Материал для письма сделанный. Материалы и орудия для письма

Сначала люди рисовали на стенах пещер, камнях и скалах, такие рисунки и надписи называются петроглифами. На них первые художники старались запечатлеть то, что их волновало вчера, сегодня и будет интересовать завтра, а также пытались обозначить границы своих владений и мест охоты для членов из других племен.

Самые древние письмена дошли до нас в виде надписей, выбитых на камне. На камне выбивались письмена религиозного содержания, государственные указы, тексты культового назначения. Но камень как носитель информации и зубило как инструмент для письма, в применении крайне неудобны. Поэтому позднее люди стали писать на том материале, который легче найти или изготовить. Одним из первых доступных материалов стала использоваться глина.

Глиняная табличка — древнейший письменный инструмент, некоторые из них археологи датируют 5500 годом до н.э. (например, Тэртэрийские таблички, имеющие надписи в виде пиктограмм с изображением рогатого скота, веток деревьев и ряд относительно абстрактных символов).

Однако более широкую известность имеют глиняные таблички из Месопотамии, самые древние из которых датируются 2000 годом до н.э.

Способ изготовления подобных табличек был очень прост. Для их изготовления замешивали глину с водой. После этого можно было формировать глиняные таблички и наносить на них информацию. Табличка с сырой глиной использовалась для повседневных целей, а с обожженной под солнцем или в печи - для сохранения написанной информации на длительное время. Такие глиняные плитки можно было посылать друг другу на большие расстояния или составлять из них библиотеки и архивы.

Интересен тот факт, что из глины люди делали даже письма с конвертами. Готовую обожженную глиняную табличку с текстом письма обмазывали слоем сырой глины и на ней писали имя адресата. Затем дощечку повторно обжигали или высушивали на солнце. От выделения пара внутренняя табличка отклеивалась от «конверта» и оказывалась заключенной в нем, как ядро ореха в скорлупе.

Позднее египтяне, греки и римляне использовали для письма и металлические пластины. Древние греки, например, на небольших пластинках из свинца писали письма, а чтобы отпугивать злых духов, в могилу умершему человеку клали пластинку с заклинаниями или магическими формулами. В Риме законы и постановления сената гравировались на бронзовых пластинах и выставлялись на всеобщее обозрение на Форуме. Ветераны римской армии при выходе в отставку получали документ о привилегиях, начертанный на двух бронзовых пластинах. Однако производство металлических пластин занимало много времени и требовало больших затрат, поэтому они использовались в особых случаях и были доступны только высшему сословию.

Более доступный материал для письма был придуман в Древнем Риме. Это были специальные восковые таблички, которыми человечество пользовалось более 1500 лет. Готовились эти таблички из дерева или слоновой кости. От краев дощечки на расстоянии 1—2 см делали углубление на 0,5—1 см., а затем по всему периметру заполняли его воском. На дощечке писали, нанося на воск знаки острой металлической палочкой — стилусом, который был с одной стороны заостренным, а другой его конец имел форму лопатки и мог стирать надпись. Складывались такие восковые дощечки воском вовнутрь и соединялись по две (диптих) или три (триптих) штуки или по нескольку штук кожаным ремешком (полиптих) и получалась книжка, прообраз средневековых кодексов и дальний предок современных книг. В античном мире и Средневековье восковые таблички использовались в качестве записных книжек, для хозяйственных пометок и для обучения детей письму. Подобные вощеные таблички были и на Руси и назывались они церы.

В условиях жаркого климата записи на восковых дощечках были недолговечны, однако некоторые оригиналы восковых табличек сохранились до наших дней (например, с записями французских королей). Из русских цер сохранился так называемый Новгородский кодекс, датируемый XI в. - это полиптих, состоящий из четырех восковых страниц.

Кстати, выражение «с чистого листа» - «tabula rasa» произошло благодаря тому, что периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново.

Папирус, пергамент и береста - прототипы бумаги.

Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное древними египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до н. э. Позднее греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.

Сырьем для изготовления папируса служил тростник, растущий в долине реки Нил. Стебли папируса очищали от коры, сердцевину разрезали вдоль на тонкие полоски. Получившиеся полоски раскладывали внахлёст на ровной поверхности. На них выкладывали под прямым углом ещё один слой полосок и помещали под большой гладкий камень, а потом оставляли под палящим солнцем. После сушки лист папируса шлифовали и выглаживали при помощи раковины или куска слоновой кости. Листы в окончательной форме имели вид длинных лент и потому сохранялись в свитках, а в более позднее время — соединялись в книги.

В античную эпоху папирус был основным писчим материалом во всём греко-римском мире. Производство папируса в Египте было весьма велико. И при всех своих хороших качествах папирус все же был непрочным материалом. Папирусные свитки не могли храниться более 200 лет. До наших дней сохранились папирусы только в Египте исключительно благодаря уникальному климату этой местности.

И, несмотря на это, он применялся очень долго (вплоть до VIII века н.э.), дольше многих других материалов, пригодных для письма.

В других географических областях, где не было известно о папирусе, люди начали производство материала для письма из кожи животных - пергамента. С древности и до наших дней пергамент известен у евреев под названием «гвиль», как канонический материал для записи Синайского Откровения в рукописных свитках Торы. На более распространённом виде пергамента «клаф» писались также отрывки из Торы для тфил и мезуз. Для изготовления этих разновидностей пергамента используются исключительно шкуры кошерных видов животных.

По свидетельству греческого историка Ктесия в V в. до н. э. кожа уже в то время издавна употреблялась в качестве материала для письма у персов. Откуда она под именем «дифтера» перешла в Грецию, где наряду с папирусом употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры.

По свидетельству Плиния Старшего во II в. до н. э. цари Египта в эллинистический период, желая поддержать книжное богатство Александрийской библиотеки, нашедшей себе соперницу в лице пергамской, в Малой Азии, запретили вывоз папируса за пределы Египта. Тогда в Пергаме обратили внимание на выделку кожи, усовершенствовали древнюю дифтеру и пустили её в оборот под именем pergamena. Ошибочно в качестве изобретателя пергамента указывается царь Пергама Эвмен II (197—159 до н. э.).

Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами — переписчиками.

Бурный рост книгопечатания в Средние века привел к сокращению использования пергамента, так как его цена и сложность изготовления, а также объем производства уже не удовлетворяли потребностей издателей. Отныне и по наши дни пергамент стал использоваться в основном художниками и в исключительных случаях для книгоиздания.

В поисках более практичных носителей информации люди пробовали писать на дереве, его коре, листьях, коже, металлах, кости. В странах с жарким климатом часто использовали высушенные и покрытые лаком пальмовые листья. На Руси же самым распространенным материалом для письма была береста - определенные слои коры березы.

Так называемая берестяная грамота, кусок бересты с выцарапанными знаками, была найдена археологами 26 июля 1951 года на раскопках в Новгороде. На сегодняшний день таких находок более семисот, они свидетельствуют, что в древнем Новгороде не только знатные люди, но даже крестьяне и ремесленники знали грамоту.

Бумага.

Пока в западном мире шла конкуренция между восковыми табличками, папирусом и пергаментом в Китае во II веке до н.э. была изобретена бумага.

Сначала бумагу в Китае делали из бракованных коконов шелкопряда, затем стали делать бумагу из пеньки. Затем в 105 году н.э. Цай Лунь начал изготавливать бумагу из растолченных волокон шелковицы, древесной золы, тряпок и пеньки. Все это он смешивал с водой и получившуюся массу выкладывал на форму (деревянную раму и сито из бамбука). После сушки на солнце, он эту массу разглаживал с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение. После изобретения Цай Луня, процесс производства бумаги стал быстро совершенствоваться. Стали добавлять для повышения прочности крахмал, клей, естественные красители и т. д.

В начале VII века способ изготовления бумаги становится известным в Корее и Японии. А еще через 150 лет, через военнопленных попадает к арабам.

Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов.

На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII — XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах — сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.

В XI—XII веках бумага появилась в Европе, где вскоре заменила животный пергамент. С XV—XVI веков, в связи с введением книгопечатания, производство бумаги быстро растёт. Бумага изготовлялась весьма примитивно — ручным размолом массы деревянными молотками в ступе и вычерпкой её формами с сетчатым дном. Большое значение для развития производства бумаги имело изобретение во второй половине XVII века размалывающего аппарата — ролла. В конце XVIII века роллы уже позволяли изготавливать большое количество бумажной массы, но ручной отлив (вычерпывание) бумаги задерживал рост производства. В 1799 Н. Л. Робер (Франция) изобрёл бумагоделательную машину, механизировав отлив бумаги путём применения бесконечно движущейся сетки. В Англии братья Г. и С. Фурдринье, купив патент Робера, продолжали работать над механизацией отлива и в 1806 запатентовали бумагоделательную машину. К середине XIX века бумагоделательная машина превратилась в сложный агрегат, работающий непрерывно и в значительной мере автоматически. В XX веке производство бумаги становится крупной высокомеханизированной отраслью промышленности с непрерывно-поточной технологической схемой, мощными теплоэлектрическими станциями и сложными химическими цехами по производству волокнистых полуфабрикатов.

Древнейшим материалом, использовавшимся для письма, был камень. Именно на камне создавались древнейшие рисунки, высекались петроглифы. В глубину тысячелетий уходит и обычай писать на глиняных табличках . На таких табличках, пока они были мягкие и влажные, можно было выдавить любые знаки или рисунки. Затем таблички обжигались в печи или высушивались на солнце. Если текст занимал несколько табличек, их укладывали в нужном порядке в деревянный ящик – это своего рода глиняная книга. На гл. табличках писали в южном Междуречье в 3 – 2 тыс. до н.э. В древнем Египте, а затем и во всем античном мире, наиболее распространённым материалом для письма был папирус . Папирус чаще всего использовался в виде свитков, позже – в виде скрепленных между собой по одному краю страниц, подобно современной книге. Изготовление папируса продолжалось вплоть до 1 тыс. н.э. Папирус был не единственным материалом для письма растительного происхождения. В некоторых регионах писали на высушенных пальмовых листьях . В Китае для письма использовались бамбуковые дощечки . На Руси использовали для письма использовали бересту – кору березы. В Древнем Риме широкое распространение получил обычай писать на восковых табличках . Это деревянные или костяные прямоугольные коробочки с невысокими бортами, внутрь которой тонким слоем заливался тонкий воск. Тексты на таких табличках был недолговечным, т.к. воск боится высоких температур. Но отдельные образцы римского письма на воске все же дошли до нашего времени. Просуществовали эти таблички до эпохи Средневековья. Пергамен – самый популярный и наиболее универсальный писчий материал поздней античности и средневековья. Название идет из города Пергамена, где технология производства пергамена была доведена до совершенства. Для его изготовления использовались шкуры овец, свиней, телят и коз.. Пергамен использовался как в виде свитков, так и в виде сшитых с одного края листов. На Руси вместо термина «пергамен» использовались названия «кожа» или «харатья». Пергамен был долговечным материалом для письма, не боялся перепада температур и влажности, хорошо держал чернила и краски с обеих сторон листа. Пергамен можно было использовать несколько раз; с этой целью текст с него соскабливался и поверхность заново шлифовалась. Такие рукописи называются палимпсестами.

Бумага была изобретена в Китае во IIвеке н.э. Её изобретателем считается мастер Цай Лунь. Свою первую бумагу он изготовил в 105 г. путем смешивания мелко размолотой массы из шелковых коконов, пенки, тряпок и древесной золы, с водой. После смешивания массу размещали на сите и высушивали на солнце. Полученные листы получались очень прочными и эластичными, хорошо держали чернила и тушь. Технология изготовления бумаги начала быстро развиваться. В VIв. бумагу стали производить в Китае и Японии, в XI в. она попала к арабам. Европейский способ производства бумаги отличался от китайского. В 1150 г. Бумага попала в Испанию. Здесь её вырабатывали на бумажных мельницах из льняных тряпок со всевозможными добавками. Мелко перемолотые волокна вываривали и откидывали на сетку. Отжимали, проклеивали, высушивали и выравнивали. По своим свойствам бумага долго уступала пергаменту. Она была рыхлой, серой, чернила на ней расплывались. Только к XVIв. качество европейской бумаги существенно возросло, её цена стала приемлемой, и она получила широкое распространение. До рубежа XVIII – XIXвв. производство бумаги было ручным. В 1799 г. французом Л. Н. Робером была изобретена первая полуавтоматическая бумагоделательная машина. На Руси бумага стала известна в XIVв. Она была скорее всего иностранного происхождения. Первое собственное бумагодельное производство появилось во второй половине XVIв. в деревне Вантеевой и принадлежало помещику Савину. В XVIIв. существовало уж несколько бумажных производств. Одно из них было заложено в 1655 г. Патриархом Никоном. Высокого качества бумага появилась при Петре I, когда в селе Красное-Капорское в 1716 году была открыта бумажная мануфактура с привезенным из-за границы оборудованием.



Орудия письма:

· Кисточка – использовалась при нанесении наскальных рисунков;

· Зубило и молоток для нанесения письма на камень;

· Кисточки для папируса;

· Стилус, стило – костяные, деревянные или металлические палочки для письма на восковых дощечках;



· Гусиное перо. Начало с эпохи раннего средневековья – основное орудие письма. Для письма годилось всего несколько перьев из крыльев гуся. Перо специальным образом затачивалось и расщеплялось. Перья быстро изнашивались и требовали замены. Долгое время основным поставщиком гусиного пера была Россия. Вся мировая худ. Литература написана гусиным пером. Использовались еще лебединые и павлиньи перья, но очень редко.

· Металлическое перо было изобретено в XVIII, широкое распространение в XIX веке. К началу ХХ века железное перо вытеснило гусиное.

· Чернильная поршневая ручка изобретена в ХХ веке. Казалась тогда чудом техники.

· Шариковая ручка появилась после ВОВ.

Краски и чернила. Краски были природного происхождения. Чернила – отвар ольховой или дубовой коры с добавлением сажи. Они имели буроватый оттенок. Современные чернила полностью химические.

На всем протяжении развития письменности, а тем более с возникновением печатания, люди применяли различный материал. Для своих первых посланий наши предки использовали неприступные скалы, каменные глыбы и плиты. В древней столице Египта Фивах хранится одна из самых больших «каменных книг» в мире. Ее страницы достигают сорокаметровой ширины и сообщают о победах египетских фараонов. Создана эта книга более трех тысяч лет назад.

По мере совершенствования письменности человек искал все более удобные и надежные материалы для письма и способы сохранения текстов, особенно таких, которые были необходимы ему в повседневной практической деятельности. В Шумере в качестве писчего материала применяли глину, на которой писали остро отточенными деревянными палочками. Это обусловливалось тем, что в Двуречье, в древней стране Ассирии, из глины изготавливали буквально все: предметы домашнего обихода, украшения, помещения для скота, сами жилища. Недаром один из ассирийских мифов гласит о том, что из глины был создан первый человек. Неудивительно, что именно ее использовали в качестве материала для письма. Ассирийский царь Ашшурбанипал около трех тысяч лет назад создал целую библиотеку глиняных книг.

Как же выглядели такие «книги»? Глиняные плитки, каждая размером в писчий лист и толщиной примерно 2,5 см, представляли собой листы с текстом, записанным одной стороны. На эти плитки наносили знаки текста, а затем обжигали, благодаря чему они становились твердыми и достаточно долговечными. Из таких плиток и составлялась «книга».

В шумерских глиняных табличках имелась различная информация: изложение законов, юридические акты и документы, деловые соглашения, списки запасов продовольствия, инвентарные описи имущества дворцов и даже сборники геометрических задач. Эти таблички и по сей день помогают изучать одну из древнейших цивилизаций, возникшую в Междуречье Тигра и Евфрата пять с половиной тысячелетий назад, народ которой изобрел систему письменности - клинопись, ставшую основой многих других.

В Древней Индии писали на пальмовых листьях , отдельные страницы скрепляли шнуром, а вместо обложки использовали дощечки.

Наши далекие предки, славяне Северо-Запада, писали на бересте .

Примерно за 2800 лет до н.э. древние египтяне в качестве писчего материала стали применять папирус - болотное растение, которое в изобилии росло в дельте Нила.

Со стебля растения снимали наружную пленку, вынимали сердцевину, разрезали ее на тонкие пластинки, которые раскладывали на доске, смоченной нильской водой. Когда набиралось достаточное количество пластинок для составления листа, на них поперек накладывали новый слой. Затем легким постукиванием молоточка пластинки соединяли между собой и прессовали. В папирусе содержится клейкий сок. От ударов молоточка он выступал наружу и оклеивал ранее нарезанные пластинки. Так приготавливали гладкие ровные листы, на которых после высушивания можно было писать. Писали черной или красной красками (позднее чернилами) тонкой тростниковой палочкой или тростниковым пером, называемым каламом . Листы папируса гибки и их легко можно было сворачивать в свитки. Такие свитки позднее греки назвали библос, что в переводе означает книга.

Самый большой из известных дошедших до наших дней свитков - «Папирус Гариса» длиной 40,5 м, созданный в 1200 г. до н.э., - хранится в Британском музее. Но были свитки папируса и большие по размеру. Свиток «Истории Пелопонесской войны», написанной Фукидидом, имел длину 81 м, а свиток с поэмами Гомера «Илиада» и «Одиссея» достигал длины 150 м. На протяжении столетий папирус служил людям основным писчим материалом.

Однако и в нем был один пагубный недостаток. Он «боялся» сырости.

В конце II в. до н.э. появился новый писчий материал пергамент . Тот же Плиний рассказывает нам легенду о его изобретении.

Царь Евмен II из Пергама повелел создать в столице государства обширную библиотеку и для переписки книг приказал закупить в Египте папирус. Но египетский царь Птоломей, узнав о намерении Евмена и опасаясь, что пергамское книгохранилище затмит славу одного из семи чудес света - знаменитой Александрийской библиотеки, отказал в продаже.

Тогда Евмен дал задание ученым Пергама найти иной писчий материал. Так, выделанная особым способом кожа молодняка домашнего рогатого скота стала новым мат риалом для письма, а в дальнейшем и печатания.

Технология изготовления пергамента в самом обще представлении такова. Кожу, снятую с убитых телят, козлят или ягнят, вымачивают в воде, раствором извести удаляют с нее волос, а затем натягивают на раму и скребкам очищают от остатков волос, мяса и жира. После этого многократно натирают мелом и пемзой для получения гладкой поверхности. Обработанную кожу сушат и еще раз натирают пемзой, проклеивают клеем и разглаживают брусками дерева.

Если на папирусе писали только с одной стороны, то пергамент, предварительно разрезанный на прямоугольные листы, складывали в два сгиба (фальцевали) и писали на обеих сторонах полученных листов. Сложенные листы пергамента образовывали тетрадь. Соединенные друг с другом тетради древние римляне называли кодексом.

Кодекс - это форма книги, пришедшая на смену свитку и сохранившаяся в основных чертах до наших дней. Слово это латинского происхождения, оно обозначает ствол дерева, чурбан. Загадочно, какими судьбами оно было присвоено одной из форм книги?

Древние греки и римляне применяли для письма деревянные дощечки, натертые воском. Текст процарапывался на воске заостренной палочкой - стилем . Края дощечки можно было скрепить между собой шнуром, пропуская его через просверленные в них отверстия. Получалось некоторое подобие деревянной записной книжки. В зависимости от количества дощечек книжку называли диптихом (две дощечки), триптихом (три дощечки) или полиптихом (много дощечек). На одной из фресок города Помпеи, засыпанного пеплом во время извержения вулкана Везувия в 79 г. н.э., изображена молодая девушка с раскрытым полиптихом. Задумавшись над фразой, которую она хочет начертить на покрытой воском дощечке, девушка прислонила кончик стиля к губам, как современная школьница, закусывающая конец карандаша.

Выделка пергамента.

Полиптих послужил прообразом книги в форме прямоугольника. Такой форме в память о деревянных дощечках, составляющих полиптих, и было присвоено название кодекс.

По принципу полиптихов из листов пергамента стали изготавливать записные книжки. Для этого сгибали листы, вкладывали их один в другой и прошивали у корешка. Чаще всего таких листов было четыре. При сгибании их получалась 8-листная, или 16-страничная, книжка. По-гречески ее называли тетрада , то есть четверка . Отсюда и произошло слово тетрадь , а затем появились 16-страничные или 32-страничные тетради современной книги.

В дальнейшем листы пергамента начали фальцевать в несколько сгибов. Из скрепленных между собой тетрадей получалась книга в форме кодекса. В Древнем Риме кодексами назывались также подшивки документов, грамот. Отсюда появилось современное значение слова кодекс - свод законов.

Пергамент в отличие от папируса обладал большей прочностью на разрыв. Несмотря на дороговизну, он использовался для письма вплоть до того момента, пока не был изобретен новый писчий материал - бумага .

Великий химик Дмитрий Иванович Менделеев писал: «...если современный период жизни людей характеризуется названием железного века, то с таким же правом его можно назвать веком бумаги».

Изобретение бумаги заняло особое место среди достижений общечеловеческой культуры, оказав неоценимое влияние на мировую цивилизацию. Бумага и книгоиздание дали людям мощное средство быстрого распространения культурной и научной информации, что способствовало ускорению научно-технического прогресса. Плиний утверждал: «...то, что мы живем как люди и можем оставить честные воспоминания - этим мы обязаны бумаге».

Известный английский философ XVII в. Френсис Бэкон отмечал, что изобретение бумаги и книгоиздание «изменили весь облик и состояние вещей в мире, вызвав бесчисленные перемены». Никто не станет отрицать, что бумага зауряднейшая и в то же время очень важная принадлежность обихода. С ее появлением человечество получило средство удобной регистрации, хранения и широкого распространения всевозможных знаний. Бумага стала одним из атрибутов человеческой цивилизации. Сегодня она прочно вошла в быт людей, бумажные фабрики всего мира ежедневно вырабатывают тонны этого замечательного и нужного материала разных сортов и назначения.

Археологические раскопки позволили установить, что во II в. до н.э. в Китае люди умели изготавливать грубую бумагу из конопляных волокон на шелковой сетке из водяной кашеобразной массы.

Писчую бумагу стали производить в том же Китае, однако уже во II в. н.э., сырьем для нее служили не только конопляные волокна, но и луб коры дерева. В историческом трактате «Хоу Ханьшу» («История Поздней Ханьской династии») упоминается придворный евнух князь Пай Лунь (в иной транскрипции - Тсай Лунь), живший во время императора Хэди (88-106 н.э.). Этот князь наладил производство бумаги, сырьем для которой служили деревянная кора, конопляные очесы, тряпье и даже старые рыболовные снасти. Запись способа бумажного производства отразила применяемую технологию, при которой люди стали использовать в качестве сырья древесину, тряпье и растительные волокна. Древние мастера разработали целый комплекс технологических особенностей бумажного производства, начиная от переработки сырья, изготовления бумажной массы вплоть до формирования и сушки. Тогда же стало появляться и соответствующее оборудование.

Продолжительное время способ получения бумаги китайцы хранили в тайне. Только в III в. он стал известен Корее, в VI в. - в Японии. В середине VIII в. проживающие в Самарканде китайские мастера открыли секрет производства бумаги завоевателям-арабам, а уже в XII в. искусство бумагоделания достигло Испании. Накануне возникновения книгопечатания в Европе бумага повсеместно использовалась для создания рукописных книг и в быту.

Ее преимущественно делали из льняных тряпок. Сухое тряпье разрезали на мелкие куски и выколачивали. Потом его размачивали, толкли до тех пор, пока оно не распадалось на мелкие волокна. Жидкую, проклеенную клейстером массу вычерпывали специальной формой, складывали на доски, отжимали и сушили. Этот ручной способ и теперь сохранился в ряде стран для производства бумаги с различными рисунками - водяными знаками, изготовление которых основано на вплетении медной или серебряной проволоки, образующей заданный рисунок, в дно формы. Эти знаки очень широко применялись раньше, по ним можно было определить и год выработки бумаги, и фабрику, и даже имя мастера.

Более шестисот лет назад была построена первая бумажная фабрика. Бегуны - разновидность мельничного жернова - заменили ручную толчею. За человека стала работать вода. С тех пор и сохранилось на долгие столетия название - бумажная мельница . Водяное колесо приводило в движение бегуны, сырье мололось, а мастер лишь подбрасывал новое.

В Россию бумагу привозили еще в XIII в., но первая попытка была сделана только в XVI в. Иваном Грозным. О производстве бумаги на Руси пишет в своих записках итальянский путешественник Рафаэль Барберини, посетивший страну в 1585 г. Однако постоянно работающие бумажные мануфактуры появились лишь при Петре I.

Производство бумаги в средневековье.

Столетиями процесс производства бумаги не менялся. Владельцы мельниц получали большие доходы, ремесло бумажника ценилось наравне с искусством. У каждого мастера было свое клеймо, свой стиль в выработке бумаги. И сейчас историки устанавливают даты многих документов по водяным знакам бумажных производств. Так, выяснилось, что первым водяным знаком на бумаге является обнаруженный в Дании кириллический текст: «Царь Иван Васильевич всея Руси князь великий Московский».

Бумаги, вырабатываемой на мельницах, вполне хватало, пока книги писались от руки. И лишь изобретение Гуттенберга вызвало в Европе резкий толчок в развитии бумажного производства. Книги стали печататься, и бумаги на них потребовалось значительно больше. Вначале развитие этого производства шло чисто количественно, но не будешь же в каждой деревне строить бумажную мельницу! Стали появляться технические новшества.

Приоритет в этом принадлежал Голландии. Голландеры, или роллы, можно найти и сегодня почти на любом крупном целлюлозно-бумажном предприятии. А появились они в XVI в. Ролл - это продолговатая большая ванна, в которой установлен барабан с насаженными на него ножами. Барабан быстро крутится, ножи захватывают неразработанную грубую массу и размалывают ее до нужного каждому виду бумаги состояния. Благодаря роллам голандская бумага приобрела славу лучшей в мире. За разглашение тайны ролла виновнику грозила смертная казнь.

Но никакая тайна не остается вечной, особенно в период начавшегося промышленного подъема. Французы, датчане, итальянцы пробовали раскрыть голландские секреты и, отчаявшись, просто подкупили опытного голландского мастера-бумажника и стали выпускать собственные роллы.

Случилось это в конце XVII в. Бумага завоевала Европу, ее производством занимались знаменитый датский астроном Тихо де Браге, русский патриарх Никон, которому требовалось для заново отредактированных религиозных книг большое количество бумаги. До сих пор не установлено, на отечественной или на привозной бумаге был отпечатан «Апостол» - первая книга Ивана Федорова.

Один из старейших целлюлозно-бумажных заводов в России, сохранившийся и поныне, был построен прадедом жены А.С. Пушкина Афанасием Гончаровым в Калужской губернии.

Следующим шагом в развитии этой отрасли промышленности было изобретение бумагоделательной машины . При ручном способе производства для отлива бумаги служили специальные черпальные чаны и черпальные формы с сетчатым дном, в которые набиралась масса. Мастер тряс эту форму до тех пор, пока не стекала основная масса воды, а волокна, распределяясь на поверхности сита, образовывали первичный влажный лист бумаги. Один мастер с трудом вырабатывал за день 50 кг бумаги. Это была сложная, медленная и утомительная операция.

Сентябрь 1789 г. - веха в развитии бумажного печатного листа, не менее важная, чем переход от производства пергамента к рождению бумаги. Родился первый в мире конвейер.

Изобрел бумагоделательную машину тридцатитрехлетний француз Никола Луи Робер. Эта первая самочерпалка была ненамного производительнее опытного черпальщика, но ее преимущества, ее будущее заметили и поддержали почти сразу все ведущие производства бумаги. Через год после появления машины Робера две самочерпалки работали в Англии. Машина повторяла все операции черпальщика: автоматически зачерпывалась масса из чана - прообраза современного напорного ящика, масса выливалась на движущуюся медную сетку, с которой снимался готовый влажный лист бумаги, дальше шло прессование и сушка.

Изобретение Робера давно назрело, висело в воздухе. Это было видно по тому, что буквально каждый год приносил новые усовершенствования в машину, постоянно росли ее скорости. Стало не хватать тряпья. Появился еще один узел, сдерживающий рост производства бумаги.

Сначала им был сам процесс производства бумажной массы. Пока не был изобретен ролл, в самочерпалке не было смысла, ведь такую самочерпалку необходимо было обслуживать сотням растирателей тряпья. С появлением ролла массу стали приготавливать быстро. Затем сдерживало изготовление самого листа: отлив не позволял улучшать все остальные участки производства. Следующим «слабым местом» оказалось само сырье. Никаких сборщиков не хватало при все возрастающих скоростях бумажной машины, да и тряпок столько не было.

Все усилия зарождавшейся бумажной науки в XIX в. были направлены на поиски новых видов сырья. В разных странах пробовали заменить тряпье листьями, корой деревьев, травой. Многие ученые предлагали вместо тряпья древесину: уже было известно, что состав древесины схож с составом льна или хлопка. Но как разделить древесину на отдельные волоконца?

Первым в практическом применении древесины оказался саксонский ткач Фридрих Келлер. Он приготовил древесную кашицу на... обыкновенном точиле. Искрошив доску, Келлер смочил получившуюся массу водой и изготовил из нее бумажный лист. Опытный инженер Фельтер, использовав идею своего соотечественника, через два года построил первый дефибрер (истиратель). Современные дефибреры занимают двухэтажные здания и с огромной скоростью истирают могучие бревна буквально в порошок, производительность их в двести раз превосходит первый дефибрер Фельтера, но идея - все та же.

Получив древесную массу, промышленники быстро убедились, что в производстве бумаги возможно использование лишь сорока процентов ее, в смеси все с тем же тряпьем. Даже сегодня из одной древесной массы, к тому же еще при термомеханической обработке, можно вырабатывать лишь газетную бумагу и грубые виды картона. По-прежнему стоял вопрос о замене дорогого тряпичного сырья. Надо было научиться так обрабатывать древесную массу, чтобы получить чистую, белую, прочную бумагу. Кончились эти поиски производством целлюлозы сначала сульфитным, а затем и сульфатным способами. Древесное волокно подвергалось варке в специальных котлах под давлением в присутствии сульфитного или сульфатного щелока. Из волокна удалялись смола, жиры, лигнин. Такое очищенное, без примесей волокно уже с успехом стало заменять тряпичную массу. Так, в конце XIX в. выработался весь технологический процесс производства бумаги, не изменившийся и в наши дни.

В сотни раз увеличились мощности варочных котлов и бумагоделательных машин, уже работают машины на скоростях 1500 м/мин готовой бумаги (средняя скорость автомобиля). Но по-прежнему остаются основными процессами: размол (правда, уже в основном не в роллах, а в быстроходных конических и дисковых мельницах), отлив на сетке (часто синтетической), прессование, сушка.

Будет ли когда-нибудь заменен этот традиционный метод производства бумаги? В ближайшем будущем, по-видимому, нет.

Двадцатый век скорее всего останется веком традиционного способа производства бумаги.

Никто сегодня не может отрицать, что искусство печать и книгоиздания, как великие открытия, родились благодаря изобретению бумаги.

Не каждый обращает внимание на выходные сведения того или иного издания, где, например, можно прочитать: «Формат 60x84 1/16. Бумага типографская № 1».

Ассортимент бумаг очень обширен: сейчас во всем мире вырабатывается более шестисот видов. Выпускаемые в нашей стране виды бумаг по принятой классификации разделяются на одиннадцать классов. К классу «А» относят бумагу для печати, то есть те виды, которые используются для печатания газет, книжно-журнальной и изобразительной продукции. Это газетная, типографская, офсетная, для глубокой печати, мелованная, иллюстрационная, обложечная книжная, форзацная и картографическая бумаги.

В стандартах на печатные виды бумаг установлены технические показатели и допускаемые отклонения, требования по потребительским и печатным свойствам, определены форматы, виды упаковки, маркировки, условия хранения и транспортировки.

Газетная бумага в своей композиции имеет древесную массу с добавлением небеленой сульфитной целлюлозы (20-30%), необходимой для повышения механической прочности. В последние годы в композицию стали включать полубеленую сульфатную целлюлозу, а также полуцеллюлозу. Вырабатывается две марки газетной бумаги: марка «А» - для печатания газет на быстроходных ротационных машинах, и марка «Б» - для печати на обычных ротационных машинах.

Газетная бумага имеет массу одного квадратного метра 51 г, но уже вырабатывается бумага массой 40 г, что экономически очень выгодно. Основными изготовителями отечественной газетной бумаги являются Кондопожский, Балахнинский и Соликамский бумажные комбинаты.

Сегодня выпускается типографская бумага № 1 (марок «А», «Б», «В»), № 2 (марок «А» и «Б»), № 3 (марок не имеет). Типографская бумага № 1 вырабатывается из беленой целлюлозы и предназначена для выпуска учебников для высшей школы, наиболее значительных произведений общественно-политической, научной и художественной литературы. Масса этой бумаги 70 и 80 г/м2, но стандартом предусмотрен выпуск бумаги 50 и 60 г, а также 40 г.

Типографская бумага № 2, массой 60 и 70 г/м2 для марки «А» и 62 г/м2 для марки «Б», предназначена для печати научно-популярной, производственной, агитационно-пропагандистской литературы и учебников.

Бумага постепенно стала основным материалом для письма и печати. Ныне она находит применение не только в полиграфии.

Например, способность бумаги впитывать влагу используют для осушения заболоченных участков земли. Длинные бумажные полосы, заложенные в грунт в определенном порядке и выведенные на поверхность подобно фитилям, испаряют воду. Этим способом осушают болота в Бельгии.

В Шотландии научились превращать бумагу в продукт для скармливания скоту. На комбинате бумажную макулатуру измельчают и размалывают в слегка подсоленной воде. Бактерии определенного вида, введенные в бумажную массу, поедая ее, быстро размножаются. В массу добавляют витамины и высушивают, получая высококонцентрированные витаминизированные белки.

В области науки бумага расходуется на детали сложнейших научных приборов, например широко применяется в качестве изолятора в конденсаторах, в самописцах и т.д.

В современном автомобилестроении, особенно в производстве легковых машин, используют более ста деталей, изготовленных из бумаги и картона.

Бумага приходит к нам во всем разнообразии своих видов и форм, во множестве изделий. Без нее невозможно представить развитие народного хозяйства.

Как уже отмечалось, понятие документа основано на дву-единстве информации и материального носителя. Материаль­ные носители оказывают большое влияние на процессы созда­ния, трансляции, хранения и использования документирован­ной информации. В частности, для передачи информации во времени нужны долговечные носители, тогда как для ев пере­дачи в пространстве подобного рода характеристики не имеют существенного значения. .

Необходимо иметь в виду, что носитель информации и но­ситель документированной информации- разные понятия. Это нашло отражение и в стандартизованных определениях. Так, в соответствии с ГОСТ Р 50922-96 «Зашита информации. Основные термины и определения», «носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физи­ческое поле, в которых информация находит своё отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов». А согласно ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» носитель докумен­тированной информации - это «материальный объект, ис­пользуемый для закрепления и хранения на нем речевой, зву­ковой или изобразительной информации, в том числе в преоб­разованном виде».


Документоведение

Материальный носитель информации, как правило, состоит из двух компонентов - материала основы записи и вещества записи. Исключение составляют материальные носители, ис­пользуемые для механической записи (высекание, выжигание, выдавливание, резьба, перфорирование, механическая звуко­запись и некоторые другие), где отсутствует вещество записи, а знаки наносятся непосредственно на материальную основу, изменяя её физическую, физико-химическую структуру 1 .

Носители информации самым тесным образом связаны не* только со способами и средствами документирования, но и с развитием технической мысли. Отсюда- непрерывная эво­люция типов и видов материальных носителей.

Появление письменности стимулировало поиски и изобре­тение специальных материалов для письма. Однако на первых порах человек использовал для этой цели наиболее доступные материалы, которые можно было без особых усилий найти в окружающей природной среде: пальмовые листья, раковины, древесную кору, черепаховые щитки, кости, камень, бамбук и т. д. К примеру, философские наставления Конфуция (сере­дина I тыс. до Р. X.) первоначально были записаны на бамбу­ковых дощечках. В Древней Греции и Риме, наряду с деревян­ными дощечками, покрытыми слоем воска, использовались также металлические (бронзовые либо свинцовые) таблицы, в Индии - медные пластины, в Древнем Китае - бронзовые вазы, шелк.

На территории Древней Руси писали на коре берёзы - бе­рёсте. К настоящему времени найдено свыше 1 тыс. берестя­ных грамот того времени, древнейшая из которых относится к первой половине XI века. Археологи обнаружили даже миниа­тюрную берестяную книжечку из двенадцати страниц разме­ром 5x5 см, в которой двойные листы сшиты по сгибу. Подго­товка берёсты к процессу записи была несложной. Предвари­тельно её кипятили, затем соскабливали внутренний слой коры и обрезали по краям. В результате получался материал основы документа в виде ленты или прямоугольника. Грамоты свора-


1 Столяров Ю. Н. Материальный носитель информации как со­ставная часть документа // Делопроизводство. 2003. № 3. С. 33.

чивались в свиток. При этом текст оказывался с наружной сто­роны.

На берёсте писали не только в Древней Руси, но и в Цен­тральной и Северной Европе. Обнаружены берестяные грамо­ты на латыни. Известен случай, когда в 1594 г. 30 пудов берё­сты для письма было даже продано нашей страной в Персию.

Основным материалом для письма у народов Передней Азии первоначально являлась глина, из которой изготавлива­лись слегка выпуклые плитки. После нанесения нужной ин­формации (в виде клинообразных знаков) сырые глиняные плитки высушивались или обжигались, а затем помещались в специальные деревянные или глиняные ящики либо в своеоб­разные глиняные конверты. В настоящее время в музеях мира, частных коллекциях хранится не менее 500 тыс. таких глиня­ных табличек, обнаруженных археологами при раскопках древних городов Ассирии, Вавилона, Шумера 2 . Последние из числа найденных глиняных табличек относятся к 75 г.

Использование природных материалов для целей письма имело место и в более поздние времена. Например, в отдалён­ных уголках России даже в XVIII веке иногда писали на берё­сте. Известны десятки рукописных книг религиозного содер­жания, выполненных на этом природном материале. В архивах Минска хранится несколько номеров газеты «Партизанская правда», напечатанной на берёсте белорусскими партизанами в одной из своих лесных типографий в годы Великой Отечест­венной войны.

Исторически первым материалом, который специально из­готовлялся для целей письма, был папирус. Его изобретение примерно в середине третьего тысячелетия до Р. X. стало од­ним из важнейших достижений египетской культуры. Главны­ми преимуществами папируса были компактность и лёгкость. Папирус производился из рыхлой сердцевины стеблей ниль­ского тростника в виде тонких желтоватых листов, которые за-

" Виноградова Е. Б. Берестяные грамоты: вопросы документолога //Делопроизводство. 2004. № 1. С 78.

2 Истрин В. А. История письма. М., 1965. С. 171; Сквернюков П. Ф. Слово о бумаге. М.: Московский рабочий, 1980. С. 20-24.


Документоведение

тем склеивали в полосы длиной в среднем до Юм (но порой их размеры достигали 40 и более м) и шириной до 30 см. В зави­симости от качества различалось до девяти сортов папируса. Вследствие большой гигроскопичности и ломкости, запись на нем обычно велась с одной стороны, и хранили его в виде свитка.

В качестве материального носителя информации папирус " использовался не только в Древнем Египте, но и в других " странах Средиземноморья, причём в Западной Европе- » вплоть до XI века. А последним историческим документом, написанным на папирусе, стало послание папы римского в на­чале XX в.

Другим материалом растительного происхождения, исполь­зовавшимся, главным образом, в экваториальной зоне (в Цен­тральной Америке с VIII века, на Гавайских островах) была < тапа. Она изготавливалась из лыка, луба, в частности, бумаж­ного шелковичного дерева. Лыко промывалось, очищалось от неровностей, затем отбивалось молотком, разглаживалось и просушивалось.

Самым известным материалом животного происхождения, специально изготавливавшимся для целей письма и получив­шим широкое распространение в эпоху древности и средневе­ковья, был пергамент (пергамен). В отличие от папируса, про­изводившегося лишь в Египте, пергамент можно было полу­чить практически в любой стране, так как изготавливался он из шкур животных (бараньих, козлиных, свиных, телячьих) путем их очистки, промывки, просушки, растяжки с последующей " обработкой мелом и пемзой. Древним умельцам удавалось вы­делывать порой такой тонкий пергамент, что целый свиток мог ^ поместиться в скорлупе ореха. В нашей стране пергамент ста- -ли изготавливать только в XV столетии, а до этого его приво- " зили из-за границы.

На пергаменте можно было писать с обеих сторон. Он был ".}. гораздо прочнее и долговечнее папируса. Однако пергамент являлся весьма дорогим материалом. Этот существенный не- * достаток пергамента удалось преодолеть лишь в результате появления бумаги.

Материальные носители документированной информации

Бумага

Бумага (от итал. "ЬатЬа§1а" - хлопок) была изобретена в Китае во II веке до Р. X. В 105 г. китаец Цай Лунь усовершен-твовал процесс её изготовления, предложив использовать в качестве сырья молодые побеги бамбука, кору тутовых деревь­ев, ивы, а также пеньку и тряпье.

" Долгое время китайцам удавалось сохранять в тайне секре­ты производства бумаги. За их разглашение виновным грозила смертная казнь. Лишь в начале VII века эти секреты были вы­везены за пределы страны - в Корею и Японию, затем стали известны в других странах Востока, а в XII в. - ив Европе. С XIII в. бумага стала производиться в Италии, в XIV в. - в Гер­мании, в XV в. - в Англии.

На Руси использование этого нового материала для письма началось в XIV веке. Первоначально бумага была привоз­ной __сначала с Востока, а затем из Западной Европы: италь­янская, французская, немецкая, голландская. В период правле­ния Ивана Грозного в России была построена первая «бумаж­ная мельница» близ Москвы, действовавшая, впрочем, недол­го. Но уже в XVII столетии в стране работало 5 бумаго­делательных предприятий, а в XVIII веке - 52".

Способ изготовления бумаги принципиально отличается от папируса и пергамента. Он основан на разрушении связи меж­ду растительными волокнами с последующим их тесным пере­плетением между собой («сволачиванием») в форме тонкого бумажного листа или бумажной ленты.

До середины XIX века практически вся европейская, в том числе и российская, бумага изготавливалась из льняного тря­пья. Его промывали, проваривали с содой, едким натром или известью, сильно разбавляли водой и размалывали на особых мельницах. Затем жидкую массу черпали специальной пря­моугольной формой с прикреплённой к ней сеткой из прово­локи. После стекания воды на металлическом сите оставался тонкий слой бумажной массы. Полученные таким образом влажные бумажные листы укладывали между отрезами гру-

Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М, 1972. С. 9.


Документоведение

бого сукна или войлока, с помощью пресса отжимали воду просушивали.

Металлические нити сетки оставляли на бумаге, изгот ленной ручным способом, следы, видимые на просвет, скольку бумажная масса в местах её соприкосновения с про" локой была менее плотной. Эти следы получили название лиграней (от итал. «г1Н§гапа» - водяной знак на бумаге).

Самый ранний, известный к настоящему времени водя знак, японский по происхождению, относится к 758 г. В бу европейского производства водяные знаки впервые появилис" Италии в конце ХШ века, а в России - лишь во второй полов XVII века. Первоначально это были рисунки, повторявшие турное изображение, сделанное из тонкой проволоки и при лявшееся к дну металлической сетки. На филигранях и* лись животные, растения, небесные тела, короны, портреты нархов и т. п., а также нередко буквы и даты, обозначавшие владельца, местонахождение фабрики, год изготовления бум

К настоящему времени известно около 175 тыс. фили ней, сделанных в разное время на бумажных мельницах нуфактурах. Водяные знаки являлись торговой маркой, а т~ одним из средств защиты от подделки документов.

И в наши дни бумага с водяными знаками по-прежне - широко применяется для изготовления ценных бумаг, дене ных знаков, важных документов (паспортов, дипломов, сви тельств и т. д.). Современные водяные знаки представляют бой различные полутоновые или штриховые геометричес узоры, рисунки, надписи, которые можно увидеть на прос или при разглядывании бумаги под различными углами. Во ные знаки могут занимать всю площадь бумаги (обычно в в~ регулярных узоров - линий, решёток и т. п.), но могут раз; щаться и в строго определённых местах, представляя ее локальные (фиксированные) водяные знаки 1 .

Между тем бумажное производство совершенствовалось постепенно механизировалось. В 1670 г. в Голландии был бретён ролл - механизм для измельчения волокон. Франк ский химик Клод Луи Бертолле в 1789 г. предложил способ I

" Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44.

Материальные носители документированной информации

беливания тряпья хлором, способствовавший улучшению ка­чества бумаги. А в 1798 г. француз Н. Л. Робер получил патент на изобретение бумагоделательной машины. В России первая такая машина была установлена в 1818 г. на Петергофской бу­мажной фабрике. В настоящее время принцип действия бума­годелательных машин остаётся таким же, что и сотни лет на­зад. Однако современные машины обладают гораздо большей производительностью.

Важнейшим шагом в развитии бумагоделательного произ­водства стало изготовление бумаги из древесины. Открытие нового способа принадлежало саксонскому ткачу Ф. Келлеру в 1845 г. С этого времени древесное сырьё становится основным в бумажной промышленности.

В двадцатом столетии продолжалось совершенствование бу­мажного носителя информации. С 1950-х гг. в производстве бу­маги стали применяться полимерные плёнки и синтетические во­локна, в результате чего появилась принципиально новая, синте­тическая бумага - бумага-пластикат. Она отличается повышен­ной механической прочностью, стойкостью к химическим воз­действиям, термостойкостью, долговечностью, высокой эластич­ностью и некоторыми другими ценными качествами. В частно­сти, бумага из синтетических волокон в 5 раз прочнее на раздира­ние ив 10 раз - на разрыв, нежели обыкновенная писчая бумага из целлюлозы. Такая бумага может использоваться для изготов­ления чертежей, географических карт, репродукций и т. д. К при­меру, для изготовления географических карт используется смесь хлопковой целлюлозы (40 %) и полиэфирных волокон. Такой бу­маге не страшны ни дождь, ни снег. Однако полная замена расти­тельных волокон синтетическими ухудшает структуру поверхно­сти бумаги, поэтому предпочтительнее их смешанная компози­ция 1 .

При выборе бумаги для документирования необходимо учитывать свойства бумаги, обусловленные технологическим процессом её производства, композиционным составом, степе­нью отделки поверхности и т. п.

Татиев Д. П. Бумага и переплетные материалы. М., 1972. С. 103, °9; Розен Б. Я. Чудесный мир бумаги. М., 1986. С. 115.


Документоведение

Любая бумага, изготовленная традиционным способом, ха- растеризуется определёнными свойствами, которые необходи- " мо принимать во внимание в процессе документирования. К числу таких важнейших свойств и показателей относятся:

- композиционный состав, т. е. состав и род волокон (цел- : люлоза, древесная масса, льнопеньковые, хлопковые и др. во­локна), их процентное соотношение, степень размола;

-масса бумаги (масса 1 кв. м бумаги любого сорта). Масса, выпускаемой для печати бумаги составляет от 40 до 250 г/м 2 ;

- толщина бумаги (может быть от 4 до 400 мкм);

- плотность, степень пористости бумаги (количество бу-" мажной массы в г/см 5);

- структурные и механические свойства бумаги (в.част­ности, направление ориентации волокон в бумаге, светопрони­цаемость, прозрачность бумаги, деформации под воздействием влаги и т. п.);

- гладкость поверхности бумаги;

- белизна;

- светопрочность;

- сорность (результат использования при её производстве загрязнённой воды) и некоторые другие свойства бумаги.

В зависимости от свойств бумага делится на классы (для печати, для письма, для машинописи, декоративная, упаковоч­ная и др.), а также на виды (типографская, офсетная, газетная, мелованная, писчая, картографическая, ватманская, документ­ная, афишная и билетная, этикеточная и т. д.). Так, бумага с поверхностной плотностью от 30 до 52 г/м 2 и с преобладанием в её композиционном составе древесной массы называется га­зетной. Типографская бумага имеет поверхностную плотность от 60 до 80 г/м 2 и изготавливается на основе древесной целлю­лозы. Ещё большую плотность имеет картографическая бума­га (от 85 до 160 г/м 2). Писчая бумага (от 45 до 80 г/м 3) изготав­ливается из целлюлозы или с добавлением небольшой части древесной массы. Широко используется в делопроизводстве, для изготовления бланков и других унифицированных доку­ментов, а также для бумаги потребительских форматов, школьных тетрадей и т. п. продукции. Для печатания художе­ственных гравюр применяется эстампная бумага. Для техни-

Материальные носители документированной информации

ческого документирования используется высокосортная белая чертёжная ватманская бумага, которая производится на осно­ве механически обработанного тряпья.

Для печатания денежных знаков, облигаций, банковских чеков и других важных финансовых документов используется так называемая документная бумага, устойчивая к механиче­ским воздействиям. Она изготавливается на основе льнопень-ковых и хлопковых волокон, зачастую с водяными знаками. Кроме того, в состав такой бумаги могут вводиться специаль­ные защитные волокна различной длины и цветов. Эти волок­на бывают видимыми в обычном свете или только при осве­щении ультрафиолетовыми лучами. С целью защиты включа­ются также полимерные полоски или нити, которые могут вы­ходить на поверхность бумаги или внедряться в неё. При необ­ходимости в бумагу могут включаться также частицы различ­ной формы с разнообразными оптическими эффектами, могут вводиться химические реактивы, которые обнаруживаются только специальными детекторами.

В России производство бумаги с защитными свойствами подлежит обязательному лицензированию. Выпускается она в основном на фабриках «Гознака» и делится по своему назна­чению на три группы:

1) бумага, изготавливаемая для государственных организа­ций (для банкнот, паспортов, удостоверений граждан, акциз­ных, почтовых и коллекционных марок);

2) для государственных и корпоративных ценных бумаг (облигации, акции, векселя и т. п.);

3) фирменная бумага для широкого потребителя с водяными знаками, изготовленными в том числе и по заявке заказчика 1 .

Важное значение в документоведении и документационном обеспечении управления имеют форматы бумаги. Ещё в 1833 г. в России был установлен единый размер листа бумаги, а в 1903 г. союз бумажных фабрикантов принял девятнадцать её форматов. Но одновременно существовали многочисленные

1 Подробнее см.: Татиев Д. П. Бумага и переплётные материалы. М., 1972; Книга: Энциклопедия. М, 1999. С. 120-122; Терентьев И. Бумажные тайны // РиЬНзЬ. 2000. № 7. С. 44-45.


Документоведение

форматы, возникшие стихийно по инициативе бумажных фаб- ;| рик и исходя из пожеланий потребителей. После прихода к вла­сти большевиков и принятого ими решения о переходе к метрик \ ческой системе форматы бумаги в 1920-е гг. были упорядочены,^ а впоследствии принят ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бу»;| маги. Потребительские форматы». В основу новых форматов?! была положена система размеров бумаги, впервые предложен ная Германской стандартизационной организацией БГЫ пр* мерно в 1920 г. В 1975 г. эта система стала международны^ стандартом (180 216), будучи принята Международной орг зацией по стандартизации 1 . Она действует и в России.

Стандарт 180 216 состоит из трёх серий: А, В и С. В качестве]] основной установлена серия (ряд) А. Здесь каждый лист бума имеет ширину, равную результату деления его длины на кореи квадратный из двух (1:1,4142). Площадь основного формата (АЙ|| равна 1м 2 , а его стороны составляют 841x1189мм. Остальные! форматы получаются путём последовательного деления пополам; предшествующего формата, параллельно его меньшей стороне. В1 результате все полученные форматы геометрически подобны. Каждый формат обозначается двумя символами: буквой А, ую- Ц зываюшей на принадлежность серии А, и цифрой, обозначающей количество делений исходного формата АО.

Форматы А-серии 180 216 (в мм):

АО -841x1189; А1- 594x841; А2 -420x594; АЗ -297x420; А4 -210x297; А5 -148x210; А6-105x148;

А7 -74x105 А8 - 52x74; А9 - 37x52; А10 -26x37 АН -18x26 А12 -13x18 А13 -9x13.

Графически соотношение стандартных форматов бумаги представлено на рис. 1.

1 Илюшенко М. П., Кузнецова Т. В. Формуляр документа. М., 1986. С. 45, 50; Кун М. Бумажный алфавит: А, В, С // РиЬН$Ь. 2000. № 2. С. 58.

Материальные носители документированной информации

материал для письма

Альтернативные описания

. (разговорное) пряжа из хлопка

Любой документ

Материал, предназначенный для письма, печати, рисования (обычно изготовляемый из древесной массы), листы такого материала

Деловое письменное сообщение, документ

Канцелярская принадлежность

Материал для письма, рисования

Она все стерпит

Что такое верже

Это газеты, журналы, книги, которую называют «хлебом культуры»

Хлопчатобумажная пряжа или ткань

Мелованная...

Папиросная...

. «папье-маше» в переводе с французского означает «жеваная...»

В мире насчитывают до 600 сортов этого материала, но только в Японии его используют так широко

Из какого материала в Китае в IX века були изготовлены первые «летающие деньги»?

Именно из этого был сделан солдатик в песне Булата Окуджавы

Писчий материал, родом из Китая

Материал, превращающий уговор в документ

Материал, из которого должен быть сделан подарок, преподнесенный ко второй годовщине свадьбы

. «камень, ножницы, ...»

Книжный полуфабрикат

Сколько ее не марай, все стерпит

Материал для летающего змея

Канцтовар с безграничным терпением

Материал, который терпит любую писанину

Туалетная...

Младшая сестрица картона

Материал для книг и терадей

Вторая жизнь дерева

Напарник хлопка в ситце и сатине

Та, которая все стерпит

Она все терпит

Главное сырье типографии

Газетный материал

Из чего делают книги и тетради?

Основное сырье любой типографии

Нитки для ткани, а клей для чего?

Будущая макулатура

. «терпила» писаря

Обычно это бывает белым

Она стерпит все написанное

. «терпеливый» канцтовар

В Китае ее - до 600 сортов

Из чего делают тетради?

На ней пишут, ее рвут, ее мнут

. «макулатура», что все стерпит

Материал для оригами

Сколько не марай, все стерпит

Материал для книг и тетрадей

Письменная принадлежность

Материал для письма, рисования

Канцелярская принадлежность, материал для письма, печатания

Деловое письменное сообщение, документ

. "Макулатура", что все стерпит

. "камень, ножницы, ..."

. "папье-маше" в переводе с французского означает "жеваная..."

. "терпеливый" канцтовар

. "терпила" писаря

В Китае ее - до 600 сортов

Все стерпит

Ж. хлопчатая бумага, хлопчатка, хлопок, семянный пух растения Gossypium, хлопчатника; прядево, нитки из этого хлопка. Грамотка, бумага писчая, или разбитое в пух тряпье (льняное и пеньковое), распластанное листами. разряду писчей бумаги относятся также бумаги: почтовая, чертежная, печатная, оберточная, пропускная или цедильная, сахарная и пр. По роду выделки, писчая бумага бывает: черпальная и машинная; первая выходит из употребления. Бумага битая, бывшая уже в деле, писчая измаранная, вновь размоченная и сбитая на разные поделки: табакерки, игрушки и пр. Бумага досчатая, картон, папка. Бумагой вообще называют и всякого рода деловое письмо, служебное и частное. Сделать что на бумаге, письменно, не словесно. Для очистки бумаги, для порядку. Бумажная вина непрощеная, в руках приказных. На деле прав, а на бумаге виноват. Бумажки клочок в суд волочет. Клей (перо) на бумажку, игла на рубашку. Бумажка, бумажечка умалит. бумаженка унизит., бумажоночка ласкат., кроме общего значения писчей и писаной бумаги; ассигнация, бумажный денежный знак. Были бы бумажки, будут и милашки. Не крестьянская деньга бумажка. Мне бы денежек с рубль, да бумажек с пуд, да золотца что-нибудь. Бумажный, относящ. к бумаге или из бумаги сделанный, разумея писчую или хлопчатую. Бумажная табакерка. Бумажный холст. Бумажная душа, судейский крючок, чернильная душа. Тело сальное, душа бумажная? свеча. Был кумачный, да променяла на бумажный, т. е. сарафан. Бумажник м. стар. стеганый тюфячок, на хлопчатой бумаге; стеганка для полстилки. Род переплета, кожаной сумки, двойной или одинакой, различной величины и устройства, иногда с тетрадкой для заметок и пр. Бумажник большой, мапка, папка, портфель; малый, карманный, книжник, бумажничек; крестьяне зовут его паспортником, и носят на шее. Бумагоделание ср. выделка писчей бумаги. Бумагоделательный, относящийся до выделки бумаги (писчей). Бумагопродавец м. продавец бумаги, торгующий ею. Бумагомаратель м. плохой писатель. Бумагопрядильный, относящийся до прядения хлопчатки. Бумагопрядильная или бумагопрядильня ж. заведение для машинной (не ручной) пряжи хлопка, бумаги

Из какого материала в Китае в IX века були изготовлены первые "летающие деньги"

Из чего делают книги и тетради

Из чего делают тетради

Нитки для ткани, а клей для чего

Это газеты, журналы, книги, которую называют "хлебом культуры"