Добро и зло в понимании булгакова. Мини-сочинение на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита

Сочинение

Тема: М.А.Булгаков “Добро и зло в романе Мастер и
Маргарита”

На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с добром и злом. Поэтому вопрос, что есть добро и что есть зло будет волновать человечество всегда. Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова
"Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, автор показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла.

«Мастер и Маргарита» построен как роман в романе: в одной книге описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события библейских времен. И мотивы и сюжеты обоих романов постоянно перекликаются.
Тема добра и зла развивается на протяжении всей книги.

Прежде всего, раскрытие проблемы добра и зла связано с образом
Воланда, одним из главных персонажей романа Мастера. Вопрос заключается в том, творит ли Воланд зло? Мне кажется, что нет, он не несет людям зло.
Булгаков недаром пишет, что он "вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Воланд указывает на пороки людей и провоцирует их на проявление этих качеств. Так, например, в сцене в Варьете, когда люди бросались за деньгами и одеждой, Воланд продемонстрировал человеческую жадность. Воланд точно определяет "кто есть кто": Степа Лиходеев, известный человек в культурном мире Москвы, - бездельник, развратник и пьяница; Никанор Иванович Босой- взяточник; Фокин, буфетчик "Варьете",- вор; барон Майгель, служащий одной из контор, - доносчик, а "тщательно маскирующийся под пролетария" поэт А.
Рюхин - закоренелый лицемер

В слово "добро" автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни. Очень важна для автора идея Иешуа, что «все люди добрые". То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть "двенадцать тысяч лун" назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. "Изменились ли эти горожане внутренне?"--прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает, что
"нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы". Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, "самым тяжким" из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры.

Итак, тема добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение того зла, которое несут в романе Воланд и его свита, - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Автор считает только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам. Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя - идеал.
Мастер - тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Поэтому автор дарует ему тот покой, о котором мечтал герой. На земле у Мастера остался ученик и бессмертный роман, которым суждено продолжать борьбу добра со злом. На мой взгляд, М.
Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом, действительно, еле заметна: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Да и в жизни, делая добро, мы можем и не замечать, как наши поступки порождают зло.

(418 слов) Практически каждый день человеку приходится делать выбор между добром и злом. Два этих понятия фактически нельзя разделить. Невозможно и сказать однозначно, что кто-то из нас исключительно добрый или исключительно злой. В том числе об этом писал М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита».

Перед нами предстают два романа, действия которых причудливым образом переплетаются, хотя это становится заметным не сразу. Первый мир — 20-30-х годов прошлого столетия, второй − библейских времён. Их объединяет стремление героев познать истину и найти её. Булгаков верил, что истина состоит в приобщении к Богу.

Иешуа Га-Ноцри в романе предстаёт жестокому и несмелому прокуратору Иудеи в образе человека, а читателям − в образе сына Божьего. В данном случае речь идёт не о торжестве зла, а о предательстве добра. Почему? Имеющий власть Понтий Пилат понимал, что молодой человек только хотел всем помочь, но всё же отправил его на казнь. Казалось бы, зло победило добро. Но не всё так однозначно. Прокуратор не был злым, он просто оказался в подчинённом положении по отношению к государству. То же самое происходит практически в наше время. Безымянные герои или такие люди, как Никанор Босой, не являются ни добряками, ни злодеями. В плену обстоятельств они вынуждены поступать так, как предписано.

А вот Иешуа несёт людям свет и радость, он свободно выражается, высказывает мнения о правде и истине, об идеалах и ценностях. Его главная идея − о торжестве справедливости, отсутствии какой-либо власти. Герой верит, что в каждом человеке преобладает доброе начало. Надо лишь разбудить его.

Но вот на сцене появляется Воланд − противоположность Иешуа. Он считает зло преобладающим началом души. Разбудить «тёмную сторону» очень просто. Герой моментально выявляет пороки тех, кто встречается на его пути, и фактически уничтожает людей. Свита помогает ему. Воланд проводит в Москве три дня, и за этот короткий срок люди вокруг обнажают не только тела (вспомним сцену в Варьете), но и души.

Однако воплощённый Сатана, образ которого должен был бы внушать только страх, ненависть и презрение, неожиданно проявляет благородство, шутит, в общем, становится более человечным. Его роль в произведении − это роль вершителя судеб, восстановления равновесия. С одной стороны, таким образом он встаёт на сторону добра. С другой − будто мстит всем непорядочным, лживым, подверженным страстям людям.

Ещё один аргумент в пользу добра в романе − любовь Маргариты и Мастера, меняющая героев и окружающий мир. В одном из московских переулков вспыхнуло настоящее чувство − и город погрузился в хаос. Свершению божественной любви вдруг поспособствовал сам Сатана. И это, как мне кажется, свидетельствует о торжестве добра. Всепрощение, гуманность, поиск истины, в конце концов, побеждают всё то злое, минутное и напускное, что вынуждает людей идти по темной стороне жизни.

Порой жизнь бывает крайне непростой и непонятной. К сожалению, для правильных поступков не предусмотрены инструкции, поэтому такие вопросы, как «прощать — не прощать?» или «мстить – забыть?» становятся риторическими. Это стало почвой для многих литературных произведений, в частности, роман «Мастер и Маргарита» пропитан философией жизни и «напичкан» вопросами о человеческой добродетели.

  1. (Можно ли оправдать жестокость?). «Мастер и Маргарита» — роман, осветивший всевозможные философские темы и затронувший проблемы человеческой жизни. Произведение начинается с рассказа о двух приятелях — Берлиозе и Иване Бездомном, спорящих о вере людей, а точнее, о существовании Бога. В ход их беседы включается таинственный незнакомец, пытающийся рассудить господ в столь тонком вопросе. Однако товарищи проявили упрямство и отказались поверить в существование высших сил. Спустя совсем немного времени Берлиоз попал под трамвай. Мораль, заключенная устами Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Можно ли считать это жестокостью со стороны Сатаны, и, если да, то оправданной ли? С его стороны, он заслуженно наказал неверующих, преподал урок. С этого урока началась месть Воланда людям – таким грешным и безбожным. Упрекнуть его можно лишь в радикальности принятых мер, но ведь нельзя не согласиться, что наказания были заслуженными.
  2. (Ложная доброта, превратившаяся в жестокость) Может ли доброта обернуться жестокостью? Да, если обратиться к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – воплощение Сатаны, он на протяжении всей книги даёт людям жизненные уроки. Стоит вспомнить эпизод из театра Варьете. Воланд решил изучить изменившуюся натуру москвичей, и его свита обнажила человеческие пороки своими фантастическими фокусами. Во время этого представления граждане были в буквальном смысле щедро осыпаны деньгами, женщины одарены последними моделями платьев и самыми модными аксессуарами. Сатана не скупился на такие подарки, которые полностью подчеркнули меркантильность и скупость людей. Жадность, с которой они пытались ухватить «лакомый кусочек», превратила их в животных, которые готовы грызться за желаемую вещь. За своё поведение жадные москвичи поплатились сполна: были раскрыты грешные похождения зрителей, деньги превратились в пыль, а женщины и вовсе оказали обнаженными на улицах города. Воланд проучил поколение, испортившееся квартирным вопросом. Отсюда необходимо вынести, что доброта, воплощенная в поступке, нередко имеет под собой совершенно иные мотивы. Нередко именно она является орудием изощренной жестокости, которой так знаменит Сатана.
  3. (Доброта невозможна без самопожертвования) Что такое доброта? Я думаю, это качество включает в себя такой элемент, как готовность к самопожертвованию. К примеру, главная героиня романа «Мастер и Маргарита», отличающаяся добросердечием, оказалась в довольно непростой жизненной ситуации, со своими проблемами и вопросами без ответов. Ей явно нужна была помощь высших сил, чтобы разобраться в сложившейся обстановке. К её счастью, если так можно сказать, она оказывается интересна явившемуся в город Сатане – Воланду. Она удостаивается чести быть приглашённой на его Великий бал, да ещё и в качестве королевы. По соглашению с дьяволом, в конце бала девушка имела право на просьбу, которую неоспоримо должен был исполнить Воланд. Оказавшись на торжестве нечистых сил, Маргарита заполняет своё одиночество и страх новыми знакомствами. Так, на её пути встречается порочная Фрида, тронувшая героиню своей печальной историей. Жертва страдает от мстительного испытания за свой грешный поступок – она удушила своего нежеланного новорождённого ребёнка. Маргарита настолько проникается судьбой новой знакомой, что в конце бала использует свою просьбу на спасение Фриды от мук. Попросив не за себя, а за другого человека, Маргарита обескуражила участников бала, да и многих читателей. Вместо своего счастья она выбрала помощь нуждающемуся человеку, такая доброта с её стороны заслуживает отдельного поклона. Таким образом, готовность к самопожертвованию – это основной элемент доброты, без которого проявление данного качества невозможно.

Проблема добра и зла волновала умы писателей во все времена. Не обошла она и гениального литератора XX века Михаила Афанасьевича Булгакова . Роман «Мастер и Маргарита» писался в 1930-е годы, но был опубликован лишь в 1966 году. Его относили к разряду фантастического, реалистичного, гротескного и даже атеистического. Появление Иешуа Га-Ноцри , прототипа Иисуса Христа, и Сатаны в одном романе, вызвало небывалый интерес. Уже на примере этих персонажей можно было сделать вывод, что фабула произведения основана на борьбе добра со злом. Однако, не обязательно, чтобы это были разные люди, ведь добро со злом могут столкнуться и в одном человеке. Каждая личность, желает того или нет, стоит перед проблемой выбора. То же происходило и с героями романа «Мастер и Маргарита».

Булгаковский Иисус, Иешуа Га-Ноцри, является обычным человеком со своими страхами и слабостями. Он мог бы быть и вовсе слаб, если бы не его вера. Он искренне верит, что все люди на свете добрые и, что злых людей не бывает. Будучи честным человеком, он прямо говорит о своих убеждениях, не отрекаясь от них даже под страхом смерти. Он искренне верит, что когда-нибудь настанет время справедливости и на свете не станет жестокости. Такой выбор делает Иешуа и не отступает со своего пути. За это он наделяется Светом.

Ему противопоставляется прокуратор Иудеи – Понтий Пилат . Этот человек, наделенный властью и силой, также стоит перед выбором: помиловать невинного философа или казнить. Однако ему не хватает храбрости пойти против системы. Опасаясь доноса, он подписывает Иешуа смертный приговор, хотя уверен, что арестант не виновен. В результате это становится тяжким грузом на его совести. Чтобы как-то искупить свою вину, он лично организует убийство предателя Иуды из Кириафа. Но, как оказалось, Иешуа был прав. Искупить вину можно только искренним раскаянием, а не новым убийством. Только после раскаяния Пилату было даровано прощение.

Проблема выбора добра и зла стоит не только перед евангельскими героями, но и перед жителями Москвы 1930-х годов. Так, например, председатель крупного литературного издательства, Михаил Александрович Берлиоз , был наказан и обречен на смерть за неверие в существование Бога и дьявола.

И своего главного героя, именуемого Мастер , автор ставит перед выбором. Однако, поддавшись малодушию и слабости, тот повторяет действия Понтия Пилата. Он отказался бороться за свое произведение и предпочел его сжечь, хотя и знал, что оно достойно публикации. В противовес ему, Маргарита , возлюбленная мастера, занимает более активную позицию. Она готова бороться за благосостояние любимого и его творчества. Ради этого она даже идет на сделку с дьяволом, принимая его условия. У нее нет такой веры как у Иешуа, но зато есть всепоглощающая любовь, от которой она не отрекается. В результате она делает верный выбор. Несмотря на то, что она выбирает сторону сил тьмы, ее выбор не приносит никому горя и страданий.

На примере своих героев, автор всячески старается показать читателю, что в романе никто не совершает грехов по подсказке. Все, что происходит, это сознательный выбор каждого. Поэтому каждый человек в ответе за свои поступки, как хорошие, так и плохие.

М.А. Булгаков – роман «Мастер и Маргарита». В рома­не Булгакова сложно переплетаются понятия добра и зла. Во­ланд – сатана, традиционно должен быть абсолютным воп­лощением зла, но он зачастую восстанавливает справедли­вость на земле, разоблачая человеческие пороки. Самое же большое зло, по мысли Булгакова, сосредоточено в мире чело­веческого общества. И так было во все времена. Об этом пи­сал Мастер в своем романе, раскрывая историю сделки про­куратора Иудеи с собственной совестью. Понтий Пилат от­правляет на казнь ни в чем не повинного человека, бродячего философа Иешуа, так как такого решения ждет от него обще­ство. Исходом этой ситуации становятся бесконечные муки совести, одолевающие героя. Положение же в современной Булгакову Москве еще плачевнее: там нарушены все мораль­ные нормы. И Воланд словно пытается восстановить их не­зыблемость. За четыре дня пребывания в Москве сатана оп­ределяет «истинное лицо» многих персонажей-деятелей куль­туры, искусства, чиновников, местных обывателей. Он точно определяет внутреннюю сущность каждого: Степа Лиходеев, известный деятель культуры, – бездельник, кутила и пьяни­ца; Никанор Иванович Босой – взяточник и мошенник; про­летарский поэт Александр Рюхин – лжец и лицемер. А на сеансе черной магии в московском варьете Воланд в прямом и переносном смысле разоблачает гражданок, позарившихся на то, что можно получить даром. Примечательно, что все про­делки Воланда почти незаметны на фоне повседневной жиз­ни Москвы. Тем самым автор как бы намекает нам, что ре­альный быт тоталитарного государства, с его узаконенной партийной иерархией, насилием – это и есть главное дья­вольское действо. В этом мире нет места творчеству и люб­ви. Поэтому Мастеру и Маргарите нет места в этом обще­стве. И здесь мысль Булгакова пессимистична – для на­стоящего художника счастье на земле невозможно. В мире, где все определяется социальным положением человека, все-таки существуют добро и истина, но им Приходится искать защиты у самого дьявола. Таким образом, по мысли Булгакова, противостояние добра и зла вечно, но понятия эти относительны.

Здесь искали:

  • добро и зло в романе мастер и маргарита
  • добро и зло в романе мастер и маргарита сочинение
  • сочинение добро и зло в романе мастер и маргарита