Университетские библиотеки. Библиотечно-информационная деятельность: кем работать и где учиться? Зональная научная библиотека Воронежского государственного университета

В эпоху постмодернизма мир воспринимается не иначе как текст, написанный всеми, кто когда-либо что-либо писал, - и сегодня невозможно обойти стороной место, колоритность которого с этой точки зрения просто зашкаливает. Речь об университетской библиотеке. Посещать ее нужно вовсе не только для того, чтобы впопыхах брать там учебники, плюс что-нибудь для реферата, плюс что-нибудь почитать для себя. Нет. Библиотека - это мощное средоточие знаний, требующее уважения и внимания. Это интересный феномен, и его стоит изучать. Наконец, это один из критериев выбора вуза.

Библиотечные коллекции отрицают сиюминутную моду на те или иные профессии. По каждой специальности собрано столько сведений, что просто так от всей этой информации не избавиться - придется ее исследовать и адаптировать к современности. Скажем, и в России, и в других странах сверху пропагандируется мнение, что учиться на юриста уже неактуально. Тем временем университетские библиотеки Братиславы (Словакия), Вроцлава (Польша) и Рейкьявика (Исландия) проявляют себя как партнеры системы "Manuscriptorium", где для правоведов собраны оцифрованные тексты документов, изданных в Европе до 1800 г. Зачем-то это нужно!

Выбирая вуз, уточните, как работает его поисковая библиотечная система. Так, компьютерные библиотечные программы Берлинского университета позволяют искать книги и в самом вузе, и во всех научных библиотеках Берлина и Германии.

Прекрасно, если интересное вам учебное заведение время от времени заключает договоры с библиотеками и другими компаниями о доступе к тем или иным электронным текстам. Чаще всего это публикации в зарубежных научных журналах - а именно на научные журналы и должен ориентироваться будущий серьезный профессионал. Но бывают и лайт-варианты сотрудничества. Так, Санкт-Петербургскому государственному университету информационных технологий, механики и оптики компания "Digital Distribution Center" предоставила доступ к электронной полнотекстовой коллекции неких учебников, а студенты Ярославского университета, благодаря библиотеке GALE, до 20 июня могли рыться в электронном архиве “The Times” (1785-1985). Работы с учебниками не избежать, а работа с источниками всегда важна для самостоятельно мыслящего исследователя.

Что обязательно должно присутствовать в библиотеке университета

Библиотека вуза необязательно должна заключать договор о доступе к статьям и монографиям с кем-то посторонним. Она в состоянии взять «контрольный пакет» информации в свои руки и распоряжаться им на свое усмотрение. Например, университетская библиотека американского Корнелла поддерживает так называемый arXiv - собрание научных статей по физике и математике в электронном виде.

Чем больше в библиотеке вуза новеньких компьютеров, тем лучше. Пусть будет целый компьютерный парк! А совсем хорошо, когда у самой библиотеки есть сайт или хотя бы страничка на сайте вуза. Образцово интересен в этом смысле сайт библиотеки знаменитого Йельского университета. Там обновляется информация о подборках редких иллюстраций, представляющих историческую ценность. Ничуть не хуже онлайн-библиотека МГТУ имени Н. Э. Баумана: здесь есть доступ ко всем необходимым каталогам и возможность заказать необходимый научный труд.

Не стоит ставить богатство книжных фондов в зависимость от престижности вуза. В Казахстане есть Кызылординский университет, вроде бы провинциальный. От расформированного в роковом 1937 г. Дальневосточного корейского педагогического института этот казахский вуз унаследовал коллекцию книг на рисовой бумаге, сберегаемых высланными корейцами. А в войну сюда эвакуировали один вуз из Москвы и два - с Украины, тоже вместе с библиотеками. Потом люди уехали, а книги - в том числе и яркие библиографические редкости - остались. Так что если вы поступаете в вуз, скажем, где-нибудь на Урале, который был одним из мест эвакуации, то, возможно, там есть фонды из нескольких библиотек, оставшиеся еще с войны.

Совершенно нормально, когда в вузе несколько библиотек - на каждом факультете по одной. Следите только, чтобы они представляли собой систему. Для вас это означает, что, если в библиотеке одного из факультетов нужной вам книги не нашлось, пусть на подмогу приходит другой факультет. Ориентируйтесь на библиотеку Гарвардского университета (США). Это система из 94 учреждений. Даже век назад их было «лишь» 37.

Следите за действиями Оксфордского фонда! В Оксфорде знают толк в книжных коллекциях. Если вы узнаете, что Оксфордский фонд подарил тому или иному российскому вузу книги, это значит, что английские эксперты дали высокую оценку библиотеке вуза. Так, недавно фонд сделал такие подарки Воронежскому и Казанскому университетам.

Администрация университета Пердью в американском штате Индиана решила собрать в университетской библиотеке коллекцию материалов на аэрокосмическую тему. Американский астронавт Нил Армстронг, в конце 60-х побывавший на Луне, согласился передать родному университету личный архив. Это хороший ход со стороны вуза - сотрудничество с выпускниками, у которых есть ценные архивы. И второй хороший ход - решение коллекционировать материалы на интересную тему. Никто не может ограничить библиотеку вуза в таких инициативах. Если подобного в вузе не происходит, а вы уже собрались туда поступать, не ослабляйте своей активности сами - как в приобретении профессии в целом, так и в студенческой библиотечной работе, в частности.

Хорошо работающая библиотека проводит выставки и информирует о них студентов - таковы, например, библиотеки Сибирского государственного технологического университета и Новгородского государственного университета. Впрочем, нет ничего зазорного в том, чтобы рассказывать людям о библиотечной повседневности, как-то делают блоггеры-сотрудники библиотек Пенсильванского и некоторых других университетов; а в университетской библиотеке штата Иллинойс (США) даже ведут библиотечный твиттер-блог!

Математик Н. И. Лобачевский совмещал пост ректора Казанского университета и директора университетской библиотеки. Выбирая вуз сегодня, выясните, какие ученые причастны к работе его библиотеки. Может оказаться, что ученые - отдельно, а библиотека - отдельно. И всё же помните о примере Лобачевского. Библиотекарь - это важная миссия.

Еврейскому университету в Иерусалиме доверена не просто учебная библиотека, а Национальная библиотека Израиля - самая крупная библиотека в странах Ближнего и Среднего Востока. Там свыше 5 млн книг, микрофильмов, инкунабул (это издания, вышедшие до 1501 г.); рукописи на иврите, русском, арабском, персидском, армянском и других языках; киноархив; 400 личных архивов - в том числе архивы Г. Гейне, Ф. Кафки, А. Эйнштейна. Там сосредоточена информация о еврейском народе, собранная по всему миру энтузиастами-книголюбами. Развитие этой сокровищницы подкреплено законом Кнессета, но закон только фиксирует происходящее. А оно являет собой пример идеального активного отношения к библиотеке. Если вас и ваших друзей когда-либо просили пополнить школьную библиотеку, ведь был же для кого-то этот призыв лишь поводом избавиться от ненужных книг? Однако и к школьной, и к вузовской библиотекам можно относиться не потребительски и не наплевательски, а активно. Будете учиться, начнете работать, встанете на ноги - нагряньте всем курсом к букинистам и осчастливьте библиотеку своей альма-матер раритетными фолиантами! Или приобретите новенькие академические издания и подарите их родной библиотеке.


Библиотека технического университета в г. Делфте (Нидерланды) похожа на холм. На крыше растет трава, там можно загорать. А еще оттуда можно скатиться на велосипеде (летом) и на санках (естественно, зимой). Если вы эстет, внешний вид книгохранилища выбранного вами вуза будет вам важен. Там некрасиво? Поступайте в МАРХИ и учитесь проектировать библиотеки лично.

Билл Клинтон встретил Хиллари, свою будущую супругу, в библиотеке Йельского университета. Так что в библиотеках возможны весьма интересные и полезные знакомства!

Ничто человеческое не чуждо не только А. П. Чехову, но и библиотекам. Так, в библиотеке Тринити-колледжа Дублинского университета хранится волынка XV века.

«В социально-экономическом отделе университетской библиотеки ничего не слышали о “Левиафане” Гоббса», - сетует в Рунете какой-то блоггер. Что делать в подобных ситуациях? Записываться в научные библиотеки за пределами вуза - чем раньше, тем лучше: студенческий билет это позволит. Для тех, кто хочет когда-нибудь стать аспирантом, да и просто написать хорошую дипломную работу, посещение научных библиотек обязательно. Если вы стремитесь стать современным профессионалом, вам придется проводить время в мировых электронных библиотеках в Сети и читать литературу в том числе и на иностранных языках. А наиболее полюбившиеся книжки приобретите в серьезных книжных магазинах в личное пользование.

Материалы к лекции

Вопросы.

1. Система непрерывного библиотечного образования.

2. Начальная профессиональная подготовка.

3. Среднее специальное образование в РБ.

4. Высшее образование.

5. Подготовка научных кадров

6. Повышение квалификации библиотекарей.

Литература.

1) Мотульский Р.С. структура БД РБ и его место в системе информационно-документных коммуникаций // Пытанні біблігряфазанўства і бібліятэказнаўства:міжведамасны зборнік вып.16. – Мн:Універсітэцкае, 1995. – с.14-22.

2) Материалы к СРС.

Основное назначение библиотекаря в различные исторические моменты обозначалось по-разному. Различными были трактовки его основных функций и задач. На заре существования библиотечной профессии главным для её представителей было умение хорошо организовать фонд и следить за его сохранностью, потом к функциям библиотекаря добавились и функции каталогизации, обслуживания читателей. Глобальная, терминальная задача библиотекаря сегодня – содействовать формированию всесторонне развитой личности. Осуществление её невозможно без специальных, профессиональных знаний, а также без огромного интеллектуального потенциала, то есть массива накопленных знаний из различных наук и сфер деятельности. То есть, для того, чтобы влиять на совершенствование окружающих, библиотекарь и сам должен быть высокообразованной, гармонически развитой личностью. С этой целью в нашей республике, как и в других странах мира, создана система профессионального библиотечного образования.

Профессиональная подготовка специалистов БД в нашей стране осуществляется в рамках системы непрерывного образования. Непрерывное образование – целенаправленный процесс, включающий помимо школьного, среднего специального и высшего образования систему повышения квалификации. В нём взаимосвязаны организационное обучение и самообразование. Чтобы быть высококвалифицированным специалистом, библиотекарю нужно постоянно обновлять знания, полученные в специальных учебных заведениях. Непрерывное образование сопутствует ему на протяжении всей трудовой деятельности.

В понятие «непрерывное библиотечное образование» входит:

Подготовка кадров (подразделяется на: начальная профессиональная подготовка, среднее специальное образование, высшее образование, подготовка научных кадров);

Повышение квалификации библиотекарей;

Самообразование библиотекарей.

Начальная профессиональная подготовка. Осуществляется непосредственно в библиотеках через практикумы, цель которых – познакомить начинающих библиотекарей с основами библиотечной деятельности. В ходе практикума даются основные сведения о организации работы библиотеки, минимум профессиональных знаний, необходимых для выполнения начинающим библиотекарем своих функциональных обязанностей. Следует отметить, что около трети библиотечных работников республики (более 3 тыс. человек) имеют только среджнее общее образование, т.е. владеют профессиональными знаниями на уровне начального библиотечного образования.



Среднее специальное образование в РБ. Специалистов со средним специальным образованием в СССР готовили в библиотечных техникумах и на библиотечных отделениях культурно-просветительных училищ. В конце 80-х годов в СССР насчитывалось около 130 таких учебных заведений. В РБ подготовка библиотечных кадров со средним образованием осуществляется в Могилёвском библиотечном техникуме. Сейчас 43% (более 4,5 тысяч) специалистов, работающих в публичных библиотеках республики имеет среднее библиотечное образование. Обучение в техникуме ориентировано на получение учащимися умений и навыков выполнения библиотечных технологических процессов и операций. Поэтому выпускники техникума работают в основном в библиотеках среднего и нижнего звена (сельских, городских, ЦРБ). Кроме того, подготовка специалистов средней квалификации осуществляется и в Лингво-гуманитарном колледже.

Высшее образование в РБ. Специалистов с высшим образованием в СССР готовили библиотечные факультеты в 17 институтах культуры, а также соответствующие факультеты университетов и педагогических институтов. Подготовка кадров высшего образования в РБ осуществляется на факультете информационно-документных коммуникаций БГУКиИ (Витебский ГУ?). На факультете существует система очного и заочного обучения, осуществляемая на бюджетной и платной основе. Обучение проводится пять лет. В белорусских публичных библиотеках высшее образование имеет треть специалистов, а во всех библиотеках республики – четверть.

Особенностью высшего образования является то, что студенты не только получают практические навыки осуществления технологических процессов и операций, но, что самое главное, получают фундаментальные теоретические знания и знания методологического характера по специальным дисциплинам и комплексу гуманитарных дисциплин. Такая подготовка способствует формированию не только общих профессиональных навыков, умений и знаний, но и всестороннему гармоническому развитию личности будущего библиотекаря (при условии добросовестного отношения к учёбе, разумеется).

Таким образом, проблема обеспечения библиотек республики специалистами была решена уже в 1975 г., но поскольку более 50% выпускников высших и средних специальных учебных заведений, получивших библиотечное образование, уходят работать в другие, более престижные отрасли народного хозяйства, то кадровая проблема в библиотеках республики стоит довольно остро. Следовательно, дефицит профессиональных кадров в библиотеках определяется не возможностями учебных заведений, а способностью библиотек закрепить специалистов на рабочих местах.

Подготовка научных кадров. Осуществляется на уровнях магистратуры, аспирантуры и докторантуры. В магистратуре в течение одного года производится дальнейшее обучение, результатом является написание и защита магистерской диссертации. По окончании магистратуры присваивается степень магистра. На этой ступени аспирантуры и докторантуры готовятся педагоги-исследователи -- кандидаты и доктора наук.

Повышение квалификации библиотекарей. Целью данной ступени непрерывного образования является усовершенствование профессиональных знаний и навыков, повышение общеобразовательного уровня библиотекарей в соответствии с достижениями библиотечной науки и практики, передового опыта работы библиотек, помощь специалистам в продолжении образования после окончания ВУЗа или техникума, в совершенствовании теоретических и практических знаний.

Сложившаяся система ПК обладает следующими качествами:

Всеобщность системы ПК – система ПК охватывает всех штатных библиотекарей республики независимо от стажа, образования или должности;

Бесперебойность системы ПК – предусматривается проведение совокупности мероприятий, обеспечивающих постоянный рост профессионального мастерства библиотекарей;

Разносторонность – обучение ведётся по разным направлениям: профессиональное и общекультурное;

Дифференциация обучения – библиотекари повышают свою квалификацию различными формами и методами в зависимости от их специализации и принадлежности их к различным типам библиотек;

Использование различных форм и методов повышения квалификации библиотекарей. Они определяются типом библиотек, категорией работников, зависят от стажа работы, от особенностей отдельных библиотечных процессов.

Работу по ПК организуют6

Минск – Республиканский институт проблем культуры;

Крупные универсальные и специальные библиотеки-методические центры, организующие разнообразные формы и методы ПК библиотекарей своей системы (Например, БелСхБ как методический центр организует повышение квалификации сотрудников сельскохозяйственных библиотек республики, а НББ – библиотекарей государственной сети библиотек);

При органах управления БД (например, Управлениях культуры облисполкома) организуются курсы или стажировки для библиотекарей.

Формы ПК:

Семинары;

Стажировки;

Практикумы;

Школы передового библиотечного опыта;

Научно-практические конференции и др.

Самообразование библиотекарей. При помощи самообразования библиотекари продолжают своё профессиональное образование. Они углубляют и пополняют ранее полученные знания соответственно тем изменениям, которые происходят в теории и практике БД. Кроме профессионального самообразования библиотекари должны заниматься и общим самообразованием. Библиотекарь должен читать художественную литературу, отраслевую литературу, профессиональные издания и периодику. Должен изучать фонд своей библиотеки, посещать лекции, консультации, знакомиться с передовым опытом деятельности других библиотек, приобретать и совершенствовать навыки культуры чтения и информационной культуры.

Самообразование библиотекарей является необходимым процессом, поскольку преобразование БД в зависимости от социально-экономических условий может осуществлять только библиотекарь нового типа, владеющий современными знаниями и достижениями в библиотечной и общечеловеческой сферах.

Сегодня библиотекарь должен иметь национальное самосознание, быть склонным к социальному и политическому плюрализму. Обладать высоким уровнем профессионализма и общего образования, способным содействовать возрождению и развитию белорусской культуры.

http://pnu.edu.ru/ru/library/news_library/
  • Научная библиотека Тамбовского государственного технического университета

    http://www.lib.tstu.ru/
  • Научная библиотека Ижевского государственного технического университета

    http://www.istu.ru/2012-09-06-10-46-30
  • Научная библиотека Удмуртского государственного университета

    http://lib.udsu.ru/
  • Научная библиотека Оренбургского государственного университета

    http://artlib.osu.ru/site_new/
  • Научная библиотека Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова

    http://www.lib.uniyar.ac.ru/index.php
  • Научная библиотека Челябинского государственного университета

    http://www.lib.csu.ru/
  • Научная библиотека Сыктывкарского государственного университета

    http://library.syktsu.ru/
  • Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета

    http://kpfu.ru/library
  • Научная библиотека Ивановского государственного университета

    http://lib.ivanovo.ac.ru/
  • Научная библиотека Дальневосточного федерального университета

    https://www.dvfu.ru/library/
  • Зональная научная библиотека Воронежского государственного университета

    http://www.lib.vsu.ru/
  • Библиотека Башкирского государственного университета

    http://www.bashlib.ru/
  • Научная библиотека Южно-Уральского государственного университета

    http://lib.susu.ac.ru/
  • Научно-техническая библиотека Национального исследовательского Томского политехнического университета

    http://www.lib.tpu.ru/index.html
  • Фундаментальная библиотека Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого

    http://www.spbstu.ru/structure/fundamentalnaya_biblioteka/?sphrase_id=203516
  • Фундаментальная библиотека Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского

    http://www.lib.unn.ru/
  • Библиотека Национального исследовательского университета "МИЭТ"

    http://www.miet.ru/structure/s/322/e/3273/102/
  • Научно-техническая библиотека Московского авиационного института (Государственный технический университет)

    http://ntb.mai.ru/
  • Научная библиотека им. М. М. Бахтина Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева

    http://www.library.mrsu.ru/
  • Научно-техническая библиотека Иркутского государственного технического университета

    http://library.istu.edu/
  • Научная библиотека Пермского национального исследовательского политехнического университета

    http://lib.pstu.ru/readers/
  • Библиотечный комплекс Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева

    http://library.oreluniver.ru/
  • Научно-техническая библиотека Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева

    http://www.nntu.ru/lib
  • Научно-техническая библиотека Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина

    http://lib.gubkin.ru/
  • Научная библиотека Иркутского государственного университета имени В. Г. Распутина

    http://library.isu.ru/ru
  • Научная библиотека Тверского государственного университета

    http://library.tversu.ru/
  • Зональная научная библиотека Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

    http://lib.urfu.ru/
  • Научная библиотека Самарского государственного университета

    http://weblib.ssu.samara.ru/
  • Научная библиотека Сибирского федерального университета

    http://bik.sfu-kras.ru/
  • Зональная научная библиотека им. В. А. Артисевич Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского

    http://library.sgu.ru/
  • Научная библиотека Новосибирского гуманитарного университета

    http://libra.nsu.ru/
  • Библиотека Мурманского арктического государственного университета

    http://www.mshu.edu.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=6&id=33&Itemid=118
  • Научно-техническая библиотека Саратовского государственного технического университета им. Ю. А. Гагарина

    http://lib.sstu.ru/
  • Р оссийское образование переживает очередной этап реформирования. Информационное общество заставляет университеты меняться, становиться более динамичными, современными, отвечающими требованиям рынка труда, обеспечивающими инфраструктуру для образования в течение всей жизни. На Крымской конференции в рамках специальной секции эксперты обсудили настоящее и будущее библиотечного образования.

    ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ЧТО ДАЛЬШЕ?

    Александр МАЗУРИЦКИЙ, директор Библиотечного института Московского государственного университета культуры и искусств

    Мы находимся в преддверии подготовки образовательного стандарта нового поколения. Наступило время подведения итогов периода вхождения в Болонскую систему. Моё личное отношение к этим итогам – не позитивное, считаю, что основные принципы Болонской системы не реализованы.

    Во-первых, балльно-рейтинговая система оценки знаний, показывающая, насколько студент преуспел на курсе, факультете, в вузе в целом, не введена в полной мере, не является стимулом для студентов и для педагогов. Оценки продолжают ставиться по привычной пятибалльной шкале, а потом преподаватели переводят их в баллы. Чтобы правильно подходить к этой системе оценки, педагог должен иметь много свободного времени. Вторая нереализованная идея – выстраивание индивидуальной образовательной траектории. Наше высшее образование организовано по принципу среднего, когда студенты учатся потоком, у них нет возможности напрямую общаться с преподавателем.

    Я был председателем УМС по разработке стандарта двухуровневой системы, тогда появилось понятие «компетенции». Это вызвало сложности, потому что необходимо было смоделировать компетенции, которых на практике не существует. Ни в одной должностной инструкции не определено, что должен знать бакалавр, что – магистр. Сейчас ситуация более благоприятная, потому что появился профессиональный стандарт библиотечной деятельности.

    Будущему авторскому коллективу разработчиков нового стандарта нужно учитывать, что за последние годы произошло серьёзное изменение работы библиотек. Библиотеки быстро осваивают новые информационные технологии, модернизируют программное обеспечение, включаются в сетевые проекты. По сути дела, произошла серьёзная медиатизация библиотек. Эта проблема должна быть ключевой при подготовке стандарта. При этом нужно обратить особое внимание на то, что во многих регионах страны библиотеки остались единственными бесплатными культурно-досуговыми учреждениями. Библиотека стала выполнять функции, которые раньше выполняли клубы. Это означает, что библиотекарям нужно выступать в роли сценаристов, актёров, кинооператоров, организаторов культурно-досуговой деятельности. Возникает вопрос: можно ли в рамках одной специальности подготовить такого универсального специалиста?

    По сути дела, всё, что мы делали, это закладывали старое содержание в новые формы. А сейчас ситуация другая: практика более динамична, чем образовательная система, но при этом мы не можем менять учебные планы, методическое обеспечение раз в один или два года. Однако содержание не менялось многие годы. Больше всего тревожит в этом отношении появление в 2009 г. прикладного бакалавриата, в основу которого заложены программы среднего библиотечного образования в сочетании с высшим. В 2010 г. 50 учебных заведений – колледжей и вузов начали этот эксперимент. Идея заключалась в том, чтобы 50% учебного процесса происходили непосредственно на практике, в стенах библиотек. Но возникает вопрос: как будет соотноситься этот уровень образования с уровнем колледжа и вуза? Получается, что человек, отучившись три года в колледже, идёт в бакалавриат. Там ему предлагают короткий срок обучения. Это ещё три года, итого шесть лет. А потом он идёт в магистратуру, это ещё два года. Получается, что мы будем готовить библиотечного специалиста восемь лет. За это время все его знания устареют категорически. Наше среднее образование совершенно не вписывается в Болонскую систему, поэтому есть опасения, что мы вообще можем его потерять, несмотря на то, что основная часть подготовки ведётся именно в техникумах и колледжах. Для сельских, районных библиотек выпускники колледжей – основа кадрового ресурса.

    Ещё один острый момент – то, что произошло с магистратурой. Мы подготовили стандарт, ввели компетенции. В магистратуру пошли заочники – те, кто не имеют базового библиотечного образования, но работают в библиотеках. При этом сейчас в магистратуре появляются студенты с профильным образованием. И те и другие учатся в одной группе, но программы для них нужны абсолютно разные. Новый стандарт должен быть составлен по модульной системе – для тех, кто имеет базовое образование на уровне бакалавриата, и для тех, у кого нет профильной подготовки.

    Немаловажный момент – это взаимодействие учебных заведений и работодателей. Отношение работодателей сегодня исключительно потребительское: где выпускники? Однако их активное участие в подготовке студентов необходимо. У нас есть возможность для манёвра: да, есть профиль подготовки, но вуз вправе менять его по просьбе работодателей. По запросу можно готовить фондохранителей, каталогизаторов, специалистов другой области.

    К сожалению, у нас отсутствует государственная политика подготовки кадров. Никто не знает, каких специалистов и сколько нужно, и это на фоне сокращения числа обучающихся. Эта тенденция абсолютно одинакова в вузах культуры, колледжах культуры, библиотечных техникумах.

    В этой ситуации необходимо провести детальный анализ стандарта, организовать публикации специалистов в профессиональной печати на тему взаимодействия работодателей и учебных заведений по подготовке кадров.

    ПРИЗРАК АСПИРАНТУРЫ

    Юрий СТОЛЯРОВ, главный научный сотрудник Научного центра исследований книжной культуры РАН

    Мы говорим о Болонской системе, бакалаврах, магистрах. Но с 1 сентября ситуация меняется довольно радикально. Появится третий уровень высшего образования – аспирантура, для которой нет ни программ, ни концепции, ни идей. Скоро начнётся приём в аспирантуру, но по какому направлению? По имеющимся вариантам, мы будем либо в направлении «Культуроведение и социально-культурные проекты», либо в «СМИ и информационно-библиотечная деятельности», либо вообще в архитектуре. Кто-то решает нашу судьбу за нас, мы же об этом даже не знаем.

    Владимир СТРЕЛЬЦОВ, проректор по научной работе МГУКИ

    Стандарт для аспирантов по направлению «Культурология» в рамках направления «Культуроведение и социально-культурные проекты» был разработан и отправлен в Минобрнауки России ещё в декабре прошлого года, потом долго проходил согласование в министерстве. При этом макет стандарта был настолько формализован, что вставить наши пожелания в его разделы было практически невозможно. Совсем недавно Минобрнауки получило отзывы экспертов – как положительные, так и отрицательные. Стандарт прислали на доработку, что и было сделано. Затем мы снова отправили документ в министерство и теперь ждём результата. Что касается стандарта по направлению «СМИ и информационно-библиотечная деятельность», то его разрабатывал МГУ им. М.В. Ломоносова, его судьба неизвестна.

    БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

    Валентина БРЕЖНЕВА, декан Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского университета культуры и искусств, зам. председателя УМС по библиотечно-информационному образованию

    Высшее образование постоянно находится в стадии реформирования. За свою почти столетнюю историю библиотечное образование пережило ряд изменений. Сначала готовили кадры для библиотек различных типов и видов: детских, научных, массовых, сельских, медицинских. В рамках другой реформы подготовка проводилась по функциональному принципу, процессному подходу: библиографы, каталогизаторы, комплектаторы. В ФГОС 2004 г. появились квалификации, в рамках стандарта 2010 г. – профили. Мы ещё не успели сделать выпуск по стандарту 2010 г., а уже разрабатываются новые. Система образования должна быть консервативной, давать не те знания и навыки, которые нужны здесь и сейчас, а умения учиться на протяжении всей жизни и овладевать теми компетенциями, которые понадобятся через 5, 10 лет. В нашем образовании нужно сохранять широкую базовую подготовку, в первую очередь гуманитарную. Если из библиотечно-информационного образования убрать гуманитарную основу, то будет сложно требовать от библиотекаря высоких результатов. Нередко мы уходим в сторону других профессий и подстраиваемся под требования сегодняшнего дня. Тем не менее базовые компетенции должны быть неизменны. Профессиональный библиотекарь должен уметь скомплектовать фонд, вести его обработку, каталогизацию, при этом не имеет значения – в традиционном или электронном виде. При этом нужно формировать маркетинговое мышление, потому что необходимо ориентироваться в сегодняшней очень динамично меняющейся ситуации.

    Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были востребованы в библиотеках. В условиях постоянных реформ, ожидания нового стандарта мы, начиная с первого дня первого курса, занимаемся серьёзной профориентационной работой. Легко сказать – где вузы, а где практика… Этот упрёк я слышу всегда и везде. Но нужно задуматься о том, откуда в вузах берутся студенты, которых мы обучаем. К сожалению, среди абитуриентов очень мало профессионально ориентированных. Большинство из них приходят к нам не потому, что они осознанно хотят стать библиотекарями, а потому, что это Санкт-Петербург, гуманитарный факультет, дающий хорошее базовое образование. Поэтому мы и занимаемся профориентацией, а библиотеки города нам помогают. Они принимают студентов и вовлекают их в проектную работу. Большую часть курсовых и практически все дипломные работы студенты пишут по заявкам библиотек. Начиная со второго курса студенты параллельно с обучением работают в библиотеках. Это та практика, которой мы дорожим.

    Сегодня мы стремимся к тому, чтобы Библиотечно-информационный факультет был частью профессионального библиотечного сообщества нашего города. Один из ярких примеров – наш проект «Библиофест». Это профессионально ориентированное событие, в рамках которого проводятся различные мероприятия, студенты презентуют те проекты, которые они реализуют в течение учебного года, проводят конкурсы, пишут эссе на тему «Почему я стал библиотекарем». Большая часть мероприятий проводятся на площадках библиотек. Когда мы с первого курса приводим студентов в библиотеки, мы вырабатываем у них привычку проводить там время в надежде, что они здесь останутся. В итоге в библиотеку идут работать 60–70% выпускников, при этом университет выступает в качестве биржи труда. Сейчас студентов у нас даже меньше, чем заявок работодателей.

    Нужно сказать, что в санкт-петербургских библиотеках изменилась ситуация, как в части зарплаты, так и атмосферы. Но массовая практика серьёзно зависит от государственной политики .

    Представлена подборка ссылок на образовательные порталы. Здесь вы можете найти нормативные документы, методическую литературу, образовательные ресурсы. Порядок доступа определяется соответствующим порталом. Для отображения контента выберите нужную ссылку, и контент будет отображен на странице.

    В библиотеке собраны книги по различным отраслям знаний, художественная литература, литература на 16 языках - английском, немецком, французском, шведском, финском и др., издания, отличающиеся оригинальным полиграфическим исполнением, редкие издания XVI - XIX вв.
    Фонд редкой книги насчитывает более 20 тыс. книг, изданных до 1946 г.

    Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Фундаментальная библиотека
    Фонды библиотеки превышают 2,6 млн. единиц хранения.
    В создании библиотеки и формировании ее фондов принимали участие ведущие ученые института, члены библиотечной комиссии Ф.В.Левинсон-Лессинг, М.А.Павлов, А.С.Посников, И.В.Мещерский, И.М.Гревс и др.

    Санкт-Петербургский государственный университет, Научная библиотека им. М. Горького
    Одна из старейших и крупнейших библиотек России, является памятником отечественного просвещения, науки и культуры. По богатству и разнообразию фондов она находится в одном ряду с известнейшими университетскими книгохранилищами мира. В фонде насчитывается 6,7 млн. томов.

    Сибирский государственный медицинский университет, Научная медицинская библиотека
    Еединственная общедоступная медицинская библиотека Томской области, крупнейшая специализированная библиотека в Сибири. В основу фонда библиотеки была положена значительная часть книг и журналов, собранных на кафедрах медицинского института и переданных из библиотеки Томского государственного университета, стоматологического института и томской фельдшерско-акушерской школы.

    Сибирский государственный технологический университет. Научная библиотека
    Научная библиотека (НБ) СибГТУ - одна из крупнейших библиотек в Красноярском крае. Богатейшие собрания отечественной и иностранной литературы насчитывают более 1 млн. экземпляров. С наибольшей хронологической глубиной и полнотой комплектуется фонд по следующим отраслям: лесное хозяйство; лесная промышленность; химия и химическая технология; биотехнология, экология; переработка древесины; производство мебели; информатика; вычислительная техника; робототехника; экономика; менеджмент; социальная работа; гуманитарные науки.

    Тверской государственный технический университет, Зональная научная библиотека
    Зональная научная библиотека Тверского государственного технического университета - крупнейшая научно-техническая библиотека г. Твери и Тверской области.

    Тверской государственный университет, Научная библиотека
    Книжный фонд библиотеки содержит часть библиотеки профессора А.С. Орлова. Это издания по палеографии, истории городов и храмов, библиография древних славянской и русской литератур.