Что есть венчание. Венчание в церкви уже женатым парам через несколько лет после свадьбы

Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священ­ником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого еди­нодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Брак сам по себе великая святыня. Он становится спасительным путем для человека при правильном отношении к нему. Бракосочетание является началом семьи, а семья есть малая церковь Христова.

Какова цель христианского брака? Только ли рожде­ние детей?

Воплощая изначальную волю Господа о творении, благосло­венный Им супружеский союз стал средством продолжения и умно­жения человеческого рода: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:28). Но рождение детей не является единственной целью брака. Различие между полами есть особый дар Творца созданным Им людям. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Будучи в равной сте­пени носителями образа Божия и человеческого достоинства, мужчина и женщина созданы для целостного единения друг с другом в любви: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:24).

Поэтому для христиан брак стал не просто средством продол­жения рода, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, «таинством люб­ви», вечным единением супругов друг с другом во Христе.

Христианскую семью называют «малой церковью», ибо един­ство людей в браке подобно единению людей в Церкви, «большой се­мье», - это единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради другого человека. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолева­ют свою греховность и природную ограниченность.

Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и со­хранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжи­гаться» (1 Кор. 7:9).

Обязательно ли венчаться?

Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание се­мьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, краеугольным камнем которого является Господь Иисус Христос. В христианском браке Божия благодать становится тем фунда­ментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Брака, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудитель­ным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таин­стве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам - то это неправильно. Прежде чем венчаться желательно подойти к священнику за разъяснением смысла брака, не­обходимости и важности венчания.

Когда венчание не совершается?

Венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхаль­ной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 ян­варя); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со стро­гим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвиже­ния Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

Таинство венчания правила и подготовка

Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. Необходимо за­ранее узнать в храме о требованиях, которые предъявляются к желаю­щим вступить в церковный брак. Во многих храмах перед Венчанием проводится собеседование.

Приступающие к столь важному Таинству, следуя благочести­вой традиции, стараются приготовить себя к участию в нем, очистив­шись Исповедью, Причащением и молитвой.

Обычно для Венчания надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи и свидетелей. Более конкретно все выясняется в беседе со священником, который будет венчать.

Как записаться на венчание?

Правильнее будет не просто «записаться» на Венчание, а пре­жде всего узнать о том, как к нему подготовиться. Для этого хорошо по­говорить со священником. Если священник увидит, что желающие всту­пить в церковный брак уже готовы для этого, то можно и «записаться», то есть договориться о конкретном времени совершения Таинства.

Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

По традиции супружеская пара имеет свидетелей. Особенно требовались свидетели в тот исторический период, когда церковный брак имел статус официального государственного акта. В настоящее время отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрас­те, относятся к венчанию, как правило, серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

Почему жена должна подчиняться мужу?

- «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5:22-23).

Все люди имеют одинаковое человеческое достоинство. И мужчины, и женщины одинаково являются носителями образа Божия. Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их есте­ственного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе. Не стоит превратно толковать слова апостола Павла об особой ответственности мужа, который призван быть «главою жены», любящим ее, как Христос любит Свою Церковь, а также о призвании жены повиноваться мужу, как Церковь повинуется Христу (Еф. 5:22-23; Кол. 3:18). В этих словах речь идет, конечно же, не о деспотизме мужа или закрепощении жены, но о первенстве в ответственности, в заботе и любви; не следует также забывать, что все христиане призваны к взаим­ному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5:21). Поэтому «ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога» (1 Кор. 11:11-12).

Создавая человека, как мужчину и женщину, Господь создает се­мью устроенную иерархично - жена сотворена помощницей мужу: «И ска­зал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощ­ника, соответственного ему» (Быт. 2:18). «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (Кор. 11:8-9).

Семья как домашняя церковь есть единый организм, у каждого из членов которого есть свое назначение и служение. Апостол Павел, говоря об устроении Церкви, разъясняет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейши­ми, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши бо­лее благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном боль­шее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:14-25). Все сказанное относится и к «малой церкви» - семье.

Главенство мужа есть преимущество среди равных, подобно тому, как и во Святой Троице среди равных Лиц, единоначалие принад­лежит Богу-Отцу.

Поэтому служение мужа, как главы семьи выражается, напри­мер, в том, что в важнейших для семьи вопросах он принимает решение от имени всей семьи, а также несет ответственность за всю семью. Но вовсе не обязательно, чтобы муж, принимая решение, делал это едино­лично. Одному человеку невозможно быть специалистом во всех обла­стях. И мудрым правителем является не тот, кто может все решать сам, а тот, кто имеет мудрых советников в каждой области. Так и жена в не­которых семейных вопросах (например, в вопросах взаимоотношений между детьми) может лучше разбираться, чем муж, тогда совет жены становится просто необходим.

Допускает ли Церковь второй брак?

Тем не менее, после подтверждения епархиальной властью ка­нонических оснований для расторжения брака, таких как супружеская измена и иных, признаваемых Русской Православной Церковью в каче­стве законных, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. В тех исключительных случаях, когда допускается третий брак, срок епити­мии, согласно правилам святого Василия Великого, увеличивается.

В своем отношении ко второму браку Православная Церковь руководствуется словами апостола Павла: «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит… Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, сво­бодна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:27-28, 39).

Могут ли вступать в церковный брак лица старше 50-ти лет?

В церковном брачном праве установлен высший предел для вступления в брак. Свт. Василий Великий указывает предел для вдов - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е). Святейший Синод на основании указания, данного Патриархом Адрианом (+ 1700 г.), запре­тил лицам в возрасте старше 80 лет вступать в брак. Лицам в возрасте от 60 до 80 лет для вступления в брак необходимо испрашивать разреше­ние архиерея (протоиерей Владислав Цыпин).

В советские годы в нашей стране некоторые функции, которые раньше осуществляла церковь, стали выполнять ЗАГСы. В государственных учреждениях регистрировали акты гражданского состояния, в том числе браки, а сакральный обряд освящения союза между супругами, который проводили в храмах, был забыт.

В те годы людей, которые венчались в церкви, исключали из партии и комсомола, а бывало и увольняли с работы. Неудивительно, что на такой шаг решались немногие. Со временем эти запреты были сняты, и старинная традиция освящения отношений любящих людей в храмах начинает у нас возрождаться.

Некоторые пары решают заключить такой союз через несколько лет после регистрации брака в ЗАГСе. Каковы требования к венчающимся в церкви, если они уже женаты? Какой-либо разницы в правилах церковного устава для людей, женатым давно или недавно, не существует.

Что нужно для венчания в церкви, если уже женаты?

Вы в любом случае обязаны принести в церковь документы, подтверждающие регистрацию в ЗАГСе.

Согласно правилам, супруги, желающие освятить свой союз в храме, должны быть крещеными православными христианами, не состоящими друг с другом в кровном родстве (до четвертой ступени), не приходящимися друг другу кумовьями или крестными родителями и крестниками.

В некоторых случаях допускается венчание с христианами других конфессий (католиками, лютеранами, протестантами), однако этот обряд не проводится, если один из супругов не крещен, является мусульманином, буддистом или придерживается другой веры.

Также следует знать, что церковь признает не все заключенные в соответствии с гражданскими нормами браки. Она не допускает заключение брачного союза более трех раз, хотя в соответствии с законодательством в нашей стране разрешены последующие – четвертый и пятый – браки.

Если один из супругов уже венчался прежде, ему необходимо получить разрешение архиерея на расторжение предыдущего брачного союза.

Как готовится к венчанию тем, кто уже состоит в браке?

Вам нужно выбрать храм, где будет проходить этот обряд, установить подходящую дату в соответствии с церковным календарем и договориться об этом со священником. Согласно церковному уставу, венчание не проводится:

  • в дни многодневных церковных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского),
  • в Сырную и Пасхальную седмицы,
  • в период от Рождества Христова до Богоявления (Святки),
  • накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников,
  • в дни церковных праздников (на Сретенье, Вознесение Господне, Троицу, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Покрова Святой Богородицы),
  • по субботам, а также по вторникам и четвергам – накануне постных среды и пятницы.

Чтобы успеть подготовить все необходимое, лучше назначить дату венчания за 2-3 недели до этого события.

Что еще необходимо состоящим в браке супругам, чтобы подготовиться к обряду венчания? Накануне этого обряда супругам нужно выдержать трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

Если вы не очень хорошо знакомы с порядком проведения церковных обрядов, не волнуйтесь – батюшка обо всем вам расскажет. Прежде чем дать вам свое благословление, он предложит прочесть определенные молитвы, побывать на службе в храме и т. п.

Учитывайте, что накануне причастия и венчания нельзя употреблять спиртные напитки; также рекомендуется воздерживаться от интимной близости. В эти дни им не нужно гневаться, ссориться, допускать пустословие, недобрые мысли, следует быть более смиренными и кроткими.

Что потребуется для обряда венчания в церкви?

Для совершения этого обряда вам понадобятся:

  • две иконы – Спасителя и Божией Матери, которыми во время таинства священнослужитель благословит супругов,
  • кольца: золотое – для мужчины и серебряное – для женщины, хотя можно использовать только золотые или серебряные,
  • церковные свечи и два небольших платка, которыми вы обернете свечи, чтобы во время венчания капающий воск не обжег руки,
  • полотенца, одним из которых венчающейся паре перевязывают руки, а другое подстилают им под ноги (это могут быть нарядные белые рушники или полотенца, украшенные свадебными символами),
  • красные крепленые вина «Кагор» или «Херес».

Венчальный набор можно будет приобрести в церковной лавке. Сам обряд венчания проводится бесплатно, однако сложилась традиция оставлять при этом в храмах пожертвование. Его размер, который обговаривается в индивидуальном порядке, обычно составляет 500-1500 рублей.

Вести в храме видеосъемку можно только получив предварительное разрешение священника. В некоторых церквях съемка запрещена, а в некоторых разрешается вести ее лишь с определенных мест.

Как подготовиться к венчанию в церкви?

Отнеситесь со всей серьезностью к выбору свидетелей. Согласно правилам, в этом качестве могут выступать только крещенные православные верующие. Желательно, чтобы это была состоящая в браке пара, венчанная и имеющая детей.

Свидетели должны будут не только присутствовать в церкви и держать во время обряда венцы над вашими головами, но и поддерживать с вами позднее тесную связь, помогать в становлении семьи и при необходимости оказывать моральную помощь.

Наряды супругов должны быть торжественными и в то же время скромными. Не стоит надевать на венчание повседневную, спортивную или слишком откровенную одежду. Платье венчающейся не должно иметь глубокое декольте и разрезы, длину выше колен.

Если оно слишком открытое, нужно позаботиться о платке или накидке, которая набрасывается сверху. Головы всех женщин, присутствующих на венчании, должны быть покрыты платками или головными уборами. Также во время церемонии на супругах обязательно должны быть нательные крестики. Это касается и других людей, присутствующих при обряде венчания.

Осталось сказать, что обряд венчания совершается достаточно долго – не менее 40 минут, и венчаемой лучше выбрать удобную обувь на не слишком высоком каблуке, чтобы ничто не отвлекало ее во время проведения церемонии.

Надеемся, что в этой статье вы найдете ответ на вопрос, что необходимо для венчания в церкви, тем парам, которые ранее уже были женаты. Советуем отнестись к этому таинству со всей серьезностью и ответственностью, ведь расторгнуть церковный брак, в отличие от гражданского, крайне сложно.

Значение сего обряда во все века сложно переоценить, ведь значения семьи в нашей жизни пожалуй самое главное что есть.

Таинство брака в Православной Церкви

Таинство венчания (брака) установлено православным катехизисом (руководством вероучения христиан), в котором содержатся порядок подготовки к венчанию и проведения обряда, венчальные молитвы, дни, подходящие для венчания, обстоятельства, при которых запрещается проводить обряд, и другие Божественные установления. Обещание венчающихся перед Церковью сохранять супружескую верность является основанием благословления их супружеского союза, рождения детей и их христианского воспитания.

Брачный союз первой супружеской пары Адама и Евы благословил Бог, дав им завет плодиться и размножаться. Завет Бога и Таинство брачного союза отражается в книге Бытия и Евангелии, где великая тайна брака сравнивается с тайной союза Церкви с Христом. Подчеркивая высоту брачного союза в глазах Бога, Иисус Христос неоднократно уподобляет образ обитания в Царствии Небесном брачному пиру и торжеству.

История обряда венчания

В старозаветный период первый обряд венчания упоминается в описании брака Исаака и Ревеки – переговоры слуги жениха с отцом невесты о предстоящем венчании, дарение Исааком подарков Ревеке, устройство брачного пира. Затем традиции дополняются брачным договором, благословлением венчающихся в присутствии друзей жениха (брачных сынов) и подруг, сопровождающих невесту.

Традиции дополняются символическими ритуальными действиями: 7-ю благословлениями раввина на брак, благопожеланиями гостей, одеванием золотого кольца женихом на палец невесты, чтением брачного контракта в присутствии раввина и свидетелей, 7-дневным пиром с передачей женихом невесте оговоренного приданного.

Ветхозаветные и греко-римские традиции и ритуалы оказали влияние на зарождающийся новозаветный христианский обряд венчания: таинство и святость венчания, установление Богом вечного союза полов. Апостол Павел называет сторонников запрещения браков лжеучителями.

Христианская Церковь, не отвергая старозаветные и греко-римские традиции, придает им новый смысл, но ритуалы Х-ХIII веков утеряны. В XIV- XIX веках появляются и постепенно отшлифовываются следующие традиции, основавшие современный обряд венчания:

  • XIV век – совершение Таинства брака мирскими священниками, обмен кольцами женихом и невестой, причащение венчающихся Преждеосвященными Дарами.
  • XV век – 3-кратное благословение новобрачных зажженными свечами.
  • XVI век – новобрачные просят благословения эпископа, архиерей выдает им “венечную память” с указанием священнику прихода проверить отсутствие канонических препятствий к венчанию (сватовства, кумовства, принадлежности к роду и племени). После проверки («обыска») заключается семейный сговор, священник в доме жениха провозглашает молитву “жениху по невесту ехать”, сопровождает, жениха в дом невесты, где читает молитвы, частично сохранившиеся в современном обряде. Родители благословляют новобрачных и вместе с ними направляются в церковь, где совершается Таинство венчания.
  • XVII век – в брачном договоре в случае развода предусматривается денежная компенсация.
  • XVIII век – Таинство венчания проводится в 2 этапа (обручение и венчание), промежуток между которыми продолжается 6 недель. Таинство венчания совершает священник прихода одного из молодоженов. В 1765-1775 г.г. выдача архиереем «венечной памяти» и временной разрыв между обручением и венчанием (за исключением венчаний родственников императора) отменяются.
  • XIX век – акт венчания подтверждают своими подписями в храмовой метрической книге свидетели жениха и невесты.

Канонические препятствия для венчания, или кому нельзя

Катехизис четко определяет исчерпывающие причины, препятствующие проведению церковного брака:

  • 4-е по счету венчание жениха или невесты;
  • венчание троюродных сестер и братьев;
  • кто-либо из молодоженов – атеист, руководствующийся проведением обряда венчания не духовными, а посторонними побуждениями;
  • кто-либо из венчающихся не крещен и не изъявляет намерения принять Крещение;
  • один из претендентов на венчание не оформил расторжение заключенного гражданского брака или не имеют согласия архиерея на расторжение существующего церковного брака и благословения на новый церковный брак;
  • венчание крестных отца и матери одного ребенка или крестника с крестным родителем;
  • исповедование кем-либо из венчающихся нехристианской религии;
  • венчание принявших обет монашества или рукоположенных священников и дьяконов;
  • отсутствие благословения родителей у венчающихся несовершеннолетнего возраста;
  • психическое или физическое заболевание, явившейся причиной отказа государственной регистрации брака.

Венчание по канонам католической или протестантской церкви или присоединение какого-либо супруга, венчавшегося по нехристианскому обряду, к Православной Церкви по их желанию остается в силе по православным канонам. При достижении совершеннолетия благословение родителей не обязательно, венчании может проводиться без их благословения.

Дни года, в которые не производится обряд венчания

Без благословения архиерея и при отсутствии чрезвычайных причин обряд венчания не может проводиться в нижеперечисленные дни:

  • все дни 4-х многодневных постов (Великого 49 дней от Чистого понедельника до конца Страстной недели; апостольского 1-5 недель через 1 неделю после дня Св. Троицы до 12.07; Успенского 2 недели 14-27.08; Рождественского 40 дней с 28.11 по 06.01);
  • 7 дней перед Великим постом (дни Сырной масленицы);
  • 1 неделя после Пасхи (дни Светлой седмицы);
  • 12 дней Святок (07-18.01);
  • все субботы, четверги и вторники;
  • накануне двунадесятых, престольных и великих праздников;
  • за день и в день празднования Воздвижения Креста Господня (10-11.09 и 26-27.09) и Усекновения главы И. Предтечи.

Например, во втором полугодии 2015 г. выбрать день венчания можно только из 65 дней в июле-ноябре месяцах, в декабре нет дней, разрешенных для венчания.

Кроме выбора дня венчания необходимо договориться со священником о часе венчания, т.к. практически обвенчаться можно только с 14 до 17 часов. Это связано с тем, что венчание не проводится в темное время суток. Невеста должна до венчания посетить литургию, которая проводится с 13 до 14 часов, а после 17 часов в церкви начинается вечернее богослужение. Таким образом, молодоженам для венчания отводится во втором полугодии 2015 г. 66 х 3 = 198 часов.

Подготовка к обряду венчания

Прежде всего, молодожены выбирают Православную Церковь, в которой священник не находится под каноническим запретом, не является монахом или отцом одного из молодоженов и может провести Таинство венчания отдельно для данной пары. Учитывая ограниченное количество часов венчания в храме, нужно сделать предварительную запись заранее.
До венчания необходимо зарегистрировать светский брак и проверить, не имеется ли причин, запрещающих венчание. В договоренный со священником день венчания до начала Таинства пара должна пройти совместное Причастие, подготовка к которому включает:

  • 1-3-дневный пост, исключающий мясные и молочные продукты;
  • 100-процентный сухой пост и отказ от курения с 24 часов до Причастия;
  • 3-дневный отказ от половой жизни;
  • чтение перед Причастием 3-х канонических молитв.

При подготовке к венчанию требуется закупить обручальные кольца, рушник, венчальные свечи и иконы, платок для покрытия головы невесты, пройти Божественную литургию. Невесте следует обуть удобную на низком каблуке обувь, обойтись без украшений и минимальной косметикой. Венчающиеся должны надеть нательные крестики.

Отношение Церкви к расторжению брака

Церковь считает развод нарушением порядка, установленного Богом, т.к. венчание объединяет плоть супругов в единое целое, человек не должен разъединять сочтенное Богом. Разрушение брака является следствием жестокосердия и немощи человека, который не всегда может прислушаться к запрету Бога.

Церковь, проявляя снисходительность к немощи человека, осуждает его за расторжение брака, но в допускает исключения в течение всей его жизни максимум три рази при снятии архиереем благословения, данного раннее, и согласии проведения венчания повторно. Разрешение архиерей может дать только в случае получения развода в светском браке и при отсутствии канонических причин, препятствующих новому браку.

Первоначально Бог указал только прелюбодеяние, которое допустил кто-либо из супругов, причиной распада венчанного брака, но со временем перечень причин расширился и, кроме прелюбодеяния, включает:

  • новый брак супруга;
  • принятие супругом неправославной веры;
  • наличие пороков, неприемлемых для человеческого естества;
  • самокалечение, приведшее к неспособности половой жизни;
  • пропажа без вести;
  • действия одного супруга, приводящие к ущербу здоровью или угрозе смерти другого супруга или своих детей;
  • заболевание психики, признанное неизлечимым, алкоголизм, сифилис, проказа, СПИД, наркомания;
  • аборт по инициативе супруги, не получившей согласия отца ребенка.

Как показала практика, перечень причин, допускающих распад брака, не может быть исключительным и постепенно расширяется.

Обряд венчания включает обручение и само венчание.

Обручение с благословлением Церкви подтверждает искренность намерений, обещаний и чувств венчающихся, т.к. они удостоверяются перед всеми прихожанами. Обручение производится в определенной последовательности.

Жених и невеста становится соответственно справа и слева от алтаря, повернув к нему лица. Священник через Царские врата выносит из алтаря крест и Евангелие, а дьякон обручальные кольца, которые при совершении Литургии оставлялись на Престоле. Священник благословляет обручающихся зажженными свечами три раза. Если обряд венчания молодыми совершается впервые, священник передает им символизирующие целомудрие зажженные свечи. Священник с молодыми входит внутрь храма и совершает каждение, возглашая «благословен Бог наш», (кадильный дым – символ благодати Бога, окутывающей молодых подобно дыму). После чтения «обычного начала» начинается великая ектенья (прилежное моление) с прошениями о даровании венчающимся детей, ниспослании совершенной любви и благословении непорочной жизни, сохранении в единой вере и единомыслии. В кратких молитвах восхваляется Бог, испрашивается у него благословение венчающимся. Священник с золотым кольцом в руке три раза провозглашает об обручении жениха, творя крестное знамение над его головой, и надевает золотое кольцо на палец его руки. Аналогичные действия производятся с невестой с серебряным кольцом. После трехкратного обмена кольцами, символизирующего отдачу жениха и невесты друг другу, золотое кольцо переходит к невесте, передавая мужественный дух женской слабости. Оканчивается обряд заключительной молитвой, испрашивающей благословение и сугубой ектеньей с прошением об обручении.

Венчание создает основание для семейной жизни в лоне и под покровом Православной Церкви. В начале венчания священника с кадилом выходит в центр храма, за ним следуют молодые с горящими свечами. Хор исполняет 127-й псалом, прославляя венчание, благословленное Богом. Молодые становятся на плат перед аналоем. Священник обращается к венчающимся со словами поучения, задает им вопросы, получает подтверждение, что они искренне желают быть супругами и не связаны обещаниями другой невесте или жениху, и начинает венчание возгласом “Благословенно Царство”. Великая ектенья (мирная) провозглашает прошения о душевном и физическом благосостоянии венчающихся, произносятся 3 молитвы о них. Происходит главное действие Таинства венчания – священник крестообразно знаменует венцом жениха, затем невесту и венчает их. Произносится тайносовершительная молитва, богородский прокимен (один стих псалма), 230-е зачало из «Послания Павла к Уфесянам», Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11), ектеньи (сугубая и просительная), молитва о новобрачных. Церковный хор, венчающиеся и присутствующие на венчании провозглашают молитву «Отче наш». Священник над принесенной молодым чашей вина читает молитву о благословении сочетающихся браком, совершает крестное знамение над чашей, жених и невеста три раза принимают ее, символизируя общность предстоящих радостей и скорбей. Священник трижды проводит венчающихся вокруг аналоя под исполнение торжественных тропарей (молитвенных песнопений о сущности венчания). В заключение Таинства священник снимает венцы с обвенчанных, приветствует их, призывая соблюдать Божьи заповеди, произносятся 2 заключительные молитвы, новобрачные целуются, поздравляя друг друга. После отпуста (окончания обряда) и заключительной молитвы обвенчанные целуют иконы Спасителя и Божьей Матери и принимают поздравления с бракосочетанием от присутствующих.

Особенности венчания в греко-католической Церкви в Украине

Венчание в греко-каталической Церкви отличается некоторыми более демократичными деталями обряда. Перед венчанием проводится курс обучение в объеме 19 занятий, исповедаться и накануне венчания принять причастие. Для оформления брака дополнительно предоставляются справка о проведенном обучении и протокол подготовки к обряду.

Язык богослужения, как правило, украинский. Но в храме Пресвятой Евхаристии по договоренности со священником для иностранцев, не владеющих украинским языком, венчание проводится на русском и пяти европейских языках.

Вместо оплаты за обряд церковь принимает добровольное пожертвование, а не обязательный строго регламентированный платеж, размер пожертвования определяют новобрачные в соответствии со своими материальными возможностями, желанием пригласить праздничный хор и использовать другие атрибуты, подчеркивающие важность венчания.

Венчание с верующим другой религии требует благословения и согласия эпископа, который индивидуально рассматривает каждую конкретную ситуацию.

Женские менструальные циклы не считаются препятствием для посещения церкви и проведения Таинства венчания.

Причины, препятствующие церковному браку, строго не регламентируются, при возникновении определенных сложностей они рассматриваются индивидуально с соблюдением правил Греко-католической Церкви.

Отличие светского брака от церковного

Светский брак не всегда заключается на основе любви жениха и невесты друг к другу, не редки случаи браков по расчету. Венчание в Церкви предполагает единение душ и следование заповедям Бога. В этом суть Таинства венчания. Церковь не считает светский брак греховным, т.к. он не является греховным прелюбодеянием и предусматривает определенные нормы поведения в семейной жизни, установленные светскими законами. В отличие от светского брака, сожительство, которое модно называть гражданским браком, является по церковным канонам грехом, являющимся основной причиной невозможности венчания. Супруги, прожившие много лет в светском невенчанном браке, могут при желании пройти Таинство венчания особым чином, несколько отличающимся от канонического венчания.

Светский брак предусматривает широкий круг причин для развода, более половины светских браков оканчиваются разводами. Церковь строго ограничивает расторжение церковного брака исключительными обстоятельствами и не использует понятие «развенчание», хотя может, в порядке исключения, благословить второй и третий брак. Ответственность супругов в церковном браке несравнимо выше, чем в светском, т.к. они отвечают перед объективным Божьим судом, а не перед субъективными законами, созданными человечеством. Это подтверждает неофициальная статистика, проведенная выпускником духовной семинарии в г. Пушкино. Венчанные браки распадаются в 68% случаев из-за неверности одного из супругов, а причинами разводов светских браков являются различие в характерах, утрата взаимоуважения, фактическое отсутствие брачных отношений, несложившаяся брачная жизнь и прочие причины.

Православное венчание является многовековой традицией, которая возникла задолго до появления процедуры регистрации брака в ЗАГСе. Обряд венчания относится к семи таинствам, через которые передается невидимым образом благодать Святого Духа человеку. Венчание в православной церкви соединяет молодых в любви и верности перед лицом Бога, тем самым, олицетворяя брак в виде некого таинства, относящегося к духовному бытию.

Венчание представляет собой проводимое по определенному порядку или чину церковное богослужение, во время которого освящается таинство брака. Сегодня обряд венчания является модным «мероприятием», поэтому многие молодожены идут на этот шаг только из-за волнующей и впечатляющей красоты самого действа, не задумываясь о том, что это - не простая формальность. А между тем венчание является священным таинством, которое должно осуществляться только над теми, кто действительно верит и желает навсегда скрепить свой союз не только на земле, но и на небесах. Поэтому решение о венчании должно быть обоюдным, осознанным и хорошо обдуманным, поскольку расторгнуть церковный брак, не навлекая на себя гнева Божьего, нелегко.

Чаще всего на обряд православного венчания молодожены отправляются сразу же после регистрации брака в ЗАГСе. Однако это не правило. Можно, например, осуществиться священное таинство и в день годовщины свадьбы. Основой христианской церкви является семья, где главенствующая роль отводится мужу, который самоотверженно должен любить жену, которая, в свою очередь, обязана по доброй воле повиноваться своему мужу. Именно муж, по мнению церкви, обязан сохранить связь семьи с Церковью Христовой. Обряд развенчания может быть осуществлен в случае супружеской неверности, и только правящему Архиерею епархии дано право давать разрешение на церковный развод.

Обряд православного венчания осуществляется в церкви перед аналоем, где лежит крест и Евангелие. Само таинство совершается в два этапа: сначала следует обручение, а затем само венчание. Во время обряда жених и невеста дают обещание взаимной верности, а их союз благословляется по образу духовного союза Христа с Церковью и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для рождения и христианского воспитания детей. Только принявшие таинство крещения допускаются к совершению обряда православного венчания. В связи с этим и молодожены, и все свидетели венчания должны быть крещеными и носить нательные крестики. Кроме того, обряд венчания может быть совершен при условии, что мужу есть уже 18 лет, а жене – 16 лет.

Обряд венчания требует особой подготовки: выбрать церковь, выбрать дату из календаря венчания, ознакомиться с канонами православного венчания, приобрести подвенечное платье. Выбор места венчания является ответственным моментом. Определяющим фактором при выборе храма должны быть ощущения жениха и невесты. В выбранной церкви им должно быть легко и спокойно. За две-три недели до проведения православного венчания молодоженам следует посетить выбранный храм и ознакомится с правилами данного священного таинства.

Другим важным этапом подготовки к православному венчанию является выбор даты. Наиболее подходящим временем для венчания осенью является период после праздника Покрова, зимой лучше - период от Крещения до Масленицы, летом – период между Петровым и Успенским постами, весной - на Красную горку. Необходимо отметить, что обряд венчания не совершается по вторникам, четвергам и субботам, накануне храмовых и великих праздников, во время постов, в продолжение Святок, в период масленицы, Пасхальной (Светлой) седмицы, в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи, и Воздвижения Креста Господня. Согласно народным поверьям, не рекомендуется вступать в брак в среду и пятницу, а также 13 числа.

Обряд венчания не может быть осуществлен, если у одного из супругов это уже четвертый брак, если это брак между кровными родственниками вплоть до четвертого поколения, а также, если брак заключен между людьми, страдающими расстройствами психики. Кроме того, обряд православного венчания не может быть совершен, если молодожены являются представителями другой религии или атеистами. По традиции для совершения православного венчания молодожены должны иметь родительское благословение, хотя на практике его отсутствие не препятствует совершению священного таинства. Наличие беременности также не является помехой для осуществления обряда венчания. Венчание не сможет осуществиться, если один из будущих супругов имеет не развенчанный брак с другим лицом. Кроме того, церковь не одобряет союзы между крестными родителями и крестниками.

Обряд венчания совершает священник. При желании запечатлеть на фото или видео православный обряд венчания следует заранее обговорить все детали со священником церкви.

Определившись со временем и датой венчания, молодожёны должны согласовать ее со священником, поскольку сейчас во многих церквях практикуется предварительная запись. С собой на венчание следует взять свидетельство о регистрации брака. За пару дней до обряда венчания молодоженам необходимо посетить богослужение, накануне прийти утром на исповедь и причаститься. Кроме того, перед обрядом следует соблюдать пост в течение 3-7 дней (отказаться от спиртного, не курить, не употреблять мясную пищу, а также воздержаться от брачных отношений накануне венчания). Невеста на венчании обязательно должна иметь головной убор (фату или косынку), руки, плечи и декольте должны быть максимально прикрыты (стоит позаботиться о накидке). Макияж невесты должен быть неброским, кроме того, не следует использовать духи с резко выраженным запахом. Свадебный букет должен будет держать кто-то из присутствующих, поскольку у новобрачной руки будут заняты, она будет держать свечу.

Церемония венчания длится около сорока минут, поэтому лучше, если невеста наденет удобные закрытые туфли на маленьком каблучке. Обряд венчания требует определенных ограничений во внешнем виде невесты, поэтому от облегающих и коротких, а также от роскошных и пышных нарядов рекомендуется отказаться. Платье для венчания должно быть обязательно белым и говорить о скромности и кротости невесты, а также обязательно иметь длинный шлейф, который после церемонии можно отстегнуть. Считается, что чем длиннее шлейф, тем дольше супруги будут вместе. Платье для венчания может быть не только свадебным, можно выбрать скромный наряд светлых тонов. Скромность в наряде касается не только невесты, но и всех присутствующих гостей. Необходимо, чтобы на всех женщинах без исключения были надеты платья и юбки не броских оттенков. Если кто-то из гостей относится к обряду венчания как простой формальности или обязывающей процедуре, могут быть приглашены непосредственно на банкет. Совсем необязательно, чтобы все гости, присутствующие на регистрации брака, присутствовали и на таинстве венчания.

Молодожены для обряда венчания должны приобрести иконы Спасителя и Божьей Матери и освятить их в храме, обручальные кольца, венчальные свечи и белое вышитое полотенце, на котором они будут стоять во время священного таинства. До обряда венчания обручальные кольца отдают священнику. Во время обряда венчания необходимо будет держать венцы над головами новобрачных. Как правило, этой чести удостаиваются свидетели. Поэтому лучше, если они будут высокого роста, поскольку держать венцы в течение сорока минут – не простая задача, которая для человека низкого роста может оказаться просто непосильной.

Чин венчания совершается в такой последовательности: обручение, а затем венчание. Жених становится по правую руку, а невеста - по левую. Священник, после молений к богу о благословении, трижды благословив молодоженов, передает им зажженные свечи, символизирующие чистоту побуждений молодоженов к браку и супружескую любовь, благословенную Богом, после чего надевает обручальное кольцо на палец жениху, а затем невесте, которые предварительно были положены на престол для освящения. После этого три раза меняет их. По церковным традициям на венчание для жениха выбирают золотое кольцо, для невесты – серебряное.

После обряда обручения новобрачные выходят на середину храма, где священник задает им вопрос о добровольности принятого решения и о препятствиях для заключения церковного брака. Получив ответ на поставленные вопросы, священник и молодожены произносят молитвы, после чего выносятся венцы, которые возлагаются на головы жениха и невесты. Молодожены при этом читают молитвы, стоя на белом вышитом полотенце, которое символизирует одинаковую участь во всем. Затем выносят чашу с вином, которая выступает символом радости и невзгод, которые молодые с этой минуты будут делить всю жизнь. Молодым преподносится чаша с вином в три приема. После этого священник соединяет руки новобрачных и три раза обводит их вокруг аналоя под церковное пение в знак того, что отныне брак нерасторжим и заключен навечно. Обряд православного венчания заканчивается тем, что новобрачные встают у Царских врат алтаря, где священник выговаривает молодой семье назидание. После этого родственники могут поздравить молодых.