Кто такие пуритане? Пуританка – это кто? Краткая история становления пуританства.

ПУРИТАНЕ
(лат. purus - "чистый") ,
приверженцы "очищенной" религии, прежде всего английские протестанты 16 и 17 вв. и их последователи в Новой Англии, стремившиеся очистить богослужение от следов католической обрядности. Основные принципы пуританизма были заложены швейцарскими реформаторами Цвингли и Кальвином, которые удалили из церквей украшения и органы, заменили церковные облачения клириков на обычную одежду, упразднили хоровое пение и упростили церковное богослужение. Швейцарские реформаторы повлияли на многих английских протестантов, ездивших в континентальную Европу в поздний период правления Генриха VIII (1509-1547). Проблема впервые встала в Англии в связи с протестом Джона Хупера, не желавшего облачаться в предписанные церковные одежды, когда его посвящал в сан священника епископ Глостерский во время правления короля Эдуарда VI (1547-1553). Рвение пуритан, желавших проводить реформы с согласия короны или без него, а также привлекательность движения для торговцев, представителей английского среднего класса, поддерживавших деловые связи с республиканской Голландией, привели к союзу пуритан, преследовавших религиозные цели, с противниками политического абсолютизма. В результате возникла оппозиция королеве Елизавете (1558-1603) и ее преемникам, Стюартам. Конфликт усугубился проблемой церковного управления: Томас Картрайт (ок. 1535 - 1603) предложил ввести швейцарскую (пресвитерианскую) форму церковного устройства, при которой церковь управляется системой пресвитерий (советов священников и мирян-старейшин), с целью избавить церковь от контроля враждебных пуританам епископов, назначаемых короной. Попытки пуритан учредить тайные пресвитерии в официальной церкви были подавлены в 1580-х годах. После восшествия на престол Якова I (1603) пуритане подали петицию королю, в результате чего была созвана Хамптонкортская конференция с участием короля, однако и эта попытка оказалась безрезультатной. Духовенство государственной епископальной церкви было обязано соблюдать предписанный порядок богослужения, а его нарушители могли лишиться своих постов. Хотя большинство пуритан продолжали верить в возможность существования охватывающей всех церкви по пресвитерианскому образцу, неудачные попытки обеспечить согласие англиканских церковных властей на введение желаемых форм богослужения и церковного управления привели к тому, что незначительное число пуритан все же поддерживало церковный сепаратизм - стремление безотлагательно учредить независимые общины (конгрегации); правда они надеялись, что конгрегациональный тип церковного управления вскоре завоюет всеобщую поддержку и впоследствии будет насаждаться магистратами. Так среди пуритан выделилось два направления: более радикальное - индепенденты (другие названия - сепаратисты, броунисты, конгрегационалисты) и более умеренное - пресвитериане. Репрессивные меры, принятые после Хамптонкортской конференции, не только привели многих пуритан в лагерь сепаратистов, но и вынудили их эмигрировать. Часть из них отправилась в Голландию, другая, на корабле "Мейфлауэр" (1620), в Плимут (Новая Англия). В 1630-х годах многие пуритане эмигрировали в Бостон в Колонии Массачусетского залива. Хотя большинство этих пуритан были пресвитерианами, они обнаружили, что система индепендентов хорошо подходит к жизни на фронтире. По образцу пуритан из Плимута они начали учреждать церковные общины индепендентов, поддерживаемые общественными фондами. Восстание в Шотландии, побудившее Карла I (1625-1649) созвать т.н. Долгий парламент, предоставило английским пуританам возможность для укрепления своих позиций. Их требование искоренить епископат привело к Первой гражданской войне (1642-1646). Во время конфликта пресвитериане были доминирующим религиозным элементом в рядах сторонников парламента. Их усилия по достижению согласия в области вероучения привели к появлению Вестминстерского исповедания, которое стало символом веры английских и американских пресвитериан. Однако рост антишотландских настроений, распространение духа индепендентства в рядах т.н. Армии новой модели (парламентской армии Кромвеля) и возвышение генерала-индепендента Оливера Кромвеля позволили индепендентам потеснить своих соперников в ходе Второй гражданской войны (1648). Оба течения отвергали всякого рода развлечения. Театры были закрыты, травля собаками привязанных быков или медведей запрещена, строго соблюдался воскресный покой. Непопулярность пуританского режима вызвала реакцию, которая вскоре после смерти Кромвеля привела к реставрации Стюартов и восшествию на престол Карла II (1660-1685). Хотя пресвитериане и объединились с англиканами, приглашая короля-изгнанника вернуться в Англию, после Реставрации для пресвитериан не оставалось места в государственной Церкви Англии. С того времени они вместе с индепендентами стали называться "нонконформистами". В 17-18 вв. пуритане были главной религиозной силой в Новой Англии. За исключением Род-Айленда, все колонии в этом регионе учредили индепендентские церкви. Несколько сдавший свои позиции в конце 18 в. после появления движения унитариев пуританизм продолжал определять религиозную жизнь Новой Англии и выходцев из нее вплоть до 19 в. И в Англии, и в Северной Америке внимание, уделяемое пуританами образованию, нравственности и многим (если не всем) демократическим принципам, оказали сильное воздействие на мирскую жизнь.
ЛИТЕРАТУРА
Бурстин Д. Американцы: колониальный опыт. М., 1993 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

Смотреть что такое "ПУРИТАНЕ" в других словарях:

    - (ново лат., от лат. purus чистый). Протестантская секта, стремящаяся восстановить евангельскую чистоту церкви. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПУРИТАНЕ [англ. Puritans Словарь иностранных слов русского языка

    - (английское Puritans, от позднелатинского puritas чистота), последователи кальвинизма в Англии в 16 17 вв., выступавшие за углубление Реформации, против абсолютизма. Пуританизм был идеологическим знаменем английской революции 17 в … Современная энциклопедия

    - (англ. Puritans от позднелат. puritas чистота), последователи кальвинизма в Англии в 16 17 вв., выступавшие за углубление Реформации, проведенной сверху в форме англиканства (см. Англиканская церковь), против абсолютизма. Пуританизм стал… … Большой Энциклопедический словарь

    Последователи кальвинизма в Англии в 16 17 вв., выступавшие за углубление Реформации, проведённой сверху в форме англиканства, против абсолютизма. Пуританизм стал идеологическим знаменем Английской революции 17 в. Неоднородность социально… … Исторический словарь

    Пуритане - (Puritans), члены наиб, радикального течения в англ, протестантизме. Требовали дальнейшего очищения англиканской церкви от католиков. Их идео логия базировалась в осн. на учении Жана Кальвина. Поначалу они ограничивались критикой папистской (т.е … Всемирная история

    Пуритане - (английское Puritans, от позднелатинского puritas чистота), последователи кальвинизма в Англии в 16 17 вв., выступавшие за углубление Реформации, против абсолютизма. Пуританизм был идеологическим знаменем английской революции 17 в. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пуритане (значения). Протестантизм Реформация Доктрины протестантизма … Википедия

    В середине XVI в. кальвинизм, охвативший почти всю Европу, перешел и в Англию. Здесь, рядом с реформацией, возникшей по инициативе правительства, появилась народная реформация: пуританизм вступил в борьбу с официально преобразованной церковью. П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - (англ. Puritans, от позднелат. puritas чистота), последователи кальвинизма в Англии в XVI XVII вв., выступавшие за углубление Реформации, проведённой сверху в форме англиканства (см. Англиканская церковь), против абсолютизма. Пуританизм стал… … Энциклопедический словарь

    - (англ. Puritans, от позднелат. puritas чистота) наименование во 2 й половине 16 1 й половине 17 вв. англ. протестантов последователей Кальвинизма, недовольных половинчатой реформацией, проведённой в Англии в форме англиканства (см.… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Пуритане , Вальтер Скотт , В центре внимания автора романа "Пуритане" шотландское восстание, возглавляемое крайними сектантами и ковенантерами. Роман отличается красочностью изображения обстановки, среды и… Категория: Художественная литература и сопутствующая тематика Серия: Издатель:

Пуритане (пуританизм) возникли как третья ветвь после распада Англиканской церкви в шестнадцатом веке. Они ратовали за полное освобождение веры от любых элементов католической церкви. Это желание касалось всех направлений, включая и роль церкви в управлении государством. Пуритане – википедия содержит максимально подробную информацию становления течения – жителями Англии назывались «сепаратистами». Вероисповедание привлекало многих творческих личностей. «Пуритане» – опера известного композитора Винченцо Беллини, написанная им в 1834 году. Первые зрители смогли оценить любовную историю, длиной в три акта, в январе 1835 года. Это последняя опера Беллини, поскольку умер композитор в год ее премьеры. Не исключением (в плане интереса) пуританство стало и для писателей, в частности, Вальтер Скотт – «Пуритане» стал его первым крупным историческим романом. Действия развиваются на территории Шотландии. Авторской подписи под изданным сочинением Скотт не поставил, но уникальный стиль повествования не позволил никому усомниться в его авторстве. Вообще типичный пуританин (сканворд часто задает такие вопросы) определяется как человек, придерживающийся аскетичного образа жизни. Установить связь с Богом!

Краткая история становления пуританства

В годы властвования королевы Марии I, вошедшей в историю под именем Кровавая, протестанты массово покидали земли Англии и переезжали на территории континентальной Европы. Именно в этот период в протестантизме появляются кальвинистические нотки.

После возвращение на родину (при Елизавете I) последователи пуританства настаивают на углублении Реформации. Придерживающиеся идей кальвинизма, они требовали замены епископата пресвитерами (выборная должность), мессу должны были заменить проповеди, многие существующие обряды должны были быть упразднены полностью либо значительно упрощены. И что очень важно, храмы должны были лишиться своей роскоши.

Движение пуритан, хотя и выступало как оппозиция королевской власти, но не было единым. Английские пуритане, отделившиеся от церкви и возглавляемые выбранными пресвитерами, получили название пресвитериане.

Но многие английские пуритане не считали пресвитерианство достаточно аскетичным и пошли в своем радикализме еще дальше. Последователи крайнего пуританства – конгрегационалисты (индепенденты) – полностью отвергли догмы пресвитерианства и провозгласили свои конгрегации (отдельные общины) полностью самостоятельными единицами, способными выбирать как способ внутреннего управления, так и вероисповедание. За пределами общины для ее последователей не существовали ни авторитетов, ни какой-либо власти.

В период правления Елизаветы Тюдор пуритане оставались всего лишь религиозным течением, но после того, как на трон взошли Стюарты, все изменилось: религиозная оппозиция соединилась с политической. Все внутренние идеи были перенесены в политику.

Последовавшие за этим гонения вынудили пуритан перебраться на колонизированные земли Северной Америки. Постепенно англиканский кальвинизм (пуританизм) распался на сектантские направления, затем затих и полностью утратил свое политическое влияние. Но при этом именно пуританизм заложил основы американской морали, этики и культуры поведения.

Пуритане: основные черты религии пуританизм

Вероисповедание имеет несколько отличительных черт, разительно выделяющих адептов веры на фоне иных религиозных течений:
особый подход к нравственному воспитанию. Самый волнующий вопрос – что есть хорошо и что есть плохо. Жизнь – борьба между дьяволом (зло) и богом (добро). Черное – всегда только черное, а белое – белое. Никакие контрастности и нейтралитет совершенно неприемлемы;
преемственность реформирования. Жизнь пуритан – поиск возможностей ее обновления и определенного улучшения;
принятие Библии как единственного непререкаемого авторитета;
вера в Божье спасение как дарованную милость. Поступки, совершаемые человеком в течение жизни, никакого влияния не оказывают;
простота и строгость. Касается это как внутреннего церковного убранства, так и богослужений. Органное сопровождение проповеди запрещено.

Пуритане: быт

В бытовом плане жизнь пуритан также следовала определенным ценностям:
семья строилась на четком иерархическом подчинении;
религиозность. Чтение Библии всей семьей было обязательным ежедневным действием. Касалось это и молитв;
особое внимание уделялось обучению детей, в том числе и девочек;
в общине были обязательными собрания. Проводились мероприятия среди недели. При этом вся семья каждое воскресенье должна была посещать церковное богослужение. Какие-либо праздничные действа в этот день были запрещены;
последователи религии верили в то, что тяжелый труд – это добродетель.

Типичный пуританин обладал определенными чертами:
строгость одежды и поведения;
высокая религиозность;
подчеркнуто негативное отношение к любой роскоши, касается и бытового плана, и церкви;
педантизм во всем;
совершенная честность;
умение трудиться с полной отдачей;
непременное достижение поставленной задачи

Пуританин – значение слова

Кто такой пуританин – значение слова двойственно. В первом (историческом) варианте оно толкуется как человек, последователь пуританизма – религиозного течения, возникшего в Англии в шестнадцатом веке, цель которого заключалась в очищении англиканской церкви от католических черт.

Второе значение (переносное) – человек, придерживающийся очень строгих жизненных правил.

Пуританский образ жизни или натуризм для пуритан

Постепенно пуританское благочестие приобрело показные черты. Цензура безжалостно вырезала из произведений классиков и даже медицинских журналов любые сведения, которые могли бы задевать моральные чувства адептов. Подливали масла в огонь и медики, выражавшие явно негативное отношение к сексуальным потребностям человека. В частности, бытовало мнение, что сексуальное возбуждение и самоудовлетворение грозило человек смертельными болезнями.

Именно пуританская культура стала «крайней точкой» христианского взгляда на тело человека и сексуальные отношения. Именно поэтому натуризм для пуритан совершенно неприемлем, как и любая демонстрация обнаженного человеческого тела.

· Катары · Лолларды

Церкви Реформации
Постреформационные движения
«Великое пробуждение »
Протестантский фундаментализм

Пуританизм стал идеологическим знаменем Английской революции -1649 годов . Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к выделению среди них трёх сил: умеренного (пресвитериане), радикального (индепенденты) течений, а также низов Англии (левеллеры).

Пуританство, пуританизм - образ жизни , для которого характерны крайняя строгость нравов и аскетическое ограничение потребностей , расчётливость и бережливость, трудолюбие и целеустремлённость.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пуритане"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Пуритане

Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.

Во всем ли были чисты пуритане?

Источник: Переселенцы-пуритане. Кем они были? / Пробудитесь, №2, 2006, С. 10-13.

В СЕВЕРНОЙ Америке, у города Плимут в штате Массачусетс, на берегу океана лежит огромный гранитный камень. На нем выгравировано число 1620. Принято считать, что этот камень, названный Плимут-Рок, находится недалеко от того места, где около 400 лет назад на берег ступили переселенцы из Европы. Часто их называют «отцами-пилигримами» или «отцами-основателями».

Многие жители Северной Америки не раз слышали истории об этих радушных людях, которые приглашали местных индейцев на богатые пиры по случаю сбора урожая. Кем были эти переселенцы и зачем они прибыли в Северную Америку? Чтобы узнать об этом, давайте рассмотрим, что происходило в Англии во времена короля Генриха VIII.

Религиозные преобразования в Англии
Примерно за сто лет до того, как пилигримы высадились в Северной Америке, Англия была католической страной, и король Генрих VIII носил присвоенный папой титул «Защитник веры». Но отношения короля с церковью стали обостряться, когда папа Климент VII отказался расторгнуть брак Генриха с Екатериной Арагонской - первой из его шести жен.

Пока Генрих устраивал свою семейную жизнь, в Англии началась протестантская Реформация, которая привела к преобразованиям в Римско-католической церкви практически во всей Европе. Не желая лишиться поддержки Рима, Генрих выслал из страны всех сторонников Реформации, но потом изменил свои намерения. Так как церковь отказалась объявить его брак с Екатериной недействительным, он, по сути, объявил недействительной церковь. В 1534 году Генрих провозгласил себя «высшим главой церкви Англии», устранив влияние папы в стране. Король закрыл монастыри и продал все их многочисленные владения. К 1547 году, когда Генрих умер, Англия встала на путь протестантизма.

Сын Генриха Эдуард VI поддерживал разрыв с Римом. После смерти Эдуарда в 1553 году корона перешла к Марии Тюдор - дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Мария была убежденной католичкой и пыталась вернуть Англию под власть папы. По ее приказу многих протестантов изгнали из страны и более 300 человек сожгли на костре, за что она получила прозвище Мария Кровавая. Но ей так и не удалось остановить грядущие перемены. В 1558 году после смерти Марии на престол взошла ее сводная сестра Елизавета I, при правлении которой Англиканская церковь была восстановлена, а папа окончательно утратил свое влияние в стране.

Однако некоторые протестанты считали, что недостаточно просто отделиться от Римско-католической церкви, поэтому они призывали покончить со всеми следами церковной обрядности. За это они получили название «пуритане» (от латинского слова purus - «чистый»), то есть приверженцы «очищенной» религии. Небольшая группа пуритан выступала за упразднение должности епископов, самоуправление общин и их отделение от Англиканской церкви. Они стали известны как сепаратисты.

Недовольство пуритан проявилось во времена Елизаветы I. Некоторые священнослужители отличались свободной манерой одеваться. Поскольку королеве это не нравилось, в 1564 году она обратилась к Архиепископу Кентерберийскому с просьбой установить единый образец священнических облачений. Усмотрев в этом возвращение к католическим обычаям, пуритане отказались подчиняться. Особенно сильно противоречия обострились по поводу епископальной иерархии. Елизавета поддерживала епископов и требовала, чтобы они приносили ей клятву верности как главе церкви.

Сепаратисты переселяются
В 1603 году после смерти Елизаветы на английский престол вступил Яков I. Чтобы подчинить сепаратистов своей власти, король стал оказывать на них сильное давление. В 1608 году община сепаратистов из города Скруби бежала в более свободную Голландию. Однако со временем религиозная терпимость и распущенные нравы, бытовавшие в той стране, сделали жизнь беглецов еще тяжелее. Они решили покинуть Европу и начать новую жизнь в Северной Америке. За готовность оставить дом и пуститься в далекое путешествие ради религиозных убеждений их стали называть «пилигримами».

Получив разрешение поселиться в английской колонии Виргиния, пилигримы, среди которых были и сепаратисты, в сентябре 1620 года подняли паруса и отплыли в Америку на корабле «Мейфлауэр» («Майский цветок»). Примерно 100 человек, взрослые и дети, отправились в штормовое плавание по Северной Атлантике. Спустя два месяца они высадились на полуострове Кейп-Код, расположенном в сотнях километров к северу от Виргинии. На борту корабля путешественники приняли Мейфлауэрский устав, в котором они выразили желание основать общину и обязались исполнять принятые ими законы. 21 декабря 1620 года пилигримы устроили поселение недалеко от Плимута.

Жизнь в Новом Свете
Первая зима в Северной Америке оказалась для путешественников суровой, и к концу зимы почти половина из них была погребена в плимутской земле. Но с наступлением весны жизнь поселенцев улучшилась. Они построили дома, а коренные жители научили их выращивать местные растения. Осенью 1621 года переселенцы собрали такой богатый урожай, что решили устроить праздник в знак благодарности Богу. Так взял свое начало День благодарения, который сегодня принято отмечать в Соединенных Штатах, а также в других странах. В Плимут постоянно прибывали все новые поселенцы. Не прошло и 15 лет, как население колонии уже превышало 2 000 человек.

Между тем некоторые пуритане в Англии, как в свое время и сепаратисты, пришли к выводу, что их «Обетованная земля» тоже находится по ту сторону Атлантики. В 1630 году группа пуритан отправилась в Северную Америку. Они высадились к северу от Плимута и создали колонию на берегу Массачусетского залива. К 1640 году в Новой Англии обосновалось уже около 20 000 переселенцев из Европы. В 1691 году Плимутская колония слилась с колонией Массачусетского залива, и сепаратисты уже не выделялись среди пуритан как отдельная группа. Поскольку в Новой Англии жили в основном пуритане, Бостон стал их религиозным центром. Каковы были отличительные черты этого религиозного направления?

Религия пуритан
Прибыв в Новый Свет, пуритане построили деревянные дома для богослужений, в которых они собирались по воскресеньям утром. В теплое время года условия в них были вполне сносными, но зимой службы становились настоящим испытанием даже для стойких пуритан. Деревянные дома не отапливались, и прихожане уже очень скоро начинали дрожать от холода. Порой эти дома промерзали так сильно, что проповедники выступали прямо в рукавицах.

Убеждения пуритан были основаны на учениях французского реформатора Жана Кальвина. Они считали, что Бог заранее предопределил, каких людей он спасет, а какие будут вечно гореть в аду,- и человеку уже не под силу ничего изменить. Никто не знает, что произойдет с ним после смерти: или он будет пребывать в блаженстве на небесах, или же вечно гореть в аду.

Со временем пуританские проповедники стали призывать к покаянию. Они учили, что, несмотря на милосердие Бога, те, кто нарушает его законы, попадут прямо в ад. Так они постоянно раздували пламя адского огня, чтобы держать людей в повиновении. Например, религиозный деятель XVIII века Джонатан Эдвардс однажды выступил с проповедью «Грешники в руках гневного Бога». Ужасающее описание ада оказало на прихожан такое сильное впечатление, что после этой проповеди священнослужителям пришлось приводить их в чувства.

К представителям других религиозных течений в Массачусетсе относились крайне нетерпимо. Власти три раза изгоняли проповедницу Мэри Дайер, принадлежавшую к движению квакеров, но Мэри каждый раз возвращалась и продолжала распространять свои взгляды. В конце концов ее осудили и повесили в Бостоне 1 июня 1660 года. Другой проповедник Филлип Ратклифф, по-видимому, забыл, с какой яростью пуритане расправлялись со своими противниками. За выступление против властей и церкви в городе Сейлеме его высекли, оштрафовали, и, прежде чем изгнать из города, отрезали ему уши. Из-за нетерпимости пуритан многие переселялись из Массачусетса в другие колонии.

Высокомерие ведет к насилию
Многие пуритане верили, что «избраны» Богом, а коренных жителей считали недостойными людьми, незаконно поселившимися на этой земле. Это возмущало индейцев, и они стали совершать набеги на поселения пуритан. Поэтому руководители общин разрешили поселенцам вооруженными ходить в церковь, тем самым смягчив многие постановления, в том числе и закон о субботе. В 1675 году вражда между пуританами и коренными жителями настолько усилилась, что это привело к ожесточенным столкновениям.

Вождь индейского племени вампаноагов по имени Метакомет, прозванный королем Филиппом, решил положить конец захвату своих земель. Индейцы, совершая набеги, стали убивать поселенцев и сжигать их дома. Пуритане не остались в долгу, и жестокая война длилась несколько месяцев. В августе 1676 года пуританам удалось схватить короля Филиппа в Род-Айленде. Его обезглавили и четвертовали. Это положило конец войне короля Филиппа, а также лишило независимости коренных жителей Новой Англии.

В XVIII веке религиозный пыл пуритан был направлен в новое русло. Некоторые служители из Массачусетса стали выступать против британского правительства. Разжигая пламя борьбы за независимость, они смешивали религию и политику.

Пуритане были известны как трудолюбивые, усердные и глубоко преданные своей вере люди. До сих пор во многих языках сохранились такие выражения, как «пуританин» и «пуританская мораль». Но одна лишь искренность не может сделать чистыми ложные религиозные учения. Иисус Христос никогда не смешивал религию с политикой (Иоанна 6:15; 18:36). К тому же нетерпимость и насилие противоречат одной очень важной библейской истине: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8).

Учит ли ваша религия абсолютному предопределению? Участвуют ли руководители вашей церкви в политике? Тщательное изучение Слова Божьего поможет вам найти «поклонение, чистое и неоскверненное» - по-настоящему чистую религию, которую одобряет Бог (Иакова 1:27).

В повседневной жизни пуританами принято называть тех, кто придерживается строгих нравов и аскетизма, проявляет бережливость и трудолюбие. Все это на самом деле было свойственно английским протестантам, которые отличались храбростью, упорством, религиозным фанатизмом и экономической расчетливостью. Видя, как Европа и Англия, по их мнению, все больше развращается и утопает в грехе, пуритане приняли решение уехать в Новый Свет и основать там поселение с реформированной церковью и своими традициями.

Немилость короля

Пуританизм хоть и возник в XVI веке, но влиятельной религиозной и политической силой он стал в период Английской буржуазной революции. Генрих VIII инициировал в Англии Реформацию, чтобы порвать с папой и Ватиканом и укрепить королевскую власть.

Для этого была создана англиканская церковь, которая подчинялась непосредственно королю и должна была объединить всю нацию. Но именно из-за попытки угодить всем, английская Реформация оставалась незавершенной.

Хоть монастырское имущество и было секуляризовано, но белое духовенство сохраняло за собой обширные земельные участки, в храмах сохранилось дорогое католическое убранство, а с населения по-прежнему взималась десятина. Недовольные этим буржуазия и новое дворянство требовали довести Реформацию до конца и объединились в борьбе под знаменем пуританизма.

Свое название «пуритане» получили за стремление «очистить» англиканскую церковь, также они провозгласили себя «избранными» и истинными церковными реформаторами. Особенно радикальные настроения пуритан обострились в годы правления Стюартов - королей Якова I и его сына Карла I. Оба монарха проявляли прокатолические симпатии и вступали в конфликт с действующими парламентами. Каждый из них распустил по три парламента.

Суть противостояния сводилась к двум причинам: король, дабы пополнить казну, котел получить право без санкции парламента вводить новые налоги, и явная любовь короля к католицизму привела к преследованию пуритан.

Парламент к тому же, состоящий преимущественно из пуритан, пытался всячески пресечь попытки Карла I заморозить реформы в англиканской церкви. Пуритан стали всячески притеснять: священников выгоняли из церквей, их книги сжигали. Видя, что Европа и родная Англия все больше погружается во тьму греха и разврата, пуритане решили действовать.

«Мэйфлауэрское соглашение». Жан Ферри, 1899

Живи там хорошо…

Подвергаясь преследованиям со стороны властей, часть пуритан решила перебраться в Голландию, где к их взглядам относились терпимо. К 1617 году там они образовали общину, численность которой возросла до 300 членов. Но многие не могли найти работу в Голландии, а также привыкнуть к культурным различиям, и возвращались в Англию.

Общине грозила ассимиляция, а пуритане хотели сохранить свои строгие традиции. Тогда они решили перебраться в Новый Свет и там, на еще неосвоенных территориях, воспитывать своих детей в чистоте и проповедовать учение Господа.

Выбор пал на недавно основанную (1607) колонию Вирджинию, пуритане надеялись, что ее жители помогут им защититься от враждебных племен. Пуритане подумали, что достаточно большая территория колонии позволит им удалиться от прежних поселений и развиваться самостоятельно. В 1620 году они получили от «Вирджиния Компани» право на землю в Новом Свете в обмен на отработку.

На корабле «Спидвел» пуритане отправились из Голландии в Англию. Компания оплатила переезд. По пути к ним присоединилась другая группа переселенцев на корабле «Мэйфлауэр». Оба судна направились в Плимут, но «Спидвел» оказался непригодным для длительных путешествий, и все пассажиры перебрались на второй корабль. Так 16 сентября 1620 года со 102 людьми на борту «Мэйфлауэр» вышел в море.

Первый День Благодарения

Помощь пришла, откуда не ждали

Во время тяжелого двухмесячного плавания на корабле погибли два человека, а само судно отклонилось далеко на север. 21 ноября переселенцы бросили якорь у мыса Код (штат Массачусетс). Из-за отклонения от курса колонисты оказались далеко от того участка, которой должны были отработать. В связи с этим, было решено считать договор с «Вирджиния Компани» утратившим силу.

В этот же день главы 41 семьи переселенцев подписали «Мэйфлауэрское соглашение» по которому они обязались основать колонию и подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими общему благу колонии».

С 25 ноября отцы-пилигримы (как принято называть первых поселенцев) постепенно стали высаживаться на берег и обследовать новые территории. Они подверглись нападению индейцев, но благодаря огнестрельному оружию сумели от них отбиться. В Рождество 25 декабря началось строительство Дома собраний, что положило начало поселению Нью-Плимут.

Первая зима была суровой, жить приходилось на корабле, многие не пережили ее. Помощь пришла, откуда не ждали. Индеец Тискуантум, которого переселенцы прозвали Скванто, немного понимал речь колонистов и научил их выращивать тыкву и маис, показал, где водится дичь и ловится рыба. Благодаря этим знаниям переселенцы смогли выжить в новом неизведанном краю.

На следующий год отцы-пилигримы собрали богатый урожай и смогли обеспечить себя продовольствием на следующую зиму. Они восприняли это как подарок небес. Первый губернатор колонистов У. Брэдфорд решил провести этот день в благодарности богу и пригласил на праздник вождя и еще 90 индейцев из племени Скванто.

Трапеза, которую поселенцы и индейцы разделили в тот день, стала первым празднованием Дня Благодарения. Позже, этот обычай распространился и на другие колонии в Америке, а в 1789 году первый президент США Джордж Вашингтон объявил 26 ноября общенациональным Днем Благодарения. И по сей день миллионы жителей США имеют хотя бы одного предка из числа отцов-пилигримов.