Опровержение теории Раскольникова Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова

В чём состоит основная идея Раскольникова? Основная идея теории Раскольникова – жизнь по принципу «все позволено» .

ОБРАЗ ЛУЖИНА Кто такой Лужин? Что мы знаем о нём? Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним? (ч. 2, гл. 5) Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова и почему? Какое впечатление складывается у вас о Лужине? Зачем Лужину брать в жёны бесприданницу? Почему появление в романе Лужина затянуто, хотя в начале мы много узнаём о нём?

ОБРАЗ ЛУЖИНА Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Почему в романе показаны вначале Алёна Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест» ? Почему Лужин боится полиции? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» , связана с теорией Раскольникова?

Лужин (в цитатах) «Умный и, кажется, добрый» . «Положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение» . «Муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля, будет рабски благодарна ему всю жизнь. . . а он-то будет безгранично. . . владычествовать» . «Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его» .

Вывод Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного» , готов «преступить все препятствия» , живет по принципу «все позволено» . В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина - деньги. Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других.

Образ Свидригайлова Что вы знаете о жизни Свидригайлова до его приезда в Петербург? Как эта жизнь характеризует его? Используйте материал письма матери, слова Лужина о нём и рассказы самого Свидригайлова. Какие чувства этот человек вызывает у вас? Каким принципом руководствуется Свидригайлов в своей жизни? Какие мнение о Свидригайлове складывается у Раскольникова после прочтения письма матери?

Образ Свидригайлова Каким Раскольников впервые увидел Свидригайлова? Какие детали внешности Свидригайлова особенно запомнились ему? Какой звуковой фон использует Достоевский, описывая эту встречу? Как проявляется противоречивость характера Свидригайлова в момент первой встречи с Раскольниковым? Какие поступки Свидригайлова особенно ярко показывают, что это сложный человек, в душе которого есть задатки добра и холодного зла? Почему Раскольникова заинтересовал Свидригайлов? Какие чувства этот человек вызывает у Раскольникова? Почему Свидригайлов приходит к самоубийству, а Раскольников не признаёт такого пути?

Свидригайлов (в цитатах) «Одного поля ягоды» . «Вот, может, сойдемся поближе» . «В вас есть что-то к моему подходящее» . «. . . Действительно, я человек развратный и праздный. . . » . «. . А я ведь человек мрачный, скучный. Вы думаете, веселый? Нет, мрачный: вреда не делаю, и сижу в углу; иной раз три дня не разговорят. . . » . «. . . я человек грешный. Хе-хе-хе!. . . » . «. . . я люблю клоаки именно с грязнотцой. . . » . «А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде…» .

1. 2. 3. 4. 5. 6. СХОДСТВО Оба эгоисты. Оба преступники (Раскольников убивает ради проверки своей теории - Свидригайлов хочет удовлетворения всех желаний любой ценой: «единичное злодейство допустимо, если главная цель хороша»). Относят себя к «право имеющим» . Сильные личности. Способны на добрые поступки. Судьбы похожи (Свидригайлов был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей» , по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духов -ным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил» .) РАЗЛИЧИЯ 1. Раскольников “разъеден” сомнениями, а Свидригайлов угрызениями совести не мучается. 2. Раскольников живет ради идеи, Свидригайлов – ради наслаждений. 3. Для Раскольникова убийство – трагедия, Свидригайлов живет со “спокойной совестью”. 4. Раскольниковым движет цель, а Свидригайловым – порок. 5. Раскольников аскет – Свидригайлов порочный, разврат-ный человек.

Вывод Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все позволено» . Раскольников, разрешая себе «кровь по совести» тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению, существуют только для низшей категории людей - «тварей дрожащих» . Истину, с которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.

ИТОГ Лужин и Свидригайлов считают себя «сильными мира сего» , живут и действуют по принципу «все позволено» , их теории приобретают откровенно бесчеловечный, циничный характер. Раскольников же, общаясь с сильными мира сего, не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к сильным мира сего, ему неприятны люди, живущие по его теории. Это сопоставление возвышает Раскольникова. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает её бесчеловечность.

Коротко… Кто является двойниками Раскольникова в романе? Как они раскрывают ошибочность философии Раскольникова? Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова? Что общего и различного у героя с Лужиным?

Рефлексия Е. Буянова так говорит об отличии Раскольникова от Свидригайлова: Свидригайлов в «Преступлении и наказании» тоже равнодушен, скучает и только лишь тёпл… В этом и состоит его главное отличие от Раскольникова, ибо последний то холоден, то горяч, но никогда не тёпл. И его, по словам, Порфирия Петровича, «жизнь вынесет» . Раскольникова Бог сберёг, поэтому он преодолел в себе свидригайловскую гордость и праздность» . Как вы понимаете слова тёпл, холоден, горяч?

Домашнее задание Перечитать эпизоды романа, связанные с Соней (ч. 4, гл. IV; ч. 5, гл. IV: ч. 1, гл. II). Подумать над вопросом «В чём «правда» Сони? » . Доказать, что автор утверждает «правду» Сони Мармеладовой.

Благодарю за работу на уроке! *** В нем совесть сделалась пророком и поэтом, И Карамазовы и бесы жили в нем, - Но что для нас теперь сияет мягким светом, То было для него мучительным огнем. И. Ф. Анненский В. Перов «Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского» , 1872 Холст, масло. 99 x 80, 5. Справа внизу подпись: В. Перовъ 1872, май. Исполнен по заказу П. М. Третьякова



Опровержение теории Раскольникова

    Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть основные «элементы» этой системы: расчет и случай в преступлении Раскольникова; непредвиденные жертвы; «двойники» Раскольникова; правда Сони Мармеладовой. План урока: 1. Расчет и случай. 2. Непредвиденные жертвы. 3. Друзья и «единомышленники» Раскольникова. 4. «Двойники» Раскольникова. 5. Правда Сони Мармеладовой.

  • План романа «Преступление и наказание».


Расчет и случай

    Несмотря на то, что Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай: герой удачно находит в дворницкой топор (сначала он собирается взять его у хозяйки), незаметно проскальзывает в подворотню старухиного дома (его закрывает от постороннего взгляда воз с сеном) и чудом выходит оттуда (пока Кох и Пестряков поднимаются по лестнице, ему удается забежать в пустую квартиру). Вывод очевиден: жизнь нельзя рассчитать, свести к арифметической формуле или теории.


Непредвиденные жертвы


Непредвиденные жертвы

  • Когда Раскольников идет на «пробу », он думает только об убийстве старухи-процентщицы. Но одно зло ведет за собой другое: за смертью «никому не нужной » старухи следует смерть…………, арест и……………, болезнь и ………. .


«Оппоненты Раскольникова»

  • Роман «Преступление и наказание» - идеологический роман. Каждый персонаж - носитель идеи. Чтобы обнажить противоестественность, антигуманность тео-рии Раскольникова, автор вводит оппонентов героя: …, ……… ,……….., - доводящих до край­ности его взгляды.

  • Идейные позиции реализуются в диалогах. «Разговор у него обыкновенно - пытка или, по меньшей мере, испытание; не психологическая ли игра в кошки и мышки - беседа следователя с Раскольниковым? ...типичны для него встреча-столкновение, разговор-разлад» (Ю.Айхенвальд).



Петр Петрович Лужин.

  • В связи с чем появляется Лужин в романе?

  • Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?

  • Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем?

  • Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?

  • Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах: «а деловой человек слушает, да ест, а потом и съест»?

  • И чём суть «экономической» теории Лужина?

  • Почему Лужин боится полиции?

  • Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

  • Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...» , связана с теорией Раскольникова?



низким человеком » и «мошенником подозрительном месте

    Петр Петрович Лужин, - внешне довольно приятный господин. Он умеет хорошо одеваться и красиво говорить. Однако Лебезятников прав, когда называет его «клеветником», «низким человеком » и «мошенником ». Лужин снимает для будущей невесты и тещи квартиру в «подозрительном месте », потому что на другую ему жаль денег; жалуется Пульхерии Андреевне на поведение сына, намереваясь с помощью сплетни рассорить семью; подкладывает Соне в карман деньги, чтобы опорочить ее и Раскольникова в глазах окружающих. Самое интересное, что у Лужина есть свой «расчет» (он собирается жениться на девушке благородной и бедной, чтобы она всю жизнь почитала его за благодетеля) и своя маленькая «теория» (не нужно давать нищему полкафтана, лучше оставить его себе, тогда обществу будет больше пользы), - и в этом он похож на Раскольникова.



Свидригайлов Аркадий Иванович.

  • В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова?

  • Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным?

  • В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?

  • Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?

  • Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»?

  • О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните, Раскольников не может забыть убитых им Алену Ивановну и Лизавету).

  • Зачем дано прошлое героя, как меняется он?

  • Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне, к детям, Мармеладова?

  • Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?



переступить

    Аркадий Иванович Свидригайлов - безусловно, тип более сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии Андреевны возникает образ деспота и развратника: сидел в тюрьме, замешан в нескольких любовных историях, свел в могилу жену… В то же время Свидригайлов способен на благородный поступок: именно он после смерти Катерины Ивановны обеспечивает будущее детей Мармеладовых. В отличие от Лужина, Свидригайлов очень умен и хорошо понимает Раскольникова: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?». В определенном смысле он прав: оба считают себя вправе «переступить » моральные законы. Однако если для Раскольникова это «временная мера», то для Свидригайлова - «закон жизни»: «Нам представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное И вдруг, вместо этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…» Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по-прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что; он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова -это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.


Порфирий Петрович.

  • Как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»? О чём говорят герои?

  • Каковы аргументы, которые выдвигают в споре преступник и следователь? Кто из них, на ваш взгляд, прав?

  • Какой путь из тупика предлагает Порфирий Петрович? Следует ли его совету герой?


Порфирий Петрович

    С образом Порфирия Петровича связана одна из важнейших тем - тема наказания. Следователь Порфирий Петрович догадывается о «расколе» в душе главного героя. Возможно, что и ему когда-то приходили в голову подобные «больные» вопросы. Именно поэтому он в конце концов прекращает мучительную для Раскольникова игру в «кошки-мышки» и предлагает самому признаться в преступлении: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших Вследствие чего и пришел к вам с открытым и прямым предложением - учинить явку с повинной» .


Правда Сони Мармеладовой.

  • В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Две сцены романа, изображающих разговоры Раскольни­кова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4, являются ключевыми в понимании правды Сони.


Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4) .

  • Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню?

  • До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей-искуситель. Раскольников – Соне:

  • Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».

  • «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била».

  • «А с вами что будет?»

  • «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет».

  • «А коли вы теперь заболеете».

  • «Дети на улицу всей гурьбой пойдут».

  • «С Полечкой, наверно, то же самое будет».

  • Каков результат этого мучительного разговора?

  • Сцена чтения Евангелия. Какова роль этого эпизода в понимании авторской идеи?


Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).

  • С какой целью приходит Раскольников во второй раз к Соне?

  • Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность.




для себя одного

    «Преступной» теории Раскольникова, возомнившего себя человекобогом, Ф.М. Достоевский противопоставляет правду жизни Сони Мармеладовой - носительницы истинно христианских идей милосердия, смирения и святости. Раскольников говорит Соне, что они похожи: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем! ». Однако это не так: Соня «переступает» ради близких людей, Раскольников же убивает «для себя одного ». Кульминацией отношений Раскольникова и Сони становится чтение Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря: Христос, во время своего пребывания на земле, воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня был во гробе. К этому времени после убийства старухи-процентщицы и ее сестры проходит как раз четыре дня. Библейская история дает Раскольникову надежду: воскреснуть, победив смерть, может не только Бог, но и, с Божией помощью, всякий человек. Именно поэтому он решает признаться в совершенном преступлении.


Правда Сони Мармеладовой: каторга

    Когда Раскольникова осуждают на каторгу, Соня решает идти за ним. Она догадывается, что Раскольников перестал верить в свою «исключительность», но взгляды его остались прежними. Чувствуют это и другие люди: никто не желает иметь с ним дело. Соню, же, напротив, все любят и уважают. Ее сострадание, милосердие и вера помогают Раскольникову в конце концов вернуться на путь истины.



Заключение

    Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, которая опровергает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести ». Хотя Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай. Главный герой собирается убить только старуху-процентщицу, однако за одной жертвой следуют другие. Разумихину и Порфирию Петровичу понятны сомнения Раскольникова по поводу справедливости в обществе, но они не согласны с его антигуманной теорией. Отрицательные стороны теории Раскольникова демонстрируют его «двойники»: Лужин и Свидригайлов: они вызывают у Раскольникова отвращение, однако он вынужден признать, что между ними есть какая-то «общая точка ». Раскольников не верит в силу любви, но жизненный путь Сони Мармеладовой доказывает обратное: ко всякому человеку можно относиться с любовью и уважением.


Тесты

  • Изучив материал урока «Опровержение теории Раскольникова», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования.


Кому из героев принадлежит теория «целых кафтанов»?

  • Лужину

  • Свидригайлову

  • Порфирию Петровичу


Кто из героев является «двойником» Раскольникова?

  • Разумихин

  • Свидригайлов

  • Лебезятников


Опровержение теории Раскольникова Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть основные «элементы» этой системы: расчет и случай в преступлении Раскольникова; непредвиденные жертвы; «двойники» Раскольникова; правда Сони Мармеладовой. План урока: 1. Расчет и случай. 2. Непредвиденные жертвы. 3. Друзья и «единомышленники» Раскольникова. 4. «Двойники» Раскольникова. 5. Правда Сони Мармеладовой. Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, опровергающую теорию Раскольникова. Цель урока - рассмотреть основные «элементы» этой системы: расчет и случай в преступлении Раскольникова; непредвиденные жертвы; «двойники» Раскольникова; правда Сони Мармеладовой. План урока: 1. Расчет и случай. 2. Непредвиденные жертвы. 3. Друзья и «единомышленники» Раскольникова. 4. «Двойники» Раскольникова. 5. Правда Сони Мармеладовой.




Расчет и случай Несмотря на то, что Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай: герой удачно находит в дворницкой топор (сначала он собирается взять его у хозяйки), незаметно проскальзывает в подворотню старухиного дома (его закрывает от постороннего взгляда воз с сеном) и чудом выходит оттуда (пока Кох и Пестряков поднимаются по лестнице, ему удается забежать в пустую квартиру). Вывод очевиден: жизнь нельзя рассчитать, свести к арифметической формуле или теории. Несмотря на то, что Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай: герой удачно находит в дворницкой топор (сначала он собирается взять его у хозяйки), незаметно проскальзывает в подворотню старухиного дома (его закрывает от постороннего взгляда воз с сеном) и чудом выходит оттуда (пока Кох и Пестряков поднимаются по лестнице, ему удается забежать в пустую квартиру). Вывод очевиден: жизнь нельзя рассчитать, свести к арифметической формуле или теории.




Когда Раскольников идет на «пробу», он думает только об убийстве старухи- процентщицы. Но одно зло ведет за собой другое: за смертью «никому не нужной» старухи следует смерть…………, арест и……………, болезнь и ……….. Когда Раскольников идет на «пробу», он думает только об убийстве старухи- процентщицы. Но одно зло ведет за собой другое: за смертью «никому не нужной» старухи следует смерть…………, арест и……………, болезнь и ………..


«Оппоненты Раскольникова» Роман «Преступление и наказание» - идеологический роман. Каждый персонаж - носитель идеи. Чтобы обнажить противоестественность, антигуманность тео- рии Раскольникова, автор вводит оппонентов героя: …, ………,……….., - доводящих до край­ности его взгляды. Роман «Преступление и наказание» - идеологический роман. Каждый персонаж - носитель идеи. Чтобы обнажить противоестественность, антигуманность тео- рии Раскольникова, автор вводит оппонентов героя: …, ………,……….., - доводящих до край­ности его взгляды. Идейные позиции реализуются в диалогах. «Разговор у него обыкновенно - пытка или, по меньшей мере, испытание; не психологическая ли игра в кошки и мышки - беседа следователя с Раскольниковым?...типичны для него встреча-столкновение, разговор-разлад» (Ю.Айхенвальд). Идейные позиции реализуются в диалогах. «Разговор у него обыкновенно - пытка или, по меньшей мере, испытание; не психологическая ли игра в кошки и мышки - беседа следователя с Раскольниковым?...типичны для него встреча-столкновение, разговор-разлад» (Ю.Айхенвальд).




Петр Петрович Лужин. В связи с чем появляется Лужин в романе? В связи с чем появляется Лужин в романе? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах: «а деловой человек слушает, да ест, а потом и съест»? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин? Как раскрывается Лужин в словах: «а деловой человек слушает, да ест, а потом и съест»? И чём суть «экономической» теории Лужина? И чём суть «экономической» теории Лужина? Почему Лужин боится полиции? Почему Лужин боится полиции? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует...», связана с теорией Раскольникова?


Петр Петрович Лужин, - внешне довольно приятный господин. Он умеет хорошо одеваться и красиво говорить. Однако Лебезятников прав, когда называет его «клеветником», «низким человеком» и «мошенником». Лужин снимает для будущей невесты и тещи квартиру в «подозрительном месте», потому что на другую ему жаль денег; жалуется Пульхерии Андреевне на поведение сына, намереваясь с помощью сплетни рассорить семью; подкладывает Соне в карман деньги, чтобы опорочить ее и Раскольникова в глазах окружающих. Самое интересное, что у Лужина есть свой «расчет» (он собирается жениться на девушке благородной и бедной, чтобы она всю жизнь почитала его за благодетеля) и своя маленькая «теория» (не нужно давать нищему полкафтана, лучше оставить его себе, тогда обществу будет больше пользы), - и в этом он похож на Раскольникова. Петр Петрович Лужин, - внешне довольно приятный господин. Он умеет хорошо одеваться и красиво говорить. Однако Лебезятников прав, когда называет его «клеветником», «низким человеком» и «мошенником». Лужин снимает для будущей невесты и тещи квартиру в «подозрительном месте», потому что на другую ему жаль денег; жалуется Пульхерии Андреевне на поведение сына, намереваясь с помощью сплетни рассорить семью; подкладывает Соне в карман деньги, чтобы опорочить ее и Раскольникова в глазах окружающих. Самое интересное, что у Лужина есть свой «расчет» (он собирается жениться на девушке благородной и бедной, чтобы она всю жизнь почитала его за благодетеля) и своя маленькая «теория» (не нужно давать нищему полкафтана, лучше оставить его себе, тогда обществу будет больше пользы), - и в этом он похож на Раскольникова.




Свидригайлов Аркадий Иванович. В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова? В чем сложность и противоречивость образа Свидригайлова? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? В чем особенность появления Свидригайлова? Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом? Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните, Раскольников не может забыть убитых им Алену Ивановну и Лизавету). О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните, Раскольников не может забыть убитых им Алену Ивановну и Лизавету). Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне, к детям, Мармеладова? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить отношение Свидригайлова к Дуне, к детям, Мармеладова? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?


Аркадий Иванович Свидригайлов - безусловно, тип более сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии Андреевны возникает образ деспота и развратника: сидел в тюрьме, замешан в нескольких любовных историях, свел в могилу жену… В то же время Свидригайлов способен на благородный поступок: именно он после смерти Катерины Ивановны обеспечивает будущее детей Мармеладовых. В отличие от Лужина, Свидригайлов очень умен и хорошо понимает Раскольникова: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?». В определенном смысле он прав: оба считают себя вправе «переступить» моральные законы. Однако если для Раскольникова это «временная мера», то для Свидригайлова - «закон жизни»: «Нам представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное И вдруг, вместо этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…» Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по- прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что; он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью. Аркадий Иванович Свидригайлов - безусловно, тип более сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии Андреевны возникает образ деспота и развратника: сидел в тюрьме, замешан в нескольких любовных историях, свел в могилу жену… В то же время Свидригайлов способен на благородный поступок: именно он после смерти Катерины Ивановны обеспечивает будущее детей Мармеладовых. В отличие от Лужина, Свидригайлов очень умен и хорошо понимает Раскольникова: «Ну, не сказал ли я, что между нами есть какая-то точка общая, а?». В определенном смысле он прав: оба считают себя вправе «переступить» моральные законы. Однако если для Раскольникова это «временная мера», то для Свидригайлова - «закон жизни»: «Нам представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное И вдруг, вместо этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки…» Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по- прежнему. Он «двойник» Раскольникова, потому что; он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.


Порфирий Петрович. Как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»? О чём говорят герои? Как в поведении и во внутреннем состоянии героя сбываются пророческие слова Порфирия Петровича: «Солгал-то он бесподобно, а натуру-то и не сумел рассчитать»? О чём говорят герои? Каковы аргументы, которые выдвигают в споре преступник и следователь? Кто из них, на ваш взгляд, прав? Каковы аргументы, которые выдвигают в споре преступник и следователь? Кто из них, на ваш взгляд, прав? Какой путь из тупика предлагает Порфирий Петрович? Следует ли его совету герой? Какой путь из тупика предлагает Порфирий Петрович? Следует ли его совету герой?


Порфирий Петрович С образом Порфирия Петровича связана одна из важнейших тем - тема наказания. Следователь Порфирий Петрович догадывается о «расколе» в душе главного героя. Возможно, что и ему когда-то приходили в голову подобные «больные» вопросы. Именно поэтому он в конце концов прекращает мучительную для Раскольникова игру в «кошки- мышки» и предлагает самому признаться в преступлении: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших Вследствие чего и пришел к вам с открытым и прямым предложением - учинить явку с повинной». С образом Порфирия Петровича связана одна из важнейших тем - тема наказания. Следователь Порфирий Петрович догадывается о «расколе» в душе главного героя. Возможно, что и ему когда-то приходили в голову подобные «больные» вопросы. Именно поэтому он в конце концов прекращает мучительную для Раскольникова игру в «кошки- мышки» и предлагает самому признаться в преступлении: «Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших Вследствие чего и пришел к вам с открытым и прямым предложением - учинить явку с повинной».


Правда Сони Мармеладовой. В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Две сцены романа, изображающих разговоры Раскольни­кова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4, являются ключевыми в понимании правды Сони. В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Две сцены романа, изображающих разговоры Раскольни­кова с Соней - ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4, являются ключевыми в понимании правды Сони.


Анализ 1 сцены (ч. 4, гл. 4). Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей- искуситель. Раскольников – Соне: До каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она взбунтоваться»? Раскольников в этой сцене выступает как змей- искуситель. Раскольников – Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли». «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет». «Катерина Ивановна в чахотке, в злой, она скоро умрет». «А коли вы теперь заболеете». «А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». «С Полечкой, наверно, то же самое будет». Каков результат этого мучительного разговора? Каков результат этого мучительного разговора? Сцена чтения Евангелия. Какова роль этого эпизода в понимании авторской идеи? Сцена чтения Евангелия. Какова роль этого эпизода в понимании авторской идеи?


С какой целью приходит Раскольников во второй раз к Соне? С какой целью приходит Раскольников во второй раз к Соне? Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность. Наблюдая за лексикой, проследите, как постепенно слабость Сони превращается в силу, а Раскольников теряет всю свою уверенность. Анализ 2 сцены (ч. 5, гл. 4).




«Преступной» теории Раскольникова, возомнившего себя человекобогом, Ф.М. Достоевский противопоставляет правду жизни Сони Мармеладовой - носительницы истинно христианских идей милосердия, смирения и святости. Раскольников говорит Соне, что они похожи: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Однако это не так: Соня «переступает» ради близких людей, Раскольников же убивает «для себя одного». Кульминацией отношений Раскольникова и Сони становится чтение Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря: Христос, во время своего пребывания на земле, воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня был во гробе. К этому времени после убийства старухи- процентщицы и ее сестры проходит как раз четыре дня. Библейская история дает Раскольникову надежду: воскреснуть, победив смерть, может не только Бог, но и, с Божией помощью, всякий человек. Именно поэтому он решает признаться в совершенном преступлении. «Преступной» теории Раскольникова, возомнившего себя человекобогом, Ф.М. Достоевский противопоставляет правду жизни Сони Мармеладовой - носительницы истинно христианских идей милосердия, смирения и святости. Раскольников говорит Соне, что они похожи: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдем!». Однако это не так: Соня «переступает» ради близких людей, Раскольников же убивает «для себя одного». Кульминацией отношений Раскольникова и Сони становится чтение Евангелия от Иоанна о воскресении Лазаря: Христос, во время своего пребывания на земле, воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня был во гробе. К этому времени после убийства старухи- процентщицы и ее сестры проходит как раз четыре дня. Библейская история дает Раскольникову надежду: воскреснуть, победив смерть, может не только Бог, но и, с Божией помощью, всякий человек. Именно поэтому он решает признаться в совершенном преступлении.


Правда Сони Мармеладовой: каторга Когда Раскольникова осуждают на каторгу, Соня решает идти за ним. Она догадывается, что Раскольников перестал верить в свою «исключительность», но взгляды его остались прежними. Чувствуют это и другие люди: никто не желает иметь с ним дело. Соню, же, напротив, все любят и уважают. Ее сострадание, милосердие и вера помогают Раскольникову в конце концов вернуться на путь истины. Когда Раскольникова осуждают на каторгу, Соня решает идти за ним. Она догадывается, что Раскольников перестал верить в свою «исключительность», но взгляды его остались прежними. Чувствуют это и другие люди: никто не желает иметь с ним дело. Соню, же, напротив, все любят и уважают. Ее сострадание, милосердие и вера помогают Раскольникову в конце концов вернуться на путь истины.
Заключение Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, которая опровергает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести». Хотя Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай. Главный герой собирается убить только старуху-процентщицу, однако за одной жертвой следуют другие. Разумихину и Порфирию Петровичу понятны сомнения Раскольникова по поводу справедливости в обществе, но они не согласны с его антигуманной теорией. Отрицательные стороны теории Раскольникова демонстрируют его «двойники»: Лужин и Свидригайлов: они вызывают у Раскольникова отвращение, однако он вынужден признать, что между ними есть какая-то «общая точка». Раскольников не верит в силу любви, но жизненный путь Сони Мармеладовой доказывает обратное: ко всякому человеку можно относиться с любовью и уважением. Ф.М. Достоевский создает в романе особую художественную систему, которая опровергает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести». Хотя Раскольников рассчитывает все до мелочей, во время преступления господствует случай. Главный герой собирается убить только старуху-процентщицу, однако за одной жертвой следуют другие. Разумихину и Порфирию Петровичу понятны сомнения Раскольникова по поводу справедливости в обществе, но они не согласны с его антигуманной теорией. Отрицательные стороны теории Раскольникова демонстрируют его «двойники»: Лужин и Свидригайлов: они вызывают у Раскольникова отвращение, однако он вынужден признать, что между ними есть какая-то «общая точка». Раскольников не верит в силу любви, но жизненный путь Сони Мармеладовой доказывает обратное: ко всякому человеку можно относиться с любовью и уважением.


Тесты Изучив материал урока «Опровержение теории Раскольникова», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования. Изучив материал урока «Опровержение теории Раскольникова», проверьте свои знания, ответив на вопросы итогового тестирования.итогового тестирования.итогового тестирования.









«В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала следующее практическое воплощение: Убить старуху-процентщицу, жизнь которой значит не больше, чем жизнь «вши»; Взять ее деньги, которые иначе пойдут в монастырь; На эти деньги сделать много хороших дел. В романе герой смог воплотить только первый шаг. Но есть в романе другие герои, которые пошли дальше, они смогли использовать деньги, нажитые нечестным или даже преступным образом.

Зачем же рядом с Раскольниковым показаны Алена Ивановна, Лужин, Свидригайлов? 1. Старуха-процентщица Алена Ивановна. Что мы о ней знаем? Чем она занимается? Почему все время боится? Какой видит ее Раскольников? Какое чувство она вызывает? Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете? Можем лм мы назвать ее «двойником» Раскольникова? Вывод. Ее можно считать «двойником» Раскольникова, так как она занимает положение «право имеющей» распоряжаться жизнью людей. Ей это право дают деньги. Но в ней нет идеи наполеонизма, сильной личности, поэтому зло, которое приносит она, косвенное.

2. Петр Петрович Лужин. В связи с чем появляется он в романе? Зачем Лужину брать в жены бесприданницу? Почему появление в романе Лужина затянуто, вначале мы много узнаем о нем? Зачем автор сталкивает Лужина с Соней? Почему в романе показана вначале Алена Ивановна, а потом Лужин?

Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»? Почему Лужин боится полиции? Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова? Как его теория, выраженная в словах: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…

» - связана с теорией Раскольникова? Вывод. Лужин ближе к Раскольникову, чем старуха-процентщица, так как в основе его теории та же идея сильной личности, поставившей себя выше других для достижения своих целей. Он допускает свободу действия во имя личных интересов. Боязнь полиции, случай с Соней позволяют предполагать его возможные преступления в прошлом.

3. Аркадий Иванович Свидригайлов. В чем сложность и противоречивость этого образа? Почему появление в романе Свидригайлова связано с Лужиным? (О них сообщается в одном письме.) В чем особенность появления Свидригайлова?

(О Лужине в письме хорошо, затем раскрывается его подлая натура; о Свидригайлове сразу очень плохо - потом появляются вопросы об этом герое.) Что мы узнаем о Свидригайлове, его прошлом?

Почему душевные муки Раскольникова усиливаются при виде этого героя? Почему Свидригайлов говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»? Какие взгляды раскрываются во фразе «Всяк о себе сам помышляет»? О чем говорят кошмары Свидригайлова, в которых являются люди, загубленные им? (Сравните: Раскольников не может забыть Алену Ивановну и Лизавету, убитых им.

) Зачем дано прошлое героя, как меняется он? Кто виноват в том, что сильный человек стал преступником? Как объяснить его отношение к Дуне, к детям Мармеладова? Почему Свидригайлов кончает жизнь самоубийством?

Почему так описана сцена самоубийства (ч. 6, гл. 7)? Какую роль играет здесь природа («молочный густой туман») и описание места («скользкая, грязная мостовая»; «холод и сырость»; «уныло и грязно»; «брюзгливая скорбь»)? Вывод. Человек с огромной внутренней силой, способный на большие дела, в этом мире - преступник. Поступившись однажды совестью (история с Марфой Петровной), он уже не может вернуться к чистой, честной жизни. Но чувство жалости, совесть не совсем заглохли в нем (кошмары - это муки совести), любовь к Дуне «перемолола» его, он совершает добрые дела, устраивая судьбу детей Мармеладовых.

Он потому и просит Дуню остаться с ним, понимая, что только любовь к ней может его спасти. Смерть Свидригайлова - это нежелание жить по-прежнему.

Он «двойник» Раскольникова, потому что он смог «переступить через кровь». Жизнь Свидригайлова - это путь Раскольникова после преступления, если бы он выдержал испытания совестью.



Меня называют психологом, я лишь реалист в высшем смысле.

Ф.М. Достоевский


Произведения Достоевского и сегодня остаются остросовременными, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетий истории. Он был способен воспринять каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Ведь если любое, даже "малое" сегодняшнее событие или слово воспринимается как звено в практическом и духовном движении истории, это событие и это слово приобретают абсолютное значение и становятся достойным предметом творчества. Знаменательно, что западная литература осваивала соотношение понятий "индивид" и "нация", а Достоевский поставил перед русской литературой реальности - "личность" и "народ".


Жанр романа

«Преступление и наказание»

  • Социально-бытовой;
  • Детективный;
  • Любовный;
  • Психологический;
  • Философский;
  • Религиозный;

Жанр романа

«Преступление и наказание»

Предупреждение


«Вечный спор Ангела и Демона происходит в нашей собственной совести, и ужаснее всего то, что мы иногда не знаем, кого из них больше любим, кому больше желаем победы...»

Д. С. Мережковский


Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие.

И что же! Результат тот, что даже

в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу.


Двойник – человек, имеющий полное сходство с другим.

Антипод – человек, противоположный кому-нибудь по убеждениям, свойствам, вкусам, взглядам.

Кто, по вашему мнению, относится к двойникам, а кто к антиподам Раскольникова?


Что мы о ней знаем? Чем она занимается?

Какое чувство она вызывает?

Какой видит ее Раскольников?

Как характеризует Алену Ивановну отношение к Лизавете?

Можем ли мы назвать ее «двойником» Раскольникова?


  • В связи с чем появляется в романе Лужин?
  • Зачем Лужину брать в жены бесприданницу?
  • Почему появление Лужина в романе затянуто?
  • Зачем автор сталкивает Лужина с Соней?
  • Как раскрывается Лужин в словах «а деловой человек слушает да ест, а потом и съест»?
  • Можем ли мы назвать его «двойником» Раскольникова?

Петрович

  • Почему Лужин боится полиции?
  • Как его теория, выраженная в словах:
  • «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует…» - связана с теорией Раскольникова?

В чем сложность и

противоречивость этого образа?

Почему появление

Свидригайлова связано с

Что мы узнаем о его прошлом?

Кто виноват в том, что сильный

человек стал преступником?

Чем привлекает Свидригайлов

Раскольникова?

Как объяснить его отношение к

Дуне и детям Мармеладова?

Почему он кончает жизнь

самоубийством?

Иванович

Свидригайлов


  • Кто такой Лебезятников? Когда и при каких обстоятельствах познакомился с Лужиным?
  • Почему Лужин решает в Петербурге остановиться у Лебезятникова?
  • Как Лебезятников «развивал» Соню и почему это прекратилось?
  • Какие «новейшие направления наши» представляет Лебезятников?
  • Какие идеи социалистов звучат карикатурой в устах Лебезятникова?
  • В чем состоит пошлость Лебезятникова?
  • Когда проявляются лучшие качества Лебезятникова? Как он спасает Соню?

  • Каковы отношения Раскольникова и Разумихина?
  • Почему при одинаковом материальном положении Разумихину не приходят в голову идеи, подобные мыслям Раскольникова?

Почему Раскольников, задумав преступление, решает после того пойти к Разумихину?

Разумихин


  • Как реагирует Разумихин на статью Раскольникова?
  • Почему он говорит, что его теория хуже, чем разрешение крови по закону?
  • Чем и как помог Разумихин Раскольникову?
  • Как в романе обыгрывается его фамилия?


«Три встречи Порфирия с Раскольниковым - подлинные и замечательные полифонические диалоги». М..М.Бахтин


Зачем Раскольников идет к Порфирию Петровичу в первый раз? После каких событий он решился на диалог со следователем?

Перечитайте диалог героев: «- Так вы все-таки верите в Новый Иерусалим?

Верую, - твердо отвечал Раскольников...

И-и-и в Бога веруете?... И-и в воскресение Лазаря веруете?

Ве-верую...

Буквально веруете?

Буквально».

Почему запнулся Раскольников, отвечая на один из вопросов следователя. Когда еще на страницах романа прозвучит имя Лазаря?


Почему последняя встреча состоялась по инициативе следователя?

Почему он сам пришел в каморку главного героя?

Что нового мы узнаем об отношении Порфирия Петровича к идее Раскольникова и к самому герою?

Какой путь выхода из тупика предлагает Порфирий?

Следует ли его совету главный герой?


Источники:

  • http://www.spisano.ru/essays/files.php?132950
  • http://www.literaturovedu.ru/download/106812/
  • http://www.gm2.jumpa.ru/index2.php?option=com_docman&gid=52&lang=en&task=doc_view&Itemid=99999999