Евгений александрович лансере великие русские скульпторы. Евгений александрович лансере великие русские скульпторы Лансере картины

    Лансере Евгений Евгеньевич - I (1875 1946), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Брат З. Е. Серебряковой. Член «Мира искусства». Книжная графика («Хаджи Мурат» Л. Н. Толстого, 1912 41), исторические композиции (серия «Трофеи русского оружия» … Энциклопедический словарь

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875 1946), сов. художник. В 1914 для 4 го тома Собр. соч. Л. под ред. В. Каллаша иллюстрировал сказку «Ашик Кериб» (гуашь; ГТГ): «Ашик Кериб и св. Георгий» и «Магуль Мегери на свадьбе». Иллюстрации отмечены ритмичностью и пластикой жеста и… … Лермонтовская энциклопедия

    Лансере Евгений Евгеньевич - Лансере, Евгений Евгеньевич живописец (родился в 1875 г.), сын скульптора Евгения Александровича Лансере. Учился в школе Общества Поощрения Художеств, затем в Париже в частных академиях Коларосси и Жюлиана, где работал под руководством Бенжамена … Биографический словарь

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875 1946), советский график и живописец. Народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1892 95) и в частных академиях в Париже (1895 98). Преподавал (1922 38) в тбилисской АХ, МАРЖИ, ленинградской АХ … Художественная энциклопедия

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875—1946), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Родился в Павловске. В 1892—1917 жил в Петербурге. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1892—95) и в частных АХ в Париже (1895—98). Академик АХ (1912), преподавал там … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875, Павловск — 1946, Москва), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Вместе со своей сестрой Зинаидой (в замужестве Серебряковой) получил начальное художественное образование в доме отца — скульптора Е.А. Лансере.… … Москва (энциклопедия)

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич - (23 августа 1875 13 сентября 1946), российский художник, академик Академии художеств (1912), народный художник РСФСР (1945), лауреат Сталинской премии (1943). Племянник художника А. Н. Бенуа, Евгений Лансере в 1892 1896 годах учился в… … Энциклопедия кино

    Лансере Евгений Евгеньевич - , советский график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Учился в Рисовальной школе общества поощрения художеств в Петербурге (1892≈95), в… … Большая советская энциклопедия

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич - (1907 88) российский живописец и график. Сын Е. Е. Лансере. Росписи Казанского (совместно. с отцом) Ярославского, Курского вокзалов в Москве (1940 50 е гг.), книжная графика (серия альбомов Памятники русского зодчества и др.), портреты, пейзажи… …

    ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич - (1875 1946) российский график и живописец, народный художник России (1945). Сын Е. А. Лансере. Брат З. Е. Серебряковой. Член Мира искусства. Книжная графика (Казаки Л. Н. Толстого, 1917 37), исторические композиции (серия Трофеи русского оружия … Большой Энциклопедический словарь

    Лансере Евгений Евгеньевич - (1875 1946), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Родился в Павловске. В 1892 1917 жил в Петербурге. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1892 95) и в частных АХ в Париже (1895 98). Академик АХ (1912), преподавал там же (1934 38) … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Книги

  • Дневники. Комплект из 3-х книг. Книга 1. Воспитание чувств , Лансере Евгений Евгеньевич. Издание представляет собой первую публикацию дневников известного русского и советского художника Евгения Евгеньевича Лансере. Издание адресовано широкому кругу читателей, интересующихся… Купить за 3855 руб
  • Дневники. Комплект из 3-х книг. Книга 2. Путешествия. Кавказ. Будни и праздники , Лансере Евгений Евгеньевич. Издание представляет собой первую публикацию дневников известного русского и советского художника Евгения Евгеньевича Лансере. Во вторую книгу вошли яркие впечатления о поездке в Ангору…

Евгений Александрович Лансере — один из самых известных русских скульпторов . Родился в 1848 году в городе Моршанск. Большая часть его работ относится к стилю . Животные занимали в его творчестве особую роль. Самое почётное место среди всех животных он отдавал лошадям. Любовь к этим прекрасным животным у него появилась ещё в детстве. На протяжении всей своей жизни он продолжал создавать великолепные, искусно выполненные, детализированные скульптуры с участием животных и людей.

Многие из тех, кто знакомятся со скульптурами Лансере, замечают, что в его творчестве немалое внимание отдано не только русской, но и другим культурам. Совершив несколько поездок в Центральную Азию, на Кавказ, Северную Африку, а также другие страны и регионы, в своей скульптуре он попытался выразить сам дух тех мест, где побывал и где был вдохновлён.

По большей части Евгений Александрович Лансере был самоучкой и всех своих успехов добился самостоятельно. У него не было высшего художественного образования. Советами и наставлениями ему помогал другой русский скульптор Николай Иванович Либерих, который увидел в молодом даровании необыкновенный талант. Кроме того, Евгений Лансере посещал мастерские скульпторов, где работал с натуры и перенимал опыт других мастеров. Позже изучал бронзовое литьё в Париже.

Этот скульптор сделал немало в становлении русского искусства, как одного из наиглавнейших в мире. Он прославил скульптурную школу России за рубежом, не раз участвовал во Всемирных выставках. Кроме того, его скульптуры отливались на бронзолитейных и чугунолитейных заводах. За свои работы получил звание классного художника 1-й степени Академии художеств, был принят в члены Московского общества любителей художеств, а также стал почетным вольным общником Академии Художеств. За свою жизнь создал около 400 скульптур, которые в настоящее время представлены в Русском музее Петербурга, Третьяковской галерее Москвы и других музеях.

Великий русский скульптор-анималист Евгений Александрович Лансере умер в 1886 году.

Евгений Александрович Лансере

Араб со львятами

Богатырь

Запорожец после битвы

Киргизский косяк на отдыхе

Киргизский косяк на отдыхе

Отъезжающая тройка

Плугарь-малоросс

Евгений Лансере родился 23 августа (4 сентября) 1875 г. в Павловске в семье, внесшей неоценимый вклад в развитие русского искусства.
Отцом будущего художника был известный скульптор Евгений Александрович Лансере. Его дед по матери, Н. Бенуа, был академиком архитектуры. Архитектором был его дядя, Л. Бенуа, другой дядя, младший из братьев матери, также являлся известным русским художником и критиком искусства, оказавшим большое влияние на формирование художественных вкусов своего племянника.
Детство Лансере прошло на Украине, в небольшом имении отца Нескучное, где родилась его младшая сестра, впоследствии также известная художница - Зинаида Серебрякова.
После смерти Е.А. Лансере мать вместе с детьми переехала в Петербург, в дом отца - известный в художественных кругах «Дом Бенуа у Николы Морского».
Художественные способности у Лансере проявились рано, поэтому в выборе профессии сомнений не было.
В 1892 г. оставив гимназию, семнадцатилетним юношей он поступил в школу «Общества поощрения художеств», где провел около четырех лет (1892-1895); в те же годы он стал постоянным участником кружка, из которого впоследствии возник .
Под влиянием А. Бенуа и его друзей Евгений Лансере отказался от поступления в Академию художеств и отправился учиться в Париж. Занятия во Франции продолжились до 1898 г.
Ранний период творчества Лансере, в силу родственных и дружеских связей, тесно связан с «Миром искусства». Но Лансере, испытывая определенное влияние А. Бенуа и , все же остался не затронут характерным для мирискусников ностальгическим ретроспективизмом.
В первую очередь Лансере прославился как книжный график. Его работа в этой области началась с оформления книги Е. Балабановой «Легенды о старинных замках Бретани» (СПб, 1899). Художник берется за выполнение своего первого крупного заказа в 1898 г., посетив перед этим Бретань. В 1898 г. художник выставил свои иллюстрации к бретонским легендам и сказкам на выставке русских и финляндских художников, устроенной С. Дягилевым.
Лансере, будучи за границей, не участвовал в подготовке первых номеров журнала , зато со второй половины 1899 г. он - в числе его постоянных сотрудников. Именно на страницах «Мира искусства» началась многолетняя «виньеточная деятельность» художника, распространившаяся позднее и на журналы «Художественные сокровища России», «Детский отдых» и на множество других изданий.
Оформление десятков изданий - книг, альманахов, журналов; экслибрисы, почтовые и издательские марки, художественные открытки - это те области, в которых художник принимал участие. Работая над книжной графикой, Лансере считал, что именно декоративное оформление, а не иллюстрация определяет художественный образ книги. Заставки и концовки казались ему более ответственной и сложной задачей, нежели иллюстрирование в тексте какого-нибудь эпизода. Стилистическое и декоративно-графическое единство книги как цельного художественного произведения стало для Лансере практическим принципом работы оформителя. Первым среди русских художников Евгений Лансере стал выполнять постраничный макет оформления книги, создавая стройную гармонию графических элементов. Это нововведение вошло впоследствии в практику всех мастеров книжной графики.
Важным этапом на пути к этому высокому достижению художника была длительная (с 1904 по 1912 г.) работа над оформлением книги А. Бенуа «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны». Для «Царского Села» (книгу оформлял целый ряд художников) Лансере создал несколько заставок-иллюстраций с развитым сюжетным началом.
«Хаджи-Мурат» Л. Толстого с иллюстрациями Лансере стал лучшим предреволюционным изданием художника. В издании 1916 г. были обширные купюры - царская цензура не пропустила толстовский текст, содержащий разоблачительную характеристику Николая I; не был напечатан и портрет царя, трактованный Лансере сатирически. Полностью издание увидело свет только в 1918 г.
Однако не меньшее значение в творчестве художника имели занятия станковой графикой и живописью. Лансере много работает с натуры - в сфере его интересов портретные зарисовки, пейзаж, многочисленные путевые этюды.
В 1902 г. художник совершил поездку по Дальнему Востоку, посетив Маньчжурию и Японию. После начала русско-японской войны, в феврале 1904 г. Лансере получает заказ на художественные открытки с видами Порт-Артура и Маньчжурии.
Революционные события 1905-1906 гг. образуют заметный рубеж не только в развитии творчества Лансере, но и в процессе становления его личности. К этому периоду относится ряд выдающихся работ в области сатирической журнальной графики, в которых художник выступает как независимый и зрелый мастер с собственным, вполне сложившимся отношением к искусству и жизни.
В то время художник участвовал в издании сатирического журнала «Зритель» (1905), сотрудничал в «Жупеле», издававшемся при участии М. Горького. После его запрещения Лансере взял на себя издание преемника «Жупела» - журнала «Адская почта», для которого выполнил свои лучшие сатирические рисунки.
С работой в Лансере впервые соприкоснулся в самом начале 1900-х гг., отдавая дань тому увлечению театральной живописью, которое было характерно почти для всех представителей старшего поколения «Мира искусства».
Эскиз декорации последнего акта «Сильвия» (1901) и панно для «Святилища Патрика» (1911) в постановке Старинного театра свидетельствуют о большом искусстве Лансере в области архитектурного пейзажа.
Первых достижений в области театральной живописи художник добился в 1907 г. - в оформлении пьесы Н. Евреинова «Ярмарка на индикт святого Дениса» (иначе «Уличный театр»), предпринятом совместно с Бенуа для «Старинного театра» в Петербурге.
Работа Лансере в театре прервалась после 1911 г. на сравнительно долгий срок. Причиной тому явилась интенсивная работа в области книжной иллюстрации и монументальной живописи, а также исторические события, изменившие судьбы России и самый круг деятельности художника.
Занимается Лансере и прикладным искусством: заняв в 1912 г. пост заведующего художественной частью гранильных фабрик, фарфорового и стекольного заводов ведения «Кабинета его величества», он не только контролирует качество продукции, но и сам предлагает несколько эскизов и проектов художественных изделий.
Разносторонняя художественная деятельность Лансере получает признание и в 1912 г. он удостаивается звания академика, в 1916 г. он избран действительным членом Академии художеств.
Последний предреволюционный год Лансере проводит в деревне: пишет пейзажи, обдумывает возможность иллюстрирования «Казаков» Л. Толстого. Весть о свержении самодержавия художник встречает с воодушевлением. Однако приехать в Петроград не удается, материальные и бытовые трудности вынуждают художника с семьей искать пристанища у друзей, на Кавказе. Три года художник прожил в Дагестане, где преподавал рисование в гимназии. В 1920 г. перебрался в Тбилиси, где трудился рисовальщиком в Музее этнографии, выезжал в этнографические экспедиции с Кавказским археологическим институтом. С 1922 до 1934 г. Лансере - профессор Тбилисской академии художеств.
С переездом в Москву (1933) начинается новый этап его деятельности, связанный отчасти с театром («Горе от ума» в Малом театре, 1938), но более всего с монументальной живописью (плафоны ресторана Казанского вокзала, гостиницы «Москва», зала Большого театра, панно для станции метро «Комсомольская» и др.).
Война помешала осуществлению всего намеченного. Вернуться к работе над росписью вестибюля Казанского вокзала мастер смог только весной 1945 г. Но довести до конца ее так и не смог - 12 октября 1946 г. Евгений Лансере скончался.

Павел Павлинов

НАШИ ПУБЛИКАЦИИ

Номер журнала:

ЕВГЕНИЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ ЛАНСЕРЕ - ОДИН ИЗ НЕМНОГИХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ, НЕ ТОЛЬКО ЗАСТАВШИХ, НО И ЗАПЕЧАТЛЕВШИХ МНОГИЕ СОБЫТИЯ И ПЕРВОЙ, И ВТОРОЙ МИРОВЫХ ВОЙН. ЗИМОЙ 1914-1915 ГОДОВ ОН ЕЗДИЛ НА ТУРЕЦКИЙ ФРОНТ РИСОВАТЬ ТИПЫ МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ, КАЗАКОВ, ВОЕННЫЕ СОБЫТИЯ 1 . ТА ВОЙНА НАЗЫВАЛАСЬ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ. ПОТОМ БЫЛА РЕВОЛЮЦИЯ 1917-ГО И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА. НО МАЛО КТО ПРЕДПОЛАГАЛ НАЧАЛО НОВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ТАК СКОРО. 4 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА ХУДОЖНИК ЗАПИСАЛ В ДНЕВНИКЕ 2: «ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА! ОПЯТЬ ВСЕ ЛЕТИТ К ЧЕРТУ! А ВСЕ ЕЩЕ ПО ИНЕРЦИИ И Я, И ДРУГИЕ ТОЛКУЕМ И ЗАБОТИМСЯ О ТОНКОСТЯХ ПРОПОРЦИЙ, ОБ ОТТЕНКАХ ЦВЕТА!.. ДУМАЮ О ПАРИЖАНАХ, О КОЛЕ 3 ». 9 СЕНТЯБРЯ: «ОЛЁК 4 УДРУЧЕН УГРОЗОЙ ВОЙНЫ. ПУБЛИКА, ПО-ВИДИМОМУ, ЗАПАСАЕТСЯ ПРОВИЗИЕЙ. ПОВСЮДУ ОЧЕРЕДИ. ДАВКА В СБЕРКАССАХ». «МОЛНИЕНОСНО СЛЕДУЮЩИЕ ДРУГ ЗА ДРУГОМ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ: 17-ГО ВСТУПЛЕНИЕ СОВЕТСКИХ ВОЙСК НА ПОЛЬСКУЮ ТЕРРИТОРИЮ. РАЗГРОМ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ПОЛЬШИ, ВЧЕРА РАЗДЕЛ ЕЕ; ВСЕ ГАДАЮТ - КОМУ ВАРШАВА, ОКАЗАВШАЯСЯ КАК РАЗ НА РУБЕЖЕ» (ИЗ ДНЕВНИКОВОЙ ЗАПИСИ 24 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА). НО НА ТЕРРИТОРИЮ РОССИИ ВОЙНА ПРИШЛА ТОЛЬКО В ИЮНЕ 1941-ГО .

Последние годы перед войной очень активны для Лансере в творческом плане. Были осуществлены его эскизы оформления альбома «"Маскарад" Лермонтова в эскизах Головина» (М.; Л., 1941), книг А.В. Лебедева «Ф.С. Рокотов» (М., 1941), М.В. Нестерова «Давние дни» (М., 1941). Тем не менее многие проекты монументальной живописи по разным причинам не реализовывались: эскизы панно для главного зала и плафонов над лестницей Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина (1935-1940); эскизы мозаичного фриза для зала искусств на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1938), росписей плафона зрительного зала Большого театра (1940, Комитет по делам искусств отказался от проекта в апреле 1941 года). Члены комитета часто говорили об отсутствии «глубокой социалистической» идеи, что справедливо, так как Лансере старался использовать общегуманитарные символы и аллегории. Да и построение композиции на основе четкой лепки объемов, а не декоративных пятен казалось устаревшим. Многие проекты были отменены из-за сложностей предвоенного и военного времени - проект оформления интерьеров Большого зала Дворца Советов (1938-1941), театральные проекты. В августе 1942 года книгу про Сванетию с рисунками Лансере Худфонд отказался печатать по политическим соображениям. 13 июня 1941 года Лансере отвез в Музыкальный театр имени К.С. Станиславского последние эскизы и макеты декораций к опере С.С. Прокофьева «Помолвка в монастыре», но из-за войны постановка осуществлена не была 5 . А всего за два дня до начала войны, 20 июня 1941 года, железнодорожное начальство одобрило эскизы двух панно в вестибюле Казанского вокзала («Взятие Зимнего дворца» и «Праздник на Красной площади по случаю принятия Конституции СССР в 1936 году»). Война отложила реализацию, а уже в 1943-м художник полностью отказался от этих сюжетов.

Начало войны застало Евгения Лансере в Москве за работой над эскизами росписи Казанского вокзала 6 . «Ну вот и война... Около часа звонок от Иды Федоровны, сказала - война, бомбы в Киеве, Кишиневе, Каунасе, Севастополе, Житомире. Не верилось», - записал он вечером 22 июня. 27-28 июня художник работал в комиссии по защите дипломов и принимал экзамены в Академии архитектуры 7 . Только после этого он поехал к семье на дачу в поселок Пески близ Коломны. Сам дом был построен по чертежам сына в 1939-1940 годах. Летом 1941-го дом хотели достраивать, но не успели. Несмотря на бомбежки и предложения об эвакуации 8 , к концу августа решили не уезжать. Во время самых тяжелых бомбежек (в октябре-ноябре 1941 года) соседи предлагали уехать «в леса». Обстановку нагнетали слухи. 18 октября Лансере записал: «Слухи очень неопределенные; ясно, что огромная паника в Москве; поезда - эшелоны с беженцами. Слухи о взятии Каширы... Но не верим». В начале ноября боялись наступления немцев со стороны Каширы, стали копать окопы на опушке леса. Но уже в декабре, когда немцев заставили отступать, начали возвращаться к художественным проектам. 5 декабря сын Женя повез в Москву эскизы к опере «Суворов». Но здоровье Е.Е. Лансере ухудшалось. 28 декабря художник был в поликлинике в Москве: «...общий осмотр меня - констатировали похудание, истощенность - отсюда и грыжа». Однако новый, 1942 год встречали на даче в хорошем настроении: «...елка, канделябры со свечами; очень тепло, несмотря на сильный мороз. Колобовы, Куприн, "Амировы", да нас с Таней = 8».

В Песках Лансере жил с женой, ее племянницей Татьяной Игоревной Арцыбушевой, сыном Евгением и дочерью Натальей, которой приходилось работать в колхозе, чтобы получать хлеб и картошку, с ее мужем архитектором Георгием Ипполитовичем Волошиновым и их детьми Андреем и Марией. Чтобы прокормиться, ездили или ходили пешком 12 километров в Коломну: продавали вещи, меняли на еду. 24 февраля 1942 года «Олёк променял свои золотые часики на 2 пуда черной муки и мешок картошки». Держали коз, в 1943 году удалось купить корову и привезти пчел. 15 февраля 1944-го в письме В.П. и В.А. Белкиным в недавно освобожденный Ленинград Лансере рассказывал о перипетиях 1941-1943 годов: «Первую военную осень и начало зимы мы все были на даче, время было очень страшное: перед дачей рыли окопы, делали завалы, бомбежка линии станции - около 1 километра от дачи; угоняли мимо нас скот, беженцы, и все приближающийся гул орудий; но все же немцы не дошли до наших мест километров 40-50, и их прогнали, а мы благополучно усидели и тем сохранили дачу и имущество. Время, конечно, было трудное и в смысле питания и заработка. Но не сравнимое все же, конечно, с тем, что перенесли Вы». Помогало общение с другими жителями поселка «Советский художник» - с А.В. Куприным, П.П. Кончаловским, Ю.И. Пименовым, Федоровыми, Колобовыми, Фомиными и др. Вместе с тем жизнь на даче способствовала развитию станковой линии в творчестве мастера. Он пишет автопортрет (1942), пейзажи Песков, триптих «Озеро Гек-Гёль» (1943-1944) 9 , натюрморты («Тыквы», 1943; «Охотничий натюрморт», 1944), в которых развивает принципы реализма.

С начала 1942 года военная тематика интересует художника. Все больше времени ему приходится проводить в Москве, работая над графическими заказами. В январе-марте он компоновал эскизы обложки к альбому «Художники Москвы - фронту» и макет сборника «Великая Отечественная война», чуть позже создает автолитографию «В дозоре». 29 января 1942 года Лансере писал, что ему «так хочется поработать с натуры (на фронте)». На фронт он не попал, но и уезжать в тыл не хотел. После известий о смертях в блокадном Ленинграде 10 увеличилось количество предложений об эвакуации (от А.М. Герасимова, С.Д. Меркурова, Б.М. Иофана, предлагавших переехать в Свердловск) 11 .

Лансере стремился быть правдивым в передаче деталей. Для написания картины «Разгром германской тяжелой батареи» в феврале 1942 года он ездил смотреть немецкие пушки в Центральный дом Красной Армии. В июне он зарисовывал выступление народных артисток СССР Н.А. Обуховой и Е.А. Степановой в военном госпитале в Хавско-Шаболовском переулке в Москве для картины «Концерт в госпитале» (картина не завершена). 21-25 сентября вместе с Алексеем Викторовичем Щусевым и своим сыном изучал разрушения в городе Истре. Позже, в 1944-м, он создал обложку, титульный лист, заставки и концовки для книги А.В. Щусева «Проект восстановления города Истры» (М., 1946). Вместе с тем перед Пасхой в апреле 1942-го Лансере по заказу Худфонда начал работу над своей последней станковой серией «Трофеи русского оружия», состоящей из пяти исторических картин: «После битвы на Чудском озере» («После Ледового побоища»), «Бойцы у трофейных орудий» («1941 год под Москвой»), «Вечер после Бородино» («Ночь после Бородинского боя»), «На Куликовом поле», «Петр после Полтавы» («Полтавская победа»). Завершенная уже к октябрю 7 ноября 1942 года серия была экспонирована на большой выставке «Великая Отечественная война» в Третьяковской галерее 12 , размещенной вместо эвакуированных экспонатов. 19 марта 1943 года художник получил за эту серию Государственную премию СССР 2-й степени. Как он писал в автобиографии, «присуждение мне Сталинской премии изменило строй мыслей и настроений - явились и вера в себя, и надежды на будущее» 13 . А после окончания выставки в конце 1943-го серия была передана в собрание галереи.

Евгений Лансере всегда с особым вниманием относился к истории, что отразилось в его творчестве. В феврале 1943 года он встречался с историками Е.В. Тарле и А.И. Яковлевым, рассказывавшими о победе в Сталинграде как о поворотном моменте войны и сравнивавшими ее с битвой при Пуатье 732 года. Через день после капитуляции 6-й армии Третьего рейха Лансере предложил Комитету по делам искусств при СНК СССР написать триптих «Война и мир». Художник разработал только две его части («Мобилизация» и «Артиллерийский бой в лесу»). Правая часть, которую в условиях войны продумать было гораздо сложнее, как и весь триптих, осталась на уровне эскизов. Но тема правой композиции «Мир» все же нашла свое воплощение в монументальной живописи уже после того, как 7 февраля 1945 года Лансере получил письмо от начальника Казанского вокзала А.И. Попова с требованием закончить к ноябрю два панно для башни Сююмбеки Казанского вокзала, заказанные еще в 1939 году. «С обеда мучился выдумыванием, чем заменить прежние эскизы. И сейчас - 11 ч. вечера - придумалось, мне кажется. Беру фигуры "Мира", "Победы" из компонуемого эскиза; как будто из них можно будет сделать то, что давно мечталось»,- записал в тот день мастер. На стенах композиции были созданы уже в 1946 году. Завершенный в мае 1946-го «Мир» изображен в виде женщины в плаще с ребенком и ветвью лавра; «Победа», начатая на стене только 3 августа и дописанная после смерти академика его сыном, вначале задумывалась в виде Афины Паллады, но в мае 1945-го в эскизах превратилась в воина в кольчуге, шлеме и плаще, с мечом и копьем (но без автомата, как требовали). Вокруг фигуры женщины в «Мире» располагаются одноцветные композиции, отражающие мирную жизнь («Наука», «Искусство», «Семья», «Отдых», «Труд у станка» и «Труд в полях»). По сторонам от воина золотыми буквами начертаны названия десяти городов, связанных с победами Советской армии. В письме И. Шарлеманю от 7 ноября 1945 года мастер признался, что «боялся - не испугала бы трактовка сюжетов - не сказали бы - "вот Божья матерь с младенцем Иисусом и св. Георгий с пикой", но все прошло благополучно».

Победе в войне предшествовали два года не менее активной творческой деятельности мастера. 10 мая 1943 года в залах Третьяковской галереи открылась выставка произведений семи мастеров старшего поколения. Вместе с Е.Е. Лансере выставлялись В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Э. Грабарь, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов и К.ф. Юон. 15 июля все художники, кроме И.Э. Грабаря, были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Это была последняя крупная прижизненная выставка Лансере. В каталоге, опубликованном осенью 1944 года, перечислено более ста произведений живописи, графики, эскизов монументально-декоративных работ, театральных постановок начиная с 1907 года и только семь работ военного времени (1941-1942). Тем не менее подводить итоги было рано. Опыт Лансере был очень важен в различных сферах художественной жизни. В ноябре-декабре 1943-го по поручению комитета по делам искусств и Всероссийского театрального общества он посетил Тбилиси для изучения творчества живописцев и консультаций по вопросам улучшения художественного образования с предложением введения в Тбилисской Академии художеств кафедры прикладного искусства. Очень был полезен талант Лансере-монументалиста. 7 марта 1944 года он читал доклад в МОССХе «Моя работа в области монументальной живописи», а 19 апреля 1945-го в газете «Советское искусство» опубликована его статья «О монументальной живописи». С 1943 года художник работал над проектами восстановления Театра им. Е.Б. Вахтангова, в который в 1941-м попала бомба, в 1944-м по предложению архитектора Д.Н. Чечулина создавал эскизы росписи потолка фойе и центрального плафона Театра Моссовета (не реализованы). О широте его возможностей говорят его консультации по оформлению станций метро («ЗИС»), по разработке новых военных орденов (в том числе для женщин), по возобновлению постановки «Горе от ума» в Малом театре, заседания по этикеткам «Пищепрома». Заслуги Лансере в развитии различных направлений отечественной культуры получили признание в общественных кругах, и 69-летнему мастеру 26 февраля 1945 года было присвоено звание народного художника РСФСР, а 4 сентября 1945-го ему вручили второй орден Трудового Красного Знамени.

После окончания войны, 18 мая 1945 года, Евгений написал своей сестре в Париж, рассказал о смерти еще в 1942 году их брата Николая, но закончил с надеждой: «Теперь, когда завершилась победою эта ужасная война, мы все верим, что установится связь с вами всеми, такими далекими и такими близкими, а может быть, и увидимся». Но увидеться им было не суждено. Еще 19 ноября 1942-го Лансере записал: «Что всех интересует, будут ли после войны перемены; большинство [думает], что нет, будет хуже в случае победы. Я обычно один надеюсь на эволюцию и спуск на тормозах».

  1. См. статью: Павлинов П.С. Евгений Лансере на Кавказском фронте. Рисунки и заметки мастера // Собрание. 2005. № 2. С. 16-23.
  2. Здесь и далее без указания - Архив семьи Лансере.
  3. Сестра Евгения Лансере Зинаида Серебрякова переехала в Париж в 1924 году. В 1925 и 1928 годах, соответственно, к ней приехали ее дети Александр и Екатерина. Во время войны они оставались жить в Париже. Брат Евгения архитектор Николай Лансере вторично был арестован по обвинению в шпионаже в 1938 году. Евгений писал письма Жданову, Кагановичу и прокурорам, но Николай был приговорен к 5 годам лагерей. 18 июля 1939 года его без свидания выслали в Котлас, а осенью - в Республику Коми, в поселок Кочмес Усть-Усинского района. В августе 1940 года его этапировали в Москву, а летом 1941-го перевезли в Саратовскую пересыльную тюрьму, где он и умер в мае 1942-го.
  4. Жена Евгения Лансере - Ольга Константиновна, урожденная Арцыбушева.
  5. Евгений Лансере работал над эскизами «Помолвки в монастыре» вместе со своим сыном живописцем, архитектором, книжным графиком Евгением (1907-1988). Не осуществленными остались также эскизы к драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь» для Малого театра, исполненные в 1941-м, а также эскизы декораций к опере С.Н. Василенко «Суворов» для Музыкального театра имени К.С. Станиславского, разрабатывавшиеся в 1941-1943 годах.
  6. О жизни и творчестве Е.Е. Лансере во второй половине 1941 года см.: В.М. Бялик «Свидетель войны» // Русское искусство. М., 2005. № 4. С. 136-139.
  7. Вскоре Академия архитектуры будет эвакуирована в Чимкент, и преподавательская деятельность Лансере, начавшаяся в 1910-е годы и почти непрерывная с 1922 года, прервется.
  8. Речь идет о предложении эвакуироваться 8 августа 1941 года на поезде в Нальчик. На нем уехали И.Э. Грабарь, В.А. Веснин, М.Н. Яковлев и многие другие.
  9. Триптих «Озеро Гек-Гёль» с 1 августа 1944 года экспонировался на Выставке пейзажа Московского Союза советских художников в зале Московского товарищества художников.
  10. Из дневниковой записи 15 февраля 1942 года: «Ужасные вести из Питера - голод. Гибель Петергофа, Царского, Ораниенбаума, Гатчины». 2 марта: «Ужасные вести: умерли В.А. Фролов, И.Я. Билибин, Петров, Наумов, Карев... говорят, всего 47 художников». Невозможно без содрогания читать и более поздние записи. 16 апреля 1944 года: «У нас Фроловы; рассказы Андрея о Ленинграде. Потеря в феврале 1942 продовольственной карточки сестрами Зарудными, и их смерть от голода».
  11. В Свердловск в январе 1942 года уехала племянница Лансере Татьяна Серебрякова с мужем Валентином Филипповичем Николаевым. Брат Татьяны Евгений Серебряков с женой до лета 1945 года оставались в эвакуации в городе Фрунзе.
  12. Экспонировались 255 художников. Среди выставленных произведений - «Фашист пролетел» А.А. Пластова, триптих «Александр Невский» П.Д. Корина.
  13. Е. Лансере. Автобиографический очерк // В.Н. Бакшеев, В.К. Бялыницкий-Бируля, И.Э. Грабарь, Е.Е. Лансере, В.Н. Мешков, И.Н. Павлов, К.Ф. Юон. [Каталог выставки]. М., 1944. С. 46.
  • 28.02.2020 В каталогах аукционов Sotheby’s Contemporary Art Evening и Contemporary Art Day будет представлено 26 работ, общей стоимостью $55 млн, из этой коллекции
  • 28.02.2020 Ожидается, что механизм ведения дел, известный как cost-sharing, способен упрочить позиции галерей на фоне турбулентности рынка и привлечь новых международных дилеров на арт-рынок страны
  • 27.02.2020 Работа Rubik Mona Lisa художника, известного под псевдонимом Invader, ушла с молотка в четыре раза дороже стартовой цены - более чем за $500 тыс.
  • 27.02.2020 Новый формат ярмарки, анонсированный организаторами, привлек новую аудиторию. Насколько получится ее удержать и перевоспитать в рамках ежегодного события - главный вопрос Synergy Art в следующие 12 месяцев
  • 26.02.2020 Покупателем двух кубистических женских портретов стал миллиардер Стив Уинн
  • 28.02.2020 Продано 14 лотов из 30, суммарная выручка составила почти 5 миллионов рублей
  • 27.02.2020 В каталоге - 661 лот: живопись и графика, фарфор, стекло, изделия из серебра и пр.
  • 27.02.2020 В сводном каталоге - тридцать лотов: четырнадцать живописных работ, семь листов оригинальной и два - печатной графики, две работы в смешанной технике, четыре скульптуры и одна фарфоровая тарелка
  • 26.02.2020 К такому решению руководство аукционного дома принудила ситуация с нежелающей стихать эпидемией Covid-19
  • 21.02.2020 На предпраздничных февральских торгах продано 70 % лотов каталога, общая выручка составила чуть менее 6 миллионов рублей
  • 28.02.2020 Имена этих людей мы то и дело видим в новостях, на их вкусы ориентируются главы крупнейших аукционных домов, их запросы формируют то, что мы будем считать самым инвестиционно-привлекательным, популярным и успешным в мире искусства
  • 26.02.2020 В завершение исторического материала рубрики «Советы начинающим коллекционерам» - о том, как Нью-Йорк сместил Париж с пьедестала арт-рынка и утвердил коллекционирование в современном виде
  • 20.02.2020