Значение залог глагола в словаре лингвистических терминов. Понятие о категории залога

Грамматические средства выражения залоговых значений могут быть морфологическими и синтаксическими.

Морфологическими средствами при образовании залогов служат:

  • аффикс -ся, присоединяемый к глаголу: радовать - радоваться;
  • суффиксы действительных и страдательных причастий (ср.: видящий - видевший и видимый - виденный).

Синтаксическими средствами выражения залоговых значений являются:

  • синтаксическое различие в выражении субъекта и объекта действия (ср.: Волны размывают берег.- Берег размывается волнами);
  • наличие объекта действия и полное отсутствие его (ср.: Дождь повышает урожай. - Дождь начинается);
  • различие форм и значения существительных, управляемых глаголом (ср.: Договор заключается бригадиром. - Договор заключается с бригадиром).

Основные залоги: действительный, средневозвратный и страдательный.

Действительный залог имеют глаголы переходные, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект. Действительный залог имеет синтаксическую характеристику: субъект действия является подлежащим, а объект - дополнением в винительном падеже без предлога: Мир победит войну.

Средневозвратный залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов (действительного залога) посредством аффикса -ся. Они выражают действие субъекта, не переходящее на прямой объект, а как бы возвращающееся к самому субъекту, сосредоточенное в нем; ср.: возвращать книгу и возвращаться (самому), сосредоточить внимание и сосредоточиться (самому).

В зависимости от лексического значения основ и характера синтаксических связей глаголы средневозвратного залога могут выражать оттенки значения, по-разному характеризующие отношение между субъектом и объектом действия.

  • Собственно-возвратные глаголы выражают действие, субъект и прямой объект которого являются одним и тем же лицом: [Дочки] надушатся да припомадятся, что куклы нарядятся (Д. Бед.). Аффикс -ся в этих глаголах имеет значение "себя".
  • Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие нескольких лиц, из которых каждое лицо одновременно является и субъектом и объектом обозначенного действия. Аффикс -ся у таких глаголов имеет значение "друг друга": И новые друзья ну обниматься, ну целоваться (Кр.).
  • Общевозвратные глаголы выражают внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта. Такие глаголы допускают присоединение слов "самому", "сам" - огорчаться, передвигаться (самому); огорчался, передвигался (сам): Попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится (П.).
  • Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя: Он был парень аккуратный. Всем запасся в путь обратный (П.).
  • Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство: Уж жжется солнышко (Н.); Мать штопала тулупчик, но он все рвался и рвался (Пауст.).
Страдательный залог по значению соотносится с действительным залогом, но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику. Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога аффикса -ся (ср.: Рабочие строят дома. - Дома строятся рабочими). Кроме того, значение страдательного залога может быть выражено формами страдательных причастий - полных и кратких. Например: Мать любима (любимая). Тема изучена (изученная). Сопоставление конструкции - Фабрика выполняет план (действительная конструкция) и План выполняется фабрикой (страдательная конструкция) показывает, что в действительной конструкции (с переходным глаголом) субъект действия выражен подлежащим, а объект - дополнением в винительном падеже, а в страдательной (с возвратным глаголом) подлежащим становится объект, а бывший субъект оказывается дополнением в творительном падеже.
Таким образом, страдательный залог представляет действие как пассивно направленное от объекта к субъекту. Важнейшим грамматическим показателем страдательного залога является творительный падеж существительного со значением деятеля, реального субъекта действия. Отсутствие такого творительного падежа сближает страдательное значение глагола со средневозвратным, особенно в том случае, когда подлежащим является название лица (ср.: Лыжники отправляются в поход; Письма отправляются по почте; Посылки отправляются экспедитором).

А)Переходность и непереходность глаголов.

А) Переходные глаголы –обозначают действие непосредственно и обязательно направленное на какой-либо предмет, например: строить- кого? Что? Дом, любить – Кого? Что? Мать, действие направленно на предмет. Непереходные глаголы – называют действие ненаправленное на предмет, например: веселиться, беседовать. Переходными или непереходными бывают целые лексико-семантические группы глаголов, так глаголы созидания: возводить, строить, и т.д., разрушения – сжечь, ломать, разрушить и т.д., говорения – говорить, сообщить и т.д., чувственного восприятия - слышать, видеть, чувствовать, обычно являются переходными. К непереходным относятся глаголы движения, например: бегать, прыгать и т.д., положения в пространстве - стоять, лежать; звучания – греметь, гудеть, звонить; состояния – дремать, болеть; изменения состояния - худеть, белеть. Следует помнить, что многозначные глаголы в одних своих значениях могут быть переходными а в других непереходными. (Ребенок читает (что?) книгу. Ребенок хорошо читает).

Грамматические различия.

Переходные глаголы сочетаются (управляют) с существительными в Винительном падеже без предлога, например: решить (кого? Что?) задачу. Вместо винительного падежа прямой объект в двух случаях выражается формой родительного падежа. 1.Если действие охватывает не весь предмет, а только часть его. Например: выпить (кого?чего?) воды, форма родительного падежа, потому что окончание ы, у винительного- у, выпить воду.

2. Если при глаголе есть отрицание. Например: Не купил (чего?) хлеба, родительный падеж существительного, купил (кого? Что?) хлеб, заменим отрицание на утверждение и будет Винительный падеж.

Основы учения о залоге были заложены в 18-19 веках, работами Ломоносова, Востокова и других. Из современных исследователей вклад в изучение залога внесли исследователи Мучник И.П., Моисеев А.И., Булавин Л.Л., и.другие.

S (субъект) Д (действие) О (объект)

В вузовской практике традиционно сложилась такое понимание залога, которая полностью опирается на переходность непереходность глаголов. Только переходные глаголы и образованные от них непереходные глаголы с постфиксом –ся, обладают категорией залога, все остальные непереходные глаголы, находятся вне залога. По одной из классификаций выделяют: действительный, страдательный, и средневозвратный залоги.

Действительный залог- обозначает активное действие, которое совершается субъектом, и которое переходит на объект.



Субъект – совершает действие – и переходит на объект. Эти глаголы всегда невозвратные и переходные, Например: самолет доставляет почту, мама мыла раму.

Страдательный залог – обозначает пассивное действие, которое выполняется субъектом в форме Творительного падежа и которое направлено на объект.

Самолет доставляет почту- ПОЧТА ДОСТАВЛЯЕТСЯ САМОЛЕТОМ (Тв.п) , возвратный, непереходный, но образован от переходного глагола.

Средневозвратный залог – обозначает действие субъекта, которое направлено «на себя», как бы возвращается к самому себе. Например: Ребенок (субъект) одевался (действие) очень медленно. Действие возвращается на себя – субъект=объекту.

Глаголы данного залога делятся на следующие группы: 1. Глаголы с общевозвратным значением: обозначают замкнутость действия в субъекте с определительным местоимением САМ, например: подняться, удивиться, и т.д. Поднялся по лестнице (не кого то, а сам поднялся) . 2. Глаголы с собственно-возвратным значением, обозначают возврат действия на самого деятеля. (Постфикс –ся, близок по значению, к значению имения себя) Укройся хорошо – укрой себя хорошо. (Глагол укройся возврат неперех, образ от перех глагола). Мыться, купаться, одеваться. 3 Глаголы с косвенно-возвратным значением, показывают что действие совершается субъектом в собственных интересах (постфикс –ся = для себя, укладываться, строиться для себя). 4. Глаголы с взаимно- возвратным значением, показывает что действие выполняется двумя и более лицами, каждое из которых выступает и как субъект и как объект (постфикс – ся =друг друга, обниматься, целоваться, ругаться). 5. Глаголы с активно-безобъектным значением, субъект характеризуется тем, что имеет постоянную способность активно проявлять себя в процессе названного действия. Объект обычно не называется, например: собака кусается, пчела жалится, корова бодается. 6. Глаголы с пассивно-качественным значением, обозначают способность пассивного субъекта. Подвергаться названному действию. Действие характеризует предмет как его постоянный качественный признак. Например: Воск плавится.

Она румянилась (значение средневозвратного залога) . Щёки румянятся (страдательный залог, мороз румянит щёки) морозом.

Алгоритм определения смотрите в методичке по Морфологии!

Внезалоговые глаголы

1. Невозвратные непереходные глаголы. Например: ходить.

2. Глаголы образованные с помощью постфикса – ся от непереходных глаголов, постфикс ся он только усиливает непереходность, например – плакать-плакаться, смотреть-смотреться.

3. Глаголы образованные префиксально-постфиксальным способом: расплакаться, разъехаться и т.д.

4. Глаголы не употребляющиеся без – ся: любоваться, усмехнуться, улыбаться. Здороваться, ручаться.

5. Возвратные глаголы которые разошлись по значению с соответствующими невозвратными глаголами, например: пытать и пытаться, расправить (крылья) и расправиться (с кем-нибудь) .

Залог - это постоянная лексико-грамматическая категория глагола, которая выражает отношения между действием, называемым глаголом, субъектом и объектом этого действия (выраженными подлежащим и дополнениями).

Грамматические средства выражения залоговых значений могут быть морфологическими и синтаксическими.

Морфологическими средствами при образовании залогов служат:

постфикс -ся , присоединяемый к глаголу: радовать — радоваться ;

суффиксы действительных и страдательных причастий (видящий — видевший и видимый — виденный ).

Синтаксическими средствами выражения залоговых значений являются:

    синтаксическое различие в выражении субъекта и объекта действия (Волны размывают берег .- Берег размывается волнами );

    наличие объекта действия или полное отсутствие его (Дождь повышает урожай . — Дождь начинается. );

    различие форм и значений существительных, управляемых глаголом (Договор заключается начальником . — Договор заключается с начальником ).

Виды залогов : действительный, средневозвратный и страдательный.

Действительный залог имеют глаголы переходные, обозначающие действие, производимое субъектом и активно направленное на объект. Действительный залог имеет синтаксическую характеристику: субъект действия является подлежащим, а объект — дополнением в винительном падеже без предлога: Красота спасет мир .

Средневозвратный залог имеют глаголы, образованные от переходных глаголов (действительного залога) посредством постфикса -ся . Они выражают действие субъекта, не переходящее на прямой объект, а как бы возвращающееся к самому субъекту, сосредоточенное в нем. Например: возвращать журнал и возвращаться (самому), сконцентрировать внимание и сконцентрироваться (самому).

В зависимости от лексического значения основ и характера синтаксических связей глаголы средневозвратного залога могут выражать оттенки значения, по-разному характеризующие отношение между субъектом и объектом действия.

Собственно-возвратные глаголы выражают действие, субъект и объект которого совпадают, т.е. являются одним и тем же лицом: Женя оделся быстро . Постфикс -ся в этих глаголах имеет значение "себя".

Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие нескольких лиц, направленное друг на друга, т.е. совместное действие нескольких субъектов. Постфикс -ся у таких глаголов имеет значение "друг друга": целоваться, обниматься, мириться, ссориться, встречаться.

Общевозвратные глаголы выражают внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта: тревожиться, удивляться, пугаться , огорчаться, передвигаться .

Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя: строиться, запасаться, укладываться, прибираться .

Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство: Крапива жжется, собака кусается, кошки царапаются .

Страдательный залог — это форма глагола, показывающая, что лицо или предмет, выступающие в предложении в роли подлежащего, не производят действия (не являются его субъектом), а испытывают на себе чье-либо действие (являются его объектом). Страдательный залог по значению соотносится с действительным, но имеет свою морфологическую и синтаксическую характеристику.

Страдательный залог выражается присоединением к глаголам действительного залога постфикса -ся (Рабочие строят дома. Дома строятся рабочими ). Кроме того, значение страдательного залога может быть выражено формами страдательных причастий — полных и кратких.

Например: Мать любима (любимая). Тема изучена (изученная).

Сопоставление конструкции — Фабрика выполняет план (действительная конструкция) и План выполняется фабрикой (страдательная конструкция) показывает, что в действительной конструкции субъект действия выражен подлежащим, а объект — дополнением в винительном падеже, а в страдательной подлежащим становится объект, а бывший субъект оказывается дополнением в творительном падеже.

Таким образом, страдательный залог представляет действие как пассивно направленное от объекта к субъекту. Важнейшим грамматическим показателем страдательного залога является творительный падеж существительного со значением реального субъекта действия. Отсутствие творительного падежа сближает страдательное значение глагола со средневозвратным, особенно в случае, когда подлежащим является название лица (Лыжники отправляются в поход; Письма отправляются по почте; Посылки отправляются экспедитором ).

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

Присоединяйтесь к нам в Facebook !

Смотрите также:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Незалоговые глаголы – это глаголы, не выражающие субъектно-объектных отношений. К ним относятся:

1) невозвратные непереходные глаголы (плакать, белеть, грозить );

2) глаголы на –ся, образованные от непереходных глаголов. В этом случае постфикс –ся, присоединяясь к непереходному глаголу, образует не залоговые формы, а новые слова (плакать - плакаться );

3) безличные глаголы на –ся, образованные на базе:

Непереходных глаголов (спать – не спится, дремать – ему дремлется );

4) глаголы, образованные как от переходных, так и от непереходных с помощью приставки и постфикса –ся (есть – наесться, кричать – накричаться, расплакаться, доплясаться. выспаться, ухитриться, изголодаться );

5) непроизводные глаголы с постфиксом –ся. В этих словах –ся выделяется, но они не имеют соответствующих невозвратных глаголов (артачиться, бояться, здороваться, касаться, каяться, кланяться, любоваться, мерещиться, надеяться, нравиться, ручаться, улыбаться, соревноваться ). В этих глаголах постфикс –ся является показателем их непереходности, но не выполняет ни залогообразующей, ни словообразующей функций.

6) глаголы на –ся, которые разошлись по значению с соответствующими невозвратными глаголами (пытать – пытаться, добить – добиться, состоять – состояться, добрать – добраться, прощать – прощаться, давить - давиться ).

Таким образом, в теории трех залогов исходным является действительный залог. Формой выражения залога является субъект действия и объект. Согласно этой теории все глаголы в русском языке делятся на залоговые и незалоговые, а залоговые, в свою очередь, могут выражать значение действительного, страдательного и возвратного залогов.

Залоговые значения имеют не только финитный глагол, но и причастия. При этом страдательные причастия выражают значение только страдательного залога (Земля, освещаемая солнцем. Комната, залитая светом ). Действительные же причастия могут, как и спрягаемые глаголы, либо выражать, либо не выражать залогового значения:

Староста, составляющий списки (ДЗ.)

Староста бездельничающий не наведет порядка (незалоговое причастие).

Дом, строящийся рабочими (СЗ).

Мы увидели обнимающихся друзей (ВЗ).

Кроме того, в русском языкознании существует теория двух залогов , которая впервые была изложена А. В. Исаченко, а затем была использована в РГ-70, 80, а также в учебнике «Современный русский язык» под ред. Белошапковой. Согласно этой теории, залог выражает разную направленность глагольного признака по отношению к его носителю, выраженному подлежащим. Направленность действия выражается с помощью специальных конструкций актива и пассива.

Например, Задание определяет учитель (субъект активен). – Задание определяется учителем (субъект пассивен).

По этой теории сильную позицию занимает страдательный залог, т.к. он имеет четкое морфологическое выражение – постфикс –ся. Действительный залог объединяет все то, что не входит в страдательный и, таким образом, в действительный залог входят как переходные, так и непереходные глаголы (в отличие от теории трех залогов, по которой непереходные невозвратные глаголы не выражают залоговых отношений).

Следует отметить, что грамматические категории вида, переходности и залога свойственны всем формам глагола (спрягаемым и неспрягаемым). Их называют общеглагольными категориями.

Спрягаемые формы, в свою очередь, характеризуются наличием категории наклонения, времени и лица. Они оформляют глагол как сказуемое, поэтому называются предикативными категориями.

Отношения действия и предмета можно выразить только двумя вариантами: если предмет сам выполняет действие или же если оно совершается над ним. В языковедении существует раздел грамматики, изучающий данную тему, и называется он «Действительный и страдательный залог». А поскольку в английском языке этот раздел невозможно рассмотреть без аналогичного в русском, разберем их по очереди.

Что это такое

Как уже было сказано, действительный и страдательный залог - это глагольная категория, которая отображает взаимоотношения действия, субъекта (производит силу) и объекта (на который обращена сила). Чтобы показать, какой его вид используется в предложении для выражения мысли, необходимо знать определенные конструкции, характерные для каждого из них, которые образуются средствами морфологии и синтаксиса. Страдательный залог выражается так называемой «пассивной» формой глагола, а действительный - «активной». В английском языке данный раздел звучит как «Passive voice» и «Active voice» соответственно. И как в русском, строение предложения с синтаксической точки зрения претерпевает характерные для каждого залога изменения.

Действительный залог

Глаголы в данной форме мы используем постоянно как в письменной, так и в разговорной речи. Они обозначают действия, которые исходят непосредственно от объекта, и в предложениях принимают изменения по лицам, числам и временам, т.е. это все - переходные глаголы. К примеру, «я читаю книгу», «он читал книгу», «мы прочтем книгу» и т. д. Более сложно, чем в русском, это происходит в английском языке, поскольку в нем имеется как минимум 9 временных форм глагола: три настоящих (Present Simple, Continious и Perfect), три прошлых (Past) и три будущих (Future). Использование каждой из них зависит от цели высказывания. Так, простое время (Simple) применяется для выражения действия в общем, т.е. сообщая о нем, как о факте, без дополнительной информации. К примеру, «I read a book» («Я читаю книгу»). Продолжительное время (Continious) сообщает о процессе, протекающем в каком-либо времени: «Ann is reading a book at this moment» («Аня сейчас читает книгу»), а Совершенное время (Perfect) обозначает те действия, которые закончились к определенному моменту: «I have read a book already» («Я уже прочла книгу»).

Страдательный залог

В русском языке для образования данной категории могут использоваться далеко не все глаголы. Это происходит потому, что их классификация обширна, и не каждый из них может быть подвергнут залоговой корреляции, т.е. принимать обе его формы. Так, страдательный залог в русском языке тесно связан с понятием переходности (способности образовать связь с предметом без предлога или с ним) и возвратности (присоединения постфикса «-ся») глаголов. К примеру, одевать ребенка (переходный), подойти к столу (непереходный); слушать - слушаться (возвратный), дышать - невозвратный.

Таким образом, страдательный залог в русском языке могут образовывать только переходные глаголы путем добавления к их действительной форме постфикса «-ся». Например: «Дом проектируется архитекторами», «Преступники задерживаются полицейскими».

Примечание

Смысл предложений с глаголами в этом залоге можно также передать и при помощи страдательных причастий, как полных, так и кратких. К примеру: «Дом спроектирован (спроектированный) архитекторами» или «Преступники задержаны (задержанные) полицейскими». Отдельную тему в русском языке занимает т. н. средневозвратный залог. Его форму также могут принимать только переходные глаголы путем присоединения постфикса «-ся». По сути, это тот же страдательный залог, только субъектом и объектом действия в нем является одно и то же лицо, то есть действие обращено «на себя». К примеру, «Девушка одевается для прогулки», «Возвращайся домой к обеду», «Сконцентрироваться на учебе» и т.д.

В английском языке

Как выглядит конструкция глаголов в Active voice (действительный) и Passive voice (страдательный залог) в английском языке, лучше привести в виде таблицы: это поможет одновременно сравнить способы их образования и понять общую схему. Так, в положительных предложениях она представляет собой форму глагола «To be» в необходимом для высказывания времени + смыслового глагола с окончанием «-ed» или в третьей форме (V3, Participle II). Страдательный залог легко узнать в английском тексте по этой схеме, поскольку она уникальна, проста и не применяется ни в каких других темах. Для получения вопроса первое слово из всей глагольной формы переносится в начало предложения, а для отрицания - после него добавляется частица «not». Для лучшего понимания этого лучше изменить одно предложение во всех временах.

Разбор темы на примере

Passive voice, Pr.Simple: Some letters are written by James at the school. (Несколько писем пишутся Джеймсом в школе) / Are some letters written…? / Some letters are not written…

Past Simple: Some letters were written by James at the school. (Несколько писем написаны Джеймсом в школе). / Were some letters written…? / Some letters were not written…

Future Simple: Some letters will be written by James at the school.(Несколько писем будут написаны Джеймсом в школе). / Will some letters be written…? / Some letters will not be written…

Pr.Cont.: Some letters are being written by James at the school at the moment.(Несколько писем пишутся Джеймсом в школе в данный момент). / Are some letters being written…? / Some letters are not being written…

Past Cont.: Some letters were being written by James at the school for hour.(Несколько писем были написаны Джеймсом в школе в течение часа). / Were some letters being written…? / Some letters were not being written…

FutureCont.: не существует, необходимо употреблять Future Simple.

Pr.Perf.: Some letters have been written by James at the school towards lunchtime.(Несколько писем написаны Джеймсом в школе к обеду). / Have some letters been written…? / Some letters have not been written…

Past Perf.: Some letters had been written by James at the school towards lunchtime.(Несколько писем были написаны Джеймсом в школе к обеду). / Had some letters been written…? / Some letters had not been written…

Future Perf.: Some letters would be written by James at the school tomorrow towards lunchtime.(Несколько писем были бы написаны Джеймсом в школе завтра к обеду). / Would some letters be written…? / Some letters would not be written…

Выводы

Таким образом, тема залоговой корреляции глаголов в русском и английском языках основана на одних понятиях и общих правилах применения, однако резко различается в схемах временных форм. Это происходит в первую очередь потому, что грамматика этих двух языков практически не схожа, а значит, и словообразование сравнивать невозможно. Но все же русскоязычным учащимся осваивать эту тему в английском, не зная таковой в родной речи, категорически нельзя, поскольку минимумом для ее изучения является общее понимание.