Зимние подвижные игры и эстафеты. Подвижные игры и эстафеты на лыжах

Игры на лыжах

Игры для освоения техники катания на лыжах

«Накаты». Участники этой игры должны иметь примерно одинаковую подготовку - тогда интереснее будет проходить состязание. Необходимо выбрать снежную полянку и организовать 2-3 команды по 5-10 человек. Для каждой команды нужно проложить отдельную лыжню метров 50-100 и отметить линию старта, таким образом на полянке будет 2-3 лыжни на расстоянии 8-10 м одна от другой. В руках играющих вместо лыжных палок - флажки. У одной команды - зеленые, у другой - красные, у третьей - синие. Разноцветные флажки покажут, как далеко продвинулась та или иная команда. От линии старта каждый лыжник по очереди делает 10 накатистых. шагов (ходьба на лыжах без палок: отталкиваясь, например, правой ногой, рекомендуется выдвигать левую ногу и скользить на ней как можно дольше; переходя в скольжении на правую лыжу, повторить то же движение). Цель - оказаться возможно дальше от линии старта. После 10-го, завершающего шага, лыжник втыкает в снег свой флажок.

Игру можно проводить по-разному. Первый вариант: у кого 10 шагов окажутся самыми длинными. Каждый участник по сигналу выбранного капитана или судьи начинает скольжение (с любой ноги) и считает «раз, два, три» - до десяти. На десятом шаге у того места, где остановилась лыжа, он втыкает в снег флажок своей команды. Следующий участник начинает с той же стартовой линии и, если проскользнул дальше первого флажка, ставит свой, если не доехал до него, то возвращается к своей команде. Другой вариант - игру можно проводить и с палками, и без них. Каждый участник делает 6 шагов от линии старта - это так называемый разгон. Сделав шестой шаг, играющий скользит на лыжах до полной остановки. Здесь рядом с лыжней он втыкает в снег флажок, если же игра проводилась с палками, - то лыжную палку. Следующий участник, разбежавшись, делает 6 шагов уже от этой отметки. Побеждает команда, участники которой пройдут по подготовленной ими лыжне большее расстояние. Самое главное в этой игре научиться делать накатистые шаги, используя силу инерции.

«Сороконожки». Для игры требуются веревки - по числу команд. Длина их должна соответствовать длине разомкнутой в лыжном строю колонны. Все участники распределяются на 2-3 команды. Держась одной рукой за веревку, они выстраиваются в колонну по одному. В голове колонны становится лыжник, у которого хороший шаг. По сигналу команды двигаются к линии финиша (обязательно в ногу, не расцепляя при этом руки). Гонка считается законченной, когда последний в колонне пересечет линию финиша. Команда, игроки которой пересекут финиш, побеждает.

«Веер». Для проведения игры надо выбрать широкую поляну- на ней должна разместиться шеренга в 10-12 человек на расстоянии 3-4 м друг от друга. Все участники стоят спиной или боком к финишу, по команде выполняют поворот переступанием, стараясь чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток (след должен остаться в виде веера). Причем заранее оговаривается, какой поворот нужно делать - на 90, 180 или 360°. Все зависит от того, как расположатся участники на старте. Если под углом к финишу, то на 90, если спиной - на 180, если же лицом к финишу - на 360°. В последнем случае после сигнала в начале игры участники сначала совершают полный оборот на месте, а затем, дойдя до линии финиша, совершают поворот на 180° и возвращаются к линии старта. Судьи выставляют оценки в зависимости от ловкости поворота от 1 до 5 баллов. Кроме того, дополнительный балл ставят за то, насколько быстро игрок возвратился на линию старта. Поворот веером - лыжник поворачивается влево - поднимает левую ногу носком вверх, а пятку оставляет на месте. В этот момент тяжесть всего тела сосредоточена на правой ноге. Как только левая лыжа поставлена на снег, тяжесть тела переносят на нее и приставляют правую. Затем еще одно переступание и т. д.

«Зигзаги». В основе игры - повороты махом. Вся тяжесть переносится на одну лыжу, например, правую, а другую поднимают, разворачивают носком вверх и ставят в обратном направлении. Необходимо следить чтобы палки не преграждали путь во время поворота.

В основе данной игры - поворот махом на 150, 160° или еще меньше, чтобы можно было скользить под углом. Игра проводится между 2-5 командами. Ее можно проводить и как эстафету. Перед началом соревнования от линии старта до финиша, на дистанции 50-100 м, ставятся 10-15 флажков на расстоянии 8-10 м один от другого. Задача участника - пройти на лыжах от флажка до флажка, каждый раз делая повороты махом. Дойдя до последнего флажка, игрок должен вернуться таким же образом на линию старта. Здесь он передает свои лыжные палки как эстафету товарищу по команде. Следующий номер продолжает гонку по этому же маршруту.

Оборудование. Четыре малых мяча, лыжи у каждого игрока.

Описание. Дети выстраиваются в четыре колонны по одной линии. Впереди колонны, на расстоянии 6-8 м одна от другой, проводятся несколько линий. У каждого из стоящих первыми в колоннах в руках мяч. По сигналу учителя дети бросают свои мячи на дальность, отмечая, кто дальше всех его кинет. Бросившие мячи бегут на лыжах за ними и передают их вторым игрокам, а сами встяют в конец колонны.

Выигрывает колонна, в которой окажется большее количество мячей, закинутых за самую дальнюю линию.

На одной лыже

Оборудование. Лыжа и пара лыжных палок у каждого участника игры.

Описание. В игре принимают участие 4-5 человек. Они идут 15-20 м на одной лыже, отталкиваясь палками.

Победителем считается тот, кто придёт быстрее, не наступив ни разу свободной ногой в снег.

Гусеница

Оборудование. Лыжи и лыжная палка у каждого участника игры.

Описание. На площадке отмечаются линии старта и финиша. Расстояние между ними 20-25 м. Играющие делятся на группы (по 6-8 человек в каждой) и выстраиваются у линии старта в колонны по одному. У каждого игрока - по лыжной палке, свободный конец которой он протягивает следующему игроку своей команды, так что получается одна длинная цепь - гусеница.

По команде все гусеницы начинают двигаться к финишу.

Побеждает та команда, чья гусеница придёт первой.

Пустое место

Оборудование. Лыжи без лыжных палок у каждого участника игры.

Описание. Играющие выбирают водящего. Затем они образуют круг и встают лицом к центру, заложив обе руки за спину. Водящий бежит на лыжах снаружи кругам, коснувшись рукой одного из играющих, продолжает движение на лыжах, а тот, до кого дотронулись, должен бежать в противоположную сторону. Каждый старается обежать круг и вернуться скорее на пустое место. Не успевший занять пустое место становится водящим.

Правила. Запрещено бежать через круг. Обегая круг, нельзя дотрагиваться до игроков.

Литература:

  • Гордеев А.Т. Детские игры. Пермь, 1992.
  • Минскин Е.М. Игры и развлечения в ГПД. М., 1980.
  • Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа. М., 1980.
  • Яковлев В.Г. Игры в начальной школе. М., 1952.
Смотрите также: Игры на санках

Комментарии посетителей сайта:

Гость (17:02:03 11/02/2019):
Неправильные правила

Предлагаемые игры на лыжах можно проводить с учащимися как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время. Это помогает освоить технику лыжных ходов и закрепить пройденный материал.

Индивидуальные игры

Быстрый лыжник

Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу на линии старта. По команде все одновременно начинают продвигаться к линии финиша, скользя на одной лыже и отталкиваясь другой ногой. Ученик, пришедший первым, считается победителем. Можно выполнять задание как с палками, так и без них.

Слушай сигнал

Передвигаясь по внешней лыжне тренировочного круга, дети по сигналу учителя начинают выполнять различные задания: например, два свистка – передвижение без отталкивания палками, один свисток – отталкиваясь палками. Сигналы даются в различной последовательности. Ученик, допустивший ошибку, переходит на внутреннюю лыжню и продолжает передвижение по ней, соблюдая правила игры.

Лыжный балет

С небольшой горки лыжники спускаются на одной лыже, удерживая другую на весу. Побеждает тот, кто таким образом проедет дальше всех.

Слалом

На пологом склоне расставляют ворота из палок или флажков. Задача: пройти трассу, каждый раз наклоняясь и проезжая в ворота. Побеждает тот, кто сделает это быстрее, не пропустив и не уронив ворот.

Шире шаг!

Игру можно проводить с палками и без них на хорошо накатанной лыжне. Выполнив разгон до линии старта в 4 шага, нужно добраться до линии финиша, стараясь сделать как можно меньше скользящих шагов. Длина контрольного отрезка – 30 м.

Сильнее оттолкнись

На отрезке 50 м лыжник передвигается одновременным бесшажным ходом, стараясь сильнее оттолкнуться палками и сделать до линии финиша как можно меньше отталкиваний руками.

На одной лыже

Дистанция – 40 м. Лыжники выстраиваются в одну шеренгу на линии старта с палками в руках и с лыжей на одной ноге. По сигналу они начинают скользить к финишу на одной лыже, отталкиваясь только палками. Свободной ногой наступать на снег нельзя. Побеждает тот, кто первым придет к финишу, не нарушая правил.

Пятнашки на лыжах

Такая игра подойдет тем, кто уже овладел лыжными ходами и поворотами. Играть можно с палками и без них. Задача водящего – догнать игрока и коснуться его рукой. Тот игрок, которого коснулись, становится водящим и объявляет: «Я салка!»

Салить лыжной палкой не разрешается – можно лишь коснуться ею лыжи убегающего игрока.

Командные игры

Быстрая команда

Все участники делятся на несколько команд по 5–6 человек в каждой. Команды, накатав себе лыжню, выстраиваются в колонну по одному. По сигналу первые номера передвигаются по лыжне до разворотного флажка, огибают его и, возвращаясь, передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает команда, которая первой закончит эстафету.

Встречная эстафета

Играющие делятся на команды с четным количеством участников, а внутри команд, в свою очередь, – на две равные группы и выстраиваются друг напротив друг друга. Расстояние между участниками зависит от уровня их физической подготовленности. По сигналу учителя первые номера преодолевают свой этап до вторых номеров, где передают им эстафету. Те, в свою очередь, возвращаются к линии старта, где передают эстафету третьим, и т.д. Каждый участник преодолевает свой отрезок пути только в одну сторону, передавая эстафету в конце этапа.

Вариант 1. То же, но участники эстафеты пре­одолевают этапы без лыжных палок.

Вариант 2. То же, но у каждой команды одна пара палок. Первые номера передвигаются с ними, добегая до флажков в середине дистанции, где оставляют их, бегут дальше и передают эстафету вторым номерам, которые без палок добегают до флажков, берут палки и бегут к линии старта, где передают их третьим номерам, и т.д.

Лисий след

Для каждой команды прокладывается извилистый путь – лыжня, размеченная разноцветными флажками, с естественными или искусственными препятствиями: ворота из лыжных палок, поваленные ветки деревьев. Их надо преодолеть, наклонившись или перепрыгнув. Длина и сложность дистанции должна быть одинаковой для всех команд.


Горная эстафета

Игра проводится в форме эстафеты на горке с разнообразным рельефом склона, чтобы можно было использовать разные способы подъема. Первые номера по команде преодолевают дистанцию, используя различные способы подъема, доходят до разворотного флажка, огибают его и спускаются обратно до финишной линии, где передают эстафету вторым номерам, и т.д. Побеждает та команда, которая быстрее всех закончит прохождение трассы.

Предлагаемые игры следует применять дифференцированно, в зависимости от возраста участников. Детям до 14 лет не следует предлагать упражнения на силу, так как они быстро утомляются и теряют интерес к занятиям. В зависимости от задач урока игра может быть включена в подготовительную, основную или заключительную его части. Игры для развития быстроты и закрепления техники лыжных ходов лучше проводить в начале основной части, а для развития выносливости – во второй половине занятия.

Сергей Балыбердин ,
учитель физической культуры, МОУ Кругловская СОШ, пос. Кругловский, Тульская обл.

Кто быстрее

Цель. Развитие быстроты бега.
Подготовка. Играющие делятся на несколько команд по 4-6 участников в команде. Участники одной из команд становятся в одну шеренгу на линии старта. На расстоянии 100-200 м от линии старта чертится финишная линия.
Проведение. По сигналу преподавателя стоящие на старте бегут к линии финиша. Участник, первым пересекший финишную черту, считается сильнейшим в команде. Так же пробегают все команды. Затем победители и занявшие вторые, третьи и четвертые места в каждой группе соревнуются между собой.
Начинать игру можно только по сигналу, выступать за линию старта нельзя.
Игру можно проводить и зимой на лыжах, только предварительно от стартовой до финишной линии участники прокладывают параллельные лыжни по числу человек в команде на расстоянии 1,5-2 м одна от другой.

Эстафета без палок

Подготовка. Игроки делятся на 2-3 команды. Четные и нечет­ные номера каждой команды встают друг против друга на рассто­янии 60-80 м. Перед встречными колоннами флажками отмечаю т линии старта.

Содержание игры. По сигналу ведущего: «Марш!» - четные номе­ра по порядку выбегают на лыжах вперед без палок, стараясь быст­рее достичь противоположной колонны. Они пересекают линию не­четных номеров с левой стороны, после чего вперед устремляются к противоположной стороне их партнеры по команде. Прибежавшие встают в конец колонны. Команда, в которой последний по порядку лыжник совершил перебежку, заканчивает эстафету.

Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Эстафету нельзя начинать преждевременно.

Ускоренный ход

Подготовка. Лыжники строятся в две колонны на расстоянии длины палки. Каждая колонна является командой и рассчитывает­ся по порядку номеров. Руководитель занимает место сбоку.

Содержание игры. Руководитель громко называет какой-либо номер. Два игрока с этим номером сейчас же выходят из колонн на внешнюю сторону лыжни. Остальные игроки с предельной ско­ростью устремляются вперед. Игрок, вышедший в сторону, про­пускает свою команду, которая ускоряет ход, и, как только послед­ний лыжник поровняется с ним, быстро становится в конец колонны. Очко присуждается той команде, игрок которой первым занял место в конце колонны. Через 1-2 мин, когда лыжники выровняют дистанцию, руководитель продолжает вызов номеров.

Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Номера за вызванными лыжниками сохраняются. 3. Игра пре­кращается, когда все номера по одному разу (или по два раза) были вызваны руководителем.

Догони и коснись подвижная игра на снегу

Подготовка. Команды на лыжах (с палками, без палок) стано­вятся на противоположных сторонах площадки лицом друг к дру­гу. Им даются названия.

Содержание игры. Руководитель посылает одну команду навстре­чу той, которая стоит на месте в ожидании свистка. Когда до ко­манды, стоящей на старте, останется 5-6 м, ведущий игры дает свисток, по которому наступающие поворачиваются и убегают в свой город. Игроки противоположной команды бросаются вслед за убегающими, стремясь коснуться концом своей палки, лыжи осаленных таким образом игроков, тем самым принеся своей ко­манде победное очко. Игра повторяется.

Побеждает команда, которая набирает большее количество очков.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Обязательно надо коснуться палкой, лыжей соперника.

Эстафета в лесу

Подготовка. Руководитель вместе с 2-3 лыжниками, возглав­ляющими соревнующиеся команды (6-8 человек), выбирает в лесу дистанцию длиной 2-3 км со стартом и финишем, находящими­ся рядом. Заранее надо подготовить ленточки-эстафеты по числу команд. Выбранная дистанция в форме петли или восьмерки раз­мечается перед началом игры. Хорошо, если она знакома участни­кам. Перед стартом капитаны команд по своему усмотрению рас­ставляют игроков по всей дистанции с таким расчетом, чтобы каждый из них проходил на лыжах не более 150-400 м. На наибо­лее трудных участках дистанции (подъем в гору, повороты) ста­вят более подготовленных лыжников. Эти отрезки могут быть ко­роче остальных.

Выигрывает команда лыжников, которая быстрее перенесет эстафету от старта к финишу.

Правила игры: 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Эстафета-ленточка повязывается на пояс. 3. Потеря ее в пути равносильна поражению команды. 4. Сразу же после игры все участ­ники собираются в одном месте.

Игры народов Украины

Игры для учащихся 10-13 лет

Коты

Игра коты подходит для детей младшего возраста. Для игры понадобятся: игроки от трёх до десяти человек, платочек завязать глаза, ограниченная игровая площадка и 6 – 10 палочек, которые и будут котами .

В начале игры выбирают водящего и завязывают ему глаза. Дают ему в руки котов-палочки и двое игроков начинают его крутить и водить в разные стороны, стараясь запутать, сбить ориентир. Далее один из сопровождающих говорит: «клади двух котов» и водящий должен положить 2 палочки на землю. И так его водят, пока он не разложит все палочки.
Потом его возвращают на исходную точку, развязывают глаза и он без подсказок должен найти и собрать всех котов. Самым лучшим игроком будет, тот, кто без подсказок быстрее всех найдёт все палочки. Потом выбирают следующего водящего, и начинается игра заново.
По правилам водящего нельзя уводить за пределы игровой площадки.
Ему можно подсказывать словами: тепло, жарко, холодно, прохладно.
Если игрок не можетдолго найти последнего кота, то ему показывают его, и он проигрывает.

Цвет

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Игроки становятся в круг. Ведущий командует: "Коснитесь желтого, раз, два, три!" Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто не успел - выбывает из игры. Ведущий снова повторяет команду, но уже с новым цветом (предметом). Побеждает оставшийся последним.

Цапля

Выбирают водящего - «цаплю». Остальные - «лягушки». Пока «цапля» «спит» (стоит, наклонившись вперед и опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают на корточках, подражая движениям лягушек. Вдруг «цапля» «просыпается», издает крик и начинает ловить «лягушек». Тот, кого запятнали, сменяет «цаплю».

«Цапля» преследует «лягушек» большими шагами, но обязательно на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась (хотя бы одной рукой) за голени ног.

«Лягушки» спасаются от «цапли», прыгая на корточках. Кто встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, становится «цаплей».

Ниточка-Иголочка

Играют семь и более человек.

Ход игры. Выбирают водящего - «иголочку». К нему присоединяются 3-4 человека - «ниточка». Остальные размещаются произвольно. «Иголочка» и игроки, составляющие «ниточку», берутся за руки, образуя цепочку. Впереди - водящий.
Под музыку -иголочка» бежит между предметами и другими игроками, делая самые неожиданные повороты, зигзаги, а «ниточка» должна точно повторить путь, не размыкая рук. Пробегая мимо стоящего игрока, последний в ниточке может взять его за руку и увести за собой
Те, кто расцепил руки, платят фанты, а в конце игры выполняют задания.
Игра идет до 5- 10 фантов, в зависимости от количества участников.

Волк и козлята

Участники берутся за руки и образуют цепочку - они козлята. Впереди - коза. За ними охотится волк, но он может поймать только последнего козленка. Коза пытается помешать ему, закрывает детеныша, а остальные козлята двигаются за ней, не расцепляя рук.

Волк схватил козленка? Отводит к себе в логово.

Игра заканчивается, когда волк переловит всех козлят

Игры для учащихся 14-15 лет

Колокол

Количество игроков: не меньше 20-30 человек

Дополнительно: флажок

Перед началом игры один из участников по жребию становится водящим, или, как принято в этой игре называть его, «языком». Остальные участники игры берутся за руки и образуют круг, то есть «колокол», и с песней начинают медленно двигаться по кругу то в правую, то в левую сторону. В это время водящий старается разъединить руки играющих, то есть разбить «колокол» и вырваться из круга.

Если ему это не удалось с первого раза, он имеет право предпринять еще две попытки, подыскав наиболее слабые места в круге. Как только водящему удается вырваться из круга, он стремится добежать до флажка или платка, положенного от круга на расстоянии 50 метров, а все, кто стоял в кругу, бегут за ним и стараются осалить его, прежде чем он схватит флажок. Если это кому-либо удалось сделать, он становится водящим, то есть «языком колокола», и занимает место в центре круга.

Если же водящий добежал до флажка и его никто не осалил, он возвращается на прежнее место и игра продолжается сначала.

Высокий дуб

В земле выкапывают продолговатую ямку, ширина которой несколько превышает диаметр мяча. Поперек ямки, ближе к одному ее краю, кладут палочку, а на палочку - дощечку из крепкого дерева с поперечной планкой на одном конце. На этот конец дощечки помещают небольшой резиновый мяч и опускают его на дно ямки. Поперечная планка поддерживает мяч и не дает ему соскочить с дощечки. Другой конец дощечки поднят вверх и выступает над ямкой.

Жеребьевкой определяют, кому бить мяч. Тот, кто получил право бить, становится возле ямки, а остальные участники игры расходятся на определенное расстояние в разные стороны. От удара палкой по верхнему концу дощечки мяч взлетает вверх. Все игроки, кроме ведущего, пытаются его поймать в воздухе. Тот, кто поймает, идет бить, а тот, кто бил, уходит к ловцам. Если мяч никто не поймает, то тот, который находится возле ямки, бьет опять. В игре могут принимать участие от десяти до пятнадцати детей.

Правила игры . При ловле мяча нельзя отталкивать друг друга. Ребенок, поймавший мяч в воздухе, получает право следующим бить мяч.

143.Командные прятки
Для игры в командные прятки необходимо точно установить границы игровой площади. Игроков от 10 человек и более. По правилам все участники разбиваются на две команды, примерно равные по силе и выбирается ведущий-посредник.
Ведущий-посредник должен будет следить за соблюдением правил, и при помощи жеребьёвки, решать, какая команда будет прятаться первой. Команда, которой выпало искать, называется водящей.
Также выбирается место, которое будет коном. Это может быть дерево, лавочка, стол, забор, камень и т.д. Команда водящих должна собраться возле кона и закрыть глаза, другая команда прячется в это время, ведущий-посредник в это время следит за всеми.
Как только команда спряталась, он подаёт сигнал, и команда водящих начинает искать спрятавшихся и охранять кон одновременно. Та команда, которая спряталась должна быстро и желательно незаметно прорваться к кону и застукать его.
В командных прятках , водящие должны поймать и запятнать спрятавшихся и не допустить, чтобы хоть один из противников прорвался к кону и дотронулся до него. Иначе игра будет проиграна и всё начнётся заново.
Если команда водящих поймает всех противников, то команды меняются местами и играют заново.

Салки с мячом

Нам всем очень понравилась эта игра, и стала наряду с "вышибалами" одной из самых любимых. Чем больше в ней участников – тем интереснее. Для игры нужен небольшой мячик (но не жёсткий) и большая площадка, желательно - с различными объектами, вокруг которых можно бегать и прятаться: домом, кустами и т.п. Границы площадки необходимо оговорить. Назначается водящий ("скидываемся" на "камень – ножницы – бумага"). Пока водящий считает до десяти, все разбегаются. Задача водящего – догнать кого-то из участников игры и кинуть в него мячом. Чем больше расстояние между убегающим и догоняющим, тем меньше шансов у последнего попасть в цель. Тот, в кого попали мячом, подбирает мяч, считает до 10 и бежит отыскивать следующую "жертву".

145.Гусары, на коней!

Эта игра, записанная еще в прошлом веке в Харьковской губернии, вКупянском уезде П. Ивановым, бытует в различных вариантах до сих пор. Играет 8 мальчиков 12-15-летнего возраста. Для игры требуются мяч и 4 палки высотой до пояса играющего.


Рис. 10 Гусары и кони

Описание . Чертят на земле квадрат со стороной 2 м. По жребию делятся на «коней» и «гусаров». Четыре мальчика становятся по углам квадрата («городка») и, изображая коней, наклоняются, опираясь на палки. «Гусары» с криком: «Гусары, на коней!» - садятся верхом на спины наклонившихся и начинают перебрасывать по порядку один другому мяч (рис. 10). Если мяч сделает три круга, не упав на землю, то «гусары» меняют своих «коней» и снова бросают по кругу мяч. Если кто-то из «гусаров» уронит мяч на землю, то все они, соскочив с «коней», спешат убежать подальше от «городка», потому что упавший мяч тотчас подхватывает один из игроков, находившихся под «седоками», и старается осалить им убегающих. Если брошенный вдогонку мяч осалит кого-нибудь из «гусаров», то команды меняются местами. Если же ни один из «гусаров» не будет осален, то все занимают свои прежние места и игра повторяется.

Правила .

  1. «Кони» должны стоять под «седоками» спокойно и не мешать ловить мяч, иначе падение мяча не засчитывается.
  2. Чтобы осалить мячом убегающих «гусаров», бросают его с того места, где он был поднят.

Разновидность (ее записала в 1945 г. в селе Басалычевка Гайсинского района Винницкой области А. И. Колесниченко). Играют на выгоне, в поле или на опушке леса. Пары становятся в круг на расстоянии 5 м или больше одна от другой. Бросают мяч по кругу и ловят те, кто сидит верхом. Не поймавший мяч становится «конем», а его бывший «конь» садится на него верхом. Остальные пары при этом не меняются.

Игры и забавы, на лыжах для детей

Ходьба и катание на лыжах — полезный для ребенка тип зимних игр. Во-первых, умеренные физические нагрузки благоприятно влияют на сердечнососудистую систему организма. Во-вторых, этот вид спорта способствует развитию выносливости, ловкости и координации движений. Приобщать ребенка к лыжам можно с 4 лет. Для начала необходимо практиковать хождение без палок, затем — ступающий шаг, высоко поднимая ноги, после — скользящий шаг. Разумеется, пробовать кататься со склонов можно только после того, как ребенок освоит базовые элементы хождения на лыжах. Аля этого нужно время и терпение, которого у детей, как правило, немного. Монотонные действия их быстро утомляют, поэтому теряется заинтересованность и увлеченность. Но если соединить элементы обучения с увлекательной игрой, то этого легко можно избежать.

Зимние игры на улице для школьников

Кто быстрее?

Эта игра поможет укрепить приобретенные навыки и проверить уровень подготовки. Участникам ставятся задачи:

— повернуться на лыжах на 180° и на 360°;

— повернуться на лыжах в прыжке;

— проскользить на лыжах с наименьшим количеством шагов;

— пройти на лыжах, заложив руки за спину;

— подняться на горку и т.д.

Победит тот, кто выполнит задачу быстрее всего. Не забудьте наградить победителей и поощрить всех участников. После того, как основной курс будет пройден и закреплен, можно переходить к более сложным играм.

Третий лишний

Участники выстраиваются в линию на значительном расстоянии друг от друга. Напротив них строится линия из флажков или колышек. Флажков (колышек) должно быть на один меньше, чем игроков. Задача — пробежать до линии и взять флажок. Те, кто выполнил задание, продолжают игру. Тот, кому флажок не достался, выбывает. С каждым этапом количество участников и флажков сокращается на один. Победителем объявляется тот, кто взял последний флажок.

Салочки на лыжах

Для этой игры нужна ровная четко ограниченная площадка. Если никаких бордюров нет, тогда границы необходимо отметить самостоятельно. По условиям игры все участники должны быть на лыжах без палок.

Если игроков много, тогда водящих может быть несколько. В отличие от обычных салочек, водящий должен коснуться лыжи игрока своей лыжей. Новый водящий должен обязательно громко оповестить о своем новом статусе.

Одной толкаю, другой скольжу

Определяем старт и финиш. Участники делятся на команды. У каждого игрока на одной ноге надета лыжа, на другой — обычная обувь. Задача — проехать на одной лыже до конечной точки и обратно. Выигрывает команда, все участники которой быстрее справились с заданием.

Вниз-вверх

Для этой игры понадобится небольшая горка с пологим склоном. Участники должны по очереди спуститься с горки, поднимая по дороге какой-нибудь небольшой предмет, помещенный туда заранее: кеглю, флажок и т.п.

Для того чтобы выполнить условия, каждому игроку придется сначала присесть, затем выпрямиться. Необходимо учитывать, что такая игра подходит тем, кто не просто уверенно стоит на лыжах, но и умеет на них кататься. Когда участники справятся с этим, задание можно усложнить: поднять несколько предметов. Например, сначала правой рукой, огибая флажок слева, затем левой, огибая, соответственно, справа.

Возможно, осуществить поставленную задачу получится не сразу, но, если упорно тренироваться, все обязательно получится.

По очереди

Для этого соревнования нужны две параллельных друг другу дорожки и, соответствен- но, две команды.

Также необходимо определить точки старта и финиша. По сигналу ведущего первые игроки из каждой команды начинают бежать в сторону финиша. Добравшись до пункта назначения, игрок подает сигнал для движения следующему.

Побеждает та команда, которая быстрее переместится на финиш всем составом.

Биатлон

Для этой игры нужна длинная горка с достаточно пологим склоном. На горке прокладывается маршрут — ставятся «ворота» из лыжных палок и несколько мишеней вдоль спусковой дорожки. Игроки делятся на команды: у каждого участника несколько снежков. Игрок должен спуститься с горки, пытаясь попасть по дороге в мишени. За каждое попадание команда зарабатывает очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Виртуоз

Перед каждым игроком чертится прямая длинная линия. Участники стоят обеими ногами на одной лыже. В руках — лыжные палки. Задача игроков — пройти максимально ровно по линии на одной лыже, отталкиваясь палками, свободная нога при этом не должна наступать в снег.

Звери и птицы

Участвуют две команды: команда «зверей» и «птиц». Противоположные бортики площадки являются «домами» для команд. Перед началом игры команды выстраиваются в ряд друг против друга на значительном расстоянии. По сигналу ведущего «Звери!» команда «птиц» должна развернуться и бежать к своему домику. Команда «зверей», в свою очередь, пытается их догнать. Пойманным считается игрок, до лыж которого дотронулись палкой. Пойманные участники выбывают из игры. Затем ведущий объявляет: «Птицы!» — и команды меняются ролями: «звери» убегают к своему домику, «птицы» их ловят. Выигрывает та команда, у которой через 10 минут игры останется больше участников.

Ручеек наоборот

Играющие разбиваются на команды с равным количеством участников и выстраиваются в колонны параллельно друг другу. По сигналу ведущего первые игроки бегут вдоль своей команды по внешней стороне в конец колонны, где занимают место лицом к спине последнего игрока. По следующему сигналу стартуют вторые игроки и так далее. За каждого игрока, который занял свое место быстрее, команда получает очко. Побеждает та команда, которая наберет больше очков.

Паровоз

Участвуют несколько команд. Перед игрой нужно определить точки старта и финиша.

Команда выстраивается в колонну так, чтобы каждый участник держался одной рукой за конец лыжной палки предыдущего участника, а другой рукой протягивал конец своей палки следующему участнику. Таким образом, каждая команда образует «паровоз», который должен дойти до финиша, не потеряв по дороге «детали».

Для этого игрокам в команде придется синхронизировать свои действия. Выигрывает та команда, которая быстрее придет к финишу «целиком».

Игра с мячом

Для игры нужны два мяча. Обе команды выстраиваются в колонну. У первых игроков в руках по мячу.

По сигналу ведущего игроки должны бросить мяч как можно дальше. Та команда, чей игрок забросил мяч дальше, получает очко. Затем игроки бегут за своим мячом, поднимают его и возвращаются в колонну. Та команда, чей игрок вернулся быстрее, получает очко. После окончания игры подсчитываются очки, и объявляется победитель.

Ты, — мне, я — тебе

Для игры понадобятся две небольшие палки разного цвета. Определяется линия старта. Игроки делятся на две команды с равным количеством участников и выстраиваются в колонны на линии старта.

У игроков, стоящих в колонне первыми, в руках по палке. По сигналу ведущего они должна бросить свою палку как можно дальше и тут же устремиться на лыжах вперед за палкой, брошенной противником. Подняв палку, игроки возвращаются к «своим». Команда, чей лыжник прибыл первым, получает очко. Затем по сигналу водящего те же действия совершают следующие игроки, и так далее. Побеждает та команда, которая наберет больше очков.

По местам

Игроки с лыжными палками выстраиваются в ряд. У водящего палок нет. Участники медлен- но передвигаются по площадке. Водящий подъезжает к какому-нибудь игроку, касается его рукой и командует: «За мной!». Вызванный участник должен воткнуть палки в снег на том месте, где он стоял, и тронуться за водящим. Таким образом, через некоторое время водящий забирает всех игроков. После этого он подает сигнал: «По местам!». Лыжники (вместе с водящим), услышав сигнал, должны быстро подъехать к любым палкам и занять место между ними, взяв их в руки. Тот, кому палок не досталось, становится новым водящим.

Сквозь ворота

Для игры нужны две дорожки. На дорожках устанавливаются ворота: две лыжные палки, между которыми натянута лента. Ворот на дорожке должно быть несколько — двое-трое. Флажком или кеглей отмечается финишная точка. Участники, разделенные на две команды, выстраиваются в колонны на старте. По сигналу ведущего первый игрок команды начинает движение к финишу. По дороге он должен пройти сквозь ворота, для этого нужно немного присесть. Обогнув финишную точку, игрок возвращается к команде, также проскользнув сквозь ворота.

Если участник задел или уронил ворота, он должен их поправить, и только потом продолжить бег. Выигрывает так команда, участники которой первыми выполнят задание.

Сквозь ворота на склоне

Эта игра отличается от предыдущей тем, что проводится не на ровной снеговой площадке, а на пологом склоне.

Для игры понадобятся ворота из лыжных палок. Участники, поделенные на две команды, выстраиваются в колонны на вершине. По сигналу ведущего игроки стартуют.

Каждый следующий участник начинает движение, как только предыдущий пересек линию финиша. Игрок, который уже финишировал, возвращается к своей команде. Игра считается законченной, когда последний участник вернется к своей команде. Выигрывает та команда, которая справилась с задание быстрее соперников.

Буксиры

Участники разбиваются на команды. В каждой команде трое игроков, двое из которых бегут на лыжах и при помощи длинной веревки буксируют третьего участника. Таким образом, в одной руке у «буксира» конец веревки, в другой — лыжная палка. Третий игрок скользит, стоя на одной лыже двумя ногами, или на одной ноге, держа другую на весу.

Побеждает та команда, которая первой доберется до финиша. Для того чтобы одержать победу, нужно уметь маневрировать и отталкиваться палками одновременно.

Нападение акулы

Площадка, на которой проводится игра, должна быть ограничена бортиками. Из числа наиболее сильных участников выбирается водящий, т.е. «акула». «Акула» должна быть на лыжах с лыжными палками в руках. Все остальные участники ставят свои палки в центре площадки и разбегаются.

По сигналу «Акула!» - водящий начинает ловить игроков. Тот, кого «акула» поймала, становится «акуленком». Он берёт свои палки и присоединяется к поимке. Игра заканчивается, когда поймают последнего игрока. Чтобы превратить игрока в «акуленка», нужно дотронуться до него рукой.

Лыжники - челноки

В игре участвуют несколько команд с одинаковым количеством игроков. Каждая команда- участница (не больше трех) выстраивается на противоположных сторонах площадки. Правила игры таковы: лыжник бежит по дорожке к колонне, стоящей напротив. Добравшись до команды, он передает свои палки первому игроку.

Игрок, получив палки, устремляется в обратную сторону и передает эстафету впереди стоящему. Когда команды полностью поменяются местами, игра завершается. Игру можно усложнить с помощью ворот, сделанных из трех лыжных палок, проезжая через которые, участник должен будет пригнуться. Если таких ворот будет несколько, участнику придется еще сложнее.

Схвати палку

В игре участвуют две команды, в каждой из которых должно быть одинаковое количество игроков. Для игры также понадобится небольшой сугроб. В этот сугроб необходимо воткнуть лыжные палки, количество которых должно совпадать с количеством играющих.

Команды выстраиваются на расстоянии около 15 метров от сугроба с противоположных от него сторон. По сигналу ведущего игроки начинают соревнование. Участники каждой из команд, стоящие впереди, бегут на лыжах к сугробу. Там они берут по одной палке и возвращаются в команду. Эстафета передается следующим участникам. Таким способом дистанцию должны пройти все игроки. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием. Это состязание доставит детям массу положительных эмоций.

Делаем замеры

Для игры нужна хорошо утрамбованная снеговая площадка. Необходимый инвентарь — лыжи и разноцветные флажки. Выбираются двое судей, желательно, кто-то из взрослых. Игроки в это время делятся на несколько команд. Для каждой из команд готовится длинная дорожка и определяется линия старта. По сигналу судей участники команд движутся вперед. Игроки под первым номером должны сделать несколько широких шагов без помощи палок и прокатится по инерции столько, сколько смогут. Когда игрок останавливается, к нему подбегает судья и помечает флажком место остановки.

После этого первые игроки сходят с дистанции. От места, где установлен флажок, начинает движение к финишу следующий участник. Задача команды — быстрее противника добраться до финиша с помощью таких коротких дистанций. Выигрывает та команда, которая дошла до финиша раньше.

«Казаки-разбойники»

Игра проводится на ровной заснеженной площадке. Перед игрой на площадке отмечается «тюрьма», которая должна располагаться около стены (забора). Все играющие делятся на две группы: «казаки» и «разбойники». Пока «казаки» считают до 50, «разбойники» разбегаются по площадке. После этого «казаки» отправляются ловить «разбойников». Пойманного «разбойника» нужно отвести в тюрьму.

«Казак» сопровождает «разбойника», который идет, не сопротивляясь. Если во время сопровождения «казак» отвлечется на другого игрока, не доведя «разбойника» до тюрьмы, тот считается свободным. В тюрьме «разбойники» располагаются вдоль стены и не имеют права перемещаться. «Разбойники» могут выручать сидящих в тюрьме, поэтому хотя бы один «казак» должен присматривать за ними. Если свободный «разбойник» забежит в тюрьму и дотронется до любого игрока, тот становится свободным.

Игра заканчивается тогда, когда всех «разбойников» посадят в тюрьму. На первый взгляд игра кажется простой, но следует помнить, что на лыжах игрокам довольно сложно убегать от соперников и догонять их.

Утки и охотники

Для игры нужна ограниченная площадка, за пределы которой выезжать запрещается. Из участников следует выбрать несколько «охотников», остальные игроки — «утки». По сигналу ведущего «утки» на лыжах разбегаются по площадке, затем «охотники» выходят на охоту.

У одного «охотника» в руках мяч, которым он сбивает «уток». «Охотники» могут передавать мяч друг другу, если кто-нибудь из них оказывается ближе к «утке». Сбитая «утка» должна покинуть пределы игровой площадки. Игра продолжается до тех пор, пока всех «уток» не собьют.

Ну-ка, братцы, станьте в ряд

Игра ведется на пологом склоне. В каждой команде игроки делятся по трое и становятся друг за другом. По сигналу руководителя тройка, держась за руки, начинает спуск. Выигрывает та команда, чьи тройки спустились быстрее и ровнее всех, не растеряв по дороге звенья. Если игроки хорошо стоят и спускаются на лыжах, тройки могут браться не за руки, а за одну лыжную палку или веревку.