Термин тотемизм ввел в научный оборот. Явление тотемизм: что это? Как объясняются явления тотемизма

Тотемизм - это представление о сверхестественной связи, родстве между группой людей и определённым видом животных, растений, реже - предметов. Термин «тотем», «ототем» взят из языка племени оджибве индейцев Северной Америки, у которых он означает «его род». Наиболее развит и лучше всего изучен тотемизм австралийских племён. Австралию поэтому называют «классической» страной тотемизма. (Коренное население Австралии - австралийцы к моменту колонизации (конец XVIII в.) находились на ранней стадии первобытнообщинного строя, поэтому их религиозные верования дают представления о древнейших формах религии.) Австралийские роды и фратрии (группы родственных родов) носили названия тотемных животных и растений; например, племя арабана состояло из 12 родов, имевших названия: клинохвостый орёл, ворон, динго, гусеница, лягушка, змея и т.д.

Тотем считался предком рода, его родоначальником, поэтому с ним был связан целый ряд запретов: тотем запрещалось убивать и употреблять в пищу (за исключением обрядовых церемоний), запрещалось наносить ему какой-либо вред. Убийство тотема или нанесение ему каких-либо повреждений посторонним лицом австралийцы воспринимали как личное оскорбление. Многочисленные мифы повествуют о тотемических предках - фантастических существах, полулюдях-полуживотных, об их жизни, странствиях, подвигах. Некоторые тотемические обряды являлись инсценировкой подобных мифов. Мифы и обряды считались священными, их знали только мужчины, прошедшие обряды посвящения.

Австралийцы верили в свою способность воздействовать на тотем, у них существовали специальные церемонии «интичиума» (название взято из языка племени аранда), целью которых было способствовать магическим путём размножению тотемных животных и растений. Главную часть церемоний составляли пляски; участники их стремились своим внешним видом - головными уборами, масками, специальной раскраской тел, - а также движениями походить на тотемов. Заключительную часть обряда составляло ритуальное вкушение тотема, что считалось способом приобщения к нему.

Тотемизм - одна из форм религии раннеродового общества, он тесно связан с такими видами хозяйства, как охота и собирательство. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становятся для них объектом религиозного культа. В тотемизме отразились также особенности первобытных социальных отношений, основанных на принципе кровного родства. Не зная иных связей в обществе, кроме кровнородственных, люди переносили их на внешнюю природу. Связь членов рода с животным и растительным миром своей области осознавалась ими как кровное родство.

Тотемические воззрения засвидетельствованы не только у австралийцев, но и у многих других племён: индейцев Северной и Южной Америки, в Африке, Меланезии, хотя здесь они выступают уже не в такой «классической» форме, как у австралийцев, поскольку эти племена миновали стадию раннеродового общества. У индейцев существовали тотемные названия родов и фратрий, мифы происхождения родов от тотемов, тотемические запреты. В честь тотема исполнялись религиозные пляски: волчий танец, медвежий танец, пляска ворона и т.д. Тотем считался покровителем, поэтому его изображения наносились на оружие, предметы быта, жилище. Тлинкиты северо-западного побережья Северной Америки перед каждым домом устанавливали тотемный столб, покрытый изображениями тотемного предка.

На основе тотемизма позднее, на более высокой ступени развития, возник культ животных, существовавший у многих народов мира. В древнем Египте существовал культ священных животных - быка, шакала, козла, крокодила и др., считавшихся воплощениями богов. Им были посвящены храмы, приносились жертвы. Многие египетские божества изображались в виде животных: бог мёртвых Анубис - в виде шакала, богиня любви и плодоролия Исида - в виде женщины с головой коровы. В древней Индии почитались коровы, тигры, обезьяны и другие животные. В честь коровы совершались особые празднества. Обезьяны в большом количестве встречались на улицах индийских городов, из никто не смел трогать.

ТОТЕМИЗМ

ТОТЕМИЗМ (от алгонкинского «ототем» - его род) - одна из ранних форм религии первобытного общества, основывавшаяся на совокупности верований, мифов, обрядов и обычаев, связанных с верой в сверхъестественное родство людей с различными предметами, явлениями и существами (тотемами). Для Т. характерно восприятие тотема (животного, растения, явления природы и т.д.) как реального первопред-ка, чьи покровительство и защита обеспечивают жизнь и благосостояние всех, связанных с ним общим происхождением и узами кровного родства. Основным видом Т. является клановый (родовой) Т.. К неосновным видам Т. относят: индивидуальный (нагуализм) и половой Т. Следы и пережитки Т. как формы религии обнаруживаются у всех народов и во всех религиях мира. Термин «Т.» был введен в научный оборот английским путешественником Дж. Лонгом в 1791. Наиболее обстоятельные исследования Т. в 19-20 вв. осуществили Дж. Мак-Леннан, У.Б. Робертсон-Смит, Фрэзер и др. Истолкование и объяснение Т. ныне предлагают десятки разнообразных теорий и концепций. Наиболее популярными из них являются: трактовка Т. как первоначальной формы религии (Дюркгейм и др.) и трактовка Т. как примитивной интеллектуальной классификационной системы (Леви-Строс и др.). Среди психологических концепций Т. наибольшей известностью пользуется психоаналитическая версия Фрейда, изложенная им в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913). Распространяя психоаналитические идеи и конструкты (в т.ч. и «комплекс Эдипа») на сферу общечеловеческой культуры и исторически первоначальные формы религиозных верований, Фрейд предложил понимание Т. как одной из ранних форм религии первобытного общества, на основе которой были выработаны первые этические (культурные) ограничения (табу) - запрет убийства и инцеста (кровосмешения), с которых началось строительство культуры. Фрейд считал Т. предпосылкой и источником последующих религий и в первую очередь - иудаизма и христианства. Психоаналитическая концепция Т. неоднократно подвергалась разнообразной критике за ее мифологичность.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ТОТЕМИЗМ" в других словарях:

    Вера многих примитивных народов, и прежде всего североамер. индейцев, в то, что они происходят от какого либо животного, растения, звезды, предмета обихода и т. п., находясь с ними в родственных отношениях. Тотемом называется сама вещь,… … Философская энциклопедия

    Поклонение предметам, над которыми человек не властен, напр. светилам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТОТЕМИЗМ по Леббоку, поклонение предметам, над которыми человек не властен (напр. светилами).… … Словарь иностранных слов русского языка

    тотемизм - с позиций материализма, являет собой проекцию на природу кровнородственных отношений, характерных для родо племенных общественных структур (см. этнопсихология). Согласно З. Фрейду одна из ранних форм первобытных религий, на основе коей были… … Большая психологическая энциклопедия

    Первобытное верование, связанное с представлением о сверхъестественном родстве между определённой общностью людей (обычно родом) и тотемом мифическим предком. Чаще всего тотемами служили различные животные и растения, даже явления природы и… … Исторический словарь

    - (англ. totem из языка индейцев, означающее «его род») – 1) форма религии раннеродового строя, характеризующаяся верой в сверхъестественную связь и кровную близость данной родовой группы с каким либо тотемом, который считается родоначальником и… … Энциклопедия культурологии

    ТОТЕМИЗМ, комплекс верований в первобытном обществе, связанный с представлением о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом (на языке оджибве ототем его род) явлением живой и неодушевленной природы, обычно видом животного или растения … Современная энциклопедия

    Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т. н. тотемами (на языке оджибве ототем его род) видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными… … Большой Энциклопедический словарь

    ТОТЕМИЗМ, тотемизма, мн. нет, муж. (этнол.). 1. Первобытный религиозный культ тотемов. 2. Общественный строй первобытного общества, при котором существует такой культ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    - [тэ ], а, муж. (книжн.). Первобытный культ тотемов. | прил. тотемистический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 3 верование (7) культ (18) религия (50) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

Книги

  • Ранние формы религии и их развитие , С. А. Токарев. Вниманию читателей предлагается книга выдающегося отечественного этнографа и историка С. А. Токарева, посвященная ранней истории религии. В первых главах книги исследуются древнейшие формы…

отождествление племени с определенным видом святого животного, тотема. Этот вид религиозных верований содержит в себе утверждение о кровнородственных узах определенной общности с животным-тотемом.

Отличное определение

Неполное определение ↓

тотемизм

ТОТЕМИЗМ - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже - явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамер. индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения Т. было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность существовать, становились объектами поклонения. На первых этапах развития Т. такое поклонение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу. Поэтому иногда свое отношение к тотему первобытные люди выражали словами: «Это наше мясо». Однако такого рода связь между людьми и тотемами относится к далекому прошлому, и о ее существовании свидетельствуют лишь древние предания и дошедшие до исследователей из глубины веков устойчивые языковые обороты. Позднее в Т. были привнесены элементы социальных, в первую очередь кровнородственных, отношений. Члены родовой группы (кровные родственники) стали верить в то, что родоначальником и покровителем их группы является определенное тотемное животное или растение и что их отдаленные предки, сочетавшие в себе признаки людей и тотема, обладали сверхъестественными возможностями. Это вело, с одной стороны, к усилению культа предков, с др. стороны - к изменению отношения к самому тотему. Напр., возникли запреты на употребление тотема в пищу за исключением тех случаев, когда его поедание носило ритуальный характер и напоминало о древних нормах и правилах. Впоследствии в рамках Т. возникла целая система запретов, которые назывались табу. Отличное определение

Неполное определение ↓

Тотемизм - первобытная система верований, возникшая на заре человеческой цивилизации. Сегодня тотем - это символ прошлого: свидетельство буйной фантазии необразованных людей, которые ничего не знали об окружающем мире. Но в былые времена подобные иллюзии не казались чем-то фантастическим и нереальным. Тогда тотем был прямым доказательством того, что древние духи и божества неустанно следят за своими двуногими сородичами.

Значение слова тотем

Впервые понятие «тотемизм» ввел английский ученый Джон Лонг в 1791 году. Будучи исследователем-натуралистом, он часто путешествовал по разным странам, собирая по крупицам старые истории и мифы. В конечном счете он пришел к выводу, что религия многих первобытных народов во многом схожа между собой.

Лонг решил систематизировать свои знания, соединив их в новой теории о древней религии тотемизме. Само слово «тотем» он позаимствовал у североамериканского индейского народа оджибва. Им они называли священный герб клана, который изображал духа-предка.

Для чего нужны тотемы?

Тотемизм - это религия, которая превозносит вместо богов некий предмет или существо. Чаще всего тотем - это зверь или дерево. Хотя известно много случаев, когда люди наделяли священными свойствами ветер, огонь, скалу, реку, цветок и так далее. При этом следует понимать, что в качестве тотема избирается не единичный предмет или животное, а весь их вид в целом. То бишь если племя чтит медведя, то его уважение распространяется на всех косолапых в округе.

Если же разбираться в сути тотемизма, то данная религия служит неким связующим звеном между природой и человеком. Так, большинство первобытных общин верило в то, что их род произошел от древнего предка: животного или растения. Следовательно, тотем - это символ их первородства, объясняющий их собственное происхождение.

Например, когда-то на Руси жило племя лютичей. Они верили в то, что их далекие предки - свирепые волки, однажды превратившиеся в людей. Вся их культура и обычаи были построены вокруг этого убеждения: в праздники они надевали волчьи шкуры и танцевали вокруг костра, как будто возвращаясь в то далекое прошлое, когда они еще сами были дикими зверями.

Главные особенности тотемизма

В качестве тотема племя может выбрать любое животное или растение. Главное, чтобы их решение было подкреплено некой историей - байкой, способной объяснить их родство. Чаще всего выбор падал на благородных зверей, чьи навыки или сила отличались на фоне остальных. Это примитивное желание показать себя в лучшем свете: другие с большим уважением будут относиться к потомкам медведя, нежели к детям дождевого червя.

К тому же часто на выбор духа-покровителя влияли географические и социальные факторы. Например, те племена, что выживали за счет охоты, с большей вероятностью причисляли себя к хищным зверям, в то время как собиратели, наоборот, искали защиты у мирных и трудолюбивых существ. Проще говоря, тотем - это некое отображение души народа, его суть и самоутверждение. Но бывали редкие исключения, когда племя выбирало в качестве идола слабого или уродливого покровителя.

Отношение к тотему

Тотем - это священный символ. Поэтому во многих культурах его обоготворяли, что привело к возникновению определенных обрядов и обычаев. Самым распространенным было убеждение, что тотемные животные или растения находятся под запретом: их нельзя убивать, калечить, а порой даже говорить о них в плохой манере.

По мере развития социальных отношений менялись и представления об идолах. Если вначале они служили лишь напоминанием о далеком прошлом, то в более поздние времена их наделили мистической силой. Теперь дух-покровитель мог защитить от болезней, засухи, врагов, пожаров и так далее. Временами это приводило к войне между племенами, так как одни считали, что все их беды оттого, что чужой тотем переманивает к себе всю небесную удачу.

Забытая вера в современном мире

Для многих подобное мировоззрение кажется детским и примитивным. Ведь как предком человека может быть волк или медведь? Или как простой зверь способен повлиять на погоду? Подобные вопросы вполне логичны для современных людей.

Однако даже в эпоху всемирного прогресса и технического бума есть те, кто по-прежнему остается верным древней системе ценностей. Например, тотемизм - вполне обычное явление для большинства южноафриканских племен и австралийских аборигенов. Даже обладая спутниковым телевиденьем и сотовой связью, они все еще верят в свое прошлое родство с дикими зверями и растениями. Поэтому еще рано говорить о тотемизме как о вере, канувшей в Лету.

Сравнительно-историческое исследование религиозных традиций мира позволяет предположить, что отличительной чертой религии первобытного общества является вера в одушевленность явлений, процессов, природных сил, видимых космических объектов и т.д. Эта вера получила название «анимизм».

Проблема периодизации анимизма. Э. Тайлор полагал, что именно анимизм является самой ранней формой религии, к которой генетически восходят все остальные ее виды. Однако в настоящее время стадиальная теория, которой придерживались эволюционисты, не имеет сторонников среди ученых. Данные нолевых исследований доказывают, что сформированные антропологами XIX в. представления об анимизме, фетишизме, тотемизме как о последовательно сменяющих друг друга ступенях эволюции религии, свойственной всем культурам и народам, - не более чем кабинетная абстракция. Поэтому анимизм, фетишизм и тотемизм следует рассматривать не как стадии развития религии, но свойства религиозного мировосприятия первобытного мира, которые необязательно последовательно сменяют друг друга (по принципу «высшая форма замещает низшую») - они могут проявляться одновременно. Также следует учитывать, что перечисленные формы религии, строго говоря, не тождественны самим религиям, они выступают скорее как некие рамочные понятия, которые получают уникальное и неповторимое наполнение непосредственными религиозными представлениями и том или ином историческом и этническом контекстах.

Э. Кассирер в «Философии символических форм» (1923) высказал предположение о двух типах анимистических представлений: ранний анимизм характеризуется пониманием души как чуждой человеку, внешней демонической силы, тогда как в позднем анимизме формируются представления о «духах-покровителях», т.е. душах умерших предков, которые защищают живых и в силу этого связаны с ними намного более тесно и «интимно», нежели духи природных сил и явлений. Проверить это предположение, однако, не представляется возможным.

Этнографами и религиоведами высказывались предположения, что развитому анимизму предшествовал аниматизм - вера в некую безличную духовную силу, наполняющую природу и делающую ее одушевленной. Для аниматизма свойственно представление о том, что смена времен года, вегетативные и репродуктивные процессы в природе обеспечиваются этой невидимой духовной силой. Однако, говоря об аниматизме как о форме религиозного мировосприятия, предшествовавшей развитому анимизму, следует учитывать сказанное выше о стадиальной теории.

Предметы поклонения. Духи. Предметом поклонения в анимизме выступают как персонифицированные образы природных и космических явлений и объектов, так и души умерших предков, почитаемые в качестве покровителей живых. Вера в способность души действовать вне связи с ее материальной оболочкой порождает веру в духов - особые нематериальные сущности, обладающие способностью воздействовать на материальный мир, помогать человеку или приносить ему вред. Для ритуального почитания духов местностей создавались святилища - особые культовые места жертвоприношений и магических ритуалов, непосредственно связанные с обеспечением благосклонности наиболее могущественных духов, в святилищах совершались умилостивительные и прогностические обряды.

Множество природных объектов, явлений и процессов, непосредственно влиявших на жизнь первобытного человека, проецировалось в духовный мир. Это была вера во множество духов, средой обитания которых явля

лось все окружавшее человека пространство: воздух, земля, вода, огонь, леса, горы и скалы - все представлялось населенным духовными сущностями.

В рамках анимистического мировосприятия формируются первые представления об иерархии духовного мира, которую по предположению Г. Г. Стратановича (см. его «Народные верования Индокитая») составляют:

  • 1) духи личностные и коллективные, духи и божества культа предков (добрые и злые), прародительницы, преподательницы и нренодатели производственных и социальных устоев;
  • 2) духи местности, духи - хозяева животных и прочих живых существ, персонифицированные элементы и силы природы;
  • 3) верховные духи, космологические представления и персонифицированные обладатели миров.

Для анимизма свойственны представления о том, что у всех групп первобытного социума - родов, семей, деревень, племен и племенных союзов - имеются свои духи-нокровители, которые отличаются различной степенью могущества.

Несмотря на то, что анимизм представляет собой религиозное мировоззрение, характеризующееся наличием представлений о духах, их иерархии, ритуалов и святилищ, не следует преувеличивать глубину и проработанность анимистических религиозных представлений.

Вероятно, уже в анимизме формируется институт жречества, представители которого выполняли различные обязанности, связанные с культом. В связи с этим приведем основные функции священнослужителей:

  • общинные руководители выполнения обрядов;
  • знатоки традиций;
  • общинные гадатели, умилостивители стихий и различные лекари;
  • колдуны и шаманы;
  • священнослужители развитых религий;
  • «чужие» служители культа (было зачастую принято считать, что соседние колдуны сильнее своих, поэтому к ним обращались тогда, когда требовались особые знания и умения).

Пример стья, унижение, бедность, неудача, поражение; умственное и эмоциональное расстройство; крайности поведения; ожесточение, непрощение; навязчивые привычки; зависть, лживость личности и поведения; депрессия, чувства вины, недостоинства, отвержения, тяжести, самоосуждение; слышание голосов; иррациональное поведение; бессонница, ночные кошмары; сильные признаки оставленности, недоверие, отвержение, одиночество, недостойность, никто не любит; аборт, блуд, прелюбодеяние, секс с животными... любовь запрещенного секса, проституция, сексуальное насилие, садомазохизм, сексуальные фантазии... высокомерие, хвастовство, самонадеянность, надменность, гордость, сварливость, самоправедность, неприкосновенность; сильные признаки непокорности, бунтовства, упрямства, неповиновения; чрезмерный гнев, ярость, горечь или тяжелые чувства против и т.д.

Будучи первобытным по уровню мировосприятия, этот текст свидетельствует о живучести анимистических представлений.

Фетишизм. Другим свойством религиозного мировосприятия первобытного человека является фетишизм - наделение отдельных (особых) материальных предметов экстраординарной способностью оказывать плодотворное влияние на жизнь человека, особым могуществом, обеспечивающим защиту от различных вредоносных воздействий и обеспечивающим благополучие отдельного человека или целой социальной общности. В качестве почитаемого фетиша могли выступать камни, изображения животных и птиц, фрагменты священных деревьев, костные останки людей и животных - в принципе им мог стать любой редкий, необычный, чем- либо выделяющийся материальный предмет.

Поскольку фетиш почитался как предмет, способный воздействовать на мир духов, он наделялся духовной силой, «душой», неотделимой от него. Поэтому провести границу между фетишистским и анимистическим мировосприятием оказывается сложно - одно не исключает другого.

Фетиши отличаются могуществом и ареалом действия. В связи с этим складывалось почитание индивидуальных фетишей (обеспечивающих благополучие отдельных людей, семей), которые часто передавались но наследству и распространяли свое благотворное влияние только на отдельных людей или семьи, и коллективные, могущество которых обеспечивало благополучие всего племени или деревни.

Поскольку от фетиша во многом зависело благополучие отдельного человека и первобытной социальной общности (семья, деревня, племя), он стал предметом религиозного почитания. Непочтительное отношение к фетишу способно вызвать гнев последнего. Однако и человек в определенных случаях может выразить свое негативное отношение к фетишу.

Известны случаи «наказания» африканцами фетишей, если последние не оправдывают доверие. В этом случае фетиши «избиваются», в них вбивают гвозди, наносят удары острыми предметами и камнями. Впрочем, вбивание гвоздей в деревянный фетиш необязательно носит характер наказания - иногда это делается для того, чтобы последний лучше запомнил обращенную к нему просьбу. Возможно, эти практики являются общими

для фетишизма как такового. Известная в большинстве религиозных традиций мира вера в амулеты и талисманы генетически восходит к первобытному фетишизму.

Тотемизм. Тотемизм, или вера в наличие особых, выходящих за пределы обыденности, отношений между отдельной первобытной общностью кровных родственников и каким-либо растением, животным или явлением природы, тоже является одной из черт первобытной религиозности. С. А. Токарев 1 обращает внимание, что предмет тотемизма носит вполне рациональный, естественный характер - это вполне реальные животные и растения, а не вымышленные монстры, чудовища, фантастические существа. Если предмет тотемизма существует в реальности, то отношения между ним и общностью людей носят характер верования - элемент верований состоит здесь лишь в отношениях, «якобы существующих между данным животным или растительным видом и человеческой группой, а также в вере во взаимную магическую связь человека с его тотемом» .

Э. Дюркгейм обратил внимание на социальные функции тотемизма. Он полагал, что тотемные представления служат сплочению коллектива, первобытного клана, поскольку выступают в качестве видимого, материального утверждения генетического родства клана, происходящего от одного предка.

По мнению С. А. Токарева, связь человека с тотемом проявляется:

  • в запрете убивать тотемное животное;
  • запрете употреблять тотем в пищу;
  • вере в сверхъестественное происхождение от тотемного предка;
  • вере в возможность магического воздействия на тотем.

Вероятно, в раннем тотемизме эти отношения носили характер «тотем -

покровитель, человек - покровительствуемый», а позднее сформировались представления об отношениях кровнородственных. Теперь тотем воспринимался как могущественный предок, обеспечивавший сверхъестественным образом благополучие своих потомков.

Генетически тотемизм восходит к первобытному способу обеспечения потребностей, когда охота и собирательство удовлетворяли потребности человека в пище и одежде. Это естественным образом способствовало почитанию растений и животных, поскольку от них зависело существование человека, а анимистические представления способствовали вере в то, что неумилостивленная душа убитого животного способна мстить охотникам. Почитание предмета охоты, таким образом, вовсе не исключала возможности самой охоты. Данные исторической лингвистики свидетельствуют, что изначально тотемное животное или растение могло употребляться в пищу. Возникновение подобных запретов связано с развитием представлений о кровнородственных отношениях между тотемным предком и его человеческими потомками.

По мнению С. А. Токарева, «представление о тотемических предках есть не что иное, как мифологическая персонификация чувства единства группы, общности ее происхождения и преемственности ее традиций. “Тотемические предки” - религиозно-мифологическая санкция обычаев общины. Они - сверхъестественные учредители тотемических обрядов, выполняемых членами группы, запретов, соблюдаемых ими. Мифы о странствованиях и приключениях “тотемических предков” составляют как бы либретто священных драматических церемоний».

Альфред Рэдклифф-Браун 1 полагает, что термин «тотемизм» представляет собой достаточно условное название для ряда различных институтов, «имеющих нечто общее», а именно деление общества на устойчивые группы и наличие представлений об особой связи между каждой из этих групп:

  • с одним или более видом животных или растений;
  • рукотворным предметом;
  • частью тела животного.

Исследователь выделяет несколько типов тотемизма:

  • гендерный (группы мужчин и женщин, образующих один коллектив, обладают различными тотемами);
  • клановый;
  • индивидуальный.

Заслуга новейших исследователей мифологии, особенно Малиновского, состоит как раз в том, что они сумели понять связь мифологии с религиозно-магическими обрядами и обычаями и указали, что миф есть своего рода оправдание ритуальной практики общины.

Так, Г. Г. Стратанович, обобщая результаты исследований народных верований Индокитая, воспроизводит следующую схему эволюции тотемных представлений.

  • 1. Человеческий коллектив слит с природой, выделение из природы и других коллективов отсутствует.
  • 2. Вычленяясь из числа других коллективов в природе, человеческий коллектив сохраняет связь с несколькими братско-сестринскими коллективами.
  • 3. Глава коллектива - женщина, у одного-двух коллективов свои тотемные пары.
  • 4. Один коллектив, глава - мужчина.
  • 5. Человеческий коллектив связан с тотемным, стоящим как бы над природой.
  • 6. Тогем-предок стоит как бы над природой .

Шаманизм. Шаманизм - одна из ранних форм религии, в основе которой лежит вера в то, что шаман - харизматический посредник между миром людей и миром духов, обладает способностью общения с духами и воздействия на них. Шаманисты полагают, что благодаря особому харизматическому статусу шаман способен поддерживать благополучие отдельных людей и их объединений (семья, род, деревня, племя и т.д.), обеспечивать результативность охоты, излечивать больных, улучшать загробную участь умерших и т.д. Термин «шаман» достаточно многозначен: он используется для обозначения совершителей экстатических обрядов (шаманское камлание) в контексте шаманизма, кроме того - для особой категории жречества, которая может существовать в условиях мифологической религии, не являющейся шаманизмом, а также для обозначения совершителей близкородственных ритуалов, существующих в дискурсах народной веры, соотносящейся с теологическими религиями (например, тибетский буддизм). Шаманизм является сложным феноменом первобытной религиозной культуры, в котором происходит тесное взаимодействие элементов религиозного, социального, этического дискурсов. По мнению В. Г. Богораза1, именно анимизм является «философией и теологией» шаманизма, а сам шаманизм исследователь понимает как «первичную форму», объединяющую первобытную науку, медицину (включая хирургию), музыку, поэзию и религиозный культ .

Основные признаки шаманизма:

  • восходящая к анимизму вера в то, что окружающее человека пространство населено невидимыми персонифицированными существами: добрыми и злыми духами, от действий которых зависит благосостояние и жизнь человека;
  • вера в возможность непосредственной коммуникации человека и духов;
  • представления о том, что подобная коммуникация доступна не всем, но отдельным харизматическим личностям (шаманам), обладающим особым сакральным статусом;
  • представления о многоуровневом устройстве мира, наличии так называемой «мировой оси», которая позволяет шаману осуществлять мистические (и (или) магические) путешествия по мирам;
  • наличие особых ритуалов, благодаря которым шаман достигает состояния измененного сознания, которое также известно как «шаманский транс»;
  • вера в то, что болезни и другие неприятности, настигающие человека, обусловлены непосредственным воздействием на человека вредоносных духов, при этом шаман способен это воздействие нейтрализовать в степени, зависящей от его личного могущества.

В шаманизме широко распространены ритуалы, в большинстве случаев взаимодействие шамана с духовным миром предполагает ритуальную форму - шаманское камлание. Как правило, оно включает в себя сложные приемы психотехники, которые могут включать в себя песнопения, использование ударных инструментов, задающих ритм (бубен, барабан), харизматическую пляску, кружение на месте и другие действия для достижения шаманского транса.

Один из исследователей шаманизма М. Элиаде пришел к выводу, что в основе шаманизма всегда находится «индивидуальный и экстатический» опыт. То, что для членов первобытного коллектива выступает как предмет некоего умозрения, мифологической веры, для шамана предстает в виде «мистического маршрута», по которому ему предстоит совершить экстатическое путешествие. Иными словами, шаман мистически конкретизирует и актуализирует в своем персональном опыте то, что изначально представлено в виде некоего абстрагированного (по крайне мере, персонально не актуализированного) знания. Шаман делает то, о чем другие - его соплеменники - могут только думать и говорить.

Харизматический характер шаманизма позволил Е. А. Торчинову рассматривать его именно как «технику экстаза» .

До настоящего времени шаманские практики и ритуалы сохраняют популярность среди многочисленных коренных народов Сибири, Бурятии, Хакасии, Чукотки и др.