Подвижные игры. Игры и эстафеты с элементами баскетбола на уроках физической культуры

Играй, играй, мяч не теряй

Задачи . Учить детей слушать сигнал, дать им почувство­вать качества мяча: вес, упругость и др. Формироватьумения управлять мячом и играть с ним, не мешая товарищу, найти свободное место на площадке.

Описание игры . Все дети располагаются на площадке, каждый свободно играет с мячом. После сигнала воспитателя все должны как можно быстрее поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Игра повторяется. Выигрывают те дети, которые во время игры не получают штрафных очков.

Вариант. После сигнала воспитателя все игроки должны правильно держать мяч или принять стойку баскетболиста. За неправильное движение получают штрафное очко.

Методические указания . Воспитатель называет дви­жения с мячом, которые дети могут выполнять в игре, например вести мяч на месте и бегом, бросать мяч в щит, в корзину, в сте­ну, вверх, вниз и т. д.

Сделай фигуру

Описание игры . Все дети свободно располагаются на площадке, каждый второй имеет мяч. Если воспитатель говорит «день», все свободно играют с мячом в паре с товарищем. Если воспитатель говорит «ночь», все дети (с мячами и без них) должны как можно быстрее принять определенную позу и не шевелиться. Зашевелившийсяребенок получает штрафное очко. Выигрываютдети, не получившие штрафных очков.

Вызови по имени

Задачи. Учить детей ловить мяч, развивать реакцию, уме­ние согласовывать действия. Воспитывать ответственность перед командой, положительное отношение ко всем играющим.

Описание игры . Дети делятся на 4-5 групп и образуют круги. В центре каждого круга - ребенок с мячом. После сигнала воспитателя он бросает мяч вверх и вызывает по имени того, кому предназначается мяч. Тот должен успеть поймать мяч, не уронить его. После этого поймавший мяч бросает его вверх и также вызывает кого-либо. Выигрывает группа, меньшее количество раз уронившая мяч на землю.

Методические указания . Диаметр круга, по которому располагаются дети, следует постепенно увеличивать.

Игры с передачей и ловлей мяча

10 Передач

Задачи. Учить детей передавать - ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами. Воспитывать спра­ведливость и стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры . Дети становятся парами на расстоянии 2 м один от другого, у каждой пары по мячу. Но сигналу они на­чинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча на землю.

Вариант. Уронившие мяч пары выходят из игры. Выигры­вают те дети, которые дольше удерживают мяч.

Методические указания . Внимание детей обращается на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, бросать его партнеру на уровне груди.

Мяч водящему

Задачи . Учить детей передавать мяч двумя руками от гру­ди и ловить его. Развиватьумение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры . Дети делятся на 4- 5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4-5 м. В центре каждого круга - водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Вариант. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.

Гонка мячей по кругу

Задачи . Развивать быстроту в передаче мяча, умение сосре­доточиться при выполнении задания. Воспитывать ответствен­ность перед товарищами по игре.

Описание игры . Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге на­против друг друга, мячи разного цвета или размеров. После сигна­ла игроки начинают передавать мячи друг другу (по указанному направлению), стараясь догнать другой мяч.

Поймай мяч

Задачи . Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой, левой). Воспитывать умение прийти на помощь това­рищу.

Описание игры . Дети делятся по трое. Двое из них ста­новятся друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасы­вают мяч друг другу, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

Методические указания . Дети, передающие мяч, перед броском его товарищу могут выполнять и другое движение, на­пример вести его на месте или в движении, бросить его вверх, вниз и поймать.

У кого меньше мячей

Задачи . Учить детей передавать - ловить мяч, развивать умение ориентироваться на площадке.

Описание игры . Дети образуют две равные команды. Каж­дая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. (Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 180-150 см.) Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второ­го свистка находится меньше мячей.

Методические указания. Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

Займи свободный кружок

Задачи. Учить детей передавать, ловить мяч, развивать навык ориентирования на площадке. Воспитывать уважение к то­варищам по игре.

Описание игры . На земле (на полу) в разных местах чертятся кружки диаметром 50 см на расстоянии 1,5 - 2 м один от другого. Все дети, за исключением водящего, становятся в них, затем перебрасывают мяч товарищам в разных направлениях. Водящий, находясь между кружками, старается поймать мяч на лету или хотя бы коснуться его рукой. Если водящему удается это сделать, воспитатель даст свисток. По свистку игроки, находящиеся в кружках, меняются местами, а водящий старается занять любой из кружков. Кто не успел занять кружка, тот становится водящим. Игра продолжается. Побеждают те дети, которые ни разу не были водящими. (Выполнение роли водящего впервые выделенным игроком в счет не принимается.)

Методические указания . Дети делятся на несколько групп. Когда они усвоят ход игры, можно включить в нее второй мяч и второго водящего.

Варианты. 1. Водящими выделяются двое детей.

2. В игру вводится несколько мячей.

Обгони мяч

Задачи . Учить передавать, ловить мяч. Воспитывать ответ­ственность перед командой.

Описание игры . Играют 2 (можно 4-6) команды. Игро­ки каждой команды становятся в круг, выбирают водящих, ко­торые имеют мячи. После сигнала воспитателя каждым водящий отдает мяч игроку, стоящему справа, а сам бежит влево, обегает круг и становится на свое место. Получивший мяч передает его следующему справа и т. д. Когда первый возвращается на свое место, бежит следующий игрок. Игра заканчива­ется, когда все дети обегут круг и мяч возвратится к водя­щему. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.

Подвижная цель

Задачи . Учить детей передавать - ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, соразмерять бросок с расстоянием до цели.

Описание игры. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится кругом с водящим в центре. Дети перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. По­павший становится водящим, а ребенок, бывший водящим, встает в круг.

Методические указания . Мяч можно бросать только в ноги водящего.

Вариант. Бросать мяч в водящего можно только после пере­дачи (или 2-3 передач мяча) друг другу.

Успей поймать

Задачи . Учить передавать - ловить мяч, координировать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры . Дети встают по кругу с водящим в се­редине. Они перебрасывают мяч с одной стороны круга на дру­гую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удается, он встает в круг, а в середину идет тот, кто последним бросил мяч.

Методические указания . Группа делится на 4-6 под­групп. Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук.

За мячом

Задачи . Учить передавать ловить мяч двумя руками от груди. Развивать умение ориентироваться на площадке, вос­питывать ответственность за свои действия перед коллекти­вом.

Описание игры . Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и стано­вятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3 м. После сигнала водящий передает мяч стоящему первым в противопо­ложной колонне ребенку, а сам бежит в конец этой колонны, т. е. вслед за мячом. Поймавший также передаст мяч напротив стоящему и отправляется за мячом.

Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим.

Вариант. Выигрывает та команда, которая быстрее закан­чивает игру.

Методические указания . Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если объяснить, что они должны передвигаться по тому направлению, куда брошен мяч.

Подвижные игры с элементами баскетбола

“Передай – лови” (отработка техники передачи и ловли мяча). Учащиеся выполняют передачу мяча в стену, по сигналу учителя необходимо найти в зале друга и выполнить с ним передачи мяча за 30 секунд. Пара, сделавшая большее количество передач побеждает. Игру повторяют 2-3 раза.

Правила игры. Выполнять передачу и ловлю мяча определённым способом.

“Рывок за мячом” (отработка ловли мяча). Учитель с мячом в руках становится между двумя командами, игроки которых рассчитываются по порядку номеров. Подбрасывая мяч вверх, учитель называет какой – либо номер. Игроки под этим номером выбегают с целью овладеть мячом. Кто первым овладеет мячом, тот приносит команде очко.

Правила игры. Вырывать и выбивать мяч из рук нельзя. Побеждает команда набравшая больше очков.

“Наседка и ястребы” (отработка передачи мяча). Играют две команды. Одна команда “ястребы”, другая команда “курица с цыплятами”. Команда “ястребы” образует круг, в руках одного из игроков баскетбольный мяч. Вторая команда “курица с цыплятами” - строится внутри круга в колонну по одному и каждый участник команды кладёт руки на пояс впереди стоящего игрока и двигаются внутри круга. Игроки первой команды, передавая мяч друг другу, стараются осалить последнего “цыплёнка”.

Правила игры. Нельзя осаливаь игроков в голову.

“Пятнашки в парах” (отработка техники ведения мяча). Учащиеся выполняя ведение мяча правой или левой рукой, стараются осалить партнёра свободной рукой, коснувшись заранее обусловленного места туловища. Игра повторяется 2-3 раза.

Правила игры. Осаливание игрока засчитывается только в том случае, если ведение прдолжается.

“Свободное место” (отработка техники передачи и ловли мяча). Играющие образуют круги по 6-8 человек в каждом. В руках одного из игроков баскетбольный мяч. Игрок с мячом выполняет передачу любому партнёру и бежит за мячом. Игрок, получивший мяч, также передаёт его любому партнёру, но бежит уже на освободившееся место.

Правила игры. Выполнять передачу только заданным способом. Не перепутать, когда бежать за мячом, а когда на свободное место.

“Заколдованные” (отработка техники ведения мяча). Выбираются два водящих, задача которых осалить “заколдовать” играющих. Все играющие перемещаются по залу с ведение мяча, кого водящие осалят, принимают исходное положение “ноги врозь, мяч над головой”. Если любой из игроков пролезет у осаленного под ногами, он его освобождает. Правила игры. Выигрывают водящие, осалившие как можно больше играющих.

“Не давай мяч водящему” (отработка передачи мяча, а также совершенствование защитных действий игроков). Пятеро игроков образуют круг, шестой игрок – водящий, располагается в центре круга. Каждый из пятерых игроков имеет право передать мяч любому из партнёров, кроме соседей слева и справа. Водящий каждый раз пытается помешать передаче или перехватить мяч.

Правила игры. Если водящему удаётся перехватить мяч, то он меняется местами с игроком, от которого получил мяч.

Эстафеты с элементами баскетбола

“Челночный бег с ведением мяча”. Учащиеся делятся на команды, в каждой команде по баскетбольному мячу. Игроки с мячом выполняет челночный бег до отметок и передают мяч следующему игроку. Выигрывает команда первой закончившая эстафету. Можно также выполнять челночный бег на время (3 мальчика и 3 девочки от команды). Необходимо обратить внимание на то, чтобы учащиеся не ловили мяч, выполняя ведение.

“Эстафета с ведением мяча с бегом с захлёстыванием голени до поворотной отметки, обратно с высоким поднимание бедра”.

“Эстафета с ведением мяча и броском в корзину”. Команды выстраиваются напротив друг друга на боковых линиях, в правых углах площадки. Стартовой линией служит лицевая линия. У впереди стоящих игроков по баскетбольному мячу. По сигналу учителя первые игроки из команд бегут вперёд, выполняя ведение мяча, добегают до щитов на противоположной стороне, выполняют бросок в корзину и ведут мяч в обратном направлении. Добежав до середины площадки выполняют передачу мяча очередным игрокам своей команды, а сами становятся в конец колонны. Эстафета продолжается до тех пор, пока все участники не выполнят задание.

“Эстафета с ведением мяча и передачей во встречную колонну”. Когда учащийся стоящий во встречной колонне поднимает руку вверх, тогда тот кто выполняет ведение мяча отдаёт передачу.

“Эстафета с ведением мяча правой, левой рукой до поворотной отметки и обратно”.

Игры с баскетбольным мячом

Игра «21»
2.
Популярна: везде.
Защита: см. ниже.
Правила: Варьируются в зависимости от географического местоположения. В России: первый игрок делает бросок и при попадании переходит на штрафную и бросает оттуда до первого промаха. При промахе (как с любой точки, так и со штрафной), второй игрок должен взять подбор, не дав мячу дважды удариться об землю (в противном случае, мяч уходит следующему игроку и тот бросает со штрафной) и бросать оттуда, где находится. Особо хитрые при подборе раздвигают ноги насколько могут, а потом приставляют ногу дальнюю от кольца, приближаясь иногда на добрый метр. Защита отсутствует, но особо точному снайперу, могут говорить под руку, махать чем-нибудь перед лицом и т.п. Физический контакт, как таковой места не имеет. Очки насчитываются по разному. Общепринятый вариант, как правило, по одному очку за попадание внутри дуги и два из-за нее. Выигрывает первый игрок, набравший 21 очко. Последний бросок необходимо выполнить из-за трехочковой. В США: может присутствовать кое-какая защита. Если у тебя 21 очко и ты промахнулся решающий трехочковый, персональный счет падает с 21 до 17, и так до бесконечности.

Игра «33»
Минимальное количество участников: 2.
Популярна: везде.
Защита: отсутствует.
Правила: Кидаешь штрафной. Если забил, тебе прибавляется 3 очка и ты кидаешь опять. Если не забил, тогда твой соперник кидает с того места, где он поймал мяч. Если он забил, становится на штрафной. Есть несколько вариантов концовок при 30 очках: попасть один раз, три штрафных подряд, с центра, спиной, из-за кольца и т.д.

Игра «3»
Минимальное количество участников: 2.
Популярна: в России.
Защита: по договоренности. Как правило, отсутствует.
Правила: Игроки бросают трехочковые. Если первый забивает бросок, то получает в свой актив «плюс 1». Попадание одного соперника нейтрализует удачный бросок другого. То есть, если у меня «плюс один» (у него соответственно, «минус один»), и мой противник забивает трехочковый, то у нас «по нулям». Цель: довести персональный счет до «плюс 3».

Игра «Козел»
Минимальное количество участников: 2.
Популярна: везде.
Защита: отсутствует.
Правила: первый игрок делает бросок с любой точки и при попадании, следующий игрок должен повторить бросок с той же точки. При промахе у второго игрока «добавляется» новая буква. Цель игры: путем точным бросков и, соответственно, промахов противника, заставить его набрать слово «Козел». Существует также понятие «круга» (в России): если, скажем, первый игрок делает бросок из-под кольца и все остальные также выполняют идентичный бросок, то первый игрок не имеет права бросать с любого другого места, а должен «подтвердить» свой предыдущий бросок, если он точен, то «на кону» стоят уже две буквы. И так до чьего-либо промаха.

Игра «Юта»
Минимальное количество участников: 3.
Популярна: в Америке.
Защита: убийственная.
Правила: простые. Каждый сам за себя.
Цель: набрать сто очков.
Очки засчитываются по пять с любой точки. Процесс следующий: обыграв противника (-ков), игрок отправляется на штрафную. Может забить только три штрафных (причем обязательно «вчистую», не задев дужки или щита), после чего должен снова обыгрывать защитников. Во время штрафных защиты нет. Фолы не объявляются, то есть игра не для нытиков. Аутов тоже нет. Однако, объявляются проносы, пробежки, двойное ведение. Мяч переходит к первому игроку, объявившему нарушение. Набрав сто очков, игрок должен «разбить лед» точным штрафным, а лишь потом имеет право бить решающий трехочковый. При промахе с трехочковой, игрок продолжает игру, причем обязан сначала забить с поля (откуда угодно), опять «разбить лед» со штрафной и лишь потом с трехочковой. Если игрок не докидывает до кольца, то подобравший мяч, может сразу же бросать в кольцо и не выводиться за штрафную. Так же необязательно выводится при выдающемся столпотворении игроков (восемь и больше).

Подводящие подвижные игры с баскетбольными мячами

Салки

Класс делится на две-четыре команды, Каждая из них располагается по своему кругу. По команде учителя капитан начинает ведение по кругу против часовой стрелки правой рукой, возвращается на место и отдает мяч следующему игроку.

То же, но ведение по часовой стрелке левой рукой.

То же, но ведение «змейкой» вокруг игроков своей команды.






Учащиеся располагаются за лицевой линией с баскетбольными мячами. Водящий без мяча или с мячом (в зависимости от уровня подготовленности) находится в центральном круге. По команде учителя игроки с ведением мяча пробегают через площадку за лицевую линию. Задача водящего - запятнать их.

То же, но с выполнением передач в парах.

Играющие делятся на две команды, выстраиваются на противоположных лицевых линиях. Один из игроков первой команды с ведением баскетбольного мяча приближается ко второй команде. Ее участники вытягивают руки вперед. Игрок первой команды касается одного из игроков команды-соперницы, который должен взять мяч, расположенный в обруче в области штрафного броска, и с ведением мяча осалить вызывающего его игрока.

Если игрок второй команды смог осалить вызывающего, то последний переходит в команду догоняющего. Если вызванному игроку не удалось осалить вызывающего, он переходит в первую команду. Затем команды меняются ролями.


Варианты игры

Участники выстраиваются на расстоянии 3-4 м в центре площадки друг напротив друга. Передачи мяча выполняются в парах. По сигналу учителя игрок, у которого оказывается мяч, с ведением убегает за лицевую линию. Тот, у кого мяча не оказалось, старается осалить игрока с мячом.

Игроки с мячами располагаются по всей площадке, двигаются произвольно с ведением мяча. Водящий с ведением (без ведения) пытается осалить любого играющего.

То же, но с двумя водящими.

То же, но вводится дополнительное задание. При приближении водящего игрок делает остановку прыжком или в шаге с последующими поворотами. Если игрок сделал правильную остановку, его пятнать нельзя.

Ловля мяча

Играющие располагаются по кругу, находясь в центре обруча. По сигналу учителя они подбрасывают мяч вверх и быстро меняются с партнером, двигаясь по часовой стрелке и стараясь поймать брошенный им мяч.

День и ночь

Можно использовать для совершенствования техники игры, остановки прыжком и в шаге. Игроки с ведением мяча должны по сигналу выполнить заданную остановку. Водящий оценивает правильность выполнения. Тот, кто сделал ошибку, становится водящим.

Вызов номеров

Класс делится на три-пять команд, которые располагаются за лицевой линией в колонну. Игроки рассчитываются по номерам. Учитель вызывает один из них. Игрок с ведением мяча обегает стойку, расположенную в противоположном конце площадки. Возвращаясь, кладет мяч в обруч.

Варианты игры \

Задание выполняется в парах. Учитель называет два номера. Первый из них убегает, второй берет мяч и передает первому. Первый обегает стойку, возвращаясь обратно, передает мяч второму. Последний кладет мяч в обруч, и оба возвращаются за лицевую линию.

Контрольные упражнения

1. Оценка техники ведения, ведения с изменением направления, скорости движения и высоты отскока, скорости выполнения. Челночный бег 4x9 м с ведением баскетбольного мяча.

Ведение правой рукой в одну сторону - обязательное касание левой рукой линии, перевод мяча на левую руку; ведение левой рукой в обратную сторону - касание линии правой рукой, перевод мяча на правую руку и т. д.

2. Оценка техники передач, скорости выполнения. Передача двух мячей у стенки.

3. Оценка техники броска с места, оценка точности. Штрафной бросок.

4. Оценка техники броска в движении, скорости выполнения, точности броска. Ведение выполняется по дуге вокруг трехсекундной зоны с последующим броском с двух шагов в одну и другую сторону. Ведение правой рукой - бросок с правой стороны, левой - с левой стороны.