Универ им огарева. Факультеты

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва находится в Саранске , столице Республики Мордовия , и является крупнейшим в регионе вузом. Университет создан в 1957 году на базе Мордовского государственного педагогического института. В структуру университета входят 10 факультетов, 7 институтов и два филиала в городах Рузаевка и Ковылкино . Ректор вуза (с 2010 года) - С. М. Вдовин , президент вуза - Н. П. Макаркин.

Энциклопедичный YouTube

История МГУ им. Н. П. Огарёва

Мордовский университет ведет историю с создания первого высшего учебного заведения в Мордовии - Мордовского агропединститута. Он был открыт в регионе (на тот момент Мордовская автономная область) 1 октября 1931 решением Совета народных комиссаров РСФСР.

Уже через год, 23 ноября 1932 агропединститут был преобразован в Мордовский государственный педагогический институт (МГПИ). В его составе были созданы историческое, математическое, химическое, биологическое отделения и отделение литературы и языка. Первый выпуск специалистов (73 человека) состоялся в 1935 году.

Основной задачей вуза на первых порах было обеспечение школ региона педагогическими кадрами. Ускоренное обучение учителей велось в учительском институте, который был открыт в составе МГПИ в 1934 году. В 1935 году студенты МГПИ перешли заниматься в новое четырехэтажное здание на углу улиц Большевистская и Рабочего переулка (ныне улица Б. Хмельницкого). Первый учебный корпус существовал до 2010 года , 15 сентября 2016 года на его месте открылся новый учебно-лабораторный корпус Мордовского университета - самое высокое здание в Саранске .

С 1938 по 1957 годы Мордовский пединститут носил имя русского поэта Александра Ивановича Полежаева , который был уроженцем мордовского края. В эти же десятилетия в вузе работал крупнейший российский философ и литературовед Михаил Михайлович Бахтин . Впервые М. М. Бахтин приехал в Саранск и начал работать в вузе в 1936 году после ссылки. Затем с 1945 по 1961 год, до выхода на пенсию, Михаил Михайлович преподавал на историко-филологическом факультете Мордовского педагогического института (с 1957 года - Мордовский университет), был доцентом, заведующим кафедрой русской и зарубежной литературы. В Саранске он подготовил к публикации книги, принесшие ему мировую известность, - «Проблемы поэтики Достоевского» (М., 1963), «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (М., 1965). В 2015 году, в год 120-летия М. М. Бахтина, в сквере у центрального кампуса университета был открыт памятник ученому, а в составе университета появился мемориальный и исследовательский Центр М. М. Бахтина .

2 октября 1957 года на базе МГПИ имени А. И. Полежаева был создан Мордовский государственный университет с историко-филологическим, физико-математическим, инженерно-техническим, сельскохозяйственным факультетами, а также факультетом естествознания и факультетом иностранных языков. В следующем году в вузе началась подготовка собственных научных кадров в аспирантуре. В соответствии с актуальными задачами развития Мордовской АССР происходило открытие новых факультетов и специальностей: в последующие десятилетия были образованы факультеты строительства, электронной техники, механизации сельского хозяйства, экономический, юридический, медицинский и единственный в России светотехнический факультет (с 2016 года - Институт электроники и светотехники).

С 1970 года Мордовский университет носит имя русского поэта, публициста и революционера Николая Платоновича Огарёва . Родовое имение Огарёвых - село Старое Акшино - находится в 40 км от Саранска. В вузе действует музей Н. П. Огарёва. Один из символов Мордовского университета - памятник Огарёву, открытый в 1984 году.

В 1982 году за заслуги в подготовке специалистов и развитие научных исследований указом Президиума Верховного Совета СССР Мордовский университет имени Н. П. Огарёва был награждён орденом Дружбы народов .

В 1990-е гг. структура университета изменилась - наиболее крупные факультеты были преобразованы в институты, также открылись научно-исследовательские институты. В 2000 году были открыты филиалы Мордовского университета в двух крупнейших (помимо Саранска) городах Мордовии - Ковылкине и Рузаевке.

Новый этап в истории Мордовского университета начался с установлением в его отношении категории «национальный исследовательский университет » в 2010 году. За последние годы Мордовский университет вошел в состав Ассоциации ведущих вузов России и Ассоциации классических университетов России, а также укрепил свои международные позиции.

Позиции университета в рейтингах

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет входит в число лучших 600 вузов мира по версии Международного рейтинга университетов Round University Ranking и занимает 16-е место среди российских университетов, вошедших в данный рейтинг. В 2016 году МГУ им. Н. П. Огарёва вошёл в число 200 лучших университетов по версии международного рейтинга QS EECA 2016 (Emerging Europe&Central Asia 2016, оцениваются вузы 25 стран Европы и Центральной Азии). В 2014 году агентство «Эксперт РА », включило вуз в рейтинг высших учебных заведений Содружества Независимых Государств , где ему был присвоен класс «Е» («достаточный уровень подготовки студентов») .

Ректоры университета

Образовательные программы Мордовского университета ежегодно входят в число лучших образовательных программ высшего образования по итогам Всероссийского проекта «Лучшие образовательные программы инновационной России».

В Мордовском университете реализуется свыше 150 дополнительных образовательных программ. В 2015 году стартовал совместный проект Мордовского университета, Агентства инновационного развития Мордовии и Mail.ru Group «Техноколледж». Участники проекта - студенты связанных с IT направлений подготовки и специальностей - проходят бесплатное практическое обучение по веб- и мобильной разработке.

Научная деятельность

Программой развития Мордовского государственного университета на 2010-2019 годы определены два приоритетных направления развития научной деятельности вуза: ПНР 1 «Энергосбережение и новые материалы» и ПНР 2 «Фундаментальные и прикладные исследования в области финно-угроведения ». Благодаря полученному по программе развития НИУ финансированию в вузе сформирована современная система научно-исследовательских, инновационных и внедренческих структур: 127 научно-исследовательских лабораторий и центров, в том числе 5 центров коллективного пользования, а также центр трансфера технологий, центр молодежного инновационного творчества, 7 молодежных инновационных центров, 10 студенческих конструкторских бюро. Всего за пять лет на реализацию Программы развития было выделено 3 млрд рублей, из них половина - на приобретение современного научного оборудования.

Ныне в вузе работают 280 докторов наук, профессоров и 1100 кандидатов наук, доцентов, 16 действительных членов и членов-корреспондентов РАН и других государственных академий. Учеными вуза ежегодно реализуется более 40 грантов международных и российских фондов. Объемы НИОКР , выполненных вузом за последние 5 лет, составили 1,5 млрд руб. Доля финансирования договоров по заказам предприятий реального сектора экономики в общем объеме НИОКР составляет 72 %.

МГУ им. Н. П. Огарёва является участником 12 технологических платформ и служит базовой научной площадкой для реализации ключевых проектов в рамках инновационного территориального кластера Республики Мордовия. Университет активно включает в хозяйственный оборот объекты интеллектуальной собственности. Инновационный пояс университета насчитывает 25 малых инновационных предприятий. По данным мониторинга эффективности инновационной деятельности российских вузов, проведенного в 2016 году ОАО «РВК» и НИУ «ИТМО» , Мордовский университет занял первое место в рейтинге по объему средств, полученных в 2015 году за счет использования результатов интеллектуальной деятельности.

В вузе функционируют 11 диссертационных советов. Ежегодно университет является организатором более 40 всероссийских и международных конференций. Активно развивается молодежная наука. Молодые ученые вуза стали обладателями 171 гранта программы «УМНИК» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

На базе факультетов (институтов) университета ежегодно проводятся три Всероссийские студенческие олимпиады и конкурсы по специальности. С 2012 года ежегодно в вузе реализуется программа развития деятельности студенческих объединений «Студенческие объединения как креативная составляющая научно-образовательного процесса в национальном исследовательском университете».

Международные связи

Мордовский университет осуществляет международные связи в следующих направлениях:

  • развитие международной партнёрской сети университета, которая в настоящее время включает более 80 мировых научно-образовательных центров из 29 стран мира;
  • выполнение междисциплинарных научных исследований в сотрудничестве с ведущими мировыми научными центрами;
  • экспорт образовательных услуг университета;
  • развитие международной академической мобильности.

Мордовский государственный университет активно работает на рынке экспорта образовательных услуг с 1989 года. За этот период в университете прошли обучение свыше 900 граждан из 50 стран Европы, Азии, Африки, Америки, в том числе аспиранты с защитой диссертации на соискание степени кандидата наук. Активизация деятельности в области обучения иностранных граждан связана с получением статуса национального исследовательского университета в 2010 году.

За 10 лет контингент иностранных граждан, обучающихся в университете, вырос более чем в 10 раз. В 2016 году в университете обучается более 1150 иностранных граждан из 53 стран мира - Абхазия, Азербайджан, Алжир, Армения, Афганистан, Бангладеш, Беларусь, Вьетнам, Гана, Германия, Греция, Грузия, Египет, Индия, Иордания, Йемен, Ирак, Казахстан, Камерун, Китай, Кения, Кыргызстан, Ливан, Латвия, Мали, Марокко, Монголия, Намибия, Нигерия, Пакистан, Палестина, Польша, Сирия, Сомали, Судан, Таджикистан, Танзания, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Шри-Ланка, Чад, Эквадор, Южная Осетия и др.

Вуз проводит активную политику продвижения на международных образовательных рынках через развитую агентскую сеть и интернет-площадки. Информацию о возможностях обучения в университете можно найти на сайтах известных интернет-рекрутеров Masterstudies и Studyabroadonline (на китайском языке) .

МГУ им. Н. П. Огарёва реализует ряд образовательных проектов при поддержке Европейского Союза. Совместные научные исследования по приоритетным направлениям развития университета выполняются в рамках международных программ (TEMPUS, Jean Monnet и другие), а также совместно с международными партнёрами. Постоянно действуют научно-исследовательские и образовательные структуры сетевого типа:

  • Лаборатория для проведения исследований тонкопленочных покрытий, нанесенных по нанотехнологии атомно-слоевого осаждения (ALD - atomic layer deposition). Лаборатория открыта совместно с компанией Beneq Oy (Финляндия).
  • Международный сетевой институт фундаментальных исследований и прикладных технологий. Институт открыт совместно с Университетом Лафборо (Великобритания)
  • МГУ им. Н. П. Огарёва является резидентом Технопарка г. Чженьцзян (КНР).
  • Совместный российско-французский автомобильный учебный центр «Образовательные технологии в автомобильной отрасли». Центр создан совместно с европейским партнером «Национальной Ассоциации по подготовке специалистов для автомобильной отрасли ГНФА» (GNFA, Франция).

Мордовский университет входит в состав Евразийской ассоциации университетов, Международной ассоциации финно-угорских университетов, Ассоциации образовательных организаций высшего образования Российской Федерации и Азербайджанской Республики.

Структура и материально-техническая база вуза

В структуру Мордовского университета, помимо факультетов, институтов и филиалов, входят административные управления и центры, научная библиотека, издательство, редакции. В Мордовском университете издается 16 научных журналов, в том числе 7 из перечня ВАК: «Интеграция образования», «РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY», «Вестник Мордовского госуниверситета» и международный научный журнал «Финно-угорский мир», «Экономическая история», «Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования», «Журнал Средневолжского математического общества».

Научная библиотека носит имя выдающегося русского философа и мыслителя М. М. Бахтина , который проработал в университете около 25 лет. В Научной библиотеке университета находится около 2,5 млн документов на различных носителях, предоставлен доступ к ведущим мировым информационным ресурсам. К услугам пользователей 16 читальных залов и современный информационно-ситуационный центр.

Материально-техническая база вуза включает 29 учебно-лабораторных корпусов, Дворец культуры и искусств, плавательный бассейн «Студенческий», шесть спортивных залов, три спортивно-оздоровительных комплекса, две лыжные базы. В 16 общежитиях университета проживают около 5000 человек. Студенческий городок вуза вошёл в число победителей по итогам Всероссийского конкурса на лучшее студенческое общежитие.

Спортивная инфраструктура вуза включает 2 физкультурно-оздоровительных спортивных комплекса, воздухоопорный многофункциональный спортивный комплекс, плавательный бассейн «Студенческий», лыжную базу, 6 спортивных и 5 тренажерных залов. МГУ им. Н. П. Огарёва многократно одерживал победу во Всероссийском конкурсе «Вуз здорового образа жизни».

Студенческая жизнь

Система студенческого самоуправления Мордовского университета включает более 40 общественных организаций, в том числе профсоюзный комитет и студенческий совет. Студенты могут проявить себя во многих направлениях деятельности: студенческая наука, предпринимательство, студенческие отряды, самоуправление, творчество, волонтерская деятельность и т. д.

В 2015 году в Мордовском университете создан Волонтёрский центр Чемпионата мира по футболу FIFA 2018™ . Саранск является одним из городов-организаторов ЧМ-2018, и для организации матчей в Мордовском университете будут подготовлены 1300 волонтёров.

В 2012 году преподавателями и студентами факультета математики и информационных технологий и института электроники и светотехники создан Центр олимпиадной подготовки по программированию. Центр ведет подготовку к олимпиадам, проводит собственные соревнования и обеспечивает участие студентов Мордовского университета в российских и международных соревнованиях. Наивысшим достижением студентов университета стал диплом III степени на Полуфинальных соревнованиях командного студенческого чемпионата мира по программированию ACM ICPC 2014.

В спортивную жизнь вуза вовлечены свыше 40 % студентов. Действует 30 спортивных секций. Ежегодно проходят Универсиада по 11 видам спорта и Спартакиада по 10 видам спорта. В вузе действуют спортивный клуб, студенческий спортивный клуб «Огаревец», Центр развития физкультурно-спортивной деятельности со студентами с ограниченными возможностями здоровья. Среди студентов и выпускников университета олимпийские чемпионы, победители и призеры чемпионатов мира и Европы. Ежегодно студенческие команды занимают свыше 140 призовых мест на официальных окружных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях.

Примечания

  1. ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2015 / Фонд управления целевым капиталом «Развитие Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва»

Лицензия серия А №282470, рег. №10385 от 30.05.2008 г.
Свидетельство о государственной аккредитации серия АА №001368, рег. №1335 от 23.10.2008 г.

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва - крупнейший центр высшего образования, науки и культуры Республики Мордовия, один из ведущих университетов Поволжья.

Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарева является государственным образовательным учреждением, реализующим непрерывные программы полного высшего профессионального образования с присвоением квалификации.

Окончившие университет получают диплом государственного образца о высшем образовании и квалификации. Мордовский государственный университет реализует также профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования и переподготовки специалистов. Мордовский государственный университет создан 2 октября 1957 года на базе организованного в 1931 году Мордовского государственного педагогического института. Его создание означало качественно новый шаг в развитии высшего образования Мордовии. Сегодня Мордовский университет является одним из крупнейших центров высшего образования, науки и культуры не только в Республике Мордовия, но и в России. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2010 г. № 812-р в отношении Мордовского государственного университета установлена категория "национальный исследовательский университет". Подготовка кадров осуществляется по 109 специальностям и направлениям подготовки. Университет расположен в центральной части России, в 620 км от Москвы.

Функционирует 3 филиала и 7 представительств, 26 корпусов, 10 десять общежитий, в том числе 7 студенческих общежитий и 3 для аспирантов и преподавателей.

Обучение студентов в Мордовском университете ведется по очной, очно-заочной и заочной формам. Продолжительность обучения по очной форме - 5 лет, по вечерней и заочной - 6 лет, на медицинском факультете - 6 и 7 лет. Бакалавриат - 4 года. Подготовка специалистов осуществляется в форме лекций, семинарских и практических занятий. Присуждаемые дипломы и степени: дипломированный специалист, кандидат наук, доктор наук, бакалавр и магистр. После завершения обучения выполнившим учебный план выдается Российский государственный диплом установленного образца о высшем образовании и квалификации.

Институты, факультеты, специальности:

  • Аграрный институт
    • агрономия
    • зоотехния
    • ветеринария
    • технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
  • Архитектурно-строительный факультет
    • автомобильные дороги и аэродромы
    • городское строительство и хозяйство
    • архитектура
    • дизайн архитектурной среды
    • искусство интерьера
  • Биологический факультет
    • биология
    • биотехнология
    • биоэкология
  • Географический факультет
    • география
    • экология и природопользование
    • картография
    • геоэкология
    • социально-культурный сервис и туризм
  • Институт дополнительного образования
    • биотехнология
    • автоматизированные системы обработки информации и управления
    • промышленное и гражданское строительство
    • технология машиностроения
    • энергообеспечение предприятий
    • финансы и кредит
    • менеджмент организации
    • управление качеством
    • экономика и управление на предприятии (по отраслям)
    • юриспруденция
    • психология
    • социальная работа
    • социальная работа
    • социальная педагогика
    • журналистика
    • организация работы с молодежью
  • Институт механики и энергетики
    • энергообеспечение предприятий
    • механизация сельского хозяйства
    • технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе
    • механизация переработки сельскохозяйственной продукции
  • Институт национальной культуры
    • театральное искусство
    • библиотечно-информационная деятельность
    • вокальное искусство (по видам вокального искусства: народное пение)
    • дизайн
    • дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование, дирижирование народным хором)
    • культурология
    • народное художественное творчество
    • реклама
    • музыкальное искусство
    • Дизайн (по отраслям)
    • Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество
  • Институт физики и химии
    • физика
    • химия
    • радиотехника
  • Историко-социологический институт
    • история
    • психология
    • регионоведение
    • политология
    • социальная работа
    • социология
  • Ковылкинский филиал
  • Математический факультет
    • математика
    • прикладная математика и информатика
    • информационные технологии
  • Медицинский институт
    • лечебное дело
    • педиатрия
  • Рузаевский институт машиностроения
    • технология машиностроения
    • металлообрабатывающие станки и комплексы
    • экономика и управление на предприятии (по отраслям)
  • Светотехнический факультет
    • светотехника и источники света
    • метрология и метрологическое обеспечение
    • стандартизация и сертификация
    • сервис
    • экономика и управление на предприятии (по отраслям)
    • метрология, стандартизация и сертификация
    • электроника и микроэлектроника
  • Факультет довузовской подготовки и среднего профессионального образования
  • Факультет иностранных языков
  • Факультет электронной техники
  • Филологический факультет
    • журналистика
    • филология
    • филология
  • Экономический факультет
    • бухгалтерский учет, анализ и аудит
    • государственное и муниципальное управление
    • маркетинг
    • менеджмент организации
    • налоги и налогообложение
    • статистика
    • управление качеством
    • финансы и кредит
    • экономика и управление на предприятии (по отраслям)
  • Юридический факультет
    • юриспруденция

Медицинский институт является одним из ведущих структурных подразделений Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. В настоящее время институт представляет собой единый коллектив, обладающий большим кадровым, образовательным, научно-инновационным и медицинским потенциалом.

Медицинский факультет открыт 1 июля 1967 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 42 от 17 января 1967 года. Ежегодный прием составил 175 студентов по специальности «Лечебное дело». С первых дней работы факультета ведут свою историю и старейшие кафедры - нормальной анатомии, нормальной физиологии, гистологии, цитологии и эмбриологии. С 1969 года начато преподавание клинических дисциплин - пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии и др. Базами для преподавания клинических дисциплин и создания клинических кафедр и курсов стали крупнейшие больницы города и республики.

Первым деканом был профессор Г. Н. Сарайкин. В последующие годы факультет возглавляли: доценты А. А. Беляков (1968 - 1971 гг.) и В. М. Зайцев (1974 - 1976 гг.), профессор В. И. Киреев (1976 - 1977 гг.). С 1977 по 1987 гг. факультет возглавлял заведующий кафедрой нормальной анатомии, доктор медицинских наук профессор заслуженный деятель науки РМ Н. М. Иванов; с 1987 г. по 2002 г. деканом факультета была заслуженный врач Российской Федерации и Республики Мордовия, заведующий кафедрой факультетской терапии, профессор Л. К. Федоткина; с 2002 по 2008 г. – профессор кафедры госпитальной хирургии, доктор медицинских наук М. Д. Романов; с 2008 г. по 2013 г. – заведующий кафедрой факультетской терапии, доктор медицинских наук, профессор А. А. Усанова. Решением Ученого совета университета в 2008 г. медицинский факультет переименован в медицинский институт. С 2013 г. институт возглавляет заведующий кафедрой педиатрии, доктор медицинских наук, профессор Л. А. Балыкова.

Учебная инфраструктура представлена 20 кафедрами, отделом производственной практики студентов, региональным учебно-научно-исследовательским медицинским комплексом. Послевузовское и дополнительное образование представлены отделом ординатуры, отделом интернатуры, аспирантурой, докторантурой, центром повышения квалификации врачей и переподготовки специалистов. Подготовку врачебных кадров осуществляют 2 академика и 2 члена-корреспондента РАМН; 10 академиков общественных и иностранных академий; 38 докторов наук, профессоров и 176 кандидатов наук, доцентов; 13 – заслуженных деятелей науки России и Мордовии; 7 – заслуженных работников высшей школы; 18 – заслуженных врачей России и Мордовии. Членами Правлений Всероссийских научно-технических советов и научных обществ России являются 46 ученых; 42 – председателями научных медицинских обществ и общественных организаций Мордовии.

Медицинский институт располагает достаточными площадями, материально-технической и клинической базой для подготовки высококвалифицированных специалистов. Имеются четыре учебных корпуса, классы Internet, восемь компьютерных и видеоклассов, библиотека медицинской литературы, читальный зал, Центр симуляционного обучения, актовый и спортивный залы, лыжная база, столовая, общежитие. Клинические кафедры и курсы расположены в крупнейших клиниках г. Саранска и Республики Мордовия.

Подготовка врачей ведется по четырем специальностям – «Лечебное дело» и «Педиатрия», в 2011 г. открыта специальность «Фармация», в 2012 г. - специальность «Стоматология». В настоящее время в институте обучаются студенты из различных регионов Российской Федерации, Армении, Узбекистана, Украины, Туркменистана, Азербайджана, Йемена, Германии, Пакистана, Египта, Индии, Шри-Ланка, Сирии, Камеруна, Судана и др. Институт признан World Directory of Medical schools (Geneva), The World of Learning (Fortysecond Edition) (United Kingdom & Ireland), аккредитован Medical Council of Sri Lanka. По качеству и уровню специальной подготовки студентов - медиков подразделение вуза является одним из лучших медицинских факультетов / институтов России. Наши выпускники достойно трудятся во многих регионах России, а также в США, Англии, Германии, Израиле, Гвинее, Йемене, Австралии, Тунисе, странах СНГ и т.д. В 2014-2015 учебном году в медицинском институте начинается подготовка иностранных студентов по специальности 060101.65 "Лечебное дело" на английском языке.

В институте реализуется система непрерывного медицинского образования (интернатура, клиническая ординатура, аспирантура, повышение квалификации и переподготовка врачей). Обучение в интернатуре проводится по 22 специальностям, в клинической ординатуре – по 35 специальностям, в аспирантуре – по 21 специальности, повышение квалификации и переподготовка кадров – по образовательным программам дополнительного профессионального образования (24 специальности). Контингент студентов составляет около 2000, интернов – 180, клинических ординаторов – 215, аспирантов – 90 человек, слушателей центра повышения квалификации врачей и переподготовки специалистов – свыше 500 специалистов. Ежегодно в системе послевузовского образования проводится обучение свыше 50 иностранных специалистов (по специальностям: кардиология, акушерство и гинекология, дерматовенерология, отоларингология, офтальмология, функциональная диагностика, хирургия, неврология, терапия, травматология и ортопедия, урология и др.).

Научно-инновационная деятельность осуществляется на базе учебно-научных лабораторий, центральной научно-исследовательской лаборатории, виварии, анатомическом музее, музеях органопатологии и истории медицины, совместных научно-практических центров. Сотрудники института и студенты участвуют в разработке и реализации федеральных, отраслевых, региональных, межведомственных и международных программ. Гордостью института являются научные школы, ведущие разработки в области эфферентной и квантовой гемотерапии в хирургии (проф. И. Н. Пиксин); оперативной комбустиологии и реаниматологии (проф. А. Н. Беляев); фармакологии (проф. В. И. Инчина); нейроморфологии (проф. Н. М. Иванов).

Подготовка научных кадров в собственной аспирантуре ведется по 21 специальности, а в докторантуре – по хирургии и фармакологии. С 1993 года в институте функционируют специализированные Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций:

  • Д 212.117.01 - по специальностям 03.03.04 – Клеточная биология, цитология, гистология (биологические науки, медицинские науки) и 14.03.01 – Анатомия человека (медицинские науки);
  • Д 212.117.08 - по специальностям 14.01.17 – Хирургия (медицинские науки); 14.03.03 – Патологическая физиология (медицинские науки) и 14.03.06 – Фармакология, клиническая фармакология (медицинские науки).

Лечебно-диагностическая и клиническая работа сотрудников осуществляется на базе лечебно - диагностического консультативного центра, 27 республиканских и городских клинических лечебно-профилактических учреждений. Согласно лицензии Росздравнадзора на осуществление медицинской деятельности по 13 адресам в сфере амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной помощи на клинической базе кафедр.

В 2011 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ медицинский институт аккредитован на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.

Медицинский институт является одним из ведущих структурных подразделений Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. В настоящее время институт представляет собой единый коллектив, обладающий большим кадровым, образовательным, научно-инновационным и медицинским потенциалом.

Медицинский факультет открыт 1 июля 1967 г. приказом Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР № 42 от 17 января 1967 года. Ежегодный прием составил 175 студентов по специальности «Лечебное дело». С первых дней работы факультета ведут свою историю и старейшие кафедры - нормальной анатомии, нормальной физиологии, гистологии, цитологии и эмбриологии. С 1969 года начато преподавание клинических дисциплин - пропедевтики внутренних болезней, общей хирургии и др. Базами для преподавания клинических дисциплин и создания клинических кафедр и курсов стали крупнейшие больницы города и республики.


Первым деканом был профессор Г. Н. Сарайкин. В последующие годы факультет возглавляли: доценты А. А. Беляков (1968 - 1971 гг.) и В. М. Зайцев (1974 - 1976 гг.), профессор В. И. Киреев (1976 - 1977 гг.). С 1977 по 1987 гг. факультет возглавлял заведующий кафедрой нормальной анатомии, доктор медицинских наук профессор заслуженный деятель науки РМ Н. М. Иванов; с 1987 г. по 2002 г. деканом факультета была заслуженный врач Российской Федерации и Республики Мордовия, заведующий кафедрой факультетской терапии, профессор Л. К. Федоткина; с 2002 по 2008 г. - профессор кафедры госпитальной хирургии, доктор медицинских наук М. Д. Романов; с 2008 г. по 2013 г. – заведующий кафедрой факультетской терапии, доктор медицинских наук, профессор А. А. Усанова. Решением Ученого совета университета в 2008 г. медицинский факультет переименован в медицинский институт.


С 2013 г. институт возглавляет заведующий кафедрой педиатрии, член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Л. А. Балыкова.

Учебная инфраструктура представлена 20 кафедрами, отделом производственной практики студентов, региональным учебно-научно-исследовательским медицинским комплексом. Послевузовское и дополнительное образование представлены отделом ординатуры, отделом интернатуры, аспирантурой, докторантурой, центром повышения квалификации врачей и переподготовки специалистов. Подготовку врачебных кадров осуществляют 2 академика и 2 члена-корреспондента РАМН; 10 академиков общественных и иностранных академий; 38 докторов наук, профессоров и 176 кандидатов наук, доцентов; 13 – заслуженных деятелей науки России и Мордовии; 7 – заслуженных работников высшей школы; 18 – заслуженных врачей России и Мордовии. Членами Правлений Всероссийских научно-технических советов и научных обществ России являются 46 ученых; 42 – председателями научных медицинских обществ и общественных организаций Мордовии.

Медицинский институт располагает достаточными площадями, материально-технической и клинической базой для подготовки высококвалифицированных специалистов. Имеются четыре учебных корпуса, классы Internet, восемь компьютерных и видеоклассов, библиотека медицинской литературы, читальный зал, Центр симуляционного обучения, актовый и спортивный залы, лыжная база, столовая, общежитие. Клинические кафедры и курсы расположены в крупнейших клиниках г. Саранска и Республики Мордовия.

Подготовка врачей ведется по четырем специальностям – «Лечебное дело» и «Педиатрия» , в 2011 г. открыта специальность «Фармация» , в 2012 г. - специальность «Стоматология» . В настоящее время в институте обучаются студенты из различных регионов Российской Федерации, Армении, Узбекистана, Украины, Туркменистана, Азербайджана, Йемена, Германии, Пакистана, Египта, Индии, Шри-Ланка, Сирии, Камеруна, Судана и др. Институт признан World Directory of Medical schools (Geneva), The World of Learning (Fortysecond Edition) (United Kingdom & Ireland), аккредитован Medical Council of Sri Lanka. По качеству и уровню специальной подготовки студентов - медиков подразделение вуза является одним из лучших медицинских факультетов / институтов России. Наши выпускники достойно трудятся во многих регионах России, а также в США, Англии, Германии, Израиле, Гвинее, Йемене, Австралии, Тунисе, странах СНГ и т.д. В 2014-2015 учебном году в медицинском институте начинается подготовка иностранных студентов по специальности 060101.65 "Лечебное дело" на английском языке.


В институте реализуется система непрерывного медицинского образования (ординатура, аспирантура, повышение квалификации и переподготовка врачей). Обучение в ординатуре проводится по 35 специальностям, в аспирантуре – по 21 специальности, повышение квалификации и переподготовка кадров – по образовательным программам дополнительного профессионального образования (24 специальности). Контингент студентов составляет около 2500, клинических ординаторов – 215, аспирантов – 90 человек, слушателей центра повышения квалификации врачей и переподготовки специалистов – свыше 900 специалистов. Ежегодно в системе послевузовского образования проводится обучение свыше 50 иностранных специалистов (по специальностям: кардиология, акушерство и гинекология, дерматовенерология, отоларингология, офтальмология, функциональная диагностика, хирургия, неврология, терапия, травматология и ортопедия, урология и др.).

Научно-инновационная деятельность осуществляется на базе учебно-научных лабораторий, центральной научно-исследовательской лаборатории, виварии, анатомическом музее, музеях органопатологии и истории медицины, совместных научно-практических центров. Сотрудники института и студенты участвуют в разработке и реализации федеральных, отраслевых, региональных, межведомственных и международных программ. Гордостью института являются научные школы, ведущие разработки в области эфферентной и квантовой гемотерапии в хирургии (проф. И. Н. Пиксин); оперативной комбустиологии и реаниматологии (проф. А. Н. Беляев); фармакологии (проф. В. И. Инчина); нейроморфологии (проф. Н. М. Иванов).

Подготовка научных кадров в собственной аспирантуре ведется по 21 специальности, а в докторантуре – по хирургии и фармакологии.

Л ечебно-диагностическая и клиническая работа сотрудников осуществляется на базе лечебно - диагностического консультативного центра, 27 республиканских и городских клинических лечебно-профилактических учреждений. Согласно лицензии Росздравнадзора на осуществление медицинской деятельности по 13 адресам в сфере амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, стационарной помощи на клинической базе кафедр.
В 2011 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ медицинский институт аккредитован на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения.

Студенческая наука является одним из приоритетных направлений работы института. Формы ее разнообразны: участие в работе научных кружков при теоретических и клинических кафедрах; публикация научных статей; выступление с докладами на международных и российских научных форумах, общеуниверситетских конференциях «Огаревские чтения» и молодых ученых; подготовка и защита дипломных работ. Традиционно студенты-медики активно участвуют во Всероссийских конкурсах научных работ, а в 2004 г. по рейтингу студенческой науки факультет занял 4 место среди всех медицинских вузов страны и 1 место среди медицинских вузов Поволжья. Молодыми учеными-медиками выпускается научный альманах «Медицинские основы жизнедеятельности в норме, патологии и эксперименте», являющийся приложением к журналу «Вестник Мордовского университета».

Высшее образование играет большую роль. При правильном выборе учебного заведения, вы получите не только знания по профессии, но и окунетесь в интереснейший мир студенческой жизни. Поэтому подойти к выбору ВУЗа и факультета нужно крайне серьезно – ведь это определит то, как вы будете жить в ближайшие пять лет.

Школа (гимназия) №29

Школу обычно не выбирают – где живешь, там и учишься. Вот и я пошла учиться в школу №29 в городе Саранск, до которой было ближе всего ходить. Но и отзывы о ней были хорошие. Через несколько лет она приобрела статус гимназии, так что заканчивала я уже гимназию №29. Я училась хорошо и окончила школу с золотой медалью.

Среди предметов мне больше всего нравились математика, физика и литература. В школе я вела активную общественную жизнь – танцевала, пела в хоре, входила в совет старшеклассников, занималась в театральном кружке, играла в вокально-инструментальном ансамбле на синтезаторе, и конечно, участвовала в различных олимпиадах по математике, химии, русскому языку и других.

Учиться всё сложнее

С каждым годом современным детям приходится учиться все сложнее. Многие предметы, которые в мое время изучали, начиная с пятого класса, например, иностранный язык или информатику сейчас можно увидеть в расписании второклассника.

Значительно усложнились выпускные экзамены в девятом и одиннадцатом классах. Я тоже сдавала ЕГЭ, но обязательным этот экзамен был только по математике. По русскому языку мы писали сочинение. Сейчас же по многим предметам экзамены сдают в виде ЕГЭ. При этом вокруг создается такая шумиха – столько нервов, слез и денег!

Я очень рада, что училась в другое время. Конечно, за меня тоже родители переживали, но вместо того, чтобы искать кого-то, кто сделает за меня высокий балл, в течение двух лет оплачивали занятия с репетитором. Да и учитель математики у нас был очень талантливый. В итоге я сама сдала ЕГЭ по математике на 91 балл.

Выбор направления, с чем связать свою жизнь?

То, что я пойду учиться на математический факультет, было ясно давно. После третьего класса в нашей гимназии №29 ввели профильное обучение. То есть нужно было выбирать, в каком классе ты будешь учиться: в математическом, танцевальном, хоровом или в том, где учатся не очень умные и талантливые дети. Скажем так, чтобы никого не обидеть. Вам кажется странным такое деление? Это объясняется тем, что в то время наша гимназия только что получила статус эстетической.

Мама долго заставляла меня отвечать на какие-то вопросы, просила выполнить задания, пытаясь понять, какой у меня склад ума. Наверное, по ее подсчетам получилось, что математический, и я пошла учиться в самый сильный математический класс. А уж там благодаря талантливому математику-классному руководителю я полюбила алгебру и геометрию. До сих пор могу доказать теорему Пифагора, хоть ночью разбуди!

С математической направленностью мы определились, но в нашем городе (Саранск) есть два ВУЗа – МГУ им. Н.П.Огарева и Педагогический институт им. Евсевьева. Мы со школьной подругой с младших классов хотели пойти в педагогический – нас учили такие замечательные люди, что хотелось работать учителями, несмотря на сложность профессии и невысокую заработную плату! Но потом, благодаря неоспоримому решению родителей, я пошла подавать документы в МГУ, а она уехала поступать в Москву. Вот так педагогический институт остался за бортом.

Вопрос о платном обучении даже не стоял. И денег у нас на это не было, и наличие золотой медали и довольно высокого балла по ЕГЭ располагали к поступлению на бюджетную основу. Подсознательно я всегда знала, что буду учиться в университете. Как любой ребенок знает, что после детского сада он пойдет учиться в школу, так я знала, что после школы пойду в университет. Для меня это был последний этап перед взрослой рабочей жизнью.

Передо мной долго стоял вопрос, на какое отделение математического факультета пойти – на прикладную математику или на общую? К счастью, я выбрала прикладную специализацию, потому что посчитала, что знания и умения грамотно обращаться с компьютером мне понадобятся больше, чем глубокие знания математического анализа, дифференциальных уравнений и теории функций комплексного переменного. В дрожь бросает от таких мудреных названий предметов, не говоря уж об их детальном изучении! :)


Поступление - проверка на прочность!

Как и собиралась, я подала документы на факультет прикладной математики. Но при возможности подать заявление еще куда-нибудь, я решила не упускать ее и схалявить. А халява заключалась в следующем. На экономическом факультете профилирующим предметом была математика ЕГЭ. Чтобы поступить без экзаменов, нужно было иметь золотую медаль и балл по ЕГЭ, не ниже проходного. В прошлом году проходной балл был равен 75. У меня была медаль и балл 91. Но попытка не удалась:(Планку подняли до 95, и тогда для поступления необходимо было сдавать другие предметы устно.

Для поступления на математический факультет нужно было сдавать математику устно. И в случае сдачи на пятерку при наличии золотой медали можно было поступить. При сдаче на более низкую оценку пришлось бы писать сочинение и сдавать другие обязательные экзамены, как все немедалисты.

В день экзамена я немного волновалась, но была уверена, что сдам. Наш учитель так нас «натаскал», что я почти не готовилась. Тем более я сдавала и алгебру, и геометрию устно, как предметы по моему выбору в 11 классе. Все прошло гладко – мне выпал легкий билет с нетрудной задачей. Пятерка – и волнения закончились, а лето наконец-то началось!

Я поступила в Мордовский Государственный Университет имени Н.П.Огарева на факультет прикладной математики в родном городе Саранске на бюджетную основу.

Первый год обучения в МГУ имени Н.П.Огарева

Когда я смотрела списки групп (на нашей специализации их было три – две бюджетных и одна платная), я увидала фамилию одноклассника, моего хорошего друга. Я знала, что он собирается поступать туда же, куда и я, но даже представить не могла, что мы будем учиться в одной группе. Родной человек рядом, это всегда хорошо. На первое сентября мы пошли вместе.

Остальные наши одногруппники оказались разными по характеру, привычкам и поведению, но достойными и интересными людьми. Сразу же нам дали куратора с третьего курса. Он, как человек опытный, организовал нас. Рассказал, как тут учиться, что необычного, что хорошего, что – не очень. Я быстро вписалась в обстановку, и мне понравилось на новом месте учебы – много новых людей, новые преподаватели, совершенно не похожие на школьных учителей и сама бытность студенческой жизни. Даже воздух здесь был другим! Декан раздал зачетки – первый официальный документ – и пожал руки. Понеслась!..

Компьютерно-математический гранит науки

После школьных уроков пары казались такими длинными… Но отсутствие домашних заданий радовало. Лекции, практики, занятия в компьютерных лабораториях. Пока ничего не предвещало беды, только рассказы «старожилов» о том, как тот или иной преподаватель принимает экзамены.

Честно сказать, математические дисциплины с их дотошностью, углубленностью и значительной сложностью заставили меня разлюбить математику. В школе были цветочки! А в университете все оказалось гораздо сложнее. Все чаще возникали вопросы: «Зачем это вообще может понадобиться?» Как человек грамотный, я могла дать ответ на этот вопрос, но как обычный человек, практического опыта я в этом не видела.

Зато компьютерные занятия мне очень нравились! Интересные задания по программированию на разных языках, графические редакторы, базы данных… Мы даже Paint во всей красе проходили и досконально изучали Word, Excel и PowerPoint. А на 3-5 курсах мы программировали в системе 1С: Бухгалтерия. Вот то, что реально пригодится. И знание по созданию и поддержанию работы баз данных всегда требуется. Я ни капельки не пожалела, что выбрала именно прикладную специальность.

Математические дисциплины заставляли не спать ночи напролет во время сессии. Но не они одни. Кроме них есть еще несколько гадких предметов – физика (так любимая мною в школе), история, философия, правовые дисциплины. Но я твердо знала, что нужно собрать силы в кулак и двигаться вперед. Просто перетерпеть. Но мыслей о том, чтобы бросить все, никогда не было. Я перфекционистка по жизни. И если что-то делаю, то делаю это хорошо и до конца. К счастью, добиться хороших оценок можно было знаниями и стараниями, а не родительскими деньгами. Никто не верит, но наша группа ни разу не собирала пакетов и других денежных поощрений преподавателям. Просто даже повода не было! (на фотографии изображен один из корпусов НИ МГУ имени Огарёва)


Мои друзья – мое богатство!

За время учебы мой школьный друг стал настоящей поддержкой и опорой. Я всегда знала, что могу на него положиться. Кроме того, я нашла трех верных подруг. Мы до сих пор общаемся, хотя окончили университет еще в 2008 году (поступили в 2003). Одна из них даже стала крестной матерью моей дочки. Пять лет тесного общения не прошли даром. Что-то я взяла от них, чему-то научила – на то и есть друзья!

Работа – не волк

Стипендия у нас хорошая, только маленькая:), как говорил Михаил Евдокимов про пенсию в одном из монологов. Вот и приходится подрабатывать. Первым местом работы у меня был мордовский детский лагерь «Энергетик». А все началось с того, что мне рассказали, что в нашем университете активно работает Содружество Педагогических Отрядов (СПО). На каждом факультете есть педотряд. У нас он называется «Матрица». Это неслучайно. Ведь кроме названия известного фильма, это математический термин, означающий совокупность чисел. СПО проводит занятия с новичками, обучает детской психологии, орлятским песням, развивающим играм и другим интересным и полезным вещам. По окончании курса выдается свидетельство о том, что можно работать с детьми. Это интересная, ответственная и веселая работа! Правда, оплата символическая. За смену (21 день) я получила 3000 рублей. Но оно того стоило!

Только приходилось досрочно сессию сдавать, что иногда было неудобно. Некоторые преподаватели считают, что если пришел учиться, так учись, а не «пляши перед детьми по лесам».

Еще я работала промоутером по вечерам. Другими словами, проводила промоакции. Оплата по тем временам была небольшая. За месяц можно было заработать 1500-2000 рублей. Учебе это не мешало, ведь на время сессии можно было отказаться от работы. Хотя встречая некоторых преподавателей в супермаркетах во время дегустации или просто акции, было неприятно выслушивать, что «лучше учиться и готовиться к олимпиадам, чем пельменями торговать!» Но каждому свое.

Дальнейшие планы и перспективы

МГУ имени Огарева считается самым престижным ВУЗом в Мордовии, а на факультете прикладной математики всегда большой конкурс. Несмотря на «мужское лицо» профессии программиста, здесь учится много девушек, хотя редко кто потом работает по специальности. Но самое главное, что дает обучение на математическом факультете – это способность быстро вникать и обучаться любому делу. Еще бы! После таких предметов, как уравнения математической физики, бухгалтерия или делопроизводство покажется семечками:).

Я окончила университет в 2008 году, через неделю нашла работу. А помог опять же родной университет. Когда подписываешь обходной лист, нужно заполнить анкету в университетской службе занятости. Они передают данные работодателям, а те состыковываются с интересующими людьми и приглашают на работу. Так было и у меня. Меня пригласили на собеседование, а затем взяли на работу.

Работа у меня очень интересная! Я обучаю сельских бухгалтеров работе на компьютере с программными средствами фирмы 1С. Несмотря на сложность, напряженность и командировочный характер, я люблю свою работу. Да и доход она приносит хороший. Для девушки заработок в 18-20 тысяч в месяц в нашем городе считается более чем приличным. Сейчас я в отпуске по уходу за ребенком, но скоро выйду, и снова буду работать.

Близкие люди

Во время учебы на 4 курсе, я познакомилась с будущим мужем, а уже на 5 курсе мы поженились. Через два месяца после знакомства стали жить отдельно от родителей – сняли квартиру. А сейчас живем в собственной новостройке. Спасибо правительству республики – поддерживают молодые семьи, дают субсидии и прочие льготы на покупку жилья.

С парнями из группы мы просто дружили. До сих пор встречаясь, мы не можем наговориться – у каждого своя жизнь. Но тот отрезок времени, что мы провели вместе, навсегда останется в памяти. Это наше, и другого уже не будет.

В течение жизни разные люди встречаются нам на пути. Кто-то проходит мимо, кто-то играет лишь эпизодическую роль, а кто-то остается. В моей жизни остались надолго лишь три университетских подруги. Остальные только знакомые и приятели, не больше.

Главное достоинство факультета прикладной математики

Как я и думала, на факультете прикладной математики я научилась в совершенстве владеть компьютером. Это важно при устройстве на любую работу. А вообще, даже тот, кто учился удовлетворительно, с легкостью освоит новую профессию и сферу деятельности. Потому что главное, что дает математический факультет – это умение понимать, систематизировать и логически мыслить. Я ни на секунду не разочаровалась в своем выборе! Учиться трудновато, этот факультет не для лентяев. Но чем труднее даются знания и навыки, тем дороже они ценятся. Можно окончить факультет физического воспитания или сельскохозяйственной направленности, тоже будет высшее образование. Но если вы хотите получить не только диплом, а научиться мыслить и иметь широкий кругозор, то вам сюда.

Учеба именно в этом учебном заведении и на этом факультете сделала меня такой, какая я есть. Здесь я повстречала друзей, обрела мудрых наставников, научилась многому, что пригодилось в жизни. Однозначно, годы учебы прошли для меня не зря!