Народная героиня франции Жанна Д’арк. Жанна Дарк — воин, мученица, святая

ЖАННА Д"АРК (Jeanne d"Arc) (ок. 1412–1431), святая, национальная героиня Франции, прозванная Орлеанской девой, родилась, возможно, 6 января 1412 в деревне Домреми на реке Мёзе, в северо-восточной Франции. Жанна была дочерью зажиточного крестьянина Жака д"Арк и его жены Изабеллы. Она была наделена острым умом и способностью убеждения, она обладала здравым смыслом, но книжного образования не получила. Жанна гордилась теми домашними навыками, которые получила от своей матери, выучившей ее прясть, шить и молиться. С самого детства она привыкла к схваткам и боям, поскольку действовавшие заодно английские и бургундские войска то и дело разоряли местность вокруг Домреми, оставшуюся верной королевскому дому Валуа. Бургундцы ответили на предательское убийство 10 сентября 1419 арманьяками их предводителя, герцога Бургундского Иоанна Бесстрашного (в причастности к этому преступлению подозревали дофина Карла), устройством в 1420 мирного договора в Труа, который был заключен между душевнобольным французским королем Карлом VI и королем Англии Генрихом V. Два года спустя оба короля умерли, и, в соответствии с договором, младенец Генрих VI, сын Генриха V, стал королем обеих государств. Умелый воин и политик герцог Бедфорд, дядя короля и регент, руководил продвижением английских и бургундских войск на Луару. В 1428 они дошли до Орлеана и начали его осаду. Дофина Карла, находившегося под влиянием арманьяков, признали в качестве короля на юге и юго-западе страны, однако он ничего не делал ни для утверждения своих королевских полномочий, ни для поддержки зарождавшегося национального движения против англичан.

Деревня Домреми и весь этот район Шампани оставались верны Карлу благодаря тому, что поблизости в Вокулёре размещался отряд королевских войск. С 13 лет Жанна слышала «голоса» и имела видения, в которых ей являлись ее любимые святые и множество ангелов, побуждавшие ее спасать Францию. Она говорила, что с началом осады Орлеана голоса сделались громче и повелели ей отправиться к Орлеану и снять осаду, а затем отвести дофина в Реймс, чтобы короноваться там в соответствии с традицией французских королей. В феврале 1429 Жанна явилась к Роберу де Бодрикуру, капитану королевского отряда в Вокулёре. Поверив наконец в священную миссию Жанны (то было уже третье ее посещение, первые два были в мае 1428 и в январе 1429), Бодрикур дал ей несколько людей в сопровождающие, и Жанна в мужской одежде, заимствованной у одного из них, Жана Нуйонпона (Жана из Меца), направилась в ставку Карла, в замок Шинон, находящийся примерно в 150 км к юго-западу от Орлеана. 6 марта состоялась первая встреча Жанны с королем, которого она узнала несмотря на то, что он намеренно замешался в большой толпе придворных. Сначала к ней отнеслись с подозрением, но затем Карл и многие из близких ему людей поверили, что она послана ему на помощь Богом. Вначале в Шиноне, а затем в Пуатье Жанне были устроены испытания и допросы. После этого она почти весь апрель прождала в Туре, пока наконец не были собраны достаточные по численности войска. Во главе этого отряда Жанна, облаченная теперь в белые доспехи, изготовленные специально для нее, отправилась к Орлеану. Она ничего не знала о стратегии и тактике, но обнаружила здравый смысл, атаковав осаждавших с севера, где они не имели укреплений. Французы яростно сражались, и англичане уступили, сочтя, что Жанна находится в сговоре с дьяволом. Осада с Орлеана была снята 8 мая 1429, после чего французы одержали еще ряд побед, а в конце июня, встречая слабое сопротивление, двинулись на север. В сопровождении Жанны и войска Карл вступил в Реймс 16 июля 1429. На следующий день Жанна стояла близ во время его помазания на королевство.

После этого Карл приложил мало усилий для того, чтобы помочь Деве в деле изгнания врагов из северной Франции. 8 сентября 1429, возглавляя неудачную атаку на Париж, Жанна была ранена, и тогда король повел свою армию обратно на Луару. Престиж Жанны начал падать, но ее желание продолжать сражаться за Францию не ослабевало. После того как основные силы французов отказались от попытки прийти на помощь Компьеню, Жанна с небольшим верным ей отрядом вошла в город. 23 мая 1430 бургундцы взяли ее в плен во время смелой вылазки за пределы городских стен. Карл VII не предложил выкупа, и бургундцы продали Жанну англичанам за 10 тыс. ливров. Переговоры об этом вел епископ Бове Пьер Кошон, изгнанный из своей епархии войсками Карла. Именно он встал весной 1431 во главе специального суда французского духовенства в Руане, который судил Жанну как ведьму и еретичку. Результат разбирательства был предрешен, мужественная и умелая защита Жанны ей не помогла. В мае, главным образом по причине отказа Жанны покориться церкви, поскольку она заявляла, что ответственна только перед Богом, она была признана виновной в ереси и отлучена. Подписав под давлением признание своей вины, Жанна возвратилась в церковь, но была осуждена на пожизненное заключение. В дальнейшем Жанна отказалась от своего признания, снова надела мужское платье и настаивала на том, что направляющие ее голоса исходят от Бога. Тогда церковный суд осудил ее как вторично впавшую в ересь и передал светским властям для совершения казни. 30 мая 1431 Жанна д"Арк была заживо сожжена на костре на площади Старого рынка в Руане.

Карлу VII удалось уговорить бургундцев пойти на заключение с ним сепаратного мира в Аррасе в 1435, а смерть герцога Бедфорда в следующем году лишила Англию мудрого правителя. Карл заключил с англичанами ряд перемирий, провел реорганизацию армии и государственных финансов, после чего возобновил войну. С падением Бордо в 1453 англичане лишились всех своих владений во Франции, за исключением Кале. Теперь Карл попытался очистить свою запятнанную репутацию, реабилитировав Жанну. Дело было вновь рассмотрено в церковном суде, состоявшемся в Руане в 1455, и приговор отменили. В 1909 Дева была признана блаженной, а 16 мая 1920 состоялась ее канонизация папой Бенедиктом XV.

Орлеанской девы, поразительна до такой степени, что некоторые сомневаются: а было ли все так в действительности? Вне всякого сомнения, было. На это счет существует множество свидетельств в исторических источниках: хроники, письма, судебные протоколы, сохранившиеся и во Франции, и в Англии.

О Жанне Д’Арк написаны целые библиотеки научных трудов и художественных текстов. О Жанне писал Анатоль Франс; крайне субъективно, но от этого не менее интересно – Вольтер. И споры вокруг личности удивительной французской героини не утихают.

Ее жизнь в истории составляет неполные 3 года – довольно короткий срок. Однако эти 3 года сделали ее бессмертной.

Она изумляла. Хотя абсолютно неправильно создаваемое порой школьными учебниками впечатление, словно она победила англичан. Нет, не только она, но и Франция в целом в те годы англичан в Столетней войне не победила. Это случилось позднее. Неверно и то, что Жанна д’Арк возглавила народное движение. Нет, ничего такого не было. Она была полководцем короля.

Родилась она предположительно 6 января 1412 г. Как всегда в Средние века, дата рождения неточная. Зато трагически бесспорно, что эту совсем еще юную девушку сожгли 30 мая 1431 г. на площади в Руане.

После ее смерти неоднократно возникали скандальные слухи, появлялись самозванки, которые назвали себя ее именем. Это закономерно. Жанна – слишком чистый, слишком светлый образ, кажущийся идеальным. А у людей, как видно, есть в природе низменная потребность – бросить в эту чистоту ком грязи.

Как ни печально, первым стал бросать грязь великий Вольтер. Ему это показалось нелепым – девушка (девственница в более точном переводе с латыни), символ чистоты, в окружении солдат. Однако если посмотреть повнимательней на ее жизнь, всему можно найти объяснение.

Родом Жанна из деревни Домреми. По происхождению она крестьянка, пастушка. Ее фамилия – Дарк; написание д’Арк, свидетельствующее о дворянстве, появилось в последствии. Некоторым из тех, кто нападает в наше время на Жанну, попросту не хочется признавать историческую роль человека из народа. Вот почему неоднократно подвергалось сомнению ее крестьянское происхождение. Появились версии о том, что она побочная дочь развратной королевы Изабеллы, отправленная в деревню младенцем.

Между тем на процессе реабилитации Жанны д’Арк была собрана масса свидетельств. Очевидцы сообщали о ее детстве, юности, о том, как она принимала участие во всех деревенских праздниках, когда девушки водили хороводы.

Жанна родилась во время Столетней войны, за три года до возобновления этого великого противостояния двух ведущих западноевропейских королевств. Официально война шла с 1337 г. Произошло несколько крупнейших сражений – и все были неудачны для французов. 1340 год – разгром французского флота при Слейсе, 1346 год – разгром французской армии в пешем сражении при Креси, 1356 год – победа меньшего по численности английского отряда под командованием Черного принца Эдуарда над войском французского короля при Пуатье. Французская армия с позором бежала, король попал в плен. В стране крепло ощущение национального позора.


Сразу после битвы при Пуатье в народе появилась идея человека из простой среды, который должен принести спасение. В одной из хроник имеется рассказ о некоем крестьянине, который пересек всю Францию. Дело в том, что ему во сне явился ангел и велел идти к королю, передать, чтобы тот не принимал боя у Пуатье. Как ни поразительно, крестьянин в действительности смог добраться до короля, попал в его шатер. Король выслушал и сказал: «Нет, я рыцарь! Сражение отменить не могу».

1360 год — был заключен тяжелейший для Франции мир в Бретиньи: по нему приблизительно половина французских земель находилась под властью Англии. Появилась угроза самому существованию французского королевства и династии Валуа – побочной ветви Капетингов, правивших страной с IX столетия. Это древнее, стабильное, сильное, когда-то прочное королевство могло попросту исчезнуть!

Итак, Франции уже практически нет. При этом многие из крупных феодалов признали Генриха V будущим королем Франции. Некоторые стали его союзниками, как, к примеру, герцог Бургундский.

А тем временем девочка Жанна подрастала в своей деревеньке. Ей было 13 лет, когда она в первый раз услыхала голоса святой Екатерины, святой Маргариты и святого Михаила, которые начали передавать ей волю Божью, связанную со спасением страны. То, что она услышала голоса, вовсе не уникально. Есть такое явление – средневековое визионерство.

Видения, голоса свыше вполне реальны для человека Средневековья, с его неспособностью и нежеланием разделять непроходимыми границами жизнь небесную, потустороннюю, и здешнюю, земную. Для него все это цельно, едино. К примеру, при дворе дофина Карла, который не отправился в изгнание, а засел на юго-западе Франции, охотно принимали и любили всяких колдунов и пророков. Это вообще фигура не такая уж необычная для эпохи.

Юридически король Англии уже властвовал во Франции. Но французы не подчинились! Дофин Карл объявил, что он законный наследник, а его сторонники короновали его в Пуатье. Это была не та традиционная коронация, которая, по многовековой традиции, проводится в Реймском соборе, где хранится священный елей для помазания королей. И все-же к Карлу устремились надежды тех, кому было бесконечно дорого уже родившееся понятие «Франция». Не вполне законный король стал центром патриотических сил.

И вот 16-ти летняя девочка Жанна в мае 1428 г. в сопровождении дальнего родственника пришла к коменданту ближайшей крепости Вокулер Бодрикуру и сказала, что ей надо отправиться к дофину Карлу, потому что у нее поручение от Бога. Во-первых, она должна встретиться с дофином и получить право снять осаду с Орлеана. Во-вторых, добиться коронации наследника в Реймсе. Божья воля – признать законность его происхождения. Большей моральной поддержки ему в тот момент оказать было нельзя. Ведь для него главный вопрос – чей он сын, короля или нет.

Вначале Бодрикур отказывается, сочтя все это полнейшим бредом. Но девочка так и стояла у него под окнами в красном платье (кажется, оно было у нее единственное).

После комендант крепости выслушал ее еще раз. Говорила она просто, но нечто гениальное было в ясности ее ответов, в ее убежденности. А Бодрикур, возможно, слышал, что при дворе дофина любят пророков. Это давало ему шанс: а вдруг и его заметят, если он сможет помочь этой девушке. Хотя не исключено, что он ей действительно поверил. От нее исходило что-то необычайное – в скором времени в этом убедились тысячи людей.

Жанне дали сопровождающих, и она отправилась к Карлу, у которого была получена аудиенция. В зале, куда ее привели, было много людей. Карл захотел, чтобы она сама смогла определить, кто здесь дофин.

И она его узнала. Как это могло получиться у простой крестьянки?

Как бы там ни было, между дофином и Жанной состоялся короткий разговор с глазу на глаз. И после этого он дал согласие на то, чтобы ее проверила специальная комиссия, которая удостоверится, что она не является посланницей сатаны.

В Пуатье собралась комиссия богословов и беседовала с Жанной. Проверили и то, что она дева. Это было в особенности важным. В массовом сознании существовала такая идея: женщина погубит Францию, а девушка спасет.

Откуда такое представление? Страна монархическая, движется к абсолютизму, растет роль королевского окружения. Несколько сюжетов времен Столетней войны народ связал с дурным влиянием женщин на королей.

Супруга Карла VI – Изабелла Баварская. Иностранка, что уже нехорошо. Муж безумен. Идеальное поведение жены при этом вряд ли возможно. Трудно сказать, была ли она такой уж развратной или просто политически выбрала себе в сторонники герцога Орлеанского. Договор в Труа также вдохновляла Изабелла. Она смогла уговорить мужа подписать этот страшный документ. И молва твердила: женщины губят Францию.

А спасет девушка. У этих представлений библейские истоки: Богоматерь – символ чистоты, непорочности.

В самые трудные минуты жизни христиане обращаются к ее образу. Ко времени появления Жанны при дворе дофина Карла в хрониках была уже масса записей о Деве. Люди ожидали ее появления. Это случай массового эмоционального верования – проявление «коллективного бессознательного», как называли это представители французской исторической Школы Анналов.

Жанна возглавила снятие осады с Орлеана. Она сражалась бесстрашно. Маленькая фигурка в светлых доспехах, которые были изготовлены специально для нее, первой шла на штурм небольших крепостей вокруг Орлеана. В этих крепостях (их называли бастидами) засели осаждавшие город англичане. Жанна была идеальная мишень для них. При взятии бастиды Турели ее ранили, стрела попала в правое плечо. Жанна упала, к восторгу своих врагов.

Но она сейчас же потребовала, чтобы стрелу извлекли, и вновь ринулась в бой. И все-же ее смелость – не главное. Ее противники англичане также средневековые люди. Они верили, что Дева способна творить чудеса. Записей о таких «чудесах» сохранилось немало. Так, когда Жанна Д’Арк с небольшой охраной направлялась ко двору дофина, надо было переправиться через реку, однако поднялся сильный ветер. Жанна сказала: надо немного подождать, ветер переменится. И ветер изменил свое направление. Могло такое быть? Конечно! Но люди все объясняют чудом, в которое им всегда хочется верить.

Присутствие Жанны Д’Арк породило невиданное воодушевление французского войска. Солдаты и их командиры (к примеру, свято веривший в миссию Девы герцог Алансонский) буквально переродились. Они смогли выбить англичан из бастид, разрушая кольцо осады. Все знали, что сказала Жанна о пути, который ведет к освобождению Франции: «Солдаты должны сражаться, а Бог дарует им победу».

Совсем противоположные перемены произошли в войском войске. Англичане были потрясены неожиданной и такой стремительной переменой военного счастья, начали верить в божественную волю, выступающую на стороне французов. Поползли слухи, что еще в начале осады Бог указал англичанам на необходимость уйти из-под стен города тем, что допустил нелепую гибель главнокомандующего, знаменитого полководца графа Солсбери. Овеянный славой популярный военачальник погиб не в сражении. Он был убит ядром при перестрелке у стен Орлеана.

1429 год, 8 мая — осада с Орлеана была снята, город освобожден. Первый пункт поручения, полученного Жанной Д’Арк свыше, выполнен.

С этого времени Жанна Д’Арк – официальный полководец короля. Она в своих светлых доспехах, с мечом, который чудесным образом найден в алтаре, с белым знаменем – символом чистоты. Правда, во Франции белый цвет еще и символ траура.

Остался второй пункт. И Жанна ведет короля Карла VII к Реймсу. Ей открывают ворота занятых англичанами городов, выносят ключи, толпы людей выбегают навстречу. Если же этого не происходит, ее войско принимает бой. Жанну окружили полководцы, которые поверили в нее, – прекрасные воины, имевшие большой опыт. И соединились две эти силы – духовная и чисто военная.

В Реймсе была проведена коронация. Сколько картин написано на эту тему! Каждая эпоха изображает это событие по-своему. Но, видимо, можно не сомневаться, что Жанна Д’Арк стояла рядом с королем, теперь законным Карлом VII. Она ехала вместе с ним по улицам Реймса, и в криках толпы «Да здравствует Дева!» звучало чаще, чем «Да здравствует король!». Не всякий человек это выдержит, в особенности такой, как Карл, жаждущий самоутверждения после долгих лет унижений.

Наверно, в этот момент победы и славы Жанне Д’Арк и следовало возвратиться домой. Но она не хотела. Известно ее высказывание: «Я должна биться до конца. Это благородно». Она искренне в это верила. И затеяла взятие Парижа.

Вот начало трагедии. Не потому, что это было невозможно в военном отношении. Попросту к тому времени король стал уже ей враждебен: он не желал, чтобы Париж был освобожден руками какой-то крестьянки.

Показательно, что Жанна Д’Арк ничего не попросила у короля для себя лично – только освобождения от налогов для жителей ее родной деревни. И даже эту привилегию дали не навсегда: потом было изменено районирование, уточнились границы – и все, крестьяне из Домреми всех преимуществ лишились.

Для себя же Жанне ничего не было надо – только биться дальше. Надо заметить, в этот момент она перешла к той части своей деятельности, которая ей свыше не предписывалась.

Состоялась битва за Париж. Англичане отчаянно сопротивлялись. По одной из версий, до них дошли слухи, что Жанна утратила девственность и теперь им не страшна. Но главное – в разгар штурма король отдал приказ трубить сигнал отбоя. Полководцы, не могли не подчиниться приказу короля. Штурм не удался, а Жанна Д’Арк была ранена в бедро. Враги злорадствовали: она не является неуязвимой! Но она никогда себя неуязвимой и не объявляла.

После этой неудачи Жанна почувствовала, что все изменилось, ее вытесняют: не слушают, не приглашают на военный совет. И в апреле 1430 г. она покинула двор. Она присоединилась к войску, которое отбивало у англичан замки и крепости в долине реки Луары.

1430 год, 23 мая — под городом Компьен она оказалась в плену. Перед ней опустилась решетка ворот, когда она возвращалась в город после вылазки. Она попала в руки бургундцев. В декабре они перепродали ее англичанам. Неизвестно точно, была ли Жанна Д’Арк предана под Компьеном. Зато нет сомнений, что ее предали раньше – под Парижем, как предали и позднее, когда не пытались отбить или выкупить у англичан.

Англичане решили судить Жанну, обвинив ее в том, что она служила дьяволу. Карл VII побоялся предложить за нее выкуп. Судя по всему, он допускал, что она дрогнет, отречется, признает, что она от дьявола. Тогда из чьих же рук он получил корону?

Тяжелейший процесс длился с января по май 1431 г. Расследование возглавлял французский эпископ Кошон, в переводе с французского – «свинья». С того времени слово «кошон» связывают во Франции с темой национального предательства. Неправедный церковный суд признал ее виновной в ереси.

Она смогла сохранить свои убеждения, веру в то, что она посланница Бога, хотя был момент, когда она дрогнула. Она готова была признать, что грешила, потому что носила мужской костюм. На суде она очень умно отвечала, «находясь все время среди мужчин, где гораздо приличней быть в мужском костюме».

Через 20 с лишним лет, в 1456 г., Карл VII, который продолжал воевать с англичанами и вошел в историю как Победитель (к 50-м годам XV столетия англичан вытеснили из Франции), организовал процесс реабилитации Жанны д’Арк. Теперь ему надо было закрепить в памяти поколений светлый образ Девы. Были вызваны многочисленные свидетели, которые рассказали о ее жизни, ее чистоте. Вынесен приговор – аннулировать осуждение Жанны д’Арк как необоснованное. А в 1920 г. католическая церковь причислила ее к лику святых.

Сегодня мы понимаем, что именно во время короткой жизни Жанны сложилась и встала на ноги французская нация. А также французская монархия. И Вольтер не любил Жанну именно потому, что видел в ней отчаянную поборницу монархии, не понимая, что в Средние века король и нация, король и Франция – это одно и то-же. А Жанна Д’Арк навсегда подарила нам прекрасную светящуюся точку своей жизни, неповторимой, как шедевр искусства.

Детство Жанны


Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми на границе Шампани и Лотарингии в семье обедневших дворян (или зажиточных крестьян) Жака д’Арк и Изабеллы де Вутон по прозвищу Роме (римлянка) из-за её паломничества в Рим.

Год рождения Жанны с точностью неизвестен. Дата 6 января 1412 года чисто предположительна, и утвердилась с тех пор, как ее упомянул в своей булле папа. Ничего удивительного в этом не было - точные сведения о дне и месяце рождения в те времена не всегда сохранялись даже для детей королевской крови. Что касается Жанны, то, как выяснилось, в Домреми не существовало даже церковной книги, где делались бы записи о крещении.

Жанну назвали одним из самых распространенных женских имен для того времени - его носили от трети до половины девочек ее поколения. Через три дня после рождения, как то и требовалось по обычаю, Жанну крестил деревенский священник. Купель Жанны сохраняется до сих пор - ее можно и сейчас увидеть в приходской церкви деревни.

Ходить в школу девочке не полагалось, с юных лет ее готовили к будущей роли жены и матери. Жанетта училась прясть лен и шерсть, шить одежду - «даже не столько из необходимости, но для того, чтобы изгнать лень - мать всех пороков». Кроме того, она пасла деревенское стадо, когда к тому была ее очередь, работала в огороде и в поле, полола, рыхлила землю, ходила за плугом, ворошила сено. Единственное, что, пожалуй, отличало ее в это время от друзей и подруг была страсть к рисованию. По свидетельствам более позднего времени весь фасад дома, где она жила «покрыт был рисунками, выполенными ее рукой, но время их не пощадило».

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне - музей. Источник фото: parisgid.ru

В семье было пятеро детей, из которых Жанна была, видимо, предпоследней или даже младшей. По всей, видимости, семья была сплоченной и дружной. Братья Пьер и Жан, с начала и до конца сопровождали Жанну в ее походах, причем Пьер даже попал в плен вместе с ней, и с большим трудом освободился, после уплаты выкупа оставшись почти нищим.

Семья была достаточно набожной, в том смысле как «религию» понимали в то время. Д’Арки обязательно держали пост, исправно посещали церковь, отмечали основные праздники, платили десятину. Первые уроки религии Жанна получила от матери. По свидетельству приходского священника Грё, Жанна была очень религиозной (друзья порой даже поддразнивали ее за это). Ее постоянно видели во время совершения воскресных и праздничных месс, также когда колокола били к заутрени, она тут же прерывала пахоту или работу в саду, чтобы опуститься на колени, и прочесть положенные молитвы. Зачастую ее видели на коленях перед священником, кающуюся в своих прегрешениях.

Каждый из нас слышал легендарное имя Жанны Д’Арк, народной героини Франции, юной девушки, спасшей свою Родину от английских захватчиков во время Столетней войны .

Появление Жанны на политической и военной арене тех событий обозначило новый виток в судьбе Франции, и это действительно было спасением для страны, иначе, кто знает, чем могла закончиться война между Англией и Францией, которая длилась целых 116 лет.

Сегодня мы поговорим о бесстрашной девушке, сумевшей возглавить французские войска, вселить в них боевой дух и привести Францию к победе.

А во Франции в это время бушевала Столетняя война, о которой мы подробно говорили уже на нашем сайте.

Кроме того, бедная Франция буквально раздирается на части междоусобными войнами между Бургундцами и Арманьяками. То тут, то там вспыхивают крестьянские восстания, чего только стоили стране Парижское восстание во главе с парижским прево Этьеном Марселем и Жакерия.

Король Карл VI Безумный умер, Франция по договору, подписанному в Труа, перешла во владение Англии, а настоящий наследник французского престола, будущий король Карл VII вынужден скрываться.

Вот такие события предшествовали появлению Жанны Д’Арк, и она пришла как нельзя вовремя.

Несколько слов о народной героине

Считается, что дата рождения Жанны – 1412 год, хотя историки расходятся во мнении. Девушка родилась в деревне Домреми, которая находилась на границе провинций Шампань и Лотарингия. Некоторые считают, что она родилась в семье обедневших дворян, другие же утверждают, что её родители были зажиточные крестьяне.

Жанна уверяла, что в 13 лет впервые услышала голоса архангела Михаила, а также святой Екатерины Александрийской и, как считается, Маргариты Антиохийской, которые время от времени являлись ей и в видимом облике. Девушка утверждала, что спустя некоторое время они открыли ей, что именно она, Жанна, должна снять осаду с Орлеана, возвести дофина на трон и изгнать английских захватчиков из королевства.

Жанна понимала всю ответственность возлагаемой на неё миссии. Она не испугалась, и ей исполнилось 16 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Роберу де Бодрикуру и там объявила о своей миссии. Конечно же, её высмеяли, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, но через год снова повторила свою попытку. Капитан Робер де Бодрикур, поражённый её настойчивостью, на этот раз был более внимателен и согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к дофину. Кроме того, он снабдил девушку мужской одеждой - шапероном, хуком и шоссами. Жанна до конца предпочитала одеваться именно так, говоря, что в мужской одежде ей легче будет воевать и при том не вызывать к себе нездорового внимания со стороны солдат.

Жанна преодолела расстояние от Домреми до замка Шинон (резиденции дофина Карла) за 11 дней и 4 марта 1429 года Жанна прибыла в этот замок. Дофин Карл воспользовался тем, что девушка писала ему в письме, что непременно узнает его. Карл устроил ей проверку, посадив на трон другого человека вместо себя, а сам встал в толпе придворных. Тем не менее, Жанна выдержала этот экзамен и узнала Карла. Она объявила дофину, что послана Небом для освобождения Франции от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана. В Шиноне Жанна изумила будущего Карла VII своим мастерством в верховой езде, совершенным владением оружия.

Жанна Д»Арк

Однако, дофин Карл не решался сразу поверить юной девушке, он колебался. Сначала он приказал, чтобы опытные матроны подтвердили девственность Жанны, после этого отправил её в Пуатье, где она должна была пройти допрос богословов, а также отправил гонцов на её родину. После того, как не было найдено ничего, что могло бы опорочить репутацию Жанны, Карл решился передать ей командование войсками и назначил её главнокомандующим. Ведущие французские военачальники должны были пойти под её командование. Определяющую роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость и права на престол, в которых многие сомневались, включая самого Карла.

Жанна – талантливый военачальник

После того, как Жанну назначили главнокомандующим, для неё изготовили доспехи, знамя и хоругвь. Меч для неё нашли в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа по повелению самой Жанны. Согласно легенде, этот меч принадлежал самому Карлу Великому.

Во главе армии она выступила к Орлеану. Весть о том, что армию возглавила посланница Бога, воодушевила солдат и вызвала необычайный моральный подъём в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, вновь обрели храбрость и надежду.

29 апреля Жанна с небольшим отрядом проникает в город Орлеан. И уже в начале мая её армия одерживает первую победу, взяв бастион Сен-Лу. Победы следуют одна за другой, и вскоре англичане принуждены снять осаду с города. Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники посчитали невыполнимой, Жанна д’Арк всего за несколько дней.

После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой» (la Pucelle d’ Orlé ans ). День 8 мая (день снятия осады с города) до наших дней отмечается каждый год в Орлеане, как главный праздник города. В следующие несколько дней июня Жанна одерживает одну победу за другой.

Жанна отправилась к дофину и убедила его отправиться на миропомазание в Реймс, то есть короноваться на французский престол. 17 июля Карл был торжественно миропомазан в Реймсском соборе в присутствии Жанны д’Арк, это вызвало необычайный всплеск национального духа в стране. Французы ликовали, они видели в Жанне свою надежду.


Жанна на поле битвы

После коронации девушка убеждала Карла начать наступление на Париж, тем более, что ситуация была благоприятной, в стане англичан было смятение, однако Карл колебался. Атака на столицу Франции была предпринята только в сентябре, однако Карл отдал приказ отводить армию к Луаре, и 21 сентября армия была распущена.

Весной 1430 года военные действия по наступлению на Париж были возобновлены, но проходили вяло. Жанне постоянно ставили препоны королевские придворные. В мае Жанна приходит на помощь Компьени, осаждённой бургундцами. 23 мая в результате вероломного предательства (был поднят мост в город, что отрезало Жанне и её войску путь для отхода) Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Король Карл, который стольким был ей обязан, не сделал ничего, чтобы спасти Жанну; он снова колебался, испугавшись последствий. Бургундцы продали Жанну англичанам за 10 000 золотых ливров. В ноябре-декабре 1430 года Жанна была перевезена в город Руан в Нормандии.

Ложное обвинение

Конечно же, юная девушка, сумевшая одержать столько побед и вселить боевой дух смелости в сердца французов, вызывала ненависть и страх у врагов.

Формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, но, несмотря на это, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Процесс суда возглавлял епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции (предатели были и среди своих).

Жанну бросили в тюрьму, где содержали в ужасных условиях, с ней грубо обращались, а английские стражники оскорбляли её. Жанну пытались заставить сознаться с ереси и связи с дьяволом. Поскольку девушка мужественно и стойко опровергала все обвинения, судьи прибегли к тем фактам, где добровольное признание Жанны не требовалось: её обвинили в ношении мужской одежды и пренебрежении авторитета Церкви.

Народная героиня Жанна Д‘Арк была приговорена к сожжению на костре заживо. 30 мая 1431 года приговор был приведен в исполнение. На голову девушки надели митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костер. С высоты костра Жанна крикнула: «Епископ, я умираю из-за вас! Я вызываю вас на божий суд!». Она попросила дать ей крест, палач протянул ей две скрещенные хворостины. Огонь охватил Жанну, она крикнула «Иисус!», все плакали от жалости. Пепел народной спасительницы был рассеян над Сеной.

После казни

После гибели Жанны Франция не успокоилась, французское ополчение продолжало гнать англичан со своей земли. Франция продолжала одерживать победу за победой и освобождать свои города и провинции от врага. В 1453 году французы взяли Бордо, это и положило конец Столетней войне.

После окончания войны король Карл VII занялся процессом реабилитации Жанны. Её дело было пересмотрено и в суде над ней нашли множество грубейших ошибок. Процесс суда над девушкой был объявлен недействительным, и доброе имя Жанны было восстановлено.

Жанна Д‘Арк сегодня

Имя народной героини не забыто, оно остается в сердцах людей по сей день, оно вдохновляет художников, режиссеров, писателей, даже обычных обывателей.

Каждый год 8 мая во Франции отмечается «День Жанны д’Арк». В честь народной героини назван астероид (127) Жанна, который открыли в 1872 году. Именем национальной героини назван французский крейсер-вертолетоносец «Жанна д’Арк», который был спущен на воду в 1964 году.

В литературе о ней писали произведения Шиллер, Марк Твен, Анатоль Франс и другие. В музыке Жанне посвятили целые симфонии и рок-оперы различные композиторы и музыкальные коллективы. В живописи образ Жанны встречается у Гогена, Рубенса, Энгра. Жанна – героиня кинематографа, мультфильмов, аниме и даже компьютерных игр.

С Францией связан образ одной девушки: трогательной и героической Жаннеты из Домреми, земли Лотарингской. Истории она более известна, как Жанна д’Арк или Орлеанская Дева. Эта юная особа сделала для Франции столько, сколько не смогли бы свершить и сто мужей. «Она небесное дитя Святой Природы», - писал Шиллер в своей романтической трагедии, посвященной Жанне д’Арк и тем историческим событиям, благодаря которым никому неизвестная француженка стала национальной героиней.

«Реальная история еще не написана»

  • В Орлеане на площади Мартруа;
  • В Вокулере;
  • В Реймсе;
  • В Домреми.

В Париже сразу несколько статуй: в Соборе Парижской Богоматери, у Собора Сакре-Кер , на улице Риволи, на площади Пирамид, на площади святого Августина. Ее имя незабываемо и французы бережно хранят о нем память. Жанну д’Арк увековечили в своих картинах такие потрясающие художники, как Зое-Лаур де Шатийон, Жюль Бастьен-Лепаж, Герман Антон Штильке, Говард Пайл, Гастон Бюсьер, Эжен Тирион. О ее подвигах писали романы и ставили фильмы.

Однако много раньше ее имя пытались втоптать в грязь. Ангерран Монстреле (1390-1453 гг.) – фламандский хроникер, служивший Люксембургскому дому, был современником Жанны. Он был лично с ней знаком и описывал ее деяния, как будто всегда находился рядом. Тем не менее, он же первый и разуверил общественность в том, что Жанна была девственницей. Он намеренно создавал образ «солдатской проститутки», тем самым обвиняя ее в изначальной лжи.

А ведь хроникой Монстреле в качестве источника впоследствии пользовались многие авторы. Куда же тогда девать результаты унизительного для девушки осмотра на предмет ее девственности, которому ее подвергли в Пуатье? Свидетельства же таковы, что девственность оказалась «подлинной и ненарушенной». Причем девушку осматривали в присутствии королевы Иоланды Анжуйской, тещи Карла VII, что является гарантией правдивости произведенного осмотра и его результатов.

Значит, Монстреле специально «опорочил» образ святой Девы (впрочем, как и многие другие псевдоисторики), тем более что на судебном процессе Жанны наряду с обвинениями ее в ереси и колдовстве было уличение в проституции. Как уместно здесь выражение нашего современника, журналиста Игоря Буккера «…что реальная история Жанны д’Арк еще не написана».

Принцесса по крови

Шло восьмое десятилетие Столетней войны, когда на свет в райском местечке Домреми (?) появилась хорошенькая девочка, которую окрестили Жаннет. Ее отец Жак д’Арк, мать Изабелла де Вутон, прозванная Роме, то есть римлянка. До сих пор ходят споры, какого рода был папа девочки. В те времена фамилия д’Арк была распространенной среди чуть ли не всех слоев населения: от крестьян до священников. По одной версии, Жак происходил из старинной дворянской семьи, но разорившейся настолько, что уже не могла выполнять феодальную службу. Тем не менее, папаша Жак имел в пользовании несколько наделов земли, что позволяло ему безбедно жить. К тому же он служил комендантом крепости и являлся старостой округа Вокулер. Фамильный герб у семьи имелся, но в силу прозрачных причин он утратил привилегии дворянского звания и не мог фигурировать, например, в состязаниях знатных вельмож. Это очень важная деталь, поскольку в 1429 году в Нанси Жанна участвовала в официальном турнире с копьем наперевес, а в таких состязаниях могли участвовать только люди, происходившие из благородных и знатных сословий. Кстати, герцог Лотарингский, восхищенный умением девушки держаться в седле, после турнира подарил ей великолепного скакуна.

Вторая версия, что отец Жаннет был зажиточным крестьянином, имевшим приличное угодье в 20 Га земли и хозяйство: пашни, луга, леса, скот. Большинство литераторов так и придерживалось этого предположения, хотя некоторые исследователи небезосновательно сходятся во мнении, что Жанна была – ВНИМАНИЕ! - внебрачной дочерью королевы Изабеллы Баварской. Увы, будучи супругой короля Карла VI Безумного, она часто была…избита своим муженьком, который впадал в состояние агрессии. К счастью для королевы, у короля вскоре появилась «аллергия» на супругу и постоянная любовница, а у Изабеллы Баварской – любовник. Им оказался герцог Людовик Орлеанский, брат Карла VI. От этой счастливой связи у королевы родилась девочка, которую в силу незаконности рождения в архивных летописях упоминают, как мальчика, который как будто бы прожил меньше суток. Другие же историки склоняются к тому, что малютку отправили жить к приемным родителям, коими оказались очень дальние родственники д’Арки.

Дитя перевозили в Домреми со свитой офицеров и армейских сержантов в течение 10 дней, чтобы с ребенком ничего в дороге не случилось. А кормила его грудью свояченица Жака д’Арка – Жанна, то есть полная тезка нашей героини. Вот почему девочку называли Жаннет, а не Жанной – именем, которым ее нарекли при рождении.

Кстати, много лет спустя, когда осужденную Жанну спросили ее фамилию, она не смогла ее назвать, потому что не была кровной дочерью «своих» родителей. Зато постоянно твердила свое имя «Жанна Девственница». Все дело в измененной трактовке слова «девственница» или «дева», которое звучит, как «puella» или «pucellе». А это по-латыни означает «дочь», а вовсе не «девственница». А если еще присовокупить к этому тот факт, что архиепископ Амбренский писал Карлу VII о ней, как об Орлеанской Деве, хотя тогда еще было далеко до военных событий в Орлеане, то все становится на свои места. «Орлеанская» - значит, из известного рода Орлеанских, а говоря «дева», то есть «дочь», Жанна намекала на свое происхождение, что она дочь родителей королевских кровей.

Видения или галлюцинации

Большинство историков и литераторов описывают ее, как дочку пастуха. Что девочкой она-де пасла стада отцовских коров и овец, вышивала и помогала матери прясть. В свободное время она с подружками бегала к «дереву Фей», возле которого протекал родник - место почитания местных жителей еще с незапамятных времен, приходивших к ключу излечиться от недуга. Старый огромный бук с красивыми раскидистыми ветвями привлекал внимание Жаннет, которая часто приходила под его тенистую крону отдохнуть и поразмышлять. Среди местных ходили слухи, что лесные феи прячутся в ветвях дерева, откуда частенько слышны их голоса.

Жаннет была не единственной «дочерью» у родителей: у нее были два брата и младшая сестра. С самого детства она была окутана шлейфом загадочности и какой-то святости. Во всяком случае, ей приписывали эти «качества» многие летописцы. А вот соседи за ней ничего особенного не замечали, и говорили впоследствии, что она была такая же, как все. Тем не менее, Мария Йозефа Крук фон Потурцин отмечал в книге о ней, что «…когда она пасла коров на лугу…на стадо ни разу не напал волк…», а «…хищные птицы слетались и…садясь к ней на колени, клевали крошки, которые она отщипывала от хлеба…»

В 12/13 лет у юной Жаннет начались видения. Она рассказывала, как к ней явились святые (действительно ли это были святые?) и говорили, что должна она стать спасительницей Франции. Они «настаивали» на ее ином пути, чем готовили для нее родители. Архангел Михаил и святая Екатерина Александрийская «убеждали» девочку, что ей нечего бояться, ибо она избрана Богом. Она благоговейно слушала их речи и чувствовала внутреннее ликование от их голосов. Поверив в свои силы и уготованную ей Царем Небесным судьбу, она честно призналась своим родителям, что должна идти исполнить свой «долг», чтобы помочь дофину взойти на престол.

Историческая справка: Карл в 15 лет получил титул дофина и не мог претендовать на трон короля после смерти своего родителя. Его лишили этого права, ведь по сути он был внебрачным сыном Изабеллы Баварской. А теперь – ВНИМАНИЕ! Жанна тоже была дочерью королевы Изабеллы.

Бедный Жак д’Арк был в гневе: его дочь собирается стать воительницей – абсурд да и только. Уж не помешана ли его Жаннет? Он срочно решил выдать дочку замуж «подальше от греха», и даже нашел жениха. Но его доселе послушная девочка проявила характер и решительно отказалась от замужества.

Кстати, отцу Жанны не однажды снился сон, когда она еще была малюткой, будто взрослой едет она в окружении солдат в неизвестном направлении. Он не раз рассказывал этот сон своей жене, а Жанна все слышала. Тогда он не придавал ему значения, но после заявления дочери, что она должна ехать в Вокулер (чтобы убедить начальника местных войск Робера де Бодрикура обеспечить ей дорогу в Шинон, то есть к Карлу VII), был в бешенстве и говорил, «что лучше бы ее собственными руками утопил еще маленькой».

После переговоров

Девушку достаточно быстро допустили в королевский дворец! Скорее всего, по причине ее принадлежности к знатному семейству. (Вряд ли простую простолюдинку допустили бы на прием к дофину). По легенде, Жанна, не зная, как выглядит Карл VII, безошибочно его узнала среди многих, кто находился в тот момент в парадной зале замка. Якобы, все те же «голоса» помогали ей узнать его.

Но, известно, что Жанну встречал Луи II Бурбонский (церемонимейстер королевского двора), который легко мог «по дороге» рассказать о том, как выглядит дофин, и другие важные нюансы. К тому же Орлеанскую Деву явно ждали в замке, раз к ее приходу собрался весь «цвет» двора. Таинственная фраза, сказанная ею дофину наедине, явилась достаточным доказательством, чтобы Карл перестал в ней сомневаться.

Согласно хронике, Жанна проходит ряд испытаний, о ней собирают подробную информацию, в ходе чего богословская коллегия в Пуатье должна вынести относительно ее «подлинности» вердикт. В течение трех недель ее допрашивали, задавали множество вопросов, которые могли бы иную поставить в тупик, но ее ответы повергали в шок своей осведомленностью. К тому же, даже Карл VII и герцог Алансонский отметили, что она мастерски сидит в седле и знает распространенные среди знати игры, требующие совершенного владения оружием. (Разве могла этими навыками обладать обычная крестьянка?)


А по другим данным, сразу после переговоров с дофином ей специально сшили дорогие белые доспехи, оплаченные из королевской казны. А еще предоставили личные апартаменты, штат, секретариат, конюшню из 12 боевых скакунов, богатый гардероб. Жанне выдали специальный штандарт с золотыми лилиями , меч самого Карла Великого, «золотые шпоры» лично от Карла VII и высочайшее разрешение командовать отрядами.

Орлеан

Еще в Пуатье Дева обрела настоящего друга и наставника в лице Жана д’Олона – оруженосца, которому дофин поручил охрану Жанны. Он был бок о бок с ней и не раз был свидетелем, как мужественно она вела себя в боях, как воодушевляла воинов на новые сражения.

Королевские войска собрали в Блуа и двинулись они в Орлеан. Первая одержанная Жанной победа произошла на подступах к бастиону Сен-Лу, а затем они следовали одна за другой. В результате чего англичанам пришлось ретироваться. Всего 9 дней понадобилось гордой француженке для того, чтобы освободить город от неприятеля. А ведь он был в осаде более полугода, когда французские солдаты уже устали от кровопролития. Она будто «вдохнула» в них жизнь. Кстати, многие ее соратники, главнокомандующие (как Жан Алансон, например) отмечали, как она умела выстроить войско, сказать нужные слова воинам, как мастерки владела оружием и была осмотрительной в действиях, как если бы командовала армией 20 или даже 30 лет.

Наполеон Бонапарт, который уж точно понимал в военной тактике и стратегии, говорил о Жанне, как о «французском гении», который «может творить чудеса, если свобода в опасности». День снятия с Орлеана осады, навсегда вошел в историю Франции. С тех пор каждый год 8 мая жители Орлеана отмечают свой главный праздник.

От славы до костра

А после Орлеана Жанна отправилась в Лош, где 11 мая 1429 года ее встретил растроганный Карл VII. Он обнял склонившуюся перед ним воительницу, что означало великую честь и уважение к ее заслугам. Затем состоялась коронация Карла VII. Кстати, именно Жанна настояла на том, чтобы церемония произошла в Реймсе – городе, где столетиями короновались французские монархи. После этого популярность Орлеанской Девы возросла невероятно, и ровно год она пребывала в лучах славы.

Это уже потом она попадет в «лапы» англичан, которые за 10 тысяч золотом «купили» ее у бургундцев, державших девушку в плену, и предали ее суду. Юная Жанна осталась один на один со 132 членами трибунала, которые обвиняли ее в ереси, колдовстве, ношении мужского платья. Сколько вопросов ей было задано, сколько «ловушек» расставлено, но Жанна-христианка держалась стойко и отвечала логично, в полном сознании и с чувством собственного достоинства, не выказывая суду и доли неуважения. Судей же восхищала ее выдержка! «Великий ученый – и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые ей задавали».

Юную деву никак не могли, говоря современным языком, схватить на слове, тогда трибуналу «пришлось» действовать хитростью и обманом. Девушке пригрозили костром, если она останется верной себе, и она отреклась. На несколько часов!!! А потом заявила, что поступила предательски по отношению к себе, своей Вере и своему Королю, потому что испугалась смерти. Но отныне она Ее не боится!

Жанне вынесли смертный приговор через сожжение. 30 мая 1431 года в городе Руане на городской площади развели огромный костер…

«Страсти Жанны д’Арк»

Мифы о Жанне д’Арк существовали еще при ее жизни, а со временем они приобрели различные оттенки, направления, героический фон и реальное оплевывание ее образа. Немаловажную лепту в современном видении героизма юной француженки является кинематограф. И здесь в первую очередь надо упомянуть немую кинокартину Карла Теодора Дрейера, снятую в 1928 году – «Страсти Жанны д’Арк». У режиссера на руках был готовый сценарий к фильму, когда в его руки попали настоящие судебные документы допросов и протоколов. Суть их произвела на Дрейера такое сильное впечатление, что он решил переделать сценарий полностью, основываясь на действительных архивных источниках.

Карл Теодор тщательно подыскивал актрису на главную роль. И, наконец, в одном из театров он обнаружил Рене Фальконетти, которая до этого никогда не снималась в кино, а играла исключительно на сцене. К слову сказать, роль Жанны для нее была единственной в кинематографе. Работать с Дрейером было очень интересно и ужасно сложно, а его повышенные требования и методы работы привели Фальконетти к нервному срыву. После завершения съемок она долго лечилась и приходила в себя. (Кстати, актриса была похоронена на кладбище Монмартр , что само по себе является данью уважения ее великому таланту).

Фильм Дрейера признан специалистами жемчужиной мирового кинематографа, а игра Фальконетти «лучшей актерской игрой, когда-либо заснятой на пленку». Как заметил один сегодняшний зритель: «Когда я смотрел фильм, я не знал, что мне делать - то ли смеяться, то ли рыдать. Но то, что он выворачивает душу наизнанку – это точно». И ведь фильм черно-белый, немой, с полным отсутствием каких-либо спецэффектов!

Вокруг этого фильма разгорались действительно страсти: киновед Джонатан Розенбаум назвал его «вершиной немного кино», а кинокритик Жак Лурселль «узким и ограниченным видением» образа Жанны. Такую полярность можно объяснить гениальностью режиссера и талантливой игре героев, в первую очередь Рене Фальконетти, которая своими эмоциями «взрывает» мозг зрителя. Дрейер прибегнул к новым приемам, таким как актерская игра без грима, крупный план и применение особой пленки, когда все огрехи кожи актеров с ее трещинками, порами и морщинами отчетливо видны, и вызывают отвращение своей «обнаженностью». Кстати, англичане запретили этот фильм к показу, якобы в нем английские солдаты выглядят бездушными садистами.

Фильм «погибал» несколько раз, по роковой случайности – в огне, как и его главная героиня. В 1981 году в Норвегии, в ословской психбольнице были обнаружены коробки с пленкой. После их исследования, комиссия Норвежского института кино установила, что перед ними копия сгоревшего оригинала. Может, это намек человечеству, что Правда не может сгореть?!

P. S.

Есть мнение, что Жанна счастливо избежала казни, а вместо нее сожгли другую женщину: то ли колдунью, то ли еретичку, то ли преступницу. Так это или нет, пусть разбираются историки. Но та Жанна, память о которой жила и живет в сердцах французов, была причислена к лику Святых. Это произошло чуть меньше ста лет назад – 9 мая 1920 года. Решение о ее канонизации огласил Папа Бенедикт XV.

Специально для Лилия-Тревел.РУ - Анна Лазарева