Как образуются деепричастия. Деепричастие

Деепричастие – это неизменяемая глагольная форма, обозначающая добавочное действие и совмещающая в себе признаки глагола и наречия.

К наречным свойствам деепричастий относятся:

1) неизменяемость и

2) синтаксическая функция обстоятельства образа действия, времени, причины, цели, условия или уступки.

Примыкая к глаголу, который в предложении выражает основное действие, деепричастие выражает второстепенное, сопутствующее действие, поэтому его нередко называют второстепенным сказуемым.

Как правило, деепричастия примыкают к личным формам глагола, но могут также сопровождать инфинитив и причастие:

Он пошел, пошатываясь и поддерживая голову ладонью левой руки… (М. Г.).

Неизъяснимо хорошо плыть по Волге, сидя на корме у руля (М. Г.).

Налево от него сидела стройная, румяная княжна-грузинка, не переставая улыбавшаяся (Л. Т.).

Деепричастия имеют следующие глагольные признаки:

1) образуются только от глаголов;

2) сохраняют ЛЗ производящего глагола;

3) сохраняют такие грамматические категории глагола, как вид, переходность, залог.

Однако следует отметить, что в русском языке не образуются деепричастия страдательного залога, поскольку деепричастие обозначает процессуальный признак субъекта, а глаголы страдательного залога – признак объекта:

радовать (ДЗ) – радуя (ДЗ)

умываться (ВЗ) – умываясь (ВЗ)

сидеть (незалог.) – сидя (незалог.).

4) как и глаголы, деепричастия сочетаются с наречиями и наречными сочетаниями, а также управляют существительными в косвенных падежах (быстро прочитать – быстро прочитав, вставать на рассвете – вставая на рассвете ).

2. Образование деепричастий

Как и глаголы, деепричастия бывают совершенного вида и несовершенного вида.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы глагола настоящего времени при помощи суффикса –а (-я): моргают – моргая, ворчат – ворча.

Не образуют деепричастий несовершенного вида следующие группы глаголов:

1) глаголы с односложной основой на –а в инфинитиве (звать, рвать, ждать, ржать ). исключение: мчать – мча, мчаться – мчась;

2) глаголы с односложной основой на –и (бить, лить, шить );

3) непродуктивные глаголы с суффиксом длительности –ну- (вянуть, сохнуть, вязнуть );

4) глаголы на –чь в неопределенной форме, с основой настоящего времени на –г, к, х (печь, стричь, стеречь );

5) глаголы с основой настоящего времени, оканчивающейся на шипящий (вязать, резать, писать, махать );

6) глаголы, основа настоящего времени которых состоит только из согласных (жнут, мнут );

7) глаголы жаждать, лезть, ехать, петь, гнить, стыть ;

8) безличные глаголы типа светает, моросит.

если глагол имеет суффикс –ва-, то деепричастие несовершенного вида образуется от основы инфинитива, а не настоящего времени (создавать – создают - создавая ).

Глагол быть образует деепричастие при помощи суффикса –учи (будучи ). Формы других деепричастий с суффиксом –учи характеризуются народно-поэтической окраской:

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая поднимается (Л.).

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива с помощью суффиксов –в, -вши (после гласного), -ши (после согласного): заскочить – заскочив, исчезнуть – исчезнувши, вырасти – выросши.

Суффикс –вши является малоупотребительным; он является обязательным лишь у деепричастий с постфиксом –ся (возвратившись, засмеявшись, насмотревшись ).

Непродуктивные глаголы с суффиксом –ну- и глаголы на –ере(ть) образуют параллельные формы деепричастий от основ инфинитива и прошедшего времени(высохнуть – высохнув, высохнувши, высох - высохши ).

Существует группа глаголов (с основой на согласный, кроме –г, к, х; глаголы на -ить), от которых деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффикса –а (-я), который присоединяется к основе простого будущего времени (прочтут – прочтя (прочитав), простятся – простясь (простившись) ).

Двувидовые глаголы имеют по два деепричастия: с суффиксом –а (-я) для выражения значения несовершенного вида и суффиксом –в для выражения значения совершенного вида (атаковать – атаковав, атакуя; исследовать – исследовав, исследуя ).

Презентация содержит задания, по результатам выполнения которых заполняется рабочий лист (есть в презентации). Веселый смалик означает выполненное без ошибок задание, задумавшийся смалик - были допущены ошибки, а грустный - с заданием не справился. Презентация содержит пять заданий + теоретический материал. По итогам рабочего листа учащийся самостоятельно формирует себе отметку за урок. Если больше улыбающихся смайликов - "5", задумавшихся - "4", грустных - "3". "2" - получает учащийся, который не выполнил ни одного задания. Данный рабочий лист может примняться на любом уроке, по любому предмету. Количество заданий сожет менятся. В данной презентации также предлагается обмен тетрадями с напарником, в конце урока отметку сначала ставит напрник, а затем ребенок на основании его отметки формирует свою.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастия совершенного и несовершенного вида»


Повторим

  • 1. Что такое деепричастие?
  • 2. Признаки каких частей речи включает в себя деепричастие?
  • 3. Какие признаки деепричастие взяло у наречия?
  • 4. Какие признаки деепричастие взяло у глагола?
  • 5. Что такое деепричастный оборот?
  • 6. Как пишется деепричастие с отрицательной частицей НЕ?

Сформулируем тему урока

Улыбаясь Улыбнувшись


Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Несовершенный вид обозначает незаконченное добавочное действие и отвечает на вопрос «что делая?»

Совершенный вид обозначает, что действие уже совершено, и отвечает на вопрос «что сделав?»


Глаголы

несовершенного вида

Суффикс деепричастий несовершенного вида

гляд ят

-а (-я)

Деепричастия несовершенного вида

крич ат

гляд я

улыба ют ся

крич а

улыба я сь


Глаголы совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

выскочи ть

Деепричастия совершенного вида

-в, -вши

испечь

прищур ят ся

замахну ть ся

выскочи в

-а,(-я)

выскочи вши

испёк ши

замахну вши сь

прищур я сь


Рабочий лист

Задание №

Итого:


Задание №1 Выборочно – распределительный диктант

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

  • Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая, погрузившись в раздумья.
  • с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам.

Ключ (обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга)

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись

отражаясь

убежав

качая

устремив

облетая

погрузившись

ощущая

прислушиваясь


Задание №2

Замените глаголы деепричастиями несовершенного вида, если это возможно.

Производить гребки правой и левой рукой, отталкиваться от стенки бассейна, плавать без заметной усталости, выполнять движения в воде, ждать сигнала, держаться горизонтально, приближаться к финишу, показываться над водой, лить воду.

-С помощью каких суффиксов образовали деепричастия несовершенного вида?

-От каких глаголов не образовали деепричастия?

Обменяйтесь тетрадями.


Задание № 3 Викторина

Вставить недостающее деепричастие с зависимыми словами, назвать автора, произведение, определить вид деепричастия.

Буря мглою небо кроет, _________________ …


Ключ

Обменяйтесь тетрадями

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…

(А. С. Пушкин «Зимний вечер»),

крутя – деепричастие несовершенного вида


Задание №4

Найдите деепричастия, выпишите, укажите их вид.

Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».


Ключ. Обменяйтесь тетрадями

  • Рыдая – несовершенный вид
  • Проснувшись – совершенный вид

Задание №5 Выпишите деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффикс.

  • В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт,

пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод.

  • Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел.
  • У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног.
  • Вот ветер, тучи нагоняя, дохнул, завыл - и вот сама идет волшебница зима.
  • Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и

тотчас же почувствовала странный запах.


Ключ. Обменяйтесь тетрадями.

  • Задыхаясь – несовершенный вид
  • Запрокинув – совершенный вид
  • Вздохнув– совершенный вид
  • Не чувствуя – несовершенный вид
  • Нагоняя – несовершенный вид
  • Поцарапав – совершенный вид

Выставление отметок

Сначала сосед по парте ставит Вам отметку, затем Вы на основании самооценки и оценки напарника определяете итоговую отметку.


Подведем итоги

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Что нового узнали?
  • Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного и несовершенного вида?


Одним из глагольных признаков деепричастия является вид. На уроке вы научитесь образовывать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Также вы познакомитесь с планом морфологического разбора деепричастия и отработаете его на примерах.

Тема: Деепричастие

Урок: Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастий

План морфологического разбора деепричастия

1. Часть речи, общее значение.

2. Морфологические признаки: постоянные: неизменяемость, вид, возвратность; непостоянных признаков нет.

3. Синтаксическая роль.

Образец:

Сад, все больше редея , переходя в настоящий луг, спускался к реке (А.П. Чехов). Разберем слово редея.

1. Редея

1. Переходя - деепричастие, обозначает добавочное действие.

2. Морфологические признаки: неизменяемое, несов. в., невозвратное.

3. В предложении является обстоятельством.

Домашнее задание

№ 174; № 179; № 188 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание № 1. Образуйте возможные деепричастия от данных глаголов. Выделите суффиксы деепричастий. Не забывайте о виде глаголов.

Выполнить, мчаться, списать, хвалить, удивить, интересоваться, перейти, беречь, найти.

Задание № 2. Выпишите деепричастия из пословиц, раскрывая скобки. Выполните морфологический разбор одного из деепричастий.

1. (Не)давши слова, крепись, а давши, держись.

2. (Не)зная броду, (не)суйся в воду.

3. Рассердясь на блох, да и шубу в печь.

4. Снявши голову, по волосам не плачут.

5. Что имеем, не храним, потерявши, плачем.

6. (Не)расколов ореха, ядра не съешь.

1. Русский язык. Дидактические материалы. Раздел «Деепричастие» ().

2. Стихи о любви классиков, стихи про любовь - стихи лучших поэтов. Правила русского языка. Деепричастие ().

3. Интернет-портал xenoid.ru. Лекции и электронные учебники. Деепричастие ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.

Как трудно бывает школьникам, изучающим курс русской морфологии. Наш язык настолько разнообразен и порой сложен, что не каждому под силу его одолеть.

Например, деепричастие совершенного вида часто путают с причастием. Как запомнить раз и навсегда их особенности и отличия, рассмотрим далее.

Определение деепричастия

Для того чтобы верно определить, какая часть речи перед нами, необходимо знать о каждой самую основную информацию. Для начала нужно выяснить, на какие они отвечают вопросы. Деепричастия, например, с одной стороны очень похожи на глаголы (от них они и образуются), а потому имеют подобные с ними вопросы: «что делая», «что сделав». А с другой стороны, их нередко путают с наречиями. Как и они, деепричастия могут отвечать на вопрос «как».

Например: Спортсмен бежал, не оглядываясь . К этому слову можно задать одновременно два вопроса: бежал «как» и «что делая». Это объясняется происхождением деепричастий: они одновременно взяли признаки у наречия и глагола.

Если говорить о грамматическом значении, то здесь все несложно. Будучи похожими на глаголы, они тоже обозначают действие какого-либо предмета, но только не основное, а добавочное.

Например: Мама поливала цветы, напевая песню .

Главное, что делала мама - занималась поливом цветов. Но при этом она еще и пела. Однако это не главное, а второстепенное действие, которое она делала.

Виды

Все деепричастия во многом схожи со своим собратом - причастием. Оба они имеют сходные с глаголом Первые принято делить на Вспомним, что вид - это тоже глагольный признак.

Совершенный вид отвечает на вопросы, начинающиеся с буквы «С»: что Сделать? «уйти» (глагол), Что Сделавший? «прилетевший» (причастие), что Сделав? «покушав» (деепричастие).

Все они имеют значение уже законченного действия.

Несовершенный вид имеет противоположное значение - действие еще продолжается, отражается процессуальность. У глаголов - что делает? «гуляет», что делал? «рисовал», у причастий - что делающий? «решающий», деепричастие - что делая? «играя».

Как видим, у всех этих трех частей речи очень сходные вопросы.

Виды деепричастий отличаются по значению. Но их легко запомнить, достаточно задать вопрос и определить в нем наличие начальной буквы «С». Если перед нами деепричастие совершенного вида, вы без труда его отличите.

Суффиксы

Как известно, каждая часть речи имеет свои особенности в словообразовании. Деепричастие, как и наречие, никогда не будет изменяться, не имеет окончаний, зато активно образует новые слова с помощью суффиксов.

Они, в свою очередь, будут зависеть от вида.

Деепричастие совершенного вида будут образовываться от:

  • Глаголов, которые стоят в прошедшем времени. К ним прибавляются суффиксы «в», «ши», «вши». Например: Собравшись в стаю, птицы полетели на юг. Написав письмо, я отнес его на почту. Принесши мне палку, пес ждал продолжения игры.
  • Глаголов, находящихся в будущем времени. К таким формам присоединяются суффиксы «а» или «я». Например: Прочтя газету, отец вышел из комнаты.

Несовершенный вид причастий имеет немного иное формообразование:

  • Глаголы, находящиеся в настоящем времени плюс суффиксы «а», «я». Например: Гуляя в парке, мы любовались красотой природы. Я прогуливался по городу не спеша.

Стоит запомнить, что деепричастие совершенного вида не могут образовываться от таких глаголов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь; «-нуть»: прыгнуть, прибегнуть, пахнуть, а также если основа глагола будет заканчиваться на шипящий: пишу, ношу, вяжу.

Разбор деепричастия

Зная все признаки каждой из частей речи, можно приступать к их анализу.

Разберем его в следующем предложении: Выполняя домашнюю работу, будь внимателен.

Выполняя - деепричастие.

1. Значение - добавочное действие, поскольку отвечает на вопрос «что делая?»

2. Нач.форма: что делать? Выполнять (глагол, который его образует)

3. Постоянные признаки:

  • Неизменяемость (у него нет окончаний)
  • Вид (определяем по образовавшему его глаголу) - несовершенный

4. Синтаксическая функция - обстоятельство. Входит в состав причастного оборота.

Воспользовавшись нашими советами, а также примером разбора, вы легко сможете отличать деепричастия от других частей речи. Главное, тщательно разобраться в в правилах и неукоснительно следовать им.