Отчет по экскурсии сезонные изменения. Конспект урока познания мира на тему "Экскурсия в парк

На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.

Зависимость сезонных изменений от территориального расположения

В Северном и Южном полушариях сезонные изменения в совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.

Зима - холод и красота

Находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.

Зимнее время для природы - это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.

Перемены в зимней погоде

Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую - неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.

При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.

Животный и растительный мир зимой

Большинство находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.

Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы - мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.

Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.

Весна - пора цветения

С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку - возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у Появляются различные насекомые.

В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.

Пробуждение живой природы

Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.

Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.

Лето - созревающий урожай

После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.

В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.

Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом - это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия "Сезонные изменения в природе" будет очень интересной для детей.

Осень - сбор плодов

С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.

Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.

Животный мир осенью

Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.

Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.

Календарь природы

Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.

Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.

В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.

В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.

Познание мира 1 класс

Тема: Экскурсия в парк. «Наблюдение за влиянием сезонных изменений в жизни растений и животных»

Цель : -показать детям циклический характер жизни природы;

Формировать понятия о природных ритмах;

Воспитывать любовь к Родине, родной природе.

Задачи урока:

1. Учить детей наблюдать явления в природе.

2. Научить детей заносить свои наблюдения в специальный дневник, используя условные знаки.

Базовые знания . Изменения в природе. Деревья, кустарники, травы. Птицы перелетные и зимующие, труд людей осенью.

Опорные знания . Живая и неживая природа, предметы, сделанные руками человека.

Оборудование урока: 1. Планшеты для обозначения условными знаками своих наблюдений.

2. Цветные карандаши.

Ход урока

1.Организация экскурсии

Наблюдение изменений в природе, свойственных для прихода осени.

На природе дети всегда чувствуют себя свободно и весело. Начать можно с того, что дети поделятся своими чувствами друг с другом. У детей появляется желание играть, бегать. Учитель настраивает детей на познавательный процесс обсуждением вопросов:

Почему у нас хорошее настроение?

(Хорошая погода, светит солнце, свежий воздух, красивые деревья, зеленая трава).

Дети вспоминают о том, что человека окружает природа, и что сам человек является частью природы и зависит от природы.

Дети, как понимаете слова: "Природа - мать, я поклоняюсь тебе. Ты есть всеродительница - наша матерь? "

(Люди с древних времен поклонялись природе и обожествляли ее,называя себя (детьми природы).

Скажите, а сейчас это так? (Как бы ни улучшался быт человека и ни росло его благосостояние, он остается зависим от природы).

Что такое природа? (Лес, речка, солнце, животный мир,...)

Называем ли мы природой то, что создано руками человека, например, мосты, машины, дома, заводы? (нет).

2. Живая и неживая природа

Какая природа бывает? (Живая и неживая; дети называют объекты живой и неживой природы)

Неживая природа (солнце, воздух, вода).

Живая природа (растения, животные, человек).

3. Вывод: в природе все взаимосвязано

Послушайте внимательно стихи и определите, о какой природе и о каких взаимоотношениях в природе идет речь:

Все, что меня окружает,

Двигается, летает, плавает и растет

Время придет - умирает, (Это признаки

Вновь рождается и размножается. живой природы )

(Живою природой то называется.) - дополняют дети

Из семени цветка

Цветов появилась поляна, (живая природа)

Где васильки расцвели.

Рядом с березкой вырос вдруг гриб,

Рядом - другой,

Вот он какой.

Мы наблюдаем и много узнаем, (человек и природа)

Что же природой мы называем?

Радуясь солнцу, песни поем.

Вовремя ягоды, гриб мы сорвем. (лето)

Всему свое время: цветку и росинке,

Ветру в степи и прозрачной дождинке. (наблюдательность)

Ты посмотри и увидишь вокруг, (взаимосвязь человека

Что эта природа - верный твой друг. с природой)

II . Работа над темой урока. Все познается в сравнении.

1. Рассматривание растений

А теперь внимательно посмотрим на нашу любимую русскую березку. Вспомните, как она выглядела зимой, весной, летом? А что происходит с березкой сейчас? (Дети теперь уже очень внимательно рассматривают листья на березе, траву, цветы, небо).

Дети отмечают разницу: листочки весной были клейкие, ярко-зеленые, а сейчас большие, тусклые, много желтых листьев. Дети видят на березе ветви с желтыми листьями. Это признаки приходящей осени.

11 сентября к нам в город приходит фенологическая осень . Календарная осень наступает 1 сентября.

2. Словарь.

Учитель объясняет значение словосочетаний ФЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСЕНЬ (основа - наблюдение за природой), КАЛЕНДАРНАЯ ОСЕНЬ (календарный месяц сентябрь открывает осень).

Учитель произносит словарные слова, которые дети употребляли уже в своей речи, и проверяет знание их значения. Предлагается, используя эти слова и словосочетания, дать определения некоторым экологическим понятиям и терминам.

ЭКОЛОГИЯ - учение о взаимосвязи между живой и неживой природой, о законах природы.

Вместе со знакомыми словами учитель произносит новые слова:

РИТМ - события или явления, повторяющиеся через какой-то отрезок времени (музыкальный ритм, ритмическая гимнастика).

ПРИРОДНЫЙ РИТМ - это повторение во времени какого-либо явления. Например, прилеты и отлеты птиц, ледоход и ледостав, восход и заход солнца.

СЕЗОННЫЕ РИТМЫ - длительные ритмы; поочередно сменяя друг друга, времена года продолжаются целый год: осень, зима, весна, лето. Прошел год, и снова все повторяется.

Дети запоминают новые слова и пытаются объяснить их значение.

Учитель корректирует мысли детей и появляется определение: Природный ритм - равномерное чередование явлений в природе.

Природные ритмы - новое словосочетание.

Смена времен года - природные ритмы. Их можно назвать сезонными ритмами.

3. Наблюдение

В ходе наблюдения дети уточняют порядок смены времен года: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА.

Теперь смену времен года учителю можно назвать сезонными ритмами.

Со сменой времен года меняется:

а) цвет неба;

б) листва деревьев;

в) место нахождения на небе солнца (сравнивается высота солнца летом и осенью);

г) частота дождей;

д) занятия людей;

е) солнце утром, в полдень, вечером, заход солнца;

ж) долгота дня и ночи (день длиннее ночи).

4. Работа с планшетами

Дети обозначают в своих листочках условными знаками состояние погоды: ясно, пасмурно, дождь, ветер, снег и т.д.

Дважды в году день равен ночи. Эти дни называют днями равноденствия. Эти дни 23 сентября и 21 марта.

Бывают очень короткие дни, а за полярным кругом, наоборот, очень длинные, в течение нескольких суток.

СУТКИ - день и ночь чередуются - СУТОЧНЫЕ РИТМЫ.

Дети работают в группах. Используя условные обозначения, они заполняют листок наблюдения. Затем группы объединяются и дополняют работу друг друга. Итогом работы является полный перечень наблюдений. Дети рассказывают, какие значки появились в листках наблюдений. Учитель следит за использованием детьми в речи новых слов и словосочетаний.

5. Развитие речи

Игра "Осенние слова"

проливной дождь (очень сильный дождь)

золотой дождь (переносное значение)

золотая осень (переносное значение)

листопад (явление)

листодер (ветер)

заморозки (понижение температуры)

6. Особенность осени как времени года

Учитель предлагает обсудить вопрос "Когда зарождается новая жизнь?" Дети должны понять, что именно осенью все живое готовится к жизни, которую продолжит весной. Трава завяла, но в земле осталась почка. Деревья сбрасывают листву, чтобы спастись от холода и не сломаться от ветра и тяжести снега.

7. Вывод

Наступила календарная осень, но природа еще не перестроилась на осенний лад. На березах еще много зеленых листьев. Основным признаком прихода фенологической осени является полностью пожелтевшие листья на березах.

III . Закрепление учебного материала

1. Природа продолжает жить

Задача этого этапа урока - показать красоту природы, которая «цветет по-осеннему, готовясь к продолжению жизни». В любое время года природа живет, и мы должны радоваться ее жизни. Если мы это делаем, значит, мы - тоже природа и тоже живем.

Обильного листопада еще нет, но он не за горами. Листопад - это явление уникальное и полезное для природы.

Учитель читает стихотворение, а дети улавливают главную мысль - в природе все разумно и ритмично.

Природа все учла и рассчитала

Вот дерево растет, листвой сияет,

О том, что осень будет скоро, знает.

Подули ветры, холода настали - (осень)

Листочки с дерева уже опали.

И вот, большими хлопьями, кружась,

Летит снежок, на землю стылую стелясь. (зима)

Березка наша не сломалась

Лишь потому, что без листвы осталась.

Мороз трескучий не погубит почки,

Они уснули крепко, закрывшись на замочки.

И сок березовый почти движенье прекратил, (отдых растений)

Чтоб ствол могучий зиму пережил.

Природа дремлет, но не спит, родная!

Она живет и отдыхает, силы набирая.

Зима - прекрасный отдых для природы.

Нет на земле плохой и злой погоды. - (закон природы)

2. Загадки, пословицы, поговорки

Дети загадывают друг другу загадки о временах года, о труде, о растениях.

Краса пришла - урожай принесла. (осень)

Краски ярки, а деньки не жарки. (осенью)

Пословицы:

Осень пришла - урожай принесла. Лист опадает - дерево отдыхает.

IV . Итог урока

Каждый урок познания мира желательно заканчивать итогом, в котором отмечается важность изучения законов природы. Девиз уроков познания мира:

«Знать, чтобы не нарушать».

Основным итогом этого урока является знакомство некоторыми законами природы :

а) после лета наступает осень,

б) осенью растения увядают, чтобы весной расцветать,

в) у природы нет плохой погоды.

V . Домашнее задание

Нарисовать веточку березы, показав на ней сезонные ритмы: лето, осень, зима, весна (четыре вида, характерные для каждого времени года).

Дополнительный материал к уроку:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса...

Так писал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о времени листопада. Осенняя пора раскраски листьев и листопада - действительно красивое время года.

Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают действительно багряные и золотисто-желтые тона? Осенние листья постепенно желтеют и краснеют потому, что похолодание и уменьшение количества света вызывают разрушение хлорофилла - вещества зеленого цвета. Другие же пигменты в хлоропластах кленок мякоти листьев (красные и желтые) продолжают сохраняться. Эти красящие вещества и становятся заметными после того, как в пластидах разрушился хлорофилл.

С понижением температуры затрудняется снабжение растений водой, ослабляется испарение. Листья к этому времени стареют.

ЛИСТОПАД - это приспособление растений к понижению испарения воды осенью и зимой. Зимой корни растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и постепенно опадают. На смену опавшим листьям вырастают новые.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги

Экскурсия

«Весенние изменения в природе»

Подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Юлия Игоревна

г. Калуга

2014

Экскурсия на тему: «Весенние изменения в природе»

2 класс

Цели:

I . Образовательные:

1. Формирование представлений о весенних изменениях в природе.

2. Формирование представления о признаках наступления весны.

II . Развивающие:

1. Развитие наблюдательности

2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций.

3. Развитие самостоятельности при выполнении индивидуально – групповых заданий.

III . Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе.

2. Воспитание культуры поведения в природе.

Оборудование:

Для учителя : савок для выкапывания первоцветов, термометр, иллюстрации (птиц (грач, жаворонок), растений (гусиный лук, тополь, осина), насекомых (бабочка крапивница, бабочка траурница, оса лесная)), коробки для собранного материала.

Для учащихся : блокнот с твердой обложкой, простой карандаш, цветные карандаши.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

I . ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Выставление книжки – раскладушки:

Гусиный лук – травянистое луковичное растение. Высота растений - от 3 до 35 см. У растений может быть одна или несколько луковиц. У некоторых видов имеются корни двух типов: идущие от середины донца вертикально вниз, и идущие от края донца сначала вниз, а затем горизонтально и вверх. Цветки небольшие, жёлтые, звёздчатые. Опыление происходит с помощью насекомых, которых привлекает нектар. Растет на влажных почвах: по лесам, кустарниковым зарослям. Распространен в Европе и Азии.

Мать-и-мачеха – многолетнее растение, растёт на глинистой почве, на полях и оврагах. Изнанка листьев мать-и-мачехи испаряет воду слабее их лицевой стороны, а потому нижняя поверхность их теплее верхней - отсюда русское название растения. Подземное ветвистое ползучее корневище ранней весной выпускает надземные стебли, покрытые буроватыми, чешуйчатыми листьями. На этом стебле развивается жёлтый цветок Распространена в европейской части, на Кавказе, в Сибири до Байкала, в городах Средней Азии.

Оса лесная – насекомое, величиной 15-20 мм, живет семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек. Окраска желто-зеленая.

Траурница – Бабочка довольно крупная: размах крыльев до 7,5 см. Окраска крыльев самца тёмно-коричнвая, вишнёво-коричневая, самки - светло-коричневая. Крылья с широкой светло-желтой каймой и рядом синих пятен перед ней. На переднем крае крыльев по 2 крупных желтовато-белых пятна. Нижняя сторона крыльев темная. Более светлая кайма крыльев у зимующих особей связана с выцветанием за время зимовки. Бабочек этого вида можно увидеть около луж на дорогах, а также на деревьях с вытекающим соком. Траурницы большие любители соков и нередко скапливаются для совместной трапезы. Ее первый вылет можно наблюдать ранней весной. Новое поколение появляется в конце июля и летает до поздней осени, когда уходит на зимовку. Самка откладывает до 100 яиц плотными кладками в виде кругов на ветви растений. Гусеницы развиваются с июня по июль. свободная и прикрепляется головой вниз. Стадия куколки - около11 дней. За год бывает одно поколение. Зимует в дуплах и других укромных местах.

Грач – Грач очень похож на черную ворону и отличить его можно по голой окружности вокруг клюва, простирающегося до самых глаз. Также можно его заметить по очень вытянутому клюву и по мелким перьям на голове и шее, имеющим круглые края, чего нет у черной вороны. Оперение грача красивое, черно-синее с фиолетовым блеском, длина 43 сантиметра. живет в аллеях, парках и больших садах вблизи полей, лугов, выгонов, а также в небольших рощах, в степях и по берегам рек. Гнезда свои грачи устраивают на высоких деревьях, часто вблизи жилья, он гнездо грача так рыхло, что, упав на землю, оно разваливается, чего не случается с гнездами других птиц того же рода. В апреле появляются в гнездах яйца. Гнездуются эти птицы большими колониями.

Жаворонок полевой - оперение жаворонка очень скромное, сверху бурое, снизу белое, светлое, даже беловатое, обыкновенно с темными пятнышками и полосками.Жаворонок встречается у нас везде, за исключением крайнего севера. Водится он повсеместно и на хлебных полях, и на пустырях, поросших лишь вереском на почве сухой, бесплодной, также и на почве жирной, на пастбищах, выгонах, на альпийских логах и даже на островах и по берегам морей.

Гнездится жаворонок всегда на земле и вообще прекрасно и быстро бегает, при чем на бегу, он подымает перья на темени. Улетает жаворонок от нас на юг в сентябре и перед отлетом собирается в громадные стаи. Возвращается к нам ранней весной, смотря по климату, в феврале или марте месяце. Так как жаворонок питается насекомыми его надо ценить, не только как веселого, приятного певца наших полей, но и как полезную птичку, уничтожающую различных вредных насекомых с наших посевов.

2. Подготовка детей к рассказу стихотворения о весне и народных примет.

II . ВЫЯВЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажет Оксана.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Тютчев. Ф

О каком времени года говориться в этом стихотворении?

О весне

Сегодня у нас урок-экскурсия и мы с вами отправимся в парк, чтобы пронаблюдать какие изменения произошли в живой и неживой природе с приходом весны.

Какие времена года вы знаете?

Какое время года сейчас?

Какое время года предшествует весне?

Когда длиннее день весной или зимой?

Когда теплее весной или зимой?

Какие признаки наступления весны вы уже могли наблюдать?

Молодцы, а сейчас откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему (на доске: Экскурсия. Весенние изменения в природе).

Карточка №1

1. Найдите ель. Рассмотрите ее. Выдели признаки, по которым вы узнали, что это ель (ствол, ветви, хвоя). Выделите, что изменилось во вешнем виде по сравнению с зимой.

2. Зарисуйте ветку ели. Постарайтесь отобразить произошедшие изменения.

К
арточка №2

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Найдите вербу. Рассмотрите ее. Выделите произошедшие по сравнению с зимой изменения.

2. Зарисуйте ветку вербы. Постарайтесь в рисунке отобразить произошедшие изменения.

Карточка №3

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Каких насекомых можно увидеть весной. Где их можно увидеть? Чем они заняты?

2. С помощью сачка поймайте бабочку крапивницу.

Карточка №4

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Рассмотрите внешний вид грача. Какого он размера? Какого цвета оперение головы, туловища, крыльев, хвоста? Опишите поведение. Чем занят грач?

2. Зарисуйте грача.

Ребята, мы с вами пришли в гости к природе. Давайте вспомним как с ебя нужно вести, чтобы не навредить природе. (Дети перечисляют правила поведения в природе).

Люди издавна замечали изменения, происходящие в природе в разные времена года, сопоставляли их. Эти наблюдения нашли отражения в приметах, поговорках. Кто – нибудь знает примеры таких примет?

Грач на горе – весна на дворе.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Длинные сосульки к долгой весне.

Как вы понимаете эти пословицы?

Молодцы. Сегодня и мы с вами понаблюдаем за произошедшими изменениями и выясним, как они между собой связаны.

Обратите внимание на небо. Какого оно цвета? А какого цвета оно было зимой?

Ребята, встаньте так, чтобы солнце освещало вашу правую руку. Что вы чувствуете?

Солнце весной становится выше над горизонтом, день становится длиннее, поэтому на землю попадает больше тепла и температура воздуха весной больше, чем зимой. Давайте измерим температуру и сравним ее с температурой зимой (измеряют и помечают у себя в блокноте).

Чем была покрыта земля зимой? Есть ли снег сейчас? Во что он превратился?

Как вы думаете, куда могло исчезнуть столько воды?

Большое количество талой воды стекает в водоемы, поэтому весной можно увидеть такое явление, как половодье – подъем воды в водоемах.

Но не вся вода стекает в водоемы, часть ее впитывается почвой, откуда ее могут всасывать корнями растения.

Что происходило с растениями зимой?

Посмотрите, что изменилось во внешнем виде у деревьев?

На первый взгляд кажется, что в жизни деревьев не произошло никаких изменений с приходом весны. Давайте подойдем поближе к березе и посмотрим, может, мы заметим какие-нибудь, изменения.

На ветках березы почки стали больше - набухли и приоткрыли свои защитные чешуйки, из–под которых можно увидеть зеленые листочки.

Молодцы. Что же позволило произойти этим изменениям?

Внешне деревья и кустарники изменились, хотя они уже давно «почувствовали» приход весны. Почва оттаяла, что позволило деревьям и кустарникам всасывать из нее воду и питательные вещества, которые поднимаются вверх по стволу к почкам, растворяя запасы сахаров. Это явление получило название сокодвижения. Если в стволе дерева в это время сделать отверстие, то из него пойдет сок. Многие птицы питаются соком деревьев, например дятел, но отверстия, которые они проделывают, добывая сладкий сок, очень маленькие и не причиняют вреда дереву. А вот зарубки, которые делают люди, собирая сок, могут привести к гибели дерева. Если вы увидите, гуляя по лесу, такую зарубку, то помогите дереву, для этого замажьте рану пластилином или глиной.

Посмотрите на вербу, какие изменения по сравнению с зимой вы наблюдаете?

Появились пушистые почечки.

Ребята это цветки вербы. Многие деревья и кустарники зацветают весной: ива, ольха, орешник, тополь, клен (показываю иллюстрации цветущих деревьев).

Мы с вами посмотрели на произошедшие изменения в жизни деревьев и кустарников, у них набухли почки, у некоторых показались зеленые листочки, многие из них цветут. Чтобы пронаблюдать, какие изменения будут происходить с ними дальше, мы возьмем в класс несколько веточек ивы, березы и поставим их в воду. Так же вы должны будете продолжать наблюдения за растениями в природе по плану:

1. Начало сокодвижения (у клена и березы).

2. Набухание почек (появление у почек более светлых внутренних частей).

3. Распускание почек (становятся видны зеленые кончики молодых листочков).

4. Начало развертывания листьев

5. Зацветание раннецветущих деревьев и кустарников (ива, лещина и т. д.).

А какие изменения произошли в жизни травянистых растений (Учитель показывает на раннецветущее растение)? Кто-нибудь знает, как называется это растение?

Мать-и-мачеха

Что интересного вы можете про нее рассказать? Какие еще цветущие рано весной растения вы знаете? (показываю хохлатку и гусиный лук) Сейчас мы аккуратно выкопаем несколько раннецветущих растений, чтобы изучить их более подробно в классе, а одно растение мы посадим в горшок и пронаблюдаем, как оно будет развиваться, и какие изменения с ним еще произойдут.

Посмотрите на цветки мать-и-мачехи, кого вы можете на них увидеть?

Насекомых.

Каких насекомых мы можем наблюдать рано весной? Что вы можете рассказать о них?

Молодцы. Прислушайтесь, какие звуки вы услышали?

Пение птиц?

Слышали ли вы его зимой? Каких птиц нельзя было увидеть зимой, а сейчас можно? Есть ли такие птицы, которые с приходом весны исчезли? Какие? С чем связаны такие изменения в поведении птиц?

А вы заметили, чем сейчас заняты птицы?

Строят гнезда.

Из каких материалов они строят гнезда?

И так ребята, какие же изменения в природе мы с вами уже смогли выделить?

III . ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА.

А сейчас каждая группа должна будет выполнить задания, которые даны на карточках. При их выполнении не забываем о правилах поведения в природе. На это вам 10 минут.

IV . ОБОБЩЕНИЕ.

- Какие признаки наступления весны мы с вами наблюдали?

Каких животных и растения мы с вами наблюдали?

А теперь возвращаемся в класс.

V. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА.

Откройте тетради, в которых вы записывали число и тему. Сейчас мы зафиксируем результаты наших наблюдений.

Какая была погода во время проведения экскурсии? Какая была температура? Было солнечно или пасмурно, ветрено или нет? Запишите у себя в дневниках наблюдений, а дежурные запишут еще и в календарь природы и труда.

Какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны?

Какие изменения произошли в жизни насекомых и птиц весной?

Вы выполняли задания по карточкам, сейчас каждая группа расскажет остальным, что они наблюдали.

Какие изменения произошли в жизни хвойных растений (на примере ели)? Записываем

Что наблюдала 2 группа? Какие изменения заметили? Записываем

Что наблюдала 3 группа?...

Мы с вами выкапывали раннецветущие растения, а 4 группа поймала бабочку крапивницу, сейчас мы должны с вами подготовить все для гербария.

Итак, все сегодня молодцы. Полученные сегодня наблюдения пригодятся нам на следующих уроках.

Список литературы:

    Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных школ.: Просвещение, 2009 – с.222

    Киселева К.В. А тлас-определитель «Флора и фауна средней полосы России».:Фитон, 2010 – с.544

Разделы: Работа с дошкольниками

Сезонная экскурсия «Ранняя осень»

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира: чем больше мы всматриваемся в природу, тем больше цветов и их оттенков видим.

Сейчас ранняя осень. Многое в природе в эту пору напоминает лето. Но многое изменилось.

1. Понаблюдать за погодой, сравнить.
2. Посмотреть, изменилась ли на деревьях и кустарниках окраска деревьев.
3. Игра: используя паспарту рассмотреть листья. Поискать оттенки цвета.
4. Понаблюдать за насекомыми и птицами, зверьками, установить изменения в их жизни.
5. Игра «Фотоаппарат».
6. Как необыкновенно красива природа осенью! Сколько разных цветов можно увидеть вокруг себя? (Цвет живой природы - зеленый, отметить оттенки). Подвести к заключению, что хотя доминантой является зеленый цвет, но мир в любую пору и в любом месте - разноцветный.

Сезонная экскурсия: «Поздняя осень»

Цель: наблюдение в той же среде, но при других условиях. Как изменился цвет?

Поздней осенью солнце поднимается в небе не так высоко, как летом, дни становятся короче, а ночи длиннее, прохладнее; низкие серые облака, затяжные моросящие дожди, густые туманы, заморозки, охлаждение воды и почвы: у деревьев и кустарников изменяется окраска листьев, происходит листопад, трави увядают, у многих растений созревают и распространяются плоды и семена; насекомые исчезают, перелетные птицы улетают в теплые края, другие животные готовятся к зиме.

  1. Как изменились условия существования живых организмов?
  2. Как изменилась жизнь природы по сравнению с ранней осенью?
  3. Как изменился цвет?
  4. Какие цвета вы видите?
  5. Почему нет ярких цветов?
  6. Почему не цветут яркие цветы?
  7. Чем среда обитания отличается от предыдущей сезонной экскурсии? Взять на экскурсию плюшевые игрушки и с их «помощью» собрать семена зимних растений. Как они попали на плюшевых зверей? Зачем?
  8. Игра: «Что я вижу наверху, внизу, сбоку?» - «По кругу» чем среда обитания отличается от предыдущей сезонной экскурси

Сезонная экскурсия: «Разноцветная зима»

Цель: показать детям чудо белого цвета, увидеть деревья зимой, мхи и лишайники - в этой среде обитания, куда обычно ходят на сезонные экскурсии. Собрать сломанные ветки, лишайники и мхи для модели зимнего леса.
- Зимой лес или парк могут показаться безжизненными. Не видно насекомых, улетели в теплые края многие птицы. Но лес и парк живут особой, зимней жизнью. Чтобы узнать о ней, мы отправляемся на экскурсию. (Взять с собою корм для птиц).

1. Посмотреть, что изменилось по сравнению с осенью: погода, цвет неба, внешний вид леса или парка.
2. Рассмотреть деревья, кустарники, хвойные деревья, обратить внимание на разнообразие коры деревьев.
3. Лопаткой раскопать снег и рассмотреть, как зимуют под ним растения (мхи и лишайники).
4. Понаблюдать за животными.
5. Полюбоваться зимним лесом, снегом.
6. Собрать сломанные ветки и образовавшиеся мхи и лишайники для модели зимнего леса.

Есть определенная культура общения с зимним лесом. Главное правило не навреди красоте.
Белые шапки на ветвях, ровная снежная гладь, причудливый узор следов разных животных. Конечно, природе не будет вреда, если человек попусту раскидает снег, осыплет его с ветвей, затопчет следы зверей. Красота леса восстановится после первого снегопада. И все-таки, общаясь с зимним лесом, старайтесь не разрушать его красоты даже на день, даже на час. Пусть люди, которые придут в лес после тебя, увидят не следы твоего пребывания здесь, а белый сказочный дворец, в котором так приятно находиться.
И еще: не оставляйте в лесу никакого мусора! Зимой мусор не заметен - снег спрячет его, зато весной, когда снег растает, станет видно, как много мусора принесли сюда люди. Большой труд надо будет затратить, чтобы убрать его. Да и удастся ли убрать все?

ПЕРВЫЙ СНЕГ.

Серебро, огни и блестки, -
Целый мир из серебра!
В жемчугах горят березки,
Черно-голые вчера.
Это - область чей-то грезы,
Это - призраки и сны!
Все предметы старой прозы
Волшебством озарены...
Воплощение мечтаний,
Жизни с грезою игра.
Этот мир очарований
Этот мир из серебра.

ЗИМНИЕ КРАСКИ

Заготовила зима
Краски все для всех сама
Полю - лучшие белила,
Зорям - алые чернила,
Всем деревьям - чистые блестки серебристые,
А на улице ребят разукрасила подряд
Как художник красит разным:
Кто играет, красит красным,
Кто боится шевелиться -
Краска красная годится.
Ни за что не выпросишь
По-другому выкрасить.

Фетисов В.

Сезонная экскурсия: «Разноцветная весна»

Цель: понаблюдать за сезонными изменениями, показать нежность красок весны, красоту и хрупкость первоцветов. Применить приемы экологической экскурсии.

ХОД: Весна. Солнце выше поднимается в небе, чем зимой. Дни становятся длиннее, а ночи - короче. Потепление, таяние снега и льда, ледоход, половодье, идет уже не снег, а дождь, иногда с грозой, оттаяла почва; цветут сначала раннецветущие, а затем и другие растения, зеленеет трава, на деревьях и кустарниках появляется молодая листва. Появляются насекомые, лягушки,жабы, ящерицы, перелетные птицы возвращаются из теплых стран, почти все птицы вьют гнезда и выводят птенцов, у большинства зверей рождаются детеныши.

1. Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой зимой.
2. Посмотреть, в каких местах снег уже растаял, а в каких местах еще сохранился. Отличается ли внешний вид (цвет) снега весной от его вида зимой
3. Понаблюдать, изменился ли внешний вид деревьев и кустарников, появились ли почки.
4. Понаблюдать, появились ли насекомые, в каких местах они держатся, появились ли лягушки и другие животные, которых не было.
5. Обратить внимание на изменение в жизни птиц и зверей.
6. Послушать голоса птиц.
7. Полюбоваться красотой деревьев, отметить красоту и хрупкость первоцветов.
8. Отметить нежность красок весны.
9. Д/игра «Экологическая тропа». Цель: закрепить правила друзей природы.

Сезонная экскурсия: «Солнце и волшебная радуга ». Лето.

Цель: дать детям возможность понять природу цвета и причин разноцветности мира.

ХОД: Ребята! Послушайте загадку. (О солнце). Солнце - это источник света и тепла для всего живого. Что же нам несут лучи солнца? Лучи солнца несут нам жизнь. Почему? (Ответы детей). А можно сказать, что солнце - это художник? Почему? (Ответы детей) . Посмотрите на окружающий нас мир, природу. Он окрашен различными цветами. Какая красота! Неповторимая красота. Как приятно жить в таком мире, какие цвета можно встретить в природе? (Ответы детей) . Смешиваясь, цвета образуют различные оттенки. А какие бывают оттенки и из каких цветов их можно получить? (Ответы детей). Так кто же раскрашивает наш мир? (Ответы детей). Солнце и лучи — мастера раскрашивания. А где же собраны все краски мира? (Ответы детей).

Стою и радуюсь:
Радуга, радуга!
Полоса - к полоске,
Линия - к линии:
Желтая, зеленая, красная, синяя. . .
Мне сказали, будто это -
Все из солнечного света.
Если вместе их смешать,
Будет просто свет опять.

Радуга - это палитра для красок, где солнце своими лучами смешиваем краски и окрашивает природу.
А какого цвета больше? (Ответы детей). А что больше окрашено в зеленый цвет? (Ответы детей). Зеленые деревья, трава, кустарники, цветы и т. д. А для чего нам растения? (Ответы). Растения дают кислород, которым дышат все живые существа на нашей планете, в том числе и человек. Может ли это означать, что зеленый цвет - это цвет жизни? (ответы). А можно сказать, что наша планета Земля, где живем мы с вами, - зеленый дом, где источником жизни для вас являются деревья (ответы).

Д/игра «Ловим солнечный зайчик»

Ребята, давайте изобразим палитру солнца - радугу и наш зеленый дом - нашу планету и источник всего живого - дерево.

Материал: разноцветные мелки, образец.

Нина Дырнаева
Конспект игры-экскурсии «Сезонные изменения в природе. Ищем осень»

Конспект экскурсии- игры по теме

«Сезонные изменения в природе . Ищем осень ».

Цели : Познакомить детей с явлениями живой и неживой природы , присущими осени , научить обнаруживать зависимости между явлениями природы .

Развивать наблюдательность, умение анализировать.

Воспитывать любовь к природе , понимание её красоты, заботливого отношения к ней.

Развитие речи детей.

Словарь : Клен рябина крылатки вездеход

Оборудование : веревочка, таблички, картинка.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Вводная беседа.

Ребята, какое сейчас время года?

-Осень .

А где она? Вы видели ее?

Нет, еще тепло…

Но осень то пришла . Какой сейчас месяц?

Сентябрь.

Это осенний месяц ?

Но осень то пришла . Где она? Может быть она спряталась? Пойдемте искать, где спряталась осень .

Искать будем по картинке «Осень » . Вы знаете признаки осени ? Давайте вместе составим ее портрет.

Учитель показывает картинки березы. Она еще с зеленой кроной, в которой видны несколько желтых листьев.

Назовите признаки осени на березе .

Желтые листья.

Верно! Вот и пойдем искать по этому признаку осень .

Учитель предлагает детям «поехать» на вездеходе под названием «Желтый лист» .

А где мы возьмем вездеход?

Да вот же он!

Учитель достает мягкую веревку, по размеру соответствующую количеству детей в классе, стоящих друг за другом. Дети берут веревочку в руки справа и слева.

Вездеход готов к движению!

Движение детей организуется по маршруту, выбранному учителем. Это лес.

3. Первая остановка – у березы.

Полюбуйтесь березой, посмотрите на нее внимательно и постарайтесь найти на ней признаки осени . Кто помнит, какой главный признак осени ?

Желтые листья.

Молодцы! Разгадали загадку осени . Нашли, где она прячется. Еще раз подумайте и скажите, какого цвета осень ?

-Осень желтая…

А теперь поищем другой признак осени . Будем искать на земле. Посмотрите, что это?

Это опавшие листья.

Какие листья лежат под березой?

Правильно.

Учитель предлагает сравнить две березы по количеству желтых листьев на кроне. Далее предлагается собрать опавшие листья для изготовления аппликации.

4. Вторая остановка – у рябины и у клена.

Какого цвета листья у рябины?

Красные.

Обратите внимание, какие у рябины плоды.

Какого цвета листья у клена?

А какие плоды?

Правильно, у клена плоды – крылатки. Сравните листья клена и рябины. Они одинаковые?

Нет, они разные.

Листья клена и рябины отличаются по цвету и форме. Соберите листья для аппликации.

Мы с вами попали в сказочную страну по имени Лес. Эти деревья знакомы вам с детства. Вместе с ними мы попадаем в сказку. В лесу вериться, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие сказочные герои. Но некоторые нехорошие люди спиливают деревья, ломают их. Можно это делать?

А кто знает, как нужно вести себя в лесу?

Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.

Лес – наше богатство. Его нужно беречь, охранять от плохих людей, от огня. В лес мы приходим отдыхать, собирать грибы, ягоды. И пусть он всегда остается таким же зеленым, красивым, чистым как сейчас.

Подводится итог экскурсии.

Что интересного вы увидели сегодня в лесу?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Экскурсия заканчивается, дети идут в приют вместе с воспитателем.