Тема чести и милосердия в повести А. Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А

Милосердие в наше время кажется чем-то нереальным и очень редким. Бывает так, что неприятный на вид человек, грубый и местами злой, оказывается милосердным к другим, и мы никогда не сможем отличить того человека, кто обладает этим качеством. Быть милосердным, значит помогать людям, прощать их поступки.

Тема милосердия очень обширна, ее обсуждали и поэты и писатели, к ней прибегали художники о нем слагали песни музыканты. Но более обширно и красочно, конечно же описали ее писатели в своих произведениях. Одним из таких стал всеми нам известный А.С.Пушкин, его произведения это всегда история и мораль, которые переплетаются между собой неотрывной нитью. В своей повести «Капитанская дочка» он поднимает много проблем, но одной из главной все же остается тема милосердия. Ему удалось раскрыть ее сразу на нескольких персонажах, показывая тем самым, какие люди способны обладать этим редким качеством. Встреча Гринева и ПУгачова начинается и заканчивается милосердием. Первым проявляет его, на тот момент еще бродяга Пугачев, он помогает заблудшим путникам выбраться из природной западни. В благодарность ему, Гринев решает подарить мужчине свой тулуп, здесь мы так же видим отблески милосердия, на которые способно добро сердце главного героя. Но как мы знаем из повествования, на этом история этих двоих не заканчивается. Еще ни раз они столкнуться друг с другом.
Когда Пугачев уже начинает свой бунт, и добирается до крепости, где служит Гринев, он совершает не свойственный грабителям и убийцам поступок. Увидев своего старого знакомого он решает смиловаться над ним, терпит отказ принять величие Пугачева. и пусть когда то Гринев выручил Пугачева, но ведь он человек не высокой морали и ему не свойственно уважение и чувство долга. В этом случае Пугачев проявляет милосердие, которое совсем не свойственно его образу, он отпускает парня. Но на этом милосердие Пугачева не заканчивается. Когда Швабрин покушается на честь Марии Мироновой, Пугачев сами лично вырывает ее из рук своего подопечного и отдает Гриневу. Он не может забыть поступка парня, ведь Гринев смог разглядеть в нем душу, понять его чувства и страхи.
Пушкину удалось показать милосердие в грозном и безжалостном убийце. Он дал людям понять, что этим качеством может обладать каждый человек, независимо от свой наружности. Будь он жестокий или злой, милосердие это светлый лучик, который хоронит в его сердце любовь к людям. Понять чем живет другой человек очень сложно, но есть вещи, которые сразу же бросаются нам в глаза. Милосердие это дар божий, которым должен обладать каждый человек. Ведь это не трудно быть добрым и временами жертвовать собой во благо других людей.

Содержание повести Пушкина «Капитанская дочка» нам всем хорошо известно — это воспоминания пожилого офицера, Петра Андреевича Гринева, о своей молодости, о пугачевском восстании, тех исторических событиях, невольным участником которых он оказался. Однако смысл «Капитанской дочки» более глубок, более тонок, более сакраментален. Смысл этот открывается при более внимательном чтении произведения, в процессе которого взаимоотношения двух героев — Гринева и Пугачева — предстают как величайший акт милосердия, выявления в человеке его Божественного начала.

Вспомним первую встречу героев. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп.

Для Савельича услуга, оказанная мужиком «барскому дитяти», — естественна. Здесь нет речи о том, что дядька Гринева — холоп, нет, Савельич просто признает справедливость настоящего «мироустройства», существующих в обществе социальных отношений. К тому же Петруша не просто «барское дитя», а его любимый воспитанник. Как же не спасти его в лютый буран? Однако сам Гринев вовсе не считает, что посторонний, незнакомый человек, пусть даже мужик, обязан оказывать ему услуги. Это очень важная черта в характере героя. Людей он оценивает не с точки зрения их социального положения и вытекающих отсюда последствий, а лишь по внутренним качествам их и поступкам. В этом, безусловно, сказывается идеализм юности, но в целом черта эта сохраняется в герое на протяжении всего повествования.

Именно такое миросозерцание рождает в Гриневе желание что-нибудь сделать для вожатого, как-то помочь ему, отблагодарить. Однако образ Гринева реалистичен, что подразумевает многогранность и объемность характера, особую сложность психологии героя, обусловленной социальными условиями, возрастом и т. д.

Поэтому в этом подарке — не только благодарность за спасенную жизнь. Это еще и желание почувствовать себя взрослым, независимым, даже бывалым мужчиной, способным сделать такой подарок. Здесь, как и в истории с Зуриным, Гринев хочет показать Савельичу, да и всем присутствующим, что перед ними не недоросль, путешествующий со своим дядькой, а уже барин, офицер, следующий к месту своего назначения.

Вместе с тем, в подарке этом много детскости. Гринев дарит вожатому тулупчик, который мал и ему самому. Тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», — говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

Вот вторая встреча героев. Бунтовщики захватили Бело-горскую крепость, и уже должны были повесить героя, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет Гриневу жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «...я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».

И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», — «с твердостию» говорит он. И опять Пугачев ведет себя достойно, лишь потребовав с Гринева обещания не выступать против восставших. Но и такого обещания не может дать ему офицер, присягавший императрице. Пугачев, пораженный искренностью молодого человека, не держит на него зла: «Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

М. Цветаева называет эту сцену «очной ставкой» внутри каждого из героев. «Очная ставка Долга — и Бунта, Присяги — и Разбоя, и гениальный контраст: в Пугачеве, разбойнике, одолевает человек, в Гриневе, ребенке, одолевает воин», — замечает поэтесса.

Наиболее напряженно и драматично звучит мотив милосердия, когда Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой, дочери коменданта Белогорской крепости. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И опять в этом поступке — уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это почувствовал самозванец. «..Мои ребята смотрели на тебя косо; а старик и сегодня настаивал на том, что ты шпион и что надобно тебя пытать и повесить; но я не согласился... помня твой стакан вина и заячий тулуп. Ты видишь, что я не такой еще кровопийца...», — говорит Пугачев.

Эта последняя фраза многозначительна. Гринев действительно «видит», что Пугачев — не оголтелый убийца и разбойник. Сквозь внешнюю оболочку, сквозь маску самозванца молодой человек сумел разглядеть в нем потребность к добру, к всепрощению, желание испытывать уважение к самому себе.

Безусловно, пушкинский Пугачев — натура незаурядная. Это широкая русская душа, с ее извечной тягой к «удалому разгулью», буйству, молодечеству и с едва ли не превосходящей извечной тягой к жалости, всепрощению — чувствам истинно русским, национальным. На совести Пугачева много крови, зла, но, очевидно, несмотря на все его душегубство, сильна в нем вера в добро, в Божественное начало. Потребовалось так мало — искренняя благодарность Гринева, выраженная в виде вещественного подарка (заячий тулупчик) — для того, чтобы душа Пугачева оттаяла, отозвалась на этот зов.

Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием.

Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться. Причем тяготение к Божественным началам в пушкинских героях явно преобладает над демоническим злом. Думается, человеческое совершенство в них напрямую связано с совершенством человеческой жизни. Если Достоевский утверждал наличие зла в самой Божественной природе человека, независимо от социальной среды, то взгляд Пухпкина на человеческую натуру более гуманный: его герой нравствен изначально, человечен по природе своей, а все остальное закладывается воспитанием, условиями жизни, судьбой.

Пугачев ведет себя достойно даже тогда, когда узнает, что Маша — дочь капитана Миронова. «Ты мой благодетель. Доверши, как начал: отпусти меня с бедной сиротою, куда нам Бог путь укажет. А мы, где бы ты ни был, и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души...», — просит Гринев. И Пугачев, уже неоднократно спасавший молодого человека, уже не может отказать ему. «Казалось, суровая душа Пугачева была тронута. „Ин быть по-твоему! — сказал он. — Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!"»

Взаимоотношения Гринева и Пугачева — это не просто история милосердия, не просто плата добром за сделанное когда-то добро. Думается, ситуация здесь гораздо сложнее. Анализируя первую встречу героев, мы обычно видим в ней, прежде всего, «стакан вина и заячий тулупчик», благодарность Гринева за оказанную Пугачевым помощь. Но мы совершенно забываем о том, что, выведя молодого человека к постоялому двору в страшный, ужасный буран, вожатый фактически спас ему жизнь. И далее Пугачев многократно спасает Гринева. Оказав помощь однажды, Пугачев далее подсознательно, видимо, уже чувствует ответственность за судьбу доверившегося ему юноши. Именно на этот факт обратила внимание Марина Цветаева. Недаром во сие в символической форме герой видит будущие события. Причем в «роли» черного, бородатого мужика — отца Гринева — оказывается Пугачев. И последний действительно ведет себя по-отечески: он помогает молодому человеку в самый важный период его жизни. В отношениях Пугачева к Гриневу не только великодушие и благодарность, здесь еще и едва уловимый оттенок снисходительности, отеческой заботы человека взрослого, зрелого по отношению к неопытному юноше, столь распространенной в русских людях.

Однако иллюстрации темы милосердия в повести разнообразны. Это не только история взаимоотношений Гринева и Пугачева. Это и забота молодого человека о его дядьке, которого Гринев не бросил в трудную минуту. Это и любовь Савельича к «барскому дитяти», за которого он готов отдать, не раздумывая, собственную жизнь. Это и прощение Гриневым своего противника, Швабрина, после того, как освободили Машу. «Я не хотел торжествовать над поверженным врагом», — признается герой. Это и поведение родителей Петруши, принявших Машу как собственную дочь. Это и приказ императрицы, спасший Гринева от смертной казни. Характерно, что даже в «отрицательном» персонаже, «злодее» Швабрине, мы находим проблески милосердия. Оклеветав Гринева в глазах властей, Швабрин ни разу не упомянул Машу Миронову.

Таким образом, анализируя тему милосердия в «Капитанской дочке», мы подходим к пушкинской мысли, гениальной по своей сути: никакие грехи и преступления не способны убить в человеке добро, стереть образ Божий в его душе. И вернуть человека к самому себе можно только через любовь и доверие, через обращение к лучшим чувствам.

Сочинение на тему «милосердие в произведении «Капитанская дочка»

Наверное всем известен афоризм «Человеческая душа потемки», и наверное многие поспешат согласиться с ее смыслом. А действительно, что мы знаем о душе другого человека, мы можем лишь догадываться о причинах его поступков и действий. Возможно мы оцениваем их действия отклоняясь от собственной точки зрения на этот счет. Сколько лет прошло, а человечество до сих пор не смогло найти ключик к душе человека. Может это к лучшему. ведь так у нас появляется возможность быть настоящим и живым, хотя бы внутри своих мыслей.

Существует большое количество ценностей и знаний, которые изменялись из покон веков. Но есть в нашем мире и неизменные вещи, сюда я отнесу чувства. Каждый из нас является их обладателями, в этом и есть вся человеческая сущность. Мы постоянно испытываем то, радость, то боль, то угрызение совести. Они помогают нам жить и в то же время могут сгубить наши судьбы. Но есть чувства, которые не свойственны некоторым людям. Происходит это из-за того, что они притупляют их еще в зародыше. Сюда я могу отнести и милосердие, качество, которым обладает маленькое количество людей. Милосердие в наше время кажется чем-то нереальным и очень редким. Бывает так, что неприятный на вид человек, грубый и местами злой, оказывается милосердным к другим, и мы никогда не сможем отличить того человека, кто обладает этим качеством. Быть милосердным, значит помогать людям, прощать их поступки.
Тема милосердия очень обширна, ее обсуждали и поэты и писатели, к ней прибегали художники о нем слагали песни музыканты. Но более обширно и красочно, конечно же описали ее писатели в своих произведениях. Одним из таких стал всеми нам известный А.С.Пушкин, его произведения это всегда история и мораль, которые переплетаются между собой неотрывной нитью. В своей повести «Капитанская дочка» он поднимает много проблем, но одной из главной все же остается тема милосердия. Ему удалось раскрыть ее сразу на нескольких персонажах, показывая тем самым, какие люди способны обладать этим редким качеством. Встреча Гринева и ПУгачова начинается и заканчивается милосердием. Первым проявляет его, на тот момент еще бродяга Пугачев, он помогает заблудшим путникам выбраться из природной западни. В благодарность ему, Гринев решает подарить мужчине свой тулуп, здесь мы так же видим отблески милосердия, на которые способно добро сердце главного героя. Но как мы знаем из повествования, на этом история этих двоих не заканчивается. Еще ни раз они столкнуться друг с другом.
Когда Пугачев уже начинает свой бунт, и добирается до крепости, где служит Гринев, он совершает не свойственный грабителям и убийцам поступок. Увидев своего старого знакомого он решает смиловаться над ним, терпит отказ принять величие Пугачева. и пусть когда то Гринев выручил Пугачева, но ведь он человек не высокой морали и ему не свойственно уважение и чувство долга. В этом случае Пугачев проявляет милосердие, которое совсем не свойственно его образу, он отпускает парня. Но на этом милосердие Пугачева не заканчивается. Когда Швабрин покушается на честь Марии Мироновой, Пугачев сами лично вырывает ее из рук своего подопечного и отдает Гриневу. Он не может забыть поступка парня, ведь Гринев смог разглядеть в нем душу, понять его чувства и страхи.
Пушкину удалось показать милосердие в грозном и безжалостном убийце. Он дал людям понять, что этим качеством может обладать каждый человек, независимо от свой наружности. Будь он жестокий или злой, милосердие это светлый лучик, который хоронит в его сердце любовь к людям. Понять чем живет другой человек очень сложно, но есть вещи, которые сразу же бросаются нам в глаза. Милосердие это дар божий, которым должен обладать каждый человек. Ведь это не трудно быть добрым и временами жертвовать собой во благо других людей.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ПОВЕСТИ

А.С.ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

/Тема милосердия в повести/

Цели урока.

Предметная: способствовать развитию навыков анализа прозаического текста.

Методическая: развитие научного мышления учащихся через установления причинно-следственных связей.

Задачи:

Нравственное развитие: провести исследование текста, подвести учащихся к выводу: повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”- повесть о милосердии, развивать речь учащихся, воспитывать доброту, любовь к людям ;

Интеллектуальное развитие: формировать абстрактное мышление, критическое мышление, совершенствовать навыки теоретического анализа.

Оформление.

ЭПИГРАФ: К Пушкину, господа! - К Пушкину снова!...

Он дохнул бы на нашу желчь - и Желчь превратилась бы в улыбки.

В.Розанов

Оборудование: Компьютер, тексты, словарь Ожегова.

Оргмомент.

1.Вступительное слово учителя.

Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?

    Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога” - так мужественно ответил Пушкин на прямой вопрос императора.

    Вы обратили внимание на двойственность ответа?

    Всю оставшуюся жизнь великий поэт должен был решать этот вопрос чести. И в “Капитанской дочке”, законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений целой жизни.

Молодой человек! - как будто с завещанием обращается к нам Пушкин,- Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от изменения нравов, без всяких насильственных потрясений”. Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте:” Не приведи Бог видеть русский бунт-бессмысленный и беспощадный”. Но вспомним:”... все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём”. Нет, дело не в этом. Это жизнь настолько сложена, что невольно задаёшь вопросы: как жить? Чем руководствоваться? Эпиграф к повести “Капитанская дочка” даёт один из ответов. Какой?

    Береги честь смолоду.

    Да, это так. Но жизнь со всеми противоречиями сказывается сложнее. Честь слишком хрупка, требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета. И не случайно глава “Суд” имеет эпиграф...

Мирская молва-морская волна”.

    Значит, одной чести недостаточно. Так что же ещё? Без чего невозможны взаимоотношения людей?

    Без доброты, сочувствия.

    • Я согласна с вами. И Пушкин в “Капитанской дочке” даёт определённый ответ:”Честь и милосердие превыше всего”.

Повесть на столько проникнута милосердием, что её можно назвать повестью о милосердии. Вот сегодня на уроке - исследовании постараемся это доказать

Словарная работа. Работа со словарём Ожегова.

    А что такое милосердие?

В словаре Ожегова даётся определение /запись на доске/.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Человеколюбие - любовь к людям.

    История взаимоотношений Гринёва и Пугачёва.

Так вот это прежде всего история милосердия. С милосердия эта история начинается, им и кончается.

Вспомним первую встречу Гринёва и Пугачёвым.

    Что необычного вы заметили? /В слове брат/

    Как вы думаете, почему дворянин так обращается к босяку? В чём кроется причина? /Люди, пережившие только что опасное приключение, чувствуют особую общность: все смертны, жизнь каждого хрупка, без различий, званий и возраста/.

    И Гринёв находит слово брат, братство. Какова реакция Пугачёва на это приглашение к братству? /Раскрылся сразу Пугачёв, пожаловался, почти исповедовался/.

Гринёв предлагает Пугачёву чай, а после, по его просьбе, и стакан вина. Но ниточка сочувствия, жалости, благодарности не обрывается на этом. Продолжите мою мысль...

    В благодарности Гринёва не просто благодарность. Тут жалость и уважение. Уважение к человеку, его достоинству. Человеку холодно, а человеку не должно быть холодно. И если мы безразличные проходим мимо человека, которому холодно, то это уже кощунство. Все это и почувствовал Пугачёв. Потому так и радуется подарку. Потому и такое тёплое напутствие Гринёву /читают/: ’’Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”.

    Пока только так может отблагодарить Пугачёв. А что же дальше /Ребята рассказывают о встрече Пугачёва с Гринёвым, о взятии Белогорской

крепости

    И третья встреча...

Обратите внимание на такую деталь: Гринёв верит в лучшие качества Пугачёва: “Ты мой благодетель...” /читают/

    Пугачёв не верит в помилование для себя. Что кроется за этим? Какой вывод делаем?

    Процитируем ещё раз замечательное место, описывающее раздумья Гринёва при прощании: “Не могу изъяснить то, что я чувствовал...”

    Позади у Г ринёва кошмарное время, он помилован императрицей.

Казалось, он счастлив. Но.../ребята продолжают мысль, читают из текста: “Между тем страшное чувство.../

Старательно подбирает Пушкин иллюстрации основной темы повести.

Назовём и проиллюстрируем их.

История изувеченного башкирца /читают/

    Для чего эта сцена нужна Пушкину?

/Для осуждения жёсткого старого обычая пытать при допросе/

    Но замысел его глубже. Вот Белогорская крепость взята повстанцами. Среди них и убежавший ранее башкирец. Продолжите...

    Вывод: мир, лежащий во мгле, идёт своими путями, путями мести и немилосердия. “Око за око, зуб за зуб”- вот древний его закон.

О милосердии говорит и история урядника Максимыча /Чтение по ролям эпизода/

Всё в повести наполнено милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой также в основном любовь- милосердие

/рассказывают/

Тема милосердия к врагу/Швабрину/

ИТОГ: Я не сомневаюсь, что каждый участвующий в уроке- исследовании воспримет как призыв к милосердию слова В.Розанова:

К Пушкину, господа! - К Пушкину снова! ... Он дохнул бы на нашу желчь, и желчь превратилась бы в улыбку”.

И обратите внимание на слова Л.Н.Толстого: “Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие”.

Домашнее задание. Написать сочинение по повести “Капитанская дочка”. Темы сочинений на слайде (их комментирование) . Надеюсь, что, работая над сочинением, вы будете размышлять, высказывать свои мысли. Можете сформулировать свои темы. А какие бы темы вы предложили, исходя из сегодняшнего урока?

    Оценки я вам не ставлю. Пусть оценят вас, ваши поступки, ваши благие дела те, с кем вы находитесь рядом ежедневно, и те, с кем сведёт вас судьба.

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы

«…Читая его творения, можно превосходным

образом воспитать в себе человека…»

В. Г. Белинский

И сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит А. С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант «глаголом жечь сердца людей», пробуждая «чувства добрые» в их душах. На каких основах должна строиться жизнь – в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина – человека и художника.

Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором, который задал прямой вопрос: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» Тот, будучи человеком чести, мужественно ответил: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» Смысловая двойственность пушкинской фразы несомненна. Видимо, «отсутствие спасло» не только от царской немилости. Тогда от чего же? В повести «Капитанская дочка», законченной за несколько месяцев до смерти, был дан ответ – плод размышлений

целой жизни. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка – копейка». Яснее не скажешь… Это позиция гуманиста, душа которого противится насилию в любых его проявлениях и одновременно мучается в замкнутом круге неразрешимых внутренних противоречий: ведь был же тот вышеупомянутый ответ царю! В «Капитанской дочке» нигде честь не противостоит совести, а вот в жизни все могло быть – и было – гораздо трагичней.

Какую же нравственную опору выбрать? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми ее драматическими перепетиями оказывается сложнее. Честь слишком хрупка – сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета… Об этом тоже повесть Пушкина. И не случайно глава «Суд» имеет : «Мирская молва – морская волна». Рассчитывать на то, что можно во всех случаях сохранить о себе отличное мнение, не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий… Чем руководствоваться? За что же держаться? Ответ автора «Капитанской дочки» однозначен: держаться нужно за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.

Но как непосредственно в жизни следовать этому совету? И «Капитанская дочка» подсказывает: надо быть милосердным.

По-Пушкину, именно милосердие лежит в основе совестливости. И это глубоко христианский, глубоко русский взгляд на столь важную нравственную категорию, которая, в свою очередь, поддерживает, преображает достоинство человека и его честь.

Итак, в чем же состоит смысл повети? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один – нравственные нормы «преступить сумевший», другой – твердо держащийся законов чести и совести. И эта противопоставленность придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.

Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп. Прижимистый Савельич ропщет:

подарок бессмыслен, «он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища»! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В

какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

Чем же можно ответить на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же. Не боясь уронить достоинство атамана в глазах соратников, Пугачев следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя

за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру вражеского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести, которым так часто пренебрегают в этом мире, но которого нет выше и благороднее. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое. Потому-то напряженный и драматический диалог, в котором Петр Андреич, следуя совести своей и чести, отказывается присоединиться к восставшим (рискуя отчаянно), имеет такой примиряющий финал: «Так и быть, - сказал он (Пугачев), ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

То же и в третьей встрече. Прислушаемся к беседе, которую ведет с Пугачевым Гринев:

О чем, ваше благородие, изволил задуматься? - Как не задуматься, - отвечал я ему. – Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в

одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. - Что же? – спросил Пугачев. – Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

И ты прав, ей-богу, прав! – сказал самозванец. – Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша

Во всех перепетиях откровенного и рискованного разговора, который ведет с Пугачевым герой Пушкина, направляет последнего, питает надежду опять милосердие, хотя и о достоинстве офицера Гринев никогда не забывает. Он понимает, что нарушил кодекс дворянской чести. И это тяготит Петра Андреича, который в ходе жизненных испытаний постигает нравственные законы, куда более значимые, чем набор представлений о сословной исключительности.

Петру Гриневу, в духовном облике которого так органично соединились совестливость и верность долгу, противопоставлен в повести Швабрин. Рассказ о нем от начала до конца представляет собой историю бессильной злобы, зависти, неспособности простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, он вступает на путь Каина путь насилия, предательства, мести который ведет его не только к гибели физической, но – что несравнимо хуже – к духовному самоубийству. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. Собственное «я» для этого

человека – единственная ценность. За эгоизм, отход от Божьей правды Швабрин в повести наказан. Но Гринев, как и сам автор, не торжествует над униженным врагом: это согласно христианской морали стыдно. Поэтому и отворачивается от поверженного недруга любимый герой Пушкина – и в этом опять милосердие целомудренной, совестливой души.

Счастливый конец «Капитанской дочки» – вовсе не слащавая подачка читателю «романтической повести», а следствие глубочайшей уверенности писателя – гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что падший мир держится

все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.