Здание протестантской церкви с залом. Ультрасовременный проект протестантской церкви «Свет Жизни

Церковь Святого Андрея Первозванного — единственная англиканская церковь в Москве. Еще в 1814-м англичане купили у прапорщика Наумова землю и дом, который был переделан в небольшую часовню, где проводились богослужения. К 70-м годам XIX века стало очевидно, что для разросшейся английской общины необходимо новое помещение, и в 1882-м началось строительство церкви.

Псевдоготический стиль храма с его стрельчатыми окнами и витражами по проекту провинциального английского архитектора Ричарда Нила Фримана должен был создавать хрестоматийную атмосферу викторианской глубинки. Говорят, сам архитектор даже не приезжал для строительства в Москву, а просто передал готовый проект и чертежи. В любом случае, в Москве типовая английская базилика с четырьмя маленькими башенками смотрелась весьма экзотично — и в итоге оказалась едва ли не единственным зданием, прославившим имя архитектора.

В 1885-м церковь была освящена и получила имя святителя Шотландии, апостола Андрея, — в XIX веке большую часть британской общины в Москве составляли шотландцы. Это заметно и по двум терракотовым фигуркам ангелов, которые встречают посетителей у входа: у них в руках цветки чертополоха, распространенный символ в шотландской геральдике.


Англиканская церковь в Москве с самого начала была не только местом богослужений, но и центром общественной жизни. Здесь проводились диспуты, собирался архив исторических рукописей, работала библиотека. На вершине башни, в специально оборудованном тайнике, прихожане могли арендовать ящик для хранения ценных вещей и бумаг — все они были экспроприированы красной армией в 1917 году. Церковь славилась своей акустикой и органом, к сожалению, не пережившим эпоху Советов.

Во время Первой мировой войны прихожане открыли в Вознесенском переулке военный госпиталь и давали бесплатные обеды. В 1917 году с башни церкви по войскам Временного правительства, прорывавшимся к Моссовету переулками, строчил большевистский пулемет, и на камнях храма до сих пор видны следы пуль. В 20-е годы прошлого века церковь, как и многие другие храмы в Москве, была закрыта и переоборудована в склад, затем — в жилой дом с коммунальными квартирами. Правда, жить здесь было сложно: прекрасная акустика не способствовала уединению. В этом, без сомнения, был «виноват» хитро устроенный деревянный потолок церкви, идеально отражавший звуковые волны.

Вот почему в конце 50-х годов коммуналки расселили, а храм стала использовать знаменитая советская фирма «Мелодия», выпускавшая пластинки. Это помещение отлично подходило для звукозаписи, тут играли даже целые симфонические оркестры. Среди москвичей бытовала легенда, что в церкви (куда простым смертным вход был запрещен) сохранился и орган, и что Глен Гульд и другие талантливые органисты той эпохи записываются именно здесь. Увы, это было не так: инструмент большевики уничтожили еще в 20-е годы, и он до сих пор не восстановлен, так что прихожанам и сейчас приходится довольствоваться звуками электрооргана. Правда, очень хорошего.

В 1994 году Борис Ельцин вернул здание ее законному владельцу, англиканской общине. В наши дни еженедельные богослужения, которые проходят исключительно на английском, посещают до 300 прихожан. В помещениях церкви есть англиканский образовательный центр, библиотека, воскресная школа, англоязычное Общество анонимных алкоголиков, а каждый четверг и воскресенье здесь проводятся благотворительные концерты, в которых участвуют солисты Филармонии и Большого театра, европейские оркестры, лауреаты международных конкурсов.

Лютеранский собор святых Петра и Павла в Старосадском переулке.

Первые лютеране появились в Москве в последние года княжения Василия Ивановича (1524-1533), среди приглашенных из Северо-Западной Европы ремесленников, врачей и купцов.. Церковная община была создана несколько позже, между 1560 и 1565 гг., а в 1576 г. на берегу Яузы, в Немецкой слободе была возведена небольшая деревянная церковь, освященная во имя святого архангела Михаила. В 1626 г. община разделилась после скандала, вызванного ссорой между женами военных и купцов. Составлявшие большинство новой общины офицеры в начале 1640-х гг. возвели церковь в центре Москвы, в Белом городе, на Покровке. Но новое здание, как и здание церкви купеческой общины, по приказу царя Михаила Федоровича в 1643 году было снесено - из-за недовольства православных священников, утверждавших, что иноземцы не только поставили свои “ропоты” вблизи “церквей Божьих”, но и скупили много земельных участков. Соборным уложением 1649 года европейцам запрещалось покупать недвижимость в столице.

Согласно указам 1652 и 1654 годов, все инославные, не принявшие православие, после перепланировки города, вызванной опустошительными пожарами, должны были переселиться во вновь образованную Яузскую (Новоиноземную, Новонемецкую) слободу. В 1684 году члены старой лютеранской общины приняли решение построить каменную церковь святого Михаила. Задуманное было осуществлено, и через два года состоялось освящение храма. В 1694 г. симпатизировавший европейцам царь Пётр I заложил новую каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла, которая и была освящена в его присутствии 3 апреля 1695 г.

Новый храм просуществовал до 1812 г. и сгорел во время Большого Московского пожара. Церковь святого Михаила трижды теряла церковные здания в результате пожаров 1729, 1737 и 1748 годов. В 1764 году Маргарита Гржибовская подарила старой общине (общине св. Михаила) участок земли, и уже 5 октября, после окончания строительства церкви (Вознесенская, ныне улица Радио, 17) состоялось освящение храма.

Во время войны 1812 года церковь святого Михаила не пострадала, в то время как здания школы и пастората сгорели. К 1904 году Михайловская община насчитывала 4,5 тысячи членов (4360 немцев, 120 финнов и 20 шведов). В 1915 году по Москве прокатилась волна немецких погромов, принесших человеческие жертвы, а протестантским церквям - большой материальный ущерб. В 1928 году, несмотря на протесты прихожан, церковь святого Михаила была снесена.

В 1817 г. приход приобрёл усадьбу Лопухиных близ Покровки, на Старосадском переулке. На средства короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и при поддержке императора Александра I в июне следующего года началась перестройка купленного дома под церковь (возведение купола и креста). 18 августа 1819 г. её освятили. В феврале 1837 года в кирхе впервые зазвучал орган.

В общину входили очень крупные промышленники, финансисты, и она обладала большими средствами. Когда в середине столетия число членов общины превысило 6 тысяч, было принято решение о реконструкции храма по плану архитектора А.Майнхардта в неоготическом стиле, которое завершилось в январе 1862 года. В 1863 году на башню был поднят колокол, подаренный кайзером Вильгельмом I .

К началу XX века церковь святых Петра и Павла насчитывала 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. Еще в конце XIX века в церкви выделилась эстонская община святой Элизабет и латышская община - святого Петра. В связи с увеличением численности прихожан встал вопрос о перестройке церкви с целью её расширения. Церковный совет в 1903 году объявил конкурс на лучший проект здания церкви; первую премию получил В.Ф. Валькот. Но по различным причинам увидело свет архитектурное решение академика В.А. Косова - одного из проектировщиков Храма Христа Спасителя.

5 декабря 1905 года состоялось освящение церкви в качестве Кафедрального собора Московского Консисториального округа. В 1918 г. собор получил статус Кафедрального собора России, а затем и всего Советского Союза. Однако вскоре начались гонения. Тотальная война большевиков с религией во всех ее проявлениях была направлена прежде всего на отторжение церковных зданий от общин и переход их в собственность государства. Из богатейшей церкви свв. Петра и Павла были изъяты многие ценности. Приход начал сокращаться. Люди начали бояться ходить в церковь.

В ноябре 1936 г. пастор Александр Штрек и Церковный совет были арестованы, а службы прекращены. В 1937 г. собор передали под кинотеатр “Арктика”, а затем студии “Диафильм”, произведшей перепланировку здания, в результате чего интерьер собора был полностью уничтожен. Во время войны, в 1941 году церковный орган был вывезен в оперный театр Новосибирска, где был частично пущен на металлолом, частично - на декорации. Перед Всемирным фестивалем молодёжи и студентов в 1957 г. был разобран шпиль собора.


В 2004 г. ситуация изменилась. За период с 2004 по 2008 год зал был освобождён от перекрытий и перегородок, реставрированы потолок, стены и сильно повреждённые колонны. Восстановлена разрушенная «Диафильмом» галерея, опоясывающая зал по периметру, изготовлены новые и отреставрированы сохранившиеся двери, смонтированы теплые полы под новым мраморным покрытием, смонтирован отреставрированный орган, в окнах алтарной части появились витражи, установлены дубовые скамьи. Кроме того были проведены очень масштабные (хотя и не бросающиеся в глаза) так называемые «скрытые» работы по восстановлению и гидроизоляции подвалов, монтажу систем отопления и вентиляции, электрооборудования. Значительные изменения претерпела и окружающая собор территория. Во дворе были сняты многолетние наслоения асфальта, вследствие чего его уровень опустился почти до уровня 1905 года.

18 декабря 2005 г., в день столетия со дня первого освящения, епископ Зигфрид Шпрингер совершил повторное освящение престола.

30 ноября 2008 года, в 1-е воскресенье Адвента, во время торжественного богослужения состоялось освящение cобора.

В январе 2010 года был полностью восстановлен шпиль, высота которого составила 62 метра.


Лютеранская церковь Святой Троицы на Введенском кладбище.

Немецкое кладбище разных исповеданий, что на Введенских горах, основано в 1772 году на землях, взятых из дач, принадлежавших Государственной Коллегии Экономии села Карачарово. Потребность открытия нового кладбища для иностранцев вызвана последствием Московской чумы 1770 -1772 годов и запрещением хоронить в черте города при церквах и в окружности земляного вала и в границах города по Садовому Кольцу.

В южной части Немецкого кладбища, в декабре 1911 года было начато строительство каменной с полуподвалом часовни для отпевания умерших. Часовня предназначалась для конфессий входивших в Комитет по благоустройству кладбища: Евангелическо-Лютеранской, Католической (польской и французской церквей), Реформатской, Англиканской. Постройка была окончена в апреле 1912 года и в мае освящена. Знаменательно, что вторично она была освящена как храм тоже в мае, 1994 года, в день Святой Троицы. Архитектором строительства часовни был В.А. Рудановский.

Здание является составным звеном в архитектурном ансамбле Немецкого кладбища, который сложился в период с середины XIX-начала XX веков. Помимо этого оно представляет собой самостоятельную архитектурную ценность, как редчайший для Москвы образец культовой постройки, выполненной в традициях западной церкви с использованием неоклассических форм стиля модерн.



Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов — одна из старейших и самых крупных баптистских церквей в России, расположенная в Белом городе (Кулишки) — историческом районе Москвы в здании № 3 в Малом Трёхсвятительском переулке.
Здание церкви было перестроено в 1865 году архитектором Германом фон Ниссеном из жилого дома XVIII века и предназначалось для реформатской церкви. В 1917 году здание было передано общине евангельских христиан.

В строгости и минимализме архитектурных решений проявляется основная особенность протестантской ветви христианской религии.

Готический протестантский храм для Харькова – явление скорее уникальное, чем обычное, и поэтому привлекающее внимание, в том числе
своей неповторимой архитектурой. Об этом наш разговор с пастором адвентистской церкви Александром Тюпиным.

– ПАСТОР АЛЕКСАНДР, А КАКОЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХРАМ?

–– Протестантский храм или дом молитвы (такое название встречается чаще) с архитектурной точки зрения предусматривает творческий
подход, сочетая в себе эклектичность стилей и направлений, а также ориентируясь на архитектурные традиции и культурные традиции той страны и той местности, в которой находится храм. Поэтому архитектура протестантизма разнообразна, она приобретает оттенки и колорит местных строительных приемов, архитектурных стилей и направлений. Храмы могут быть необычны, оригинальны и красивы, но чаще всего эта красота заключается в простоте и минимализме архитектурных решений, ведь в этом проявляется основная особенность протестантской ветви христианской религии.

Уникальность протестантского храма, например, в Прибалтике состоит в том, что он может строиться по принципу северного деревянного зодчества как простой деревянный сруб.

Если же посмотреть на дом молитвы на Кипре, то можно заметить доминирование восточных мотивов в архитектурных приемах.

На Востоке храм может быть построен в виде мечети. Внутри такой мечети люди будут сидеть на коврах на полу, некоторые могут сидеть на стуле, возле стены.

Иногда церковь протестантов имеет вид иудейской синагоги.

Часто храмы повторяют византийскую церковную традицию, то, что наблюдается в православной церкви. Также можно увидеть наследование католической архитектурной особенности – это творческое соединение строгости готического стиля и простоты модерного минимализма.

В Харькове протестантские дома молитвы построены и в форме синагоги, и в стиле современного минимализма. Церковь харизматов (еще одно течение протестантизма), например, имеет уже более ярко выраженный стиль, здесь можно заметить сочетание и современного минимализма, простоты, и готической строгости (церковь харизматов на ул. Блюхера, Салтовка).

Дом молитвы баптистов (направление протестантизма), например, на той же ул. Блюхера, соединяет в себе простоту и одновременно оригинальную, своеобразную стилевую особенность.

– НАСКОЛЬКО МЫ ЗНАЕМ, НОВЫЙ ХРАМ НА УЛ. ЯКУТСКОЙ, 47/11 ВЕСЬМА НЕОБЫЧЕН И ИНТЕРЕСЕН С АРХИТЕКТУРНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

КТО УЧАСТВОВАЛ В РАЗРАБОТКЕ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТА И КТО ЗАДЕЙСТВОВАН НЕПОСРЕДСТВЕННО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ? КТО БЫЛ ИНИЦИАТОРОМ ИДЕИ СТРОИТЕЛЬСТВА?

– Этот храм строится уже почти 10 лет, потому что храм возводится на средства самих прихожан, членов общины №8. Собственниками помещения храма, его владельцами и пользователями являются члены общины.

В разработке проекта строительства принимала участие фирма «Азимут-Сервис», автором проекта является архитектор города Сергей Георгиевич Чечельницкий. Инициаторы идеи строительства – члены общины №8 и пастырь церкви. К концу этого месяца планируется завершить работы над крышей храма, и в целом дом молитвы будет готов.

– АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ ХРАМА БУДЕТ ПОВТОРЯТЬ ТРАДИЦИИ МЕСТНЫХ ХРАМОВ ИЛИ БУДЕТ ХАРАКТЕРИЗОВАТЬСЯ НОВЫМ ТВОРЧЕСКИМ ПОДХОДОМ?

-– Стиль дома молитвы будет отличаться современным творческим архитектурным выполнением, модерным минимализмом, строгостью формы внешнего облика здания и удобством внутренних помещений, что характерно для европейской протестантской обители. Дом строгого коттеджного типа, рассчитанный на более чем 300 человек, будет иметь помещения не только молитвенного и ритуального характера, но и помещения для проведения учений и курсов иностранных языков, для детского сада. Все предназначено для удобства и комфорта прихожан, детей.

-– В ЧЕМ ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ЧЕРТА ВНУТРЕННЕГО ИНТЕРЬЕРА ПРОТЕСТАНТСКОГО ХРАМА, КАКИЕ ПРЕДМЕТЫ, АКСЕССУАРЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ В НЕМ, В ЧЕМ ИХ ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ?

–– Несколько главных особенностей интерьера дома молитвы выражают основные цели протестантизма.

Первая –– это наличие в любом протестантском храме кафедры, с которой пастырь ведет проповедь. В храме должны находиться места для паствы, т.е тех, кто пришел помолиться, потому что главное в протестантском храме не сам культ храма, а община людей которая своими молитвами создает весь этот храм. Люди освящают храм своим присутствием, а не храм освящает своим архитектурным видом и внутренними украшениями людей. Ведь когда спросили Иисуса Христа, где должен находиться дом молитвы, как должен выглядеть храм, он вывел своих людей на природу, к реке, это место и было храмом для молитвы.

Во многих протестантских домах молитвы, как и в католическом соборе, может присутствовать орган, (во многом протестантизм вобрал в себя элементы католицизма, особенно в плане предметов храмного богослужения, что не является удивительным, так как протестантство возникло именно в католической среде). Обязательное наличие баптистерии, т.е. бассейна для полного водного погружения при крещении, ведь именно так – полным погружением в реке Иордан Иоанн крестил Иисуса. Для оборудования баптистериев можно купить пластиковые бассейны оптом .

Одним из главных отличительных признаков является отсутствие поклонения символам веры: в залах храма много простоты и естественности, нет изящной красоты на стенах, отсутствуют иконы и образа, росписи, нет алтаря.

Во всем протестантизме место молитвы несет в себе десакральный характер, поэтому сами по себе предметы в храме, как и крест, который присутствует в храме, не имеют без присутствия Бога и человека священной значимости. Главным предметом слова Господа есть Библия, которой поклоняются протестанты всех времен, направлений – это единственный символ веры, который должен присутствовать в любом протестантском доме молитвы, являясь главным атрибутом церкви.

В Москве, как и во всей России, живут люди многих вероисповеданий. Есть среди жителей столицы и протестанты. Их не слишком много, по сравнению с православными, но тем не менее они есть. Для своих богослужений у них имеются храмы, некоторые из которых были построены уже давно и имеют солидную историю. В настоящее время проводят массовую работу среди прихожан и активно развиваются.

История

В столице протестанты стали появляться еще в середине 16 века. Практически все они были европейцами, которых приглашали на службу. Многие из них были военными, врачами, ремесленниками, купцами. Постепенно их становилось все больше, и со временем ими была построена первая протестантская церковь, которая была освящена во имя архангела Михаила. Это произошло в конце 16 века, она была деревянной, небольшой и находилась в Немецкой слободе. Именно с этого момента протестантские церкви в Москве берут свое начало.

Со временем среди них произошел раскол, вызванный ссорой. Из-за этого в середине 17 века была построена вторая церковь, для новой общины. Она была расположена на Покровке, в центре Москвы. Но она, как и старая их церковь, просуществовали недолго. Через несколько лет из-за многочисленных жалоб православных священников протестантские храмы в Москве были снесены.

Был принят указ, согласно которому всех иноземцев, не принявших православие, решено было переселить в Яузскую слободу. Через несколько лет после этого члены протестантской общины приняли решение вновь построить церковь святого Михаила. Через два года она была возведена. На этот раз она уже была не деревянной, а каменной. А уже через несколько лет лично Петром Первым была заложена новая протестантская церковь имени апостолов Петра и Павла. В его присутствии она была и освящена. Этот храм просуществовал более и ста лет и сгорел во время пожара в столице, в 1812 году.

Годы шли, количество иностранцев, исповедующих эту ветвь христианства, увеличивалось и открывались новые протестантские церкви в Москве. Так продолжалось до Октябрьской революции, в ходе которой к власти в стране пришли большевики. Все церкви, в том числе и протестантские, были закрыты, а многие духовные лица отправлены в ссылку или были убиты. Религиозный упадок продолжался до краха СССР.

Возрождение

В современной России протестантская община Москвы неуклонно увеличивается. Были восстановлены и открыты старые строятся новые. Регулярно проводятся богослужения, отмечаются все религиозные праздники. В протестантские ходит множество прихожан. Они активно участвуют во многих мероприятиях проводимыми духовными лицами.

В Москве имеется несколько протестантских храмов, причем как недавно построенных, так и достаточно старых. Наиболее известными является Святого Андрея, Лютеранская Петра и Павла и евангельских христиан-баптистов. Разумеется, полный перечень духовных сооружений значительно солиднее. Но эти протестантские церкви Москвы являются наиболее известными.

Святого Андрея

Это духовное сооружение является единственной в столице России. Эта церковь является многонациональной, и богослужения, которые проводятся лишь на английском языке, посещают представители 40 различных ветвей христианства.

Она является центром Московского дьячества, в состав которого также входят духовные сооружения во Владивостоке, Санкт-Петербурге. В помещение церкви находится образовательный центр, большая библиотека, общество анонимных алкоголиков и воскресная церковь.

Святой Троицы

Эта церковь находится на территории и входит в состав одноименного прихода. Первоначально здание, в котором она находится выполняло функции простой часовни и было построено еще в начале 20 века. Но после оно было расширено, благоустроено и стало церковью. Впоследствии она была закрыта на долгие годы, как и многие другие духовные сооружения СССР. Лишь в конце 20 века, вновь стала работать эта и другие протестантские церкви в Москве, адреса которых остались прежними.

Несмотря на небольшие размеры и то, что она находится на кладбище, в ней всегда много прихожан. Особенно в праздники. Бали проведены работы по ее облагораживанию, обустроили также территорию вокруг здания.

Лютеранский собор Святых Петра и Павла

Когда говорят про исторические протестантские храмы Москвы, имеют в виду в первую очередь собор Святых Петра и Павла, который является главным в региональной лютеранской церкви в европейской части России. Он является одним из двух официально действующих храмов в Москве. Кроме того, он является еще одним из старейших приходов этой церкви в России.

Он является еще и одним из наиболее красивых. Была проведена большая работа и вложены значительные средства в его внутреннее и наружное убранство. А также приобретена вся необходимая церковная утварь для богослужений.

Церковь евангельских христиан-баптистов

В Малом Трехсвятительском переулке находится одно из старейших баптистских духовных заведений. Эта церковь была возведена еще в середине 19 века. Первоначально здание, в котором она располагается, было обычным жилым домом. Но архитектором Германом фон Ниссеном оно было перестроено в церковь.

Как мы можем видеть из написанного выше, протестантские церкви в Москве достаточно активно развиваются, восстанавливаются и строятся новые духовные заведения, ведется большая общественная работа среди прихожан.

МОСКВА, 7 дек — РИА Новости. В Москве появится самый большой храм протестантской общины пятидесятников; в воскресенье состоится освящение московской церкви христиан веры евангельской "Благая весть", сообщили РИА Новости в пресс-службе Российского объединённого союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ).

"Протестантские церкви давно являются неотъемлемой частью многоконфессионального разнообразия российской столицы. Новый храм станет одним из самых больших среди всех действующих протестантских церквей. Здание соответствует всем требованиям безопасности и комфорта. Основной зал для богослужений рассчитан на тысячу человек. Всего протестантская община насчитывает более трех с половиной тысяч прихожан, потому каждое воскресенье будет проходить по три богослужения, чтобы вместить всех желающих", — говорится в сообщении.

Российские пятидесятники обсудят стратегию развития до 2017 года С главным докладом на форуме, который продлится три дня, выступит начальствующий епископ РОСХВЕ, член Общественной палаты и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте епископ Сергей Ряховский.

Местная религиозная организация христиан веры евангельской "Благая весть" существует в Москве с 2000 года. Ее особенностью является большое внимание, уделяемое вопросам воспитания детей, а также помощи пожилым и нуждающимся, в том числе и наркозависимым. Несколько лет подряд община поддерживает пять детских домов и четыре школы-интерната, верующие также посещают наркологические клиники, занимаются уличным патронатом бездомных — кормят их, раздают одежду, помогают решить бытовые вопросы.

Здание под храм было приобретено еще в 2010 году. Ранее в нем размещался большой конференц-зал. Помимо основного зала для богослужений, в помещении, после завершения ремонта и реконструкции, также разместятся воскресная школа и баптистерий — отдельное помещение, предназначенное для совершения крещения.

В торжествах по случаю открытия и освящения нового храма, расположенного в московском районе Гольяново, участие примут не только священнослужители и верующие разных протестантских церквей города, но и представители государственной власти и муниципалитета, а также общественные деятели. Планируется, что почетными гостями мероприятия станут представители Администрации Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы РФ, Правительства Москвы, Московской городской думы, Общественной палаты РФ. Церемонию возглавит начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской Сергей Ряховский.


Австрийская строительная студия «Coop Himmelb(l)au» в 2011 году воплотила проект строительства церкви Martin Luther Church в городке Hainburg. Новое здание протестантской
церкви было воздвигнуто на месте старенькой постройки, расположенной в центре города. В нем расположили молельный зал, общий зал собраний и дополнительные помещения. Необыкновенную роль в строительном ансамбле играет легкая 20-метровая конструкция колокольни, выполненная из белоснежного камня.

Уникальный вид «Martin Luther Church» – это современное переосмысление местных строительных традиций: остроконечных крыш над круглыми романскими башнями. Купол молельного зала опирается на четыре «ноги» и являет собой некоторую абстрактную форму с тремя световыми лючками и специальной подсветкой. При проектировании и изготовлении крыши были использованы судостроительные технологии и современные принципы металлообработки.

Со стороны улицы здание церкви имеет очень открытый прозрачный фасад, затянутый извилистыми полосами стекла. Его внешний вид привлекает прохожих, древесная стенка, отгораживает зал от фойе. Из молельного зала можно попасть в светлый зал детской комнаты и крестильную с прозрачным стеклянным потолком. Сзади нее размещается зал собраний. Большая крутящаяся дверь соединяет эти зоны и обеспечивает визуальную целостность места.