Что такое Страшный Суд? Вера православная - страшный суд-алф.

Страшный суд божий и когда он наступит?

Ещё одна живая тема и волнующий многих христиан, да и не только христиан, вопрос. Думаю, важно к понимаю данного вопроса подходит без фанатизма, учитывая реалии современного мира. Так, если посмотреть на жизнь миллионов и миллиардов ныне живущих людей, можно сделать вывод, что страшный суд уже идёт.

Но давайте обо всём по порядку.

Что такое Страшный суд божий и когда он будет?

Вторая часть вопроса от нашего постоянного посетителя Игоря про страшный суд. Первую часть - «Будет ли второе пришествие Христа?» надеюсь вы прочитали. Вопрос, на который я отвечаю в этой статье звучит так: будет ли страшный суд? восстанут ли мертвецы? и когда всё это произойдёт?

Много разных пророчеств существует на эту тему. Опять же, попробуем ответить на данные вопросы, прежде всего, с точки зрения эзотерики, но максимально доступным языком. Надеюсь все, и даже те, кто не знаком с эзотерикой глубоко, поймёт о чём идёт речь в данной статье:)

Что такое Страшный Суд божий? По сути, это время, когда все люди и существа этого мира, по Воле Бога, платят по счетам, за все свои добрые и злые деяния совершённые за всё время своего существования. Это время подведения всех итогов!

И те, кто не предали Бога, Свет, Добро, свою Душу - будут вписаны в книгу жизни и только они войдут в эпоху духовного возрождения (после страшного суда), а затем и в Золотой Век (7 раса) в рядах воинства божьего в Иерархию Света.

А те, кто не попадут в книгу жизни - будут вписаны в книгу мёртвых, и после подведения всех итогов на Небесах, будут уничтожены или отправлены в миры ада навсегда (на другие планеты и даже в другие Вселенные).

Кто попадёт в книгу Мёртвых? Те человеческие души и существа тонкого мира, у которых чаша Зла перевешивает, то есть наполнена их злыми делами больше, чем чаша Добра.

За что человек, его душа будут вписаны в книгу мёртвых? За предательство Бога, за злые дела и помыслы, за разрушение своей души пороками, вредными привычками, неверием, за отречение от Бога и неверие в Него, за продажность и торговлю своей Душой и телом, за служение мамоне (деньгам), за неразвитие своей души, и т.д.

Кто и за что будет вписан в книгу Жизни, а значит спасён? Те души (люди), которые на деле и всей своей жизнью сделали выбор Светлого Пути, те, кто сражается за Добро против Зла, кто постоянно работает над собой и развивается: уничтожает в себе порок, слабость, негативные качества и эмоции, и формирует сильные и достойные качества и добродетели.

Когда начнётся страшный суд? Страшный суд уже идёт и ещё будет продолжаться. Каждый человек, каждая душа за последние пару десятков лет и последующие пару десятков лет - сделала, делает или будет делать свой выбор, подтверждая его жизнью, на какую сторону она становится: на сторону Добра или на путь Зла. Без внимания и без выбора не останется никто!

Конечно, всё это время на Земле - это время катаклизмов, войн, множества смертей и т.п. Потому что, идёт большая битва Добра и Зла за людские Души. И каждый человек должен определиться на чьей стороне и за кого он сражается. Ещё раз, вне этой битвы не сможет остаться никто! Предлагаю и вам ответить для себя на вопрос - на чьей стороне, за кого и за что сражаетесь Вы?

Основная битва, безусловно, идёт не в физическом (материальном) мире, а в мире Тонком, в мире Бога, Ангелов и Душ. Эта битва скрыта от большинства человеческих глаз, хотя души многих принимают в ней непосредственное участие.

Многие из тех, кто уже безвозвратно попали в книгу мёртвых - живут последнюю жизнь на Земле, а затем будут призваны к ответу (уничтожены или отправлены в тёмные миры). Такие люди, чёрные души - отмечены на энергетическом уровне знаком черепа. Экстрасенсы и Целители обладающие экстрасенсорными способностями могут видеть эти приговорённые души по печати черепа, которая стоит на их энергосистемах, атрибутах, а у кого-то даже на лбу.

Много ли таких приговорённых душ? Да много, очень много!

Восстанут ли мёртвые? Ну, из могил никто вставать не будет, на физическом уровне:) Но нужно понимать, что в человеческих телах, на Земле сейчас живут не только божественные человеческие души, но и тёмные существа (асуры), и даже души животных, воплощённых в тело человека (т.н. оборотни). И последних очень много.

Наверное тот факт, что в образе человека на Земле сейчас живёт много воплощённых тёмных существ, асуров и называется восстание мёртвых. Они то активнее всего и запускают на нашей планете, в обществе разрушительные и преступные процессы.

С уважением, Василий Василенко

Мысли о смерти для обычного человека неприемлемы. Неизвестность, ужас перед физической болью, страх вытесняет тягостные думы на задворки сознания. Да и некогда подумать о последнем часе в суете повседневности.

Православному человеку намного сложнее. Он знает, что впереди его ждёт Страшный суд, на котором он ответит за все проступки, совершенные в жизни. Пугает не только страх наказания, но и чувство вины перед Тем, кто есть любовь.

Как проходит Божий суд после смерти?

Теряя близких, мы задумываемся о собственной кончине. Избежать ее не удастся никому – ни богатым, ни знаменитым, не праведникам. Что ждет там, за чертой? Что говорит православие о божьем суде? Сказано, что первые три дня душа умершего находится возле тела, на земле.

Душа вспоминает весь свой земной путь. По свидетельству Василия Нового, если человек умер без покаяния, его душа проходит двадцать испытаний, называемых мытарствами. Всем мытарства даны названия по : лжи, лености, гнева и прочих.

Следующие шесть дней душа проводит в раю, где забываются все земные скорби. Потом ей показывают ад с грешными людьми, их мучения. На третий, девятый день после смерти она предстает перед Господом. Через сорок дней после кончины вершится Божий суд, определяющий положение души.

В этот период близкие могут помочь умершему, читая акафисты и заказывая поминальную службу. После этого душа проводит время в ожидании своей участи на последнем суде.

События, предшествующие Страшному суду

О том, что после смерти каждого человека ожидает Страшный суд, упоминается ещё в Ветхом Завете. В Евангелии говорится, что судить людей будет не Бог Отец, а Иисус Христос, так как Он сын человеческий.

Православие учит, что в Судный день ожидается второе пришествие Иисуса Христа, во время которого он отделит праведных (овец) от грешников (козлищ ).

В Откровениях Иоанна Златоуста изложена последовательность событий Апокалипсиса. Его дата не известна никому, чтобы люди находились в осознанном состоянии и ежечасно делали выбор между добром и злом. По откровениям, конец света наступит не вдруг, ему предшествуют особенные события.

Во втором пришествии Спаситель будет держать книгу с семью печатями и светильник с семью факелами. Открытие каждой печати ведет к тому, что на человечество посылаются беды: болезни, землетрясения, голод, жажда, смерть, падающие кометы.

Совет. Сходите на исповедь! Покайтесь, все ваши грехи простятся, не ждите своей смерти, там покаяться уже невозможно.

Придет семь ангелов, и дадут сигнал к концу света: сгорит третья часть деревьев и трава, сделается кровавым третья часть моря и погибнут суда. Затем станет горькой вода и погибнут люди, которые ее пьют.

При звуке трубы четвертого ангела будут затмения, пятый открывает путь саранче в железных доспехах, подобной скорпионам. Саранча будет жалить людей в течении пяти месяцев. Последние два испытания будут в том, что человечество настигнут болезни и всадники в доспехах на конях, источающие дым и серу.

Появление седьмого ангела возвестит о том, что Царство Христа наступило. Видение Иоанном «жены, облеченной в солнце», многие богословы трактуют, как появление церкви, которая поможет спастись. Сражение Архангела Михаила со змеем и его торжество над ним символизирует победу над дьяволом.

Как пройдет Страшный Суд?

Православная церковь учит, что в судный день восстанут все мертвые и придут к престолу Божьему. Господь соберет всех и будет спрашивать о всех деяниях, совершенных при жизни.

Если сердце человека исполнено любви, он останется по правую руку от Иисуса Христа, и будет пребывать с ним в Его Царстве. Не раскаявшиеся грешники обречены на мучения. В Откровении сказано, что 144 тысячи человек не постигнут муки Апокалипсиса. После Страшного божьего суда не будет ни греха, ни скорби.

Как спастись человеку до Страшного суда?

В христианстве говорится, что надежда на спасение есть. Более того, страшный суд православие ждет с радостью, так как он есть знамение рассвета – Царства Божьего на земле. Истинно верующий человек надеется на скорую встречу с Христом.

Главная мера, которой будет мерить Высший Судья – милосердие. Если ходить в церковь, поститься, молиться, часто исповедоваться и причащаться, можно смело надеяться на самое лучшее на страшном суде. Бог сделал человека свободным, он вправе выбрать греховное состояние, но оно лишает надежды на спасение. Искреннее покаяние, исповедь и причастие, добрые дела приближают человека к Богу, очищает и исцеляет его.

Отличает православного человека постоянный внутренний самоконтроль своего душевного состояния. В Писании сказано, что до Страшного суда в мир придут антихрист и лжепророки. И на землю придет дьявол, и будет бесчинствовать в предчувствии второго пришествия Христа.

Поэтому искушение каждого человека проходит ежеминутно. Стоит задуматься в ответ на каждый позыв к греху, чью волю исполнять – божественную, или бесовскую. Как говорится в православии, бесовское племя изгоняется молитвой и постом.

Наказания в жизни человека нет – есть лишь уроки. Если человек испытывает негативные чувства, значит, он перекрыл доступ Божественной любви в свое сердце. Ежедневно Бог приходит к нам в образе других людей.

§268. Связь с предыдущим и свойства этого мздовоздаяния.

В заключение всеобщаго суда праведный Судия произнесет свой окончательный приговор и праведниками и грешникам, — скажет первым: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Матф. 25, 34); скажет последним: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (— 41) (2050). И тотчас пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (— 46).

Это мздовоздаяние после всеобщаго суда будет полное, совершенное, решительное. Полное: т. е. не для одной только души человека, как после частного суда, а для души вместе и для тела, — для полнаго человека. Совершенное: потому что будет состоять не в предначатии только блаженства для праведников и мучения для грешников, как после частнаго суда, а во всецелом блаженстве и мучении, соответственно заслугам каждаго. Решительное: потому для всех пребудет неизменным во веки, и ни для кого из грешников не останется никакой возможности освободиться когда либо из ада, как остается она для некоторых после частнаго суда (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 60. 68; снес. §§ 252. 257. 258).

§ 269. Мздовоздаяние грешникам: а) в чем будут состоять их муки?

Мучения, на которыя будут осуждены грешники праведным судом Божиим, Слово Божие изображает разными чертами и с разных сторон. Оно упоминает:

1) Об удалении грешников от Бога и их проклятии. идите от Меня, проклятые (Матф. 25, 41), скажет им грозный Судия, — не знаю вас …, отойдите от Меня все делатели неправды (Лук. 13, 27; снес. Матф. 7, 21). И это удаление от Бога и проклятие будет для насчастных само по себе величайшим наказанием. «Для имеющаго чувство и разум, замечает св. Иоанн Златоуст, быть отверженным от Бога значит вытерпеть уже геенну» (2051). «Нестерпима геенна и мучение в ней; впрочем, если представить и тысячи геенн, то все это ничего не будет значить в сравнении с насчастием лишиться оной блаженной славы, возненавидену быть от Христа и слышать от Него: не знаю вас, и обвинение, что мы, видя Его алчущаго, не напитали! Ибо лучше подвергнуться безчисленным ударам молнии, нежели видеть кроткое лице Господа, от нас отвращающееся, и ясное око Его, не могущее взирать на нас» (2052). Надобно помнить: а) что грешники будут удалены от Бога навсегда, т. е. навсегда лишатся этого высочайшаго Блага, в котором одном только могли бы найти полное удовлетворение всех потребностей своей души, созданной по образу Божию; б) что они будут отвержены своим Отцем, своим Спасителем, который заботился об них с такой безконечною любовию, излил на них столько милостей, и уже никогда не удостоятся узреть светлаго лика Его, никогда не внидуть в радость Господа своего; в) что не развлекаемые более ни миром, ни плотию, которые в настоящей жизни заставляли их постоянно забываться, они тем сильнее будут чувствовать томительную жажду души своей, по естеству стремящейся к Богу, — жажду ничем не удовлетворяемую. Тогда настанет для несчастных смерть вторая (Апок. 20, 14), смерть лютейшая в вечном удалении от Источника жизни.

2) О том, что грешники будут лишены всех благ царствия небеснаго, которых удостоятся праведники. Сам Спаситель засвидетельствовал, что тогда, как многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном , недостойные сыны царства извержены будут во тьму внешнюю (Матф. 8, 11. 12; снес. 22, 13), и, находясь в муках , будут зреть вдали Авраама и праведников на лоне Его (Лук. 16, 23). «Это лишение благ, разсуждает св. Златоуст, причинит такую муку, такую скорбь и тесноту, что еслибы и никакая казнь на ожидала согрешающих здесь, то оно само по себе сильнее геенских мук может растерзать и возмутить наши души»… И далее: «многие безрасудные желают только избавиться от геенны: но я считаю гораздо мучительнейшим геенны наказанием не быть в оной славе; и тому, кто лишился ея, думаю, плакать должно не столько о геенских мучениях, сколько о лишении небесных благ; ибо это одно есть жесточайшее из всех наказание» (2053).

«Знаю, что многие ужасаются только одной геенны; но я думаю, что лишение оной славы есть мучение жесточайшее, нежели геенна» (2054).

3) О месте, куда удалены будут грешники, и об их сообществе. Место это называется то бездною , страшною и для самих демонов (Лук. 8, 31), то адом (Лук. 16, 22), или землею тьмы вечныя, идеже несть света (Иов. 10, 22), то геенною огненною (Матф. 5, 22. 28), печью огненною (- 13, 50), озером огненным и жупельным (Апок. 19, 20; 20, 14; 21, 8). И в таком - то месте грешники, в продолжение целой вечности, не будут видеть вокруг себя никого, кроме отверженных духов злобы, бывших главною причиною их погибели (Матф. 25, 41). «Кто на земле грешил, говорит св. Ефрем Сирин, и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тму кромешнюю, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем лукавство, и в уме своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучением аггелам» (2055).

4) О внутренних мучениях грешников во аде. Тогда исполнится ни них во всей обширности слово Апостола: скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое (Римл. 2, 9). Воспоминание протекшей жизни, которую так безразсудно погубили они на порочныя дела, непрестанные укоры совести за все, когда либо соделанныя, беззакония, позднее сожаление о том, что не воспользовались Богодарованными средствами ко спасению, тягостнейшее сознание, что уже нет возможности покаяться, исправиться и спастися, — все это будет терзать насчастных непрестанно.

И, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием; все это прошло как тень и как молва быстротечная… Так и мы родились и умерли, и не могли показать никакого знака добродетели, но истощились в беззаконии нашем (Прем. Солом. 5, 3. 6 - 9. 13). «Те, — пишет св. Василий великий, которые делали зло, вокреснут на поругание и стыд, чтобы увидеть в самих себе мерзость и отпечатление соделанных ими грехов. И может быть, страшнее тмы и вечнаго огня тот стыд, с которым увековечены будут грешники, непрестанно имея пред глазами следы греха, соделанного во плоти, подобно какой - то невыводимой краске, навсегда остающейся в памяти души их» (2056).

5) О внешних мучениях грешников во аде. Эти мучения представляются в св. Писании под образами червя неумирающаго, и гораздо чаще - огня неугасающаго. Христос Спаситель, предохраняя нас от соблазнов, сказал между прочим: если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает. (Марк. 9, 45. 46; снес. 44. 48); в притче о богатом и Лазаре заметил, что богач, находящийся по смерти во аде, страждет во пламени (Лук. 16, 24), и на всеобщем суде произнесет грешникам: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный (Матф. 25, 41). Св. Апостол Павел так же свидетельствовал, что будущий Судия живых и мертвых во огни пламенни даст даст отмщение неведущим Бога и непослушающим благовествования Господа нашего Иисуса Христа (2 Сол. 1, 8). Так учили и св. Отцы Церкви, например: а) Св. Василий великий : «потом (т.е. после суда) к совершившему в жизни много худых дел приставляются страшные и угрюмые ангелы, у которых и взор огненный, и дыхание огненное, по жестокости их воли, и лица подобны ночи, по унылости и человеконенавидению; потом непроходимая пропасть, глубокая тма, огонь несветлый, который во тме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностию, никогда не насыщаемый, и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений - вечный позор и вечный стыд» (2057); б) Св. Иоанн Златоуст : «услышавши об огне, не думай, будто тамошний огонь похож на здешний: этот, что захватит, сожжет и изменит на другое; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет, почему и называется неугасимым. Ибо и грешникам надлежит облечься безсмертием, не в честь, но чтобы быть всегдашним напутием тамошняго мучения: а сколь это ужасно, того и представить ум никогда не может; разве из опытного познания маловажных бедствий можно получить малое понятие о тех вевеликих мучениях. Если ты будешь когда в бане, натопленной сильнее надлежащаго, то представь себе огонь геенский; и если ты когда будешь гореть в сильной горячке, то перенесись умом к оному пламени: и тогда будешь в состоянии хорошо понять это различие. Ибо если баня и горячка так мучат и безпокоят нас: то что мы будем чувствовать, когда попадем в ту огненную реку, которая будет течь пред страшным судилищем» (2058)?!

Что такое этот червь неумирающий и огнь неугасающий, от которых грешники будут мучиться во аде, Слово Божие не определяет. И потому св. Иоанн Дамаскин выразился: «грешники преданы будут огню вечному, не такому вещественному, какой у нас, но такому, какой известен одному Богу» (2059). Вообще же древние учители Церкви представляли, что огонь адский не будет похож на здешний, как мы знаем (2060), будет жечь, но ничего не сожигать и не истреблять (2061), будет действовать не только на тела грешников, но и на души и на самих духов безплотных-демонов (2062), будет какой - то мрачный, без света (2063) и таинственный (2064). Некоторые только думали, что этот огнь неугасающий и червь неумирающий могут быть понимаемы в смысле переносном, как символы жесточайших мучений адских (2065), что червь выражает преимущественно внутренния угрызения совести, а огнь страшные мучения внешние (2066).

6) О следствиях всех этих мучений, внутренних и внешних, каковы: плачь и скрежет зубов, отчаяние, погибель вечная. Там будет плач и скрежет зубов , нераз повторял Спаситель о геенне (Матф. 8, 12; 13, 42. 50; 25, 30). Между нами и вами , сказал праведный Авраам богачу, находящемуся во аде, утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. (Лук. 16, 26). Иже муку примут, засвидетельствовал Апостол о грешниках, погибель вечную (2. Сол. 1, 9; снес. Матф. 10, 28; Фил. 3, 19). «Когда отойдем туда, разсуждает Златоуст, то если покажем и самое сильное раскаяние, никакой уже не получим от того пользы; но, сколько ни будем скрежетать зубами, сколько ни будем рыдать и молить тысящекратно, никто и с конца перста не капнет на нас, объятых огнем: напротив, мы услышим тоже, что и оный богач, — между нами и вами утверждена великая пропасть (Лук. 16, 28)… Будем скрежетать зубами от страданий и мук нестерпимых, но никто не поможет. Будем крепко стенать, когда пламень сильнее станет охватывать нас, но не увидим никого, кроме мучимых вместе с нами и кроме великой пустоты. Что сказать о тех ужасах, которые мрак будет наводить на наши души» (2067)? «Каково будет, говорил также другой св. Отец, состояние тела у подвергшагося этим нескончаемым и нестерпимым мучениям там, где огонь неугасимый, червь безсмертно мучительствующий, темное и ужасное дно адово, горькое рыдание, необычайные вопли, плачь и скрежет зубов, и нет конца страданиям? От всего этого нет избавления по смерти, нет ни спосов ни возможности избыть горьких мучений» (2068).

(2050) «Осуждаемым говорит: идите от Меня, проклятые! Не говорит: идите от Отца, — ибо не Он проклял их, но собственныя их дела; идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный не вам, а диаволу и ангелам его. Когда говорил Он о царствии, то сказав: приидите благословенные, наследуйте Царство, присовокупил: уготованное вам прежде (от) сложения мира; а говоря об огне, сказал не так, но присовокупил: уготованный диаволу и ангелам его. Ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините в том сами себя» (Иоанн. Златоуст. На Ев. Матф. бес. LXXIX, в т. III, 362 - 363).

(2051) На Римл. бесед. V, стр. 95, по русск. пер.

(2052) На Ев. Матф. бесед. XXIII, в т. 1, стр. 495.

(2053) Слов. 1 Феодору падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 370. 375.

(2054) На Ев. Матф. бесед. XXIII, в т. 1, стр. 494.

(2055) О страхе Бож. и о послед. суде, в Тв. св. Отц. XV, 308.

(2056) Бесед. на Пс. XXXIII, 6, в Тв. св. Отц. V, 293.

(2057) Бесед на Пс. XXXIII, 12, тамже 302.

(2058) Слов. 1 к Феод. падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 366.

(2059) Точн. изл. прав. веры кн. IV, гл. 27, стр. 308. Qui ignis cujus modi et in qua mundi vel rerum parte futurus sit, hominum scire arbitror neminem, nisi forte cui Spiritus Divinus ostendit (Августин de civ. Dei XX, 16).

(2060) Тертулл. Apolog. с. 48; Григ. Нисск. Catech. с. 40; Иоанн Златоуст. Слов. 1 к Феод. падш., в Хр. Чт. 1844, 1, 366.

(2061) Тертул. Apol. с. 48; Минуц. Фел. Octav. с. 35; Лактанц. Inst. divin. VII, 21; Григ. нисск. Catech. с. 11; Августин. de civit. Dei IV, 13, n. 18.

(2062) Минуц. Фел. Octav. 34. 35; Иоан. Злат. Слов. 1 к Феод. падш., в Хр. Чт. 1844, 1, стр. 367 и след.

(2063) Вас. вел. бесед. на Пс. XXXIII, n. 8, в Тв. св. Отц. V, стр. 302; Иоан. Злат. in Hebr. homil. 1, 4.

(2065) Ориген. de princip. II, 10, n. 4. 5; Амврос. in Luc. lib. VII, n. 205. Иероним. in Eph. V, 6; in Is. с. XLVI.

с.648-654
Православное Догматическое Богословие.
Том II, изд. 4-е, Спб, 1883 г.
Митрополит Макарий (Булгаков)

1. Священное Писание о Страшном суде

Среди многочисленных свидетельств о действительности и непререкаемости будущего Всеобщего суда (Ин. 5, 22, 27-29; Мф. 16, 27; 7, 21-13, 11, 22 и 24, 35 и 41-42; 13, 37-43; 19, 28-30; 24, 30, 25, 31-46; Деян. 17, 31; Иуд. 14-15; 2 Кор. 5, 10; Рим. 2, 5-7; 14, 10; 1 Кор. 4, 5; Еф. 6, 8; Кол. 3, 24-25; 2 Сол. 1, 6-10; 2 Тим.4, 1; Откр. 20, 11-15) наиболее полно представлен образ этого последнего суда Спасителем в Евангелии от Матфея 25, 31-46, где Страшный суд описан Иисусом Христом так:

«Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую.

Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: "придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне".

Тогда праведники спросят Его со смирением: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?"

Царь же скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне".

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня".

Тогда и они скажут Ему в ответ: "Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?"

Но Царь скажет им: "истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне".

И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ».


Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным , так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

«Душа, понимающая, что есть мир и желающая спастись, имеет неотложным законом каждый час помышлять в самой себе, что вот ныне подвиг (смертный) и истязание (дел), на коем не стерпишь (взора) Судии» - говорил преп. Антоний Великий .

Св. Иоанн Златоуст:

Не решаемся ли мы часто лучше умереть, нежели открыть перед почтенными друзьями наше тайное преступление? Как же будем чувствовать себя тогда, когда грехи наши откроются перед всеми Ангелами, всеми людьми и предстанут перед нашими глазами?

Преп. Ефрем Сирин:

Даже Ангелы содрогаются, когда вещает Судия, и воинства огнезрачных духов предстоят с трепетом. Какой же дам ответ, когда вопросят меня о тайных делах, которые там для всех будут обнаружены?

Тогда (на Суде) мы увидим стоящие окрест (престола Христова) бесчисленные ангельские силы. Тогда дела каждого по порядку будут прочтены и объявлены перед Ангелами и людьми. Тогда исполнится пророчество Даниила: «Тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги» (Дан. 7:10). Велик будет, братия, страх в час, когда откроются эти страшные книги, где написаны и дела наши, и слова наши, и что сделали мы в этой жизни, и что думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы! Там написаны всякий поступок и всякое помышление человеческое, все хорошее и плохое... Тогда все, склонив головы, увидят стоящих перед судилищем и допрашиваемых, особенно же тех, которые жили в нерадении. И видя это, еще ниже опустят головы и станут размышлять о делах своих; и каждый увидит перед собой собственные дела свои – и хорошие и плохие, какие кто прежде сделал.

Св. Григорий Нисский:

В самом теле человеческом есть сокровенное, которое выходит наружу в свое время: в младенчестве – зубы, при возмужании – борода и в старости – седина. Так и в последний день Суда: все откроется перед очами всех, не только дела и слова, но все помышления, которые теперь скрыты от других. Нет сокровенного, что бы не открылось, по слову Иисуса Христа. Так как известно, что все тайное обнажится в Пришествие Христово, то очистим себя от всякой скверны плоти и духа, творя святыню в страхе Божием, чтобы явленные всем дела наши доставили нам честь и славу, а не стыд.


Св. Василий Великий пишет о том, что Бог не только благ, но и правосуден :

«Впрочем, скажет иной: «Написано: «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Иоил.2, 32), поэтому одно призывание имени Господня достаточно к тому, чтобы спасти призывающего». Но и этот пусть выслушает, что говорит апостол: «как призывать Того, в Кого не уверовали?» (Рим. 10, 14). А если не веришь, послушай Господа, Который говорит: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21). Даже и тому, кто исполняет волю Господню, но не как хочет сего Бог и не по чувству любви к Богу делает это, бесполезно усердие в деле, по изречению Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который говорит: поскольку делают, «чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф.6, 5). Сим и апостол Павел научен был сказать: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13, 3).

Вообще же усматриваю следующие три различные расположения, в которых неизбежна необходимость послушания: или, боясь наказания, уклоняемся от зла и бываем в состоянии рабском, или, гонясь за выгодами награды, исполняем повеленное ради собственной пользы и тем уподобляемся наемникам, или делаем сие ради самого добра и из любви к Давшему нам закон, радуясь, что удостоились служить столь славному и благому Богу, - и в таком случае бываем в состоянии сынов.

Кто из страха исполняет заповеди и непрестанно боится наказания за леность, тот не будет одно из предписанного делать, а другое пренебрегать, но утвердится в той мысли, что наказание за преслушание равно для него страшно. И поэтому «блажен человек, который всегда пребывает в благоговении» (Притч. 28, 14), однако же твердо стоит в истине и тот, кто может сказать: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Пс. 15, 8), потому что не хочет упустить из внимания ничего должного. И: «Блажен муж, боящийся Господа…» Почему? Потому что «крепко» любит «заповеди Его» (Пс. 111, 1). Поэтому боящимся не свойственно оставлять без исполнения какое-нибудь приказание или исполнять небрежно.

Но и наемник не захочет преступить какого-либо повеления. Ибо как получит плату за делание в винограднике, не исполнив всего по условию? Ибо если недостанет и одного чего-нибудь из необходимого, то виноградник делает он бесполезным владельцу. Кто же поэтому за повреждение даст плату причинившему вред?

Третий случай - служение из любви. Какой же сын, имея целью угождать отцу и веселя его в важнейшем, захочет оскорбить ради малостей, особливо же если помнит, что говорит апостол: «И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены» (Еф. 4, 30).

Поэтому преступающие большую часть заповедей куда желают быть причислены, когда не служат Богу как Отцу, не покоряются Ему как давшему великие обетования, не работают как Владыке? Ибо говорит Он: «если Я отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною» (Мал. 1, 6)? Как «блажен муж, боящийся Господа... и крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111, 1), так «преступлением закона», сказано, «бесчестишь Бога» (Рим. 2, 23).

Как же, предпочтя жизнь сластолюбивую жизни по заповеди, можем обещать себе блаженную жизнь, купножительство со святыми и веселья с ангелами пред лицом Христовым? Подобные мечты свойственны истинно детскому уму. Как буду с Иовом, когда и самой обыкновенной скорби не принял я с благодарением? Как буду с Давидом, когда со врагом поступил не великодушно? Как буду с Даниилом, когда не взыскал я Бога с непрестанным воздержанием и неусыпною молитвой? Как буду с каждым из святых, когда не шел я по следам их? Какой подвигоположник столько не рассудителен, что удостоит равных венцов и победителя, и не вступавшего в подвиг? Какой военачальник призывал когда-нибудь к равному разделу добычи и победивших, и тех, которые не являлись на сражение?

Бог благ, но и правосуден. А правосудному свойственно воздавать по достоинству, как написано: «Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих; а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие» (Пс. 124, 4-5). Бог милосерд, но и Судия, ибо сказано: «Он любит правду и суд» (Пс.32, 5). Поэтому говорит: «Милость и суд буду петь; Тебе, Господи, буду петь» (Пс. 100, 1). Мы научены, к кому «милость», ибо сказано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5, 7). Видишь ли, как рассудительно употребляет милость? Не без суда милует и не без милости судит. Ибо «Милостив Господь и праведен» (Пс. 114, 5). Поэтому не будем знать Бога вполовину и человеколюбие Его обращать себе в повод к лености. Для того громы, для того молнии, чтобы не была презираема благость. Кто велит сиять солнцу, Тот наказывает и слепотою, Кто дает дождь, Тот дождит и огнем. Одно показывает благость, другое - строгость; или за первое будем любить, или за последнее страшиться, чтобы и нам не было сказано: «Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева» (Рим. 2, 4-5).

Итак… невозможно спастись, не творя дел, сообразных с заповедью Божиею, и не безопасно пренебрегать чем-нибудь из заповеданного (ибо ужасно превозношение-поставлять себя судьями Законодателя, и одни законы Его избирать, а другие отвергать)…»
(Св. Василий Великий. Творения. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. (Большой Аскетикон))

Св. Василий Великий объясняет и праведное действие Суда Божия - вознаграждение праведников и окончательное оставление Святым Духом тех, кто оставил Бога выбором своей жизни:

"И во время ожидаемого явления Господня с небес Дух Святый будет не бездействен, как думают иные, но явится вместе и в день откровения Господня, в который станет судить вселенную по правде Блаженный и единый Сильный.

Кому так мало известны те блага, какие Бог уготовал достойным, чтобы не знать, что и венец праведных есть благодать Духа, которая обильнее и полнее будет сообщаема , когда духовная слава разделится каждому по мере доблестных дел его? Ибо во светлостях святых у Отца обители многи (Ин. 14, 2), то есть, многие различия достоинств. Как «звезда от звезды разнствует во славе, такожде и воскресение мертвых» (1Кор. 15, 41-42). Посему запечатленные Духом Святым в день избавления и сохранившие чистым и целым приятый ими начаток Духа, они только услышат: «добре, рабе благий и верный, о мале Ми был еси верен, над многими тя поставлю» (Мф. 25, 21).

А подобно, и огорчившие Духа Святого лукавством начинаний своих или ничего не приобретшие к данному, будут лишены того, что получили, и благодать отдастся другим. Или, как говорит один из Евангелистов, они будут «растесаны совершенно» (Лк. 12, 46), под растесанием разумея конечное отчуждение от Духа. Ибо не тело делится на части, чтобы одна часть была предана наказанию, а другая освобождена, потому что походит на басню и не достойно праведного Судии предположение, что подвергается наказанию одной половиной, кто согрешил весь. Также и не душа рассекается пополам, потому что она вся и всецело приняла греховное мудрование и содействовала телу во зле. Напротив того, растесание это, как сказал я, есть отчуждение навсегда души от Духа. Ибо ныне Дух, хотя не имеет общения с недостойными, однако же, по-видимому, сопребывает некоторым образом с теми, которые запечатлены однажды, ожидая их спасенья по обращении.

А тогда совершенно отсечется от души, поругавшей Его благодать . Посему «несть во аде исповедующийся, и в смерти поминаяй Бога» (ср.: Пс. 6, 6), потому что там не сопребывает уже помощь Духа.

Как же можно представить, чтобы суд совершился без Святого Духа, между тем как Слово показывает, что Он есть и награда праведных, когда вместо залога дано будет совершенное, и что первое осуждение грешников будет состоять в том, что отнимется у них все, что почитают себя имеющими?" (О Святом Духе. К Амфилохию, епископу Иконийскому)

Осуждение на Всеобщем суде названо в Откровении св. Иоанна Богослова "смертью второй" (20, 14).

Стремление понять геенские мучения в относительном смысле - вечности, как некоего "века, периода" , может быть и длительного, но конечного, а то и вообще отрицание реальности этих мучений - встречается и ныне, как в древности. Приводятся соображения логического свойства, указывается на несоответствие мучений с благостью Божией, на несоразмерность между временными преступлениями и вечностью наказаний, на несоответствие их с конечной целью творения человека, которое есть блаженство в Боге. Но не нам определять границы между неизреченной милостью Божией и правдой - справедливостью Его. Знаем, что Господь хочет всем спастись и в познание истины прийти. Но человек способен собственной злой волей оттолкнуть милосердие Божие и средства спасения.

Св. Иоанн Златоуст , говоря о Страшном суде, отмечает:

"Когда Господь говорил о царстве, то, сказал: придите, благословенные, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира, а говоря об огне, сказал не так, но прибавил: уготованный диаволу и ангелам его. Ибо Я царство готовил вам, огонь же не вам, но диаволу и ангелам его. Но так как вы сами ввергли себя в огонь, то и вините в том сами себя".

Мы не имеем права понимать слова Господа только условно, как угрозу, как некую педагогическую меру, применяемую Спасителем. Если так поймем, то погрешим, так как Спаситель не внушал нам такого понимания, и подвергнем себя гневу Божию, по слову псалмопевца: Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь" (Пс. 9, 34).
(Прот. Михаил Помазанский) .

Достойно внимания также простое рассуждение по этому поводу св. Феофана Затворника :

"Пойдут праведники в жизнь вечную, а осатаневшие грешники - в муку вечную, в сообщество с бесами. Кончатся ли эти муки? Если кончится злоба сатанинская и осатанение, то и муки кончатся. А кончатся ли злоба сатаны и осатанение? Посмотрим и увидим тогда... А до того будем верить, что как жизнь вечная не имеет конца, так и мука вечная, угрожающая грешникам, не будет иметь конца. Никакое гадание не доказывает возможности прекращения сатанинства. Чего не видел сатана по падении своем! Сколько явлено сил Божиих! Как сам он поражен силой Креста Господня! Как доселе поражается этой силой всякая его хитрость и злоба! И все ему неймется, все идет против: и чем дальше идет, тем больше упорствует. Нет, никакой нет надежды исправиться ему! А если ему нет надежды, то нет надежды и людям, осатаневшим по его действию. Значит, и аду нельзя не быть с вечными муками ".

«Вы забываете, что там будет вечность, а не время; стало быть, и всё там будет вечно , а не временно. Вы считаете мучения сотнями, тысячами и миллионами лет, а там ведь начнется первая минута, да и конца ей не будет, ибо будет вечная минута. Счет-то дальше и не пойдет, а станет на первой минуте, да и будет стоять так».

4. После смерти нет покаяния


В Священном Писании покаяние в этой, временной, жизни полагается необходимым условием для спасения. Господь говорит:

Если не покаетесь, все также погибнете (Лк. 13, 3).

Подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: Господи! Господи! отвори нам; но Он скажет вам в ответ: не знаю вас, откуда вы.
(Лк. 13, 24-25)

Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
(Гал. 6, 7, 8)

Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами.
Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.
(2 Кор. 6, 1-2)

А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то же?
Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
Который воздаст каждому по делам его:
тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, - жизнь вечную;
а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, - ярость и гнев.
(Римл. 2, 2-8)

О том, что покаяние в этой жизни необходимо для оправдания на Страшном суде , для спасения в жизни будущей, учат единогласно святые отцы:

"Закон жизни таков, - говорит святитель Феофан Затворник , - что коль скоро кто положит здесь семя покаяния , хоть бы то при последнем издыхании, то уж не погибнет. Семя сие возрастёт и плод принесёт - спасение вечное. А коль скоро кто здесь не положит семени покаяния и перейдёт туда с духом нераскаянного упорства во грехах, то и там навеки останется с тем же духом , и плод от него вовеки будет пожинать по роду его, Божие вечное отвержение".

"Уж не питаете ли вы такого чаяния, - пишет в другом письме св. Феофан , - чтоб Бог державною властию простил грешников и ввел их в рай. Прошу вас рассудить, пригоже ли это и гожи ли такие лица для рая? - Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его всё оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властию, без внутреннего его очищения. Вообразите, что входит такой - нечистый и мрачный - в рай. Что это будет? Ефиоп среди убелённых. Пристало ли?"

Преп. Иоанн Дамаскин пишет о том, что за границей смерти для людей нет покаяния:

«Нужно знать, что падение для ангелов то же, что смерть для людей. Ибо после падения для них нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти ».

Святитель Иоанн (Максимович) так изображает то, что произойдёт на Страшном суде:

"Пророк Даниил, говоря о Страшном суде, повествует, что Старец Судия на престоле, а перед ним огненная река. Огонь - это очищающий элемент. Огонь попаляет грех, сжигает его, и горе, если грех природнился самому человеку, тогда он сжигает и самого человека.

Тот огонь возгорится внутри человека: увидя Крест, одни возрадуются, а другие - придут в отчаяние, смятение, ужас. Так люди сразу разделятся: в евангельском повествовании перед Судией одни становятся направо, другие налево - их разделило внутреннее сознание.

Само состояние души человека бросает его в ту или иную сторону, направо или налево. Чем сознательнее и настойчивее стремился человек в своей жизни к Богу, тем большая будет его радость, когда услышит слово "приидите ко Мне, благословенные", и наоборот, те же слова вызовут огонь ужаса и мучения у тех, кто не хотел Его, избегал или боролся и хулил при жизни.

Страшный Суд не знает свидетелей или протокольной записи. Все записано в душах человеческих, и эти записи, эти "книги" раскрываются. Все становится явным всем и самому себе, и состояние души человека определяет его направо или налево. Идут одни в радость, другие в ужас.

Когда раскроются "книги", всем станет ясно, что корни всех пороков в душе человека. Вот пьяница, блудник - когда умерло тело, кто-то подумает - умер и грех. Нет, в душе была склонность, и душе грех был сладок.

И если она в том грехе не покаялась, не освободилась от него, она на Страшный суд придет с тем же желанием сладости греха и никогда не удовлетворит своего желания. В ней будет страдание ненависти и злобы. Это адское состояние ".

Преподобные Варсануфий и Иоанн :

Касательно же ведения о будущем - не заблуждайся: что здесь посеешь, то там и пожнешь (Гал. 6, 7). По исходе отсюда, никому нельзя уже преуспеть.
Брат, здесь делание, - там воздаяние, здесь подвиг, - там венцы.
Брат, если ты хочешь спастись, не вдавайся в это (учение), ибо свидетельствую тебе пред Богом, что ты впал в ров диавольский и в крайнюю погибель. Итак, отступи от сего и последуй Святым Отцам. Приобрети себе: смирение и послушание, плач, подвижничество.
(Ответ на вопрос 606).

Слова же: не изыдет оттуду, дондеже воздаст последний кодрант (Мф.5, 26), сказал Господь, означая, что мучение их будет вечно: ибо как может человек там воздать? … Не заблуждайся, как безумный. Там никто не преуспевает; но что кто имеет, то имеет отсюда: доброе ли это будет, или гнилое, или усладительное. Оставь наконец пустословие и не следуй демонам и их учению. Ибо они вдруг уловляют и вдруг низлагают. Итак, смирись перед Богом, плача о грехах своих и рыдая о страстях. И внимай себе (1Тим.4, 16) и смотри вперед, куда уклоняется твое сердце через такие исследования. Бог да простит тебя.
(Ответ на вопрос 613)

Преподобный Феодор Студит :

"И опять, кто не устоит в таких подвигах , тот лишается не чего-либо малого, ничтожного и человеческого, но самых Божественных и Небесных вещей. Ибо достигающие искомого многим терпением, всегдашним долготерпением и хранением заповедей, наследуют Небесное царство и бессмертие, вечную жизнь и неизреченное и неисповедимое успокоение вечными благами; а погрешающие нерадением, леностию, пристрастием и любовию к миру сему и к смертоносным и тлетворным наслаждениям, наследуют вечную муку, бесконечный стыд и стояние ошуюю, услышав страшный оный глас Судии всех и Владыки Бога: отъидите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его . (Мф. 25, 41).
Но о дабы никогда не слыхать нам сего, чада и братия мои, и не быть отлученными от Святых и Праведных жалостным и невыразимым отлучением. Когда они будут приняты в радость неизреченную и непостижимую, и ненасытимое наслаждение, как об этом и Божественное Писание говорит, что они возлягут со Авраамом, Исааком и Иаковом (Мф. 8, 11). Мы же должны будем пойти с бесами туда, где огнь неугасимый, червь неусыпаемый, скрежет зубов, пропасть великая, тартар нестерпимый, узы неразрешимые, самая мрачная преисподня, и не на несколько времени или на год, и не на сто или тысячу лет: ибо мука не будет иметь конца, как думает Ориген, но навсегда и на вечно, как сказал Господь (Мф. 25, 46). Где тогда, братие, по словам Святых, отец или мать для избавления? - Брат, сказано, не избавит: избавит ли человек? не даст Богу измены за ся, и цену избавления души своея (Псал. 48, 8, 9)".

Св. Иоанн Златоуст:

«Страшный, поистине страшный предстоит нам отчет, и много мы должны оказывать человеколюбия, чтобы не услышать страшных слов: "отойдите от Меня", – не знаю вас, – "делающие беззаконие" (Mф.7:23), – чтобы не услышать опять ужасных слов: "идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Mф.25:41), – чтобы не услышать: "между нами и вами утверждена великая пропасть" (Лк.16:26), – чтобы с трепетом не услышать: "возьмите его и бросьте во тьму внешнюю" (Mф.22:13), – чтобы с великим страхом не услышать: "лукавый раб и ленивый" (Мф.25:26). Страшно, весьма страшно и ужасно это судилище, хотя Бог и благ, хотя Он и милостив. Он называется Богом щедрот и Богом утешения (2 Кор.1:3); Он благ так, как никто другой, снисходителен, щедр и многомилостив; Он не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и жил (Иез.33:11). Почему же, почему этот день будет исполнен такого ужаса? Огненная река потечет пред лицом его, книги деяний наших отверзутся, самый день будет подобен горящей пещи, ангелы будут носиться вокруг, и разложено будет множество костров. Как же, скажешь, Бог человеколюбив, как милостив, как благ? Так, при всем этом Он человеколюбив, и здесь-то особенно открывается величие его человеколюбия. Для того ведь Он и внушает нам такой страх, чтобы, хотя таким образом мы пробудились и стали стремиться к царствию небесному».

Преп. авва Дорофей:

Поверьте, братия, что если у кого-нибудь хотя одна страсть обратилась в навык, то он подлежит муке , и случается, что иной совершает десять добрых дел и имеет один злой навык, и это одно, происходящее от злого навыка, превозмогает десять добрых (дел). Орел, если весь будет вне сети, но запутается в ней одним когтем, то чрез эту малость низлагается вся сила его; ибо не в сети ли он уже, хотя и весь находится вне ее, когда удерживается в ней одним когтем? Не может ли ловец схватить его, лишь только захочет? Так и душа: если хотя одну только страсть обратит себе в навык, то враг, когда ни вздумает, низлагает ее, ибо она находится в его руках, по причине той страсти.

Блаж. Августин:

Нимало не должно сомневаться, что молитвы св. Церкви, спасительное жертвоприношение и милостыни приносят пользу умершим, - но лишь тем, которые прежде смерти жили так, чтобы по смерти все это могло быть для них полезным. Ибо для отшедших без веры, споспешествуемой любовью, и без общения в таинствах, напрасно совершаются ближними дела того благочестия, коего залога они не имели в себе, когда находились здесь , не приемля, или всуе приемля благодать Божию, и сокровиществуя себе не милосердие, а гнев. Итак не новые заслуги приобретаются для умерших, когда совершают за них что либо доброе знакомые, а только извлекаются последствия из прежде положенных ими начал.

Пр. Ефрем Сирин:

Если хочешь наследовать будущее Царство, то еще здесь найди благосклонность Царя . И в какой мере ты будешь чествовать Его, в такой и Он возведет тебя; сколько ты послужишь Ему здесь, настолько и Он почтит тебя там, по написанному: "Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены" (1 Цар. 2:30). Чти же Его всей душой, чтобы и Он удостоил тебя чести святых. На вопрос же: "Как снискать Его благоволение?" - отвечу: Принеси Ему злато и серебро через помощь нуждающимся. Если же тебе нечего дать, то принеси Ему в дар веру, любовь, воздержание, терпение, великодушие, смиренномудрие... Удерживайся от осуждения, храни свое зрение, чтобы не смотреть на суету, удерживай свои руки от неправедных дел, ноги свои уклони от худого пути; утешай малодушных, будь сострадателен к немощным, подай жаждущему чашу воды, накорми голодного. Словом, все, что имеешь и чем Бог наделил тебя, то и принеси Ему, ибо Христос не презрел и двух лепт вдовы.

Св. Симеон Новый Богослов говорит, что на суде не то зачтется человеку, что он делает, а то, кто он есть: подобен ли он Иисусу Христу, Господу нашему, или же совершенно отличен от Него. Он говорит: “В будущей жизни христианин не будет испытываем на предмет того, отрекся ли он от всего мира ради любви Христовой, или раздал ли он свое имущество бедным, воздерживался ли он и соблюдал ли пост накануне праздников, или молился ли он, сокрушался ли и оплакивал ли свои грехи, или делал ли он что-либо еще доброе в своей жизни, но он будет тщательно испытан, имеет ли он со Христом сходство такое, как сын со своим отцом”.

Блаженный Феофилакт (архиепископ Болгарский) в толковании на слова Св. Писания:

«Царь, вошед посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связавши ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов; ибо много званных, а мало избранных» пишет:

Вход на брачный пир происходит без различия: все мы, добрые и злые, призваны только по благодати. Но затем жизнь подлежит испытанию, которое царь производит тщательно, и жизнь многих оказывается оскверненною. Содрогнемся же, братья, помыслив, что у кого не чиста жизнь, для того бесполезна и вера. Таковой не только извергается из брачного чертога, но и посылается в огонь. Кто же этот носящий оскверненные одежды? Это тот, кто не облекся в одежду милосердия, благости и братолюбия. Много таких, которые, обольщая себя тщетными надеждами, думают получить Царство Небесное и, высоко думая о себе, причисляют себя к лику избранных. Производя допрос недостойного, Господь показывает, во-первых, что он человеколюбив и справедлив, а во-вторых, что и мы не должны никого осуждать, хотя бы кто, очевидно, и согрешал, если таковой открыто не изобличен в суде. Далее, Господь говорит слугам, карающим ангелам: "свяжите ему руки и ноги", то есть способности души к действию. В настоящем веке мы можем поступать и действовать так или иначе, а в будущем силы душевные будут связаны, и нельзя нам будет сотворить какое-либо добро для умилостивления за грехи; "тогда будет скрежет зубов" - это бесплодное раскаяние . "Много званных", то есть Бог призывает многих, точнее, всех, но "мало избранных", немного спасающихся, достойных избрания от Бога. От Бога зависит избрание, но стать избранными или нет - это наше дело. Господь этими словами дает иудеям знать, что о них сказана притча: они были призваны, но не избраны, как непослушные.

Блаженный Феофилакт Болгарский также говорит:

«Грешник, удалившись по грехам своим от света правды, и в настоящей жизни уже находится во тьме, но так как здесь еще есть надежда на обращение, то эта тьма и не есть тьма кромешная. А по смерти будет рассмотрение дел его, и если он здесь не раскаялся, то там окружает его кромешная тьма. Ибо надежды на обращение тогда уже нет, и наступает совершенное лишение Божественной благодати. Пока грешник здесь, то, хотя он и немного получает Божественных благ, – говорю о чувственных благах, – он все еще раб Божий, потому что живет в дому Божием, то есть между творениями Божиими, и Бог питает и сохраняет его. А тогда он будет совершенно отлучен от Бога, не имея участия уже ни в каких благах: это и есть тьма, называемая кромешною, в противоположность теперешней, не кромешней, когда грешнику еще остается надежда покаяния ».

Св. Григорий Палама:

Хотя в будущем пакибытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтоб подвергнуться второй смерти: вечной муке, неусыпающему червю, скрежету зубов, кромешной и непроницаемой тьме, мрачной и неугасимой геенне огненной. Говорит Пророк: сокрушатся беззаконнии и грешницы вкупе, и оставившии Господа скончаются (Ис.1, 28). В этом заключается вторая смерть, как научает нас Иоанн в своем Откровении. Услышь и великого Павла: аще бо по плоти живете, говорит он, имате умрети, аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живы будете (Рим.8, 13). Он говорит здесь о жизни и смерти, принадлежащих будущему веку. Эта жизнь - наслаждение в присносущем Царстве; смерть - предание вечной муке. Преступление заповеди Божией - причина всякой смерти, душевной и телесной, и той, которой подвергнемся в будущем веке, вечной муке. Смерть собственно состоит в разлучении души от Божественной благодати и в совокуплении с грехом.

Святой Ириней Лионский :

«Всем, соблюдающим любовь к Нему, Он дает Свое общение. Общение же с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. А тех, которые по своему произволению отступают от Него, Он подвергает отлучению от Себя, которое сами они избрали. Разлучение с Богом есть смерть, и удаление от света есть тьма, и отчуждение от Бога есть лишение всех благ, какие есть у Него. Посему те, которые чрез отступничество свое утратили вышеупомянутое, как лишенные всех благ, находятся во всяческом мучении, не потому, чтобы Бог Сам по Себе наперед подвергал их наказанию, но наказание постигает их вследствие их лишений всех благ. Но блага Божии вечны и без конца, поэтому и лишение их вечно и без конца , подобно тому, как относительно неизмеримого света сами себя ослепившие или ослепленные другими всегда лишены сладости света не потому, чтобы свет причинял им мучение слепоты, но самая слепота доставляет им несчастие».

Св. Тихон Задонский:

Рассуждай сие, грешная душа, и внимай, что Предтеча сказал: уже секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо (Мф. 3, 10). Видишь, куда грешники, не творящие плодов покаяния, определяются: посекаются, как древеса бесплодные, секирой суда Божия и в огонь вечный, как дрова, ввергаются".

Св. Макарий, митр. Московский :

Даруй же нам, Господи, - всем всегда - живую и неумолкающую память Твоего будущего славного пришествия. Твоего последнего, страшного суда над нами, Твоего праведнейшего и вечного воздаяния праведникам и грешникам, - да при свете ее и Твоей благодатной помощи, целомудренно и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке (Титу 2:12); и таким образом достигнем, наконец, и вечно-блаженной жизни на небе, чтобы всем существом славословить Тебя, со безначальным Твоим Отцом и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, во веки веков.

Св. Игнатий (Брянчанинов) :

Христиане, одни православные христиане, и притом проведшие земную жизнь благочестиво или очистившие себя от грехов искренним раскаянием, исповедью пред отцом духовным и исправлением себя, наследуют вместе с светлыми Ангелами вечное блаженство. Напротив того, нечестивые, т.е. неверующие во Христа, злочестивые, т.е. еретики, и те из православных христиан, которые проводили жизнь в грехах или впали в какой-либо смертный грех и не уврачевали себя покаянием, наследуют вечное мучение вместе с падшими ангелами.

Св. Феофан Затворник:

"Пусть не скоро суд, но ведь если можно отсюда извлекать какую-либо поблажку, то это тем только, кои могут быть уверены, что час смерти их совпадает с часом суда отдаленного: нам же что из того? Вот ныне или завтра придет смерть, и покончит все наше и запечатлеет собою участь нашу навсегда, ибо после смерти нет покаяния. В чем застанет нас смерть, в том предстанем мы и на суд".

"Страшный суд! Судия грядет на облаках, окруженный несметным множеством небесных сил безплотных. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полки полками текут на определенное место, к престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор. Ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Разделение десных и шуиих совершится само собою. Наконец все уже определилось. Настало глубокое молчание. Еще мгновение - и слышится решительный приговор Судии - одним: "приидите", другим: "отыдите". - Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Буди милость Твоя, Господи, на нас! - но тогда поздно уже будет взывать так. Теперь надо позаботиться смыть с естества своего написанные на нем знаки, неблагоприятные для нас. Тогда реки слез готовы бы были мы испустить, чтоб омыться; но это уж ни к чему не послужит. Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет".

Св. прав. Иоанн Кронштадский:

Многие живут вне благодати, не сознавая ее важности и необходимости для себя и не ища ее, по слову Господа: "Ищите прежде Царства Божия и правды Его" (Мф. 6, 33). Многие живут во всяком изобилии и довольстве, наслаждаются цветущим здоровьем, с удовольствием едят, пьют, гуляют, забавляются, сочиняют, работают по разным отраслям человеческой деятельности, но благодати Божией в сердцах своих не имеют, этого бесценного сокровища христианского, без которого христианин не может быть истинным христианином и наследником царствия небесного.

О том, что не покаявшийся при жизни человек не сможет войти в Царствие Божие, пишут в согласии со святыми отцами и современные богословы:

Арх. Рафаил (Карелин):

"1.Невозможна вечная жизнь в раю тем, кто не имеет внутреннего рая в своем сердце (благодати Духа Святаго), т.к. рай - это единение с Богом.

2. У грешника, неискупленного Кровью Христа, живет в сердце неисцеленный грех (прародительский и личный), препятствующий единению с Богом.

Итог: Грешник не может быть в раю, так как он лишен способности богообщения, которое осуществляется через благодать Духа Святого.

Православное учение другое: нераскаянный грех - это искры ада в душе человека, и после смерти не только грешник будет в аду, но ад будет в нем. Ад это не возмездие за грех, а трагическое следствие греха".

Александр Каломирос:

"Нет, братья, мы должны проснуться, чтобы не быть потерянными для Царства Небесного. Наше вечное спасение или наша вечная смерть зависят не от воли и желания Бога, а от нашей собственной решимости, от выбора нашей свободной воли, которую Бог бесконечно ценит. Будучи убеждены в силе божественной любви, не дадим, однако, одурачить себя. Опасность исходит не от Бога, она исходит от нас самих.

Как говорит св. Василий Великий, “адские муки не имеют своей причиной Бога, но нас самих”
Священное Писание и Отцы всегда говорят о Боге как о великом Судье, Который в день Последнего Суда наградит тех, кто был послушен Его воле, и накажет ослушавшихся ее (см. 2 Тим. 4, 8).

Что же это за суд, если понимать его не в человеческом, а в божественном смысле? Что есть суд Божий? Бог есть Истина и Свет. Божий суд – не что иное, как наше соединение с Истиной и Светом. “Книги” будут раскрыты (ср. Откр. 20, 12). Что это за “книги”? Это наши сердца. Наши сердца будут пронизаны всепроникающим Светом, исходящим от Бога, и тогда обнажится все, что в них сокрыто. Те сердца, в которых будет сокрыта любовь к Богу, увидев божественный Свет, возрадуются. Те же сердца, которые, напротив, таили в себе ненависть к Богу, будут, принимая в себя этот пронизывающий Свет Истины, страдать и мучиться, так как они ненавидели его всю свою жизнь.

Так что не Божие решение будет определять вечную участь людей, не Божия награда или наказание, но то, что было сокрыто в каждом сердце; то, что было в наших сердцах в течение всей жизни, будет обнажено в день Суда. Это обнаженное состояние – называйте его наградой или наказанием – зависит не от Бога, оно зависит от любви или ненависти, которые царствуют в наших сердцах. В любви заключено блаженство, в ненависти – отчаяние, горечь, мука, печаль, злоба, тревога, смятение, тьма и все прочие внутренние состояния, которые и составляют ад".

Итак, святые отцы предостерегают, что для оправдания нас на Страшном суде нам необходимо покаяться уже в этой жизни , что после смерти невозможно покаяние для того, кто не знал его при жизни, а есть лишь воздаяние за совершенное. Вступая в область вечности, воскресая в ином, духовном теле, человек пожинает плоды земной жизни. О том, почему невозможно обрести покаяние на Страшном суде, можно почитать в статьях.



  • митр.
  • свщ. Артемий Владимиров
  • схиархим.
  • мит. Иларион (Алфеев)
  • прот.
  • Стра́шный Суд – последний, всеобщий Суд Божий над миром, который состоится при втором (при этом все мертвые люди воскреснут, а живущие изменятся (), и каждому будет определена вечная участь по его делам (, ), словам () и помышлениям.

    Святые Отцы говорили о том, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все, всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде как бы раскроется эта книга, написанная в глубинах нашей души, и только тогда мы увидим какие мы есть в самом деле, а не какими нас рисовала наша воспаленная . Тогда мы увидим, сколько раз Божия призывала нас ко спасению, наказывала, миловала нас, и как упорно мы сопротивлялись благодати и стремились только к и . Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, как червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.

    В то же время суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается нами каждую секунду нашей земной жизни. Страшный суд – это не судебный процесс, а лишь окончательная констатация факта. Каждый из нас в течении жизни духовно определяется по отношению к Богу.

    Почему Страшный Суд называется Страшным?

    Возвещая о Втором Пришествии Мессии и последующем за этим событием всеобщим Судом пророки и апостолы называли этот «День» Днём Господним, великим и страшным ().

    Этот День называется также и Днём гнева Божия (). Стало быть, название «Страшный» закрепилось за будущим Судом не потому, что Господь предстанет перед очевидцами в каком-то нарочито грозном виде. Он предстанет перед взором собравшихся в блеске Своей славы и величия, как Могущественный и Справедливый Судья. Это, конечно, вызовет у окружающих страх, у кого-то - благоговейный, а у кого-то - сильнейшую оторопь: «страшно впасть в руки Бога живаго!» ().

    Ужас и беспокойный трепет будут сопровождать грешников и от знания того, что на этом Суде будут вскрыты, обнародованы, взвешены все их грехи (причём не только совершённые поступки, но и оставшиеся не реализованными: тайные греховные желания, мысли и помыслы), и за каждый придётся дать ответ перед неподкупным и нелицеприятным Судьей.

    Кроме того Страшный Суд будет происходить публично, перед лицом всего мира: перед сонмом ангельских воинств, перед миллиардами людей, в том числе самыми близкими, родными. На этом последнем Суде грешник уже не сможет обмануть ни свою личную совесть, ни окружающих, ни, разумеется, Всевидящего Судью удобными для него оговорками и оправданиями. Светом Божественной Правды, Светом высветится всякий нераскаянный беззаконник, высветится каждое его преступление, действие или бездействие.

    В некоторый город пришел корабль с невольниками, а в городе том жила одна святая дева, весьма внимавшая себе. Она, услышав, что пришел оный корабль, очень обрадовалась, ибо желала купить себе маленькую девочку, и думала: возьму и воспитаю её, как хочу, чтобы она вовсе не знала пороков мира сего. Она послала за хозяином корабля того и, призвав его к себе, узнала, что у него есть две маленькие девочки, именно такие, каких она желала, и тотчас с радостию отдала она цену за одну из них и взяла её к себе. Когда же хозяин корабля удалился из того места, где пребывала оная святая, и едва отошёл немного, встретила его одна блудница, совершенно развратная, и, увидев с ним другую девочку, захотела взять её; условившись с ним, отдала цену, взяла девочку и ушла с ней. Видите ли тайну Божию?

    Видите ли суд Божий? Кто может объяснить это? Итак, святая дева взяла ту малютку, воспитала её в страхе Божием, наставляя её на всякое благое дело, обучая её иноческому житию и, кратко сказать, во всяком благоухании святых заповедей Божиих. Блудница же, взявши ту несчастную, сделала её орудием диавола. Ибо чему могла оная зараза научить её, как не погублению души своей? Итак, что мы можем сказать о страшной сей судьбе? Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о суде, о царстве Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, всё скверное, всё диавольское: как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом?

    Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он един ведает всё и может судить согрешение каждого, как Ему единому известно.
    прп.