Триумфальная колонна траяна в риме. Колонны рима

Одним из главных украшений великого Рима является знаменитый форум Траяна, собравший в себе исторические сооружения древней эпохи. Здесь были сосредоточены главные политические формирования Древнего Рима. Несомненно, главным украшением площади стала известная овеянная легендами и гипотезами колонна Траяна, которая величественно возвышается над городом.

Структура форума была продумана до мелочей. Её автором которой являлся Дамаскинский архитектор Аполлодор. Вход на площадь, вымощенную разноцветным мрамором, украшала триумфальная арка. На трех сторонах были установлены скульптуры известнейших деятелей Римской империи, а четвертая сторона поместила политическое строение - базилику, в котором создавались политические указы. Между греческой и латинской библиотеками расположилась и сама знаменитая колонна Траяна.

История возникновения колонны Траяна

Как утверждают многие историки, сооружение было построено во втором веке н.э. в честь римского императора Траяна, правившего в 98-117 г.г. и одержавшего победу в войне с даками. По их мнению, изображенные на колонне фигуры людей, отражают фрагменты эпохи правления и сражений Траяна во главе с самим императором, хотя на самом сооружении нет никаких надписей подтверждающих эти события. Было выдвинуто предположение, что первой пьедестал колонны возглавляла фигура золотого орла, потом императора Траяна, а позже, так как Траян не был истинным христианином, а язычником, было принято решение установить постамент Святого Петра, который, как все знают, стоит там и поныне.

Загадки и занимательные тайны троянской колонны

Беломраморное сооружение состоит из 30 метровой колонны и постамента высотой 5,5 метров. Считается, что колонна содержит полые мраморные цилиндры, соединенные между собой, как позже выяснится - это не совсем так. В середине колонны находятся 185 ступеней ведущих вверх к капитель-площадке. Барельеф колонны - вот главная особенность и историческая ценность данной конструкции. Он содержит более чем 2500 человеческих образов и мифических фигур прошлого времени. Некоторые историки утверждают, что облик Траяна запечатлен около 90 раз на барельефе колонны. На самом деле ‒ это всего лишь ошибочное предположение, которое на протяжении многих лет трактовали историографы, не обращая внимания непосредственно на противоречащие факты.

Троянская колонна как выяснилось, была возведена не раньше, а даже позже второй половины 13 века. Фигуры людей, изображенные на ней - это повествование об известной всем Троянской войне, которая произошла в 13 веке, т.е. знаменитые Крестовые походы - вот что в действительности изображено мастерами сооружения. Это не просто очередные догадки, есть несколько весомых аргументов, которые никак не могут опровергнуть данное предположение.

Неопровержимые факты возникновения троянской колонны:

  1. Колонна Траяна не имеет ни единой надписи, имен, цифр которые могли бы в точности подтвердить или опровергнуть дату строения памятки архитектуры. Одна надпись, правда, имеется на цоколе, но она тоже, ни о чем не свидетельствует. Вся поверхность колонны содержит картинки военного характера, которые говорят о сражениях, перемириях, традициях людей той эпохи.
  2. Сама троянская колонна, сделана не из чистого мрамора как утверждалось, а отлита из обычного бетона, которым начали пользоваться гораздо позже. Отдельные изображения же вытеснены из более высококачественного бетона и мраморных фрагментов. Об этом свидетельствует отпавшие в некоторых местах по истечению многих лет верхние слои, под которыми видны участки грубого бетона. Возможно, сооружение было построено во времена Реформации, а за основу было взято исторические эпизоды прошлых времен.
  3. Щиты воинов изображенных непосредственно на колонне Траяна, содержат рисунки в виде христианских крестов, звезд, османских полумесяцев, чего никак не могло быть в тёмные античные времена. Язычники имели совершенно другую символику, что ещё раз подтверждает ошибочную гипотезу. Об этом явном факте, современные историки умалчивают, и по сей день, боясь разрушить устоявшуюся скалигеровскую версию.
  4. Если рассматривать фотографии колонны с промежутком за последние сто, максимум двести лет, то можно заметить явные повреждения, образовавшиеся выбоины, трещины и разрушения конструкции. Из этого следует, что если бы колонне Траяна было в действительности больше чем 1800 лет, она давно бы развалилась и превратилась в исторические руины. Вероятнее всего, знаменитой троянской колонне всего лишь около 500 лет.

Смеем утверждать по итогам выше приведенных фактов - колонна Траяна была построена в 16-17 веках по мотивам Троянской войны 13 века и Крестовых Походов. Убедиться в этом запросто может любой путешественник, который посетит Великую итальянскую столицу.

Сделать это и вовсе не сложно, достаточно лишь обратиться к туристическому оператору на сайт. Мы предлагаем увлекательный отдых, по доступным ценам открывающий исторические тайны и загадки древнего мира, современные курорты с массой развлечений, шопинг-туры и многое другое. Оформление документов не составит для вас никаких хлопот - всю бумажную работу мы обязательно возьмем на себя, чтобы вы могли беззаботно наслаждаться всеми прелестями чарующего отдыха.

Высеченная из мрамора и увитая спиральным фризом с богатейшей резьбой, колонна Траяна возвышается над Римом на 38 метров. Каменный дневник военных действий в 155 сценах повествует о победе императора над коварным, но доблестным врагом.

Вот что гласит официальная версия. В период с 101-го по 106 год император Траян руководил действиями десятков тысяч римских воинов, пересек Дунай по самым длинным мостам, которые в те времена мог построить человек, одержал две победы над могущественной империей варваров на их гористой земле, а затем безжалостно стер эту империю с карты Европы.

Поход Траяна на Дакию, расположенную на территории современной Румынии, был главным событием 19-летнего правления императора. Летописец похвалялся завидными трофеями: 165 тысяч килограммов золота и 331 тысяча килограммов серебра, не считая присоединения к Римской империи новой плодородной провинции.

Фото 2.

Пополнение казны отразилось на облике Рима. В честь победы император велел выстроить форум: просторная площадь, окруженная колоннадами, две библиотеки и большое гражданское строение, известное как базилика Ульпия. Согласно восторженному описанию римского историка, форум Траяна был творением, «подобного которому смертные никогда более не создадут».

В небо над форумом вознеслась 38-метровая каменная колонна, увенчанная бронзовой статуей завоевателя. Снизу доверху ее оплела рельефная хроника дакских походов на манер современного комикса: в 155 сценах тысячи искусно высеченных римлян и даков маршируют, строят укрепления, плывут на кораблях, подкрадываются к врагу, сражаются, ведут переговоры, молят о пощаде и встречают смерть.

Фото 3.

Воздвигнутая в 113 году фантастическая колонна высится над городом почти два тысячелетия. Рельефы сильно пострадали от времени, и, кроме нескольких нижних витков спирали, мало что можно разглядеть. Вокруг руины — пустые пьедесталы, расколотые плиты, обезглавленные колонны и разбитые скульптуры напоминают о былом великолепии форума.

Колонна Траяна — один из главных монументов, переживших падение Рима. Из века в век историки изучали рельефы как наглядное пособие по истории войн, где Траян представлен героем, а правитель даков Децебал — его достойным противником. Археологи разглядывали мельчайшие детали сцен, чтобы почерпнуть сведения о вооружении, обмундировании и военных тактиках римской армии.

Фото 4.

Чтут памятник и современные румыны: Траян разрушил Дакию дотла, и потому колонна, наряду с уцелевшими статуями поверженных воинов, — драгоценное свидетельство того, как могли выглядеть и одеваться их дакские предки.

Шло время, великие памятники прошлого превращались в груды обломков, а колонна по-прежнему поражала воображение. Художники Ренессанса в корзинах, обвязанных веревками, свешивались с вершины колонны, дабы рассмотреть ее во всех деталях. В 1588 году папа Сикст V велел увенчать монумент статуей святого Петра. Тогда же, в XVI веке были сделаны первые гипсовые слепки колонны. Они запечатлели многие детали, ныне утраченные, — загрязнение атмосферы и кислотные дожди сделали свое дело.

Колонна по сей день остается предметом научных споров. Порой кажется, что гипотез не меньше, чем фигур на рельефах, — а их ни много ни мало 2662.

Фото 5.

С книжной полки в гостиной своей римской квартиры археолог и искусствовед Филиппо Коарелли достает свой труд — иллюстрированную историю колонны. «Это удивительное сооружение, — говорит он, перелистывая страницы с черно-белыми снимками рельефов. — Что здесь происходит? Дакские женщины истязают римских солдат? Рыдающие даки принимают яд, чтобы не попасться в плен? Похоже на телесериал».

Или на мемуары Траяна, добавляет Коарелли. Колонна была возведена между двумя библиотеками, где могла храниться хроника боевых действий в изложении самого императора-воина. По мнению Коарелли, рельефный фриз напоминает свиток — не исключено, что военный дневник Траяна был именно свитком. «Должно быть, художник исполнял волю императора», — подытоживает ученый.

Фото 6.

Так или иначе, перед командой скульпторов стояла задача высечь иллюстрированную версию «свитка Траяна» на 17 блоках отборного каррарского мрамора. Император — главный герой истории. Он появляется в 58 сценах — дальновидный полководец, опытный политик и благочестивый властелин: вот он произносит речь, поднимая боевой дух солдат, вот задумчиво внимает советникам, а вот приносит жертвы богам. «Траян хочет предстать не только воином, — объясняет Коарелли, — но и просвещенным человеком».

Конечно, это лишь гипотеза. В какой бы форме ни записал Траян свои воспоминания, они давно канули в Лету. Сопоставляя рельефы колонны с археологическими находками из дакской столицы Сармизегетузы, ученые склоняются к мысли, что изображения свидетельствуют скорее об умонастроениях римлян, чем о реальных событиях.

Фото 7.

У Джона Коулстона, специалиста по римской иконографии, оружию и снаряжению из Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, — особое мнение. Несколько месяцев подряд он изучал рельефы с близкого расстояния, примостившись на реставраторских лесах. Собранного материала хватило на диссертацию. «Велик соблазн представить изображения с колонны в виде этакой новостной ленты или кинофильма тех времен, — говорит Коулстон. — Но все эти интерпретации — типичные натяжки, за которыми нет ни слова правды».

Фото 8.

Ученый утверждает, что ансамбль рельефов не был подчинен общему замыслу одного мастера. Небольшие стилевые различия и явные оплошности — к примеру, меняющаяся высота фриза или окна, разрывающие сцены, — убедили шотландского ученого в том, что скульпторы высекали рельефы, что называется, на ходу, основываясь на весьма поверхностных представлениях о войне. «Хотя историкам искусства сложно отказаться от заманчивого образа талантливой творческой личности, — говорит Коулстон, — на примере колонны Траяна мы видим, что композиция рождается спонтанно, сразу на кусках мрамора под руками простых каменотесов, а отнюдь не на чертежной доске в мастерской».

Фото 9.

По его мнению, создатели фриза скорее вдохновлялись военными событиями, чем основывались на них. Взять хотя бы главные мотивы рельефов. В изображении двух войн на удивление мало боевых действий: сцены осад и битв занимают меньше четверти фриза, при этом сам Траян ни разу не появляется на поле боя.

Легионеры — основа военной машины Рима — преимущественно занимаются строительством фортов и мостов, расчисткой дорог и даже сбором урожая. Ко всему прочему, можно подумать, что они еще и неуязвимы — на всей колонне не отыскать ни одного павшего римского воина!

Фото 10.

Некоторые сцены остаются неразгаданными. Зачем осажденные даки тянутся к чаше? Чтобы принять яд и тем самым избежать унижений побежденных? Или они просто хотят утолить жажду? Как объяснить шокирующее изображение женщин, истязающих факелами полураздетых связанных пленников? В интерпретации итальянцев, это жены варваров подвергают мучениям плененных римлян. Но у Эрнеста Оберландер-Тарновяну, директора Национального исторического музея Румынии, другое мнение: «Перед нами однозначно пленные даки, которых мучают разгневанные вдовы убитых римских солдат». Судя по всему, то, что мы видим, разглядывая колонну, зависит от наших симпатий — к римлянам или к дакам.

У римских политиков слово «дак» было синонимом лицемера. Именно о даках историк Тацит писал: «Они никогда не были по-настоящему верны Риму». Заключив в 89 году договор о дружбе с императором Домицианом, царь Дакии Децебал, хотя и получал от римлян деньги на защиту границ империи от набегов, сам посылал воинов грабить пограничные города союзников. В 101 году Траян выступил в поход против ненадежных даков. После почти двухлетней войны было заключено перемирие, но вскоре Децебал его нарушил.

Фото 11.

Терпение римлян иссякло. Во время второго вторжения, в 105 году, Траян не церемонился — достаточно взглянуть на сцены, живописующие разграбление Сармизегетузы. «Походы были жестоки и разрушительны, — рассказывает Роберто Менегини, итальянский археолог, руководитель раскопок на форуме Траяна. — Посмотрите, как сражаются римляне, держа зубами за волосы отрубленные головы. Война есть война. У римских легионеров была репутация свирепых и безжалостных воинов».

Но как только даки были повержены, за них взялись римские скульпторы. Форум Траяна украшали десятки статуй статных, бородатых дакских воинов — гордая мраморная армия в самом сердце Рима. Конечно, скульпторы были далеки от того, чтобы подсластить горечь поражения побежденным, большинство которых были проданы в рабство. «Ни один дак не смог бы прийти посмотреть на колонну, — говорит Менегини. — Монумент был предназначен для римских граждан и воплощал мощь имперской машины, способной покорить столь доблестный и воинственный народ».

Фото 12.

Колонну Траяна можно считать образцом пропаганды — но, как утверждают археологи, в ее каменной летописи есть доля правды. Новейшие раскопки на территории древней Дакии, в том числе и на развалинах Сармизегетузы, приносят все больше открытий. Все детальнее прорисовывается портрет цивилизации, перешагнувшей «варварскую» ступень развития, вопреки презрительным эпитетам римлян.

У даков не было письменности, и все наши знания об их культуре прошли через фильтр римских источников. Многочисленные находки свидетельствуют о том, что Дакия царила над окрестными землями не одну сотню лет, собирая дань с соседей. Зная толк в кузнечном деле, дакские старатели добывали руду и выплавляли железо, а золотоискатели намывали золото. Венцом творения искусных мастеров были тонко отделанные украшения и оружие.

Фото 13.

Сармизегетуза была политической и духовной столицей Дакии. Ее руины покоятся высоко в горах в самом сердце Румынии. От Рима город отделяли 1600 километров — армия Траяна шла сюда больше месяца. Сегодняшним посетителям приходится пробираться по изрытой колдобинами грунтовой дороге через ту самую неприступную долину, которая преграждала путь Траяну.

Развалины Сармизегетузы потонули в зарослях высоких буков. Даже в жаркий день по земле ползут прохладные тени. Широкая мощеная дорога ведет от толстых, наполовину вросших в землю крепостных стен к просторной поляне.

Фото 14.

Этот зеленый оазис — терраса, высеченная в скале, — был религиозным центром Дакии. До наших дней дошли остатки зданий — смесь из древних камней и бетонных реконструкций, напоминающих о неосуществленной попытке воссоздать древний комплекс. Тройное кольцо каменных колонн очерчивает контуры некогда величественного храма, отдаленно напоминающего круглые дакские строения на рельефах колонны Траяна. Рядом низкий алтарь — каменный круг с высеченным орнаментом в виде солнечных дисков — святая святых дакской вселенной.

Фото 15.

Последние шесть лет румынский археолог Гелу Флореа из Клужского университета имени Бабеша-Больяй проводит летние месяцы на раскопках в Сармизегетузе. Расчищенные руины, а также предметы, конфискованные у кладоискателей, свидетельствуют, что сюда проникали военные технологии из Рима, чувствуется и влияние Греции — архитектурное и художественное. «Поразительно, какими они были космополитами так высоко в горах, — говорит Флореа. — Это самое крупное поселение во всей Дакии, с удивительно сложной организацией». С помощью аэрофотосъемки археологи выявили более 260 искусственных террас, растянувшихся почти на пять километров вдоль долины. Общая площадь поселения превышала 280 гектаров.

Ученые не обнаружили следов возделанных полей — зато раскопали остатки ремесленных мастерских и домов, а также плавильные печи, тонны железных заготовок и десятки наковален. По-видимому, город был центром производства металла, снабжавшим другие дакские поселения вооружением и инструментами в обмен на золото и зерно.

Фото 16.

Сегодня все здесь объято зеленью — и тишиной. Неподалеку от бывшего алтаря бьет маленький источник, где можно было брать воду для религиозных ритуалов. Земля под ногами, приправленная крупинками слюды, искрится в солнечных лучах. Вполголоса переговариваются немногочисленные туристы.

Трудно представить себе, что за церемонии проходили в этом городе — и что за страшная участь постигла его обитателей. В воображении всплывают клубы дыма и пронзительные крики, грабежи и резня, самоубийства и паника, изображенные на рельефах колонны Траяна.

Фото 17.

«Римляне смели все на своем пути, — рассказывает Флореа. — От крепости камня на камне не осталось. Они хотели продемонстрировать свою мощь: смотрите, у нас есть силы, средства, мы здесь хозяева».

За падением Сармизегетузы последовало разрушение главных храмов и святилищ Дакии. Затем римляне принялись за другие города Дакийского царства. Один из рельефов у самой вершины колонны представляет кровавую развязку — деревня предана огню, жители обращаются в бегство, по опустошенной провинции бродят лишь козы да коровы.

Две войны унесли, как считают ученые, десятки тысяч жизней. По свидетельству современника, Траян взял 500 тысяч пленных, угнав из них около 10 тысяч в Рим для участия в гладиаторских сражениях, которые устраивались в честь победы 123 дня подряд.

Фото 18.

Гордый правитель даков избавил себя от позорной участи пленника. Конец Децебала увековечен на колонне его заклятого врага: опустившись на колени под сенью дуба, дак подносит длинный изогнутый меч к собственному горлу.

«Его голова была доставлена в Рим, — писал римский историк Кассий Дион столетие спустя. — Так Дакия стала подвластной римлянам».

Фото 19.

А теперь неофициальная версия: Троянская колонна как выяснилось, была возведена не раньше, а даже позже второй половины 13 века. Фигуры людей, изображенные на ней - это повествование об известной всем Троянской войне, которая произошла в 13 веке, т.е. знаменитые Крестовые походы - вот что в действительности изображено мастерами сооружения. Это не просто очередные догадки, есть несколько весомых аргументов, которые никак не могут опровергнуть данное предположение.

Фото 20.

Неопровержимые факты возникновения троянской колонны:

Вот результат анализа профессиональных фотографий изображений на колонне Траяна, сделанных в XIX и XX веках. Обнаружились интересные факты. Вот некоторые из них.

1) Странно, что на самой колонне НЕТ НИ ОДНОЙ НАДПИСИ, не упомянуто ни одного имени, ни одного названия. Единственная надпись есть лишь на цоколе, рис.8.15, рис.8.16. Кстати, любопытно сравнить состояние цоколя в XIX веке с его видом в XX веке, рис.8.17. Видно, что в XX веке цоколь заметно отреставрировали. То обстоятельство, что на самой колонне никаких надписей нет, превращает ленту изображений, винтообразно обвивающую колонну снизу доверху, рис.8.18, в длинный ряд "военных картинок". Сражения, перемирия, религиозные ритуалы, пожары, взятия городов, вереницы пленных и т.п. В частности, заявление историков, будто некоторые фигуры изображают самого императора Траяна, является лишь гипотезой, не подкрепленной никакими конкретными аргументами. Повторим, что надписей нет.

2) Скорее всего, колонна и некоторые барельефы на ней отлиты из бетона "под мрамор", рис.8.19. Видны участки, где "облезает кожа", то есть отваливается верхний тонкий слой более дорогого бетонного покрытия, наложенного на грубую бетонную основу, рис.8.20, рис.8.21. Не исключено, что некоторые изображения были изготовлены на еще не совсем застывшей поверхности колонны (или панелей). Возможно, техника была смешанной: отливки из бетона переплетались с фрагментами натурального мрамора с резьбой. Колонну Траяна могли сделать в эпоху Реформации, но при этом, вероятно, опирались на какие-то старые изображения.

Фото 21.

3) По-видимому, барельефы колонны Траяна действительно следовали какой-то старой традиции. На это указывает следующий яркий факт: на многих щитах "античных" римских воинов видны османские=атаманские полумесяцы, звезды и христианские кресты. В скалигеровской версии появление такой символики на "античном, языческом" вооружении солдат категорически невозможно. Зато в нашей реконструкции именно так и должно быть. Приведем лишь несколько из многочисленных примеров: на рис.8.22 полумесяц виден наверху щита. На рис.8.23 по два полумесяца изображено на щите в центре и щите справа. Кроме того, еще на одном правом щите изображены звезды. В центре рис.8.24 мы видим сразу четыре щита, на которых изображены полумесяцы со звездами. На щите справа - христианские кресты. На рис.8.25 полумесяц виден на щите в центре и щите справа внизу. См. также рис.8.26, рис.8.27, рис.8.28, рис.8.29, рис.8.30, рис.8.31, рис.8.32.

По-видимому, полумесяцы со звездами и христианские кресты на колонне Траяна обратили на себя внимание современных историков. И сильно "напрягли их", поскольку указывали на противоречия внутри скалигеровской версии. Выход нашли такой: упорно (очень упорно) молчать об этом факте. Во всяком случае, в известной нам литературе о колонне Траяна на данную тему хранится полное молчание.

4) Любопытно также, что за последние сто лет колонна Траяна сильно повредилась. Сравнение фотографий XIX века с фотографиями XX века ясно показывает, что изображения заметно разрушились. Появилось много выщербин, каверн, рис.8.33, рис.8.34, а также трещин, которых нет на старых фотографиях, приведенных в . Это замечание согласуется с нашим утверждением, что колонна Траяна отнюдь не такая древняя, как нас пытаются сегодня уверить. Ей, вероятно, вовсе не около 1800 лет, а не более пятисот лет. Скорость разрушения, по-видимому, более или менее постоянна. За последние сто лет рельефы заметно поветшали.

ВЫВОД. Известная колонна Траяна изготовлена в эпоху XVI-XVII веков по мотивам каких-то старых, не дошедших до нас, изображений. Посвящена, скорее всего, знаменитой Троянской войне XIII века, то есть Крестовым Походам на Царь-Град и победе Руси-Орды с союзниками.

Фото 22.

источники

- (Trajan s Column) Мраморная колонна, стоящая на форуме Траяна в Риме. Сооружена ок. 114 г. в честь победы императора Траяна над даками. Покрыта по спирали рельефами, изображающими эпизоды войны. Сохранившаяся до наших дней надпись на ее… … Шрифтовая терминология

КОЛОННА ТРАЯНА, мраморная колонна в Риме, высота ок. 38 м, воздвигнута императором Траяном ок. 114 в честь победы над даками (см. ДАКИ); ствол Траяна колонны покрыт рельефами со сценами из войн с даками … Энциклопедический словарь

Воздвигнута императором Траяном в Риме в 111 114. Архитектор грек Аполлодор из Дамаска. Мраморное сооружение высотой 38 м состоит из кубического цоколя, базы колонны и её ствола с капителью римско дорического ордера. Вначале колонна Траяна была… … Строительный словарь

Колонна Траяна - воздвигнута императором Траяном в Риме в 111 114. Архитектор грек Аполлодор из Дамаска. Мраморное сооружение высотой 38 м состоит из кубического цоколя, базы колонны и её ствола с капителью римско дорического ордера. Вначале колонна Траяна… … Архитектурный словарь

Колонна Траяна - Мраморная колонна в Риме, воздвигнута императором Траяном ок. 114 года в честь победы над даками. Являет собой классический образец римского капитального письма … Краткий толковый словарь по полиграфии

Колонна Марка Аврелия (лат. Columna Centenaria Divorum Marci et Faustinae, итал. … Википедия

Колонна Колонна Фоки Colonna di Foca … Википедия

Достопримечательность Колонна Антонина Пия … Википедия

Александровская колонна, Санкт Петербург Колонна Победы монумент в форме колонны, сооружённый, в честь триумфа войск того или иного государства. Как правило на её вершине возвышается статуя богини победы Виктории. В Германии статуя… … Википедия

В архитектуре, вертикальная опора, которая имеет вид цилиндрического или многогранного столба и состоит из базы, ствола и капители, а также всякая подобная колонне опора из любого материала. Наряду с обычным применением в качестве опор колонны… … Энциклопедия Кольера

Книги

  • Рим. Путеводитель , Ольга Чумичева. Перед вами экспресс-гид по Риму, содержащий более 20 аудиоэкскурсий по городу. Экскурсовод расскажет Вам о самых интересных местах каждого района столицы. Практичный, полезный аудиогид…

Последние изменения: Сентябрь 25, 2018

Почти две тысячи лет над Вечным городом возвышается один из самых известных памятников Древнего Рима. Колонна Траяна, возведенная в 113 году, до сих пор является загадкой для потомков и предметом для многочисленных исследований, которые так и не могут достоверно подтвердить, являлась ли она погребальным памятником или прославляющем победы императора монументом.

Так или иначе, воздвигнутый в начале II века монумент был абсолютной инновацией, не имеющим аналогов. Его художественное оформление поражало современников обилием нанесенных рельефов, представляющих сцены военного похода императора Траяна при завоевании Дакии (земли современной Румынии). Детализированные в мельчайших подробностях изображения и по сей день являются открытой книгой истории Древнего Рима.

Особенности великолепной колонны

Древний памятник представляет собой мраморную колонну высотой около 40 метров, установленную на массивном прямоугольном основании, которая изначально была увенчана позолоченной бронзовой статуей самого императора. Подобные, но гораздо меньшие по своим масштабам памятники не являлись чем-то необычным в императорском Риме, однако Колонна Траяна имела несколько особенностей:

  • винтовую лестницу внутри, по которой можно было подняться на капитель колонны со смотровой площадкой;
  • сплошной спиралевидный скульптурный рельеф, украшающий Колонну с внешней стороны по всей ее высоте;
  • погребальную камеру, сделанную в основании постамента.

Возвышаясь над Форумом Траяна, Колонна была видна из любой точки древнего города. Те, кто мог позволить себе взобраться на ее смотровую площадку, открывавшийся вид поражал воображение.

Колонна как Лестница в небо

Спиралевидная лестница внутри полой и темной шахты Колонны Траяна полностью дезориентировала восходящего посетителя. Редкие узкие окна, более похожие на щели, располагались на такой высоте, что из них невозможно было что-либо увидеть, а единственным ориентиром во мраке пространства являлся яркий прямоугольник синего неба вверху, завершавший длинное восхождение. Ослепленный дневным светом, первое, что мог видеть «прозревший» посетитель – Форум Траяна и величественный Колизей, огромные Рынки Траяна, прорезанные на склоне Квиринальского холма, а также массивную крышу базилики Ульпия, покрытую бронзой и сверкающую золотом в лучах Солнца. Все увиденное впечатляло современников императора даже больше, чем нанесенные на колонну рельефы, украшавшие памятник.

Рельеф Колонны Траяна

Скульптурные изображения длинной спирали рельефов, обвивающие Колонну Траяна 23 раза, повествуют о двух победных войнах над Дакией, которые вел император в 101-102 и 105-106 годах.

Неразгаданные тайны Колонны Траяна

Основательные исследования монумента начались лишь в середине XIX века. Пристальное изучение Колонны породило множество вопросов, на которые до сих пор не существует исторически обоснованного ответа:

  • рельефы не содержат никаких надписей – в них не упомянуто ни единого имени или названия места, где происходили те или иные события;
  • многие изображенные на рельефах Колонны Траяна фигуры прикрываются щитами, на которых нанесены османские полумесяцы со звездой и христианские кресты;
  • сделанные в XIX веке фотографические изображения памятника и его современный вид отличается заметными разрушениями, то есть за довольно короткий промежуток времени Колонна Траяна пострадала гораздо больше, чего не произошло за 2000 лет;
  • несмотря на многочисленные катаклизмы, включая землетрясения, колонна отклонилась от своей осевой линии всего лишь на один градус.

Приведенные факты наводят на мысль, что монумент был возведен гораздо позже, а изложенные сцены скорее относятся к совершенно другим событиям. Некоторые исследователи склоняются к версии, что рельефы Колонны Траяна отражают эпизоды Крестовых походов против мусульман, начавшихся в 1096 году и продолжавшихся вплоть до середины XV века. Таким образом, она могла быть воздвигнута в средние века, и описывать военные действия на территории Ближнего Востока. Так это или нет неизвестно до сих пор, однако не подлежит никакому сомнению, что Колонна является выдающимся сооружением прошлых эпох и одной из самых привлекательных достопримечательностей Рима.