Огненная жизнь: ярко и оригинально. Значение слова прометей в словаре-справочнике мифы древней греции

Вероятно, мало кто не слышал выражение «Прометеев огонь», который означает стремление совершать хорошие поступки, действуя на благо других и принося себя в жертву.

Откуда же пошло это выражение, и кто такой – легендарный Прометей?

Происхождения великого титана

Прометей был великим титаном, рожден был еще до олимпийских богов.

В некоторых источниках сказано, что был он сыном Урана и Геи, в других – что сын титана Иапета и океаниды Климены или богини Фемиды.

Его имя переводится, как «знающий наперед», «предвидящий», имя было говорящим, помимо остальных своих качеств Прометей обладал даром предвидения. Точно известно, что был он мудрым древним существом, живущим еще задолго до Зевса и его братьев.

Именно этим обусловлено его независимое положение от олимпийских богов, несмотря на то, что Прометей признал владычество над вселенной и даже помог ему в войне со своими собратьями титанами, такими как Крон, Атлант, Тифон.

Война против титанов

Когда Зевс победил своего отца Крона, низверг его в глубины Тартара, титаны восстали против него.

Прометей встал на его сторону, потому что противился насилию и жестокости своих древних собратьев, и считал, что Зевс наделен большей мудростью, нежели они.

Он считал, что боги младшего поколения лучше справятся с ролью властителей мира и людей.

Эта беспощадная война длилась десять лет, на помощь Зевсу пришли сторукие великаны, сам Громовержец метал молнии. Титаны были повержены и жестоко наказаны.

Прометеев огонь

По одной версии, война эта была настолько ужасна, что все живое на земле вымерло. приказал Прометею вылепить из глины людей, а вдохнула в них жизнь.

По другим версиям, Зевс желал избавиться от людей, которые жили во времена правления титанов, поэтому оставил их на произвол судьбы без средств к существованию, в том числе и без огня. И эти люди были настолько слабы и глупы, что не могли позаботиться о себе, жили в пещерах, как муравьи, не могли себя согреть, приготовить пищу, не имели ремесел, с трудом добывали себе пищу.

Бог-Громовержец запретил богам помогать людишкам, ему не было до них никакого дела.

А Прометей, в отличие от кровожадного и жестокого Зевса, пожалел свои создания, он любил их всем своим сердцем.

Он поднялся на гору, в которой была кузница бога-кузнеца Гефеста и вынес из горна бога ремесел несколько угольков в полой деревянной трубке.

Он отдал огонь людям и показал, как пользоваться. Научил строить дома, лепить из глины домашнюю утварь, готовить еду, разъяснил, как отличать ночь ото дня, зиму от лета, показал им письменность, дал им законы. И еще многому другому научил своих любимых людей Прометей.

Так «огонь» нужно понимать не только в буквальном смысле, но и в качестве метафоры просвещения. Людям стало легче жить, они из дикарей превратились в счастливое общество.


Гнев Зевса

За то, что ослушался титан Громовержца, защищал и покровительствовал людям, на него разозлился Зевс.

Бог-олимпиец отнял у людей огонь, когда Прометей обхитрил его в вопросе принесения жертв богам, вставая на сторону людей. Но Прометей вернул его с горы Олимп обманом и хитростью.

Тогда решил Зевс наказать его, он давно уже невзлюбил Прометея за то, что тот был титаном. Приказал своим слугам Силе и Власти схватить великого титана и увести на кавказскую гору.

Гефест приковал его цепями к горе и вбил в его грудь алмазный клин, который терзал тело Прометея.

Мужественно держался Прометей, принял свое наказание и ни за что не захотел покориться кровожадному Зевсу, уступить ему, как его ни уговаривали Фемида, титан Океан и его океаниды.

Благодаря своему дару предвидения, Прометей знал, что явится могучий герой Геракл, который и освободит его от оков после многих лет страданий.

Также сделал Прометей предсказание Зевсу, что ожидает его участь отца его, Крона. Но подробности отказался говорить, не желая покориться жестокому Зевсу. Тогда Громовержец еще сильнее рассердился на Прометея и послал своего орла, чтобы он ежедневно выклевывал печень непокорного титана.

Страдает так Прометей до того момента, Пока не приходит Геракл, сын Зевса, чтобы освободить многострадального благодетеля людей.

Титан рассказал ему пророчество, и великий герой разрубил оковы. За время пленения Прометея, Зевс стал мягче по отношению к людям, стал им благодетельствовать и помогать, поэтому Прометей и Зевс примирились.

Образ Прометея

Во всех источниках Прометей выступает как защитник людей, благодетель, в отличие от Зевса, которому нужна власть и поклонение. Он сочетает в себе образ нового бога, вплетенного в иерархию олимпийских богов, и покровителя древнего племени.

Подчинившись Зевсу в войне против титанов, Прометей, не желающий власти и насилия, противопоставляется титанам.

Мудрый и хитрый Прометей не жалеет себя для помощи людям, страдает за них, поэтому выступет в роли святого мученика.

И в глазах смертных он находится выше даже Зевса-Олимпийца, который действует при помощи силы и жестокости.

В литературе, искусстве Прометей выступает как покровитель наук, несущий людям просвещение, образование, культуру и ремесла. Он – творец, создатель, художник, который сначала создал род людской, а затем дал ему инструменты для обретения величия.

Родился от брака титана Иапета и титаниды Асии. Последняя приходилась дочерью Океану и Тефиде. Именно от неё произошло название такой части света как Азия. Само имя «Прометей» у древних греков означало «предусмотрительность, предвидение». Этому богу в древнегреческой мифологии приписывали создание людей. Он вылепил их из глины, а олимпийская богиня Афина вдохнула в них жизнь.

Прометей лепит человека из глины

Миф о Прометее появился в конце VIII века до н. э. О нём впервые поведал эпический поэт Гесиод. Впоследствии появилось ещё 3 источника, повествующих об этом боге. Их основоположниками являлись Гомер, Пиндар, Пифагор. Все они отнесли Прометея к титанам. Но он избежал конфронтации, проявлявшейся в небесных битвах между Зевсом и Кроносом (титаномахия). Поэтому не был свергнут в Тартар вместе с титанами, сплотившимися вокруг Кроноса.

Он остался среди богов-победителей, но в то же время втайне не признал власть Зевса, который приходился ему двоюродным братом. Этот бог по собственной инициативе создал людей, и те заселили Землю. Однако тут же возник вопрос о жертвоприношениях. Зевс заявил, что раз у людей есть скотина, то они должны делиться с богами мясом, подчёркивая тем самым уважение к небожителям.

В этой ситуации создатель людей решил оставить им лучшие куски. Он взял тушу быка, отделил мясо и сложил его в отдельную кучу, накрыв шкурой и желудком, от которого исходил неприятный запах. Другую кучу он сделал из костей и закрыл её кусками жира. После этого предложил Зевсу самому выбрать одну из двух куч. Громовержец выбрал то, что показалось ему более аппетитным, то есть кости. С того времени, во время жертвоприношений, люди стали отделять кости от туши, накрывать жиром и сжигать, а всё съедобное оставлять себе.

Прометей похищает огонь, чтобы отдать его людям

Это так разозлило Зевса, что он в отместку забрал у людей огонь. То есть вначале они огонь использовали, а потом он у них был отобран. Человечество, оставшись без огня, стало испытывать очень серьёзные трудности. И тогда на помощь пришёл Прометей. Он прокрался на Олимп и спрятал искру огня в полом стебле тростника. После этого отправился на Землю и передал огонь людям.

Возмущению Зевса не было предела. Вначале его всего трясло от гнева, но потом громовержец успокоился и придумал изощрённое наказание. Он повелел Гефесту вылепить из глины женщину по имени Пандора (все подарки). Когда женщина была готова, боги Олимпа надели её своими чертами характера, и ожившее создание оказалось далеко не ангелом. Афродита же наделила её красотой, и Пандора превратилась в хитрую, коварную, сладкоречивую красотку. Ей дали в руки ларец, запретили его открывать и отправили на Землю.

Однако Пандора поддалась любопытству и открыла ларец. И из него хлынули зависть, злоба, ненависть, себялюбие и другие отвратительные черты характера. Женщина захлопнула ларец, но зло уже было выпущено, а в ларце осталась лишь надежда. Она не успела оказаться наруже, так как находилась на самом дне. После этого люди сильно испортились, а для Зевса это было, как бальзам на душу.

Пандора с ларцем в руках
Сейчас она его откроет, и случится страшное

Не избежал жестокого наказания и Прометей. Зевс не смог простить ему похищение огня. Дерзкого бога приковали цепями к самой высокой кавказской горе. В этом месте несчастный провёл много столетий. Сколько точно – неизвестно, так как разные источники дают разное количество лет и веков. Мучения же героя усугублял кровожадный орёл. Он периодически появлялся и выклёвывал у Прометея печень. Но так как бог относился к касте бессмертных, то печень у него вырастала вновь.

Конец мучениям положило появление Геракла. Тот искал гесперид (нимфы – дочери Геспера и Никты) и спросил дорогу у прикованного к скале бога. Бедняга подробно рассказал, как добраться до нимф, и Геракл, в знак благодарности, взял в руки лук и убил стрелой орла, пожиравшего печень. После этого спаситель уговорил Зевса простить Прометея. Громовержец послушался Геракла, и дерзкий бог оказался на свободе. Следует заметить, что существует множество интерпретаций данных событий. В данном случае изложена лишь одна из версий.

Прикованный к скале Прометей и кровожадный орёл

В общей сложности более двух десятков греческих и римских авторов пересказывали и украшали своими подробностями миф о Прометее, начиная с V века до н. э. и вплоть до IV века н. э. Наиболее существенные детали добавили к мифу такие античные авторы как Сафо, Эзоп, Овидий. Их повествования в чём-то различаются, но в главном едины – именно Прометей создал человеческую расу, вылепив людей из глины. Не обошли вниманием этого бога и три главных афинских трагика – Эсхил, Софокл и Еврипид. Но, к сожалению, многие их пьесы были безвозвратно потеряны.

Начиная с античных времён, образ Прометея ассоциируется с образом бунтаря-мученика, бросившего вызов силам зла ради торжества гуманистических идей. Он научил человечество строить дома, пахать и сеять, бороздить моря на кораблях, писать и считать. Его наказали за любовь к людям, и он испытал страшные муки, отстаивая свою правоту и преданность светлым идеалам.

Своего двоюродного брата. В противостоянии Зевсу он оказывается на стороне людей, у которых Зевс отнял огонь. Прометей похитил огонь с Олимпа , дал его людям, но своего дара предвидения не передал, поэтому люди, получив огонь, стали стремиться к повседневному труду, забывать горести и постоянно надеяться на лучшее. За это Прометей поплатился свободой. Зевс приказал приковать его к скале на отрогах Кавказского хребта и заставил орла каждый день прилетать и клевать его печень. Это длилось много веков. Но Зевс же послал своего любимого сына Геракла сразиться с орлом и освободить Прометея, желая узнать тайну своего будущего. Эта события происходили за поколение до начала Троянской войны.

Имя Прометей означает «мыслящий прежде», «предвидящий» (в противоположность Эпиметею, «мыслящему после», «крепкому задним умом») и связано с производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, «размышлять», «познавать». В образе П. несомненны черты древнего до-олимпийского божества, коренящегося в балканском субстрате, покровителя местного автохтонного населения. П. олимпийского периода греческой мифологии объединяет черты архаического божественного покровителя племени (согласно Schol. Apoll. Rhod. III 1086, Эллин - сын Девкалиона и Пирры) с перекрывшими древний субстрат образами богов. Он сохраняет свои первоначальные благодетельные функции и включается в систему родственных отношений новых богов. П. не участвует в титаномахии, противится насильственным действиям титанов против олимпийцев и даже добровольно вступает с олимпийцами в союз (Aeschyl. Prom. 202-208), тем самым противопоставляя себя бывшим сородичам. От своего прошлого П. сохраняет независимое положение в отношении новых владык, сознание своего хтонического происхождения (по его собственным словам, он - сын Геи - Земли, отождествляемой с Фемидой, Aeschyl. Prom. 209-210). Мудрость (18), полученную им от своих прародителей (известно, что он пользуется советом Геи вступить в союз с Зевсом и осилить его хитростью, 211-218), дерзость (30), граничащую с ловким обманом (62), он использует, покровительствуя жалкому роду людей (11), создателем которых он является по целому ряду свидетельств. П. действует на заре олимпийского периода греческой мифологии в процессе её трудного становления и борьбы с «чудовищами прежних времён» (Aeschyl. Prom. 151). Недаром П., несмотря на своё небывалое превосходство над хтоническими сородичами, жалеет и Атланта, и Тифона, жестоко наказанных Зевсом (347-355). Древнее хитроумие П. в олимпийской системе приобретает черты мудрости, в которой нуждается сам Зевс. С другой стороны, классическая олимпийская мифология не может терпеть двух создателей человечества и носителей справедливости - П. и Зевса. Поэтому П. обязательно должен противопоставить себя Зевсу, но не грубо и чисто физически, как это было с титанами, а занять позицию, при которой он превосходил бы самого Зевса, т. е. занять позицию мученика, пожертвовавшего собой ради людей. Зевс же действует против соперника, пользуясь грубыми приёмами насилия, памятуя свои победы над титанами, когда он одержал верх благодаря именно физическому превосходству, мощи своих перунов и неукротимости своих союзников - сторуких (219-221). Мифы о П. связаны с подступами к героическому веку. Это время битвы Зевса с титанами, установления новой власти Зевса (Aeschyl. Prom. 148-150), создания рода человеческого. Согласно ряду источников, П. как древнейшее божество сам вылепил первых людей из земли и воды (Apollod. I 7, 1), да ещё создал их смотрящими в небо, по подобию богов (Ovid. Met. I 81-88), но сделал это П. по воле Зевса (Fabulae Aesopicae 228 Hausrath.). Более того, есть указания на то, что люди и животные были созданы богами в глубине земли из смеси огня и земли, а П. и Эпиметею боги поручили распределить способности между ними. Именно Эпиметей виноват в беззащитности людей, так как истратил все способности к жизни на земле на животных, поэтому П. должен был позаботиться о людях. Увидев, что все животные заботливо всем снабжены, а человек «наг и не обут, без ложа и без оружия», П. крадёт «премудрое умение Гефеста и Афины вместе с огнём, потому что без огня никто не мог бы им владеть или пользоваться» (так в виде огня, украденного им из мастерской Гефеста и Афины, П. дарует человечеству технический прогресс; Plat. Prot. 320 d - 321 e). Согласно Эсхилу (From. 506), «все искусства у людей от П.», причём, оказывается, что П. наделил разумом слепых, жалких людей, живших, как муравьи в пещерах, научил их строить дома, корабли, заниматься ремёслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать (442-504). Однако в других источниках о роли П. в культурном развитии человечества даже не упоминается (Soph. Antig. 332-375). Начала государственности и порядка, а также нравственные качества человека связаны не с дарами П., а с деятельностью Зевса. Научить людей жить обществом П. не сумел, так как не мог войти во владения Зевса, обладавшего этим умением (321 d). Не сумел он им вложить стыд и правду, которые ввёл среди людей Зевс через Гермеса (322 b-d). Однако совершенствовать род людей, им созданный, Зевс не пожелал, а решил уничтожить его и насадить новый.
Известен миф о том, как Зевс, рассердившись, уничтожил род человеческий, послав потоп. Но оставленная Зевсом единственная пара - супруги Девкалион и Пирра (т. e. сын П. и дочь Эпиметея) создали новый род человеческий, бросая камни себе за спину (Ovid. Met. I 390-413). Так П., теперь уже через сына, снова принял участие в создании рода человеческого. Это П. осмелился пожалеть людей и добыл для них огонь, передав его в полом тростнике (Hes. Theog. 535-566). В мифах П. - благодетель человечества, созданного при его участии, и снисходительный покровитель своих созданий в ещё догероическую пору, Зевс же - неумолим и суров; он не раз уничтожает поколения людей, не снисходя к их ничтожеству. Зевс - родоначальник поколения героев развитого патриархата, в котором П. займёт очень скромное место рядом с крупнейшими фигурами Гефеста и Афины. С Гефестом П. роднила их общая связь с огнём, причём Гефесту тоже приписывались просветительские функции среди людей (Hymn. Hom. XX). Афина играла большую роль в создании людей, вдохнув в них душу. Именно П. (а не Афине и Гефесту) приписывается создание первой женщины (Plotin IV 3, 14; Fulg. II 9). Афина даже помогает П. похитить огонь (Serv. Verg. Вис. VI 42). Есть сведения о том, что и наказан-то П. был не за свои благодеяния людям, а потому, что влюбился в Афину (Schol. Apoll. Rhod. II 1249) или потому, что был внебрачным сыном Геры и одного из титанов Эвримедонта. Зевс сбросил Эвримедонта в тартар, а П. приковал к скале на Кавказе (Eustath. Schol. II. р. 987, 4 след.). П. вселил в людей «слепые надежды», но не дал им способности предвидеть свою судьбу и тем самым развил в них стремление к постоянной деятельности и забвение горестей (Aeschyl. Prom. 248- 250). П. - это древний культурный герой, идущий ради своих подопечных на обман Зевса, на открытую дерзость и страдание. Даже введение обычая приносить богам в качестве пожертвования не лучшие куски мяса, а кости, покрытые жиром, - заслуга П., обманувшего Зевса в Меконе, когда устанавливался жертвенный ритуал, а значит, и взаимоотношения богов и людей (Hes. Theog. 535-560). Характерно, что Зевс, разгадавший обман П., допустил его, чтобы иметь повод наказать людей и П. В результате Зевс лишает людей огня. П. в свою очередь опять-таки обманом добывает его, но теперь П. подстерегает главное наказание: он прикован к горам Кавказа в пределах Скифии, где орёл выклёвывает ему печень, ежедневно вырастающую вновь В отместку людям и П. боги посылают на землю первую женщину, носительницу бед, Пандору. П. внутренне торжествует над Зевсом, будучи хранителем древней тайны: он знает, что женитьба Зевса на богине Фетиде приведёт к рождению мощного сына, который свергнет Зевса. П. сознаёт, что власть Зевса невечна, как и власть его предшественников, ибо это воля «трёхликих» мойр и «памятливых» эриний (Aeschyl. Prom. 515-519). Именно незнание будущего страшит Зевса, и он освобождает П. в обмен на раскрытие тайны. Зевс отправляет на подвиг своего великого сына Геракла, чтобы, освободив П., тот ещё больше прославил себя (Hes. Theog. 527-531). Освобождение П. Гераклом происходит на пути Геракла к своему одиннадцатому подвигу - добыче золотых яблок в саду Гесперид. Помощь приходит к П. и от кентавра Хирона, сына Кроноса. Бессмертный Хирон ранен отравленной стрелой Гераклом, он испытывает страшные муки и жаждет смерти. За возможность сойти в аид Хирон предлагает Зевсу отдать П. своё бессмертие. Пока совершаются деяния знаменитых героев. П., которому нет места в мире классического героизма, прикован, и аргонавты слышат его стоны, проплывая вблизи Кавказских гор (Apoll. Rhod. II 1248-1258). Освобождение П. получает за поколение до Троянской войны, а его собственные благодеяния людям совершаются ещё до рождения великих героев. В эпоху же Троянской войны П. - уже давнее прошлое, поэтому Гомер не вспоминает о нём (к этому времени Зевс прочно занял место владыки людей и богов, дарователя всех благ и покровителя героев). У Гесиода П. - хитрый, но добрый к людям обманщик Зевса, не без оснований им наказанный. Образ того П. (как символа человеческой цивилизации), который является героем эсхиловской трилогии (дошедшей до нас лишь в виде одной части «Прикованный П.» и в разрозненных фрагментах), - попытка в конечном итоге привести к примирению дополисное прошлое и полисное настоящее, архаического благодетеля людей П. и олимпийского владыку над людьми и богами Зевса, представить в гармоничном единстве два исторических периода. П. так и не стал олимпийским божеством, обладая, однако, чрезвычайно важными для формирования олимпийской ступени мифологии функциями. Более того, в античности существовала традиция осудительного изображения П., причём она принадлежит римским авторам. Для Горация дерзкий П. совершил «злой обман», принеся огонь, что послужило развитию губительных последствий (Carm. I 3, 27-33). Создавая человека, он вложил в него «злобу» и «безумие» льва; П. заботился только о его теле, и отсюда все беды человеческой жизни и вражда среди людей.А
Следы культа П. должны были бы прежде всего сохраниться среди ремесленников, но это сословие посвящено не П., а Гефесту и Афине (Plat. Legg. XI 920 d). У Павсания сохранилось сообщение о том, что в Афинской академии был жертвенник П.; от него начинался бег до города через Керамик с зажжёнными факелами, которые бегуны должны были сохранить горящими (I 30, 2). В Афинах проходили празднества в честь П., справляемые ежегодно горшечниками, чьим покровителем был П. Они устраивали бег с факелами, зажжёнными от жертвенника П. в академии. Однако бег с факелами был и в честь Афины на панафинеях и Гефеста на гефестиях (Schol. Aristoph. Ran. 131). На прометеях и гефестиях вы" ступали хоры мужчин и мальчиков.

Золотой, серебряный и медный века. Сотворив сначала мир, потом создали бессмертные боги людей и населили его. Счастлив был род людской, жил он в золотом веке. Все на земле произрастало в изобилии, и не было нужды возделывать поля и сады. Беззаботно проводили жизнь люди, не зная болезней и печалей. Сами боги в то золотое время нередко приходили к людям в гости: то посоветоваться, то повеселиться на дружеском пиру. Но завершился золотой век, умерли люди; превратили их боги в добрых духов, которые дарят удачу и защищают справедливость.

Второй род людей был уже не таким счастливым — наступил век серебряный. Стало у людей меньше сил и меньше мудрости; жили они до ста лет, но видели много горя и несчастья. В поте лица своего добывали пропитание. Не приносили они даров бессмертным богам, не повиновались их воле. Разгневался Зевс и отправил всех в мрачное царство Аида. Там и живут они, не зная ни радости, ни печали.

На смену им пришли люди медного века. Превыше всего в жизни любили они войну, не знали земледелия, не ели плодов и хлеба, одно только мясо. Дал им Зевс огромный рост и несокрушимую силу: неукротимо было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было из меди, и медными же были их дома. В беспрерывных войнах уничтожали они друг друга.

Зевс и царь Ликаон. Гневался Зевс и на людей медного века, особенно рассердил его царь Ликаон. Однажды Зевс появился в его стране в облике простого смертного. Правда, знаки божественности жителям явил, они пали перед ним ниц. Ликаон же не только не воздал Зевсу почестей, но и смеялся над всеми, кто это сделал. Решил Ликаон накормить путника человеческим мясом: если он — Зевс, то, конечно, угадает, чем его потчуют. Разгневался отец богов и людей на поведение нечестивого царя, молнией испепелил его дворец, а самого обратил в кровожадного волка.

Потоп. Девкалион и Пирра. Люди медного века так вывели из себя Зевса, что решил он уничтожить всех до единого. “Пусть обрушится на землю страшный ливень и затопит их”, — решил он. И сгинул бы навсегда человеческий род, но прознал о замыслах Зевса титан по имени Прометей, не зря его имя означало “Предусмотрительный”. Понял он, что плохо будет в мире без людей, и решил помешать Зевсу. О намерениях бога Прометей рассказал своему сыну Девкалиону, который был человеком. По совету отца Девкалион сколотил огромный ящик, натаскал в него припасов, а потом и сам забрался туда вместе с женой Пиррой.

И вот хлынул на землю ливень: день и ночь обрушивались вниз потоки дождя, скрылись под водой города со всеми домами и храмами, исчезли высокие горы и густые леса. Там, где раньше зеленели поля, теперь проплывали стаи рыб, где росли леса — резвились дельфины. Девять дней и ночей носился ящик с Девкалионом и Пиррой по волнам, а когда прекратился ливень, прибило его к вершине горы Парнас, которая возвышалась над водой.

Появление поколения героев. Когда вода схлынула, Девкалион и Пирра выбрались из ящика. Пуста и безмолвна была земля после потопа. Вдруг явился Девкалиону вестник богов Гермес и молвил: “Знает великий Зевс твое благочестие и потому дарует тебе и твоей жене счастье начать новый людской род. Для этого должны вы бросить через голову кости вашей праматери”. Опечалился Девкалион: где отыскать теперь кости, как выполнить волю богов? Но догадался он: общая праматерь всего живущего — земля, а кости ее — камни! Набрали они с Пиррой камней и стали кидать через головы; из камней, брошенных Девкалионом, возникли мужчины, Пиррой — женщины. Так появились новые люди — поколение героев. Были они мужественны, как люди медного века, но более благочестивы, благородны и справедливы. Вскоре земля вновь оказалась заселенной.

Прометей и люди. Вначале люди не знали, как противостоять грозным силам природы, не умели защищать себя от хищников, боялись пускаться в плавания по бурному морю. Решил Прометей прийти к ним на помощь: познакомил людей с металлами и открыл тайну их добычи и обработки, смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы тот тянул плуг и возил грузы, построил первый корабль, понесший человека в безбрежные морские просторы, научил распознавать травы и готовить лекарства. Много даров преподнес людям Прометей.

Но Зевс не хотел, чтобы люди были могущественны и независимы, боялся, что перестанут они приносить дары богам-олимпийцам. А тут еще Прометей провел его. Возник однажды спор, какие части туши быка люди должны приносить в жертву богам. Рассудить попросили Прометея. Разделал он бычью тушу и разложил по двум мешкам: в один — всю мякоть, прикрыв сверху требухой, в другой — кости, спрятав их под толстым слоем жира. Соблазнился Зевс жиром и выбрал второй мешок. А когда понял, что Прометей обманул его — пришел в ярость. “Так пускай люди едят мясо сырым!” — воскликнул он и лишил их огня. Страшным было такое наказание, стали многие гибнуть от холода.

Прометей похищает огонь

Прометей добывает людям огонь. Не мог Прометей спокойно смотреть, как мучаются люди, и решил дать им огонь вопреки воле Зевса. Явился он однажды на Олимп, опираясь на дорожный посох. Никто не обратил внимания на этот посох, и напрасно: был он изнутри пустым. Прометей незаметно наложил в него угольков из божественного очага и отнес на землю. Вновь у людей был огонь! Перестали они бояться тьмы и холода, весело затрещали дрова в очагах домов, зажглись в горах пастушеские костры. Понял Зевс, что Прометей опять перехитрил его.

Пандора. Но не таков был Зевс, чтобы признать свое поражение. Задумал он новое бедствие для людей. Позвал Зевс искусника Гефеста, повелел ему смешать землю и воду и сделать из этой смеси девушку, да такую, чтобы красотой и очарованием она не уступала богиням. Одежду для девушки соткала сама Афина Паллада; Афродита дала ей неотразимую прелесть, а Гермес — хитрый ум, изворотливость и лживые речи. Нарекли ее Пандора, то есть “Наделенная всеми дарами”: ведь от каждого из богов и богинь получила она что-нибудь в дар.

Сосуд Пандоры. Привели красавицу Пандору в дом Эпиметея, брата Прометея. Был он простодушен и доверчив. Мудрый Прометей не раз говорил ему: “Не бери даров от Зевса, не любит он нас, губительны его дары!” Обещал Эпиметей брату, что наотрез откажется от любого подарка Зевса. Но когда увидел он Пандору, забыл свои клятвы, подумал: “Какую опасность может таить в себе женщина, даже если ее дарит Зевс? Мой брат чересчур осторожен! Возьму я прекрасную Пандору себе в жены”. И сделал ее хозяйкой в своем доме. Была в доме Эпиметея небольшая комната, в которой находился закупоренный сосуд. Принес его Прометей и строго-настрого запретил брату открывать. Про запрет знала и Пандора, и мучило ее любопытство. “Должно быть, у нас в доме Прометей прячет свои сокровища. Как бы на них взглянуть?” — думала Пандора. Однажды, когда Эпиметея не было дома, прокралась она в таинственную комнату, подошла к сосуду, приоткрыла крышку. И... вылетели из сосуда Заботы, Невзгоды, Печали, Горе, Болезни, Голод, загнанные туда Прометеем. Вылетели и разлетелись по всей земле. Хотел Прометей сберечь людей от них, да не вышло, помешало любопытство Пандоры.

Зевс наказывает Прометея. Жестоко сказалась на людях доверчивость Эпиметея. Но и Прометею Зевс не мог простить попыток оградить людей от напастей. Решил бог так наказать строптивого титана, чтобы все поняли, сколь опасно мериться силой с громовержцем, и остерегались ему перечить. Призвал Зевс своих прислужников, Власть и Силу, и приказал им отвести Прометея в дикие места — на край земли, где не ступала нога человека.

Неприступно возвышались там снежные вершины, у их подножия пенилось и грохотало море. Там-то и приказал Зевс приковать Прометея к вершине скалы несокрушимыми цепями. Гефест, повинуясь приказу Отца богов, заковал Прометея в тяжелые цепи. И хотел бы он облегчить страдания Прометея, да не мог: зорко следили за всем Власть и Сила. И вот уже руки и ноги Прометея притянуты цепями к камню, а в грудь ему вбит острый стальной клин; навеки пригвожден мятежный титан к скале!

Проклятия Зевсу и его урозы. Страдания не сломили величия и гордости Прометея. Ни в одном из своих поступков он не раскаялся и, хотя люди не могли облегчить его страданий, верил, что не забудутся его добрые дела. С высокой скалы прикованный Прометей посылал проклятья Зевсу, его жестокости и несправедливости: “Не вечно и твое царство, надменный громовержец! — воскликнул он однажды. — Знаю я тайну грядущего, знаю твою судьбу, знаю и как тебе ее избежать — но не скажу! Никакие муки не вырвут у меня тайну!”

Устрашился Зевс; послал он Гермеса выведать тайну у Прометея. Не тут-то было! “Не променяю я своих мук на рабское служение твоему Зевсу! — гордо ответил Прометей. — Нет такой казни, таких мук, какими мог бы он меня устрашить!” — “Ну, так вот что тебя ожидает, дерзкий, — воскликнул Гермес. — Ударом молнии Зевс низринет тебя вместе со скалой в мрачную бездну. Много веков проведешь ты без солнечного света в каменной темнице, а когда Зевс вновь поднимет тебя на свет, станет и это тебе не в радость! Каждый день будет орел исклевывать твою печень, и каждую ночь она будет отрастать для новых мучений. И будешь ты терзаться долгие века!”

Страдания Прометея. Ничто не могло устрашить сердце гордого титана, остался он непреклонным. И тогда все случилось так, как обещал Гермес: в реве бури, грохоте землетрясения и блеске молний рухнула скала вместе с Прометеем в страшную бездну, в жуткий мрак. Через много-много веков поднял ее Зевс на землю, принеся новые муки титану. Страшен был орел, терзавший ежедневно его тело! Но страдания не сломили Прометея!

Однажды в тех местах, где был прикован Прометей, оказался Геракл. С ужасом смотрел он на муки Прометея, час от часу росло в его душе сострадание. Когда прилетел разжиревший орел, чтобы продлить свой кровавый пир, Геракл не дал ему и приблизиться к титану. Натянул он тугой лук и пустил смертоносную стрелу. Пронзила она орла, и упал тот в бурное море у самого подножья скал.

Тайна Прометея и его освобождение. А вскоре примчался с Олимпа Гермес и сказал: “Видишь, Прометей, снова я здесь; незлопамятен Зевс и готов примириться с тобой и положить конец всем мукам, если откроешь ты ему тайну”. — “Хорошо! — ответил Прометей. — Ты говоришь со мною по-доброму, потому и я открою то, чего не исторгли у меня никакие муки. Пусть громовержец не вступает в брак с Фетидой, дочерью седого Океана. Будет у нее сын, который силой своей превзойдет отца, кто бы он ни был. Нужно отдать Фетиду за смертного человека, и родится тогда у нее великий герой!”

Доволен был Зевс. Узнал он, наконец, страшную тайну, ничто больше не угрожало его власти. Разбил Геракл палицей оковы Прометея, вырвал острый клин, которым пригвожден был титан к скале. Но повелел Зевс, чтобы всегда носил Прометей на руке кольцо, в которое был вставлен кусочек той скалы, у которой он столько веков терпел невыразимые муки.

Миф о Прометее, получивший важное значение в греческой религии, ставший одним из любимых предметов поэзии, представляет собою легенду о ходе развития человеческой цивилизации. Прометей, сын титана Япета, был первоначально, подобно Гермесу, олицетворением огня в его применении к потребностям человека. Из этого развилось в мифах понятие о нем, как о представителе влечения человека к умственному развитию, к владычеству над природою, развилась мысль и о том, что это влечение легко приводит человека к сопротивлению богам, к восстанию против них.

Миф о Прометее у Гесиода

Другой миф о Прометее, который также дал содержание многим произведениям искусства и поэзии, говорил, что Прометей был создателем людей, – по одному рассказу, при начале мира, по другому, после Девкалионова потопа. Он вылепил тела людей из глины, и, по одному мифу, он же и оживотворил их посредством небесного огня; по другим рассказам, жизнь в них была вложена другими богами или силами природы. Прометей – это человеческий дух, стремящийся к свободе, чувствующий себя владыкою природы, и в сознании своей силы восстающий против Зевса. Миф о Прометее – миф о пробуждении человеческого самосознания, о борьбе и страданиях, которыми сопровождается это пробуждение.