. Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?

    5.Установите соответствие между тремя персонажами пьесы и родом их занятий:

    ПЕРСОНАЖИ

    А.Клещ

    Б.Бубнов

    В.Сатин

    РОД ЗАНЯТИЙ

    1)слесарь

    2)вор

    3)картузник

    4)телеграфист

    6.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?

    7.Дайте определение терминов: монолог, полилог, конфликт, реплика?

    8.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе в 3-5 предложениях.

    9.Что обещает Лука, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»? Ответ в 3-5 предложениях.

    10.Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?

    1)«Христос всех жалел и нам так велел…Жалеть людей надо»__________

    2)«Образование – чепуха, главное – талант» _________

    3) «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека.» __________

    4) «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство» __________

    11.Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актер прибегает к неожиданной аналогии(«Это, брат, как...водка!» Назовите прием, который использует в совей речи герой.

    12. Перед вами обрамление к литературному аргументу на одну из проблем пьесы. Определите проблему данного текста.

    Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек - тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может... может, он родился-то на счастье нам..; для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).

    1)Проблема влияния среды на характер человека

    2)Проблема веры в человека

    3)Проблема социального устройства общества

    4)Проблема ответственности человека за реализацию своих способностей.


    1вариант
    Сравните и прокомментируйте детали в ремарках к первому и четвертому действиям пьесы А.М.Горького «На дне».
    Ремарка к первому действию Ремарка к четвёртому действию
    … угол занят перегороженной тонкими переборками комнатой Пепла…,между печью и дверью у стены – широкая кровать, закрытая грязным ситцевым пологом.
    … перед наковальней сидит Клещ, примеривая ключи к старым замкам.
    Посреди ночлежки – большой стол, две скамьи, табурет, все — некрашеное, грязное.
    Свет — от зрителя и, сверху вниз – из квадратного окна с правой стороны.
    Начало весны. Утро. Обстановка первого акта. Но комнаты Пепла нет – переборки сломаны.
    За столом сидит Клещ, он чинит гармонию, порой пробуя лады. На другом конце стола – Сатин, Барон и Настя. Перед ними бутылка водки и три бутылки пива, большой ломоть чёрного хлеба.
    Сцена освещена лампой, стоящей посреди стола.
    Ночь. На дворе – ветер.
    Назовите главных героев пьесы.
    Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Василиса – Пепел). Каких персонажей она захватывает?
    Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?Установите пьесы и их дальнейшей судьбой: соответствие между тремя персонажами
    ПЕРСОНАЖИ
    А.Актер
    Б.Бубнов
    В.Сатин
    РОД ЗАНЯТИЙ
    1)хотел бы иметь бесплатный трактир
    2) кончает жизнь самоубийством
    3)заступается за Луку
    4)убивает хозяина ночлежки
    Как в литературоведении называется авторское указание на жесты, мимику, интонацию, движения актеров в драматическом произведении?
    Изображая «дно» жизни, М.Горький следовал традициям литературного направления, достигшего своего расцвета во второй половине 19века. Укажите его название.
    Случайно ли странник носит имя одного из апостолов Христа? Дайте краткий связный обоснованный ответ в 2-3 предложениях.
    Почему Лука не пытается «утешить» Бубнова и Сатина? Ответ в 1-2 предложениях.
    Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?
    «А ниточки-то гнилые» ________
    «Во что веришь – то и есть» ______
    «В карете прошлого далеко не уедешь» _______
    «Без имени нет человека» _________
    11.В реплике Актера встречаются одни и те же слова: «Снова…сначала…Это – хорошо. Н-да…Снова? Ну…да! Я могу!? Ведь я могу, а?» Как называется этот прием, способствующий усилению смысла?
    12. Составьте литературный аргумент по одной из проблем пьесы на выбор:
    1) Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?)2)Ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?)
    Контрольная работа по пьесе М. Горького «На дне»
    2 Вариант
    1.Когда и где происходят события в пьесе «На дне»?
    2.Назовите главных героев пьесы.
    3.Перескажите в 3-5 предложениях, как в пьесе «На дне» развивается сюжетная линия (Наташа – Пепел). Каких персонажей она захватывает?
    4. Кто из героев пьесы являются выразителями трех жизненных философий («правд») представленных в пьесе: правда факта 1.___________,утешительная ложь 2.________, вера в Человека 3._________ ?5.Установите соответствие между тремя персонажами пьесы и родом их занятий:
    ПЕРСОНАЖИ
    А.Клещ
    Б.Бубнов
    В.Сатин
    РОД ЗАНЯТИЙ
    1)слесарь
    2)вор
    3)картузник
    4)телеграфист
    6.Как в литературоведении называются имена героев, отражающие особенности их личности и характера?
    7.Дайте определение терминов: монолог, полилог, конфликт, реплика?
    8.Дайте обобщенную характеристику Костылеву и Василисе в 3-5 предложениях.
    9.Что обещает Лука, к чему призывает? Почему ни одно из обещаний не приносит пользы обитателям «дна»? Ответ в 3-5 предложениях.

    10.Кому принадлежат реплики, важные для проблематики «На дне»?
    1)«Христос всех жалел и нам так велел…Жалеть людей надо»__________
    2)«Образование – чепуха, главное – талант» _________
    3) «Ложь – религия рабов и хозяев…Правда – бог свободного человека.» __________
    4) «Сделай так, чтобы работа была мне приятна – я, может быть, буду работать. Когда труд – обязанность, жизнь – рабство» __________
    11.Объясняя Луке, что такое аплодисменты, Актер прибегает к неожиданной аналогии(«Это, брат, как…водка!» Назовите прием, который использует в совей речи герой.
    12. Перед вами обрамление к литературному аргументу на одну из проблем пьесы. Определите проблему данного текста.
    Лука, персонаж пьесы, считает, что каждый человек — тайна, но все для лучшего живут, поэтому всякого человека надо уважать: «неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и что сделать может… может, он родился-то на счастье нам..; для большой нам пользы?..» Лука стремится помочь скрытым силам человека из тайных сделаться явными. Его вера в людей в основном соответствует их внутренним стремлениям и возможностям (Актер, Пепел).
    1)Проблема влияния среды на характер человека
    2)Проблема веры в человека
    3)Проблема социального устройства общества
    4)Проблема ответственности человека за реализацию своих способностей.