Броненосцы типа «Император Александр II. Броненосцы типа "Император Александр II" Общая оценка проекта

(28,28 км/ч)

«Импера́тор Алекса́ндр II» - первый броненосец , построенный для Балтийского флота по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. До него в России был построен только один корабль этого класса - «Пётр Великий ».

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1889-го, а фактически - летом 1891 года.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Разведопрос: Клим Жуков про Ютландское сражение

    ✪ Научно-популярный фильм "Дмитрий Донской. Во славу Русского флага!"

    ✪ Разведопрос: Павел Перец про покушение на Витте и про Матильду Кшесинскую

    ✪ Максим Приданников о российском императорском флоте

    ✪ "Джигит". Истории затонувших кораблей. Андрей Лукошков

    Субтитры

Основные характеристики

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов , набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы. К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий). Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера . Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов . Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня : предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень . Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда . На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов , устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску. Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа . Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

История службы

Строительство и испытания

Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин . Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах. Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию - Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи - уже упоминавшийся Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты , каркас барбетной установки главного калибра - Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут , паруса и шлюпки - Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму - Путиловский, электрооборудование - фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили , брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).

15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III . На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт , где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.

28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.

Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С. О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик . Необходимые работы были проведены в течение месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним - её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.

Заграничный поход

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.

5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала . Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлов .

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин» , минным крейсером «Посадник» и миноносцами № 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.

14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.

К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий» , а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы № 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров , которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.

Ходовые испытания, проведённые в июне 1905 года, показали удовлетворительную работу машин, но выявили дефекты новых котлов (впрочем, новыми назвать их можно весьма условно: готовы они были ещё в начале 1901 года, после чего длительное время хранились под открытым небом), в которых имелись течи. Котлы прочеканили, хотя этой меры хватило ненадолго. Основательный ремонт котлов выполнили лишь к весне 1911 года, после чего скорость корабля составила 12,7 уз.

С 1907 года корабль опять находится в Учебно-артиллерийском отряде, которым командовал контр-адмирал корпус. Обнаруженные небольшие дефекты на прочность никак не влияли, и уже отслуживший 22 года корабль смог бы оставаться в строю ещё много лет, однако ввиду его безнадёжного устаревания для него был установлен предельный срок службы: 1917 год. войска. На зиму корабль вернулся в океанским монитором . Опыта практического использования броненосных кораблей русский флот не имел, да и другие флоты этим похвастаться не могли: фактически за весь период, прошедший с момента окончания Крымской войны , похоронившей парусный флот, произошло лишь одно сражение с участием броненосцев - битва при Лиссе . В этом бою был успешно применён таран, в то время как артиллерийская канонада оказалась малоэффективной, из чего практически во всех странах был сделан вывод о важнейшей роли таранного удара. Исходя из этого проектировались новые корабли, в число которых попал и «Император Александр II».

Таранная тактика предполагала концентрацию артиллерийского огня в носовом секторе, чтобы во время сближения успеть повредить неприятельский корабль и тем самым помешать ему самому осуществить таран, отразить атаку или уклониться от удара. Поэтому в нос на «Александре» могли стрелять оба 305-мм и по два 229-мм и 152-мм орудия. На борт огонь был сильнее, но ненамного - на две шестидюймовки . Кормовой сектор считался маловажным, соответственно и огонь там был существенно слабее - по два 229-мм и 152-мм орудия. «На бумаге» это выглядело хорошо, но ориентация на таранную тактику оказалась ошибочной, а в «нормальном» линейном бою ориентированные на неё корабли были слабоваты. Естественно, это целиком относится и к «Александру II».

Противоминное вооружение вполне соответствовало тому периоду, а с появлением более крупных миноносцев могло быть без особых затруднений усилено путём замены 37-мм и ватерлинии даже в какой-то мере выигрывал у более современных кораблей, имевших небронированные оконечности: обширные затопления из-за разрушения небронированного борта ему не грозили (естественно, пока сам пояс находился над водой, а для этого требовалось, чтобы корабль не был сильно перегружен). Правда, общая площадь бронированного борта была невелика и ещё более уменьшалась из-за традиционной перегрузки, и в случае плотного обстрела из скорострельных орудий броненосец довольно быстро превратился бы в решето. Этот недостаток, однако, был свойственен всем его современникам и был преодолён только в начале XX века с появлением высокопрочной брони, закалённой по методу Круппа .

Значительно хуже обстояло дело с защитой артиллерии. Правда, на момент проектирования барбетная установка главного калибра не была очень большим недостатком: на малых дистанциях боя, обусловленных характеристиками тогдашних орудий и прицельных приспособлений, траектория снарядов является достаточно настильной, и вероятность поражения барбета сверху, где броня отсутствует или представлена противоосколочным щитом, невелика. Однако к моменту фактического вступления в строй ситуация уже начала меняться, что в полной мере проявилось в русско-японскую войну . Ещё печальнее выглядит ситуация с защитой средней артиллерии. 229-мм пушки более-менее бронированы лишь с носовых и кормовых углов, а с борта их защищает всего лишь 76-мм броня, ну а шестидюймовки и вовсе лишены какой-либо защиты, кроме усиленной обшивки борта, которая сможет остановить только осколки. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии обрекало их в бою на быстрый выход из строя.

Ходовые качества корабля оказались вполне удовлетворительными. На испытаниях он развил большую скорость, чем предусматривалось проектом, и сохранял возможность достижения близких к ней значений на протяжении примерно 15 лет. Конечно, очень быстро 15-узловая скорость оказалась недостаточной, но это связано не с недостатками «Александра II», а с быстрым прогрессом кораблестроения в конце XIX - начале XX века. Мореходные качества не были блестящими - высота борта для этого была всё же недостаточной, - однако для службы на Балтике их вполне хватало, да и в океане корабль ходил вполне успешно.

С учётом умеренного водоизмещения можно сказать, что на момент проектирования «Император Александр II» представлялся довольно неплохим кораблём. Однако быстрый технический прогресс вкупе с традиционным русским долгостроем сделали его устаревшим уже к моменту вступления в строй, а к концу XIX века его боеспособность была уже весьма ограниченной несмотря на качественно сделанный корпус и неплохое состояние машин: фактически он годился лишь в корабли береговой обороны. Наиболее целесообразным было его использование в качестве учебного судна, что и имело место на практике.

9244 тонн Длина 101,78 м Ширина 20,4 м Осадка 7,5 м Бронирование Пояс по ватерлинии до 356 мм,
казематы - 152 мм,
палуба - 63,5 мм,
барбет - 254 мм,
рубка - 203 мм Двигатели 2 вертикальных машины тройного расширения, 12 цилиндрических котлов Мощность 8289 л. с. (6 МВт) Движитель 2 Скорость хода 15,27 узла (28,28 км/ч) Вооружение Артиллерия 2 × 305-мм орудия,
4 × 229-мм орудия,
8 × 152-мм орудий,
10 × 47-мм пятиствольных орудий,
8 × 37-мм пятиствольных орудий,
2 × 63,5-мм десантных орудия Минно-торпедное вооружение 5 × 381-мм торпедных аппаратов

«Импера́тор Алекса́ндр II» - первый броненосец , построенный для Балтийского флота по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. До него в России был построен только один корабль этого класса - «Пётр Великий ».

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1891-го, а фактически - летом 1893 года.

Основные характеристики

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять пятиствольных 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов , набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы. К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий). Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера . Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов . Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня : предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень . Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда . На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов , устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску. Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа. Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

История службы

Строительство и испытания

Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин . Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах. Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию - Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи - уже упоминавшийся Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты , каркас барбетной установки главного калибра - Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут , паруса и шлюпки - Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму - Путиловский, электрооборудование - фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили, брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).

15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III . На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт , где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.

28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.

Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С.О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик . Необходимые работы были проведены в течение месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним - её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.

Заграничный поход

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.

5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала . Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлов .

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин» , минным крейсером «Посадник» и миноносцами №№ 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.

14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.

К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий» , а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы №№ 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров , которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.

Ходовые испытания, проведённые в июне 1905 года, показали удовлетворительную работу машин, но выявили дефекты новых котлов (впрочем, новыми назвать их можно весьма условно: готовы они были ещё в начале 1901 года, после чего длительное время хранились под открытым небом), в которых имелись течи. Котлы прочеканили, хотя этой меры хватило ненадолго. Основательный ремонт котлов выполнили лишь к весне 1911 года, после чего скорость корабля составила 12,7 уз.

С 1907 года корабль опять находится в Учебно-артиллерийском отряде, которым командовал контр-адмирал Н. К. Рейценштейн . В конце года с введением новой классификации кораблей «Александр II» стал числиться линкором , хотя, конечно, таковым по сути не был. В то же время были переделаны элеваторы орудий: флот переходил на новые, более длинные снаряды. В последующие годы броненосец продолжал готовить комендоров. С 1904 по 1909 год им командовали капитаны 1-го ранга А. А. Эбергард , Г. В. Петров и С. Ф. Васильковский, с 1909-го - А. М. Лазарев.

В апреле 1909 года при очередном доковании был освидетельствован корпус. Обнаруженные небольшие дефекты на прочность никак не влияли, и уже отслуживший 22 года корабль смог бы оставаться в строю ещё много лет, однако ввиду его безнадёжного устаревания для него был установлен предельный срок службы: 1917 год.

7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград , чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт , где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа . На следующий год броненосец пошёл на слом .

Общая оценка проекта

С «Императора Александра II» фактически начинается история строительства русских эскадренных броненосцев : «Пётр Великий» был построен намного раньше и не имел «потомков», к тому же по концепции был океанским монитором . Опыта практического использования броненосных кораблей русский флот не имел, да и другие флоты этим похвастаться не могли: фактически за весь период, прошедший с момента окончания Крымской войны , похоронившей парусный флот, произошло лишь одно сражение с участием броненосцев - битва при Лиссе . В этом бою был успешно применён таран, в то время как артиллерийская канонада оказалась малоэффективной, из чего практически во всех странах был сделан вывод о важнейшей роли таранного удара. Исходя из этого проектировались новые корабли, в число которых попал и «Император Александр II».

Таранная тактика предполагала концентрацию артиллерийского огня в носовом секторе, чтобы во время сближения успеть повредить неприятельский корабль и тем самым помешать ему самому осуществить таран, отразить атаку или уклониться от удара. Поэтому в нос на «Александре» могли стрелять оба 305-мм и по два 229-мм и 152-мм орудия. На борт огонь был сильнее, но ненамного - на две шестидюймовки. Кормовой сектор считался маловажным, соответственно и огонь там был существенно слабее - по два 229-мм и 152-мм орудия. «На бумаге» это выглядело хорошо, но ориентация на таранную тактику оказалась ошибочной, а в «нормальном» линейном бою ориентированные на неё корабли были слабоваты. Естественно, это целиком относится и к «Александру II».

Противоминное вооружение вполне соответствовало тому периоду, а с появлением более крупных миноносцев могло быть без особых затруднений усилено путём замены 37-мм и 47-мм пушек на более крупные орудия. В действительности этого не произошло, но такой нужды и не возникало.

Торпедные аппараты , как и мины заграждения , были абсолютно бесполезным и даже вредным элементом вооружения крупного артиллерийского корабля, но в те годы их установка считалась обязательной, и лишь русско-японская война заставила от них отказаться.

Бронирование корпуса было вполне адекватным эпохе. Более того, после появления скорострельных пушек среднего калибра с мощными фугасными снарядами «Александр II» за счёт полного пояса по ватерлинии даже в какой-то мере выигрывал у более современных кораблей, имевших небронированные оконечности: обширные затопления из-за разрушения небронированного борта ему не грозили (естественно, пока сам пояс находился над водой, а для этого требовалось, чтобы корабль не был сильно перегружен). Правда, общая площадь бронированного борта была невелика и ещё более уменьшалась из-за традиционной перегрузки, и в случае плотного обстрела из скорострельных орудий броненосец довольно быстро превратился бы в решето. Этот недостаток, однако, был свойственен всем его современникам и был преодолён только в начале XX века с появлением высокопрочной брони, закалённой по методу Круппа.

Значительно хуже обстояло дело с защитой артиллерии. Правда, на момент проектирования барбетная установка главного калибра не была очень большим недостатком: на малых дистанциях боя, обусловленных характеристиками тогдашних орудий и прицельных приспособлений, траектория снарядов является достаточно настильной, и вероятность поражения барбета сверху, где броня отсутствует или представлена противоосколочным щитом, невелика. Однако к моменту фактического вступления в строй ситуация уже начала меняться, что в полной мере проявилось в русско-японскую войну . Ещё печальнее выглядит ситуация с защитой средней артиллерии. 229-мм пушки более-менее бронированы лишь с носовых и кормовых углов, а с борта их защищает всего лишь 76-мм броня, ну а шестидюймовки и вовсе лишены какой-либо защиты, кроме усиленной обшивки борта, которая сможет остановить только осколки. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии обрекало их в бою на быстрый выход из строя.

Строились по двадцатилетней кораблестроительной программе 1883-1902 гг. и предназначались для Балтийского флота. Корабли были заложены в 1885 году в Новом Адмиралтействе ("Император Александр II") и 1886 году на Франко-Русском заводе "Император Николай I". Броненосец "Император Николай I" строился по несколько изменённому варианту. Проект броненосцев разрабатывался Кораблестроительным отделением Морского Технического Комитета (МТК). Главным строителем броненосца "Император Александр II" стал подполковник корпуса корабельных инженеров Н.А. Субботин, а броненосца "Император Николай I" - капитан корпуса корабельных инженеров П.А. Титов. Наблюдал за постройкой броненосцев от МТК старший судостроитель Н. Е. Кутейников.

Корпус броненосца изготавливался из профилированной и листовой стали, а набор состоял из вертикального и горизонтального киля, фор и ахтерштевней, а так же из 85 шпангоутов и бимсов. Корабль имел двойное дно, платформы в носу и корме, жилую (броневую), батарейную и верхнюю палубы. Вертикальный киль составлялся из стали толщиной 12,7-мм. Горизонтальный киль состоял из двух слоев стальных листов. Форштевень, который образовывал носовую оконечность, выполнял и функцию тарана. Он состоял из трех частей (по судостроительной терминологии того времени - штук) общим весом 18,8 тонны. Таран выдавался вперед от плоскости носового перпендикуляра на 2,2 метра и углублялся на 2,74 метра. Ахтерштевень, весом 6,48 тонны, являлся кормовой оконечностью броненосца и имел рулевую раму весом 6,28 тонны, к которой крепился руль площадью 15,8 метра и весом 9,2 тонны. Шпангоуты собирались из листовой стали толщиной 9,6-мм и 12,7-мм. Двойное дно простиралось от 12-го до 74 шпангоута, а по высоте поднималось до 3-го стрингера и делилось флорами на независимые отсеки. В диаметральной плоскости корабля, в районе котельных и машинного отсеков, проходила продольная водонепроницаемая переборка, которая делила корпус на две равные части, левую и правую. Наружная обшивка состояла из листов стали толщиной до 15-мм. Она крепилась к корпусному набору с помощью заклёпок. Система броневой защиты корабля состояла из вертикальных поясов по ватерлинии, каземата, барбета и боевой рубки. Горизонтальная броневая защита включала броневую палубу, которая настилалась поверх вертикального броневого пояса. Плиты бортовой поясной брони имели различную толщину и общий вес в 1038,6 тонны. Плиты крепились к корпусу с помощью броневых болтов, через деревянную подшивку из тика толщиной 254-мм, которые проходили сквозь бортовую обшивку, подкладку и вворачивались в саму плиту. Надводная часть плиты (1,06 метра) имела большую толщину, а подводная (1,52 метра) постепенно утончалась. Первые плиты пояса, в носовой части, имели толщину в верху 100-мм, внизу – 100-мм. Затем шли плиты толщиной вверху 152-мм, внизу 100-мм, далее – плиты 203/127-мм, плиты 225/127-мм. Следующие плиты имели толщину 254/127-мм, далее плиты толщиной 305/127-мм и затем шли наиболее толстые плиты 356/203-мм. После них к корме плиты утончались до 305/127-мм и до 225/127-мм. Завершали поясную защиту, соединяясь с соответствующими плитами другого борта, плиты в 125/100-мм. Поверх пояса непосредственно на жилой (броневой) палубе во всю длину и ширину корабля стелились два ряда броневых листов. Нижний ряд листов имел толщину 19-мм, верхний - 44,5 мм (общая толщина 63,5 мм). Все люки жилой палубы закрывались броневыми 63,5-мм крышками. Вокруг люков, по их периметру, имелись броневые комингсы толщиной 50,8-мм. Каземат в носу и корме защищали траверзные плиты толщиной 152-мм, по бортам находились броневые плиты толщиной 76-мм, а в районе 152-мм и 47-мм орудий броневая защита борта составляла 50-мм. Всего в броневую систему каземата входили плиты общим весом в 125 тонн. На кораблях этого типа количество и размеры плит несколько отличались, но их толщины были равны. Боевая командирская (капитанская) рубка имела бортовые плиты толщиной 203-мм и потолочные плиты толщиной 63-мм. Барбетные установки 305-мм орудий защищались броневыми плитами толщиной 254-мм и высотой 6 метров. Их общий вес равнялся 301,2 тонн. Поверх барбета находился "башенный купол" весом 39,5 тонны и толщиной 63,5-мм, который защищал прислугу орудий от осколков и огня малокалиберной артиллерии. На баке располагались носовой сходной трап на батарейную палубу, кнехты, катбалки и барбет с 305-мм орудиями главного калибра, а на "Николае I" вместо барбета установили башню диаметром 7,7 метра. На шкафуте (площадь верхней палубы между фок- и грот-мачтами) размещались мостик на пиллерсах с боевой и ходовой рубками, две дымовые трубы с прямыми вентиляционными трубами, ростры, броневые решётки котельных отделений, световые люки машинного отделения. На корме размещались световые люки, кормовой мостик с рубкой, кормовое 152-мм орудие, кормовой сходной трап и кормовой балкон в районе жилой палубы. На "Императоре Николае I" кормовую рубку расширили до обвода борта и превратили во внушительный полуют со вторым кормовым балконом. Настил полуюта проходил вровень с кормовым мостиком. Офицерские каюты и кают-компания располагались в кормовой части, а кубрики нижних чинов и унтер-офицеров, каюты кондукторов, корабельная церковь находились в носовой части жилой палубы. Все помещения корабля имели электрическое освещение.
Непотопляемость корабля обеспечивалась делением корпуса поперечными водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков:

  1. Таранный отсек;
  2. Шкиперский отсек;
  3. Минный отсек;
  4. Якорный отсек;
  5. Носовой артиллерийский отсек;
  6. Носовой кочегарный отсек;
  7. Кормовой кочегарный отсек;
  8. Машинный отсек;
  9. Провизионный отсек;
  10. Рулевой отсек;
  11. Ахтерпик.
Поперечные переборки являлись водонепроницаемыми до жилой палубы.

Якорное устройство включало два становых Адмиралтейских якоря весом 4,91 тонны, два запасных якоря системы Мартина, два верпа и якорных цепей с диаметром звена 63,5-мм.

Водоотливная система имела систему трубопроводов из магистральной трубы диаметром 457,2-мм. К носу и корме магистральная труба утончалась до 406, 356, 305 и 203-мм. Труба имела ответвления из каждого водонепроницаемого отсека диаметром в 203-мм.

Противопожарная система броненосца выполнялась из общей пожарной трубы, расположенной вдоль корпуса на нижней палубе, и отдельных пожарных труб в машинном и котельных отделениях. От труб отходили ответвления, оканчивающиеся пожарными рожками. Давление в пожарных трубах создавали пожарные насосы.

Спасательные средства броненосца состояли из двух миноносных паровых катеров длиной 15,5 метра, двух паровых катеров длиной 10,4 метра, двух 20-вёсельных барказов длиной 11,6 метра, одного 16-вёсельного рабочего катера, двух 6-вёсельных ялов, двух лёгких 14-вёсельных катеров длиной 10,4 метра и двух 6-вёсельных вельботов длиной 8,5 метра, а так же матросских коек, которые вязались в кокон и могли держать на плаву человека до 45 минут, а потом тонули. Матросские койки устанавливались в специальные коечные сетки и служили для защиты людей от пуль и осколков во время боя.

Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 12 огнетрубными котлами ("Император Александр II") и 16 огнетрубными котлами ("Император Николай I"), которые располагались в четырёх котельных и двух машинных отделениях.
Паровая машина Балтийского завода ("Император Александр II") вертикальная, трехцилиндровая, двойного расширения пара с рабочим давлением 6,3 атмосферы, с цилиндром высокого давления диаметром 1520-мм, двумя цилиндрами низкого давления диаметрами по 2130-мм и ходом поршня 1060-мм имела мощность 4250 л.с. и частоту вращения 86 об/мин. при полной скорости хода в 15 узлов и передавала вращение на один четырёхлопастный винт Грифитса диаметром 580-мм и фиксированным шагом 7,0 метра.
Паровая машина Франко-Русского завода ("Император Николай I") вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 6,68 атмосферы, с цилиндром высокого давления, цилиндром среднего давления и цилиндром низкого давления имела мощность 3945 л.с. при полной скорости хода в 14,5 узла и передавала вращение на один четырёхлопастный винт Грифитса диаметром 580-мм и фиксированным шагом 7,0 метра.
Паровой котёл цилиндрический, огнетрубный, пролетного типа, четырёхтопочный. При неработающей машине питание котлов осуществлялось с помощью паровой донки. Наибольшее рабочее давление пара в котле 60 фунтов на кв. дюйм (0,42 МПа), длина котла 20 футов (6,1 метра), а диаметр 5 футов 6 дюймов (около 1,7 метра). Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 847-970 тонн, что позволяло броненосцу пройти более 3000 миль при скорости хода в 10 узлов.

Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 60 В и включала 4 динамо-машины "Сименса" мощностью по 1,2 кВт каждая, которые работали на палубное освещение, включавшее 321 лампу накаливания мощностью по 15 Вт и 2 динамо-машины "Грамма" мощностью по 7,2 кВт каждая для питания двух прожекторов "Манжена" с диаметром отражателя 90-см, электроиндикаторов руля, указателей орудий и электрических звонков.

Вооружение броненосца состояло:

  1. На "Императоре Александре II" из 2 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров, расположенных в поворотном барбете системы Креля, в носовой части. Орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием замка размещалось на лафете с постоянной высотой оси цапф. Для вертикальной наводки использовались два гидравлических цилиндра, подвешенных к вращающемуся столу и непосредственно к качающейся части станка. Вращение барбета осуществлялось двумя гидравлическими двигателями, их штоки с шестернями действовали на большой зубчатый обод, прикрепленный к специально устроенной промежуточной платформе. Время поворота установки на 120° составляло 1 мин. Наводили орудия 3 матроса-наводчика. Один управлял наведением всей установки по горизонтали, два других - каждого ствола по вертикали. Подача снарядов и зарядов гидравлическая или в ручную. В состав боекомплекта, из 80 выстрелов на ствол, входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 121-123 кг бурого пороха, а также картечь весом 390-394 кг и заряд к ней весом 73,7 кг. Угол максимального возвышения орудия доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы 9,15 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 570 м/с дальность стрельбы составляла 5,1 км. Вес барбета с 2 орудиями - 160 тонн.
    На "Императоре Николае I" из 2 одноствольных 12-дюймовых (305-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 30 калибров, расположенных в одной поворотной башне в носовой части. Орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием замка размещалось на лафете с постоянной высотой оси цапф. Башня имела наружный диаметр 7,7 метра и высоту от нижнего основания погона до крыши 5,49 метра. Зазор между вращающейся частью башни и палубой для защиты от брызг закрывался резиновым мамеринцем. Для вертикальной и горизонтальной наводки башни использовались гид­равлические механизмы. Время поворота башенной установки на 276° составляло 1 мин. Досылка снарядов производилась с помощью гидравличес­кого прибойника. Подача снарядов и зарядов гидравлическая или в ручную. В состав боекомплекта, из 70 выстрелов на ствол, входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 331,7 кг и зарядов к ним весом 121-123 кг бурого пороха, а также картечь весом 390-394 кг и заряд к ней весом 73,7 кг. Угол максимального возвышения орудий доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы составляла 9,15 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 570 м/с дальность стрельбы составляла 5,1 км. Вес башни с 2 орудиями - 169,041 тонны.
  2. Из 4 одноствольных 9-дюймовых (229-мм) орудий Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров, размещённых побортно два в носовой и два в кормовой части каземата. Орудие стальное, нарезное, с ручным открыванием и закрыванием цилиндропризматического клинового замка размещалось на станке на центральном штыре системы Дуброва. Компрессор станка гидравлический, самонакатывание под действием силы тяжести, угол наклона платформы 9°. Угол поворота орудия в горизонтальной плоскости 110°. В состав боекомплекта входили снаряды обыкновенно­го чугуна и бронебойные из закаленного чугуна весом 126-127 кг и зарядов к ним весом 72-74 кг бурого пороха. Угол максимального возвышения орудия доходил до +15°, а максимальная дальность стрельбы составляла 8,61 км. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 653 м/с дальность стрельбы около 5,5 км. Вес орудия со станком - 31,27 тонны.
  3. Из 8 одноствольных 6-дюймовых (152-мм) орудий "Бринка" Обуховского завода с длиной ствола 35 калибров, расположенных побортно на батарейной палубы. Орудие стальное, нарезное, с ручным открытием и закрытием замка, размещалось на станке на центральном штыре системы Дуброва. Компрессор станка гидравлический, самонакатывание под действием силы тяжести, угол наклона платформы 9°. Угол поворота орудия в горизонтальной плоскости 110°. Расчёт установки включал 12 человек. В состав боекомплекта входили лёгкие снаряды весом 41,5 кг и тяжёлые весом 54-56 кг с одинаковым зарядом для всех типов снарядов весом 22,9 кг бурого пороха. Боезапас включал 160 выстрелов на ствол. Скорострельность орудия - 1 выстрел в минуту. Угол максимального возвышения орудия доходил до +12°, а максимальная дальность стрельбы составляла 7,47 км при скорости лёгкого снаряда 701 м/с и тяжёлого - 578 м/с. При угле возвышения +6° и скорости снаряда 578 м/с дальность стрельбы около 3,94 км. Вес установки - 10,13 тонны.
  4. Из 10 пятиствольных 47-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 25 калибров, расположенных на батарейной палубе. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал второй номер расчёта, а наводчик производил наводку с помощью плечевого приклада. Пушка устанавливалась на коническую тумбу с наклонной осью. Корпус тумбы изготовлялся из 6,35-мм желе­за, внизу были отогнуты закраины с отверстиями для крепежных болтов. Вверху к тумбе крепился медный стакан 47-мм вертлюга для 47-мм пушки. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки составляла 32 выстрела/мин. Граната весом 1,1 кг развивала начальную скорость в 442 м/с и имела дальностью стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +4,6°- до 1,58 км. Вес пушки с замком составлял 578 кг.
  5. Из 8 пятиствольных 37-мм револьверных пушек Гочкиса с длиной стволов 20 калибров, расположенных на марсах двух мачт. Пучок из пяти стволов посредством двух медных дисков был объединен в одно целое, причём блок стволов вручную вращал наводчик. Пушка устанавливалась в медный стакан, который крепился к борту или другой части судна шестью болтами. Расчёт орудия включал 2 человека. Скорострельность установки составляла 32 выстрела/мин. Граната весом 0,5 кг развивала начальную скорость в 445-450 м/с и имела дальность стрельбы по морской или береговой цели при угле возвышения в +11°- до 2,8 км. Вес пушки с замком составлял 209 кг.
  6. Из 5 однотрубных 356-мм торпедных аппаратов (ТА), расположенных: один в корме и четыре побортно в носовой части нижней (броневой) палубы. У форштевня с каждого борта находились две неповоротные выдвижные трубы. Их устанавливали с расчетом на торпедный залп непосредственно перед нанесением таранного удара. За ними, перед броней барбетной установки с каждого борта стояло по одному поворотному аппарату. Поворотные аппараты закреплялись в "яблочных" шарнирах и имели сектор наведения от 30° до 100° на борт. Неповоротная труба кормового ТА проходила через линию ахтерштевня. Торпеда Уайтхеда имела вес БЧ 42,64 кг при весе самой торпеды в 410 кг. Скорость хода торпеды составляла 21 узел, а дальность действия до 731,52 метров. Запас торпед как правило составлял 14 штук.
  7. Из 36 сфероконических мин Герца 1876 года. Мина Герца с гальвано-ударным взрывателем и сфероконическим корпусом из листового железа, состояла из платинового запала с детонатором и имела пять "рожков Герца", выполненных в виде легко сминающегося свинцового колпака с сухой угольно-цинковой батареей и электролитом в стеклянной ампуле - "склянке". При ударе корабля о мину свинцовый колпак сминался, "склянка" разбивалась и электролит активизировал батарею. Ток от батареи поступал на мостик накаливания платинового запала и воспламенял детонатор. Взрыв происходил практически мгновенно. Для обеспечения безопасности обращения с миной при постановке предусматривался специальный предохранитель - "соляной (сахарный) размыкатель". С его помощью цепь запала замыкалась только после того, как соль, вставленная в предохранитель, растворялась в воде. Мина имела вес 35 кг с зарядом сухого пироксилина весом 18,14 кг. Глубина места постановки составляла до 40 метров, а сама постановка мины осуществлялась с плотика образованного барказом и катером по измеренной глубине. Время прихода в боевое положение равнялось 25 минутам, а задержка взрыва 0,05 секунды.

Броненосцы типа "Император Александр II" строились для усиления Балтийского флота и присутствия российских судов в бассейнах Балтийского и Средиземного моря. Корабли этого проекта являлись первыми серийными мореходными броненосцами с большой дальностью плавания и мощным артиллерийским вооружением и ежегодно находились в дальних плаваниях.

Строились броненосцы в Новом Адмиралтействе в г. Санкт-Петербурге и на верфи Франко-Русского завода в г. Санкт-Петербурге.

Головной броненосец "Император Александр II" вступил в строй Балтийского флота в 1889 году.


Тактико-технические данные броненосца типа "Император Александр II" Водоизмещение:
проектное 8440 тонн, полное 9594 тонны.
Длина наибольшая: 105,6 метра
Длина по КВЛ: 101,6 метра
Ширина наибольшая: 20,4 метра
Высота борта в носу: 12,72 метра
Высота борта по миделю: 15,27 метра
Высота борта в корме: 12,74-15,27 метра
Осадка по корпусу: 7,4-7,7 метра
Силовая установка: 2 паровые машины по 4250-3945 л.с., 12-16 котлов,
2 винта ФШ, 1 руль.
Электроэнергетическая
система:
постоянного тока 60 В, 2 динамо-машины по 7,2 кВт,
4 динамо-машины по 1,2 кВт.
Скорость хода: полная 14-15 узлов, экономическая-боевая 12 узлов,
экономическая 8 узлов.
Дальность плавания: 4440-3630 миль при 8 узлах.
Автономность: 23-19 суток при 8 узлах.
Мореходность: до 9 баллов.
Вооружение: .
артиллерийское: 2х1 305-мм орудий, 4х1 229-мм орудия, 10х5/1 47-мм пушек
Гочкиса, 8х1 152-мм орудий, 8х5/10х1 37-мм пушек Гочкиса.
торпедное: 5х1 356-мм торпедных аппаратов (ТА).
минное: 36 сфероконических мин Герца.
противоминное: 20 бортовых шестов и сети.
Экипаж: 620 человек (22 офицера)
Всего построено броненосцев с 1889 г. по 1892 г. - 2 единицы.

Броненосцы типа «Император Александр II»

Постройка и служба

Общие данные

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

2 × 305-мм/30 орудия.

Артиллерия среднего калибра

4 × 229-мм/35; 8 × 152-мм/35.

Противоминная артиллерия

8 × 47-мм; 8 × 37-мм пятиствольных; 2 × 63,5-мм десантных.

Торпедное вооружение

5 × 381-мм торпедных аппаратов.

Построенные корабли

Серия броненосцев Российского флота состоящая из двух кораблей: и . Это были первые броненосцы для Балтийского моря. До них был лишь . Предназначением этих кораблей было уничтожение всех остальных типов и господства на море. Основная цель их создания: предохранительные меры, так как германский флот активно наращивал свою мощь и мог уничтожить балтийский флот России.

Общие сведения

Полное водоизмещение кораблей этого типа 9244 т (по начальному проекту 8636 т); длина по ватерлинии 101,78 м; ширина 20,4 м; осадка носом 7,15 м, кормой 7,85 м, средняя 7,5 м; по проекту высота надводного борта в носу 5,46 м, на миделе и в корме 7,5 м; нагрузка на 1 см осадки 16,15 т; метацентрическая высота 1,12 м. Единственное отличие «Александра II» от «Николая I» заключалось в том что «Александр II» имел большую осадку в корме, и был на 254 т. легче «Николая I».

История создания

Предпосылки к созданию

Основной причиной для создания новых боевых кораблей стало сильное усиление флота Германии в Балтийском море. Германия интенсивно строила верфи и порты, в которых уже строился флот способный противостоять флоту России.

На совещании 26 апреля 1881 года была принята двадцатилетняя программа развития флота Российской Империи. Тогда было принято, что основную силу балтийского флота будут составлять 16 первоклассных броненосцев и 13 новых крейсеров . 23 сентября 1881 года, резолюцию, и выделение необходимых огромных денежных сумм одобрил Александр III.

Строительство и испытания

«Император Александр II» в Балтийском море. 1918 год

Летом 1885 кораблю «Император Александр II» дали имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III. На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

Летом 1889 недостроенный корабль начал свою первую кампанию. На тот момент на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера и с капитан 1 ранга П. Юрьев. Броненосец отправился в Кронштадт, там его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. Позже корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, а потом на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других работ.

18 сентября 1890 года были проведены испытания механизмов. Машины развили 8289 л.с., обеспечивая кораблям с водоизмещением 8750 тонн скорость 15,25 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. Контр-адмирал С. О. Макаров по итогам стрельб сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для этого требовалось немного переделать мостик. Необходимые работы были проведены на протяжении месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле существовало множество недоделок, и официальная достройка затянулась ещё на год - её закончили в декабре 1891, а отдельные работы были полностью окончены летом 1893-го.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов, набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину корабля (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных - носовую и кормовую платформы.На носу и корме верхняя палуба была немного покатой, это было сделано для того чтобы обеспечить стрельбу на близких дистанциях. Между 12 и 74 шпангоутами сделали двойное дно, высота которого поднималась до третьего . В корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки, для обеспечения непотопляемости.

Таранный форштевень сделали из трёх частей общий вес которых был 18,8 т. Оконечность тарана выделялась от плоскости носового перпендикуляра на 2 м и находилась на глубине 2,7 м. Ахтерштевень весил 6,4 т, рулевая рама - 6,2 м, сам руль - 9,2 м. Площадь руля составляла 15,8 м².

По проекту корпус должен был весить 2935 т. Но при спуске вес корпуса составил 3183 т, то есть имел перегрузку почти 250 т.

Бронирование

Схема бронирования «Императора Николая I»

Броневой пояс был сделан из сталежелезных плит высотой 2,6 м. и простирался по всей ватерлинии, по проекту над водой он возвышался на 1 м. В средней части пояса надводная часть имела толщину 356 мм, а подводная часть к нижней кромке плавно утончалась до 203 мм. К носу и корме надводная часть плит постепенно утончалась до 305, 254 и 203 мм. Плиты устанавливались на шельф, образованный верхней частью шпангоутов и стрингером, и имели тиковую подкладку толщиной 254 мм. Крепление осуществлялось болтами, проходившими через борт и подкладку и вкручивающихся в сами бронеплиты.

Над поясом находилась броневая палуба (она же жилая палуба), состоявшая из двух слоёв железных листов. Нижние листы имели толщину 19 мм, а верхние - 44,5 мм, что в сумме давало толщину бронепалубы 63,5 мм. Люки бронепалубы закрывались железными бронекрышками толщиной 63,5 мм, а по периметру этих люков были сооружены броневые комингсы толщиной 50,8 мм.

Барбет установки главного калибра защищался 254-мм плитами общей высотой 6 м и массой 301,2 т. Над барбетом находился «башенный купол» толщиной 63,5 мм и весом 39,5 т, он защищал от осколков орудия и прислугу.

Казематы 229-мм орудий с носа и кормы защищались 152-мм траверсными переборками, а со стороны борта - 76-мм бронеплитами (общий вес защиты 125 т). 152-мм и 47-мм орудия, стоявшие на батарейной палубе, были лишены защиты, не считая усиленной бортовой обшивки толщиной 50,8 мм.

Боевая рубка общим весом 62,1 т. имела стенки толщиной 203 мм и крышу из 63-мм.

Энергетическая установка и ходовые качества

Главная энергетическая установка броненосца механическая, двухвальная с двумя паровыми машинами и 12 огнетрубными котлами («Император Александр II») и 16 огнетрубными котлами («Император Николай I»), которые располагались в четырёх котельных и двух машинных отделениях.

Паровая машина Балтийского завода («Император Александр II») вертикальная, трехцилиндровая, двойного расширения пара с рабочим давлением 6,3 атмосферы, с цилиндром высокого давления диаметром 1520-мм, двумя цилиндрами низкого давления диаметрами по 2130-мм и ходом поршня 1060-мм имела мощность 4250 л.с. и частоту вращения 86 об/мин. при полной скорости хода в 15 узлов и передавала вращение на один четырёхлопастный винт Грифитса диаметром 580-мм и фиксированным шагом 7,0 метра.

Паровая машина Франко-Русского завода («Император Николай I») вертикальная, трёхцилиндровая, тройного расширения пара с рабочим давлением 6,68 атмосферы, с цилиндром высокого давления, цилиндром среднего давления и цилиндром низкого давления имела мощность 3945 л.с. при полной скорости хода в 14,5 узла и передавала вращение на один четырёхлопастный винт Грифитса диаметром 580-мм и фиксированным шагом 7,0 метра.

Паровой котёл цилиндрический, огнетрубный, пролетного типа, четырёхтопочный. При неработающей машине питание котлов реализовалось с помощью паровой донки. Наибольшее рабочее давление пара в котле 60 фунтов на кв. дюйм (0,42 МПа), длина котла 20 футов (6,1 метра), а диаметр 5 футов 6 дюймов (около 1,7 метра). Помимо главных котлов на броненосце имелись и вспомогательные котлы. Полный запас топлива (угля) включал 847-970 тонн, что позволяло броненосцу пройти более 3000 миль при скорости хода в 10 узлов.

Электроэнергетическая система постоянного тока имела напряжение 60 В и включала 4 динамо-машины «Сименса» мощностью по 1,2 кВт каждая, которые работали на палубное освещение, включавшее 321 лампу накаливания мощностью по 15 Вт и 2 динамо-машины «Грамма» мощностью по 7,2 кВт каждая для питания двух прожекторов «Манжена».

Экипаж и обитаемость

Экипаж на этих кораблях составлял чуть более чем 600 человек, а офицерский состав был около 30 человек.

Вооружение

Главный калибр

Главным калибром броненосцев была пара 12-ти дюймовых (305 мм) орудий, модели 1877 года. На «Александре II» орудия были установлены в установках, а на «Николае I» они располагались в башнях. Гидравлические механизмы обеспечивали наведение и заряжание орудий, но можно было осуществлять все необходимые операции вручную при выходе их из строя. Углы вертикального наведения составляли от −2° до +15°, горизонтальное осуществлялось в секторе 220°. Скорость горизонтального наведения равнялась 120° в минуту.

Вспомогательная артиллерия

Вспомогательный калибр представлял собой четыре 229 мм. орудия и восемь 152 мм. орудий. По углам цитадели располагались 152 мм. орудия, что бы увеличить дуги огня спереди и сзади. У 229-мм орудия углы вертикальной наводки 3° вниз и 15° вверх. Общий боезапас включал 360 снарядов: 244 фугасных, 100 бронебойных и 16 картечных. 152-мм орудие имело такие же углы вертикальной наводки. Общий боекомплект включал 1280 снарядов: 880 фугасных, 336 бронебойных и 64 картечных. На батарейной палубе на станках системы Дуброва устанавливались пушки 229-мм и 152-мм, причём первые имели броневую защиту, располагаясь в индивидуальных казематах, а вторые прикрывались только усиленной бортовой обшивкой.

Минно-торпедное вооружение

Всего было пять подводных торпедных аппаратов. Две выдвижных не поворотных торпедных трубы находились у форштевня: предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, они наводились в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Пятый аппарат был не поворотным и распологался в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень. Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда.

9244 тонн Длина 101,78 м Ширина 20,4 м Осадка 7,5 м Бронирование Пояс по ватерлинии до 356 мм,
казематы - 152 мм,
палуба - 63,5 мм,
барбет - 254 мм,
рубка - 203 мм Двигатели 2 вертикальных машины тройного расширения, 12 цилиндрических котлов Мощность 8289 л. с. (6 МВт) Движитель 2 Скорость хода 15,27 узла (28,28 км/ч) Вооружение Артиллерия 2 × 305-мм орудия,
4 × 229-мм орудия,
8 × 152-мм орудий,
10 × 47-мм пятиствольных орудий,
8 × 37-мм пятиствольных орудий,
2 × 63,5-мм десантных орудия Минно-торпедное вооружение 5 × 381-мм торпедных аппаратов

«Импера́тор Алекса́ндр II» - первый броненосец , построенный для Балтийского флота по принятой в 1881 году 20-летней судостроительной программе. До него в России был построен только один корабль этого класса - «Пётр Великий ».

Фактически начат строительством в эллинге Нового Адмиралтейства в Санкт-Петербурге 17 ноября 1883 г. (здесь и далее даты даны по старому стилю), официально заложен 18 июня 1885 г., спущен на воду 14 июля 1887 г., официально достроен в декабре 1891-го, а фактически - летом 1893 года.

Основные характеристики

Мощность машин 8289 л.с.; максимальная скорость 15,27 уз; дальность плавания с полным запасом угля (1000 т) 8-уз ходом - 4440 миль, 15-уз - 1770 миль; диаметр циркуляции при скорости 10 уз - 520 м; полный поворот совершается за 7 мин 32 с.

Вооружение: два 305/30-мм, четыре 229/35-мм, восемь 152/35-мм орудий, десять пятиствольных 47-мм и восемь пятиствольных 37-мм скорострельных пушек Гочкиса, два 63,5-мм десантных орудия Барановского, пять 381-мм торпедных аппаратов.

Бронирование: борт 356-203 мм (сталежелезные плиты), палуба 63,5 мм (железо), барбет 254 мм, казематы 229-мм орудий 152-76 мм, боевая рубка 203 мм.

Описание конструкции

Корпус

Обводы корпуса формировали 85 шпангоутов , набиравшихся из стали толщиной 9,6 и 12,7 мм. Корпус имел три палубы, простиравшиеся на всю длину (верхнюю, батарейную и жилую), а вне машинных и котельных отделений - носовую и кормовую платформы. К носу и корме верхняя палуба имела некоторую покатость, чтобы обеспечить стрельбу на близкие дистанции (со снижением орудий). Между 12 и 74 шпангоутами имелось двойное дно, по высоте поднимавшееся до третьего стрингера . Для обеспечения непотопляемости в корпусе были предусмотрены 10 поперечных и одна продольная водонепроницаемые переборки.

Полный вес залпа корабля на нос составлял 1276,4 кг (по два 305-мм, 229-мм и 152-мм орудия), на корму - 541 кг (по два 229-мм и 152-мм орудия), на траверз - 1398,8 кг (два 305-мм, два 229-мм и четыре 152-мм орудия).

Минное вооружение

Всего на корабле было пять подводных торпедных аппаратов . Две выдвижных неповоротных торпедных трубы находились у форштевня : предполагалось, что залп из них будет производиться непосредственно перед таранным ударом. Перед бронёй барбетной установки находились ещё два аппарата, наводившихся в пределах от 30° до 100° относительно диаметральной плоскости. Последний аппарат был неповоротным и находился в корме, его выдвижная труба проходила через ахтерштевень . Все эти аппараты стреляли 19-футовыми 381-мм торпедами Уайтхеда . На момент вступления корабля в строй наиболее совершенными были торпеды образца 1889 года, имевшие длину 5,7 м, вес 429,4 кг, заряд взрывчатого вещества 81,8 кг, наибольшую скорость 24,7 уз и дальность хода до 550 м.

В систему палубного (рабочего) освещения входили 279 ламп накаливания во внутренних помещениях и 42 на верхней палубе и мостиках.

Все шлюпки, за исключением спасательных ялов , устанавливались на рострах и верхней палубе. Ялы находились на специальных балках в носовой части корабля и были готовы к немедленному спуску. Для подъёма личного состава из шлюпок вдоль каждого борта крепился деревянный выстрел длиной 13,7 м и диаметром 25,4 см. На стоянке они «выстреливались», то есть ставились перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды.

В якорное устройство входили два основных адмиралтейских якоря (4,91 т без штока), два запасных системы Мартина и два верпа. Адмиралтейские якоря поднимались цепями диаметром 63,5 мм. Якоря Мартина стояли у бортов на срезе за носовыми 152-мм орудиями, а верпы - за кормовыми 229-мм.

История службы

Строительство и испытания

Подготовительные работы начались в мае 1883 года, а само строительство было начато 17 ноября в деревянном эллинге Петербургского Нового адмиралтейства. Строителем корабля был назначен подполковник Н. А. Субботин . Металл, необходимый для постройки корпуса, был заказан на Путиловском, Ижорском и Александровском заводах. Главные машины, котлы, трубопроводы водоотливной системы изготавливал Балтийский завод, артиллерию - Обуховский, броню, заклёпки, иллюминаторы и многие другие вещи - уже упоминавшийся Ижорский, паровые машины, насосы и эжекторы водоотливной системы, торпедные аппараты , каркас барбетной установки главного калибра - Металлический, кингстоны, дельные вещи, деревянный рангоут , паруса и шлюпки - Кронштадтский Пароходный, штевни и рулевую раму - Путиловский, электрооборудование - фирма «Сименс и Гальске»; ряд заказов получили и другие отечественные предприятия. Заграничные поставки были невелики: помимо тика, использовавшегося для подкладки под броню, в Англии заказали паровой привод рулевой машины, шпили, брашпиль и два якоря системы Мартина (уже после их доставки в Россию было решено оснастить корабль классическими адмиралтейскими якорями собственного производства).

15 июня 1885 г. кораблю было присвоено имя, а 18-го числа, почти через два года после реального начала строительства, состоялась официальная закладка, на которой присутствовал император Александр III . На воду корабль был спущен 14 июля 1887 года; на торжественной церемонии также присутствовал император.

25 августа 1889 г. достраивающийся корабль начал свою первую кампанию. К этому времени на нём находилось 406 нижних чинов и 23 офицера во главе с капитаном 1 ранга П. Юрьевым. Броненосец перешёл в Кронштадт , где его 7 сентября поставили в Константиновский док, а 11-го он закончил кампанию. 12 октября корабль вышел на несколько дней из дока для завершения швартовых испытаний, после чего на всю зиму вернулся в док для установки брони и проведения других достроечных работ.

28 августа 1890 г. во время съёмки с якоря «Император Александр II» столкнулся со шведским пароходом «Олаф», ударившемся кормой в борт русского корабля. «Швед» получил сильные повреждения, но остался на плаву. На «Александре II» была вдавлена обшивка правого борта в районе кормы, сорвалась с петель и утонула крышка торпедного аппарата, продавился спонсон кормовой пушки Гочкиса. Выход пришлось отменить, и броненосец вернулся в гавань для исправления повреждений, что было окончено к 9 сентября.

Испытания механизмов провели 18 сентября 1890 года. Машины развили 8289 л.с. (на 211 л.с. меньше проектных 8500 л.с.), обеспечив кораблю при водоизмещении 8748 тонн скорость 15,27 уз. 22 и 29 сентября испытали артиллерию. По итогам стрельб контр-адмирал С.О. Макаров сделал вывод о возможности увеличения углов горизонтального наведения 305-мм орудий до 110° на борт, для чего требовалось несколько переделать мостик . Необходимые работы были проведены в течение месяца.

Несмотря на успешные испытания, на корабле имелось ещё множество недоделок, поэтому официально достройка затянулась ещё на год с лишним - её окончили в декабре 1891 года, хотя отдельные работы продолжались ещё дольше и были полностью завершены лишь летом 1893-го.

Заграничный поход

Первую свою «настоящую» кампанию 1894 года «Император Александр II» провёл в составе Практической эскадры Балтийского флота, пройдя в сумме 1039 миль. Плавания посвящались боевой подготовке и изучению портов и побережья Балтики, где, возможно, кораблю пришлось бы вступить в бой с врагом.

5 мая 1895 года «Александр II» под командованием капитана 1 ранга К. П. Никонова начал очередную кампанию. 10 мая броненосец погрузил боезапас, после чего участвовал в походе Практической эскадры. В начале июня корабль ушёл в Кронштадт для подготовки к плаванию в Германию на торжественное открытие Кильского канала . Помимо него, Россию на торжествах должны были представлять броненосный крейсер «Рюрик» и канонерская лодка «Грозящий» под общим командованием контр-адмирала Н. И. Скрыдлов .

В 1896 г. корабль начал кампанию 2 июля. Он вместе с броненосцем «Наварин» , минным крейсером «Посадник» и миноносцами №№ 119 и 120 должен был отправиться на Средиземное море. Поход начался 3 августа.

14 сентября на подходе к Италии броненосец попал в свой первый сильный шторм. При силе ветра до 10 баллов и 7-балльном волнении крен временами достигал 30°, причём за минуту «Александр II» делал до 15 размахов на борт.

К концу 1896 года Средиземноморская эскадра была усилена броненосцами «Император Николай I» и «Сисой Великий» , а также крейсером 2 ранга «Вестник». В январе следующего года к ней присоединились ушедшие с Балтики вместе с «Александром II», но задержавшиеся в пути минный крейсер «Посадник» и миноносцы №№ 119 и 120. Всем этим кораблям вместе с эскадрами других держав пришлось участвовать в блокаде о. Крит, необходимость в которой возникла из-за вспыхнувших на острове столкновений между греческим и турецким населением, грозивших перерасти в войну между Грецией и Турцией.

Летом 1897 года корабль ушёл на Мальту для постановки в док. Во время выгрузки боеприпасов 229-мм снаряд сорвался с совка и серьёзно повредил ногу одному из комендоров , которую пришлось ампутировать в береговом госпитале. 2 июня броненосец был введён в док, где простоял до 21 числа. За это время подводная часть была очищена от обрастания, а сгнивший деревянный фальшкиль заменён новым.

Ходовые испытания, проведённые в июне 1905 года, показали удовлетворительную работу машин, но выявили дефекты новых котлов (впрочем, новыми назвать их можно весьма условно: готовы они были ещё в начале 1901 года, после чего длительное время хранились под открытым небом), в которых имелись течи. Котлы прочеканили, хотя этой меры хватило ненадолго. Основательный ремонт котлов выполнили лишь к весне 1911 года, после чего скорость корабля составила 12,7 уз.

С 1907 года корабль опять находится в Учебно-артиллерийском отряде, которым командовал контр-адмирал Н. К. Рейценштейн . В конце года с введением новой классификации кораблей «Александр II» стал числиться линкором , хотя, конечно, таковым по сути не был. В то же время были переделаны элеваторы орудий: флот переходил на новые, более длинные снаряды. В последующие годы броненосец продолжал готовить комендоров. С 1904 по 1909 год им командовали капитаны 1-го ранга А. А. Эбергард , Г. В. Петров и С. Ф. Васильковский, с 1909-го - А. М. Лазарев.

В апреле 1909 года при очередном доковании был освидетельствован корпус. Обнаруженные небольшие дефекты на прочность никак не влияли, и уже отслуживший 22 года корабль смог бы оставаться в строю ещё много лет, однако ввиду его безнадёжного устаревания для него был установлен предельный срок службы: 1917 год.

7 мая 1917 года матросский комитет переименовал старый броненосец в «Зарю Свободы». 25 октября корабль перешёл в Петроград , чтобы при необходимости своим огнём не пропустить в город верные временному правительству войска. На зиму корабль вернулся в Кронштадт , где и простоял следующие несколько лет, пострадав в 1921 году при обстреле во время Кронштадтского мятежа . На следующий год броненосец пошёл на слом .

Общая оценка проекта

С «Императора Александра II» фактически начинается история строительства русских эскадренных броненосцев : «Пётр Великий» был построен намного раньше и не имел «потомков», к тому же по концепции был океанским монитором . Опыта практического использования броненосных кораблей русский флот не имел, да и другие флоты этим похвастаться не могли: фактически за весь период, прошедший с момента окончания Крымской войны , похоронившей парусный флот, произошло лишь одно сражение с участием броненосцев - битва при Лиссе . В этом бою был успешно применён таран, в то время как артиллерийская канонада оказалась малоэффективной, из чего практически во всех странах был сделан вывод о важнейшей роли таранного удара. Исходя из этого проектировались новые корабли, в число которых попал и «Император Александр II».

Таранная тактика предполагала концентрацию артиллерийского огня в носовом секторе, чтобы во время сближения успеть повредить неприятельский корабль и тем самым помешать ему самому осуществить таран, отразить атаку или уклониться от удара. Поэтому в нос на «Александре» могли стрелять оба 305-мм и по два 229-мм и 152-мм орудия. На борт огонь был сильнее, но ненамного - на две шестидюймовки. Кормовой сектор считался маловажным, соответственно и огонь там был существенно слабее - по два 229-мм и 152-мм орудия. «На бумаге» это выглядело хорошо, но ориентация на таранную тактику оказалась ошибочной, а в «нормальном» линейном бою ориентированные на неё корабли были слабоваты. Естественно, это целиком относится и к «Александру II».

Противоминное вооружение вполне соответствовало тому периоду, а с появлением более крупных миноносцев могло быть без особых затруднений усилено путём замены 37-мм и 47-мм пушек на более крупные орудия. В действительности этого не произошло, но такой нужды и не возникало.

Торпедные аппараты , как и мины заграждения , были абсолютно бесполезным и даже вредным элементом вооружения крупного артиллерийского корабля, но в те годы их установка считалась обязательной, и лишь русско-японская война заставила от них отказаться.

Бронирование корпуса было вполне адекватным эпохе. Более того, после появления скорострельных пушек среднего калибра с мощными фугасными снарядами «Александр II» за счёт полного пояса по ватерлинии даже в какой-то мере выигрывал у более современных кораблей, имевших небронированные оконечности: обширные затопления из-за разрушения небронированного борта ему не грозили (естественно, пока сам пояс находился над водой, а для этого требовалось, чтобы корабль не был сильно перегружен). Правда, общая площадь бронированного борта была невелика и ещё более уменьшалась из-за традиционной перегрузки, и в случае плотного обстрела из скорострельных орудий броненосец довольно быстро превратился бы в решето. Этот недостаток, однако, был свойственен всем его современникам и был преодолён только в начале XX века с появлением высокопрочной брони, закалённой по методу Круппа.

Значительно хуже обстояло дело с защитой артиллерии. Правда, на момент проектирования барбетная установка главного калибра не была очень большим недостатком: на малых дистанциях боя, обусловленных характеристиками тогдашних орудий и прицельных приспособлений, траектория снарядов является достаточно настильной, и вероятность поражения барбета сверху, где броня отсутствует или представлена противоосколочным щитом, невелика. Однако к моменту фактического вступления в строй ситуация уже начала меняться, что в полной мере проявилось в русско-японскую войну . Ещё печальнее выглядит ситуация с защитой средней артиллерии. 229-мм пушки более-менее бронированы лишь с носовых и кормовых углов, а с борта их защищает всего лишь 76-мм броня, ну а шестидюймовки и вовсе лишены какой-либо защиты, кроме усиленной обшивки борта, которая сможет остановить только осколки. Появление скорострельной среднекалиберной артиллерии обрекало их в бою на быстрый выход из строя.