Сочинение на тему «Дорога чести» Андрея Болконского (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого даёт нам понять, как может измениться человек и его внутреннее осознание долга и чести. Речь идёт об Андрее Болконском. Именно с ним в годы военных эпох 1805-1812 года произошли кардинальные изменения. Среда, в которой он вырос – это дворяне и аристократы, которую впоследствии он отверг и стал отрицать.

Толстой хотел показать в его образе облик декабристов, который очень интересовал писателя. Для этого он рассказывает о «дороге чести» героя романа.

Знакомить нас с князем Андреем Болконским Толстой

Начинает с салона Шерер Анны Павловны. Где герой романа сетует на свою жизнь, которая не приносит ему удовлетворения. Этот молодой, невысокий парень, с красивыми и суховатыми чертами, скучает. Он не понимает того образа жизни дворянина и аристократа, который он ведёт. Это его гнетёт.

Чтобы изменить свою жизнь, сделать её полезной, он отправляется служить в армию. Войну 1805 года он проводит в своих мыслях, где мечтает о славе. Он хочет стать похожим на своего кумира Наполеона. Болконский ценит его сильную личность и решимость в действиях.

Такие мечтания и жажда славы были характерны для многих молодых людей того времени, но Толстой выделяет именно Андрея. Так как его желания связаны не только с его славой, но и со счастьем всех людей вокруг. Этим он отличается от ровесников, желавших пафосной славы и наград.

Свой подвиг он совершит на Аустерлицком поле. Где со знаменем, которое держит в своих руках, Андрей сможет повести за собой солдат. Которые на тот момент уже не ждали ничего и хотели отступать. Болконский получил ранение. В момент, когда он лежит посреди поля, его размышления о том, что мир ничтожен относительно вечности. В этот минуты он полностью отказывается от своей прежней жизни. При этом понимает, что его участь теперь – это жизнь для себя и семьи.

Но семейная тихая жизнь – это не удел для таких кипучих людей, как герой Толстого. Болконский очень тяжело возвращается к привычной жизни. Глотком свежего воздуха в его жизни становится встреча Безухова. Который вернулся из имений в Киеве. Друзья проводят много времени в спорах о народе, смысле бытия, отношениях простых крестьян и дворян. Он произносит фразу, что крепостное право – это растление владельцев собственности.

Когда Пьер Безухов уезжает, Андрей вводит новые правила для своих крестьян в имении, делая их жизнь легче. Но и эта жизнь его не устраивает. Андрей едет в Петербург, но и там он доходит до личного кризиса. На войне он постигает смысл бытия. Он понимает, что истинное человечное предназначение – это служба народу.

Толстой создал героя Болконского, чтобы в нем показать своё отношение к жизни. Он поднимает проблемы, которые имели масштабы общие для всего человечества. Это произведение о силе духа и тяжбах 19 века.

Латыпова Светлана Ханифовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ БСХПК
Населённый пункт: Караидель
Наименование материала: Урок - путешествие по страницам романа Л.Н. Толстого "Война и мир"
Тема: "Дорога чести" Андрея Болконского
Дата публикации: 26.12.2016
Раздел: среднее профессиональное

ГБПОУ БСХПК Открытый урок - путешествие по страницам романа Л. Н. Толстого " Война и мир " по теме « Дорога чести » Андрея Болконского
Составитель конспекта урока преподаватель русского языка и литературы Латыпова С. Х.
2016 г.

Эпиграф:
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – это душевная подлость». Л.Н.Толстой.
Цели:
1. Анализируя текст, выяснить, в чем состоит душевная глубина и своеобразие Андрея Болконского на пути в непрерывных поисках истины, и каков принцип изображения Толстым положительных героев. 2. Продолжить развитие монологической речи учащихся, умения аналитически мыслить, сопоставлять понятия, образы, делать выводы на основе фактов. Продолжить обучение умению вести дискуссию. 3. Воспитывать интерес к литературе, к творчеству великого классика русской литературы Л.Н. Толстого. Воспитывать умение работать в коллективе, активную жизненную позицию учащихся, чувство патриотизма.
4. Формировать концепцию учащихся.
Оборудование урока:
 на уроке используется презентация (на слайдах тема урока, название урока, проблемный вопрос урока, эпиграфы к уроку);  на уроке используется раздаточный материал: таблицы, систематизирующие знания учащихся об образах главных героев романа Л.Н. Толстого; карточки с цитатами из романа.
Основные приемы и методы:
 урок построен с использованием приемов технологии личностно- ориентированного обучения, приемов технологии развития критического мышления; используется проблемный, эвристический, поисковый методы обучения.
Проблемный вопрос:
Можно ли считать жизнь князя Андрея Болконского «дорогой чести», и как эта мысль Толстого в романе «Война и мир» сочетается с его представлением о том, «как жить, чтобы жить честно…»
Ход урока.
1. Организационный момент. 2. Слово учителя с элементами беседы 3. Обобщение. Роль классической литературы в жизни человека. 4. Закрепление. 5. Подведение итогов. 6. Домашнее задание.
Учитель
. Словарная работа (слайд 1-3) ДОРОГА (многозн., перен.) – средство достижения какой-нибудь цели, жизненный путь. ЧЕСТЬ – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть (словарь В. И. Даля). ЧЕСТЬ – ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТОЛЮБИЕ – ДОСТОИНСТВО ЧЕСТОЛЮБИВЫЙ – добивающийся высокого положения, жаждущий известности и славы. КНЯЗЬ (многозн.) – наследный титул потомков таких лиц или лиц, получавших его при царизме в награду, а также лицо, имеющее этот титул. АНДРЕЙ (греч.) – храбрый, мужественный. АПОСТОЛ АНДРЕЙ – ученик Христа, проповедовал заветы христианства на Руси. Честь ум рождает, а бесчестие и последний отнимает. (русская пословица)

Учитель
. Л.Н.Толстой в романе изображает историю огромной страны, целого народа. Историю народа он описывает, изображая жизнь своих любимых
героев. В числе любимых героев писателя_ Андрей Болконский. Этот герой находится в постоянном поиске смысла жизни, проходя свою «дорогу чести». Андрей глубоко неудовлетворен тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с ним в салоне Анны Павловны Шерер.

Учитель.
Зачитайте его описание.
Ученик.
«Он был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женою». (слайд 4)
Ученик.
На лице у Андрея Болконского усталость и скука.
Учитель.
Что говорит он Пьеру Безухову?
Ученик
. «Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне».
Учитель
. Болконский любил свою жену, но осознавал, что должен сделать больше, чем жить в светском обществе. Это доказывают его слова, обращенные к Пьеру. (слайд 5)
Ученик
. «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, которую ты выбрал, пока ты не увидишьее ясно…» (слайд 6,7,8)
Учитель
. Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию, мечтая о своем Тулоне. В этот период его кумиром был Наполеон, личность деятельная и сильная. Решение пойти на войну принял, отчасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая свое Отечество. В своих тщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Службу в армии Болконский начинает с низших чинов в числе адъютантов в штабе Кутузова, но в отличие от штабных офицеров, таких как Жерков и Друбецкой, не ищет легкой карьеры и наград. Докажите текстом.
Ученик
. «Не смотря на то, что еще немного времени прошло с тех пор, как князь Андрей оставил Россию, он много изменился за это время. В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнегопритворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, которое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным
….»
(слайд 9)
Ученик
. Что думает князь Андрей Болконский о войне 1805года?
Ученик
. «Увидев Мака и услыхав подробности его погибели, он понял, что половина компании проиграна, понял всю трудность положения войск и живо вообразил себе то, что ожидает армию, и ту роль, которую он должен будет играть в ней». (слайд 10-11)
Учитель
. Что А.Болконский делает?
Ученик
. А.Болконский настаивает на том, чтобы его направили в отряд Багратиона, которому было поручено задержать неприятеля, не позволить ему отрезать «путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России».
Учитель
. Какие цели он преследует, о чём мечтает?
Ученик
. Мечтает о подвиге, о славе. Хочет быть похожим на Наполеона. (слайд 12,13)
Учитель
. Начинается Шенграбенское сражение. Князя Андрея охватывает
волнение. Он пытается понять, в чем же выразится его «Тулон».Это сражение позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия.
Учитель
. Что понял Андрей Болконский на батарее Тушина?
Ученик
. Что успехом дня мы обязаны действию батареи и стойкости капитана Тушина с его ротой.
Учитель
. Но после Шенграбенского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему мечталось.
Учитель.
(слайд 14) Вспомним Аустерлицкое сражение. Перед Аустерлицким сражением князь Андрей «твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его «Аркольского моста». Смерть, раны, личная жизнь – все отошло на второй план. На переднем плане герой, князь Андрей. Когда подпрапорщик, державший знамя полка был сражен князь Андрей подхватил знамя и повел батарею в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо заставило его ощутить свою ничтожность перед вечностью. На поле брани перед лицом смерти князь Андрей понял, что кумиры и слава далеки от их истинного смысла жизни. Зачитайте.
Ученик.
«Он ничего не видал. Над ним не было ничего уже кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого неба, не ясного, но всё-таки неизмеримо высокого неба, с тихо ползущими по нем серыми облаками
…»
(слайд 15,16,17)
Учитель.
В этот момент проезжающий мимо со своей свитой Наполеон, театрализовано крикнул «Вот прекрасная смерть!». Он показался Болконскому маленьким и ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим небом. Подтвердите текстом.
Ученик.
«…чувствовал, что исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в ту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душойи этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками….» (слайд 17)
Учитель.
А.Болконский в первых же сражениях расстается с двумя заблуждениями: восторг к Наполеону и надеждой спасти армию. Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти". Ему кажется, что жизнь кончена. (слайд 18,19)
Учитель.
Кто помогает А.Болконскому?

Ученик.
Пьер Безухов.
Учитель
В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить".
Учитель.
Беседа с Пьером Безуховым не прошла бесследно. «…князь Андрей чувствует, что слова Пьера произвели на него большое впечатление, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое небо, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицким поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе». Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. За 2 года жизни в деревне
А.
Болконским были осуществлены без заметного труда все мероприятия, которые задумал Пьер у себя: перевел крестьян в хлебопашцы, заменил барщину оброком, открыл в Богучарове школу. (слайд 21,22)
Учитель
. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым. И по дороге к нему князь Андрей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек его внимание тем, что на нем не было ни одного зеленного листика. Андрей Болконский пришел к выводу, что человек как дерево должен доживать свой век несуетливо и терпеливо. Зачитайте.
Ученик.
«Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно суками и с обломанною корой, заросшею старыми болячками…Только он не хотелподчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца». (слайд 23)
Учитель.
Но скоро его жизнь изменилась. Кто ее изменил?
Ученик.
Он встретил и полюбил Наташу Ростову.
Учитель.
Вспомним ночь в Отрадном.(слайд 24)
Ученик
«Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату…»
Учитель.
Вот в этот момент герой почувствовал себя частью той лунной ночи, которая очаровывала Наташу. Жизнь уже не проходила мимо, как раньше. Он ее глазами увидел серебристые деревья, сочную траву, блестящую от росы крышу….»
Учитель.
Возвращаясь от Ростовых, князь Болконский заметил, что дуб зазеленел. Это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Подтвердите текстом. (слайд 25)
Ученик.
«Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца

Сквозь жесткую столетнюю кору пробились из сучков сочные, молодые листья…. »
Учитель.
Болконский понимает, что жизнь в 31 год не кончена. К нему приходит новое желание деятельности и славы. Куда отправляется князь
Андрей? (слайд 26)
Ученик.
Он уехал в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии Сперанского по составлению новых законов.
Учитель.
Но вскоре проследовало разочарование в работе комиссии. Князь Андрей понял, насколько эта работа далека от насущных интересов народа. Андрей Болконский близок к новому духовному кризису, от которого его спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Болконский весь отдается своему чувству. И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову".(слайд 27,28,29) Что нарушило его счастье?
Ученик.
Обман и измена Наташи с Анатолием Курагиным.
Учитель.
Но князь Андрей был человеком чести, он не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращается в действующую армию, Отечественная война резко изменила жизненный путь героя. Как изменила? (слайд 30,31,32,33)
Учитель.
Она застала князя Андрея в смятении, в мыслях о нанесенной ему обиде. Но в нем личное горе потонуло в народном горе. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться, быть с армией и народом. Болконский поступает на военную службу, отказавшись от штабной должности. Во время Бородинского сражения он стоял со своим полком в резерве под сильным огнем Неприятеля. Не вступая в бой, полк потерял треть солдат. Князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" Во время Бородинского сражения Болконский был ранен осколком гранаты, и, очнувшись в перевязочном пункте, он увидел Анатолия Курагина. Что произошло в этот момент?
Ученик.
Он увидел Анатолия Курагина, вспомнил Наташу и простил их. Он почувствовал сострадание, любовь к ним. Болконский в этот момент любил всех людей на земле, не разделяя их на друзей и врагов. (слайд 34,35)
Учитель.
Я считаю, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощутил Андрей в критический момент своей жизни, - это чувства доступные не всем людям. Эти чувства могут возникнуть в честной, благородной душе. Претерпевая тяжкие страдания, сознавая, что умирает, Болконский испытывает чувство всеобщей любви и всепрощения. Ему кажется, сто смысл жизни и путь к истине указаны в учении Христа. Жизнь и смерть долго боролись в князе Андрее. Близкие Андрея Болконского сохранили о нем светлую память как о человеке ясного ума, сильной воли, стремление к деятельности на благо людям было делом чести. Линия жизни героя не оборвалась: вырос Николенька, в памяти его продолжает жить образ отца.

3)Закрепление.

Учитель.
Давайте составим таблицу «Этапы идейно-нравственных исканий А.Болконского».

Учитель
. Андрей Болконский, пройдя ряд жизненных испытаний, находит свое счастье и успокоение. В процессе этих испытаний он нравственно растет и развивается. Ни война, ни личные беды не сломили его, он, напротив, стал ещё лучше, чище и добрее.

Подведение

итогов

5) Домашнее задание
Война 1805 г. Начало единения с «мыслью народной» Салон Шерер Мечты о подвиге, чтобы заслужить любовь народную. На государственной службе. Встреча с Наташей - идеалом «простоты, добра и правды». 1812 год Единение с солдатским миром Аустерлиц Образ бесконечного неба. Бал Курагин «О, подлая, бессердечная порода». Смертельное ранение Подвиг батареи Тушина Отрадное Нравственное возрождение Аудиенция у Аракчеева Опорные положения темы «Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского».

Перед вами сочинение «Дорога чести князя Андрея» по произведению Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Сочинение посвящено анализу образа Андрея Болконского и предназначено для учеников 10 класса.

ДОРОГА ЧЕСТИ КНЯЗЯ АНДРЕЯ — сочинение

Чтоб жить честно, надо рваться,

путаться, биться, ошибаться,

начинать и бросать…

А спокойствие — душевная подлость.

Л.Н. Толстой.

Князь Андрей — один из любимых героев Толстого в романе- эпопее «Война и мир». В его образе воплотились идеалы, помыслы, представления о смысле жизни лучшей половины дворянской интеллигенции начала XIX века, размышления о героизме, патриотизме, долге, чести. Князь А. Болконский прошел наиболее интересный и сложный путь становления взглядов. Хотя к двадцати годам он уже достаточно сформировался как личность, перед нами человек, который постоянно «рвется, путается, бьется, ошибается «. ‘Эта жизнь не по мне, » — говорит он Пьеру о вялой салонной жизни людей своего круга. Болконский не хочет и не может жить такой жизнью, он жаждет деятельности, славы, мечтает совершить подвиг во имя людей. Для осуществления своих честолюбивых мечтаний князь Андрей отправляется на войну 1805-1806 гг.

Здесь князь встречается с новыми людьми, переживает ряд крупных событий. Встреча с капитаном Тушиным и его солдатами наиболее сильно повлияла на его представление о героизме. Князь Андрей поражен тем, что героем может быть не только человек, ведущий солдат в бой со знаменем в руке, но и обыкновенный боец, просто и честно выполняющий свой долг. Окончательная ломка его представлении завершается во время Аустерлицкого сражения. Болконский не верит больше в то, что исход сражения может зависеть только от действий одного лица, от планов и диспозиций. Полностью изменяется его представление о подвиге после ранения.

Самым же тяжелым было разочарование Андрея в своем кумире Наполеоне, который теперь показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек счастлив несчастьем других, завершила развенчание героя. Только очень честный и думающий человек мог увидеть античеловеческую сущность в своем кумире.

После таких потрясений князь Андрей изменяет свою жизнь, теперь он хочет жить «для себя «, сына и отца. В споре с Пьером мы видим, что Андрей критически относится к себе. Осознавая, что жил не так, он ищет другие пути. «Жизнь для себя » означает для него, что «в тридцать один год жизнь кончена «. Поэтому после встреч с Пьером, Наташей, наблюдений за преобразовавшимся дубом Болконский понимает, что просто существовать он не может. Он едет в Петербург для того, чтобы принять участие в работе комиссии Сперанского. И опять вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Он отказывается служить и, тем самым, отрекается от блестящей карьеры, которая ждала его на таком пути.

Любовь Болконского к Наташе как будто возрождает его, наполняет силами. И тем страшнее был для него разрыв с Наташей, приведший к глубокому кризису.

Бедствия народа, война 1812 года вызывает в Болконском подъем духовных сил. Он снова жаждет деятельности и отказывается служить при штабе императора, чем окончательно теряет себя в глазах света. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют «наш князь «. Андрей не мечтает больше о славе, о подвиге, а на деле является одним из самых полезных в армии офицеров. Он близок к своим солдатам, в нем светится та же «скрытая теплота патриотизма «, но все-таки в силу своего воспитания, образования, принадлежности к самым высшим слоям дворянского общества, он не может до конца сблизиться с народом. Это особенно заметно в сцене купания солдат во время Бородинского сражения. Взгляды Болконского, сформированные за годы тяжелых раздумий, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, не от умелого расположения сил, а от «духа войска «, его уверенности в победе и желании оказаться сильнее противника. Андрей ставит себя радом с Тимохиным и любым из подчиненных ему солдат и тем доказывает, что надо жить не «для себя » и «для других «, а вместе с другими или, говоря словами Пьера, «сопрягать » в себе эти два понятия.

По замыслу Толстого, князь Андрей был убит, но путь его поиска, его «дорога чести » неизбежно привели бы его на Сенатскую площадь, где он вместе с декабристами защищал бы интересы народа. По его стопам пойдет сын Николенька и продолжит его путь. Недаром во сне Николенька видит отца и себя в одном ряду с будущими освободителями народа.

Надеюсь, вам понравилось сочинение на тему «Дорога чести князя Андрея».

На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого. На протяжении всего романа Болконский ищет своё предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы.
Эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых. Андрей же человек чести, и для него неприемлемы подобные мелкие поползновения, неблагородные устремления. Именно поэтому он быстро разочаровался в светской жизни. Не принесла ему счастья и женитьба. Болконский стремится к славе, без которой, по его мнению, настоящий гражданин, радеющий за своё Отечество, жить не может. Кумиром для него являлся Наполеон.
В своих честолюбивых устремлениях, князь Андрей тоже, надо признать, становится безгранично эгоистичным. Ему не жаль пожертвовать всем самым дорогим в жизни ради минут славы и торжества над людьми: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».
В Андрее от природы заложено такое качество, как истинно болконская гордость, унаследованная им от отца, от предков. Но он стремится к славе не только для себя, он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. В день Аустерлицкого сражения Болконский во время паники на глазах у М. И. Кутузова со знаменем в руках увлёк в атаку целый батальон. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своём герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.
После Аустерлицкой кампании князь Болконский решил никогда больше не служить на военной службе. Он возвращается домой с совершенно изменённым, несколько смягчённым и одновременно тревожным выражением лица. Но судьба мстит ему за чрезмерную гордость. Умирает его жена от родов, оставив ему сына Николушку. Теперь Болконский решает всего себя посвятить семье и жить только для неё. Но в то же время покоя не даёт мысль, что человек не должен жить для себя.
Встреча Андрея Болконского с Пьером Безуховым выводит его из тяжёлого душевного состояния. Пьер убеждает Болконского, что жить надо для всех людей. Весной Болконский едет по делам имений своего сына. Проезжая через лес, где всё уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…» Но на обратном пути, увидев, что даже это дерево зазеленело, Андрей решил, что ничего ещё не закончилось в тридцать один год.
Теперь Андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо Отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда. Болконский приезжает в Петербург, попадает в круг Сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в России. Сперанский произвёл на Андрея неизгладимое впечатление своим умом, он оказался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. Но как только Волконский встречает на балу Наташу Ростову, он как бы прозревает. Она напомнила ему о настоящих ценностях жизни. Андрей не только разочаровывается в Сперанском, но и начинает презирать его. Исчезает недавний интерес к государственным делам. «Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?»
Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни. Он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он ей кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Они как два полюса, и их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. И опять чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
Однако война 1812 года многое изменила в этом человеке. Она пробудила в нём патриотические чувства, он пытается помочь Отечеству, воюет за спасение своей Отчизны. Но судьба складывается так, что Андрея ранят, и он произнесёт: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух».
Но когда Андрей почувствовал, что смерть совсем близко, что жить осталось ему не долго, он перестал бороться, утратил всякую надежду, не хотел никого видеть.
Андрей Болконский умер не только от раны. Его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. На закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишённым недостатков: всех любил, всех простил. А всепрощение, жертвенность, непротивление злу насилием, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее. И поэтому скорее может погибнуть.

В произведении “Война и мир”, романе историческом, Лев Николаевич Толстой прослеживает, каким образом, при каких жизненных обстоятельствах пробудились в человеке из дворянской, аристократической, среды в эпоху войн тысяча восемьсот пятого – тысяча восемьсот двенадцатого годов та совесть и то высокое понимание чести и долга, которые привели его к отрицанию своей среды, а потом и к разрыву с ней. Толстого интересовал “декабристский элемент” в его нравственно-психологическом содержании, и отсюда раскрытие в этом плане облика декабристов стало одной из задач “Войны и мира”. Толстой художественно решает ее, рассказывая о жизненном пути – “дороге чести” – одного из своих любимых героев – Андрея Болконского.
Духовное развитие князя Андрея начинается в романе с глубокой неудовлетворенности тем образом жизни, который ему приходится вести. Мы знакомимся с героем в салоне Анны Павловны Шерер. Толстой так описывает его: “Князь Болконский был небольшого роста. Весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”. На лице князя усталость и скука. “Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне”, – говорит он Пьеру.
Стремясь к полезной деятельности, князь Андрей едет в армию. В войне тысяча восемьсот пятого года активность его связана с честолюбивыми мечтами о славе, о “своем Тулоне”. Его кумир в это время – Наполеон, личность деятельная и сильная. Увлечение Наполеоном было свойственно многим представителям передовой дворянской молодежи начала девятнадцатого века. Но князь Андрей стремится не только к личной славе. Он хочет счастья для людей, его мечты проникнуты гражданским пафосом. Автор выделяет своего героя из толпы штабных искателей легкой карьеры и наград, таких, как Друбецкой. Андрей Болконский – патриот, а не лакей, равнодушный к господскому делу.
Романтическое представление о Наполеоне и его чести, мечты о его фантастической судьбе окончательно развеялись на Аустерлицком поле. Там он совершает подвиг, о котором так мечтал: со знаменем в руках он увлекает за собой солдат, уже готовых к бегству. Получив ранение, лежа на поле боя, Князь Андрей смотрит в небо и размышляет о ничтожности человека по сравнению с вечностью. Разочаровавшись в прежних своих стремлениях и идеалах, пережив горе и раскаяние, князь Андрей приходит к выводу, что жизнь для себя и своих близких – это единственное, что ему остается. Но деятельная и кипучая натура Болконского не может довольствоваться лишь семейным кругом. По силе воли и характера, по стремлению к практической деятельности, по трезвому взгляду на жизнь и людей, по господству в нем разума над чувством, по богатству и разнообразию своих способностей князь Андрей близок к декабристам типа Пестеля.
Трудно возвращается Андрей Болконский к настоящей, достойной его жизни. Вехой на этом пути возрождения становится встреча с Пьером Безуховым, возвращающимся из киевских имений. Друзья спорят о смысле жизни, о положении народа, о взаимоотношениях дворян и крестьян. Высказанная князем Андреем в беседе с Пьером мысль о том, что крепостное право растлевает самих владельцев “крещеной собственности”, являлась аникрепостнической; она была в частности одним из аргументов декабристов в их борьбе против крепостного права.
После отъезда Пьера Андрей Болконский проводит в своем имении ряд мер, облегчающих положение крестьян, улучшающих их быт. Одним из первых он применяет закон о вольных хлебопашцах, враждебно встреченный в дворянских кругах. Но занятие хозяйством уже не может удовлетворить князя Андрея, и он едет в Петербург, где начинается его государственная деятельность в комиссии. Поняв, насколько эта работа далека от насущных интересов народа, Андрей Болконский близок к новому духовному кризису. От него князя Андрея спасает любовь к Наташе Ростовой, в которой, как ему кажется, он нашел подлинное счастье. Тем трагичнее для него разрыв с Наташей: теперь “как будто бесконечный свод, в котором…не было ничего вечного и таинственного”.
Последний и самый значительный этап жизни князя Андрея связан с грозными событиями тысяча восемьсот двенадцатого года. Нашествие французов возбуждает в нем желание бороться против захватчиков. Болконский разделяет те чувства, которые испытывают армия и народ. В действиях завоевателей он видит проявление той же злой, эгоистической силы, которая в лице Анатоля Курагина вторглась в его жизнь, исковеркав ее. Болконский просит направить его в полк. Там он свой человек, солдаты называют его “наш князь”, любят за храбрость. Здесь, в полку, князь Андрей начинает понимать, что главное назначение человека – служить интересам родного народа. Таким образом, по взглядам, отношению к окружающей действительности, народу князь Андрей – человек передовых убеждений. Такие, как он, впоследствии пришли к декабризму.
Андрей Болконский – любимый герой Толстого; в его образе писатель стремился раскрыть свой идеал положительного человека. Князя Андрея, умирающего от раны, полученной на Бородинском поле, Толстой примиряет не только с Наташей, но и со всем белым светом, в том числе и с раненым Анатолем Курагиным. Болконский, наконец, постигает смысл жизни: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам – да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле…и которой я не понимал”. Писатель вложил в этот образ свою заветную мысль о том, что только любовь правит жизнью, что только она может стать основой истинного совершенства, избавить человечество от мук и противоречий.
Итак, Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” поднял проблемы, имеющие общечеловеческое значение. Максим Горький писал, что “Война и мир” – это “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в девятнадцатом веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело…”

Сочинение по литературе на тему: ДОРОГА ЧЕСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Другие сочинения:

  1. Счастливые минуты в жизни Андрея Болконского. У каждого человека в жизни бывают минуты радости и грусти, взлетов и падений. И каждый из нас переживает это по-своему: радуется своим достижениям или принимает жестокий удар судьбы. Так и в романе Война и Read More ......
  2. В наследии великих писателей дорога каждая строчка, ценно каждое произведение, но все же и у гениев есть два-три творения, которые принесли им наибольшую славу и которые воздействует на последующие поколения с наибольшей силой. Для Л. Н. Толстого одним из таких Read More ......
  3. Величайшее произведение русского писателя – роман Л. Н. Толстого “Война и мир” – освещает важные стороны народной жизни, взгляды, идеалы, быт и нравы различных слоев общества в мирное время и в тяжкие дни войны. Автор клеймит высший свет и с Read More ......
  4. На страницах романа Льва Николаевича Толстого решаются вечные и сложнейшие вопросы, волнующие человека: жизнь и смерть, патриотизм и эгоизм, поиск истины, смысла жизни. Ответы на эти вопросы и пытается найти один из главных героев романа Льва Николаевича – Андрей Болконский. Read More ......
  5. Образ Андрея Болконского в романе – один из самых сложных, возможно, даже самый сложный. В продолжение всего повествования он что-то ищет, страдает, пытается понять смысл бытия и найти свое место в нем. Понятия счастья и несчастья изменяются у Андрея, даже Read More ......
  6. Герои Л. Н. Толстого очень трудно поддаются однозначному определению. Они не делятся на хороших и плохих, добрых и злых, умных и глупых, они просто живут, ищут, часто ошибаясь в своих поисках. Князь Андрей Болконский – одна из самых ярких и Read More ......
  7. Толстой первым в русской и мировой литературе сумел показать диалектику человеческой души во всей ее глубине. В своих поисках, в своих находках, в своем творчестве Толстой продолжил начинание Лермонтова. Вот что писал Лермонтов в предисловии к журналу Печорина: “История души Read More ......
  8. В романе Льва Толстого “Война и мир” большое значение уделяется не только психологии, но и философии, истории. Толстой хотел показать не отдельные характеры, как Достоевский, а человеческую массу и способы влияния на нее. История у Толстого – это взаимодействие миллионов Read More ......
ДОРОГА ЧЕСТИ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО