Правополушарное рисование гуашью для начинающих техника. Правополушарное рисование

Творить может каждый

Прошли тысячелетия с тех пор, когда люди создавали наскальные рисунки, используя уголь и органические материалы в качестве карандаша. Они изображали мир таким, каким его воспринимал мозг первобытного человека, передавали информацию из поколения в поколение с помощью рисунков и символов. Несомненно, стремление изобразить окружающий мир пришло к нам испокон веков.
В современном мире, где все построено согласно логике и здравому смыслу, люди часто забывают, что они умеют творить.

Наш мозг, перегруженный информацией, использует в своей работе преимущественно левое полушарие, которое отвечает за логику и аналитический подход в восприятии окружающего мира. Правое же полушарие мы используем крайне редко, например, в тех случаях, когда требуется неординарный способ решения проблемы, когда мы вынуждены прислушиваться не к здравому смыслу, а полагаться на интуицию. У творческих людей правое полушарие более развито, чем у людей других профессий, но это не значит, что одни люди могут творить, а другие нет. Способности к творчеству есть у каждого, просто не все их используют. Правополушарное рисование помогает открыть в себе творческое начало. А специально разработанные техники рисования, позволят быстро научиться рисовать.

Как научиться рисовать за один день?

Правополушарное или интуитивное рисование основано на теории известного американского невролога Роджера Сперри, согласно которой левое и правое полушария мозга работают независимо и отвечают за разные виды деятельности.
Научиться рисовать за один день вполне реально. Главное рисовать то, что видим, не пытаясь анализировать образы. Существуют специализированный курсы правополушарного рисования, которые помогают отключить работу левого полушария и максимально раскрыть потенциал правого полушария мозга. Научиться передавать увиденное с помощью красок можно без специального художественного обучения. Связь мозга и выполняемого действия настолько близка, что вы сами будете поражены своими результатами.

Какие материалы можно использовать в правополушарном рисовании?

В правополушарном рисовании можно использовать разные инструменты для творчества. Очень удобно на первых порах рисовать гуашью. Эта краска идеально подходит для освоения азов живописи. Гуашь достаточно тяжелая краска, ложится толстым слоем, имеет густую и непрозрачную консистенцию. Гуашью предпочитают рисовать дети, с ее же помощью великие художники пишут свои шедевры. К примеру, некоторые работы Пикассо и Рубенса написаны гуашью.

Кому подходит методика правополушарного рисования?

Методика правополушарного рисования подходит как детям, так и взрослым разных профессий: учителям, людям технических профессий, руководителям, студентам художественных институтов и профессиональным художникам. Совсем не важно, умели ли вы рисовать до этого или нет. Курсы правополушарного рисования прежде всего рассчитаны на людей, которые хотят улучшить свою жизнь, узнать что-то новое о себе, поверить в себя и получить массу положительных эмоций. Здесь не будут учить сложной теории изобразительного искусства. Все что вам нужно - это знать, как действует скоростной способ рисования. На создание небольшого рисунка уйдет несколько минут, а на рисование картины около часа.

На уроках правополушарного рисования Вы узнаете , как быстро научиться рисовать, прислушиваясь к своему подсознанию, а также:
1) научитесь не только красиво и быстро рисовать, но и нестандартно мыслить;
2) ощутите радость творческой реализации;
3) повысите уровень своей трудоспособности в несколько раз;
4) начнете лучше понимать себя и других;
5) научитесь доверять своим чувствам и интуиции.

Как это происходит на практике?

В Тренинг-центре «Найди себя» с большим успехом и уже продолжительное время проходят мастер-классы по правополушарному рисованию «Рисуем за один день». Наши преподаватели ведут небольшие группы, которые подходят как детям, так и взрослым. На мастер-классе «Рисуем за 1 день» преподаватель обучает специальным упражнениям и технике, которые заставляют работать правое полушарие мозга. По окончании мастер-класса все участники удивлены результатом – каждый уносит домой несколько картин, нарисованных самостоятельно. Уроки рисования по данному методу проводят опытные специалисты, которые находят подход к каждому участнику творческого процесса. На мастер-классе правополушарного рисования Вы узнаете как быстро научиться рисовать, доверяя лишь своей интуиции.

Для многих правополушарное рисование — вещь загадочная, сродни гипнозу. Занятия часто дороги, но эффект от них обычно просто потрясающий. Что же это за зверь такой и с чем его едят? Давайте разбираться с Наташей Йорк, которая настолько увлечена этим методом, что создала даже собственную школу правополушарного рисования и путешествует по миру, неся это искусство людям.

Что такое Правополушарное рисование?

Правополушарное рисование – современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Само понятие правополушарного рисования пришло к нам из Америки.

В России этот вид рисования стал набирать популярность начиная с 2010 года, благодаря его активному продвижению Школой креатива сначала среди москвичей, а затем и среди жителей других регионов. Именно оттуда начало развиваться направление и преобразовалось в живописный вариант. То есть теперь на тренингах и мастер-классах по правополушарному рисованию преподаватели делятся секретами живописных приемов. Занятия проходят в игровой форме, нет занудных теорий и долгих объяснений.

Участники сразу приступают к делу и в процессе написания своих картин осваивают основные приемы:

  • как сделать фон будущей картины,
  • какими кистями и как это лучше всего делать;
  • как рисовать деревья и моря, цветы и облака, горы и траву и т.д.

Самое простое и самое основное, с чего начинаем – как держать кисть в руках, и с ее помощью подружить идею, что в голове, с результатом на бумаге. Как кисть прикладывать, как ей размазывать краску для фона. Как наносить краску так называемым методом «тыка». Оказывается, что это достаточно просто! В чем участники и убеждаются с первых занятий.

В итоге 15 минут и картина готова , а сами участник сначала не могут поверить в то, что это сделано их руками. А когда картин штук 10 за занятие, так и вовсе в шоке от того, на что, оказывается, они способны.

Нас никто не обучал живописи и рисованию в школе так же много, как русскому языку или математике. И если бы мы столько же времени уделяли рисованию, как и изучению математики, то мы бы все были художниками. Бэтти Эдвардс говорила, что если вы можете поймать мяч, продеть нитку в иголку или написать карандашом свои имя – то вы можете научиться и рисовать.


Но еще более важным умением, которое получают участники тренингов, — это важнейшее для художника умение видеть . Этим они и отличаются от тех, кто художника в себе пока не открыл. На занятии даются специальные упражнения, в том числе и перевернутое рисование, как у Б.Эдвардс, которые помогают активизировать правое полушарие. А правое полушарие, как многим уже известно, у человека отвечает за образное мышление, интуицию, творчество и креатив. Кому-то нужно больше времени, кому-то меньше на освоение нового навыка, но рисование, как и умение считать и писать – это всего лишь новый навык.

Зачем это надо?

Когда вы будете рисовать, левое полушарие будет активно вмешиваться в процесс и задавать вопросы «Зачем тебе это надо?», «Тебе заняться нечем больше?», «Кем ты себя мнишь, ведь у тебя нет художественного образования?!», «Зачем ты тратишь время на эти каляки-маляки?», «Можно ли на этом заработать?» и т.д. (Не будем умалять важность в целом активности левого полушария, конечно же) НО! Но так часто из-за всего этого «левополушарного» шума мы так и не берем в руки карандаш, кисть, краски и не даем проявиться тому прекрасному, что в нас ВСЕХ есть.

Чтобы этот шум приглушить и дать волю правому полушарию, мы на занятиях делаем упражнения по снятию контроля левого полушария, «зарядку» для правого полушария, выходим за рамки, вспоминаем детское состояние 5-летнего ребенка и в какой-то момент просто начинаем рисовать и получать удовольствие от того, что делаем. Активно используем как помощницу музыку, которая также помогает погрузиться в состояние творящего, создающего человека — «правополушарное» состояние.

Именно в этом состоянии мы занимаемся, учимся последовательности в написании картин, особенностям красок, общению с кистями, рассматриваем каждый отдельный объект природы, как бы заново с ним знакомимся.

Елена Боровская

Изостудия «Капельки солнца»

Каждый человек, большой или маленький может рисовать , создавать и воплощать в живописи свой мир, проявлять индивидуальность и творческие способности. Но не все об этом знают. Поэтому многие даже бояться брать в руку карандаш, или кисть.

В современных методиках обучения рисованию тоже придают приоритетное значение технике рисованию , четкому исполнению последовательности работы.

Рисование с использованием методики правополушарного рисования позволяет каждому ребенку и взрослому проявить свои задатки и таланты.

Методика правополушарного рисования позволяет снять у детей все страхи перед рисованием . Ребенок сразу видит результат своего труда и этот результат всегда положительный. На занятиях педагог сначала знакомит с красками, как их можно сочетать. Дети изучают таблицу смешения цвета. Не рисуя какой то определенный предмет дети просто смешивают краски (для работы используют гуашь ) . Для создания настроения нужно использовать музыку . Дети учатся чувствовать карандаши, кисти, краски. Во время занятий дети ощущают эмоциональный подъем, вдохновение, в общем, обостряется чувственно-эмоциональное восприятие, за которое отвечает именно правое полушарие .

Метод правополушарного рисования позволяет

Выявить индивидуальность

Делает процесс рисования легким и понятным

Не думать о том, что получится на рисунки

Снимает внутренний зажим

Позволяет обрести душевную гармонию

Раскрывает творческие способности



Темы для рисования можно предлагать , а можно придумывать вместе с детьми . Начинать можно с простых заданий : природа, дерево, цветок, вода и т. д. Практика работы показывает. что такая работа отлично помогает детям свободно творить.

Я учу не только детей, но и воспитателей нашего коллектива и родителей детей. Провожу для них мастер классы.

Дети, освоив технику правополушарного рисования с увлечением рисуют самостоятельно и уже сами помогают своим друзьям. Вместе с детьми мы оформляем персональные выставки детских работ.


В свободное время я пишу картины в технике правополушарного рисования . Это очень увлекательное занятие и помогает по-новому смотреть на окружающий нас мир. Свои работы я размещаю на выставках и различных конкурсах.

Публикации по теме:

Уважаемые коллеги! С радостью и гордостью представляю вам работы своих воспитанников-детей старшей группы. В конце года я столкнулась с.

Коллективная работа. «Солнышко выходи, солнышко покажись.» Цель: Учить создавать изображение солнца с использованием нетрадиционной техники.

Конспект НОД с использованием метода пластилинографии Тема «Путешествие по Африке». Цель: пробуждать желание детей изобразить и передать особенности строения жирафа средствами пластилинографии,.

Конспект ООД с использованием проектного метода «Незнайка на необитаемом острове» Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, младший воспитатель Сроки: краткосрочный проект Проблема: спасти Незнайку, попавшего.

В этом конспекте я не претендую на полное авторство, скорее это переработка многих материалов, почерпнутых на этом сайте. Хочу сказать ОГРОМНОЕ.

Презентация. "Рисование с детьми младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники - фроттаж". Культурные практики.

Мне задали вопрос про правополушарное и энергетическое рисование, разные ли это направления? Решила разместить ответ:

Правополушарное рисование — это метод, позволяющий человеку достаточно быстро научиться рисовать реалистичные объекты.
Энергетическое рисование — это когда человек осознанно проявляет определенные энергии в своем творчестве.

Давайте рассмотрим поподробнее каждое из направлений.

Правополушарное рисование.
Этот метод был разработан американской преподавательницей Бетти Эдвардс, которая впоследствии получила степень доктора наук в области искусства, преподавания и психологии.

Методика направлена на то, чтобы любой человек с нуля мог научиться рисовать реалистичные портреты с натуры простым карандашом.

Принципы метода основываются на работах Роджера Сперри — американского нейропсихолога, получившего в 1981 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследования работы полушарий головного мозга человека.

Исследования Роджера Сперри показали, что у левого и правого полушарий мозга — разные функции. Левое полушарие использует логический режим мышления и отвечает за речь. Правое полушарие использует образное мышление, а также сопоставляет пропорции предметов, их расположение в пространстве и перспективу.

Смысл методики правополушарного рисования в том, чтобы с помощью художественных упражнений переключить работу мозга из левополушарного режима в правополушарный, так как правополушарный режим более подходит для творчества.

Курс обучения правополушарному рисованию по методике Бетти Эдвардс подробно описан в ее книге «Откройте в себе художника».

Также существует метод рисования красками, который тоже называют правополушарным рисованием. Обучение проходит в формате тренинга, который чаще всего называется «Рисуем за 1 день». Тренинг длится от 3-х до 8-ми часов. В процессе тренинга человек выполняет от 4-х до 10-ти работ маленького формата. Метод направлен на то, чтобы человек с нуля научился рисовать пейзажи и цветы гуашью.

Энергетическое рисование.
Смысл энергетического рисования в том, что человек осознанно вкладывает энергии в свои работы. Обычно энегетическим рисованием занимается тот, кто практикует энергетические и духовные практики, медитацию, а также другие практики, связанные с состояниями расширенного сознания. Эти состояния человек и передает в своем творчестве.

Не так важно, что человек изображает на картине, важнее то, что он вкладывает. На картине могут быть изображены реалистичные объекты, а также абстрактные. В энергетическом рисовании для художника главным является процесс, а не результат, так как именно процесс выводит его на новый уровень восприятия.

Существует художественный стиль, к которому относится энергетическое рисование. Он называется виженари арт или визионерское искусство.

P.S. Возвращаясь к вопросу о разности направлений. Творчество — это живой процесс. Художественные направления можно совмещать в своих работах. Изучая, совмещая и пробуя разные техники и стили, художник обогащает свой внутренний мир. Меняя себя изнутри он может изменить мир вокруг себя!

— Научиться рисовать за два дня?

— Невероятно!

Возможно! Проверено!

Большинству из нас уроки школьного рисования впрок не пошли. Все художество заканчивается набросками в блокноте во время скучных докладов и совещаний.

Как-то услышала от хорошей знакомой о тренинге, на котором обучают рисованию любого… за два дня. Засомневалась — может, обычный развод?

Но источник информации заслуживал доверия, а реальные рисунки не оставляли никакого сомнения. Каждый лист просто немедленно просился в рамку и на стену. Старые мостки над тёмной водой, ваза с полевыми цветами, луга маков и люпинов, сказочные горы… Невероятно прелестные и профессиональные картины. Конечно, академический художник наверняка найдёт в них кучу изъянов, но то, что в каждом сюжете точно переданы и цвет, и свет, и настроение — бесспорно. Трудно поверить, что это рука дилетанта. Вернисаж впечатлял.

Я отправилась на тренинг.

Первое, что впечатлило — это удивительная атмосфера тренинга. На столе красиво лежали наборы кистей и гуаши, стаканчики для воды, бумага… и сочные зелёные яблоки в большой вазе для цветов, звучали всеми любимые детские песни Шаинского.

Нас пришло человек пятнадцать, в основном, женщины от 15 до 60. Хотя было и трое молодых людей. Среди нас — студенты, бизнесмены, учителя, банковские работники и инженеры. Скоро все уже довольные сидели за столом.

Начался тренинг. Всего 10 минут мы потратили на теорию, и приступили к любимому делу, стали рисовать фоны для будущих шедевров. Надо заметить, что все кто пришёл, признались, что рисовать почти не умеют, но всегда мечтали это сделать.

Так в чем же суть этого волшебного метода?

Известно, что повседневной жизни мы загружаем в основном левое полушарие, которое решает поставленные задачи пошагово, с помощью логики. Сначала мозг собирает информацию, анализирует причины, просчитывает варианты, затем выводит результаты и взвешивает последствия. На это опирается вся современная система образования, включая традиционное обучение рисованию.

Правое полушарие работает иначе. Даже при недостающих фрагментах информации, оно способно мгновенно выдать целостную картину. Чувство пространства, формы, цвета, интуиция — это все правое полушарие. Если включить "ленивую" часть мозга в рабочий режим, то решение возникает как озарение, инсайт, интуитивная вспышка.

Преподаватель попросила нас нарисовать какую-нибудь картинку и сохранить листок. Я нарисовала поле красных маков, так как знала, что в программе будут их рисовать. Очень хотелось сравнить результаты До и После. Затем нам начали показывать один за другим несложные технические приёмы: как размешивать краски, создавать фон, как изображать деревья, траву, солнце и луну, туман, снег, иней, цветы, горы, стеклянные вазы и фрукты.

Каждый новый приём тут же закрепляли практикой: с трепетом мы брались за кисти и склонялись над кусочком бумаги, на который уже был нанесён фон. Собственно, уже с создания фона начался весь творческий процесс. Смешение разных красок в разных пропорциях даёт всякий раз неожиданный эффект. То получается знойное оранжевое марево, то сиренево-лиловый закат, то лазурная морская гладь, то северное сияние…

Интуиция подсказывает: здесь добавь жёлтого и белого, здесь пару синих мазков, вот тут растушуй, ниже положи тень…

Все — готово! Смотрю, обалдев, на плоды своих усилий и не могу поверить — это я что ли автор? Рядом, по соседству, царили похожие эмоции.

Большинство участников постепенно приходило в неописуемый восторг. Их невозможно оторвать от рисования даже на обед. Но "тренер" предупреждает: не переусердсвтуйте! Для правого полушария это непривычная нагрузка. У кого-то может к вечеру разболеться голова, проявиться плаксивость или ещё что-нибудь подобное.

Только у пары участников включился "внутренний критик": ах, у меня не получается! Все плохо! Но когда тренер вставила "неудачный" рисунок в рамку и показала всем на расстоянии, пейзаж "звучал" совсем по-другому. Все заахали и заохали, а самокритичные авторы расплывались в счастливой улыбке.

Что поразительно: набор красок и кистей у всех одинаковый, размер "холста", тема и техника — одни и те же. Но в итоге ни одной похожей картинки!

Положим, пишем горы. У одной выйдет суровая скалистая гряда, у другого — лесистые холмы, у третьей — песчаный бархан в пустыне… Какие же мы все разные!

Ну а как описать само состояние творческого подъёма, в котором мы пребывали все два дня тренинга? Окрылённость, вдохновение, удивление, восторг, экстаз…

После первого дня я шла домой по осенней улице и смотрела не под ноги, как обычно, а наблюдала, как ложится луч закатного солнца на старую кирпичную стену, как сплетаются в кружево поредевшие осенние ветви, как блестят трамвайные рельсы на матовой булыжной мостовой и играет красками вечернее небо. И сразу прикидывала, а как это воспроизвести с помощью кисти и простой гуаши.

Преподаватель нас предупредила, что теперь из путешествий мы будем привозить не фотки себя, любимых, на фоне пальм, волн и замков, а снимки живописных уголков и интересных деталей.

Да, теперь я понимаю, сколько уникального упустила во время своих поездок. Но ничего, буду наверстывать.

На днях, кстати, глянула на репродукции Моне. Да я же п о н и м а ю, как он это писал!

Теперь каждый вечер я сажусь не к телевизору, а за палитру. Процесс рисования, оказывается, приносит колоссальное удовольствие, стирает все дневные тревоги и усталость. Рядом, быстро схватывают методику дети и рисуют со мной.

Ну а на следующие выходные — решено! — идём всей семьёй на художественную выставку. Надо посмотреть ревнивым глазом на труды мэтров.

Поле красных маков в моей комнате на стене… Да… Глядя на них становится понятно. Это действительно сенсационный метод!