Носова, евфимия павловна. Одна женщина у разных художников серебряного века Сергей Петрович Боткин

Е.П. Носова - собирательница русской живописи. Сестра Михаила, Николая, Степана Рябушинских.

Родилась в Москве 8 августа 1881 г. в семье московского промышленника и общественного деятеля Павла Михайловича Рябушинского. Воспитывалась вначале дома, затем училась в гимназии. В начале 1900-х гг. вышла замуж за Василия Васильевича Носова, одного из владельцев известной в Москве суконной фирмы. Рябушинские и Носовы принадлежали к московской купеческой элите. С 1910 г. В.В.Носов стал заметной фигурой в деловой Москве: он управлял делами фирмы, входил в Совет Купеческого коммерческого банка Российского взаимного страхового союза. В 1912 г. вместе с Рябушинскими он выступил в качестве учредителя Московского банка.

Интерес к искусству у Носовой пробудился рано. И это не удивительно, поскольку ее братья имели коллекции очень высокого художественного достоинства.

Евфимия Павловна тоже стала собирать художественную коллекцию. Пример братьев Михаила и Степана, предполагавших передать свои собрания Москве, заразил и ее. Она решила в своем особняке создать музей русского искусства и впоследствии передать его родному городу. «Дом после своей смерти, - писал о Носовой М.В.Добужинский, - хочет передать городу, и ее мечта, чтобы выдающиеся и нравящиеся ей русские художники в этом доме сделали нечто. Вместе с домом Москве должна быть завещана и коллекция картин как городская художественная галерея» (8, с. 295).

В коллекции Носовой была представлена только русская живопись. Судя по произведениям, оказавшимся позже в государственных музеях, едва ли не главное место занимала в ней портретная живопись. Здесь были работы В.Л.Боровиковского («Портрет кн. А.А.Долгорукого», «Портрет кн. М.И.Долгорукой», «Портрет стихотворца и переводчика гр. А.С.Хвостова»), А.Г.Венецианова («Портрет Е.А.Балкашиной»), О.А.Кипренского («Портрет А.А.Челищева»), Д.Г.Левицкого («Портрет графини Урсулы Мнишек», «Портрет капитан-лейтенанта Г.А.Долгорукова»), Ф.С.Рокотова («Портрет неизвестного в синем кафтане», «Портрет неизвестной в розовом платье»), М.И.Теребенева («Портрет неизвестной в чепце»), В.А.Тропинина («Портрет неизвестного с сигарой в руке»), П.Ротари («Портрет неизвестного»), С.Тончи («Портрет поэта Г.Р.Державина»). Таким образом, это была очень самобытная и ценнейшая по представленным здесь произведениям коллекция, превосходный домашний музей русского портрета.

Искусство художников начала XX в. в собрании Носовой было представлено портретами самой собирательницы. Ее рисовали такие выдающиеся мастера, как К.А.Сомов, А.Я.Головин, ее лепила А.С.Голубкина.

Самым представительным был портрет Евфимии Носовой работы молодого, входившего в моду театрального художника А.Я.Головина. Созданный в 1914 г. огромного размера холст (2,9 х 2,3 м) изображал модель верхом на лошади в костюме амазонки. Надо отметить, что она действительно увлекалась конным спортом и была неплохой наездницей. Уже в 1915 г. этот портрет экспонировался в Москве на «Выставке картин и скульптур русских художников, устроенной в пользу пострадавших бельгийцев». Он оказался в центре внимания посетителей. У многих полотно вызвало воспоминания о знаменитой работе К.П.Брюллова «Всадница». Сходство было неслучайным, поскольку портрет заказывался для галереи, он украшал в особняке Носовых парадную столовую.

Самый первый портрет хозяйки собрания выполнил К.А.Сомов в 1911 г. Знакомство Евфимии Павловны с Константином Андреевичем сыграло большую роль в формировании ее художественных вкусов. «Е.П. сегодня говорила мне, что я в ее жизни сыграл очень большую роль», - записал в своем дневнике К.А.Сомов 29 апреля 1914 г. (13, с.130). Они познакомились в 1910 г. «Днем к нам на файфоклок приезжала и другая моя модель, Носова, оказавшаяся очень и очень интересной для живописи, - писал из Москвы 17 января 1910 г. Сомов сестре Анне Андреевне. - Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым и очень нарядная, хорошего вкуса при этом» (13, с. 105). Они вместе бывали на выставках, в музеях, в театрах. Встречались они и после того, как работа над портретом была завершена.

В 1912 г. Носова приобрела для своей коллекции полотно К.А.Сомова «Арлекин и дама». Небезынтересно, что эту работу стремились получить и Русский музей, и . Сомовым позже выполнен вариант этой картины для Русского музея.

Коллекция Носовой размещалась в особняке на углу Малой Семеновской и Введенской площади. Дом этот построен еще В.Д.Носовым в 1880 г. Евфимия Павловна поселилась здесь после замужества, в начале 1900-х гг.

Интерьеры отделаны хозяйкой в соответствии с ее вкусами и стремлением создать в этих стенах художественный музей. Она пригласила архитектора И.В.Жолтовского, художников , М.В.Добужинского. Жолтовский оформил парадный зал второго этажа. Для украшения были использованы коринфские колонны из искусственного мрамора. Иллюзию двусветного зала создавал ряд зеркал, расположенных против арочных окон. Помещение напоминало парадные залы дворцов начала XIX в.

К заказу Е.П.Носовой с большим интересом отнесся В.А.Серов. Ему было предложено выполнить роспись торцевой стены парадной столовой. Валентин Александрович подготовил 29 эскизов на античную тему «Диана, превращающая Актеона в оленя». Однако внезапная смерть помешала ему выполнить все задуманное.

С октября 1912-го по апрель 1913 г. в особняке Носовой работал М.ВДобужинский, оформляя парадную лестницу. Выполненная им роспись потолка, имитировавшая мозаику, считается одной из самых известных его монументальных работ. Художник использовал насыщенные тона синего и черного цветов в сочетании с позолотой. Современники высоко оценили эту работу.

Особняк Е.П.Носовой стал одним из художественных центров Москвы, где устраивались литературные вечера, театральные представления, вернисажи с участием поэта М.А.Кузмина, художников С.Ю.Судейкина, М.В.Добужинского и других. «Она была типичной представительницей меценатствующего московского капитализма, - вспоминал ее племянник Ю.А.Бахрушин. - Окруженная поэтами-символистами и художниками-«мирискуссниками», она «рассудку вопреки, наперекор стихиям» превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи» (1, с. 244).

После 1917 г. Е.П.Носова эмигрировала. Еще до своего отъезда самые ценные картины она сдала на временное хранение в Третьяковскую галерею и в Театральный музей им. А.А.Бахрушина. После декрета о национализации все эти вещи стали собственностью государства. Позже в Третьяковскую галерею поступили и те полотна, что находились в Театральном музее.

Ныне в Государственной Третьяковской галерее находится шестнадцать портретов из собрания Е.П.Носовой. В числе этих полотен и ее собственный портрет работы К.А.Сомова. Ее конный портрет оставался в особняке до 1960 г., после чего поступил в Государственный Исторический музей.

В первые послеоктябрьские годы в бывшем особняке Е.П.Носовой открылся один из Пролетарских музеев. Однако просуществовал он недолго и подобно другим таким же музеям был ликвидирован, а художественные предметы пополнили Государственный музейный фонд. Оттуда они попадали либо в другие музеи, либо в Антиквариат.

Дом Носовой сохранился до наших дней (Введенская площадь, д. 1). В 1980 г. разработан проект его реставрации. Были восстановлены как фасады, так и интерьеры ряда помещений, в том числе парадной лестницы с живописью М.В.Добужинского, парадной столовой, колонного и каминного залов. Ныне здесь располагается историко-краеведческий музей Первомайского района.

В эмиграции Евфимия Павловна сначала жила в Париже, затем переехала в Рим.

Е.П.Носова умерла в 1960 г.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1.Бахрушин Ю.А. Воспоминания. -

М., 1994. - С. 244-245, 525-526.

2.Валентин Серов в воспоминаниях, днев-

никах и переписке современников. - Л., 1971.

Т.1. - С. 412, 476, 613.

3.Голубкина А.С. Письма. Несколько слов о ремесле скульптора. Воспоминания современников. - М., 1983. - С. 251.

4.Государственная Третьяковская галерея: Каталог живописи XVIII-начала XX в.

М., 1984. - С. 52-53, 55, 89, 203, 266-267, 402, 441-442, 462, 472, 555, 557.

5.Гофман И. Головин - портретист. - М., 1981. - С. 158.

6.Грабарь Н.Э. Письма 1891 - 1917 гг. - М., 1974. - С. 26, 277, 428, 433.

7.Грушина А. Особняк на Малой Семеновской // Куранты: Историко-краеведческий альманах. - М., 1989. - Вып. 3. - С. 293-298.

8.Добужинский М.В. Воспоминания. - М., 1987. - С. 417.

9.Думова Н.Г. Московские меценаты. - М., 1992. - С. 206-213.

10.Жуков Ю.Н. Сохраненные революцией: Охрана памятников истории и культуры в Москве в 1917 - 1921 гг. - М., 1985. - С. 147.

11.Лобанов В.М. Кануны: Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы. - М., 1968. - С. 56, 135, 137.

12.Петров Ю.А. Евфимия Носова // Кентавр. - 1992. - N 9-10. - С. 132-142.

13.Сомов К.А. Письма. Дневники. Суждения современников. - М., 1979. - С. 105 - 108, 112-113, 117-120, 124, 136, 139, 266, 529, 532, 534, 538, 541, 598, 601.

Рассказывают, что своим появлением Особняк В. Д. Носова обязан Евфимии Павловне Рябушинской, которая, выйдя замуж за единственного сына текстильного фабриканта, обосновалась в особняке на Введенской площади (это здание сохранилось и находится на том же земельном участке справа и выше особняка, за подпорной стенкой), интерьеры которого сразу подверглись переделкам по ее вкусу под руководством архитектора Жолтовского и петербургского художника Мстислава Добужинского. В советское время в здании устроили краеведческий музей, а теперь банк. Он называется "Особняк Носовой". По слухам, именно бурная деятельность невестки, похоже, так подействовала на свекра, что он был вынужден оставить старый дом молодым, а себе заказал у арх. Кекушева шале в стиле франко-бельгийского, раннего, модерна в дереве.Хотя возможно, что все это досужие сплетни. Свадьбу Рябушинская и Носов-младший сыграли в 1910 году, а новый особняк Носов-отец заказал Кекушеву в 1903.

02 В кабинете особняка на 2-м этаже висит копия работы художника Константина Сомова: "Портрет Е.П.Носовой", 1911 г, (оригинал хранится в Государственной Третьяковской галерее). В 1910 году, в дни, когда Сомов приехал в Москву и приступил к работе над портретом Евфимии Павловны Носовой, он писал в письмах: «Блондинка, худощавая, с бледным лицом, гордым взглядом и очень нарядная, хорошего вкуса при этом». Евфимия Павловна была дочерью одного из Рябушинских, знаменитых купцов и промышленников в третьем поколении, прямых участников во главе с архитектором Шехтелем в развитии Русского модерна. А ее портрет работы Сомова попал в Третьяковскую галерею вместе с ее коллекцией, куда она передала в 1917 году на хранение. В ее коллекции были картины Рокотова, в то время вовсе всеми забытого, Боровиковского, Кипренского, Венецианова.

03 Рядом висит еще один портрет Е.П.Носовой работы Александра Яковлевича Головина,1916 год (Оригинал хранится в Государственном Историческом музее)

04 Особняк располагается на шумной улице, в промышленном районе Москвы, спрятавшись между бесконечными зданиями Электрозавода.

05 Но зайдя во внутренний дворик не слышно ничего кроме пения птиц.

06 В наши дни в доме Носова располагается хранилище Российской Государственной Юношеской Библиотеки.

07 Также здесь открыт Историко-культурный центр для молодежи. В его структуре - отдел изданий по музыке с огромной фонотекой.

08 Старообрядцы братья Носовы — основатели суконно-шерстяной фабрики на берегу Хапиловки — были простыми ткачами. В 1829 г., основали на берегу Хапиловского пруда небольшую фабрику, выпускавшую драдедамовые платки. Браться сами ткали, красили и сушили платки, а жены их делали бахрому. К 1880 году на фабрике работали более 1000 человек. Главой дела в продолжение многих лет был сын одного из основателей - Василий Дмитриевич Носов. Именно он заказал себе у архитектора Л. Н. Кекушева новый особняк в модном стиле «модерн», который и был выстроен по соседству на берегу речки Хапиловки в 1903 году.

09 Дом Носова исполнен в манере загородных дач с пристроенной с трех сторон верандой.

10 В декоративной отделке используются фигурные козырьки и фигурные резные обрамления.

11 Любящий все новое В.Д. Носов задумал свой дом со всеми достижениями комфорта того времени: водяным отоплением, горячей и холодной водой. Вместе с тем, дом строился не каменный, а деревянный - для того, чтобы в нем был более здоровый воздух, лучше сохранялось тепло. И кстати, это единственное в Москве деревянное здание в стиле модерн.

12 Задний двор, на котором так хорошо слушать птиц.

13 Замечательны окна в стиле модерн.

18 Ее украшает орнамент Абрацемской резьбы по дереву.

19 Мотивы его можно проследить на вентиляционных решетках особняка.


На портрете Александра Головина (1916)

Е.П. Носова — собирательница русской живописи. Сестра Михаила, Николая, Степана Рябушинских.


На портрете Николая Феофилактова (1913)


Родилась в Москве 8 августа 1881 г. в семье московского промышленника и общественного деятеля Павла Михайловича Рябушинского. Воспитывалась вначале дома, затем училась в гимназии. В начале 1900-х гг. вышла замуж за Василия Васильевича Носова, одного из владельцев известной в Москве суконной фирмы. Рябушинские и Носовы принадлежали к московской купеческой элите. С 1910 г. В.В.Носов стал заметной фигурой в деловой Москве: он управлял делами фирмы, входил в Совет Купеческого коммерческого банка Российского взаимного страхового союза. В 1912 г. вместе с Рябушинскими он выступил в качестве учредителя Московского банка.


На портрете Константина Сомова (1911)

Интерес к искусству у Носовой пробудился рано. И это не удивительно, поскольку ее братья имели коллекции очень высокого художественного достоинства.


Евфимия Павловна тоже стала собирать художественную коллекцию. Пример братьев Михаила и Степана, предполагавших передать свои собрания Москве, заразил и ее. Она решила в своем особняке создать музей русского искусства и впоследствии передать его родному городу. «Дом после своей смерти, — писал о Носовой М.В.Добужинский, — хочет передать городу, и ее мечта, чтобы выдающиеся и нравящиеся ей русские художники в этом доме сделали нечто. Вместе с домом Москве должна быть завещана и коллекция картин как городская художественная галерея» (8, с. 295).


В коллекции Носовой была представлена только русская живопись. Судя по произведениям, оказавшимся позже в государственных музеях, едва ли не главное место занимала в ней портретная живопись. Здесь были работы В.Л.Боровиковского («Портрет кн. А.А.Долгорукого», «Портрет кн. М.И.Долгорукой», «Портрет стихотворца и переводчика гр. А.С.Хвостова»), А.Г.Венецианова («Портрет Е.А.Балкашиной»), О.А.Кипренского («Портрет А.А.Челищева»), Д.Г.Левицкого («Портрет графини Урсулы Мнишек», «Портрет капитан-лейтенанта Г.А.Долгорукова»), Ф.С.Рокотова («Портрет неизвестного в синем кафтане», «Портрет неизвестной в розовом платье»), М.И.Теребенева («Портрет неизвестной в чепце»), В.А.Тропинина («Портрет неизвестного с сигарой в руке»), П.Ротари («Портрет неизвестного»), С.Тончи («Портрет поэта Г.Р.Державина»). Таким образом, это была очень самобытная и ценнейшая по представленным здесь произведениям коллекция, превосходный домашний музей русского портрета.



Бюст работы Анны Голубкиной (1912)

Коллекция Носовой размещалась в особняке на углу Малой Семеновской и Введенской площади. Дом этот построен еще В.Д.Носовым в 1880 г. Евфимия Павловна поселилась здесь после замужества, в начале 1900-х гг.


Особняк Е.П.Носовой стал одним из художественных центров Москвы, где устраивались литературные вечера, театральные представления, вернисажи с участием поэта М.А.Кузмина, художников С.Ю.Судейкина, К.А.Сомова , М.В.Добужинского и других. «Она была типичной представительницей меценатствующего московского капитализма, — вспоминал ее племянник Ю.А.Бахрушин. — Окруженная поэтами-символистами и художниками-«мирискуссниками», она «рассудку вопреки, наперекор стихиям» превращала памятный мне по детству старый носовский дом на Введенской площади во дворец Козимо Медичи» (1, с. 244).


После 1917 г. Е.П.Носова эмигрировала. Еще до своего отъезда самые ценные картины она сдала на временное хранение в Третьяковскую галерею и в Театральный музей им. А.А.Бахрушина. После декрета о национализации все эти вещи стали собственностью государства. Позже в Третьяковскую галерею поступили и те полотна, что находились в Театральном музее.

В первые послеоктябрьские годы в бывшем особняке Е.П.Носовой открылся один из Пролетарских музеев. Однако просуществовал он недолго и подобно другим таким же музеям был ликвидирован, а художественные предметы пополнили Государственный музейный фонд. Оттуда они попадали либо в другие музеи, либо в Антиквариат.


Дом Носовой сохранился до наших дней (Введенская площадь, д. 1).


В эмиграции Евфимия Павловна сначала жила в Париже, затем переехала в Рим.


Е.П.Носова умерла в 1960 г.


(Биографическая справка

Этот портрет, который я очень люблю, находится в Третьяковке. На нем изображена Евфимия Павловна Носова, урожденная Рябушинская.

Говорят, художник страшно мучился, заканчивая его, поскольку к тому моменту "совершенно изменился к своей модели". Самому Сомову Ефимия, которая была дамой с характером, вроде бы не досаждала, но при нем ругалась с коллегой Судейкиным и другими живописцами, которые расписывали ее дом. И творческая душа не вынесла. Считается, что Носова здесь одета в платье работы знаменитого российского модельера Надежды Петровны Ламановой. Что вполне логично. Ламанова была одной из самых востребованных и знаменитых фигур мира моды своего времени, а Носова была, как бы сейчас сказали, светской дамой и иконой стиля. В чем же еще позировать на парадном портрете? К слову, платье, на мой взгляд, совершенно потрясающее.

В от несколько работ великолепного модельера дореволюционного периода и 1920-х годов

И еще одна работа Ламановой на знаменитом полотне - портрет великой актрисы М.Н. Ермоловой в платье ее работы. Это Серов


Евфимия Носова была представительницей последнего российского поколения семьи известных промышленников, предпринимателей Рябушинских. Среди ее 8 братьев был Степан Павлович, владелец знаменитого особняка Рябушинского, он же музей М. Горького на Малой Никитской, ученый-специалист по аэродинамики и гидродинамики Владимир и покровитель искусств Николай Павлович, сам художник, оказывавший поддержку журналу "Золотое руно" и обществу "Голубая роза". В бывшей молельне особняка, к слову, есть замечательная эскпозиция, посвященная этой семье. На самом деле сестер Рябушинских, доживших до совершеннолетия, было пять, но только Евфимия сумела тягаться в известности, блеске со своими знаменитыми братьями. А по части эксцентричности, вероятно, и провосходила их. Хотя может дело в том, что она просто была женщиной, а с них и сейчас зачастую спрос другой.

Это фрагмент еще одного портрета Носовой работы А.Я. Головина, на сей раз, конного

А вот эксцентричная москвичка в мраморе работы А. С. Голубкиной.

Евфимия Павловна была замужем за сыном суконного короля Василием Васильевичем Носовым. К сожалению, фотографий четы найти не удалось. Она коллекционировала русский портрет 18 - первой половины 19 веков, собиралась оставить свое собрание Третьяковской галерее. Умерла Носова в эмиграции в возрасте 89 лет.

Двухэтажный особняк по улице Малая Семеновская, 1, строение 1 был поднят в 80-х годах девятнадцатого столетия на каменном фундаменте стоявшего здесь тогда деревянного дома. Заказчиком стал тогдашний владелец - купец-старообрядец Василий Дмитриевич Носов.

Архитектурный проект был составлен московским зодчим Петром Павловичем Щеголевым.

После свадьбы сына и наследника Василия Васильевича, который взял в супруги Евфимию Рябушинскую, Носов-старший переселился во вновь отстроенный в этих владениях деревянный усадебный дом по нынешней , оставив бывшее свое жилище молодым. Разделил он пополам и обширный сад.

Настоящей хозяйкой в семье и доме стала Рябушинская, которая начала переделывать купеческий особняк в некий изысканный салон «серебряного века». Она с необычайной энергией принялась менять внутреннее убранство и внешний декор, привлекая к сотрудничеству известных в то время архитекторов и художников.

С тех самых пор, с 1910-х годов, здание не претерпело больше никаких изменений.

По чертежам Ивана Жолтовского внутри дома на улице Малой Семеновской, 1 был оформлен парадный, отделанный мрамором, зал, украшением которого стали огромные зеркала и колонны коринфского ордера.

Настенную роспись парадной столовой был приглашен выполнить в 1911 году художник Валентин Александрович Серов, для чего им было изготовлено 29 эскизов, отражающих тему «Диана и Актеон». К сожалению, внезапная смерть не позволила мастеру довести начатое до конца, а потому Носова-Рябушинская привлекла живописцев Сергея Юрьевича Судейкина и Николая Николаевича Сапунова.

Парадная лестница городского особняка была оформлена в период с 1912 по 1913 годы Мстиславом Валериановичем Добужинским. Интересно, что живописец вначале был отправлен Евфимией Павловной в Италию, где он должен был ознакомиться с росписями флоренцийского дворца, принадлежавшего некогда Козимо Медичи, а уже потом приступить к выполнению подобного, но уже в ее доме.

Интересно, что фреску Добужинского в 1940 году заклеили бумагой, поверх которой наложили слой краски. Открыли шедевр лишь в 70-х годах прошлого века и пришли в изумление от того, как он хорошо сохранился.

Именно по окончании этой работы усадебный дом Носовых москвичи стали называть меж собой «дворцом Козимо Медичи».

Осенью 1917 года хозяйка, наслышавшись о реквизиции, проводимой большевиками, все художественные ценности передала в дар Третьяковской галерее, а сам собралась и выехала за границу.