Голубь над святой софией. София Новгородская – легенды древнего храма Легенда о Софийском голубе

Главный купол древнейшего храма России - новгородского Софийского собора - с давних времен имеет необычайное завершение: крест, увенчанный свинцовой фигурой голубя - символа Святого Духа. Предание возводит его появление ко временам Иоанна Грозного, когда государь Всея Руси, заподозрив в вольном городе заговор против себя, учинил кровавую расправу над его жителями. Паривший над новгородской землей голубь, узрев жестокую картину гибели тысяч неповинных людей, спустился на ее главный крест, осенив золотым свечением купол и застыв там навеки. С тех пор новгородцы связывали с его присутствием Божественное покровительство древнему городу, говоря: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду придет конец».

В годы Великой Отечественной войны случилось так, что во время одного из авианалетов или артобстрелов города крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных троссах. Комендант города Байоль распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус «Голубой» испанской дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, свидетельствующих о доблести испанских солдат и сокровищах культуры захваченных славянских территорий, крест был вывезен в Испанию. Связанная с поисками реликвии история говорит о том, что в ноябре 2002 г. губернатор Новгородской области М. М. Прусак обратился к посольству РФ в Испании с просьбой установить местонахождение святыни. Посольству удалось выяснить, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о нынешнем местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным, осведомился о возможности возвращения этой исторической реликвии в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

Церемония передачи креста состоялась 16 ноября 2004 г. в Храме Христа Спасителя на открытии Первого международного фестиваля православных СМИ. Акт передачи новгородской святыни Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II проходил при участии министров обороны обеих сторон. Глава министерства обороны РФ Сергей Иванов выразил признательность министру обороны Испании Хосе Боно за возвращение в Россию креста с главного купола Софийского собора в Великом Новгороде:

«56 лет этот крест находился в Испании в одном из соборов на территории воинской части, и сегодня возвращается туда, куда и положено».

Глава министерства обороны Испании заявил, что для испанских военных крест с купола Софийского собора был любимым религиозным символом:

«Прекрасно то, что перед крестом православной церкви молились верующие католики в течение более шестидесяти лет. Причина проста: всем нам удалось увидеть в нём образ Христа, отдавшего свою жизнь во имя жизни всех остальных людей, Христа, который спокойно стер все границы своим посланием мира и всенародной любви, который решился сказать, что Бог- это любовь, который провозгласил абсолютное равенство всех людей.

Ваше Святейшество, в настоящий момент с Вами говорит тоже христианин, прибывший сюда в качестве министра обороны Испании для того, чтобы передать вместе с этим крестом желание искреннего сотрудничества с российским народом и его правительством. Ваше Святейшество, мы возвращаем его с любовью, с большой любовью к тем, кто его принимает, и с большой любовью к кресту, который в течение долгого времени почитался многими испанскими военнослужащими как великий Символ Веры. Крест сейчас вернулся туда, где он и должен находиться».

В свою очередь, Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сказал:

«Я сердечно благодарю всех, кто способствовал возвращению древнего креста с Софийского собора Великого Новгорода.

Этот древний город занимает особое место в истории нашей страны. Его отличает и своеобразная архитектура, и иконопись, присущая мастерам только этого региона. Софийский собор был средоточием духовной и материальной культуры Новгородской земли. На площади у стен собора собиралось народное вече, на котором решались важнейшие вопросы - от экономических до военно-политических. В алтаре храма хранились эталоны мер и весов. Это свидетельствовало о том, что новгородцы издревле полагали правду Божию в основание своих трудов. Отсюда служители Церкви отправлялись на проповедь Евангелия в северные пределы нашей страны. На протяжении столетий Великий Новгород также был вратами, через которые совершались многочисленные контакты с европейскими странами. Люди, взирая на крест Софийского Собора и на икону Божией Матери «Знамение», уносили с собой в далекие края частицу Родины и упование на заступничество Всемилостивого Бога в ратных и торговых делах.

Вскоре жители Великого Новгорода вновь обретут этот Святой Крест, который на протяжении более полувека волею судеб находился вне России. Благодаря совместным усилиям светской власти, Президента Российской Федерации и министра обороны, а также благодаря доброй воле испанского правительства стало возможным возвращение этой святыни на историческое место. Ведь, на мой взгляд, войну нельзя считать законченной не только до тех пор, пока не похоронен последний солдат. Ее точно так же нельзя считать завершенной, пока находятся в пленении святыни. Сегодняшнее событие символизирует, что наши народы стремятся, искупая грехи предков, навсегда перевернуть трагическую страницу истории, дабы жить в мире и соработничестве.

Возвращение купольного креста собора Софии Премудрости Божией свидетельствует о восстановлении преемства исторической судьбы Великого Новгорода, о возвращении новгородцев под спасительную сень Креста Господня, под покров Его милости и заступления. В этом году не первая уже святыня возвращается в Россию. Мы были свидетелями возвращения из Соединенных Штатов Америки Тихвинской иконы Божией Матери. Из Ватикана возвращена в Россию Казанская икона Божией Матери, которая находилась в молельной комнате Папы Иоанна Павла II. И сегодня мы принимаем купольный крест Святой Софии, который долгие годы находился в Испании. Мы рассматриваем это событие как одно из главных в ряду значимых фактов возвращения святынь на Родину. Мы молимся, чтобы крест Господень хранил бы всех нас в мире, добрососедстве и взаимопонимании. Спасибо всем, кто содействовал осуществлению этого торжественного и знаменательного акта».

Крест главного купола Собора Святой Софии был передан Архиепископу Великого Новгорода и Старорусскому Льву и 17 ноября доставлен в Великий Новгорощ накануне праздника преподобного Варлаама Хутынского, 19 ноября. Поэтому софийская святыня первоначально пребывала в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря. В Софийский собор крест торжественно перенесли 10 декабря - на празднование великой православной святыни, иконы «Богоматерь Знамение». В крестном ходе к Софийскому собору приняли участие представители Испанской ассоциации без вести пропавших в России братья Гарридо, племянники первого испанского солдата, чьи останки были обнаружены и вывезены из России после войны. Золоченый крест Софии с венчающим его голубем перед началом праздничной литургии, которую совершил владыка Лев, был установлен на солее у главного иконостаса, справа от иконы «Богоматерь Знамение».

Главный крест Софийского собора (его высота около 2 м, ширина 1,5 м) - важная историческая реликвия, с которой связаны древние предания. Известно о его неоднократных чинках во время ремонтов храма. Например, из Погодинской летописи известно, что его поновляли при митрополите Исидоре (1613 г.), а в 1718 г. купольный крест был вновь устроен и водружен «при державе Государя Царя и Великого Князя Петра Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца».

Вероятно, в последний раз крест был воздвигнут на главном куполе в 1897 г. Именно тогда завершились капитальные работы по реставрации собора, которыми руководил академик В. В. Суслов. В послевоенный период после восстановления собора на место утраченного креста на золоченый шлем Софийского купола был установлен новый, исполненный по довоенным фотографиям. Подлинный крест, после долгого возвращения на родину нуждающийся в реставрации, предполагается хранить под сенью храма и сделать эту святыню доступной для поклонения всех православных христиан, приходящих в Софийский собор.

Т. ЦАРЕВСКАЯ
Великий Новгород

Фотографии Е. Будзинской

Софийский собор на территории Новгородского кремля, выстроенный в 1045 – 1050 гг. сыном Ярослава Мудрого новгородским князем Владимиром, - один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. София уже в 30-х гг. ХII в. перестала быть только княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики, символом Великого Новгорода, его мощи и независимости. Не случайно древние новгородцы, идя на бой с врагом, клялись «постоять и умереть за Святую Софию» и говорили: «Где святая София, тут и Новгород».

Строительство собора явилось выдающимся событием в истории древнерусского зодчества и серьезным техническим достижением того времени. Шесть куполов венчают собор, средний купол был позолочен в XV в., очертания этого купола явственно напоминают шлем русского воина-богатыря. На золоченом кресте Новгородской Софии уже много веков находится свинцовая фигура голубя - символа Святого Духа…

Легенда гласит: «Летел голубь над Новгородом и новгородцами и присел на крест Софии отдохнуть. Увидел голубь зверства опричников, муки лютые, на которые царь Иван Грозный обрек новгородцев и… окаменел от ужаса. А когда слетит голубь с креста, тут и Новгороду конец». Вот и верят новгородцы испокон века, что этот голубь послан в утешение городу, и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

Другой диковиной Новгородского собора Святой Софии и, соответственно, Новгородского кремля, являются Магдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата - парадные бронзовые ворота Софийского собора. Они расположены на его западном фасаде и открывают проход в храм через Корсунскую паперть. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведет архиепископ Новгородский и Старорусский. Изготовлены в XII в. немецкими мастерами из г. Магдебурга.

Врата покрыты многофигурным рельефом со сценами библейской истории, бытовыми сценками. Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними - их перевод на русский язык. В нижней части левой створки дверей фигуры двух мастеров-литейщиков, Риквина и Вайсмута. В руках мастеров - молот и клещи. Латинская надпись «Риквин меня сделал», показывает, что это мастера, изготовившие врата. Среди изображений людей на створках находятся фигуры магдебургского епископа Вихмана (1152-1192) и плоцкого (Польша) епископа Александра (1129-1156). Судя по всему, ворота были изготовлены по их заказу, в 1152-1156 гг. По месту изготовления врата называются Магдебургскими, или Плоцкими.

В средней части левой створки, на месте декоративного столбика, припаяна пластинка с изображением третьего мастера. Русская надпись над головой фигуры: «Мастер Авраам» - позволяет считать этого третьего мастера новгородским литейщиком, который смонтировал ворота после доставки в Новгород, и дополнил их декор новыми элементами (фигурами и древнерусскими надписями).

Дверные рукояти, согласно средневековой традиции, имеют вид звериных масок с прикрепленными к их челюстям двуглавыми змеями, служащими назидательным образом ада и напоминающими входящему о грядущем Страшном суде. В пасти у масок - головы грешников. В нижнем правом углу левой створки - редкое изображение сотворения Евы. Кентавр (Китоврас), целящийся из лука, - олицетворение двойственности человеческой натуры.

О том, как ворота попали в Новгород, существует несколько версий. Наиболее известная из них утверждает, что ворота были захвачены новгородцами во время морского похода на крупнейший торговый город Швеции Сигтуну в 1187 г. От этой версии происходит одно из названий ворот (Сигтунские).

Но! Согласно В.Н. Татищеву, в 1336 г. в Святой Софии были установлены некие «медные двери», которые архиепископ Василий «привезше из Немец, купи ценою великою». Это сообщение вполне могло относиться к Магдебургским вратам. Наконец, с середины XV в. бытовала легенда о том, что врата из Византии привез великий князь Владимир, и до появления новой версии их называли Корсунскими.

До сих пор у древнего города не было своего официального символа. Герб и флаг не в счет – это слишком скучно и без интересных легенд. Ведь талисман должен стать главным сувениром для туристов, тем более в преддверии 1150-летия, которое Великий Новгород будет отмечать в следующем году.

Поэтому и было принято несколько месяцев назад решение объявить общегородской конкурс на лучший символ. Причем конкурс среди главных фантазеров – детей.

В результате в Администрацию города поступило свыше 70 работ от ребятишек в возрасте 10 – 12 лет со всех учебных заведений города. По их мнению, талисманом Новгорода мог бы стать русский медведь, вечевой колокол, рыба – золотое перо, сова, подкова или домовой. На конкурс были представлены рисунки, изделия из природного материала, мягкие игрушки и даже батик.

В результате долгого обсуждения сегодня 29 мая жюри конкурса приняло окончательное решение. Главным городским символом выбран металлический голубь, который выкован на кресте Софийского собора. Именно этот образ содержало большинство представленных работ.

Да и сам голубь уже давным-давно стал неофициальным символом города. И виден он, практически, отовсюду. И легенда с ним связанная очень уж подходит не только для Новгорода, но и для всей России.

Шесть лучших детских работ будут отмечены дипломами и призами. Все они будут отправлены профессиональным дизайнерам, которым и предстоит проработать окончательный вариант талисмана Великого Новгорода.

Легенда о Софийском голубе

Главный купол древнейшего храма России очень давно имеет это необычное завершение: крест, увенчанный свинцовой фигурой голубя - символа Святого Духа. Предание возводит его появление ко временам Иоанна Грозного, когда государь Всея Руси, заподозрив в вольном городе заговор против себя, учинил кровавую расправу над его жителями. Паривший над новгородской землей голубь, узрев жестокую картину гибели тысяч неповинных людей, спустился на ее главный крест, осенив золотым свечением купол и застыв там навеки. С тех пор новгородцы связывали с его присутствием Божественное покровительство древнему городу, говоря: «Как голубь слетит с креста, тут и Новгороду придет конец».

В годы Великой Отечественной войны случилось так, что во время одного из артобстрелов города крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных тросах. Комендант города Байоль распорядился его снять. В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус «Голубой» испанской дивизии, воевавшей на стороне фашистской Германии. Как один из трофеев, свидетельствующих о доблести испанских солдат и сокровищах культуры захваченных славянских территорий, крест вывезли в Испанию.

В 2004 году старинный крест с голубем был возвращен Новгороду. В настоящее время он стоит возле алтаря Софийского собора. На золотом куполе после реставрации установлена точная копия креста с голубем, изготовленная современным новгородским кузнецом Виктором Корниловым.

Валерий РУБЦОВ

"Комсомольская правда"

Собор Святой Софии – один из древнейших храмов не только в Великом Новгороде, но и в России. Величавое здание уже давно является памятником древнерусского зодчества. Это главный православный храм Новгородской области, ее духовный центр.

История Софийского собора

Строительство новгородского храма было запланировано князем Владимиром. Его закладка состоялась в 1046 году. На торжественное мероприятие из Киева прибыли родители князя: мать княгиня Ирина и отец, великий Ярослав Мудрый. Софийский собор было решено разместить немного севернее места, где прежде находился деревянный дубовый храм «о 13 верхах», уничтоженный пожаром.

Окончание строительства в разных источниках указывается по-разному: либо в 1050-м, либо в 1052-м году. Сразу же состоялась церемония освящения собора, проведенная епископом Лукой Жидятой.

После свержения царя и прихода к власти большевиков началась компания по закрытию церковных приходов. В 1922 году Софийский собор в Новгороде оставили временно работать, но изъяли в пользу государства некоторое имущество. Через семь лет дело дошло и до него: приход закрыли, а здание передали под музей антирелигиозной пропаганды. Здесь советским гражданам предлагалось ознакомиться с сокровищами собора на живом примере и увидеть, каким богатством обладала церковь, обирая бедных крестьян.

Во время нашествия фашистов храм разграбили и частично повредили. После окончания войны здание отремонтировали и передали музею-заповеднику Новгорода. Во владение Церковной Епархии собор передали в 1991 году. Церемонию освящения, состоявшуюся 16 августа, проводил лично Алексий II, патриарх всея Руси того времени.

В 2005 году началась реставрация и обновление куполов собора, длившаяся два года.

Архитектура

Софийский собор в Новгороде увенчан пятью главами, выполненными в форме богатырских шлемов. Дополнительная шестая глава венчает лестничную башню, находящуюся в западной галерее. К храму прилегают с трех сторон аспиды и широкие галереи в два этажа.

Изначально были побелены только апсиды и барабаны, основные внешние и внутренние стены имели натуральный цвет камня. Своды собора были обмазаны известковым раствором и покрыты росписью. Такое оформление было позаимствовано у константинопольских архитекторов.

Приблизительно в XVIII веке к фасаду с южной и северной стороны пристроили по три контрфорса. Это было сделано для укрепления стен. Во время реставрационных работ в 1893-1900 годах, проводимых архитектором Н. С. Курдяковым, контрфорсы с южной стороны убрали, возвратив собору прежнее покрытие.

Технические особенности собора

Софийский собор в Новгороде – один из немногих пятинефных крестово-купольных храмов, построенных в XI веке. Позже строительство церквей такого типа на Руси не практиковалось. Храм выполнен в византийском стиле. Боковые аспиды храма сделаны в форме пятигранника, центральная – круглая. Широкие галереи в два этажа опоясывают здание с трех сторон. Историки считают, что галереи были построены одновременно со зданием храма. Структура здания пирамидальная, с 6-ю куполами.

Вместе с галереями собор имеет прямоугольную форму (34,5×39,3 м). Высота здания в месте центральной главы составляет 38 м (без креста). При постройке храма были выложены массивные стены. Их толщина равна 1,2 метра. Материалом для стен послужил известняк разного цвета. Для скрепления камней применялся раствор из извести с добавлением толченого кирпича. У камней отделывалась только сторона, выходящая на поверхность фасада.


Материалом для арочных проемов и сводов был выбран кирпич. Внутренние стены в районе главной аспиды и в парусах выложены керамическими сосудами округлой формы (голосниками). Некоторые голосники при строительстве специально сделали открытыми во внутреннее помещение. Таким образом русские умельцы избавились от нежелательного для храма эха. Еще одним плюсом наличия пустотелых предметов в кладке стало уменьшение нагрузки от тяжести барабана на подпружные арки.

Интерьер Софийского собора очень похож на киевский храм, только имеются небольшие расхождения в пропорциях.

Росписи Софийского собора

Первые росписи в Софийском соборе появились в 1109 году. Некоторые части фресок на центральном куполе сохранились до наших лет. На росписях изображены фигуры архангелов и пророков. Образ Христа Пантократора, находящийся в центре купола, был уничтожен в Великую Отечественную войну снарядом.


Также на Мартирьерской паперти сохранилась роспись конца XIX века, на которой изображены равноапостольные Елена и Константин. Некоторые реставраторы полагают, что данной росписи изначально предназначалось быть основой для мозаики. Об этом свидетельствуют художественный слой, написанный слишком разбавленными красками.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе города Новгород установлены три иконостаса. На главном располагаются самые древние иконы. Образа XVI-XVII веков выставлены постоянно, в праздничные дни можно увидеть ряд икон, датируемых XV веком. В будние дни они хранятся в экспозиции музея.

Рождественский иконостас украшают иконы XVI века, в том числе известный образ «Спас на престоле» XIV века.

В новгородском Софийском соборе особенно почитаются следующие образа:

  • «Знамение», икона Божией Матери;

  • Тихвинская икона Богородицы. Эту икону новгородцы брали с собой при заключении Столбового мира. Царевна София заказывала у лучших мастеров ризу для этого образа. Икона установлена в Рождественском иконостасе. Датируется XVI веком.
  • Лик Саввы Освященного;
  • В центральном иконостасе находится София, Премудрость Божия. Этот образ по значению находится на уровень выше икон такого тика, так как символизирует жертву Христа. Датируется XV веком.
  • Иконы Антония и Евфимия Великих.
  • В соборе имеются знаменитые древние Магдебургские или Корсунские врата, открываемые только по великим праздникам. Когда-то это были главные врата, через которые христиане входили в храм. В свое время бронзовые врата были отреставрированы умельцем Авраамом и установлены в западном портале.
  • На стенах собора в XIX веке был обнаружены граффити, датируемые XI – началом XII века.
  • Софийский собор был изображен на российской купюре номиналом 5 рублей, выпущенной в 1997 году.

Крест главного купола и легенда о голубе

Во время Великой Отечественной войны Новгород был оккупирован, и здание Софийского собора подверглось артобстрелу советскими войсками. Пять снарядов попали в здание храма. Стенам и своду были нанесены значительные повреждения. Один снаряд пробил центральный купол собора и уничтожил роспись 1109 года с изображением Спаса Вседержателя.

Главный крест собора после бомбежки остался висеть на цепях. Немецкое командование приказало снять его. Крест был вывезен испанскими солдатами, воюющими на стороне Германии, на свою родину. В 2002 году губернатор Новгорода обратился в испанское посольство с запросом о местонахождении креста. Оказалось, что он находится в военном музее города Мадрида. Узнав о точном местоположении святыни, настоятель собора архиепископ Лев обратился к главе государства В. В. Путину с просьбой о помощи. В результате переговоров с испанским правительством крест Софийского собора был передан нашей стране. 16 ноября 2004 года министр обороны Испании передал православную реликвию Патриарху Всея Руси Алексию II.

В настоящее время крест хранится внутри собора. Для центрального купола в 2006 году была сделана его точная копия. Ее установили 24 января 2007 года. Такую же копию по заказу Новгородской администрации сделали и отправили испанской стороне.

История храма Святой Софии неразрывно связана с птицей-символом Святого духа – голубем. Легенда гласит, что в 1570 году по приказу Ивана Грозного жители Великого Новгорода были подвергнуты жестокой расправе. Во время жуткого побоища мимо пролетал голубь. Он присел передохнуть на главный крест Софийского собора. Увидев страшную картину, птица окаменела от ужаса. Впоследствии одному монаху было видение, в котором к нему явилась Богородица и поведала, что пока голубь находится на кресте, Великому Новгороду ничего не угрожает. Люди верят, что застывшая птица является «хранителем» города.

Как добраться до собора Святой Софии

До собора Святой Софии можно доехать на автобусах № 17,17А, 26, 7, 7А. Выйти нужно на Сенной площади. Со стороны Кремлевского парка заходим в Новгородский кремль и идем около 50 м. Храм находится напротив памятника тысячелетия России с левой стороны.

На территории Новгородского Кремля сохранились почти все храмы. И здесь находится самый древний, из сохранившихся в современной России - Софийский собор, тот самый, который строил князь Владимир Ярославович.

Стены собора белоснежные, сложены из известняка, собор венчают пять глав, шестая над входной башней.

В соборе покоятся останки шести святых: княгини Ирины, ее сына Владимира, князей Мстислава и Федора, архиепископов Никиты и Иоанна.

Софийский собор не поражает своими размерами и роскошью. София потрясает воображение своей историей - это самое древнее каменное сооружение в России, сохранившееся до наших дней, здание.Этот храм поставили тогда, когда не было на свете Москвы, не существовало собора Парижской Богоматери и лондонского Тауэра, никто не слышал о готических церквах.

В Софии хранилась казна города, ценные книги, здесь велась новгородская летопись, принимали иноземных послов, заключали военные и торговые союзы, оглашали указы. Хотя за тысячу лет собор не раз перестраивался, его первоначальный облик почти не изменился. Высота пятинефного крестово-купольного храма - 38 метров

Голубь, символ Святого Духа, установленный на кресте центрального купола, появился, по легенде, после учиненного Иваном Грозным разгрома: «Летел голубь над Новгородом и новгородцами. Увидел голубь зверства опричников и окаменел. А как слетит голубь с креста, так Новгороду конец…» .

Во время войны в собор попал немецкий снаряд. Крест с голубем упал. После войны когда велась реставрация собора крест с голубем не удалось найти. Поставили новый. Через много лет удалось выяснить судьбу голубя, оказалось, что В Новгороде во время оккупации располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне фашистской Германии, и как один из трофеев, крест главного купола был вывезен в Испанию. Долгое время Софийскмй купольный крест находился в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде, а 16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора.

Ещё одна легенда гласит:
В 1045 году собор Святой Софии начали расписывать греческие мастера. Они должны были изобразить на своде храма Спаса Вседержителя с простертой правой рукой. Иконописцы приступили к делу, изображая Христа по православным канонам: «написаша образ Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со благословляющею рукою». Но наутро все увидели не благословляющую, а сжатую в кулак руку. Трижды переписывали образ мастера, изображая Иисуса с благословляющей правой рукой, и трижды наутро рука оказывалась сжатою. И когда на четвертый день иконописцы опять решили переписать руку, услышали они повелевающий с небес голос: «Писари, о, писари! Не пишите мя с благословляющею рукой, напишите мя со сжатою рукою, аз бо в сей руце моей Великий Новгород держу; а когда рука моя распространится, тогда будет граду сему скончание...»

Магдебургские (Корсунские, Плоцкие, Сигтунские) врата - парадные бронзовые ворота Софийского собора. Они расположены на его западном фасаде и открывают проход в храм через Корсунскую паперть. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу ведет архиепископ Новгородский и Старорусский. Изготовлены в XII в. немецкими мастерами из г. Магдебурга.

Врата покрыты многофигурным рельефом со сценами библейской истории, бытовыми сценками. Над фигурами вырезаны поясняющие латинские надписи, а под ними - их перевод на русский язык. В нижней части левой створки дверей фигуры двух мастеров-литейщиков, Риквина и Вайсмута. В руках мастеров - молот и клещи. Латинская надпись «Риквин меня сделал», показывает, что это мастера, изготовившие врата. Среди изображений людей на створках находятся фигуры магдебургского епископа Вихмана (1152-1192) и плоцкого (Польша) епископа Александра (1129-1156). Судя по всему, ворота были изготовлены по их заказу, в 1152-1156 гг. По месту изготовления врата называются Магдебургскими, или Полоцкими.

А вот с другой стороны видно изменения которые внёс русский мастер который по видимому устанавливал эти ворота. На месте декоративного столбика, припаяна пластинка с изображением третьего мастера. Русская надпись над головой фигуры: «Мастер Авраам» - позволяет считать этого третьего мастера новгородским литейщиком, который смонтировал ворота после доставки в Новгород, и дополнил их декор новыми элементами (фигурами и древнерусскими надписями).

Ручки дверей изображают Ад пожирающий грешников.

Недалеко от кремля находится церковь Власия.

Покровский собор.