Судьба сони мармеладовой кратко. Характеристика членов семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» Достоевского

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Сонечка Мармеладова навеки любимая героиня самого Фёдора Михайловича и, конечно, большинства его читателей. Хрупкое, лёгкое, вечно испуганное создание с голубыми глазами на детском личике. Юная Соня сирота по матери. Ей всего лет 17 или 18. Она единственный родной ребёнок чиновника Семёна Мармеладова, женившегося после смерти супруги на вдове с тремя детьми от первого брака Катерине Ивановне.

Трагическая судьба Сони Мармеладовой

Отец Сони падок на алкоголь, со временем он теряет все, тащит из дома вещи для продажи, а его семья вынуждена голодать. Совестливая и милосердная девушка, не сумев найти достойной и оплачиваемой работы, решилась на отчаянный шаг и отправилась на улицу продавать своё тело. Она вынуждена жить отдельно от своей семьи как недостойная, обречена носить вульгарные одежды и прятать в пол глаза при виде «честных» дам.

Несчастная девушка уверена, что она великая грешница, которая не достойна быть в одном помещении с приличными людьми. Для неё табу присесть рядом с мамой Родиона или пожать руку . Она застывает в нерешительности на пороге родительского дома, боясь своим присутствием оскорбить гостей, которые, как и она, пришли проститься с погибшим Мармеладовым. Соня так кротка и слаба, что обидеть её может любой вроде подонка Лужина, подкинувшего ей деньги с целью обвинить в воровстве, или сварливой хозяйки съёмной квартиры. Сирота просто не в состоянии дать отпор.

Душевная сила Сони

Вместе с тем физическое безволие сочетается в образе этой девушке с невероятной силой души. Что бы Сонечка ни делала, причина её поступков — любовь и жертва ради любви. Из любви к своему нерадивому отцу-алкоголику она отдаст последние гроши на опохмел. От любви к детям она каждый вечер отправляется на панель. А полюбив , Соня отправляется с ним на каторгу, несмотря на всё его равнодушие. Доброта, сострадание и умение прощать выделяют Сонечку из толпы остальных героев романа. Она не держит зла на отца и мачеху за загубленную честь. Она простила и даже пожалела Раскольникова, хотя Лиза ей была близка.

Где черпает это несчастное растоптанное жизнью существо душевные силы? Как говорит сама Соня, ей помогает вера в бога. С молитвой она и сама выстоит и ещё другому руку помощи протянет. Так она помогла Родиону сначала признаться в преступлении, затем по-настоящему раскаяться, обрести бога и суметь начать жизнь заново. Эта падшая женщина во всём романе самая невинная из героев. Её образ разбивает теорию Раскольникова вдребезги. Да, она унижена, но она не «тварь дрожащая», а человек достойнейший, а на поверку ещё и намного сильнее главного персонажа. Пройдя все круги ада, Сонечка не очерствела, не опошлилась, а осталась чистой, как ангел, и смогла преодолеть все удары судьбы. И заслужила своё маленькое счастье рядом с любимым человеком.

Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса идее Родиона Раскольникова. Раскольников чувствует в Соне родственную душу, ведь они оба — отверженные. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня — «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала». У нее есть четкий нравственный ориентир — библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься.

Внешность Сони

Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях.

Катерина Ивановна о Соне

Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!

Мармеладов о Соне

«Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить. Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота? Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!..»

Соня Мармеладова является одним из основных персонажей шедевра русской классики, романа Фёдора Михайловича Достоевского под названием «Преступление и наказание».

Девушка живёт по «жёлтому билету», она вынуждена продавать своё тело, чтобы помогать своей семье. Её отец, Семён Захарович Мармеладов, ранее занимал приличную должность, а теперь дошёл до грани нищеты и начал пить. Мачеха, Екатерина Ивановна, болеет чахоткой и всячески притесняет Сонечку. Чтобы хоть как-то обеспечить родителей и их младших детей, Соня решается на низменный в её понимании поступок: она становится публичной женщиной. Её семья голодает, поэтому Мармеладова переступает через себя и нарушает свои моральные принципы.

Девушке восемнадцать лет, она обладает женственной, стройной фигурой, имеет светлые волосы, маленькие нос, подбородок и ясные голубые глаза. У Сони низкий рост и миловидное, симпатичное лицо.

Люди, окружающие девушку, понимают её тяжёлое положение и не осуждают Соню. В некоторой степени, её поступки благородны и заслуживают уважения, ведь Мармеладова не тратит заработанные деньги на себя, а отдает их своим близким и безвозмездно помогает другим людям.

Несмотря на род деятельности, Мармеладова очень добрый, искренний и наивный человек. Её часто незаслуженно обижают, но она очень мягкая личность и не способна дать отпор, ведь обладает очень робким характером. Сонечка очень религиозна, а также, человеческую жизнь она считает наивысшей ценностью. Девушка способна на самопожертвование, ведь она вынуждена терпеть ужасный позор ради благополучия близких. Она старается появляться дома как можно реже, ведь ей стыдно за её способ заработка денег, Соня приходит лишь для того, чтобы отдать средства отцу или мачехе.

Она не согласилась с теорией Родиона Раскольникова о том, что людей нужно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Соня считает, что все равны между собой, никто не имеет права осуждать кого-либо и отнимать чужую жизнь. Девушка искренне верит в Бога, поэтому думает, что только он может оценивать человеческие поступки.

В образе Сони Мармеладовой Достоевский воплощает своё понимание идеи гуманизма, человеческого сострадания и благородности. В её лице, автор создал антипод главного героя, Родиона Раскольникова. У читателей Соня вызывает сочувствие и понимание, а также, на её примере Достоевский показывает действительно ценные человеческие качества.

Сочинение про Соню Мармеладову

Среди всех персонажей романа Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Соня Мармеладова является одним из ключевых персонажей. Эта героиня заставляет задуматься читателя о самых нужных качествах для человека: милосердии, самопожертвовании, искренней вере в Бога.

Соня Мармеладова - молодая девушка восемнадцати лет, стройная, со светлыми волосами. Ее отец бывший чиновник, который стал безбожным пьяницей после увольнения. Его постоянное пьянство довели его до того, что он вынес все ценные вещи и одежду своей супруги, мачехи Сони, из дому, чтобы оплачивать долги. Для того, чтобы Соню и ее семью не выгнали из комнаты, которую они снимали,она жертвует своей невинностью и, как истинная верующая в Бога, совершает этим тяжкий грех. Не смотря на то, что подобный поступок сильно подкосил дух героини, она не винит в этом отца или мачеху, Катерину Ивановну, которая буквально вынудила ее пойти по желтому билету. Вместо этого она находит в себе силы смириться со своей судьбой. Она понимает всю важность поступка, ведь это было сделано не для нее, а ради того, чтобы семья не голодала в нищите. Этот поступок не проходит бесследно для Сони Мармеладовой. Она ощущает себя ниже других женщин и даже не может присесть в обществе сестры Родиона Раскольникова. В этом романе читатель видит Соню как истинную верующую и проповедницу христианства. Основа ее действий ничто, как любовь к ближним и родным ей людям: она дает отцу деньги на выпивку из-за любви к нему, ее любовь помогла Раскольникову очистить его душу на их совместной каторге.

Соня Мармеладова в этом романе выступает как противопоставление образу Радиона Раскольникова, его теории. Для героини все люди равны между собой, и никто не имеет права отнимать жизнь у другого. Она отправилась с Родионом на каторгу, где надеялась не только помочь ему в искуплении его грехов, но и искупить свои. Благодаря любви героини ко всему окружающему сокаторжники полюбили Соню, а Раскольников нашел в себе силы раскаяться в своих грехах и начал новую жизнь с чистого листа.

Через образ Сони Мармеладовой Федор Михайлович Достоевский показывает читателям свои мысли и убеждения,относящиеся к справедливости и любви к людям.

Вариант 3

Эта нежная и совсем хрупкая девушка, вызывает у читателя глубокое сочувствие, ее нелегкая судьба заставляет сердце сжаться. Совсем юная девушка Сонечка, была вынуждена стать рабыней обстоятельств, посланная собственной семьей на панель, она смиренно принимает свою участь. Эта миниатюрная девушка с глубокими и ясными газами, слишком робкая и богобоязненная особа. Но преданность своей семье, настолько сильна, что она переступает через себя и свои убеждения, дабы помочь семье справится с финансовыми трудностями.

Не смотря на то, что главная героиня не совсем Соня Мармеладова, все же в романе отчетливо прослеживается, нежное отношения Федора Михайловича Достоевского, к этому истерзанному судьбой персонажу. Он все время возвращается к этой совсем юной и такой ранимой особе, которая вынуждена нести свой крест.

Соня не ждет взамен благодарности и оваций за свое решение, ее преданность отцу не видит границ, Мармеладов же, в свою очередь тоже очень любит свою дочь, но болезненная тяга к спиртному, сделала из него безвольного раба. Он бесцельно шатается по улицам и кабакам, затуманивая свое сознание раз за разом, сжимая, в такой способ чувство вины за собственную беспомощность.

Хрупкой Сонечке в свою очередь очень стыдно посещать отчий дом, не смотря на то что пошла она не этот грех, только ради своей семьи, приходит она лишь для того чтобы отдать деньги мачехе, которые достаются ей сквозь нестерпимые душевные терзания.

Складывается впечатление, что Соня совершенно не способна думать о себе, все ее действия направлены на заботу о своих ближних. Она считает, что нет людей лучше, чем она и нет же хуже, ибо перед Богом все равны, все дети его.

Единственное что смущает эту щупленькую девочку с детским личиком, это то, что Раскольников, после своего признания пытался скрыть вину. Но, по мнению Мармеладовой, нет преступления ужасней, она не осуждает молодого человека, но все же считает, ужасным пытаться обойти наказание.

После того как Родион признался в своих деяниях и ответил перед законом. Соня единственная кто не отвернулся от него и продолжала наведывать Раскольникова, в местах не столь отдаленных. Не смотря на то, что Родион, не очень то тепло встречал на первых парах девушку, она продолжала посещать юношу. Что в очередной раз доказывает то, что нет придела ее милосердию.

Есть между молодыми людьми нечто связующее, они оба перешли черту, оба прыгнули с обрыва и ничего не вернуть назад, но все же есть существенная разница, Родион, пренебрег чужой жизнью, а Соня пожертвовала собственной. У обоих были вне сомнения благие цели, но все же есть черта дозволенного.

Сочинение 4

Соня Мармеладова - главный женский образ романа Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».

Первый раз читатель узнаёт о Соне из рассказа её отца, Семёна Мармеладова о своей жизни Родиону Раскольникову: «единородная дочь моя». Глава семейства Мармеладовых рассказывает о подвиге Сони: ради благополучия семьи восемнадцатилетняя девушка идёт на панель, ведь другого способа заработать денег у неё нет. Это считается подвигом, ведь Соня переступает через страх унижения, мораль, она не думает о себе, а заботится о близких.

Этот поступок отразится на дальнейшей жизни Сони, ведь теперь она обладательница «жёлтого билета», документа заменяющего паспорт и дающего право на работу «ночной бабочкой». Вернуть паспорт обратно было тяжело, а с жёлтым билетом заниматься можно было только проституцией, а значит, получить хоть какую-нибудь работу Соня Мармеладова не могла.

Зная, чем занимается Соня, окружающие её травили, брезговали находиться с ней в одном помещении (пример: Амалия Фёдоровна, выдворившая Соню из комнаты, сдававшейся Мармеладовым).

Полное имя девушки, София, пришло из Греции. На греческом оно означает «мудрость». И правда, Соня Мармеладова мудрая девушка. Любой её поступок обоснован. Это иногда не заметно под наивностью и некоторым любопытством, присущими Соне в силу её возраста.

Внешность Сони даёт понять читателю, что душа девушки наполнена светом, несмотря на все обстоятельства её жизни. У Сони Мармеладовой «голос кроткий», «личико бледненькое, худенькое». Она «белокурая», «малого роста, блондинка, с замечательными голубыми глазами». У девушки «стыдливый взгляд» ей не плевать на нравственные ценности и идеалы.

Это мы видим и в сцене с признанием Раскольникова. Она, сочувствуя ему, всё же убеждена в том, что каждый имеет право жить, что бы он ни совершил и кем он ни был. Преступление непозволительная роскошь для всех, кто пытается таким образом добиться счастья себе или другим. Соня понимающая, любящая, преданная девушка – она отправляется в Сибирь вслед за Родионом. Соня готова была ждать возвращения возлюбленного. Она нравственный идеал Фёдора Михайловича Достоевского, героиня, выражающая мнение автора.

Мы сочувствуем Соне и в то же время понимаем, что она стоит на правильном пути и по правильному пути движется вперёд. На этот путь она наставляет и главного героя романа – Родиона Раскольникова.

5 вариант

Одним из шедевров русской литературы является произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». И одним наиболее ярких персонажей является Соня Мармеладова. Автор преподносит читателю образ восемнадцатилетней девушки, с красивой осанкой и белоснежными волосами. Ее тонкая и женственная натура, подвержена сильным жизненным переживаниям, из-за трагической судьбы героини.

Соня живет в семье, в которой отец не работает и злоупотребляет спиртными напитками, матери у нее нет, есть только мачеха. Эта женщина больна, в семье много детей, детям нечего кушать. Поэтому Соня решает работать продажной женщиной, чтобы заработать хоть какие-то деньги для семьи.

Это решение было вынужденным, оно полностью противоречит характеру и мировоззрению героини, она пошла на эту жертву ради своей семьи. Поэтому очень переживает из-за своей работы, дома она не бывает, приносит деньги отцу и опять уходит на работу.

Но это низкое занятие не переломило Соню, она верит в людей, в Бога и помогает Раскольникову. Раскольников делит людей на два сословия, одни по его мнению должны править миром, а вторые просто дрожащие твари, которых не нужно уважать.

Соня не разделяет этого мнения, она говорит Родиону, что все люди равны перед Богом и только Господь Бог может судить людей. Все люди равны перед Богом и обществом, вот поэтому она готова искупить свою вину и, Раскольникова наставить на истинный путь.

Автор на примере главной героини романа «Преступление и наказание», показывает читателям, какие есть хорошие черты человеческого характера. Именно Соня Мармеладова, имеющая столь антиморальную профессию, обладает высокими душевными качествами.

Она на протяжении всего романа рассказывает Раскольникову о смысле жизни и о том, как нужно искупить свою вину, перед людьми и перед Богом. Именно благодаря Соне и ее любви к нему Раскольников выдерживает долгие годы каторги и искренне раскаивается в своем поступке.

Это раскаяние дает облегчение его душе, он может жить дальше и любить Соню. Благодаря постоянной поддержке со стороны Сони, Раскольников начал новую жизнь. Он покаялся в содеянном преступлении и полностью поменял свое отношение к жизни и людям.

Соня Мармеладова, это именно тот герой произведения, который может помочь не только себе, но и всем окружающим получить путь к спасению, через веру в Бога и всепоглощающей любви к людям. Она настолько искренне общалась с Раскольниковым, что он смог стать чуточку добрее и легче смотреть на жизнь.

Соня сама страдала от душевных мук, так как не могла простить себя за то, что ей пришлось работать в публичном доме. Но благодаря вере в Бога и сильному духу, Соня вытерпела все эти муки и стала на истинный путь. И помогла не только себе, но и Раскольникову стать лучше, чем он есть на самом деле.

Сонечка Мармеладова

Произведения Достоевского всегда имели в себе намного больше, чем просто интересный сюжет и колоритные персонажи. В своих произведениях автор часто задевал общественные темы и идеи, тем самым размышляя над ними в произведениях вместе с читателем. Он показывал простые бытовые проблемы красивым литературным языком, метафорами, и афоризмами, что также сыграло немаловажную роль в развитии, как и его карьеры, так и всей литературы в целом. За весь свой творческий путь он написал немало достойных произведений, однако самым ярким примером вышеописанного является его знаковое для литературы произведение – “Преступление и наказание”.

В своём произведении “Преступление и наказание” Достоевский рассказывает трагичную историю становления простого человека в разбойника, убийцу, и просто алчного человека. Также в произведении мы можем видеть множество различных персонажей со своими уникальными, не похожими друг на друга, образами. Одним из таких персонажей является Соня Мармеладова.

Соня Мармеладов – молодая девушка, которой из-за весьма неприятных обстоятельств приходится работать в ещё более неприятных местах, дабы прокормить себя, и свою семью. Автор показывает её образ, как образ самоотверженной девушки, которая готова пойти на все, дабы помочь своей семье. Показывая её как девушку, которая по воле судьбы обязана преодолевая себя работать в таких отвратительных местах, автор внедряет новую мысль и тему в произведение – тему преодоления своих желаний во имя общего блага.

Характером же Соня довольно скромна, и даже наивна, но эта наивность в основном и подкупает её клиентов, заставляя обращать на неё своё внимание, и происходит это, скорее всего, из-за жалости. Так или иначе, автор создал достаточно запоминающийся образ в произведении, который переносит его мысли и темы, которые он бы хотел перенести в своё произведение, дабы читатель мог вместе с ним поразмышлять на данную тему, и, конечно же, прийти к возможному решению проблемы.

Я считаю, что именно данные черты преобладают в образе Сони Мармеладовой в произведении “Преступление и наказание”.

Несколько интересных сочинений

    Я с родителями и сестрой живу в однокомнатной квартире. Комната у нас небольшая. Стены оклеены обоями, на полу постелен светло-коричневый линолеум. На одной из стен комнаты расположено окно с подоконником и балконная дверь.

  • Анализ глав повести Путешествия из Петербурга в Москву Радищева

    Начинается произведение сообщением Радищева к приятелю А.М. Кутузову. Автор показывает почему он, решил написать эту повесть. Глава «Выезд» повествует, как он, сидя за столом с приятелями, начинает поездку в кибитке

  • Сочинения про Осень (более 10 штук)

    Есть чудная пора - это осень. И в этой золотой поре можно играть до утра. Раскидывать листья в разные стороны. Вижу золотой листик. Он упал с клёна самым первым. Я подняла его и положила пакет, чтобы собрать гербарий.

  • Композиция романа Пушкина Капитанская дочка

    Произведение состоит из нескольких набросков из жизни обычного дворянина Петра Гринева, повествующих о самых ярких событиях, произошедших с ним и оказавших на него особенное влияние.

  • Критика о рассказе Старуха Изергиль Горького и отзывы критиков-современников

    Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» впервые увидел свет в 1895 году, состоящий из трёх частей. Рассказ не лишён драматизма женщины рассказывающей на склоне лет о мужчинах

Если Родион Раскольников - носитель протестующего начала, создатель теории, оправдывающей преступление и господство «сильной личности», то антиподом ему, противоположным полюсом романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» является Соня Мармеладова, дочь нищего чиновника, «униженная и оскорбленная» в условиях буржуазного общества.

Соня - своего рода предел кротости и страдания. Во имя спасения от голодной смерти детей своей мачехи и пьяного, опустившегося до потери человеческого облика отца она идет на улицу и становится проституткой. Это - мучительное унижение, апофеоз страдания и самопожертвования. Кроткая, религиозно экзальтированная Соня приносит в жертву все то, что для нее особенно дорого, идет на тягчайшие страдания во имя счастья ближних. Соня исповедует нравственные заветы, которые, с точки зрения Достоевского, наиболее близки народу, - заветы смирения, всепрощения, жертвенной любви. Она не судит Раскольникова за его грех, но мучительно сострадает ему и призывает его самого «пострадать», искупить свою вину перед Богом и перед людьми.

Сонечке Мармеладовой суждено разделить глубину душевных мук Раскольникова, именно ей герой решает поведать свою страшную, мучительную тайну. В лице Сони Раскольников встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь»: «Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак». «Натура» требует от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от своей преступности, а не вызывающей ее манифестацией. К такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь.

Противопоставляя индивидуалистическое своевластие и бунтарство Раскольникова смирению и христианскому всепрощению Сони, Достоевский в своем романе оставляет победу не за сильным и умным Раскольниковым, а за кроткой страдалицей Соней, видя в ней высшую правду. Раскольников не в состоянии вынести мучений совести, нарушения нравственного закона: «преступление» приводит его к «наказанию», которое он терпит не от судебной кары, а от сознания своей вины, нарушения этической основы существования общества. В христианском смирении Сони Раскольников видит путь к спасению и искуплению этой вины.

Судить Раскольникова по совести может только Сонечка Мармеладова, и ее суд глубоко отличается от суда Порфирия Петровича. Это - суд любовью, состраданием и человеческой чуткостью - тем высшим светом, который удерживает человечность даже во тьме бытия униженных и оскорбленных людей. С образом Сонечки связана великая идея Достоевского о том, что мир спасет братское единение между людьми во имя Христово и что основу этого единения нужно искать не в обществе «сильных мира сего», а в глубинах народной России.

Судьба Сонечки полностью опровергает близорукий взгляд Раскольникова-теоретика на окружающую жизнь. Перед ним - отнюдь не «дрожащая тварь» и далеко не смиренная жертва обстоятельств, именно поэтому и не липнет к Сонечке « грязь обстановки убогой». В условиях, которые, казалось бы, совершенно исключают добро и человечность, героиня находит свет и выход, достойный нравственного существа человека и не имеющий ничего общего с индивидуалистическим бунтом Раскольникова. Герой глубоко заблуждается, пытаясь отождествить свое преступление с подвижническим самоотречением Сонечки: «Ты тоже переступила, ты загубила жизнь свою».

Между стремлением к добру через допущение зла по отношению к другим и добровольным, естественным самопожертвованием во имя сострадательной любви к ближним есть качественное различие. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить!» - «А с ними-то что будет?» - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению… И тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна…»Самоотверженность Сони далека от смирения, она имеет социально активный характер и направлена на спасение погибающих, да и в христианской вере героини на первом плане стоит не обрядовая сторона, а практическая, действенная забота о ближних. В лице Сони Достоевский изображает народный, демократический вариант религиозного мироощущения, близко к сердцу принимающий христианский афоризм: «Вера без дела мертва есть». В народной религиозности Достоевский находит плодотворное зерно для своей идеи христианского социализма.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    Ф. М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной жизни героев, раскрытием сложного...

    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...

    Одна из идей Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - это идея о том, в каждом, даже в самом забитом человеке, опозоренном и преступном, можно найти высокие и честные чувства. Эти чувства, которые можно найти почти в каждом персонаже романа Ф.М....

Софья (Соня) Семёновна Мармеладова - персонаж романа Фёдора Михайловича Достоевского Преступление и наказание.

Дочь титулярного советника, спившегося бывшего чиновника Семена Захаровича Мармеладова, падчерица Катерины Ивановны Мармеладовой, сводная сестра Полины, Лидочки (Лени) и Коли. Соня Мармеладова, святая грешница и блудница с ангельским сердцем - одна из самых известных героинь в мировой классической литературе. Впервые о ней слышит Раскольников из уст Мармеладова в «распивочной» в сцене их знакомства.

Внешность

Внешность Сони Мармеладовой была своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Достоевский "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Эта внешность у многих людей ассоциируется с ангельской чистотой и невинностью. Соне Мармеладовой было около 18 лет, но выглядела она гораздо моложе из-за детского выражения лица. Вот некоторые цитаты о внешности Сони: - "лет восемнадцати" - "малого роста" - "белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое" - "довольно хорошенькая блондинка" - "с замечательными голубыми глазами" - "она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком".

Характер

Характер и личность Сони Мармеладовой автор не часто описывает в романе и не использует большое количество эпитетов. Таким способом Достоевский хотел сделать персонаж Сони легким и ненавязчивым, почти незаметным. Это была его задумка. Добрая и милосердная: "...да вы еще не знаете, не знаете, какое это сердце, какая это девушка!" "...Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая!"... "...Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!..". (Катерина Ивановна, мачеха Сони) Кроткая и робкая "Соня, робкая от природы..." (автор) "...обидеть ее всякий мог почти безнаказанно..." (автор) Терпеливая и безропотная "...Она, конечно, с терпением и почти безропотно могла все перенести..." (автор) Верующая в Бога "...Бог этого не попустит..." (Соня) "...От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!..." (Соня Раскольникову).

Непристойная" профессия

О профессии Сонечки Мармеладовой в тексте романа не говорится прямо. Однако читатель догадывается о профессии Сони Мармеладовой по некоторым фразам в тексте. Вот как обозначается род деятельности Сонечки в романе: "дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить" (Мармеладов) "по желтому билету живет‑с". Как известно, желтый билет в середине XIX века был у девушек "непристойной профессии". Соня пошла по "желтому билету" из-за того, что ее семье нужны были деньги. Отец Сони - чиновник Мармеладов - спился и потерял последнюю работу. Мачеха Сони, Катерина Ивановна, ухаживала за тремя маленькими детьми и вела бедное хозяйство. Соню и Раскольникова объединяет то, что оба они, руководствуясь разными мотивами, преступили евангельские заповеди. Она вынуждена заняться проституцией, поскольку иных способов добыть средства к существованию её семья не находит. Встретив Родиона Раскольникова, находит в нём родственную душу и, когда его приговорили к каторге, добровольно едет, подобно жёнам декабристов, в Сибирь вслед за ним.