Рафаэль Санти. Станцы Рафаэля: Станца делла Сеньятура и Станца д‘Элиодоро

Станцы Рафаэля

Станцы Рафаэля в дворцовом комплексе Ватикана (Stanze di Raffaello) — помещения (станца — комната) в папском дворце Ватикана. Они существовали уже при папе Николае V (1447—1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа, то есть в апартаментах Александра VI. По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет). Станцы Рафаэля — это четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 м.), расписанные в 1508—1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал, росписи которого были выполнены учениками по эскизам живописца после его смерти. Четвёртое помещение — Зал Константина — было расписано учениками Рафаэля, поэтому менее известно. Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из станц их по четыре. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией.

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo)

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell"Incendio di Borgo) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства, а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х. Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - "Пожар в Борго".
По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра, причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general I)

Estancia del Incendio del Borgo (Vista general II)

«Пожар в Борго» Stanza dell"Incendio di Borgo

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

«Пожар в Борго» (фрагмент)

Коронация Карла Великого

Коронация Карла Великого (фрагмент)

Клятва, или оправдание Льва III

Клятва, или оправдание Льва III (франмент)

Битва при Остии

Битва при Остии (фрагмент)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским рабочим кабинетом, и здесь же подписывались папские указы. Это первая из станц, расписанных Рафаэлем (1508-1511 гг.). Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: "Афинская школа" - философию, "Диспута" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Мудрость, умеренность и сила" - правосудие.

Станца делла Сеньятура 1

Станца делла Сеньятура 2

"Афинская школа" - философия

Афинская школа (Escuela de Atenas)

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа" - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона. Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит, сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид, нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма, подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии. Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Диоген (Diogenes) Афинская школа (фрагмент)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)
Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) Афинская школа (фрагмент)

Пифагор (Pitagora) Афинская школа (фрагмент)

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель
(Афинская школа (фрагмент)

"Диспута" - богословие

Фреска "Диспута" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог-отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках апостолы. Внизу, на земле, представлены отцы церкви, папы, священнослужители, верующие, среди которых можно увидеть Данте, Савонаролу и художника монаха Фра Беато Анджелико. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Диспута" - богословие (Disputation of the Holy Sacrament)

Диспута (фрагмент)

Диспута (фрагмент) 2

"Парнас" - поэзия

"Парнас". В центре - Аполлон, вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Анакреонт, Сапфо, справа - Теренций, Ариосто, Овидий, Гораций.

"Парнас"

Парнас (Parnaso) Гомер, Данте (фрагмент)

Парнас (фрагмент)

Три главные добродетели (достоинства) - The Cardinal Virtues

Требониан, вручающий Пандетты Юстиниану

Григорий IX, одобряющий Декреталии

Росписи потолка (свода)

Потолок (свод) Estancia del Sello (Boveda)

Фреска на потолке (Адам и Ева)

Философия

Юстиция (Правосудие)

Комната Элиодора (Stanza di Eliodoro)

Станцу д"Элиодоро (Stanza d"Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511-1514 гг. Тематика её росписей - чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro») I

Станца Элиодора («Stanza di Eliodoro» ) II

Изгнание Элиодора

Фреска "Изгнание Элиодора", по которой станца получила своё название, рассказывает о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который он хотел разграбить. Считается, что в этом сюжете содержится намёк на изгнание французов из Папской области. Слева изображён сидящим папа Юлий II. Прекрасно передан характер этого сильного и властного человека.

Изгнание Элиодора (фрагмент)

Месса в Больсене (Massatbolsena) 1512

В "Мессе в Больсене" изображено чудо, которое произошло в 1263 г., когда во время богослужения хостия в руках у неверующего священника обагрилась кровью. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II, а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Освобождение Святого Петра

С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Здесь содержится намёк на эпизод из жизни папы Льва Х. Будучи ещё кардиналом, он был в битве при Равенне в 1512 г. взят в плен французами, но ему удалось бежать. Композиция делится на три части. В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы, в то время как стража спит, в левой - проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Освобождеие Петра (фрагмент)

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой

Встреча Святого Льва Великого с Атиллой (фрагмент)

Зал Константина фресками украсили уже после смерти Рафаэля. По его эскизам Франческо Пенни и Джулио Романо написаны картины событий из жизни императора Константина.

Росписи в Станца д"Элидоро рассказывают о чудесном покровительстве, оказываемом Богом папству, религии, апостолам и Церкви. С поразительным мастерством написана Рафаэлева фреска «Освобождение Петра» - первая «ночная сцена» художника.

Росписи в Станца-делла-Сеньятура, рабочем кабинете папы, представляют духовные сферы деятельности человека: поэзию, богословие, философию и правосудие. Фрески считаются шедевром эпохи Высокого Ренессанса. На фреске «Афинская школа» изображены великие древнегреческие философы: в центре - Платон и Аристотель, слева от Платона - Сократ, на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников, почти в центре с циркулем в руках сидит Эвклид, а справа стоят великий географ Птолемей и астроном Зороастр с небесным глобусом. На ступенях лежит Диоген, а на мраморный блок спиной опирается сидящий Гераклит. Рафаэль изобразил и себя - в облике одного из юношей, беседующих с Птолемеем и Зороастром.

В Станца-делль-Инчендиоди-Борго фреска «Пожар в Борго» изображает, как папа Лев IV останавливает пожар, случившийся в 847 г. в жилом квартале Святого Петра, осенив крестным знамением спасающуюся толпу.

Через вестибюль рядом с Залом Константина можно пройти в Капеллу Николая V, расписанную около 1447-1550 гг. Фра Анджелико. На фресках изображены сцены из жизни св. Лаврентия и Стефана.

Шесть помещений папы Александра VI Борджиа расписывались фресками в 1492-1495 гг. под руководством Пинтуриккио. В его частных покоях хранится часть собрания современного религиозного искусства, в котором представлены все направления искусства XX в. Основная часть произведений находится в помещениях под Сикстинской капеллой.

Дата последнего обновления: 04.03.2020

Одна из главных достопримечательностей Рима, входящих в музейный комплекс Ватикана, включает в себя четыре комнаты, расписанные великим художником вместе с его талантливыми учениками в период с 1508 по 1524. «Станцы Рафаэля» в переводе с итальянского языка обозначает «комнаты Рафаэля» (la stanza-комната).

Одной из первых и самых масштабных работ Рафаэля Санти в Риме стала художественная роспись папских апартаментов. Джулиано делла Ровере, будучи избранным Папой Римским под именем Юлия II, отказался использовать в качестве личной резиденции апартаменты, где ранее проживал Папа Александр VI Борждия.

Юлий II выбрал несколько просторных комнат на втором этаже Апостольского дворца и нанял известных художников для работы над декоративным оформлением помещений. Среди привлеченных мастеров был Браманте, Бальдассаре Перуцци, Лоренцо Лотто, и даже Пьетро Перуджино —один из первых учителей Рафаэля. Кстати, роспись потолка одной из комнат, над которой работал Перуджино, настолько не пришлась по душе Понтифику, что тот, едва увидев работу мастера, приказал ее немедленно смыть. Таким же образом Юлий II не оценил и старания других привлеченных художников. По свидетельствам Вазари, именно Браманте, будучи на тот момент главным архитектором базилики Святого Петра, посоветовал пригласить молодого и малоизвестного Рафаэля для выполнения поставленной задачи.

Удовлетворенный первыми итогами работы талантливого художника, Юлий II целиком и полностью доверил Санти роспись апартаментов, приказав полностью удалить работы предыдущих мастеров.

Станца делла Сеньятура

Название помещения происходит от располагавшегося выше Суда Святого Престола, именовавшегося «Сигнатура Правосудия и Милости». На протяжении долгих лет этот зал использовался Папой для проведения разного рода собраний.

«Станца делла Сеньятура» была первой комнатой, над которой работал Рафаэль . Роскошные росписи, украшающие стены помещения, представляют собой аллегорические изображения богословия, философии, юриспруденции и поэзии, составляющие, по мнению автора, основу человеческого общества. Любовь и доброта рождается вместе с религией, философия дает человеку разум, красоту дарит поэзия и искусство, а справедливость может восторжествовать благодаря правосудию.

Такая тематика декоративного оформления помещения наводит на мысль о том, что изначально здесь предполагалось разместить либо рабочий кабинет Понтифика, либо же его личную библиотеку, даже если никаких документальных подтверждений этому не найдено.








Станца ди Элиодоро

В 1511 году, закончив роспись первой комнаты, Рафаэль приступил к созданию эскизов для фресок следующего помещения, предназначавшегося для папских аудиенций. В это время Папа Юлий II как раз вернулся в Рим после разрушительной военной компании против французов, которая закончилась для Святого Престола потерей Болоньи и создала угрозу вторжения иностранных войск на полуостров. Политическая нестабильность подтолкнула Рафаэля на создание цикла фресок, повествующих о защите, которую Господь может дать через христианскую веру и Церковь. Представленные сюжеты рассказывают о некоторых исторических событиях и связанных с ними произошедших чудесах. Роспись «Комнаты Элиодоро» продолжалась в период с 1511 по 1514 года.








Станца дель Инчендио ди Борго

Последняя из четырех комнат, в декоративном оформлении которой Рафаэль принимал непосредственное участие. Большую часть работ по художественной росписи зала маэстро доверил своим ученикам, в числе которых были Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Джованни да Удинэ и некоторые другие. Сам же он занимался реализацией других проектов, в частности, масштабным проектом строительства базилики Святого Петра, будучи назначенным на должность главного архитектора собора.

Возможно Вас заинтересует:

«Станца дель Инчендио ди Борго» предназначалась для проведения обедов. Сюжеты, взятые за основу композиций фресок, имеют отношение к реальным событиям из истории Святого Престола. Работу над созданием эскизов для обеденного зала Рафаэль начал в 1513 году, вскоре после коронации Папы Льва X. Восхищаясь более ранними работами молодого художника, Понтифик пожелал увидеть на стенах помещения цикл фресок, рассказывающих о наиболее значимых событиях из жизни его предшественников, в частности, Папы Льва III и Папы Льва IV.

Наиболее значимой фреской третьей Станцы, является «Пожар в Борго» (Incendio di Borgo), от названия которой произошло и название самой комнаты. Фреска повествует о событиях середины IX века, когда в Риме произошел сильнейший пожар. Район Борго (так называется территория возле базилики Святого Петра) практически полностью была охвачена огнем. Папа Лев IV, послав благословение римскому народу, сумел чудным образом остановить стихию и тем самым спасти население города.








Зал Константина

Четвертой и последней комнатой знаменитых папских апартаментов является «Зал Константина». Роспись комнаты была заказана Рафаэлю в 1517 году, однако великий маэстро успел подготовить лишь эскизные рисунки. Рафаэль умер в 1520 году в возрасте 37 лет. Фрески были выполнены учениками знаменитого художника – Джулио Романо, Джованни Франческо Пэнни, Раффаэллино дель Коллэ и Перин дель Вага – в период с 1520 по 1524 года. Потолок зала обрел росписи несколько позже, над их созданием трудился сицилийский художник Томмасо Лаурэти.








«Зал Константина» использовался, в основном, для проведения пышных банкетов и торжественных приемов. Цикл фресок посвящен сюжетам из жизни Константина Великого – первого римского императора, принявшего крещение. Именно при Константине начали возводиться первые христианские храмы и прекратились всяческие гонения за чуждые языческому миру религиозные убеждения.

Популярные экскурсии

Продолжаем нашу прогулку по Музеям Ватикана:

Покидаем Галерею Географических Карт и через комнаты апартаментов Папы Пия V и Зал Собески, направляемся вниз по лестнице, к длиной открытой галерее. Лестница справа в конце галереи приведет нас в Станцы Рафаэля . Серия из четырех комнат, расположенная над Апартаментами Борджиа, поражает выдающимися фресками кисти Рафаэля . Эти комнаты были частью личных апартаментов Папы Юлия II (делла Ровере,1503-1513), куда Папа переехал из апартаментов Борджиа, так как не желал видеть каких-либо напоминаний о своем ненавистном предшественнике, Папе Александре VI Борджиа.

Юлий II,воспользовавшись общей модернизацией Ватиканского Дворца, замыслил полную смену интерьера занимаемых им комнат. Первоначально Юлий II заказал оформительские работы двум ведущим художникам своего времени - Перуджино и Луке Синьорелли. Как полагает Джиорджио Вазари (ученик Микеланджело), Браманте - главный архитектор Ватиканских Дворцов, призвал для помощи своего земляка и дальнего родственника Рафаэля. После первых успешных выполненных заданий, Юлий II настолько зажегся идеей поручить молодому Рафаэлю декорацию своих Апартаментов, что даже распорядился уничтожить росписи, уже начатые другими мастерами.

В знак уважения к своему учителю Перуджино, Рафаэль распорядился оставить нетронутым потолок, расписанный великим мастером из Умбрии в Станце Пожара . Многочисленные изменения и декоративные работы настолько затянулись, что Юлий II так и не увидел их завершения, и работа продолжалась уже при правлении Папы Льва X (Медичи,1513-1521 гг.), а полное окончание пришлось на эпоху правления Климента VII (Медичи,1523-1534 гг.).

В описании комнат, будем придерживаться хронологического принципа - начиная с первых заказов Рафаэля при Юлии II и вплоть до самых последних фресок, законченных учениками мастера по эскизам Рафаэля при Льве X и Клименте VII, в то время как современный маршрут осмотра этой части Дворца начинается с Зала Константина - последнего по времени оформления. Рафаэль сам много работал над фресками, но в то же время прибегал к помощи учеников. Он, как правило, брался за написание главных сцен на стенах и оставлял помощникам росписи плинтусов, потолка, и только иногда привлекал их к написанию основных композиций, в основном в те моменты, когда накапливалось слишком уж много работы.

Станца Подписей

Первым залом, где были закончены росписи, стала Станца Подписей , названная так по той причине, что здесь заседал Церковный Трибунал . Тем не менее, с самого начала Юлий II предполагал отнести комнату под свой личный кабинет и библиотеку, поэтому он пожелал, чтобы росписи стен были тесно связаны с назначением зала. Идея оформления несомненно разрабатывалась с помощью теологов и литераторов Римской курии. В четырех тондо потолка Рафаэль изобразил в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин, которые особо интересовали Юлия II:

Благословии,

Поэзии,

Философии,

И Правосудия.

Фрески на стенах представляют четыре области духовной деятельности человека: "Афинская школа" - философию, "Диспут о Таинстве Причастия" - богословие, "Парнас" - поэзию, а "Основные и теологические добродетели" - правосудие.

"Афинская школа"(1509-1510 гг.)- Философия

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается "Афинская школа"- одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона .

Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи ) воздевает руку к небу-в знак того, что мир идей обретается в небесных пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело ), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте ), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля , другой - живописца Содомы, начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). Автор поставил свою подпись на тунике Евклида , написав золотыми буквами у горловины:"R.V.S.M.", Рафаэль Урбинский своей рукой . Рафаэль блестяще справляется с задачей распределения более пятидесяти персонажей на фреске, где каждый наделён своей неповторимой индивидуальностью.

Платон (Леонардо да Винчи) и Аристотель

Диоген


Евклид (Браманте)

Гераклит Эфесский (Микеланджело)

Рассказывают, что в Станце Подписей, однажды под вечер побывал Микеланджело с кем-то из своих людей, он долго рассматривал фрески, и по выражению его лица можно было понять, что увиденным он остался доволен, а узнав себя в образе Гераклита, хитро ухмыльнулся и промолвил:- Одно радует, что урбинцу хватило ума не поместить меня в толпе спорящих карбонаев.


Пифагор

Юноша с чертами лица Рафаэля.

"Диспут о Таинстве Причастия"(1509 г.) - Богословие

Фреска "Диспут о Таинстве Причастия" - это не столько беседа о таинстве причастия, сколько прославление и триумф церкви. Вверху, на небесах, изображён Бог - отец, под ним - Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, ниже - голубь, символ Святого Духа, восседающие на облаках святые и патриархи Ветхого Завета.

Внизу, на земле, представлены отцы церкви - Иероним, Амвросий, Августин, Фома Аквинский, Святой Бонавентура и другие богословы, в то время как в толпе по правую руку можно увидеть Данте - величайшего поэта, и почти скрытого под черным капюшоном доминиканца Саванаролу. Фреска отличается удивительным композиционным единством и гармонией.

"Парнас"(1510-1511гг.) - Поэзия

Каким визуальным образом мог изобразить Поэзию, Рафаэль? Художник изобразил холм с рощей, символизирующий Парнас, знаменитую греческую гору, считавшаяся в античные времена местом жительства Муз.

В центре - Аполлон , вокруг него девять муз и поэты, как античные, так и эпохи Возрождения. Слева изображены слепой Гомер, Вергилий, Данте, Петрарка, Боккаччо, Анакреонт, Стаций, справа - Пиндар, Теренций, Ариосто, Овидий, Саннадзаро, Катулл и Гораций в голубых одеждах.

Итак, слева возвышается мощная фигура вдохновенно поющего Гомера в тёмно - синем паллиуме. Видимо, Рафаэлю были незнакомы греческие бюсты эпического поэта, и он придал ему черты Лаокоона, недавно извлечённого из - под земли близ базилики Санта-Мария Маджоре.

Слепец протягивает вперёд правую руку, словно определяя на ощупь путь. Дабы уравновесить его фигуру, справа спиной к зрителю помещена муза Урания в ярко-красном одеянии. Пением слепца Гомера заворожён юнец, сидящий на камне под деревом, торопливо записывающий на грифельной дощечке и старающийся не упустить ни одного слова "Илиады".

Рядом с Гомером фигура со знакомым по фреске "Диспут" профилем Данте, но на сей раз в более ярком одеянии. Из-за левого плеча Гомера видна голова Вергилия, указывающего рукой Данте на играющего на виоле Аполлона. За певцом "Энеиды" стоит подражавший ему поэт Стаций, чьи тонкие черты напоминают самого Рафаэля.

Справа от Аполлона сидит на земле с семиструнной лирой Эрато, муза лирической поэзии. За ней стоят муза истории Клио, написанная в профиль,рядом Талия с маской комедии в руке и муза музыки Евтерпа.

Ниже по правую сторону окна старец Пиндар что-то вещает, повелительно указывая перстом вниз, словно советуя служителям муз спуститься с парнасских высот на грешную землю и заклеймить своим пером царящий там произвол. С ним не согласен один из поэтов, разводящий руками. Это, по-видимому, Гораций, а рядом с ним, возможно, лирик Катулл, на лице которого отражено недоумение. Над ними неаполитанский поэт Саннадзаро, с которым автор был дружен.

А вот выше наискосок молодой темноволосый мужчина с резко повернутым торсом устремил на зрителя выразительный взгляд, говорящий о сильном волевом характере. Это не кто иной, как снова запечатлённый Микеланджело . Потрясённый попавшими в руки некоторыми его поэтическими откровениями, Рафаэль смело причислил Микеланджело к сонму поэтов, с чем были согласны многие современники.

Рафаэлевский"Парнас"- это апофеоз гармонии и вечной красоты, познав которую человек освобождается от зла и присущих его натуре пороков, приближаясь к божественному. На фреске прекрасные лица в момент высшего духовного озарения. Рафаэль, как никто другой, тонко чувствовал природу античного мира,оставаясь при этом типичным итальянцем с присущими его народу отзывчивостью,доброжелательностью и природным артистизмом.

"Основные и теологические добродетели"(1511 г.) - Правосудие

Наконец аллегорической фигуре Правосудия на потолке, в соответствии с традицией изображенной с весами и мечом, сопутствуют настенные росписи по обеими сторонам окна, напоминающие нам об основополагающих моментах Истории Права.

По левую руку изображен акт учреждения Гражданского права-император Требониан передает свод решений и мнений римских юристов,изданный в IV в.н.э.- Юстиниану (527-565 гг.н.э.)

Справа запечатлена сцена учреждения Канонического Церковного права: Папа Григорий IX (граф Сеньи,1227-1241 гг.), наделенный чертами Юлия II, принимает от Святого Раймондо декреты. Над окном изображены основные Добродетели: Стойкость, Осмотрительность, Вера, Милосердие, Надежда и др.

Станца Элиодора

Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам. Естественно,художественное оформление зала должно было отражать важность этого места. Тематика её росписей-чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

Рафаэль был творцом четырех главных стен, расположенных в стенных арках, в то время, как кариатиды и роспись потолка гротесками принадлежат кисти других художников. Тем не менее, росписи потолка гармонично продолжают композиции стенных фресок, выполненные по эскизам Рафаэля. В центре свода помещён круг с гербом папы Юлия II.

Явление Бога Моисею

Лестница Иакова

Явление Бога перед Ноевым потопом

Жертвоприношение Исаака

Сюжет фрески "Изгнание Элиодора" (1511-1512 гг.) , по которой станца получила своё название, заимствован из Ветхого Завета. Сирийский вождь Элиодор пытался похитить из Иерусалимского храма золото, предназначавшееся вдовам и сиротам.

За это на него была послана кара Господня в образе ангела-прекрасного всадника в золотых доспехах. В левой части композиции изображен папа Юлий II, которого несут в кресле к поверженному преступнику. Фреска служила напоминанием о том, как войска папы Юлия II разгромили и с позором изгнали из Папской области французскую армию.

В центре фрески в храме, Великий жрец Оннас молиться при свечах. Архитектура храма напоминает проект Собора Св.Петра в Ватикане, архитектора Браманте.

Всякий раз, когда возникала какая-либо угроза верховному главе Церкви, Господь становился на его защиту. С большим мастерством написана фреска "Освобождение Петра" (1513-1514 гг.) , рассказывающая о чудесном освобождении из темницы апостола Петра. Композиция делится на три части.

В центре изображён за решёткой, в темнице, спящий апостол Пётр, над которым склоняется ангел. В правой части ангел выводит Петра из темницы,в то время как стража спит, в левой-проснувшиеся стражники, обнаружив исчезновение Петра, поднимают тревогу. Рафаэль с большим мастерством использует в этой фреске ночное освещение, способствующее созданию драматического настроения и глубокой выразительности.

Не следует забывать,что прямым заказчиком и автором идеи картины был Папа Юлий II. Будучи еще кардиналом, он получил титул священника римской базилики Святого Петра ин Винколи, в которой хранятся вериги Святого Петра. Фреска "Месса в Больсене" (1512 г.) вызывает в памяти еще один случай чудесного вмешательства Господа в защиту Церкви.

Фреска посвящена произошедшему в XIII веке событию в тихом городке Больсена, на берегу одноимённого озера. Во время обедни в местной церкви один богемский священник в момент освящения Даров вдруг усомнился в таинстве божественного перевоплощения и тут же увидел, как покрывающий остию (просфору) плат и его руки окрасились кровью. В ознаменование этого чуда был учреждён церковный праздник Corpus Domini-день Тела Господня.

Отправляясь в очередной поход против строптивой Болоньи, Юлий II посетил те места и подсказал Рафаэлю идею фрески. При этом событии присутствует коленопреклонённый папа Юлий II,а справа расположилась группа швейцарских гвардейцев из папской стражи, одетых в яркие костюмы.

Ниша окна первой торцевой стены прорублена не посредине, что вынудило Рафаэля считаться с этим изъяном, нарушившим среднюю ось фрески. Но ему удалось найти блестящее композиционное решение.

Как бы срезав ребром оконного проёма часть изображения, он тем самым создал иллюзию того, что пространство сдвинуто влево и частично сокрыто аркой архитектурного обрамления фрески. Благодаря этой гениальной находке точка зрения зрителя чётко фиксируется в центре изображения.

Фреска "Встреча Святого Льва I Великого с Аттилой"(1514 г.) , иллюстрирует особую заботу Создателя о Риме. Слева изображен папский кортеж, возглавляемый Папой Львом I Великим(440-461 гг.н.э.) на белом коне, который, согласно легенде, остановил продвижение войск короля гуннов Аттилы. На самом деле этот эпизод имел место на севере Италии, но фантазия художника переносит действие к воротам Рима, так как именно Рим считался сердцем христианства.

На втором плане картины видны самые примечательные архитектурные памятники Рима: Колизей, Акведук, Базилика и обелиск. В центре композиции Аттила верхом на черном коне с ужасом смотрит в небеса, где ему открывается видение - апостолы Петр и Павел, вооруженными мечами. Когда Рафаэль работал над фреской, Папа Юлий II умер, и изображение Льва I Великого является на самом деле портретом Льва X, приемника Юлия II.

Станца Пожара

Во время правления Юлия II, в этом зале заседал верховный суд папской курии, под председательством самого понтифика. Лев X, пересмотревший планировку Апартаментов, распорядился отвести помещение под малый обеденный зал.

Таким образом, комната должна была использоваться в качестве папской столовой, где понтифик мог пообедать в кампании избранных приглашенных, кардиналов или послов иностранных государств. Хозяин Ватиканского дворца также задумал кардинально изменить ее художественное оформление, вновь обратившись к услугам Рафаэля.

Потолок зала был уже расписан старым учителем Рафаэля-Перуджино, по заказу Юлия II. Росписи объединяла тема прославления Господа:

Верховный Создатель на троне;

Христос, искушаемый Сатаной;

Святая троица с двенадцатью Апостолами;

Христос с милосердием и Правосудием (как предполагается, именно под этой фреской стояло кресло Юлия II, когда подписывал указы о помиловании).

Рафаэль оставил нетронутыми как росписи Перуджино, так и общую архитектуру зала, и сосредоточился на фресках в четырех стенных арках зала. Это помещение оказалось последним, которую он расписал собственноручно.

Хотя следует признать, что с каждым годом его интерес к росписям Станц убывал. Прошло семь лет с тех пор, как он впервые появился в Ватиканском дворце, где познал почёт и славу. Но в последнее время всё это перестало приносить ему удовлетворение, поскольку он заранее знал, что надлежит делать дальше, и помимо воли рука механически водила карандашом или углём по картону, превращаясь в руку ремесленника, и можно было смело большую часть работ поручать ученикам, хорошо усвоившим его манеру. В воображении Рафаэля рисовались другие образы, не связанные с ватиканскими станцами. Но папский двор ждал от него всё новых свершений, и приходилось волей-неволей возвращаться к наскучившей ему заданной теме.


Первая фреска, написанная в третьем зале, называется "Пожар в Борго"(1514 г.) , она дала название самому залу. Все росписи в нём прославляют деяния пап каролингской эпохи Льва III и Льва IV.

Согласно легенде, папа Лев IV потушил в 847 году своим благословением страшный пожар, опустошивший прилегающий к Ватиканскому дворцу многонаселённый квартал Борго. Поднявшийся сильный ветер способствовал распространению огня, и пламя уже угрожало собору Святого Петра. Этому чудодейственному событию посвящена одна из лучших работ Рафаэля по композиции, динамизму, колориту и пластике. Написание многих фигур было доверено ученикам.

Вынужденный заниматься больше делами архитектуры, Рафаэль особое внимание уделил размещению на фреске зданий с коринфскими и ионическими колоннами. В глубине на возвышении, куда ведут четырнадцать мраморных ступеней, видна половина фасада старого собора Святого Петра, разрушенного до появления Рафаэля в Риме.

Чуть правее угол Ватиканского дворца с открытой лоджией, откуда папа в тиаре и красной накидке поверх светлой рясы обращается к римскому люду с благословением. Но его фигура дана в глубине картины, утратив своё главенствующее значение.

Всё внимание сосредоточено на картине пожара. По ступеням широкой лестницы к папскому дворцу поднимается молодая мать с нагим дитя, ища спасения от огня, а около дворца под лоджией толпа стоящих на коленях перепуганных женщин взывает о помощи.

Дата последнего обновления: 04.03.2020

Один из самых известных мастеров эпохи Возрождения оставил после себя невероятное количество выдающихся произведений искусства, которые хранятся в художественных галереях по всему миру. Важнейший творческий период великого мастера связан с Вечным городом: Рафаэль Санти в Риме раскрылся не только как художник, но и проявил себя в роли гениального архитектора. В этом небольшом обзоре сайт сайт предлагает ознакомиться с некоторыми произведениями, которые можно увидеть в Риме.

Станцы Рафаэля

Одной из самых первых и наиболее знаменитых работ Рафаэля Санти в Риме являются фрески, которые уже более 500 лет украшают папские апартаменты, расположенные в Апостольском дворце Ватикана. Работу над росписью художник начал в 1508 году по заказу Папы Римского Юлия II, урожденного Джулиано делла Ровере. Каждая из четырех комнат имела различное предназначение и была расписана сюжетами соответствующих тематик.

В одной из Станц можно увидеть цикл фресок, посвященных основополагающим принципам, на которых строится человеческое общество: философия, юриспруденция, религия и искусство. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. В третьем – можно познакомиться с некоторыми важными политическими событиями прошлых столетий. Одной из самых больших Станц является Зал Константина, роспись которого была выполнена по эскизам Рафаэля Санти его учениками уже после смерти великого мастера. Сюжеты фресок посвящены жизни Константина Великого, первого в истории римского императора, принявшего христианство.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля, как и Станцы, расположены в Апостольском Дворце Ватикана. Спроектированные знаменитым архитектором по заказу Папы Юлия II, они были расписаны Рафаэлем и его учениками.

Первая лоджия, над созданием которой работал Рафаэль Санти, представляет собой широкую галерею на втором этаже дворца. Ее длина составляет 65 метров. Работы по росписи помещения продолжались всего один год — с 1518 по 1519. В этот же период была расписана и вторая лоджия, расположенная этажом ниже, однако фрески этого помещения не сохранились.

Еще одна лоджия, находящаяся на третьем этаже Апостольского Дворца, называется «Лоджетта дель кардинал Бибьена». Роспись этого небольшого помещения была выполнена во второй половине XVI века одним из самых знаменитых учеников Рафаэля Джованни да Удинэ. Фрески, украшающие стены и своды лоджии, представляют собой прекрасный образец довольно необычного, для того времени, вида изобразительного искусства, называемого гротеск.

Возможно Вас заинтересует:

Вилла Фарнезина

На правом берегу Тибра, в районе Трастевере, расположена прекрасная вилла Фарнезина, построенная в первой половине XVI века по заказу банкира Агостино Киджи. Здание возведено по проекту известного итальянского архитектора и художника Бальдассарэ Перуцци, а интерьеры расписаны лучшими мастерами того времени. В конце XVI века, после смерти Киджи, виллу приобрел кардинал Алессандро Фарнезе.

Одним из самых знаменитых помещений виллы Фарнезина является Лоджия Психеи, над декоративным оформлением которой работал Рафаэль вместе со своими учениками. Цикл фресок посвящен мифологическим персонажам, а главный сюжет рассказывает об Истории Амура и Психеи. Еще одно помещение, в росписи которого принимал непосредственное участие выдающийся мастер эпохи Возрождения – Зал Галатеи, соединенный с Лоджией. Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем Санти в 1512 году.

Капелла Киджи

Работы Рафаэля в Пинакотеке Ватикана

Большое количество работ великого мастера представлено в художественной галерее Ватикана — один из залов Пинакотеки полностью посвящен его творчеству. Здесь можно увидеть такие работы, как «Коронование Девы Марии», «Мадонна ди Фолиньо», «Святой Петр», «Святой Павел», «Мадонна с младенцем и святыми», «Портрет дожа Никколо Марчелло», цикл работ «Вера», «Милосердие» и «Надежда», составляющие часть алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni), а также последнюю работу Рафаэля которой хранится в Соборе святого Петра. Часть экспозиции представляет собой роскошные гобелены, выполненные по эскизам работ знаменитого художника.

Работы в Галерее Боргезе

В одной из самых знаменитых галерей Рима – – поклонники творчества Рафаэля Санти могут полюбоваться несколькими знаменитыми работами великого мастера. Здесь представлены такие полотна как «Дама с единорогом», написанная под влиянием «Мона Лизы» Леонардо да Винчи, «Положение во гроб», являющаяся центральной частью алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni) и «Портрет незнакомца».

Галерея Дория-Памфили

Одна из самых крупных частных коллекций в Италии, представленная в Галерее Дория-Памфили, хранит «Портрет Андреа Наваджеро и Агостино Беаццано», на котором изображены два знаменитых венецианских поэта и гуманиста эпохи Возрождения. Картина была написана Рафаэлем в 1516 году по заказу кардинала Пьетро Бэмбо для своих друзей-писателей Наваджеро и Беаццано.

Рафаэль в Национальной галерее античного искусства

В экспозиции Национального музея античного искусства, в Палаццо Барберини, хранится одна из последних работ Рафаэля Санти – «Форнарина»(1519). На картине изображена полуобнаженная женщина, которая, как предполагают некоторые исследователи, являлась возлюбленной художника и его натурщицей по имени Маргерита Лутти.

Архитектура Рафаэля

Рафаэль Санти работал в Риме не только над созданием произведений изобразительного искусства, но и проявил себя как талантливый архитектор. Он принимал участие в строительстве главного