Захарченко виктор гаврилович краткая биография. Биография виктора гавриловича захарченко

CD 1 01. Русская Звезда (стихи Ф. Тютчева) 02. Умом Россию не понять (стихи Ф. Тютчева), посвящается В.Н. Минину /солисты Е. Куликовская, М. Крапостина 03. Весенняя гроза (стихи Ф. Тютчева) /солисты Е. Семушина, Н. Губа 04. Ангел (стихи М. Лермонтова) /солистка Н. Губа 05. Тучки небесные (стихи М. Лермонтова) 06. Буря мглою небо кроет (стихи А. Пушкина) 07. Ой стога, стога (стихи А. Толстого) /солистка М. Гольченко 08. Ласточки пропали (стихи А. Фета) /солистка Н. Губа 09. Медленно в двери церковные (стихи А. Блока) /солисты М. Гольченко, Л. Реук 10. Девушка пела в церковном хоре (стихи А. Блока) /солистка Н. Губа 11. Темная, бледно-зеленая детская комнатка (стихи А. Блока) /солисты Н. Губа, Л. Реук 12. Ветер принес издалека (стихи А. Блока) /солисты Е. Куликовская, Н. Губа 13. На весенний праздник света (стихи А. Блока) /солистка Н. Губа 14. Опять над полем Куликовым (стихи А. Блока) 15. Канун Купалы (стихи И. Бунина) /солистка М. Гольченко 16. Утренний эскиз (стихи Северянина) /солистка М. Гольченко 17. Встал в овраге леший старый (стихи С. Клычкова) 18. Я покинул родимый дом (стихи С. Есенина) /солист М. Мороз 19. Троицыно утро (стихи С. Есенина) /солистка Н. Губа 20. Колокольчик среброзвонный (стихи С. Есенина) /солистка Н. Губа 21. Молитва матери (стихи С. Есенина) /солисты Е. Куликовская, М. Крапостина 22. По селу тропинкой кривенькой (стихи С. Есенина) /солисты В. Заниздра, М. Цирульник 23. В степи (стихи Н. Зиновьева) /солист П. Кравчук 24. Колокольный звон (стихи иеромонаха Романа) /солистка Н. Губа Здесь вы можете слушать онлайн mp3 бесплатно и без регистрации.

История жизни народного артиста России и Украины Виктора Гавриловича Захарченко так же необычна, как и судьба Кубанского казачьего хора. Все в мире закономерно, поэтому и должен был родиться на богатой прекрасными народными песнями, танцами, обрядами кубанской земле человек с горячим сердцем и чистой душой, который бы собрал эти сокровища по казачьим станицам и хуторам. Им и оказался Виктор Гаврилович. Он записал несколько тысяч кубанских песен, возвратил их зрителям в первозданном виде на концертах Кубанского казачьего хора. Захарченко возвысил казачью песню до мирового звучания. Все свои победы он воспринимает не как личные, а как достижения всего хора.

«ДАВАЙТЕ ОТ МАМЫ, ДАВАЙТЕ ОТ ПЕЧКИ…»

Родился я в станице Дядьковской 22 марта 1938 года. До 17 лет не слышал звуков фортепиано. В военно-послевоенные годы не было ни радио, ни телевидения. Зато постоянно звучали народные песни. Как пели люди! Все наболевшее из души выплескивалось песней. Бывало, встанут на колени, как на молитву, рыдают и поют. Никогда не забуду их слез.
Не забуду и маминых горьких слез, когда она получала похоронку на отца. Он ушел на фронт в августе. А в ноябре сообщили: «Пал смертью храбрых». Долго не знали, места его захоронения. Недавно разыскали могилу в селе Красная Балка под Новочеркасском. Горе тогда подкосило маму. Сколько голосила она от нестерпимой душевной боли! А ведь ей, казачке-матери, нужно было четверых детей воспитывать. Один брат умер от голода. Но она нашла в себе силы жить.
…Все мы родом из детства. Детские впечатления проблесками молнии вспыхивают в памяти. Разве забуду, с каким волненем впервые прикоснулся к гармошке?! Мама рассказывала, что отец мечтал о том, чтобы один из его сыновей стал настоящим музыкантом.
— Говорят, в пятом классе вы написали письмо Сталину…
— Да: “Хочу быть артистом и заниматься музыкой, а у нас в школе нет баяна…” Шум поднялся, приехала комиссия: я надеялся — забрать меня учиться, но нет — с проверкой… А когда проверяющие уехали, досталось маме от учителей: «Плохо воспитываете сына. Думаете, у товарища Сталина поважнее дел нет, чем разбирать детские каракули?!». Мама оправдывалась: «Как мне усмотреть за детьми, если я с утра до вечера на работе?» Как мне хотелось учиться музыке! Особенно под впечатлением фильмов «Прелюдия славы», «Здравствуй, Москва!». На гармошке играл с удовольствием — куда ни позовут, за кусок хлеба. На свадьбах, на вечорках. В школе меня дразнили артистом.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ…

И вот однажды прочитал объявление о наборе в музыкальное училище. Загорелся. Взял гармошку, котомку с едой. Денег у мамы не нашлось, на свои трудодни она гроши зарабатывала. Без денег поехал, на попутках. Из Дядьковской до Кореновской. Оттуда до Пластуновской. Из Пластуновской до Динской. А там до Краснодара рукой подать. Пришел в музыкальное училище — у меня даже документы не приняли. Музыкальная подготовка требовалась, а я ноты с листа читать не умел. Какое это было потрясение! Вышел на улицу, словно в угаре: «Что делать?..» Отправился на вокзал. Поднялся на мост, глянул с него — голова закружилась. Чуть вниз не бросился. Привела в чувство мысль: «А как же мама без меня?» И вдруг ко мне подошел незнакомый человек. Спросил: «В чем дело?». Познакомились. Оказалось, что со мной заговорил Алексей Иванович Манжелевский, педагог музыкально-педагогического училища. Он посоветовал прийти в его училище.
Я ночь не спал. Рано утром пошел сдавать документы. И поступил. Иногда думаю: как бы сложилась моя жизнь, если бы Алексей Иванович прошел тогда другой дорогой?..
С тех пор я мало сплю. Для того чтобы успевать за программой, нужно было работать самостоятельно. Вот и просиживал за учебниками до поздней ночи. Но я хотел стать музыкантом, дирижером. Хотеть — значит мочь. Хотел и добился.
…Бог всегда посылал мне хороших учителей. Известный фольклорист Евгений Владимирович Гиппиус убедил поступать в новосибирскую консерваторию: «Для меня большая честь, если будете у меня учиться», — говорил мне, мальчишке, 70-летний человек, патриарх отечественной фольклористики.
В консерватории моим учителем был и Владимир Николаевич Минин. Он увлек меня своими пафосными речами: «Хор — это живые голоса, характеры. Человеческий голос — самый совершенный музыкальный инструмент». Мне нравилось дирижировать народным хором. И для шахмат находилось время. Играл на турнирах. Даже подумывал стать гроссмейстером. Но в 1961 году записал в дневнике: «Теперь пора делать выбор между шахматами и музыкой. Поскольку шахматы как и музыка, требуют полной самоотдачи». Выбрал музыку. А под впечатлением от концерта ансамбля песни и пляски кубанских казаков под руководством Виктора Малышева, кстати, в этом коллективе работал баянист Ким Николаевич Головко — мой учитель по классу баяна, оставил в дневнике еще одну судьбоносную запись: «Окончу консерваторию и создам Кубанский казачий хор». До исполнения мечты оставалось тринадцать лет.
После окончания консерватории у меня появились иные соблазны. Мой учитель Владимир Минин переехал в Ленинград и возглавил капеллу имени Глинки. Пригласил меня хормейстером: «Приедешь — буду рад. Не сможешь — не обижусь. Ты послушай свое сердце.». И в тот же день, как поговорил с Мининым, меня приглашают в Сибирский народный хор. Раздумывал два-три дня. Пересилила любовь к народной песне. Так бы и остался в Новосибирске, если бы не верность юношеской мечте.

ВИКТОР ЗАХАРЧЕНКО И ЕГО СКРИПКА

Когда пришел в Кубанский казачий хор, не представлял, до чего долгая и сложная у него история. И воспринимал поначалу коллектив, как один из ряда других ему подобных народных хоров — Сибирского, Уральского… Хотя в сравнении с ними кубанцы проигрывали. Как можно было назвать хором небольшую группу? Нужны были голоса. И я объявил открытый конкурс для набора в Кубанский казачий хор. Вскоре состав увеличился вдвое. Теперь и полторы сотни, кажемся, маловато. Для того чтобы удовлетворять запросы публики, нужны два состава. Даже три. Один состав работает дома, другой — в России, третий — за границей. На таких условиях можно обеспечивать высокое качество. А я отвечаю за качество.
Хор — живой организм. Кто-то уходит, кто-то приходит. Все уравновешено. Только никак не могу смириться с безвозвратной потерей певицы от Бога Марины Крапостиной. Молюсь и прошу: «Господи, пошли мне талантливых певцов, хормейстеров, менеджеров». Доходят молитвы до Бога. Вместо Марины Крапостиной дал мне Марину Гольченко. А репертуар Крапостиной подхватила выпускница школы народного искусства Кубанского казачьего хора Софья Бовтун. От этой девочки исходит такая чистота, непорочность, которая была у Марины.
Господь послал молодых солистов: Павла Кравчука, Евгению Джевага, Александра Дедова, Виктора Сорокина… А вот народному артисту Анатолию Лизвинскому на днях сделали операцию. Но он сильный человек, верю, что преодолеет недуг.
В коллективе сейчас много молодежи. Но когда рядом ветераны, не прервется связь времен и поколений. Хотя артистов того самого первого состава почти не осталось. Со сцены они по сей день не уходят. Так что за тридцать два года моей работы в хоре вроде крутых виражей не было. И песни старые не забывали, и манере не изменяет. По сути хор тот же, что и раньше. Но все же другой. Нужно смотреть в будущее. А будущее — это молодежь. Неизменная постоянная величина — художественный руководитель. Неизменной должна оставаться творческая линия.
— Вы создали на базе хора детскую школу, множество коллективов, Центр народной культуры. Когда поняли, что казачью песню надо не только исполнять, но и сохранять?
— Фольклор собирал еще в Сибири: записал там десять тысяч песен, часть из них вошла в сборник “Песни Обско-Иртышского междуречья”. Когда в родной Дядьковской записал духовный стих “Бедная птичка в клетке сидит” (со слов моей мамы Натальи Алексеевны), пожалел об одном: собирая фольклор, проходил мимо духовных песен и молитв. Меня иные на смех поднимали: «Чему можно научиться у стариков и старушек?». А я в ответ цитировал классика: «Народ создает музыку. Мы, композиторы ее только аранжируем». А вот рождается музыка из сердца. Приходите на репетицию хора, узнаете, как немые крючочки нотного стана становятся возбуждающими чувства звуками. Для того чтобы произошло это чудо, я должен объединить в единое целое коллектив совершенно разных людей — и по возрасту, и по взглядам, и по вокальным данным. Они должны стать моей скрипкой.
Я тонко чувствую лукавство. Понимаю, что артисты приходят на репетиции, концерты со своими заботами. У кого-то родственник болеет, у кого-то ребенок «двойку» получил. Поет хорист, а чувствуется, что он далек от музыки. Останавливаю: «Вы не верите в то, что поете». Когда настоящий артист начинает петь — для него ничего не существует, кроме мыслей и чувств, заложенных в словах и музыке. Так соловьи поют.
Моя позиция: в искусстве нужно быть честным. Всегда колет глаз халтура, когда артисты спекулируют на костюмах, манере, репертуаре. На современной эстраде этим сейчас многие грешат. К чести нашего хора скажу: у нас нет ни одной пустой песни. — Какую поэзию вы любите не как композитор, а как читатель?
— Юрия Кузнецова: он как будто побывал в раю и аду, а потом описал их. Николая Зиновьева: песню на его стихи “В степи” мы трижды повторяли по просьбам зрителей в Дивеево на 250-летии Серафима Саровского. Меня волнуют Северянин, Державин, Дельвиг, Пушкин, Фет, Цветаева. В поэзии каждого из них есть ответ на вопрос, которым я задавался, когда меня сбила машина и я перенес девять операций. Все испытания даются нам Богом для вразумления нас от гордыни, от осознания собственной гениальности. Каждый день я дважды молюсь за тех, кто творил вечное искусство до меня, — о композиторах, поэтах, принявших мученическую смерть певчих и хормейстерах. Когда выходим на сцену, понимаем, что самое главное в нашем искусстве - быть предельно искренними. Больше всего зрители ценят правду, их нельзя обмануть, они очень сильно чувствуют фальшь, подделку. Можно провести несколько человек, но в зале всегда сидят умные, глубокие люди, именно на таких зрителей мы и ориентируемся в своем творчестве. Остается неизменной нравственность. Нам необходимо беречь традиции, заложенные еще нашими прадедами. Держать духовную и профессиональную планку хора - великая честь.
— О чем мечтает Виктор Захарченко?
— Кубанский казачий хор — мой крест, смысл моей жизни, ради него каждый день я встаю в шесть утра и ложусь за полночь. Мечтаю, чтобы его судьба оказалась в надежных руках. Ведь бывает, что после ярких этапов коллектив быстро превращается в ничто. Поэтому я ращу преемников и хочу, чтобы они могли вдохнуть жизнь в русскую песню так, как я умею.


ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КУБАНИ

Самый знаменитый кубанец.
Сегодня никто не поспорит с тем, что Кубанский казачий хор – самый популярный профессиональный национальный коллектив. Символ не только края, но и всей России. Он выступает на саммите большой восьмерки и других встречах на высшем государственном уровне.
Свежи впечатления от выступления на саммите Большой восьмерки. Буш в кресле под нашу «Калинку» пританцевывал. И другие президенты ему компанию составяли.
Владимир Владимирович Путин тоже не сдержал восторгов. Смотрю, он жестами показывает: «Здорово!».
Только однажды в Грановитой палате Московского Кремля мы испугали Клинтона. Как грянули, у него из рук вилка выпала. Не ожидал такой мощи.
А Берлускони однажды сказал: «Вы покорили Италию не пушками, а песнями». Мы ведь и в Венеции выступали.
Сейчас у меня на столе целые подборки статей из турецких, датских газет. Получил из наших посольств. Самые высокие оценки нашего творчества. В Анкаре пели в театре оперы и балета. Казалось бы в зале люди другой культуры, веры. В прошлом были между нами раздоры. Все забыто. После концерта турки к нам — со слезами и объятьями. Приняли и полюбили.
И Герхард Шредер тоже прослезился, когда услышал в нашем исполнении песню на немецком языке, на ганноверском диалекте. А он родом из Ганновера.
Президенты — большие люди, но все склоняются перед нашим искусством. В концертных залах они — обыкновенные люди, которые аплодируют, не жалея ладоней.
Правда, аплодировали нам не все. Например, во Вьетнаме и Корее мы поначалу растерялись. После каждого номера публика головами кивала. Оказалось, у этих народов не принято аплодировать, чтобы не отвлекать артистов…
В детстве мечтал стать путешественником. Сбылась мечта. Посмотрел мир. И убедился: лучше России и Кубани нет места. Во всяком случае для русского человека. Домой тянет. Понимаю Есенина, написавшего: «Если крикнет рать святая: кинь ты Русь, живи в раю. Я скажу: не надо рая, дайте родину мою».
Бывало, за границей к нам подходили эмигранты, интересовались, как живем в России, можно ли им вернуться на родину. После наших концертов они острее ощущают свою русскость. Запомнились мне слова Никиты Михалкова: «Принято считать, что по-настоящему русским человеком чувствуешь себя только в православном храме. Хочу добавить: «Я также чувствую себя русским на концертах Кубанского казачьего хора». Значит, правильную культурную политику ведет наш коллектив. Значит, не случайно пришел я в свой хор, а по промыслу Божьему!


НЕ ОДИН В ПОЛЕ ВОИН
ШКОЛА ИМЕНИ В.Г. ЗАХАРЧЕНКО

Краевая детская экспериментальная средняя общеобразовательная школа народного искусства Кубанского казачьего хора в соответствии с распоряжением главы администрации края А.Н. Ткачева от 16 января 2007 года «О переименовании образовательного учреждения в среднюю общеобразовательную школу и присвоении ей имени В.Г. Захарченко». приобрела новый статус и новое название.
Художественный руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко стоит у истоков создания школы. И многое сделал для того, чтобы она жила и выполняла свое предназначение. Она была открыта более 20 лет назад с целью сохранения традиционной культуры Кубани, все это время высокопрофессиональный педагогический коллектив осуществляет подготовку исполнителей для работы в творческих коллективах народного творчества. Сегодня на пяти отделениях (народного хорового пения, народного танца, декоративно-прикладного искусства, духовых инструментов, народных инструментов) школы обучается 576 человек, в том числе талантливые дети из многих городов и районов Краснодарского края, а также Республики Адыгея и Ставропольского края. А выпускники составляют славу многих профессиональных коллективов Кубани, в первую очередь, конечно же, Кубанского казачьего хора.
… Себе на смену готовлю целую команду, которая сумеет продолжить мое дело. Доволен внуками. Старшему — одиннадцать, среднему — шесть, а младшему — одиннадцать месяцев. Старший говорит: «Дедушка, хочу быть таким, как ты». Отвечаю: «Хорошо, только для этого тебе надо учиться на «пятерки». Они с братом занимаются в детской экспериментальной школе народного искусства.
Очень помогает старшая дочь Виктория. Она окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств. В хоре почти четверть века. Знает все песни. Но главную роль пока не отвожу своим детям. Возлагаю надежды на тех, кто прошел школу Кубанского казачьего хора. На своих единомышленников.
Если бы не было хора, не было бы таких творческих коллективов, как «Казачья душа», «Кумовья», «Родник»… Их возглавляют известные артисты, ветераны Кубанского казачьего хора, народные артистки России Татьяна Бочтарева, Раиса Гончарова. И народная артистка России Вероника Журавлева-Пономаренко тоже наша, она сейчас руководит Краснодарской филармонией и своим ансамблем «Ивушка». Бывший хормейстер хора народный артист России Вячеслав Яковлев создал в филармонии прекрасный камерный хор. Так что Кубанский казачий хор еще и кузница руководящих кадров.
У меня, как говорится, надежный тыл. На Кубани крепкие корни. В станице Каневской живут брат с сестрой. Только собираемся все вместе нечасто. У всех свои дела. Но на праздники Кубанского казачьего хора родственники съезжаются и без приглашения.
Дочь Наташа окончила Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Младшая Вера учится в Кубанском госуниверситете. Все мои дети воцерковленные. Спокоен: где бы они ни жили, от веры не отступят, от России не отрекутся.
Когда бываю не в духе, всегда согревает мысль о тихой моей родине. Вспоминаю родные пороги отчего дома. Стоит хибарка в Дядьковской. Земляки собираются создать музей. А улицу, на которой родился, — бывшая Свердлова, теперь назвали моим именем. Так что не один я в поле воин. Со мной Кубань и кубанцы! (Материал подготовлен с сайта Кубанского казачьего хора)

Юбилей земляка
Виктора Гавриловича Захарченко!

Дорогие земляки, встречайте народного артиста России и Украины, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации и Республики Адыгея, профессора, лауреата Государственной премии России, композитора, Героя Труда Кубани Виктора Гавриловича Захарченко! — так приветствовали ведущие праздника нашего знаменитого земляка, который 24 марта отметил свой 70-летний юбилей вместе с жителями своей малой родины. Пока юбиляр шел к празднично украшенной сцене по почетному коридору, выстроенному детками из творческих коллективов в руках с цветами и шарами, и строем казаков под водительством атаманов с Насеками и Знаменами, жители Кореновска горячо приветствовали своего земляка, скандируя «С юбилеем!».
Конечно, много теплых и сердечных слов поздравлений были адресованы Виктору Гавриловичу в этот праздничный день. Глава муниципального образования В.Н.Рудник вручил Захарченко свидетельство и медаль Почетного гражданина Кореновского района, памятные подарки и поблагодарил юбиляра от всех земляков за возможность вместе с ним разделить это торжество и еще раз соприкоснуться с живым родником песенной культуры прославленного Кубанского казачьего хора. В ответном слове Виктор Гаврилович сказал:» Дорогие мои друзья, представьте, какие у меня сейчас чувства в душе, такое внимание огромного числа людей! … Мне даже неловко. Я родился на этой благодатной земле, здесь мои корни, я мальчишкой ходил пешком из Дядьковской в Кореновскую! Даже грешно взять все эти слова ваших поздравлений на себя одного, от вас я все взял, меня взрастила эта земля… Спасибо вам, мои земляки, я вас обнимаю и низко вам кланяюсь!»
…Затем лауреаты I фольклорного фестиваля творческих коллективов им.В.Г.Захарченко получили дипломы лично из рук В.Г.Захарченко.
Среди торжественных моментов этого дня – подписание договора о сотрудничестве между Кореновским районом в лице его главы В.Н.Рудника и Государственным научно-творческим учреждением «Кубанский казачий хор» в лице его художественного руководителя В.Г.Захарченко; открытие аллеи «Почетных граждан Кореновского района»; фейерверки, запускание шаров в небо, море цветов и конечно же главное событие – концерт Кубанского казачьего хора, прямо на центральной городской площади, сцену с артистами плотными рядами окружили люди, песни наши, кубанские, родные, вызывали у людей слезы радости, это был поистине народный праздник. Земляки горячо благодарили Виктора Гавриловича и артистов хора. Такие концерты не дают исчезнуть из жизни и памяти народа нашим исконно русским духовным ценностям.
Вечером того же дня Виктор Гаврилович и Кубанский казачий хор дали концертные мероприятия в ст.Дядьковской.

В канун своего 80-летнего юбилея художественный руководитель и главный дирижер Государственного академического Кубанского казачьего хора, народный артист России и Украины, Республик Адыгея, Абхазия и Карачаево-Черкесия, лауреат Государственной премии Фонда святого всехвального апостола Андрея Первозванного, Герой труда Кубани, профессор, композитор Виктор Гаврилович Захарченко размышляет о пройденном пути, о содержании концептуальных понятий веры, культуры и патриотизма, ярко и самобытно переплетающихся в искусстве народных песни и танца.

Как закалялся стальной характер потомственного черноморского казака

Наш герой, вдохновенно сочетающий в себе как минимум три основополагающие ипостаси - композитора, хормейстера и ученого, родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Краснодарского края в казачьей семье.

В трехлетнем возрасте лишился ушедшего на фронт отца. Мать, несмотря на полученную похоронку, не смирилась с потерей и ждала его на протяжении всего военного лихолетья, - вспоминает Захарченко. - Не сломиться под грузом тягот и забот о семерых детях (троих из них она похоронила) помог сильный характер, невероятная любовь к жизни. Спасали и песни - могучие, протяжные, лирические или шуточные, которые пели буквально везде: на полевом стане, дома или в гостях... А потому с малых лет уже знал, кем стану, когда вырасту.

В пятом классе написал письмо Сталину: «Хочу быть артистом и заниматься музыкой, а у нас в школе нет баяна…» Но тогда детской мечте не суждено было осуществиться: приехавшая с проверкой московская комиссия сняла директора и возвратилась обратно в столицу, так и не забрав с собой учиться. А меня начали дразнить, злорадствуя и дав прозвище, сверстники и учителя: «Смотрите, Артист идет!» Под таким психологическим прессингом забросил учебу. Спустя несколько месяцев практически полного затворничества снова вернул меня в школу ее новый руководитель: он поговорил с мамой, пообещал прекратить нападки и приобрести баян. Так, я освоил не только данный инструмент, но и балалайку, гармошку. Кстати, завершив обучение, последнюю из этого списка взял с собой, чтобы попытать счастье на пробах в музыкальное училище им. Римского-Корсакова, проходивших в Краснодаре. Однако столкнулся с непроходимым консерватизмом членов приемной комиссии: для них было принципиальным знание сольфеджио, а для меня как станичного жителя в ту пору слово было не знакомым… От переполнявшего разочарования хотел спрыгнуть с моста. Но Божественное провидение остановило: окрикнувший в роковую секунду мужчина по стечению обстоятельств оказался преподавателем музыкально-педагогического училища. С его легкой подачи меня приняли, открыли все сложности нотной грамоты.

Затем десять лет я был главным хормейстером Государственного академического Сибирский русский народный хор. Продолжил свое образование в аспирантуре института им. Гнесиных, где моим наставником оказался интеллигент в нескольких поколениях Евгений Гиппиус, родственник писательницы Зинаиды Гиппиус.

Сложно представить, но в далеком 1974 г., когда на Покрова Пресвятой Богородицы руководство над Кубанским казачьим хором принял Виктор Гаврилович, достояние России, особо ценный объект культуры Краснодарского края находился на грани закрытия: ему на смену должно было прийти модное низкосортное варьете. Но трагического исхода удалось избежать благодаря титаническим усилиям, непобедимой силе духа ярчайшего гения страны.

Чтобы передать накопленный опыт и знания, которые собирал буквально по крупицам, в том числе и в Сибири, маэстро сформировал мощную кузницу кадров - систему образования, охватывающую школьное и академическое обучение народной культуре. Десятки выпускников его учреждений - певцы и танцоры - уже стали звездами на эстрадном небосводе и пополнили стройные ряды хора.

Захарченко инициировал проведение массовых краевых и всероссийских фольклорных фестивалей, дав великолепный шанс как молодым людям, только начинающим карьеру, так и состоявшимся профессионалам показать все, на что способны. Записи и фонограммы, сделанные во время их проведения, а также в период регулярных поездок по населенным пунктам Краснодарского края, хранятся в центре традиционной народной культуры, созданном при хоре почти 30 лет назад. Старинные песни и обряды ждут своего часа, чтобы предстать во всей красе, не преданные вечному забвению, а запечатленные на бумажных или аудионосителях: сквозь время и пространство, артефакты со скрупулезной точностью воссоздадут в воображении потомков образ родной земли с душой родниковой...

В честь 70-летия Виктора Гавриловича дому его семьи, сменившему не одного хозяина, после выкупа, передачи в муниципальную собственность и реставрации, присвоен статус музея, а улице, на которой он стоит, - имя земляка, прославившего свою малую Родину. К знаменательной дате был торжественного открыт и обновленный Дом культуры, а также с широким размахом организован фестиваль народного творчества. А значит, связь поколений в родной Дятьковской уже не прервется, а будет только укрепляться через развитие традиционной кубанской культуры - декоративно-прикладного искусства, хорового пения, танца, виртуозной игры на духовых и народных инструментах.

Нестор, повествующий о загадочной душе русского фольклора

Исследователи и почитатели уникального наследия маэстро единодушно отмечают поразительную полифоничность народных образов, чутко и бережно сотканных в живописное панно из песни, слов и движений. Композиционная напряженность туго сбитых планов и объемов неумолимо втягивает зрителя в манящую многомерность творческой интерпретации. С одной стороны, в каждом произведении Захарченко слышится торжественность симфонической музыки таких мэтров, как Прокофьев, Чайковский, Бетховен, Шуберт... С другой, завораживает глубина драгоценных жемчужин русской классической литературы - бессмертных стихотворений Пушкина, Лермонтова, Полонского, Некрасова, Дельвига, Блока, Тютчева, Есенина, Цветаевой, Северянина, Алексея Толстого… Красной нитью пролегает фольклорный способ освоения, искусно используемый Виктором Гавриловичем: в результате получается самостоятельное авторское толкование, но в то же время, уходящее своими корнями в универсум сознания русской нации.

Захарченко принадлежит к тем мастерам, которые находятся в самой гуще актуальных проблем искусства. От его проницательного взора не укроется ни щемящая боль, ни глухая надломленность и тоска современника по живительному источнику народного духа. Ему чужды кривые зеркала, в которых уродливыми гримасами отражаются образцы массовой поп-культуры. По сути, он светом своего творчества противостоит разрушительной тенденции «на поток». Деликатно, но уверенно, берется за переложение на музыку остросоциальных стихов Николая Зиновьева, Николая Рубцова, Юрия Кузнецова. Затрагивая наиболее злободневные явления в жизни общества, Виктор Гаврилович обжигает сердца аудитории не всегда удобной правдой.

Не могу молчать о политическом горе двух кровных «братьев» - России и Украины, жители которых до сих не оправились от страшной исторической несправедливости, - подчеркивает Захарченко. - В репертуаре Кубанского казачьего хора особое место отведено песням на стихи Леси Украинки и Тараса Шевченко о трагически фатальном надломе, об увеличивающейся пропасти между нами.

Творец, создающий незабываемые музыкальные, поэтические и исторические образы казачества России

Великий российский ученый Михаил Ломоносов в научном трактате об истории славян с пророческой мудростью подчеркивал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Слова, сказанные почти три столетия назад, не теряют своей актуальности и сегодня. Виктор Гаврилович Захарченко своим подвижническим и созидательным трудом открывает все величие тайны и глубину нравственной силы казачьей культуры.

Идейным вдохновителем и основателем ансамбля по праву считается духовный наставник, воспитатель черноморцев протоиерей Кирилл Россинский. Под его началом были объединены несколько десятков хористов, - рассказывает о зарождении легендарного певческого коллектива Захарченко. - Их быт и образ жизни отличался скромностью: не в зарабатывании денег видели они цель, а в служении высоким идеалам и истине. И с достоинством пронесли свой крест и миссию, несмотря на суровые обстоятельства.

Началом тягостного изгнания стал 1920 г.: 27 из них, словно повторяя судьбу учеников Христа, разошедшихся по всему свету после Его распятия и чудесного воскрешения, в кровавых событиях раскулачивания и разрушения привычного уклада, храмов и монастырей, иммигрировали в Сербию, как и большинство наших земляков. Лишенные дома кубанские казаки учредили свой штаб, оберегая самое ценное - православие и символы войсковой чести - регалии и знамена.

Виктор Гаврилович не только подвергает анализу ход истории страны как строгую хронологическую последовательность событий, режимов и правителей, но и на собственном примере показывает важность продолжения и активного преобразования традиций, начатых до него выдающимися деятелями искусства. Наш герой с нескрываемым восхищением и гордостью говорит о жизни первого художественного руководителя Кубанского войскового певческого хора - музыканта, композитора и хорового дирижера Григория Митрофановича Концевича, считая себя лишь скромным преемником его богатейшего поэтического и песенного наследия. Уникальны совпадения в ключевых моментах многогранного творческого пути каждого из них.

Григорий Митрофанович родом из станицы Старонижестеблиевской. Свои музыкальные дарования, проявленные еще в детстве, он развивал в Кубанской учительской семинарии, а затем на регентских курсах при Петербургской капелле, где и приобрел неповторимую вокальную технику, - продолжает Захарченко. - Удивительно умело сочетал педагогическую работу, регентство в войсковом хоре и невероятную страсть в поисках талантливых людей в селах и станицах. Большинство были не только не грамотны, но и далеки от профессиональной техники исполнения песен. Концевич подолгу занимался с ними, раскрывал секреты мастерства. Лучшие из них впоследствии становились членами певческого коллектива. Но главная его заслуга перед Отечеством заключается в бережном коллекционировании шедевров фольклора, которые дошли в своем неизменном виде до наших дней, заняв почетное место и в репертуаре хора. На нотный стан впервые легли традиционные казачьи и адыгейские песни и наигрыши. Однако Григорий Митрофанович не обошел вниманием и классические произведения Римского-Корсакова, Бортнянского, Чайковского (в частности, неподражаема обработка увертюры «1812 год»).

Жизнь Концевича трагически оборвалась во время массовых и беспощадных сталинских репрессий. Невосполнимая утрата до сих пор отдает горечью… В 70-летнюю годовщину со дня его мученической кончины в знак уважения к блестящему таланту, который не замыкался в рамках какого-то одного направления, а охватывал все ипостаси народного песенного искусства, был посвящен большой концерт.

Стараниями Захарченко официально закреплена связь старейшего профессионального казачьего ансамбля, основанного еще в 1811 г. в Екатеринодаре, с Кубанским казачьим хором.

«Восприятие подлинного искусства, как и всего прекрасного и чистого, происходит на уровне сердца»

Московская консерватория, Санкт-Петербургская хоровая капелла, Храм Христа Спасителя, Государственный Кремлевский дворец, саммит Большой восьмерки, встречи и мероприятия на высшем государственном уровне, - вот далеко не полный список знаменитых сцен, религиозных, правительственных и деловых площадок, где прозвучали исконно русские мотивы, порой раскрашенные в философски спокойные или, напротив, неожиданно дерзкие цвета музыкальной палитры и авторского прочтения. Энергетике и харизме свободолюбивой казачьей удали, отчаянной смелости и заразительному веселью покорились члены жюри престижных международных фольклорных фестивалей и восторженная публика на пяти континентах.

Восприятие подлинного искусства, как и всего прекрасного и чистого, происходит на уровне сердца, а значит, для него не существует культурных и языковых барьеров, - рассуждает Виктор Гаврилович. - Эмоционально насыщенное общение между артистами и зрителями будоражит и пробирает до дрожи, ведь каждое выступление - на пределе чувств, моральных и физических возможностей.

Отсюда искренняя преданность аудитории, неизменные аншлаги с многотысячными залами, где со слезами на глазах, слушают стоя, и часами не отпускают со сцены с просьбами сыграть на бис пронзительную «Ой, шо ж воно тай за ворон», «Распрягайтэ, хлопци, конэй», «Когда мы были на войне», «Любо, братцы, любо», «Калинку», молитву «Вечная память», игривую и заводную колядку «Щедрык-вэдрык»...

Свой 207-й концертный сезон старейший национальный хор России, пережив суровые падения и триумфальные взлеты и отвоевав без единого выстрела право быть духовным стержнем и святыней всего российского казачества, встречает с гордой атаманской статью на вороном коне вдохновения и со звонкой песней на устах.

Светлана Тельнова.

Цель: знакомство с творчеством известного деятеля культуры Кубани Виктора Гавриловича Захарченко.

Задачи:

образовательная: знакомство с деятельностью В.Г. Захарченко по сохранению духовного наследия кубанского казачества и его творчеством.

воспитательная: патриотизм, гордость за свой край, прилежание, аккуратность.

развивающая:

Оборудование:

Магнитофон;

Аудиозаписи песен;

Листы с текстами у учащихся.

Музыкальный материал:

Народная казачья песня «Варэнички»;

Песня В.Г.Захарченко «Пресвятая Богородице» на стихи и. Романа;

Песня В.Г. Захарченко на стихи С. Хохлова «Когда баян не говорит».
ХОД УРОКА


  1. Организационный момент

  2. Тема, цели урока
Сегодня наш урок кубановедения будет называться «Творчество Виктора Захарченко». На нём мы познакомимся с народным творчеством Кубани, узнаем о жизни земляков–кубанцев, познакомимся с песнями Виктора Захарченко.

3. Основная часть

Каждый из нас не раз (мысленно или вслух) признавался в любви к Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Но, наверное, никто не умеет так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани, как поэты и композиторы. Самые заветные, проникновенные строки, самые певучие мелодии посвящают они родной земле. Прочитайте их стихи, послушайте их песни, и перед вами предстанет яркий, неповторимый образ нашего чудесного края.

На Кубани живёт славный и трудолюбивый народ. Посмотрите на этот портрет. Лицо человека на нём излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу. Может быть, кому-то знаком этот человек? Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.
Виктор Гаврилович Захарченко родился 22 марта 1938 года в ст-це Дядьковской Кореновского района. Окончил Краснодарское музыкальное педагогическое училище (1960) и Новосибирскую государственную консерваторию (1967). Трудовую деятельность начал преподавателем педагогического училища в г. Куйбышеве. С 1964 по 1974 год работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора. В 1974 году возглавил Государственный Кубанский казачий хор. С 1990 года – художественный руководитель Центра народной культуры Кубани и Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре государственных русских народных хоров произошло в 1968 г. под руководством Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор впервые стал дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко , которому более чем за 30 лет его творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под руководством В.Г. Захарченко хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр.

Звучит песня «Варенички» (фрагмент).

Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко неоднократно становился лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Коллектив удостоен почетного звания «Академический» (1993), Государственной премии им. Т.Г. Шевченко республики Украина (1990) и награждён орденом Дружбы народов (октябрь 1988).

На протяжении всей творческой жизни Виктор Захарченко часть своей души и таланта отдавал композиторскому творчеству. Захарченко-композитору всегда была близка поэзия высокого гражданского пафоса, наполненная любовью к родине, к России, к русскому народу, к его святыням. Для него актуальна русская классическая поэзия Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Есенина, Цветаевой и Рубцова. «Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, добру, чувству патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти, – говорит композитор. – Эти песни должны помогать нам из духовно-разобщенного населения соединиться в настоящий, крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину».

В.Г. Захарченко – автор многочисленных публикаций и творческих редакций, в том числе «Песни села Балман», «Песни станицы Кавказской», «Кубанские народные песни», «Умом Россию не понять», «Поет Кубанский казачий хор» и др.; возглавляет факультет традиционной культуры и кафедру сценического народного ансамбля в Краснодарском университете культуры и искусств. Виктор Гаврилович – профессор, академик международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии; доктор искусствоведения; председатель совета благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки»; член Союза композиторов РФ; член Президиума Всероссийского хорового общества и Всероссийского музыкального общества; полковник Всекубанского казачьего войска; член комиссии по Государственным премиям России при президенте РФ. Удостоен многочисленных государственных и международных наград: орденов Дружбы народов, «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени, Союза казаков России «За веру, волю и Отечество» и ордена Дружбы Республики Вьетнам; медали «100-летие со дня освобождения от Османского ига» Республики Болгария. Награждён медалями «За доблестный труд» и «За вклад в развитие Кубани – 60 лет Краснодарскому краю», крестом Союза казаков России «За возрождение казачества».

По инициативе Виктора Гавриловича в г. Краснодаре открылся Центр Кубани, а в институте культуры – отделение фольклора и этнографии. народной культуры



Анатолий Лизвинский, Виктор Захарченко и Геннадий Черкасов

В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах. В России это единственный коллектив, который удостоен столь высокой чести.

Звучит фрагмент произведения «Пресвятая Богородице» на стихи иеромонаха Романа.

В октябре 1996 года вышло постановление главы администрации Краснодарского края "О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска".

Патриотический пафос, чувство своей сопричастности к народной жизни, гражданской ответственности за судьбу страны – вот главная линия композиторского творчества Виктора Захарченко. Он тонко и глубоко чувствует фольклорную ткань: тембры, краски, переплетения звуков. Он чувствует сердцем и нервом музыкальную драматургию каждого концерта, его философскую наполненность, строгость и изысканность. Его песни – это музыкальные посвящения гениальному русскому композитору Георгию Свиридову, выдающемуся русскому дирижёру Владимиру Минину, «певцу берёз российских» Григорию Пономаренко…

Вопросы к детям:


  1. Какому знаменитому кубанскому композитору посвящена эта песня?

  2. Как вы понимаете слова «Когда баян не говорит»?
Для Виктора Гавриловича в песне очень важны слово, идея и содержание. В последние годы он расширил свой музыкальный и тематический диапазон, идейную направленность творчества. По-иному зазвучали строки стихов Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Есенина, Блока, Рубцова. Рамки традиционной песни стали тесны, создаются баллады-исповеди, поэмы-размышления, песни-откровения. Так появились песни «Я буду скакать» (на стихи Н. Рубцова), «Сила русского духа» (на стихи Г. Головатого), редакции поэмы «Русь» (на стихи И. Никитина).

Названия произведений Захарченко говорят сами за себя – «Набат» (на стихи В. Латынина), «Умом Россию не понять» (на стихи Ф. Тютчева), «Помоги тому, кто слабее» (на стихи Н. Карташова).

Захарченко-фольклористом восстановлены почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая, переизданные им в собственной творческой редакции, с позиций современной фольклористики. По существу, сделаны первые, но самые трудные и важные шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани.


Виктором Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция созданного в 1990 году Центра народной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) "Кубанский казачий хор", в котором в настоящее время работают 506 чел., в т. ч. в Государственном Кубанском казачьем хоре 120 чел. Это пока единственное в стране учреждение культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно занимается возрождением традиционной народной культуры. С 1998 года на базе ГНТУ активизировались проведение многочисленных фестивалей, международных научных конференций и чтений, издание исследований по истории и культуре казачества, выпуск компакт-дисков, аудио и видеокассет, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская деятельность в России и за рубежом.



Цель:

Задачи:

- образовательные:

- воспитательные:

- развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа, связную речь, словарный запас, кругозор, внимание, мышление, память.

Оборудование:

Магнитофон;

Аудиозаписи песен;

Словарные слова на карточках;

Музыкальный материал:

ХОД УРОКА

Вопросы и задания:



  1. Кто такой регент?






Тема: «Творчество В.Г.Захарченко»

Цель: знакомство с творчеством Кубанского казачьего хора и известного деятеля культуры Кубани Виктора Гавриловича Захарченко.

Задачи:

образовательная: познакомить с песенным и танцевальным народов, населяющих Кубань; с творчеством В.Г. Захарченко;

воспитательная: воспитывать интерес к произведениям народного искусства, патриотизм, чувство уважения к нашим предкам, патриотизм, гордость за свой край;

развивающая: развивать познавательный интерес к истории своего народа, кругозор, словарный запас, внимание, мышление, память, связную речь.

Оборудование:

Магнитофон;

Аудиозаписи песен;

Плакат «Кубанский казачий хор»;

Портрет В.Г.Захарченко;

Надпись « Творчество Виктора Захарченко»;

Плакат с перечисленными наградами В.Г.Захарченко;

Газеты с публикациями о Кубанском казачьем хоре и В.Г.Захарченко;

Альбомные листы, цветные карандаши.

Музыкальный материал:

Песня В.Г.Захарченко «Ой да Краснодарский край»;

Песня «Распрягайте, хлопцы, коней»;

Песня В.Г.Захарченко на стихи Ф. Тютчева «Умом Россию не понять»;

Песня В.Г. Захарченко на стихи И. Никитина «Русь»;

Песня В.Г. Захарченко на стихи С. Хохлова «Когда баян не говорит».


ХОД УРОКА

1.Организационный момент

2. Тема, цели урока

Сегодня на уроке кубановедения мы познакомимся с народным творчеством Кубани, узнаем о жизни земляков–кубанцев, познакомимся с творчеством Кубанского казачьего хора и его бессменного руководителя – Виктора Захарченко.

3. Основная часть

Звучит музыка «Ой да Краснодарский край».

Душа народа живёт в его песнях. Они доносят до нас из далёкого прошлого тревоги и радости, мечты и идеалы. Песня всегда рядом с человеком: ив будни, и в праздники, и в счастье, и в беде.

Песня – это связь с Родиной, с теми людьми, что рядом, и с теми, что давно уже ушли от нас.

Огромная заслуга в сохранении кубанского песенного фольклора принадлежит Кубанскому казачьему хору. (Обращается внимание на плакат с его изображением).

Руководители хора записывали казачьи и народные песни в станицах и на хуторах, обрабатывали их, а затем хор исполнял песни на концертах.

Почти два столетия назад, 14 октября 1811 года начался славный творческий путь Черноморского войскового певческого хора, который впоследствии стал называться Кубанским казачьим хором.

В Кубанском казачьем хоре – 506 человек.

В 1974 году (34 года назад) художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко.


Знакомство с творчеством В.Г. Захарченко
Сегодня мы познакомимся с композитором, автором многих песен, художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора Виктором Гавриловичем Захарченко.

На Кубани живёт славный и трудолюбивый народ. Посмотрите на этот портрет. Лицо человека на нём излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу. Может быть, кому-то знаком этот человек? Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Гаврилович Захарченко родился 22 марта 1938 года в ст-це Дядьковской Кореновского района. Окончил Краснодарское музыкальное педагогическое училище (1960) и Новосибирскую государственную консерваторию (1967). Трудовую деятельность начал преподавателем педагогического училища в г. Куйбышеве. С 1964 по 1974 год работал главным хормейстером Государственного Сибирского русского народного хора. В 1974 году возглавил Государственный Кубанский казачий хор. С 1990 года – художественный руководитель Центра народной культуры Кубани и Государственного академического Кубанского казачьего хора.

Под руководством В.Г. Захарченко хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры.


Кубанский казачий хор под руководством В.Г. Захарченко неоднократно становился лауреатом всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. Коллектив удостоен почетного звания «Академический» (1993), Государственной премии им. Т.Г. Шевченко республики Украина (1990) и награждён орденом Дружбы народов (октябрь 1988).

У композитора, руководителя хора В.Г.Захарченко тоже очень много наград

Посмотрите на их список (учитель зачитывает некоторые из наград).

На протяжении всей творческой жизни Виктор Захарченко часть своей души и таланта отдавал композиторскому творчеству. Захарченко-композитору всегда была близка поэзия, наполненная любовью к родине, к России, к русскому народу, к его святыням. Для него актуальна русская классическая поэзия Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Есенина, Цветаевой и Рубцова. «Людям нужны сегодня глубокие и откровенные авторские песни, обращенные к душе, добру, чувству патриотизма, укреплению национального самосознания и исторической памяти, – говорит композитор. – Эти песни должны помогать нам из духовно-разобщенного населения соединиться в настоящий, крепкий верой и духом, непобедимый народ, способный выстоять в любую годину».

Звучит песня В.Г. Захарченко «Русь» на стихи И. Никитина.
В.Г. Захарченко – автор многочисленных публикаций и творческих редакций, в том числе «Песни села Балман», «Песни станицы Кавказской», «Кубанские народные песни», «Умом Россию не понять», «Поет Кубанский казачий хор» и др.; возглавляет факультет традиционной культуры и кафедру сценического народного ансамбля в Краснодарском университете культуры и искусств. Виктор Гаврилович – профессор, академик международной академии информации, академик Российской гуманитарной академии; доктор искусствоведения; председатель совета благотворительного фонда возрождения народной культуры Кубани «Истоки»; член Союза композиторов РФ; член Президиума Всероссийского хорового общества и Всероссийского музыкального общества; полковник Всекубанского казачьего войска; член комиссии по Государственным премиям России при президенте РФ.

Заслуженный деятель искусств России, заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, народный артист России, народный артист Украины, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии Фонда Всехвального апостола Андрея Первозванного, «Человек года» в номинации Русского биографического института.

Песни Захарченко наполнены любовью к Родине, патриотизмом, гордостью за свой край, чувством уважения к нашим предкам. Послушайте песню, которую В.Г.Захарченко посвятил композитору Григорию Пономаренко.

Звучит песня В.Захарченко на стихи С.Хохлова «Когда баян не говорит».

Вопросы к детям:

1.Какому знаменитому кубанскому композитору посвящена эта песня?

2. Как вы понимаете слова «Когда баян не говорит»?

Для Виктора Гавриловича в песне очень важны слово, идея и содержание. В последние годы он расширил свой музыкальный и тематический диапазон, идейную направленность творчества. По-иному зазвучали строки стихов Пушкина, Некрасова, Лермонтова, Есенина, Блока, Рубцова.

Звучит песня В.Захарченко на стихи Ф.Тютчева «Умом Россию не понять».

Захарченко восстановил почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества.



1981 г. Народная артистка Т. Бочтарева, в центре артисты Кубанского казачьего хора, справа В. Захарченко

Виктор Гаврилович Захарченко – профессор, декан факультета традиционной культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусства. Он ведёт обширную исследовательскую деятельность, им собрано свыше 30 тысяч песен и традиционных обрядов – историческое наследие кубанских станиц; изданы сборники песен кубанских казаков; сотни обработок народных песен записаны на грампластинки, компакт – диски, фильмы.



Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор под руководством Виктора Гавриловича Захарченко способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию молодежи.

4. А сейчас вы услышите ещё несколько песен в исполнении Кубанского казачьего хора. Какие чувства, какое настроение они у вас вызовут, попробуйте отобразить это в рисунках.

(Учащиеся, слушая кубанские и народные песни, рисуют)

5. Итог урока. Обобщение.

С творчеством какого коллектива мы знакомились на сегодняшнем уроке?

Кто является художественным руководителем Кубанского казачьего хора?

Что вы можете рассказать о Викторе Гавриловиче Захарченко?

НАГРАДЫ, ПОЧЁТНЫЕ ЗВАНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ХОРА, ПРОФЕССОРА, КОМПОЗИТОРА, ЧЛЕНА СОВЕТА ПО КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВУ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

ВИКТОРА ГАВРИЛОВИЧА ЗАХАРЧЕНКО


  • Народный артист России

  • Народный артист РФ

  • Заслуженный деятель искусств РФ

  • Орден «Знак Почёта»

  • Орден Трудового Красного Знамени

  • Герой труда Кубани

  • Медаль «За доблестный труд»

  • Лауреат Государственной премии России

  • Лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного: орден «За веру и верность»

  • Лауреат Международной премии славянского единства «Баян»

  • Народный артист Украины

  • Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея

  • Орден Дружбы

  • Орден Союза казаков России «За веру, волю и Отечество»

  • Крест «За возрождение казачества» Союза казаков России

  • Медаль «За вклад в развитие Кубани – 60 лет Краснодарскому краю» 1 степени

  • «Человек года» и серебряный крест по номинации Русского биографического института

  • «Человек года» - Кубани 2001 и 2002 года по опросу газеты «Вольная Кубань»

  • Почётный житель станицы Дядьковской

  • Почётный гражданин города Краснодара

  • Герой труда Кубани

  • Почётная грамота Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюзов работников культуры

  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации

  • Знак МВД «За верность долгу»

  • Памятный знак «За службу на Кавказе»

  • Медаль «10 лет Возрождения Енисейского казачьего войска»

  • Кавалер Ордена «Меценат»

  • Решением Совета «георгиевского Совета» награждён Знаком Чести «Серебряный Крест Георгиевского Союза» Санкт-Петербург

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» 4 степени

  • Наградной крест «За заслуги перед казачеством России» третьей степени

  • Орден русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского 3 степени

  • Знак чести «Серебряный крест георгиевского союза»

  • Медаль за неоценимый вклад в дело возрождения казачества славянских государств «350 лет казачества на Беларуси»

  • Юбилейная медаль «100 лет профсоюзам России»

  • Медаль 60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков

  • Памятная медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» за активное участие в патриотическом воспитании граждан и большой вклад в подготовку и проведение юбилея Победы

  • Наградной Крест за заслуги перед Кубанским казачеством

МЕЖДУНАРОДНЫЕ НАГРАДЫ


  • Орден Дружбы Республики Вьетнам

  • Медаль «100–летие со дня освобождения от Османского ига»
Республики Болгария

Тема: «КУБАНСКИЙ КАЗАЧИЙ ХОР –

ХРАНИТЕЛЬ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НАРОДА»

Цель: знакомство ребят с творчеством известного коллектива – Кубанского казачьего хора.

Задачи:

- образовательные: познакомить с замечательным песенным и танцевальным наследием народов, населяющих Кубань;

- воспитательные: воспитывать интерес к произведениям народного искусства, чувство уважения к нашим предкам, патриотизм, гордость за свой край, прилежание, аккуратность;

- развивающие: развивать познавательный интерес к истории своего народа, связную речь, словарный запас, кругозор, внимание, мышление, память.

Оборудование:

Надпись «Кубанский казачий хор – хранитель духовных ценностей народа»;

Магнитофон;

Аудиозаписи песен;

Словарные слова на карточках;

Листы с текстами песен у детей.

Музыкальный материал:

Аудиозапись песни В.Г. Захарченко на стихи Т.Г. Шевченко "Зорэ моя вэчирняя";

Видеозапись танца некрасовских казаков в постановке Н. Кубаря;

Видеозапись вокально-хореографической композиции "Ковал кузнец казачью шашку";

Аудиозапись песни "Роспрягайте, хлопцы, коней" (в качестве заключительной, но можно включить и другую песню).

ХОД УРОКА

Душа народа живёт в его песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил; донесли его тревоги и радости, мечты и идеалы. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда рядом с казаком-хлеборобом и воином, защитником Отечества. Песня – это связь с Родиной: с той землёй, что обильно полита потом и кровью предков и на которой выпало счастье родиться; с теми людьми, что рядом, и с теми, что давно уже ушли от нас, но живут и будут жить с нами славными деяниями своими, помыслами, сердечными чувствами.

Тихо звучит аудиозапись песни "Там, на Кубани" в исполнении Кубанского казачьего хора.

Огромная заслуга в бережном сохранении кубанского песенного фольклора принадлежит Кубанскому казачьему хору. Руководители и певцы хора записывали казачьи и народные песни в станицах и хуторах, обрабатывали их, а затем исполняли на концертах.

Почти два столетия назад, 14 октября 1811 года, была заложена основа профессиональной музыкальной деятельности на Кубани, начался славный творческий путь Черноморского войскового певческого хора. У его истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский.

В 1861 году хор переименовали из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор, и с этого времени, кроме участия в церковных богослужениях, он давал светские концерты по области, исполняя, наряду с духовными, классические произведения и народные песни.

В 1911 году прошли торжества по случаю 100-летия Кубанского Войскового певческого хора.

Летом 1921 года решением властей деятельность коллектива была прекращена, и лишь в 1936 году Постановлением президиума Азово-Черноморского крайисполкома был создан Кубанский казачий хор, который возглавили Григорий Концевич и Яков Тараненко, долгое время являвшиеся регентами Кубанского Войскового певческого хора. Но произошла трагедия: в 1937 году Григорий Концевич был необоснованно репрессирован и расстрелян.

Звучит фрагмент песни В.Г.Захарченко на стихи Т.Г.Шевченко «Зорэ моя вэчирняя».

В 1939 году в состав хора была включена танцевальная группа, а коллектив переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, который в 1961 году по инициативе Н.С. Хрущёва был расформирован вместе с другими государственными хорами и ансамблями СССР.

Воссоздание Кубанского казачьего хора среди государственных русских народных хоров произошло в 1968 году под руководством Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор стал дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почётным званиям, завоёванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

В видеозаписи – фрагмент танца некрасовских казаков.

В 1974 году художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко, которому более чем за 30 лет его творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления.

В 1975 году хор стал лауреатом I Всероссийского смотра – конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под руководством В.Г. Захарченко хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый хоровой театр.

В видеозаписи – фрагмент вокально-хореографической композиции «Ковал кузнец».

В октябре 1988 года Указом Президиума Верховного Совета СССР хор был награждён орденом Дружбы народов, в 1990 стал лауреатом Государственной премии Украины имени Т.Г. Шевченко, а в 1993 коллективу присвоили почётное звание академического.

В августе 1995 года Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах.

В октябре 1996 года вышло постановление главы администрации Краснодарского края «О признании правопреемства (исторического) государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска».

В настоящее время, кроме активной гастрольно-концертной деятельности, в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению и сценическому освоению традиционного песенного и танцевального фольклора кубанского казачества.

Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному, патриотическому воспитанию населения. Мы желаем хору и его руководителю Виктору Гавриловичу Захарченко дальнейших творческих успехов в этом нелегком труде.

Звучит песня "Роспрягайте, хлопцы, коней".

Вопросы и задания:


  1. Когда была заложена основа для музыкальной деятельности Кубанского казачьего хора?

  2. Кто такой регент?

  3. Назовите регентов Кубанского Войскового певческого хора.

  4. В каком году стал руководить Кубанским казачьим хором В.Г. Захарченко?

  5. Какие почётные звания и награды имеет Кубанский казачий хор?

  6. Сколько человек трудятся в хоре?

  7. Вспомните полное название хора.

  8. Можно ли назвать Кубанский казачий хор хранителем казачьего фольклора?

Слайд 2

Виктор Гаврилович Захарченко

  • Слайд 3

    Знакомство с творчеством В.Г.Захарченко.

    Виктор Гаврилович Захарченко (1938) (слайд12). Родился будущий композитор в станице Дядьковской, Кореновского района в казачьей семье. Отец погиб в первый же год войны. Мать хорошо пела. Из четырех детей музыкальный дар достался одному Виктору. В 17 лет, не зная музыкальной грамоты, он сочинил музыку. В.Г. Захарченко яркий самобытный композитор, автор целого ряда полюбившихся народу песен. Он удостоен многочисленных государственных и международных наград. По его инициативе в г. Краснодаре открылся Центр народной культуры Кубани. Им собрано свыше 30 тыс. народных песен. Государственный академический Кубанский казачий хор знают и любят в России и за её пределами, но, конечно, особенно у нас на Кубани. Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награжден многими орденами и медалями. Виктор Гаврилович Захарченко – народный артист России и Украины, лауреат государственной премии России, почетный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.

    Слайд 4

    В.Захарченко с семьей, сестрой Верой.

  • Слайд 5

    «Я – казак по рождению и воспитанию. Народные и духовные песни слышал с детства, впитал казачьи традиции. Невероятно сильное желание стать музыкантом было у меня всегда. Но жила во мне какая-то абсолютная внутренняя уверенность в том, что я им обязательно буду». В.Г. Захарченко

    Слайд 6

    Виктор Захарченко – студент Краснодарского музыкально-педагогического училища

    Слайд 7

    Кубанский казачий хор

    Профессиональная музыкальная деятельность на Кубани была заложена 14 октября 1811 года. В те далёкие годы этот коллектив назывался Черноморским Войсковым певческим хором.

    Слайд 8

    Слайд 9

    « Я большой почитатель таланта Виктора Гавриловича Захарченко, он блистательный мастер своего дела и замечательный гражданин своей Родины. Благодаря ему народное творчество Кубани знают далеко за пределами нашего края. Более того, Кубань олицетворяют с Чёрным морем, хлебным полем и с именем Захарченко. Это наше достояние, и мы должны ценить и всячески беречь это творение, данное нам Богом, Потомки будут нам безмерно благодарны, если мы сбережём Кубанский казачий хор – символ нашей истории и высоко патриотического славянского искусства. Мы обязаны это сделать во славу Кубани и на благо России». А.Ткачёв губернатор Кубани

    Слайд 10

    «Я был на концерте Кубанского казачьего хора и чуть было не разрыдался. Я понял: пока есть такие таланты, такие мужественные люди, Россия жива…» В. Белов писатель «Искусство Кубанского казачьего хора – это половодье песен и танцев, музыки и пластики, Это духовное здоровье нации… За это нравственное омовение души талантливому руководителю хора Виктору Гавриловичу Захарченко и его артистам низкий поклон». В. Минин народный артист СССР

    Посмотреть все слайды