Учения ксенофонта. Ксенофонт: биография Ксенофонт биография кратко про учения

Ксенофонт родился в состоятельной семье, и, возможно, поэтому мог заниматься охотой и верховой ездой. В возрасте 18 лет он познакомился с Сократом и стал его почитателем. Восхищение Сократом Ксенофонт сохранил на всю жизнь.

Телесная мощь стареет, а сила духа старости не ведает

В 401 году до н. э. друг Ксенофонта Проксен из Беотии, отправившийся в Сарды, чтобы принять участие в походе сатрапа Лидии Кира младшего против его брата Артаксеркса, пригласил к себе Ксенофонта, чтобы тот познакомился с Киром. Поход, в котором принимали участие греческие наёмники, окончился неудачей: Кир погиб в битве. Были коварно убиты и военачальники греческих наёмников, и Ксенофонту, который был избран стратегом вместе с пятью другими участниками похода, после преодоления множества препятствий и трудностей удалось вывести греческих воинов из глубин Азии к Трапезунду на Чёрном море, а затем к Византию. Это событие произошло в 400 году до н. э. и получило название » десяти тысяч», поскольку приблизительно такова была численность греческих наёмников. Ксенофонт восхищался государственным строем Спарты, и в 396 году до н. э. , когда царь Спарты Агесилай возглавил поход с целью освобождения греческих городов Малой Азии от персидского ига, он то же принял участие в этом походе. Афиняне обвинили Ксенофонта в «лаконофильстве» и присудили к изгнанию, конфисковав его имущество. Ксенофонт отправился в Спарту, и спартанцы выделили ему большой участок земли, вблизи Олимпии для получения средств для жизни. Там Ксенофонт прожил 20 лет. В последствии элейцы отобрали у Ксенофонта землю и он вынужден был бежать в Коринф, где и умер.
Между тем Ксенофонту удалось примериться с афинянами, которые анулировали постановление об изгнании.

Творчество Ксенофонта

В «Киропедии » больше, чем в каком-либо другом произведении Ксенофонга, выражены его личные воззрения основная мысль этого произведения состоит в том, что искусство править-очень сложное, что хороший властелин или правитель-тот, кто способен убеждать своих подчиненных делать все, что он требует. Таким властелином был по мнению Ксенофонта, Кир Великий (590-529 до н.э), причем его личное превосходство следует объяснять превосходством его воспитания. Уже само название «Киропедия «, т.е. «Воспитание Кира » достаточно ясно указывает, сколь большое значение уделял Ксенофонт воспитанию.
«Государственное устройство лакедемонян» похвальное слово государственному строю Спарты.
В небольшом произведении «О доходах » Ксенофонт указывает афинянам различные способы для повышения прибылей города. Это небольшой труд, исключительно интересный для исследования экономических отношении в Древней Греции .
«Экономика «- возможно, лучшее произведение Ксенофонта. Это — итог его опыта как землевладельца. Здесь Ксенофонт доказывает, что может существовать особая наука управления хозяйством экономика, основу которого составляет, естественно, земледелие.
«Гиерон » диалог между тираном Сиракуз Гиероном и поэтом Симонидом Кеосским. В этом произведении, которое представляет противоположность «Агесилаю», pречь идёт о негативных сторонах единоличного правления — тирании.
Из произведений практического характера в трактате «О верховой езде» , Ксенофонт обращается к некоему всаднику давая ему советы относительно покупки и выучки коней, снаряжения всадника и т.п.
В произведении «Об обязанностях начальника конницы» даются ценные практические указания начальнику конницы, целью которых является повышение качества этой части афинской армии, а произведение «Об охоте» содержит похвальное слова охоте и советы по обучению охотничьих собак.

Из исторических сочинений «Анабасис » представляет собой подлинный дневник похода Десяти тысяч, написанный сильно и искусно. Автор сообщает множество географических, топографических этнографических и прочих сведений об истории соответствующих мест того времени, т.е. около 401 года по н.э.
«Греческая история » состоит, как и «Анабасис «, из 7 книг и является главным историческим произведением Ксенофон. Она продолжает «Историю» Фукидида и сообщает о событиях с 411 до 362 года до н.э.
Наконец «Агесилай «— одно из малых произведении Ксенофона представляющее собой скорее похвальное слова спартанскому царю Агесилаю,чем его объективно написанную биографию.

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть третья).

    Уникальным наследием истории и украшением центральной части Салоники являются руины Римского форума. Форум – сердце социальной жизни в древности – был выстроен в конце II в. до н.э. на месте прежней македонской агоры. До V в. это был исполнительный центр Салоники, игравший большую экономическую, политическую и общественную роль в жизни города, регулярно собирая высокопоставленных, влиятельных и авторитетных личностей, приходивших сюда ощутить ритм светской жизни.

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 3)

    Утром по улице Эола, посматривая на Эрехтейон, иду на Древнюю Агору. На Римскую Агору так и не успел, но вся она просматривается снаружи. С севера Агора ограничена веткой метро, которое как раз здесь совсем уходит под землю. У самой ветки перпендикулярно ей стоит Портик (Стоя) Аттала, восстановленный 50 лет назад. В нём, как обычно, небольшой музейчик: статуи, керамика, бронза… Среди керамики детский стульчик (!!) и что-то вроде самовара (горшок с поддувалом и ручками, на который поставлен второй с ручками, крышкой и носиком) - and everything’s done under the sun ((c) «Dogs» «Animals» by Pink Floyd).

    «Илиада» Гомера

    «Илиада«- поэма о войне. Поэма названа «Илиадой» в честь Илиона(т. е. Трои)- города у которого происходят события, описанные в поэме. В 12 веке до нашей эры греческие племена захватили и сожгли Трою- могущественный город, находившийся на азиатском берегу Геллеспонта. Темой «Илиады» является «гнев» Ахилла, направленный против Агамемнона, и его ужасные последствия. Все события в «Илиаде» происходят в течении 52 дней, поэма состоит из 15537 стихов, которые образуют 24 песни

    Катманду. Страна чудес.

    Перед глазами Манджушри открылось великолепное зрелище - хрустальные воды играли бликами и слепили глаза, а окружающие берега утесами вздымались над величественным озером. В центре озера расцветает прекрасный цветок лотоса. Он полупрозрачный и эфемерный, как и воды, его породившие. Удивительно яркий свет исходит от лотоса. Могущественный бог Манжушри хочет дотронуться до этого волшебного цветка и одним движением своего меча рассекает чашу озера. Воды озера бушующим потоком вырываются из каменной чаши. А на дне озера рождается Ступа Самовозникшая. И вокруг нее вырастает город Катманду. Произошло это 15 или 20 веков назад, никто точно не знает. Так гласит древняя легенда. Сегодня Катманду - это туристический центр. Династии, правившие на протяжении веков, оставили свой капитал в виде прекрасных памятников, таких, как Дурбар сквер, Пашу пати, Будханат, Патан и множество других интереснейших мест. Узенькие улочки и непрекращающееся движение, пестрота лавок и национальной одежды непальских женщин создают удивительный колорит. А величественный Патан сквер переносит вас в мир мифов и древних обрядов. Район Тамел - это туристический центр. Здесь расположены большая часть отелей Катманду.

То немногое, что нам известно о жизни Ксенофонта, приходится извлекать из книги Диогена Лаэртия "О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов", написанной в 3 в. н.э. Кое-какие указания можно найти в произведениях самого Ксенофонта. Философии Ксенофонт обучался у софистов, он получил также хорошую кавалерийскую подготовку - и то и другое является свидетельством того, что отец Ксенофонта, Грилл, обладал немалым состоянием (скорее всего как землевладелец).

Как бы там ни было, мы с уверенностью можем судить о тех факторах, которые определили формирование личности Ксенофонта, воздействовали на его мировоззрение, дали направление его политической деятельности и писательскому творчеству. Аристократическое происхождение и воспитание составили вполне определенное основание, и на этом основании впечатления от ожесточенной политической борьбы, в которой сам Ксенофонт принимал непосредственное участие, и от наставлений новейших мудрецов, щедро сеявших вокруг себя семена рационалистической критики, возвели целое здание, целый комплекс взаимосвязанных идей. Зная последующую деятельность и творчество Ксенофонта, можно с уверенностью говорить, что среди этих идей были и представление о несовместимости демократического строя с принципами справедливости, понятой в духе аристократического рационализма, и растущее убеждение в несостоятельности полисной республики вообще, и вера в неограниченные возможности сильной личности, полководца и политика, наделенного совершенным умом и волею и располагающего реальной силой в лице, скажем, преданного войска. Эта вера в примат силы и в возможности совершенной личности составляет то главное, что должен был вынести будущий автор «Киропедии» из лет своего ученичества, на основании личного опыта и под влиянием новейших философских доктрин.

Неизвестно, в какой степени Ксенофонт пытался следовать этим убеждениям в первый, афинский, период своей жизни. Он несомненно искал повода выдвинуться; его тянуло к таким же честолюбцам, как он сам, и нам известно, что он крепко подружился с молодым беотийцем Проксеном, который отправился к Киру Младшему, надеясь на его службе и с его помощью «прославиться, получить большое влияние и разбогатеть» (Ксенофонт, Анабасис, II 6, 17).

Однако настоящего случая к выдвижению на родине, в Афинах, Ксенофонту так и не представилось. Афинский демократический полис обладал еще достаточно прочными устоями и традициями и, несмотря на все тяжкие испытания, выпавшие на его долю во время Пелопоннесской войны, сумел справиться и с олигархическими выступлениями, и с происками отдельных честолюбцев. А затем последовал процесс учителя Ксенофонта Сократа, так ярко продемонстрировавший силу охранительных устремлений афинской демократии.

Таким образом, в послевоенных Афинах поле свободной деятельности для честолюбцев-аристократов, вроде Ксенофонта, было закрыто. Неудивительно поэтому, что Ксенофонт с готовностью согласился на приглашение своего приятеля Проксена принять участие в экспедиции Кира Младшего. Это было летом 401 г. Проксен к тому времени уже находился в Азии, сколачивая по поручению Кира один из наемных отрядов.

В 401 до н.э. Ксенофонт присоединился к большому войску греческих наемников, которое Кир Младший набрал с целью отнять престол у брата Артаксеркса. В первом же сражении Кир погиб.

Затем началось длительное отступление греческих наемников. Ксенофонт, избранный одним из новых стратегов, сумел отличиться как талантливый организатор и полководец и на заключительной стадии похода единолично возглавлял греческое войско. Используя свое положение фактического главнокомандующего, он дважды в это время пытался склонить своих соратников остаться в Понте и основать новый город. В качестве основателя города Ксенофонт мог рассчитывать на руководящее положение в новом государстве. Однако намерение его натолкнулось на упорное нежелание остальных наемников оставаться.

По окончании обратного похода, ввиду враждебных действий спартанских властей, желавших таким образом продемонстрировать доброе отношение к персидскому царю, Ксенофонт с уцелевшими воинами нанялся на службу к фракийскому царю Севфу. По уговору Севф должен был предоставить Ксенофонту убежище в случае, если он подвергнется преследованиям со стороны Спарты, а кроме того, уступить ему часть приморских владений. Никогда Ксенофонт не стоял так близко от возможности обзавестись собственным доменом. И все-таки возможность эта не осуществилась: Севф, утвердив с помощью Ксенофонта и его наемников власть над фракийскими племенами, оказался достаточно предусмотрителен, чтобы не отдавать свои крепости чужеземцу, располагавшему внушительной воинской силой.

Два или три года спустя Ксенофонт вступил в спартанскую армию, которая вела боевые действия против персов в Малой Азии. Произошло это не в последнюю очередь по причине симпатии, которую внушил ему прибывший сюда в 396 до н.э. командовать войсками спартанский царь Агесилай (ок. 444-360 до н.э.). Вероятно, при Агесилае и состоял Ксенофонт в бытность свою на спартанской службе, в том числе и в Греции. Таким образом, в своих проспартанских симпатиях Ксенофонт перешел все допустимые пределы. Наконец, после того как в 394 до н.э. Ксенофонт выступил на стороне Спарты против Афин в битве при Коронее, сограждане приговорили его к вечному изгнанию, а все его имущество конфисковали.

После этого Ксенофонт перебрался в Спарту и получил земельный надел в Скиллунте неподалеку от Олимпии. Здесь он жил, уже не принимая активного участия в войне и государственных делах, полностью посвятив себя творчеству. Отпадение Элиды от Спарты после поражения, нанесенного Фивами Спарте при Левктрах в 371 до н.э., вынудило Ксенофонта покинуть и эти места, и он обосновался в Коринфе. Теперь Ксенофонт перестал уповать на Спарту, а испытывал жгучую ненависть к Фивам, сильнейшему в то время участнику бесконечных межгреческих конфликтов, ослаблявших в равной мере все государства. Поскольку Афины к тому времени вступили в антифиванскую коалицию со Спартой, Ксенофонту удалось достичь примирения со своей родиной. Закон об изгнании Ксенофонта был отменен. Однако, судя по всему, на родину Ксенофонт не вернулся и продолжал жить в Коринфе, вплоть до самой смерти.

Своеобразная жизненная подготовка, сочетание теоретических знаний, полученных в школе Сократа, с личным военным опытом и связанное с этим единство политических и военных интересов позволили Ксенофонту существенно обогатить и военное искусство, и политическую теорию, взглянув на них с взаимно противоположных точек зрения. Именно он первый стал трактовать о военном деле не только с технической точки зрения - это делали и другие - но и с социальной, установив, что армия есть тоже социальный организм, которым надо руководить, и что, следовательно, любой полководец должен быть не просто командующим, но и организатором. С другой стороны, перенеся свой опыт военного в политику, он и здесь выделил в качестве центральной проблему руководства, и притом не только в политике, но и в экономике, явившись, таким образом, предшественником современной социологической науки.

Подавляющее большинство сочинений Ксенофонта являются произведениями острой социально-политической направленности. Правда, характерную форму политического трактата среди них имеют далеко не все: четыре произведения -- «Анабасис», «Киропедия», «Греческая история» и «Агесилай» -- могут быть отнесены к жанру историческому, два -- «Экономик» и «Гиерон» -- к жанру философского диалога, еще два -- «Об обязанностях гиппарха» и «О всадническом искусстве» -- к разряду специальных наставлений, и лишь остальные два -- «Лакедемонская полития» и «О доходах» -- несомненно обладают формой политического трактата. Однако по существу все эти произведения являются политическими, и это верно даже для такого, казалось бы, чисто исторического сочинения, как «Греческая история». Автор дает здесь обзор событий недавнего прошлого (с 411 по 362 г.), ставя своей целью прославление или оправдание Спарты и ее царя - своего друга Агесилая.

Все эти сочинения проникнуты злобой дня; их сугубая актуальность объясняется натурой автора, для которого литературное творчество было прежде всего средством свести счеты с действительностью. Продолженная, таким образом, борьба велась и в целях сугубо личных (защита и возвеличение собственных действий в «Анабасисе»), и с более общих позиций, отражая реакцию состоятельной и аристократической верхушки греческого общества, к которой принадлежал Ксенофонт, на социально-политическую ситуацию, сложившуюся к середине IV в.

Ксенофонт/Ksenophont

Ксенофонт - ученик Сократа, писатель, историк и профессиональный военный. Автор «Воспоминаний о Сократе» и других сократических сочинений, - основного источника сведений о жизни и учении Сократа, наряду с диалогами Платона. Из того, что написал Ксенофонт, почти все дошло до потомков (правда, некоторые историки считают, что часть сочинений приписывается ему ошибочно). Ксенофонт был очень разносторонним человеком.

Наиболее знамениты следующие литературные произведения Ксенофонта, ставшие классикой греческой прозы: «Апология Сократа», «Пир», «Домострой», «Воспитание Кира», «Анабасис», «История Греции» (замыслена как продолжение истории Фукидида, в ней описаны события с 411 года до 362, года битвы при Мантинее), «Похвальное слово Агесилаю», «Гиерон, или Жизнь тирана» (философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосский) и др.

Как писателя, Ксенофонта очень ценили в древности. Цицерон говорил, что «его речь слаще меда, а голосом его говорят Музы», и до сих пор по его произведениям изучают классическую греческую прозу.

Ксенофонт не сразу нашел признание. Лишь в III в. до н.э. его произведения стали образцом для авторов, пишущих о воспитании владык. Знакомство с сочинениями Ксенофонта мы наблюдаем у многих римских и христианских писателей вплоть до IV в. н.э. Популярный в Греции периода Империи как образец аттического диалекта, он сделался школьным автором.

Ксенофонт - жизнь и произведения

Ксенофо́нт (ок. 434 до н. э. — 359 до н. э.) — древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, частично изложил свою автобиографию в книге Ксенофонт, «Анабазис».

Родился он в Афинах около 430 до н. э., в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников.

Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. Его учителем был Сократ. Однако философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Мировоззрение Ксенофонта осталось традиционным мировоззрением той социальной среды, к которой он принадлежал по рождению. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта, не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Крушение могущества демократических Афин в 404 г. Ксенофонт пережил уже в сознательном возрасте, и во время последующих за тем политических событий он, видимо, поддерживал реакцию. Антидемократические настроения, вероятно, и заставили его покинуть родину в 401 г. и присоединиться в качестве частного лица к экспедиции Кира.

Вместе с греческими наемниками Кира он проделал весь поход: наступление на Вавилон, битву при Кунаксе и отступление через Армению к Трапезунту и далее на Запад в Византий, Фракию и Пергам. В Пергаме Ксенофонт, который еще в Месопотамии был избран одним из стратегов греческого войска, а впоследствии во Фракии фактически состоял его главнокомандующим, передал уцелевших солдат (около 5000 человек) в распоряжение Фиброна — спартанского военачальника, собиравшего войско для ведения войны с сатрапом Фарнабазом, причем Ксенофонт, по-видимому, сохранил начальство над своим отрядом.

Переход под начало спартанцев послужил причиной для изгнания Ксенофонта из пределов его родины, что, в свою очередь, определило всю его дальнейшую судьбу. В Малой Азии Ксенофонт сблизился со спартанским царем Агесилаем, вместе с ним переправился в Грецию и служил под его начальством, принимая участие в битвах и походах против врагов Спарты, в том числе и против Афин. В конце 80-х годов он отошел от общественных дел, поселившись в отведенном ему спартанцами имении в Скиллунте близ Олимпии. Здесь он прожил десять лет, занимаясь сельским хозяйством, охотой и литературой. К этому времени относится и написание «Анабасиса». Примирение с родным городом произошло лишь в конце жизни Ксенофонта. Когда разгорелась война между Спартой и Фивами, Афины оказались в союзе со Спартой и Ксенофонт получил амнистию. Но о возвращении его на родину и о дате его смерти никаких сведений нет.

Сочинения его, перечисляемые его биографом Диогеном, все дошли до нас. Лучшее из них — «Анабазис» (или «Поход Кира»), где рассказывается неудачная экспедиция Кира Младшего и отступление 10 т. греков; рассказ ведется от третьего лица, и сам Ксенофонт, в своей «Греческой истории» называет автором его Фемистогена Сиракузского: очевидно, он издал это сочинение под псевдонимом. По литературным достоинствам и правдивости, «Анабазис» соперничает с комментариями Цезаря о галльской войне.

Кроме исторических книг, написал также ряд философских. Будучи учеником Сократа, стремился в популярной форме дать представление о его личности и учении.

После него остались также «Воспоминания о Сократе» , «Апология Сократа» , «Пир» в которых учение Сократа излагается в плане применения его к обыденной жизни. В этих произведениях Сократу как человеку уделяется значительно больше места, чем его философии.

В число этих так называемых «Сократическаих сочинений» входит и весьма интересный трактат «Домострой» (другой, не менее точный перевод - «Экономика»). Он написан в форме диалога между Сократом и богатым афинянином Критобулом и посвящен изложению идей Сократа о правильном управлении домашним хозяйством. Фактически, это первое в истории сочинение по экономике. Отдельные места «Домостроя» способны и по сей день вызвать интерес экономиста.

Ксенофонт – известный древнегреческий писатель, философ, историк, полководец, политический деятель. Его творчество очень ценилось античными риторами, к тому же оно оказало огромное влияние на латинскую прозу. Главным сочинением Ксенофонта является «Анабасис Кира».

Родился Ксенофонт в Афинах примерно в 444 году до нашей эры. Семья его была состоятельной, принадлежала к сословию всадников. Детство и юность прошли в обстановке Пелопоннесской войны, но это не помешало получить ему широкое общее образование вместе с военным. С юного возраста он был последователем Сократа.

После того, как Пелопонесская война была проиграна Спарте в 404 году до нашей эры, Ксенофонт покинул родину, присоединившись к экспедиции Кира. После смерти самого Кира, Ксенофонт смело и умело руководил отступлением десяти тысяч греков через вражескую землю. Ксенофонт проделал полностью весь поход – начиная от наступления на Вавилон и битву при Кунаксе, заканчивая отступлением через Армению к Трапезунту, а потом на Запад в Византий, Фракию и Пергам. Именно в Пергаме Ксенофонт стал одним из стратегов греческого войска. Так как он сблизился со спартанским царем Агесилаем, а потом еще и отправился с ним в Грецию, то в Афинах его осудили за государственную измену и конфисковали имущество. Ксенофонт стал служить под начальством Агесилая, принимал участие в битвах и походах против врагов Спарты – даже против Афин. Когда спартанцы подарили ему небольшое имение около элидского города Скиллунта, то он там поседлился в уединении, стал заниматься литературными трудами. Во время борьбы фиванцев со Спартой, в 370 году до нашей эры он бежал из Скиллунта и поселился в Коринфе. Практически перед смертью он стал общаться со своей родиной, где отменила приговор об его изгнании.

Биографом Ксенофонта был Диоген. Все философские идеи того времени, также, как и учение Сократа – все это оказали на философа небольшое влияние. Но это довольно ярко сказалось в его религиозных взглядах – для них, прежде всего, характерна вера во вмешательство богов в дела людей, а также вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным волю. Правда, этические взгляды Ксенофонта вовсе не возвышаются над прописной моралью, а вот политические его симпатии полностью на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Умер Ксенофонт приблизительно в 369 году до нашей эры.

Список работ Ксенофонта

Исторические: «Анабасис», «Греческая история», «Киропедия», «Агесилай».

Философские: «Воспоминания о Сократе», «Защита Сократа на суде», «Пир», «Домострой», «Гиерон», Эссе, «Лакедемонская полития», «Афинская полития» (вообще-то, это анонимное сочинение и оно не принадлежит Ксенофонту, но оно было по ошибке еще в древности включено в корпус его сочинений), «Доходы города Афин», «О коннице», «Охота», «Гиппарх».

(греч. Ξενοφῶν ) - древнегреческий писатель, историк, афинский полководец и политический деятель, главное сочинение которого - «Анабасис Кира» - высоко ценилось античными риторами и оказало огромное влияние на латинскую прозу.

Родился он в Афинах около 444 до н. э. , в состоятельной семье, возможно принадлежавшей к сословию всадников. Его детские и юношеские годы протекали в обстановке Пелопоннесской войны что не помешало ему получить не только военное, но и широкое общее образование. С молодых лет сделался последователем Сократа. Умер около 356 до н. э.

Наиболее знамениты следующие литературные произведения Ксенофонта, ставшие классикой греческой прозы: Воспоминания о Сократе , Апология Сократа , Пир , Домострой , Воспитание Кира (политическая утопия – жизнеописание идеального монарха и устройство созданного им государства), Анабасис (описание похода Кира против Артаксеркса и отступление греческого наемнического отряда, в рядах которого был сам Ксенофонт), История Греции (замыслена как продолжение истории Фукидида, в ней описаны события с 411 года до 362, года битвы при Мантинее), Похвальное слово Агесилаю, Гиерон, или Жизнь тирана (философский диалог, персонажами которого выведены сицилийский тиран Гиерон и поэт Симонид Кеосский) и др.

Философия Ксенофонта

Философские идеи того времени, в том числе и учение Сократа, оказали на него лишь небольшое влияние. Это особенно ярко сказалось в его религиозных взглядах, для которых характерна вера в непосредственное вмешательство богов в людские дела, вера во всевозможные знамения, посредством которых боги сообщают смертным свою волю. Этические взгляды Ксенофонта не возвышаются над прописной моралью, а политические его симпатии всецело на стороне спартанского аристократического государственного устройства.

Цикл сократических сочинений был написан Ксенофонтом с целью реабилитировать Сократа в общественном мнении и доказать, что он был казнен несправедливо. Перед исследователями всегда стоял вопрос о достоверности изображения личности Сократа у Ксенофонта и Платона. Ксенофонт изобразил Сократа прежде всего как учителя морали, игнорируя отвлеченные философские рассуждения (главная отличительная черта двух версий образа Сократа). Сочинения Ксенофонта являются такими же литературными произведениями, а не историческими описаниями, как и диалоги Платона. Ксенофонт во многом опирался на литературную традицию «сократических диалогов», наибольшее значение для него имели диалоги Эсхина, Платона и особенно Антисфена. Последнего он делает персонажем своих произведений, использует повествование от первого лица (как было в диалогах Антисфена), а самое главное, следует созданному Антисфеном образу Сократа в своих Воспоминаниях , описывая Сократа обладателем трех характерных антисфеновских добродетелей – «воздержности», «выносливости» и «самодостаточности».

Как писателя, Ксенофонта очень ценили в древности. Цицерон говорил, что «его речь слаще меда, а голосом его говорят Музы», и до сих пор по его произведениям изучают классическую греческую прозу.