План-конспект урока обществознания человек в группе. Человек в малой группе Домашнее задание. Дети получают инструктаж по выполнению домашнего задание, которое носит дифференцированный характер

Долгушина Татьяна Викторовна

МКОУ «Скородумская СОШ»

Усть-Ишимский район, Омская область

Зам. директора по УВР, учитель истории

Тема урока « Малая группа»

Цель урока.

    Познакомить учащихся с понятием «малая группа», классификацией малых групп. Способствовать усвоению понятий: социальная группа, групповые нормы, групповые санкции.

    Способствовать формированию у учащихся умения работать с компьютером, выполнять шаги урока с использованием мультимедийной программы. Продолжить формирование умений работать с дополнительной информацией на уроке, извлекать главное, делать выводы.

    Воспитывать уважение друг к другу при выполнении совместных заданий, умение выслушивать друг друга и воспринимать противоположную точку зрения.

Оборудование:

    Распечатки документов.

    Тест.

    Диск «Обществознание» 8-9 классы

    Учебник “Обществознание 8-9 кл.” Н.Л. Боголюбов. - М: “Просвещение”, 2008

    Компьютеры

    Проектор

План урока:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний учащихся по теме «Межличностные отношения» и «Радости и сложности общения».

    Изучение нового материала

    1. Что такое малая группа.

      Виды малых групп.

      Роли человека в группе.

      Групповые нормы и санкции.

    Закрепление полученных знаний на уроке.

    Подведение итога урока.

    Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся по теме «Межличностные отношения» и «Радости и сложности общения».

Для начала мы с вами немного разогреемся. Предлагаю вам следующее задание. Вы должны будете восполнить паузы в моих высказываниях. Будьте внимательны.

Взаимосвязь между людьми характеризуется понятием – межличностные отношения. Межличностные отношения как правило носят обоюдный характер и включают в себя четыре взаимо. Первое - связи друг с другом, между двумя и более людьми (взаимосвязь), второе – согласованность деятельность ( зваимодействие), третье – понимание на основе взаимности, понимание друг друга (взаимопонимание), четвертое - восприятие другим человеком окружающего мира также как его воспринимаешь ты сам (взаимовосприятие). Межличностные отношения бывают – деловыми, личными, приятельскими, товарищескими, семейными. Межличностные отношения могут носить - официальный и неофициальный характер. Поездка на рыбалку с приятелем носит неофициальный характер , встреча глав иностранных государств носит официальный характер , поздравление с днем рождения брата носит неофициальный характер, поздравление с юбилеем заслуженного человека сослуживцами носит официальный характер, приглашение по телефону родителей ученика в школу носит официальный характер. Взаимосвязь между людьми осуществляется через – общение. Общение это - обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Общение жизненно важно для человека, так как в ходе общения мы получаем знания об окружающем мире, передаем опыт, усваиваем культурные и нравственные ценности, даем оценку поступкам людей, развиваем свой интерес.

3. Изучение нового материала

1. Мотивация В настоящее время очень трудно представить себе человека, который бы не был втянут во взаимоотношения друг с другом и был бы далек от ситуации, происходящей в обществе. Давайте сравним такие понятия как “ общение” и “общество”. Что между ними общего? Ответить на этот вопрос вам поможет страница 379 учебника.

! Работа с учебником страница 379

Дети делают вывод, что общение, не возможно без общества, а общество, немыслимо без общения.

Но общество – это обширное понятие и отдельно взятый человек одновременно общаться со всем обществом не может. В течении всей жизни его общение, взаимоотношения в окружающимися происходит в малой группе. И сегодня наш урок посвящено именно «Малой группе». Глядя на первую страничку электронного учебника кто попытается сформулировать цели нашего урока? Что мы будем сегодня изучать?

Мы познакомимся с понятиями: социальная группа, малая группа, групповые нормы, групповые санкции, узнаем о роли человека в малой группе. Будем работать с компьютером.

2. Работа с тетрадью – записать число и тему урока.

3. Понятие о малой группе. Работа с диском шаг №1

Каждый человек является членом нескольких социальных групп. Они бывают большие и малые.

! Записи в тетради социальная группа – форма взаимодействия людей, их объединения.

! Фронтальная работа с классом в ходе которой, дети усваивают что в число социальных групп входят социально – классовые, социально – этнические, социально – территориальные, социально – профессиональные и

социально – демографические групп.

Малые группы играют более существенную роль, так как наша жизнь состоит из общения с семьей, с друзьями, одноклассниками.

Минимальный численный состав малой группы 2 человека (диада) по мнению других обществоведов лучше, что бы это число сводилось к трем (триада). Максимальный состав малой группы определяется тем, что в памяти человека одновременно может удерживаться от 5 до 9 объектов.

! Фронтальная работа.

- По вашему мнению понятия социальная группа и малая группа отличаются друг от друг?

-Какова численность малой группы?

-Почему минимальный состав малой группы лучше всего должен состоять из трех человек?

-Согласны ли вы с мнением, что чем меньше по размерам группа, тем интенсивнее в ней взаимодействии.

Дети самостоятельно дают определение понятию «малая группа». Выслушиваются мнения. Окончательный вариант записывается в тетрадь.

! Записи в тетради.

Малая группа – объединение 2-х и более человек, связанных единой целью, сходными интересами, совместной деятельностью и находящихся в общении друг с другом.

    Виды малых групп. Работа с раздаточным материалом.

Единой классификации видов малых групп не существует. Мы познакомимся с наиболее простой и распространенной классификацией.

Текс №1

Группа и фактор времени


…Некоторые группы созданы для длительного существования и стремятся к этому. Школа, деревня, предприятие заинтересованы в продолжении своего дела. Это - группы, которые не хотят исчезнуть. Их члены сменяются, но сам организм стремится быть если
не вечным, бессмертным, то, по крайней мере, как можно более долговечным. Это придает таким группам видимость независимого существования по отношению к своим членам, другие группы, напротив, с самого начала обречены на непродолжительное существование. Туристы, совершающие организованное путешествие, являются группой, время существования которой ограниченно. Наконец, существуют такие постоянные группы, члены которых собираются только через регулярные промежутки времени. Например, отряд скаутов, члены которого, встречаются каждое воскресенье по утрам.

! Вопросы для обсуждения

- Какие виды групп вам предлагаются?(временные и постоянные)

- Какие признаки полжены в основу выделения каждой из разновидностей малых групп?(время существования)

Текст№2
Формальные и неформальные группы


Формальные группы характеризуются организованной структурой. Речь идет об организации. Социальные отношения здесь носят безличный характер и осуществляются через предварительно распределенные роли. В формальной группе существуют личные социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутренней средой. Это значит, что содержание этих ролей - результат взаимодействия внутри группы.
В то время как формальная группа имеет заданную ей структуру, структуру неформальной группы создает она сама.


! Вопросы для обсуждения

- Какие виды малых групп называются в данном фрагменте?

Какие признаки положены в основу выделения каждой из разновидностей малых групп? (характер отношения внутри группы)

Вывод по этапу урока делается помощью таблицы, которая находится в шаге 1 урока.

Признак группы

    Роли человека в группе. Шаг 2 диск

Положение человека в малой группе зависит от его статуса.

Записи в тетради . Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Человек, обладающий высоким статусом, имеет престиж в обществе и является примером или авторитетом для других членов коллектива. Один и тот же человек в различных группах может иметь разный статус. Отец в семье – его авторитет и уважение не вызывает сомнения, а в футбольной команде он рядовой игрок, серая мышка.

Статус человека и характер деятельности группы определяют его поведение в той или иной группе или его социальные роли. Некоторые роли постоянно закреплены за человеком, другие роли человек исполняет в какой – то определенный период своей жизни.

Вопрос для обсуждения.

- Как вы думает в чем различие между личным статусом, приписываемым и достигаемым?

- Какие роли в жизни играете вы в настоящее время?

- Наиболее важной ролью является роль лидер. Кто такой по вашему мнению лидер? Какими качествами должен обладать лидер?

    Групповые нормы и санкции. Шаг 3 диск

В каждой группе складываются определенные правила или как мы их называет групповые нормы.

Записи в тетради Групповые нормы - совокупность правил и требований, выработанные группой и являются средством регуляции поведения человека.

Групповые нормы устанавливаются для соблюдения. Если член группы уклоняется от выполнения норм, то группа может применить по отношению к нему санкции.

Записи в тетради. Санкции – последствия несоблюдения правил.

Санкции могут быть позитивные – признанные уклонения и негативные – группа отторгает этого человека.

Картинки 1,2,3,4. Где пример негативных, а где позитивных санкций?

Приведите примеры групповых норм и санкций вашего класса, вашей компании?

4. Закрепление полученных знаний на уроке.

1. Повторение новых понятий. Шаг 4.

2. Возвращение к схему урока. Дети делают вывод, что межличностные отношения это взаимосвязь между людьми, взаимосвязь осуществляется через общение, путем обменов, которое происходит в малых группах.

3. Выполнение заданий Шага 5. Компьютер выдает % выполнения заданий.

Упражнение 1

Закончите предложение. К малым группам относятся:

А)парламент В)избиратели

Б)политическая партия Г)музыкальный ансамбль

Упражнение 2

Подберите пример соответствующий виду группы

1. Гости в день рождения А) производственная группа

2. Бригада строителей Б) досуговая группа

3. Семья В) многофункциональная группа

Упражнение 3

Выбери верное определение

    Большая совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности.

    Объединение из двух и более человек (обычно до 9), находящихся в непосредственном контакте друг с другом и связанных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельностью.

    Высшая ступень живых организмов на Земле.

Упражнение 4

Распределите группы по временному признаку.

    Временные группы А) пассажиры купе

    Постоянные группы Б) семья

В) очередь в магазине

Г) класс

Д) компания старых друзей

Е) туристы в походе

  1. Подведение итогов урока.

  2. Домашнее задание . Дети получают инструктаж по выполнению домашнего задание, которое носит дифференцированный характер.

Для слабых учащихся

Приложение 1

Тестовые задания. Выберите правильный вариант ответ.

    Общение – это:

а) исторически развивающаяся совокупность ощущений между людьми;

б) особая форма взаимодействия и межличностных отношений между людьми;

в) общественные отношения, складывающиеся между людьми.

    Межличностные отношения возможны:

а) как среди больших групп людей, так и среди малых;

б) только среди малых групп людей;

в) только среди больших групп людей.

    Деловые отношения определяются:

а) требованиями начальника к подчинённому;

б) взаимодействием и отношениями между людьми;

в) официальными предписаниями, правилами инструкциями.

    Личные отношения носят:

а) непринуждённый характер;

б) официальный характер;

в) неформальный характер.

    Межличностные отношения строятся на:

а) чувстве личной симпатии;

б) взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей;

в) определённой позиции общества.

    Для чувства симпатии нехарактерно:

а) понимание;

б) гармония отношений;

в) неприязнь.

    Наиболее близкие межличностные отношения:

а) приятельство;

б) знакомство;

в) товарищество.

Приложение 2

Основные положения параграфа 13

11 Долгушина Т.В. Конкурсный урок

Цели:
1. уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела;
2. учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей;
3. развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;
4. воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь:
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела (верхние и нижние конечности).
Оборудование:
картинки, с изображением тела человека; мультимедиа; схематическое изображение человека.
Ход занятия
На доске ряд картинок: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка.
Воспитатель: Кто нарисован на этих картинках?
Дети: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка
Воспитатель: Как можно назвать одним словом?
Дети: Люди
Воспитатель: Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети. Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга? Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
Ответы детей
Воспитатель: Одинаковый ли цвет волос?
Дети: Нет
Воспитатель: Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом) Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?
Ответы детей
Воспитатель: Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?
Дети: человек и части тела
Работа с картинками с изображением тела человека.
Воспитатель: Внимательно посмотрите друг на друга. Из каких частей тела состоит человек?
Дети: голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги
Воспитатель: Верно, ребята, у всех нас есть голова. Что находится на голове?
Дети: нос, рот, уши, глаза
Воспитатель: Для чего нужны нос, рот, уши, глаза?
Ответы детей
Воспитатель: Отгадайте загадки, и среди этих картинок найдите правельный ответ.
Он бывает самым разным:
Добрым, вредным, гордым,
Важным, длинным, маленьким,
Горбатым, толстым, тонким, конопатым.
(Нос)
Всегда он в работе,
Когда говорим.
А как отдыхает,
Тогда мы молчим.
(Рот)
Гимнастика для развития правильного дыхания.
Мы вдохнём легко и плавно, (вдох)
Выдохним протяжно (выдох)
Нос в работе (вдох)
Рот в работе (выдох)
Дышим все мы славно.
Воспитатель: Молодци! А вот еще дин такой вопрос на чём «сидит» голова?
Дети: На шеи
Воспитатель: Для чего нужна шея человеку?
Дети: шея – она соединяет голову и туловище человека
Воспитатель: Как называется самая большая часть тела человека?
Дети: туловище
Воспитатель: Покажите, где у вас туловище?
Дети показывают на себе
Воспитатель: Что находится на туловище впереди?
Дети: грудь, живот
Воспитатель: А что находится сзади?
Дети: спина
Воспитатель: Как вы думаете, что такое верхние, нижние конечности?
Ответы детей
Воспитатель: Как называются руки?
Дети: верхние кончности
Воспитатель: Как называются ноги?
Дети: нижние конечности
Воспитатель: В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней, как вы думаете почему?
Ответы детей
Воспитатель: Да от слова «ступать»
Гимнастика для рук
Очень сложен человек: (указательный палец на лбу, нахмуриться)
Двое глаз и двое век, (указательным пальцем показать на глаза, на веки)
И-внимательно смотри! - (указательным пальцем от глаз к вискам)
Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри)
А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках)
Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)
Воспитатель: Отгадайте загадки.
Большая часть – всему опора
И шея есть, спина, живот.
Скажите, что это такое?
Дети: туловище
Воспитатель: Молодцы! А еще в каждом человеке живет суперскилет, это наши кости, они все повторяют за нами, посмотрите, как выгледит ваш скилет, когда вы развоите руки, или например, скрещиваете ноги, или когда вы лежите. Вот поднемите левую руку вверх, а правую положите себе на голову, а теперь посмотрим, как это сделал наш скилет. А посмотрите сколько много косточек в ладони. Ребята познакомтесь это Маша. Маша очень не обычная двока, она может совсем разволится, вот так. А вам нужно момочь ей собрать. И назвать какие части тела человека вы запомнили?

Предварительный просмотр:

«Человек в группе».

Гончарова Оксана Анатольевна.

Место работы, должность:

МОУ СОШ №1 г. Емвы.

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования: основное общее образование

Целевая аудитория: Учитель (преподаватель)

Класс: 6 класс

Предмет: Обществознание

Тема урока: Человек в группе

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия:

Цели урока:1. Осознать, что общество необходимо человеку.

2. Получить представление о группах составляющих общество.

3. Подвести учащихся к пониманию того, что любая группа может оказать влияние на человека и у каждой группы существуют определённые правила поведения и нормы.

Используемое оборудование:

План урока:

I. Постановка темы урока его целей и задач.

II. Изучение нового материала

1.Общество

2.Группы общества.

3.Правила и нормы жизни в обществе.

III. Закрепление изученного.

Ход урока

Приветствие

Повторение пройденного материала в форме фронтального опроса

Вопрос к классу : Как называется наш предмет?

Обществознание.

Вопрос к классу : Что означает название?

Знания об обществе.

Вопрос к классу : Чем это знание может помочь вам в жизни?

Поможет общаться и т. д.

Вопрос к классу : Какую общую тему мы изучали на прошлых уроках?

Личность подростка (нас)

Как изучение отдельно взятого подростка поможет в изучении общества?

Я (мы) часть общества.

На сегодняшнем уроке мы соединим изучение этих понятий (общество и человек).

Сегодняшнюю тему попробуйте сформулировать самостоятельно.

На доске ряд иллюстраций (люди по одиночке и группы людей). Предлагаю выйти желающему ученику и прошу его сгруппировать иллюстрации, как он считает нужным.

Прошу другого ученика прокомментировать выбор одноклассника.

Итак, у нас две группы иллюстраций, исходя из их расположения, попробуйте дать название темы нашего урока.

Анализируем предлагаемые варианты и формулируем тему.

Предлагаю записать тему в тетрадь .(слайд 1)

Вопрос к классу Ребята, а к какой группе иллюстраций вы хотели бы отнести себя?

(вероятнее к обществу)

Почему?

(весело, интересно, вместе общаться и т.д.)

Давайте вы попробуете дать определение «Общество».

Слушаем варианты, формулируем. Прошу записать в тетрадь. .(слайд 2)

Вы не зря хотели видеть себя в обществе. Это не просто интересно или весело. Это необходимо. Человек является существом социальным, т.е.общество необходимо для его нормального развития.

Пример учителя: новорожденный без общения никогда не станет нормально развитым человеком.

Приведите общеизвестный пример, подтверждающий это утверждение Ученики приводят в пример Маугли .(слайд 3)

Давайте сделаем вывод.

Человек полноценно развивается только в обществе .(записывают в тетрадь) .(слайд 4)

Вопрос к классу Для взрослых общество так же необходимо. Как вы думаете почему?

Приведите наиболее известный литературный пример (Робинзон Крузо). .(слайд 5)

Только в обществе человек может проявить себя, показать, на что он способен.

Возвращаемся к определению общества, делаю акцент на группы.

Группы, составляющие общество очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей. Количество групп намного превышает количество людей составляющих общество.

Вопрос к классу Попробуйте объяснить почему?

Человек может быть участником разных групп одновременно- семья, группа друзей, рабочий коллектив и т.д. .(слайд 6)

Но во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.

Приведите примеры (в семье, в классе ит. д.).

Ребята, а для чего нужны эти правила в группах? Для того что бы ответить на этот вопрос предлагаю вам сделать задание.

Каждая колонка обсуждает и записывает правила и нормы поведения в гостях (1-я колонка), в кинотеатре (2-я колонка), в школе (3-я колонка) 5 минут. .(слайд 7)

Представитель от каждой колонки озвучивает ответ.

А теперь давайте представим, что произойдет, если в каждом случае не соблюдать эти правила.

Слушаем варианты ответов.

Прошу сделать общий вывод. Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества. .(слайд 8)

Мы работаем просто замечательно, но давайте немного отдохнем и проведем своего рода игру.

Эксперимент. Приглашаю пятерых желающих (четверо из них в курсе эксперимента). Прошу по внешности портрета .(слайд 9) определить основные черты характера человека и вид его деятельности. Первыми высказываются четверо подготовленных учеников, они говорят одно и тоже, притом заведомо негативно и необъективно, пятый поддается или нет влиянию группы в своих ответах.

Благодарю участников и поясняю суть эксперимента. Особое внимание обращаю на то

Что в подобных экспериментах ученые в большинстве случаев выявляли подверженность влиянию со стороны группы.

Мы делаем вывод, что та группа, в которой мы находимся, имеет на нас влияние.

Степень влияния бывает разной, больше или меньше.

Прошу учеников рассуждать от чего зависит степень влияния.

Ответы сводятся к следующему:

От личных качеств человека и от состава группы.

Разным бывает не только степень влияния но и его результат (положительный и отрицательный).

III.

Обращаю внимание на таблицу на доске: .(слайд 10)

«Влияние группы на человека»

Первые примеры формулируем вместе. Заполнение таблицы предлагаю в качестве домашнего задания.

На следующем уроке мы с вами будем более подробно характеризовать группы общества, а сейчас давайте повторим, что мы изучили сегодня.

Закрепление изученного материала в форме фронтального опроса.

Обращаю внимание на домашнее задание

Благодарю за активную работу, интересуюсь степенью интереса к материалу и его актуальностью в жизни.

Выставляю оценки.

Прощаюсь.