Тихон щербатов в какой главе. Тихон щербатый образ и характеристика в романе война и мир толстого сочинение

Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья – Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон – воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о “непротивлении злу насилием”. Писатель ценит в этом герое и проявление “всего русского, доброго и круглого”, всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность – черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту “дубину народной войны”, которая поднялась и “со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. “Непротивленец” Платон Каратаев – другой тип национального характера, другая сторона “мысли народной”.
Тихон – “самый полезный и храбрый человек” в партизанском отряде Денисова: “Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов”. Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: “Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное… все указывали, посмеиваясь, на Тихона”. По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором (“как волк владеет зубами”), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона – способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: “…он был шут всех казаков, гусаров”, причем “сам охотно поддавался этому чипу”. Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности – недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое – и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве – дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: “Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно”.
Платон – яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: “Рок головы ищет”, “Час терпеть, а век жить”. Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “Не нашим умом, а Божьим судом”.
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя – на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства – и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть “торжественное благообразие”. Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее “безвинно напрасно пострадать”, чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый – две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал – кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию – с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Сочинение по литературе на тему: Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Другие сочинения:

  1. Одной из тем романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л. Н. Толстого конца 60-х годов 19 века. Писатель приходит к убеждению в Read More ......
  2. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  3. Творчество Л. Н. Толстого охватывает большой период времени – с 50-х годов 19 века до 10-х годов 20 века. Писатель принимал участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарастания революционного движения в 90-е Read More ......
  4. Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения. Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянина (свойственные ему смирение, покорность, идеи непротивления злу насилием, имевшие свои социально-исторические корни в Read More ......
  5. У Толстого в романе “Война и мир” большое внимание уделено образам крестьян: Тихону Щербатому из отряда Денисова, крепостным Ростовых и Болконских, жителям деревень. Однако особое место в произведении занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка. Это довольно интересная и своеобразная личность Read More ......
  6. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  7. Важнейшим событием, тщательно изображенным и всесторонне проанализированным Л. Н. Толстым в его романе “Война и мир”, является Отечественная война 1812 года. Эта война стала для русских людей священной – они защищали свою родину от агрессии наполеоновской Франции. Писатель показывает, как Read More ......
  8. Роман “Война и мир” был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и глубже – о войне 1812 Read More ......
Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”

Величайший роман всех времен. Бессмертная эпопея, где переплелись судьбы разных людей на фоне трагических событий войны России с Наполеоном. Главные события вертятся вокруг Натальи Ростовой, Андрея Болконского и Пьера Безухова, но другие персонажи не менее интересны по своей значимости и роли в романе. Образ и характеристика Тихона Щербатого в романе «Война и мир» достаточно яркие, несмотря на второстепенность персонажа. Толстой вложил в своего героя исключительно положительные качества. Настоящий русский богатырь способный в любую минуту бросится на врага, защищая Родину.

Внешность

Внешность Тихона впечатляла. Настоящий, русский мужик. Здоровый, крепкий. Манеры поведения оставляли желать лучшего. Грубый и дерзкий. Мог запросто нахамить незнакомому человеку, но только за дело.

Свое прозвище Тихон получил за отсутствие зуба. С тех пор иначе как Щербатый к нему никто не обращался. Оно прочно закрепилось за ним, но он не обижался и вскоре привык, что по имени никто не называет.

Несмотря на грузность, походку Тихона можно назвать легкой. Ноги длинные, как и руки, постоянно мотающиеся из стороны в сторону. Движения отрывисты и порывисты.

Лицо Тихона нельзя назвать симпатичным. Оспины вкупе с глубокими морщинами не красили его. Да и зачем мужику быть красавцем, чай не баба.

Глаза маленькие, словно щелочки.

Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем.

Выражение лица плутоватое и в то же время добродушное.

Из одежды неизменными атрибутами стали шляпа и лапти. "Человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом".

Характеристика

Родился Тихон в Смоленской области в селе Покровское. Был из народа, из семьи простых работяг, привыкших собственным горбом зарабатывать на жизнь. Во времена Отечественной войны пошел в партизаны, попав в отряд к Денисову. Отсиживаться дома, лежа на печке, когда кругом гибнут люди - это не про него. За храбрость и ловкость был определен в казаки-разведчики. Ему выпадали самые трудные задания и не случайно. Все в отряде знали, что Тихон обязательно справится и не подведет. Его уважали и любили, восхищаясь искренне, от души.

В скором времени он стал незаменим.

«...был один из самых нужных людей в партии ».

Предпочитал передвигаться исключительно пешком, проходя огромные расстояние. Другой бы на его месте уже с ног валился от усталости, а он хоть бы хны. Пройдя 50 км мог идти дальше не подавая виду, что устал.

Он вмиг становился душой компании . Умел рассмешить и поднять настроение любому человеку. Сам никогда не падал духом и другим не давал впадать в уныние. Оптимист по жизни.

Работящий. Брался за любую работу, выполняя ее от души и на совесть. Выросший в селе он привык пахать с утра до ночи. Все в его руках спорилось и горело. Золотые руки у парня, так про таких говорят.

Любимое дело Тихона - ратное . Топор в его руках и орудие труда и грозное оружие. Не поздоровится врагу, попадись он Щербатому на узкой дорожке.

Военная жизнь сделала его жестоким , но только по отношению к неприятелю. Он ненавидел тех, кто посягнул на святое. Слишком развито в нем было чувство истинного патриотизма. На друзьях его жестокость не отражалась. С ними он оставался таким же добрым и отзывчивым.

Тихон олицетворение силы и мощи всего русского народа в одном лице. С такими как он никакие враги не страшны. Его бесстрашие и готовность самопожертвования во имя победы достойный пример для подражания.

Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Автор: Толстой Л.Н.
Главные герои романа Л. Н. Толстого «Вой-па и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».
Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».
Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Главные герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» - представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья - Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, как русские национальные типы и выразители духовной сущности русского характера, дороги Толстому, каждый по-своему.
В образе Щербатого выражено активное начало русского духа, показана способность народа бесстрашно вести борьбу против захватчиков. Тихон - воплощение народа-богатыря, поднявшегося па защиту Отчизны.
Каратаев же воплощает близкую писателю идею о «непротивлении злу насилием». Писатель ценит в этом герое и проявление «всего русского, доброго и круглого», всех тех качеств, которые, по Толстому, составляли нравственную основу русского народа, русского крестьянства. Патриархальность, незлобивость, смирение и религиозность - черты, без которых, по Толстому, немыслим душевный склад русского крестьянина.
Тихон Щербатый олицетворяет в романс ту «дубину народной войны», которая поднялась и «со страшной силой гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». «Непротивленец» Платон Каратаев - другой тип национального характера, другая сторона «мысли народной».
Тихон - «самый полезный и храбрый человек» в партизанском отряде Денисова: «Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов». Щербатый занимал в отряде Денисова особое, исключительное место: «Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное... все указывали, посмеиваясь, на Тихона». По ночам он уходил из отряда и добывал все, что было необходимо для товарищей, для общего дела: оружие, одежду, а когда ему приказывали, доставлял и пленных. Тихон не боялся никакой работы. Он хорошо владел топором («как волк владеет зубами»), ловко, со всего размаху, раскалывал бревна. Если надо, топор в его руках превращался в грозное оружие. В этом персонаже воплощаются богатырские силы народа, его находчивость, дух товарищества, удаль.
Важная особенность Тихона - способность не падать духом, не унывать ни при каких обстоятельствах, неистребимое чувство юмора. Эта черта делает Щербатова всеобщим любимцем в отряде: «...он был шут всех казаков, гусаров», причем «сам охотно поддавался этому чипу». Вероятно, некоторые черты Тихона (например, его жестокость) могли быть осуждены писателем, если бы речь шла о мирном
времени. Но в критический момент истории, когда решается вопрос о будущем России, о судьбе всех русских людей (Отечественная война 1812 года), деятельность таких, как Щербатый, спасительна и для страны, и для народа.
Каждому из героев Толстой даст яркую портретную и речевую характеристику. От всего облика Тихона вест ловкостью, уверенностью, силой. Забавная и выразительная особенность его внешности - недостаток зуба (за это Тихона и прозвали Щербатым). Его язык пронизан юмором, грубоватой шуткой. Внешность Платона также своеобразна. Ему за пятьдесят лет, но в его облике все сохранилось в целости: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, все было круглое - и лицо, и плечи, и спина, и живот. Все имело вид какой-то сонливости, мягкости.
Если Тихон беспощаден к врагу, то Каратаев любит всех людей, в том числе и французов. Другие важные черты в Каратаеве - дух правдоискательства, душевная ясность, любовь к труду: «Он все умел делать, не очень хорошо, но и недурно».
Платон - яркий выразитель философии терпения, характерной для русского крестьянства и обусловленной своеобразием русской истории и культуры. Эта жизненная философия отразилась и в пословичной мудрости, которая часто звучит в напевной речи Платона: «Рок головы ищет», «Час терпеть, а век жить». Подчас, кажется, что он прикрывает философией терпения свою беспомощность, неспособность к активному сопротивлению обстоятельствам. Каратаев словно начисто лишен индивидуального сознания, во всякое время он опирается на веками складывавшиеся в народной среде мировоззренческие стереотипы: «Где суд, там и неправда», «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся», «Не нашим умом, а Божьим судом».
В отличие от Каратаева, Щербатый не вспоминает о Боге, рассчитывая только на себя - на свою силу, смекалку, душевную бодрость. Щербатый бывает резким, а если того требуют обстоятельства - и жестоким. Этими чертами он отличается от Платона, который во всем стремится видеть «торжественное благообразие». Щербатый, испытывая патриотическое чувство и ненависть к захватчикам, идет на них с топором. Платон же готов скорее «безвинно напрасно пострадать», чем пролить кровь человеческую, даже если это кровь врага.
Каратаев и Щербатый - две ипостаси единого целого. Спасение для России состоит, по Толстому, в синтезе этих двух начал - кротости, смирения и миролюбия, с одной стороны, и энергии, воли, способности к активному действию - с другой. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет именно таким путем.

Образы Платона Каратаева и Тихона Щербатова в романе «Война и мир» (2 вариант)

Тихон Щербатый - обыкновенный русский мужик, который пристал к отряду Денисова, чтобы сражаться за Родину. Своё прозвище он получил за то что у него не хватало одного переднего зуба, и сам он выглядел немного страшновато. В отряде Тихон был незаменим, так как был самым ловким и мог с лёгкостью справиться с самой грязной и сложной работой. Сначала он просто ухаживал за лошадьми, разводил костры и по своему желанию отправлялся в лагерь к французам, откуда всегда возвращался с трофеями: приносил оружие и одежду. Потом его произвели в казаки и начали отправлять к неприятелю брать языков. У него было какоё-то чутьё и он всегда приводил нужных офицеров. По своей натуре Тихон очень добродушный, но враги для него не люди, и с ними он бывает жесток. Тихон представлен как народный мститель, который защищает своё землю, на которой привык жить и трудиться. Товарищи по оружию уважают его, восхищаются его смелостью и находчивостью, они рады, что в их отряде есть такой простой сильный и мужественный человек. Лучшим оружием Тихон считал топор и пику, так как владел ими в совершенстве, а мушкетон носил просто так и может даже никогда им не пользовался.

В образе Тихона Щербатого Толстой пытался показать нам, что с началом войны народные массы не остались в стороне, простые люди тоже переживали за будущее страны и встали на её защиту.