Презентация как решать семейные проблемы для детей. Современная семья: ее заботы и проблемы

Слайд 2

О ЦЕНТРЕ

Центр является подразделением Городской ассоциации «Семья» г.Улан-Удэ и в своей деятельности руководствуется законодательными актами международного, федерального и регионального значения. Активно сотрудничает с комитетом по социальной работе администрации города.

Слайд 3

Проблемное поле

Проблемы современной семьи подтверждаются целым рядом общеизвестных фактов нарушения прав ребенка. Защита прав ребенка детей в России находится далеко не на требуемом уровне. За последние «перестроечные» годы значительно увеличилось количество разводов, как в семье со стажем семейной жизни, так и в молодых семьях. Общеизвестны проблемы в вопросах планирования семьи, подготовки к семейной жизни, как одно из следствий этого возникает государственная проблема демографического плана.

Слайд 4

Решение проблем

Объединение усилий заинтересованных сторон по оказанию практической психологической помощи семье через различные формы и методы коррекционной и развивающей работы с членами семьи.

Слайд 5

Формы работы, сотрудничества центра «Формула успеха»

1. Исследование проблем современной семьи 2. Создание клубов «Моя семья» при учебных заведениях. 3. Оказание практической психологической помощи членам семьи г. Улан-Удэ 4.Сотрудничество с журналистами СМИ 5. Обучение специалистов для работы с проблемами семьи 6.Издание научно-популярных пособий

Слайд 6

Результаты

1. По результатам исследования издана монография «Современная семья» 2. Созданы Клубы «Моя Семья» при Центре «Формула Успеха», МОУ ДОУ, СОШ, СОШ-И. 3. Оказание психологической помощи более 1000 семей. Каждая суббота 35х34 недели =1190 чел 4. Статьи в газетах «Правда Бурятии», «Женский взгляд». 5. Обучение специалистов, студентов, активных женщин для работы с семьей 6.Издано пособие «Молодая семья», «Сила любви, сила семьи»

Слайд 7

Тематика занятийклуба «Счастливая семья»

Семья, потенциал семьи Методы психологической помощи семье Логико-метрическая модель «Колесо жизни» Психологическая готовность к появлению детей в семье Рождение ребенка в семье Психопедагогика воспитания Малыш до школы, задатки ребенка Психологическая готовность к обучению в школе Развивающая работа с детьми младшего школьного возраста Коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста

Слайд 8

продолжение

Самопомощь и помощь в решении психологических проблем обучения Трудности в обучении. Психическое здоровье школьника Проблемы подросткового возраста Выбор профессии Отец в семье Развитие женского самосознания Бабушки и дедушки их роль в воспитании детей Осложненное поведение подростков

Слайд 9

Профиль, интересы, наклонности ребенка Юность, время самоутверждения Коррекция отношений детей и взрослых Ребенок в приемной семье Ребенок в трудной жизненной ситуации Переживания горя Саморазрушающее поведение Невротическая личность. Самопомощь в экстремальных условиях

Слайд 10

Проект «Новая цивилизация» по Году молодежи-2009

Профилактика суицидов. Подготовка детей к семейной жизни, формирование успешного жизненного сценария.

Слайд 12

ПРОЕКТ «УСПЕШНАЯ СЕМЬЯ ПЕДАГОГА»

АКТУАЛЬНОСТЬ Проблемы семей педагогов. Воспитательные дефекты. Разводы. Цель: систематизировать работу с семьей педагогов города

1. Уточнить и закрепить знания о формах (типах) семьи. 2. Получить знания о функциях семьи. 3. Развивать мыслительные процессы: мышление, воображение, речь, память; умение проектировать цели обучения, работать в нужном темпе. 4. Воспитывать чувство коллективизма, умение работать в малых группах. Воспитывать культуру умственного труда; умение слушать товарищей, при необходимости дополнять ответ.

Определение « Семья - ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство » . Семья играет огромную роль как в жизни отдельной личности, так и всего общества. Источник: Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Семейная психотерапия

Источник: Эйдемиллер Э. Г. , Юстицкий В. В. Семейная психотерапия Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Функция семьи — сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет» . Выполнение семьей ее функций имеет значение не только для ее членов, но и для общества в целом.

Репродуктивная функция (функция продолжения рода) биологическое воспроизводство и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

Воспитательная функция – важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения, удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. «Семья – воспитательная колыбель человека» Н. Я. Соловьев

Эмоциональная функция семьи удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Функция организации досуга (духовного общения)- восстановление и поддержание здоровья, удовлетворения духовных потребностей. Хозяйственная функция (хозяйственно-бытовая)- обеспечивает хозяйственные потребности семьи. (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Функция первичного социального контроля обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Психотерапевтическая функция семьи – это та ниша, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть принятым, несмотря на его статус, внешность, успехи (или их отсутствие).

Статусная функция – рождаясь в определенной семье, ребенок автоматически наследует от родителей или приобретает некоторые наиболее важные статусные характеристики: национальность, религиозная принадлежность, принадлежность к определенному социальному слою.

Низкий экономический уровень. Низкая культура общественной жизни. Высокий процент разводов. Обострение конфликтов между поколениями. Изменение в распределении ролей между мужчиной и женщиной. 2. Проблемы современной семьи.

В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный на эмоциональных связях, а не на хозяйственно-материальных. Нарушения функций семьи - это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личности ее членов, взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи могут выступить и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и расстройства отношений между ними (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство со стороны других членов семьи, затрудняющее воспитание).

Патриархальная семья (греч. pater - отец + arche - начало, власть) первая историческая форма моногамной (парной) единобрачной семьи, во главе которой стоит мужчина. Нуклеарная семья — содержит одну брачную пару с детьми Сложная семья — состоит из брачной пары, детей и родственников – бабушек, дедушек, сестер, братьев и т. д. Такая семья может включать в себя несколько родственных брачных пар, которые объединились для упрощения ведения домашнего хозяйства. Материнская семья – мать является опекающим родителем; второй родитель – приходящий отец. Неполная семья — состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей.

Упражнение «Ассоциации» (эмоциональная разрядка) Материал: лист бумаги, ручка. Необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа.

«Если семья — это постройка, то она. . . (шалаш, домик, многоэтажный дом, крепость)

«Если семья — это фильм, то она. . . (комедия, мелодрама, триллер, трагедия)

«Если семья — это настроение, то она. . . (радость, постоянный стресс, блаженство, тревога)

Даже если ваш дом, не совсем крепкий, помните, что всегда есть надежда на укрепление его фундамента, обживание своего гнездышка, чтобы всем в нем было уютно, чтобы семья – это была может быть крепостью, чтобы в ней всегда звучали классическая музыка или романс, чтобы не встречались на пути острые углы, это была комедия и постоянно присутствовало чувство радости и блаженство.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семья – важнейший элемент социальной структуры

Молодые семьи бывают: 1.Молодая семья (до рождения первого ребенка) 2.Молодая семья (с маленьким ребенком преддошкольного возраста)

Выделяют семьи Молодая семья - это семья на начальной стадии её развития, на стадии реализации супружеского выбора. В ней проявляются обычный феномен открытия другого человека и "притирка" характеров, т.е. изменение всего образа жизни. Существует три основных типа молодых семей: - Первый тип - традиционный. Семьи такого типа характеризуются ориентацией супругов исключительно на семейные ценности, на двухдетную семью. Лидером в семье, по крайней мере, формальным, является муж. Однако лидерство в семье в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой сфере её деятельности (финансы, устройство жилья). Круг друзей у супругов, как правило, общий и довольно ограниченный, возможно даже временный уход в семейные дела. Досуг чаще совместный, закрытый. - Второй тип - супруги ориентированы преимущественно на развитие личности, имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое равновесие (по возможности используется помощь родителей супругов). Семья может быть и открытой, и закрытой для микроокружения. Тип лидерства - демократический: совместный или раздельный по сферам жизнедеятельности семьи. - Третий тип - молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим.

Основные социальные функции семьи Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Семья выступает как хозяйственно-бытовая общность, внутри которой происходит удовлетворение многообразных человеческих потребностей. В этом процессе формируются и внутрисемейные отношения, содержание которых в значительной мере определяется видом хозяйственной деятельности (сферой "домашних дел"). Сюда входят: а) организация питания в семье; б) приобретение и содержание домашнего имущества, одежды; в) благоустройство жилища, создание уюта; г) организация жизни и быта семьи; д) создание и расходование бюджета семьи.

Основные социальные функции семьи Рекреативная и психотерапевтическая функция семьи объясняется тем, что физические и психические силы, потраченные человеком в трудовом процессе, лучше всего могут быть восстановлены, воссозданы в семье. Кроме того, выражение "мой дом - моя крепость" убедительно подтверждает мысль, что здоровая семья - наиболее надежная опора, наилучшее убежище, где человек может укрыться от неприятностей окружающего мира. Супруги могут быть разными по характеру и темпераменту, но настроение, которое переживает один, другому должно быть понятно. Важную роль при этом играет эмоциональная поддержка, включающая степень доверительности и самораскрытия, обращения к другому человеку как к доверенному лицу. Причем, как ни странно, чаще в такой поддержке нуждаются мужчины. Это объясняется тем, что жены обеспечивают более прочную эмоциональную поддержку, чем мужья.

Основные проблемы семьи Жилищная проблема. С переходом к формированию рынка жилья приобрести его самостоятельно, с помощью родителей или предприятия может лишь незначительное меньшинство молодоженов. Кроме того, существует прямая корреляция между ухудшением жилищных условий и обострением семейных конфликтов. Чем хуже жилищные условия, тем труднее найти приемлемый вариант разрешения конфликта.

Проблема жилья

Основные проблемы семьи Финансово-экономические проблемы испытывают почти все население, особенно сказываются на малоимущих, многодетных семьях, на семьях с детьми. Государство стремится оказать возможную помощь в содержании и воспитании детей. Однако, во-первых, централизованных средств недостаточно, во-вторых, имеющиеся средства не всегда используются рационально. Так, выдача денег матерям, дети которых не посещают детские учреждения, ложится бременем на бюджет, но не решает социальных проблем матерей. Средства, потраченные на поддержание сети детских дошкольных учреждений, на защиту рабочих мест, принесли бы гораздо больше пользы, чем раздача пособий. Кроме того, централизованных бюджетных средств недостаточно, поэтому очень важна деятельность местных органов власти, которые изыскивают за счет внутренних ресурсов возможность оказать помощь семьям, проживающим на их территории.

Основные проблемы семьи Проблема занятости и безработицы, с одной стороны, и проблема женской занятости и двойной загруженности, с другой. Двойная загруженность женщин, т.е. их участие в общественном труде и преимущественное исполнение ими обязанностей по бытовому обслуживанию дома и семьи - это проблема, которую осознали и начали изучать достаточно давно. Женская безработица - это путь разрешения проблемы двойной женской занятости. Общеизвестно отрицательное воздействие безработицы на здоровье и социально-психическое самочувствие людей. В идеале женщина должна иметь право выбирать программу развития по линии карьерного самоосуществления, либо по линии чисто семейных обязанностей, либо того и другого одновременно. А общество должно создавать ей возможности для продвижения и для сочетания семейных и деловых обязанностей.

Проблема трудоустройства

Проблема трудоустройства

Основные проблемы семьи Проблема планирования семьи. Сегодня социально-экономические условия кардинально изменились, и установка на многодетность уходит в прошлое. Многодетные семьи встречаются чаще в сельской местности. Между тем в этой важной и деликатной проблеме человечество выработало целый комплекс мер, которые позволяют супругам (прежде всего женщине) самим решать, когда и сколько детей они хотят иметь. Обеспечение возможностей для планирования семьи - одна из первейших предпосылок для формирования цивилизованного общества.

Основные проблемы семьи Внутрисемейная жестокость. Большинство убийств в нашей стране (не считая жертв военных и межнациональных конфликтов) происходит на бытовой почве. Увеличивается количество поступивших в больницы детей, ставших жертвами жестокого обращения со стороны родителей. Детские травматологи отмечают также возросшую жестокость, иногда изуверство со стороны избивавших. Возрастает число детей, которые бегут из дома, не в силах вынести жестокого обращения родителей. Растет число социальных сирот - т.е. детей, попавших на попечение государства при живых родителях или хотя бы одном из них. Осознанные миром проблемы инициируют серьезные исследовательские и технологические программы, направленные на предупреждение семейной агрессии и помощь ее жертвам. Создаются временные приюты для жертв жестокого обращения со стороны мужей, избиваемым оказывается юридическая помощь. Но практика показывает, что женщине не так просто покинуть жестокого супруга - здесь и неодобрительная реакция общественного мнения, и финансовая зависимость от мужа, и опасение за будущность свою и детей.

Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства

Положительные результаты решения проблемы жилья Повышение уровня рождаемости Моральная удовлетворенность семей

Формы и методы социальной работы служб с молодыми семьями

Основные государственные гарантии Большое значение в социальной защите семьи имеет совершенствование соответствующей нормативно-правовой базы. Разработаны и приняты следующие законы: «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; «О порядке назначения и выплат ежемесячных компенсаций женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций»; «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров»; «О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другим категориям лиц»; «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и др.».

Эффективная семейная политика Достойная оплата труда Оздоровление всей атмосферы в обществе Долгосрочные усилия властей и элиты

Эффективная семейная политика Дополнительные вычеты по подоходному налогу работнику Ощутимую скидку по оплате путевок на курорты и санатории, если отдыхают все члены семьи Поощрять семейный малый бизнес





Социологические исследования

показывают, что на воспитание ребенка влияют:

  • Семья - 50%
  • СМИ, телевидение - 30%
  • школа - 10%
  • улица -10%.

Нравственное воспитание это:

  • Постепенное обогащение знаниями, умениями, опытом.
  • развитие ума.
  • Формирование отношения к добру и злу.
  • Формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.





Марк Твен:

«Потерпите. Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его. Но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён тем, насколько этот старый человек за истекшие 7 лет поумнел»


  • До 5 лет – полная вера родителям: «родители знают, понимают, разбираются во всём»;
  • 6-11 лет – частичная вера родителям, возникают подозрения, что родители чего-то всё-таки не знают;
  • 12-16 лет – нет веры родителям: «родители не знают ничего, не понимают ничего, не разбираются ни в чём»;
  • 17-25 лет – задатки веры в родителей: «родители многого не знают, но…»;
  • 26-35 лет – восстановление частичной веры в родителей: «родители всё-таки что-то знают, что-то понимают и в чём-то разбираются;
  • 36-45 лет – полная вера в родителей: «родители многое знают, многое понимают, во многом разбираются;
  • Старше 45 лет – полное признание родителей: «родители знали ответы на все вопросы, были во всём правы».

Дети-свидетели, они учатся жить у жизни.

  • Ребенка постоянно критикуют, он учится... (ненавидеть ).
  • Ребенок живет во вражде, он учится... (быть агрессивным).
  • Ребенок живет в упреках, он учится... (жить с чувством вины).
  • Ребенок растет в терпимости, он учится... (понимать других).
  • Ребенка хвалят, он учится... (быть благородным).
  • Ребенок растет в честности, он учится... (быть справедливым).
  • Ребенок растет в безопасности, он учится... (верить в людей).
  • Ребенка поддерживают, он учится... (ценить себя ).
  • Ребенка высмеивают, он учится... (быть замкнутым ).
  • Живет в понимании и дружбе, он учится... (находить любовь в мире).




Cлайд 1

Cлайд 2

В наше время: Семья – малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными узами, общностью быта, взаимной моральной и материальной ответственностью. Семья – это среда в которой складывается условия психического, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка. Семья - это главная опора в жизни, источник нравственности, любви, уважения, залог спокойствия и гармонии в обществе. «Семья созидается, а не дается готовою, и никаких прав, никаких обязанностей не дается тут готовыми, а все они сами собою, одно из другого вытекают. Тогда только это и крепко, тогда только это и свято. Созидается же семья неустанным трудом семьи». Ф.М.Достоевский

Cлайд 3

Современная семья в мире: Шведская семья: Ребенок «вне развода» Китайская семья: 1 семья – 1 ребенок Финская семья: нет «мужских» и «женских» обязанностей Семья в Германии: Семья и брак – основа государства Японская семья: Патриархальность, личностный пример Американская семья: самостоятельность, независимость, «место под солнцем»

Cлайд 4

Современная российская семья – тенденции в развитии УВЕЛИЧЕНИЕ: Семей в разводе Неполных семей Повторные браки Родителей – одиночек Число внебрачных детей Количество одиноких людей Бездетных семей (каждая 10 семья – бесплодная, каждая 6 – проблема в зачатии) СОКРАЩЕНИЕ: Количества детей Число многодетных семей

Cлайд 5

Наши женщины Россия – 80 миллионов женщин. Средний возраст – 37 лет. 20% женщин инициаторы брака без регистрации. 50 % состоят в браке. Женщина самодостаточна. В семье практически уровняли роли. Одна женщина – один ребенок. 45% женщин – инициаторы развода.

Cлайд 6

Наши мужчины Средний возраст – 60 лет. Русский мужчина – воин, победитель, но не в роли отца. Отец необходим в семье как символ. В России нет культа отца, есть культ матери.

Cлайд 7

Мужчины – педагоги До революции В 80-е г.XX века Сегодня В школе работают женщины – на конкурсах побеждают мужчины (20-18%). Образовательное учреждение без мужчин – неполноценно. Мужчин – учителей большинство. В школах работают 30% мужчин. Мужчин менее 12%.

Cлайд 8

Типы семей Благополучная семья: - общие интересы, духовная связь; - отношения строятся на уважении к друг другу; - творческий подход к семейному воспитанию; - материальное благополучие. Цель – привить семейные ценности, воспитать жажду родительства. Формально – благополучная семья: - внешнее благополучие; - потеря семейных ценностей; - воспитанием занимаются не родители. Цель – воспитание для жизни в социуме(обществе). Неблагополучные семьи: - отсутствие семейных традиций; -воспитание не принимается как родительская обязанность; -материальные проблемы. Цель – выживание в обществе.

Cлайд 9

Чем отличаются современные дети? Раскованность Гиперактивность Слабое здоровье Самостоятельность Интерактивность Требовательность Эгоцентризм

Cлайд 10

Традиционно затраты времени родителей в семье на детей МАМЫ 85% свободного времени отводят на занятия и общение с ребенком: игры; чтение книг; совместная деятельность; беседы с ребенком. ПАПЫ 25% времени посвящают своим детям: пассивный просмотр ТV и видео; компьютерные игры; поездки на машине.

Cлайд 11

Какие трудности возникают у родителей при воспитании ребенка Затруднение в выборе наказания – 6% Отсутствие друзей у ребенка – 9% Трудности с поведением – 32% Отсутствие взаимопонимания – 8 % Трудности в организации свободного времени -19% Затрудняюсь ответить – 26%

Cлайд 12

Короткие рекомендации Предоставляйте ребенку выбор; Принимайте индивидуальность ребенка; Балуйте детей разумно; Поощряйте широту интересов; Заботьтесь о будущем семейном счастье ваших детей; Чаще выражайте удовлетворение ребенком Не забывайте разговаривать с ребенком; Прислушивайтесь к вопросам ребенка; Следите за тем что и как говорите сами; Показывайте, а не рассказывайте; Проводите больше времени вместе. Формы работы с семьей: Педагогические беседы с родителями; Тематические консультации для родителей; Групповые собрания родителей; Информационные стенды для родителей; Организация утренников в детском саду; Досуговая деятельность совместно с родителями; Индивидуальное консультирование родителей; Тематические выставки; Открытые занятия для родителей и мн. др. Цель – показать, что умеют ваши дети.

Cлайд 15

Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!