Эмоционально стабильный человек. Эмоциональная устойчивость, самоконтроль

При исследовании эмоционального компонента психологического здоровья нами использовались методики: «Тревожность» (Тейлор), «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк), и шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром).

Проведенный анализ уровня тревожности показывает, что среднее значение данного показателя по выборке составил 19 баллов, это соответствует среднему уровню с тенденцией к высокому, что в целом характеризует группу как чувствительную, эмоционально реагирующую на сообщения о неудаче. Ощущение опасения перевешивает возможную неудачу. Сообщение о неудачи не стимулирует к действиям, а заставляет сникнуть и отойти в сторону.

Результаты выраженности тревожности отражены в таблице №3 и рисунке 4.

Таблица 3 - Значение результатов методики «Тревожность» (Дж . Тейлор)

Рис. 4 Результаты методики «Тревожность»

Из таблицы 3 и рисунка 4 видно, что лишь только 3% из числа респондентов испытывают низкий уровень тревожности, то есть, эти люди испытывают тревожность, но исключительно в ситуациях когда она действительно таит в себе опасность. В этом случае, тревога, по мнению автора методики, даже полезна, так как помогает быть осторожнее и избежать неприятных последствий. Большинство респондентов (75%) испытывают средний уровень тревожности, но используемая нами методика позволяет дифференцировать данный показатель на две тенденции: средний уровень тревожности с тенденций к низкому и средний уровень тревожности с тенденций к высокому. Таким образом, людей получивших показатель «средний уровень с тенденцией к низкому» 30%. Этим людям, так же как и представителями результатов «низкий уровень», свойственно отсутствие излишней напряженности и долгих переживаний. Они испытывают эмоциональное напряжение и беспокойство в конкретной экстремальной или стрессовой обстановке. По интенсивности она не слишком выражена и во времени не продолжительна, так как человек склонен рационально подходить к ситуации. Результат «средний уровень с тенденций к высокому» выявлен почти у половины опрашиваемых (45%), у таких людей наблюдается беспокойство при самых различных обстоятельствах это доставляет определенный психологический дискомфорт человеку. Достаточно большой процент, почти четверть исследуемых (22%), испытывает высокий уровень тревожности. У таких людей тревожность возникает, «на пустом месте», это мешает человеку нормально жить и работать, делает его нервным и доставляет психологический дискомфорт не только ему, но и окружающим. Такой человек испытывает озабоченность, нервозность, находится в ожидании негативных событий. Боязнь неудачи доминирует над стремлением к достижению успеха.

Для исследования эмоциональной стабильности нами использовалась шкала «Эмоциональная устойчивость» методики Г. Айзенка. Данная характеристика позволяет определить способность эмоциональной сферы сохранять стабильное состояние под влиянием деструктивных процессов протекающих во внутренних и внешних условиях. По выборке, среднее значение данного показателя - 15 баллов. Следовательно, в целом, группе свойственно эмоциональная не устойчивость, что вырежется в их чувствительности, эмоциональности, тревожности, в склонности болезненно переживать неудачи и расстраиваться по мелочам.

Результаты исследования эмоциональной устойчивости отражены в таблице 4.

Таблица 4 - Значение результатов методики «Эмоциональная устойчивость» (Г. Айзенк)

Рис. 5 Результаты методики «Эмоциональная устойчивость»

При рассмотрении показателя «эмоциональная устойчивость», в зависимости от уровня (таблица 4) можно констатировать, при исследовании у двух трети группы респондентов выявлена эмоциональная неустойчивость (66%). Это характеризует их как импульсивных, раздражительных, быстро утомляемых. Такие люди находятся под влиянием своих чувств, переменчивы в настроении, легко расстраивается, проявляют неустойчивость в интересах. Средняя степень выраженности эмоциональной устойчивости (3%) характеризуется переходностью от устойчивости эмоционального состояния к неустойчивому. Они легко расстраиваются, эмоционально менее устойчивы, но в состоянии трезво оценивать действительность. Высокий уровень эмоциональной устойчивости выявлен у 31% опрошенных. Таким людям свойственна эмоциональная зрелость, невозмутимость, устойчивость в интересах, работоспособность, ориентированность на реальность. Высокая способность к соблюдению общественных моральных норм. Они не склонны к беспокойству, устойчивые по отношению к внешним воздействиям, часто вызывают доверие у других людей и имеют склонность к лидерству, обладают терпением.

Для изучения эмоционального компонента психологического здоровья нами была использована методика «Самоактуализационный тест» Э. Шострома, с выбором конкретных шкал. В данном компоненте психологического здоровья нами анализировались шкалы «Самоуважение» и «Самопринятие» (таблица 5, рисунок 6).

Таблица 5 - Значение шкал «Самоуважение» и «Самопринятие» методики «Самоактуализационный тест» (Э. Шостром),%

Самоуважение

Самопринятие

Ср. знач.

Рис. 6 Результаты методики «Самоактуализационный тест»

В ходе анализа нами выявлено, что среднее значение показателей «Самоуважение» и «Самопринятие» по группе выражено на среднем уровне, следовательно группа испытывает уважение к своему «Я» и принимает свои личностные качества, не зависимости от их полярности (положительной или отрицательной).

Самоуважение, которое подразумевает способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них не свойственно 3% респондентов, т.е. они не признают и не принимают себя в качестве значимой, достойной уважения личности. Такие люди податливы, они легко подвергаются внешнему воздействию. У них очень сильно выражена потребность в социальном признании и внимании. Они болезненно ощущают пренебрежение со стороны окружающих. У 99% респондентов (высокий и средний уровни) присутствуют чувства уважения и собственного достоинства.

Самопринятие это категория, основанная на относительно объективной оценке собственных способностей и общих достоинств, реалистического признания своих ограничений и богатого чувства удовлетворения, как самими талантами, так и их пределами. Из таблицы 5 видно, что респондентов, не испытывающих подобные чувства выявлено 19%. Остальным опрошенным (81%) свойственно данное чувство в форме среднего и высокого уровня выраженности, что проявляется в различной степени принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, а возможно и вопреки последним.

Таким образом, анализируя результаты проведенных исследований, можно констатировать, что эмоциональный компонент психологического здоровья представлен в таблице №6. Так же анализ выраженности данного компонента, в зависимости от гендерных особенностей представлен в таблице 7.

Таблица 6 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, %

Рис. 7 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья

Таким образом, низкий уровень эмоционального компонента выявлен у 18% респондентов. Следовательно они не переживают о состоянии здоровья, а также не признают важную роль эмоционального состояния на возникающие ухудшения физического или психического самочувствия человека.

Таблица 7 - Эмоциональный компонент психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора, %

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Рис. 8 Распределение уровней эмоционального компонента психологического здоровья, в зависимости от гендерного фактора

На основании результатов, представленных в таблице №7, можем констатировать, что различий в выраженности эмоционального компонента, по гендерному фактору, ярко не выражено.

В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л. М. Аболин (1987), М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциональную устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью эмоций» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «эмоциональная устойчивость».

Для Т. Рибо (1899), Е. А. Милеряна (1966,1974), С. М. Оя (1969), О. А. Черниковой (1980), Н. А. Аминова и ряда других авторов эмоциональная устойчивость равнозначна эмоциональной стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния.

С. М. Оя одним из признаков эмоциональной устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, а Е. А. Милерян в книге «Психологический отбор летчиков» (1966) пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Я. Рейковский полагает, что у некоторых лиц эмоциональная устойчивость проявляется из-за их низкой эмоциональной чувствительности. К. К. Платонов и Л. М. Шварц (1948) к эмоционально неустойчивым относят тех, кто повышенно эмоционально возбудим и склонен к частой смене эмоциональных состояний. В то же время авторы признают большую роль воли в обеспечении эффективности деятельности при возникновении сильной эмоции. Н. Д. Левитов (1964) связывает эмоциональную неустойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л. С. Славина (1966) - с «аффектом неадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л. П. Баданина (1996), понимая под эмоциональной неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм.

Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд (Guilford, 1959) рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фресс (1975) в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию эмоциональной устойчивости-неустойчивости введенное, Р. Кеттеллом и др. (Cattell, Eber, Tatsuoka, 1970), понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.

Таким образом, эмоциональная устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т. е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации.

Некоторые авторы понимают под эмоциональной устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций (Ольшанникова, 1974; Аболин, 1974). В. М. Писаренко (1986а), например, рассматривает эмоциональную устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность сте-нических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров» (с. 63). Я полагаю, что это не самое лучшее определение эмоциональной

устойчивости, поскольку эмоциональное возбуждение как раз и наблюдается при воздействии различных стрессоров. Гораздо точнее он определяет эмоциональную устойчивость, когда понимает под ней самообладание, выдержку, хладнокровие.

В других случаях под эмоциональной устойчивостью понимают такую степень эмоционального возбуждения, которая не превышает пороговой величины и не нарушает поведение человека (Рейковский, 1979) и даже положительно влияет на эффективность деятельности (Писаренко, 1964; Черникова, 1967, 1970, и др.). Например, О. А. Черникова пишет, что «эмоциональная устойчивость спортсмена выражается не в том, что он перестает переживать сильные спортивные эмоции, а в том, что эти эмоции... достигают оптимальной степени интенсивности» (1967, с. 6). По В. Л. Марищуку (1982), эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности. В. А. Плахтиенко и Ю. М. Блудов (1985) связывают с эмоциональной устойчивостью надежность деятельности: «Эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента... позволяющее надежно выполнять целевые задачи...» (с. 78). Они полагают, что эмоциональная устойчивость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.

Л. М. Аболин считает правомерным под эмоциональной устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что эмоциональная устойчивость «это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели» (с. 35-36). Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение эмоциональной устойчивости: «ЭУ - это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой, способствуют успешному достижению поставленной цели» (с. 36). Автор утверждает, что, по существу, это функциональная система эмоционального регулирования деятельности.

Отсюда главным критерием эмоциональной устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О. А. Сиротин (1972) включает в определение эмоциональной устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В. М. Смирнов и А. И. Трохачев (1974) пишут, что под эмоциональной устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский (1979) определяет эмоциональную устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская (1996) считают, что она проявляется в том, «насколько терпеливым и настойчивым является педагог при осуществлении своих замыслов, насколько характерны для него выдержка и самообладание даже в самых стрессовых ситуациях, насколько он умеет держать себя в условиях отрицательных эмоциональных воздействий со стороны других людей» (с. 169). Н. А. Аминов (1988) приписывает высокую эмоциональную устойчивость тем лицам, которые «лучше осуществляют контроль своих собственных эмоциональных реакций» (с. 76).

В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т. е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности.

Не случайно К. К. Платонов (1984) подразделяет эмоциональную устойчивость на эмоционально-волевую (степень волевого владения человеком своими эмоциями), эмоционально-моторную (устойчивость психомоторики) и эмоционально-сенсорную (устойчивость сенсорных действий).

Еще один подход в понимании эмоциональной устойчивости имеется у П. Б. Зиль-бермана (1974), который под этим понятием понимает «интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которые обеспечивают оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (с. 152). Сходна и позиция Б. X. Варданяна (1983), который определяет эмоциональную устойчивость как «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами деятельности в эмоциогенной ситуации и тем самым содействующее успешному выполнению деятельности» (с. 542).

М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко (1990) понимают эмоциональную устойчивость как качество личности и психическое состояние, обеспечивающее целесообразное поведение в экстремальных ситуациях. По мнению авторов, «такой подход позволяет вскрывать предпосылки эмоциональной устойчивости, кроющиеся в динамике психики, содержании эмоций, чувств, переживаний, а также диалектически устанавливать зависимость ее от потребностей, мотивов, воли, подготовленности, информированности и готовности личности к выполнению тех или иных задач» (с. 112).

Однако этот подход имеет и слабые стороны, которые отмечают М. И. Дьяченко и В. А. Пономаренко. По этому поводу они пишут: «Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем собственно эмоционального компонента. В противном случае трудно избежать отождествления эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личными качествами и опытом человека» (с. 107).

Можно согласиться с необходимостью интегральной характеристики человека, действующего в напряженной эмоциональной ситуации. Однако для такой характеристики имеется другое название - надежность.

Различия в механизмах устойчивости человека к действию эмоциогенного фактора (например, однообразия впечатлений) при развитии эмоционального состояния (например, через какое время появляются скука, апатия, сопровождающие состояние монотонии) и при проявлении самообладания во время переживания страха (смелости, решительности) очевидны. Поэтому вряд ли целесообразно объединять эти, в сущности различные психологические феномены, под общим названием, что имеет место у П. Б. Зильбермана. Так, рассматривая эмоциональную устойчивость как адаптацию к эмоционально значимой ситуации, он выделяет две стадии. Первая - эмоциональной реактивности - характеризуется вегетативными сдвигами, возникающими в организме под влияние эмоциогенного воздействия. Вторая стадия - эмоциональная адаптация к возникшим в организме сдвигам вегетатики. Ее смысл состоит в подавлении возникших вегетативных сдвигов и саморегуляции, направленной на сохранение целесообразного поведения. Но саморегуляция - это волевой процесс и тогда становится неясным, чем является эмоциональная устойчивость - волевым свойством личности или эмоциональным.

Делаются попытки выявить общие факторы, влияющие на «эмоциональную устойчивость» человека. О. А. Сиротин (1974), например, выявил связь «эмоциональной устойчивости» с силой и подвижностью нервной системы. О. Н. Лукьянова и др. (1975), изучая зависимости между эффективностью деятельности при разной степени эмоционального напряжения и свойствами нервной системы, установили, что группа эмоционально устойчивых по сравнению с эмоционально неустойчивыми в ситуации напряжения характеризуется большей лабильностью и относительной слабостью нервной системы. По Р. И. Аллагулову (1971), эмоциональная устойчивость имеет отрицательную связь с силой нервной системы. С. А. Изюмова и Н. А. Аминов (1978) обнаружили связь эмоциональной устойчивости с высокой лабильностью и активированностью (последняя рассматривается как баланс нервных процессов), но не выявили связей с силой нервной системы. По данным Г. Б. Суворова (1981), использовавшего опросник Кеттелла (форма А), у лиц с хорошей контролируемостью эмоций сила нервной системы и инертность торможения выражены в большей степени, чем у лиц с плохой контролируемостью эмоций. Л. М. Аболин (1976) отмечает, однако, что связь эмоциональной устойчивости со свойствами нервной системы выявляется только у молодых спортсменов. У опытных эмоциональная устойчивость базируется на особенностях психической организации действий (планировании, ориентировочных действиях, игровых двигательных действиях). Следовательно, у первых проявляется природная эмоциональная устойчивость, а у вторых - обусловленная опытом, умениями.

Различия в выявленных связях объясняются, очевидно, тем, что и эмоциональная устойчивость и сила нервной системы измерялись разными способами

С моей точки зрения, об истинной эмоциональной устойчивости следует говорить в том случае, когда определяются:

1) время появления эмоционального состояния при длительном и постоянном действии эмоциогенного фактора (например, время появления состояния монотонии и эмоционального пресыщения при выполнении однообразной работы); чем позднее появляются эмоциональные состояния, тем выше эмоциональная устойчивость;

2) сила эмоциогенного воздействия, которая вызывает определенное эмоциональное состояние (страх, радость, горе и т. п.); чем больше должна быть сила этого воздействия (например, значимость потери или успеха), тем выше эмоциональная устойчивость человека.

Кроме того, не существует «общей» эмоциональной устойчивости. К различным эмоциогенным факторам эта устойчивость будет разной. Поэтому корректнее было бы говорить не об эмоциональной устойчивости, а об устойчивости личности к конкретному эмоциогенному фактору (например, о монотоноустойчивости).

Просмотров: 12694
Категория: »

Существует четыре основных подхода к пониманию эмоциональной устойчивости, которые реализуются в исследованиях ряда советских психологов.

Для первого характерно сведение эмоциональной устойчивости к проявлениям воли. Известно, что разные психические процессы могут взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга (поддерживать, усиливать, ослаблять, тормозить, подавлять и т.д.). Так, например, человек может во- левым усилием, приемами аутогенной тренировки изменять свое эмоциональное состояние. Останавливаясь на этом моменте как основном, некоторые авторы трактуют эмоциональную устойчивость как способность управлять возникающими эмоциями при выполнении деятельности. Напри- мер, в книге "Психологический отбор летчиков" написано, что под эмоциональной устойчивостью "понимается, с одной стороны, невосприимчивость к эмоциогенным факторам, оказывающим отрицательное влияние на психическое состояние индивидуума, а с другой стороны, способность контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, обеспечивая тем самым успешное выполнение необходимых действий." Некоторые исследователи считают, что эмоциональная устойчивость представляет собой способность преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.

Но изучение эмоциональной устойчивости с точки зрения зависимости эмоционального процесса от волевых качеств ограничивает проникновение в ее суть и формы проявления.

Второй подход основывается на том, что для психических процессов характерна интеграция, результатом которой являются сложные психические образования. В них могут войти разные психические явления. Это относится и к эмоциональной устойчивости. Видимо, поэтому ряд авторов определяет ее как интегративное свойство личности. Так, сопоставив различные точки зрения на нее, П.И. Зильберман приходит к выводу, что под эмоциональной устойчивостью "следует понимать интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке."

В рамках второго подхода находится понимание эмоциональной устойчивости как свойства психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях.

Считая эмоциональную устойчивость интегральным свойством личности или свойством психики, очень важно определить место и роль в нем соответственно эмоционального компонента. В противном случае произойдет отождествление эмоциональной устойчивости с волевой и психической устойчивостью, которые также могут рассматриваться как интегральные свойства личности, обеспечивающие успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке. Другими словами, соотнося результаты деятельности с эмоциональной устойчивостью, нельзя не учитывать, что успех выполнения необходимых действий в сложной обстановке обеспечивается не только ею, но многими личностными качествами и опытом человека.

Третий поход базируется на единстве энергетических и информационных характеристик психических свойств, на теории самоорганизации кибернетических систем. Эмоциональная устойчивость возможна в таком случае на основе резервов нервно-психической энергии, которая связывается с особенностями темперамента, силой нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, подвижности, мобильности нервных процессов.

Суть этого подхода выражается в следующем определении: " ... эмоциональная устойчивость - это свойство темперамента... позволяющее... надежно выполнять целевые задачи... деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии".

Рациональный момент в подходе авторов к изучению эмоциональной устойчивости - подчеркивание роли эмоционального возбуждения в экстремальных условиях деятельности. Действительно, поскольку эмоциональное возбуждение характеризуется состоянием активации различных функций организма, повышением психической готовности к различным неожиданным действиям, постольку оно является необходимым условием использования ресурсов личности для успешного выполнения деятельности.

Польский психолог Я.Рейковский, останавливаясь на эмоциональной устойчивости как гипотетической особенности человека, говорит о двух ее значениях: 1) человек эмоционально устойчив, если его эмоциональное возбуждение, несмотря на сильные раздражители, не превышает пороговой величины; 2) человек эмоционально устойчив, так как, несмотря на сильное эмоциональное возбуждение, в его поведении не наблюдается нарушений. Основными направлениями исследований эмоциональной устойчивости, по Я. Рейковскому, являются: физиологическое (изучение зависимости эмоциональной устойчивости от свойств нервной системы), структурное (изучение регуляторных структур личности) и поиск особого механизма в виде самоконтроля.

Рассмотрим четвертый подход к пониманию и исследованию эмоциональной устойчивости. Известно, что каждый психический процесс (познавательный, эмоциональный, волевой) относительно независим от других и обладает специфическими особенностями. Применительно к эмоциональному процессу это означает, что ни волевой, ни познавательный процессы, ни тем более свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности), несмотря на взаимосвязи, не обязательно входят в его состав. Четвертый подход основывается на выявлении собственно эмоциональных характеристик эмоциональной устойчивости.

Американский психолог К.Е.Изард, отвечая на поставленный им же вопрос о том, устойчивы или изменчивы эмоции, приводит различие между эмоциональными состояниями и эмоциональной чертой человека, показывает, что, хотя когнитивные процессы могут влиять на эмоциональные, они сами не являются необходимой частью эмоций.

Советский психолог О.А. Черникова понимает под эмоциональной устойчивостью: а) относительную устойчивость оптимального уровня интенсивности эмоциональных реакций; б) устойчивость качественных особенностей эмоциональных состояний, т.е. стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение предстоящих задач.

Из вышесказанного, обобщив все сведения, можно сделать следующий вывод: если первый подход основные психологические факторы эмоциональной устойчивости выносит за ее пределы и усматривает их прежде всего в волевых качествах, а второй подход считает ее следствием интеграции разных психических процессов и явлений, то третий подход при рассмотрении эмоциональной устойчивости имеет в виду резервы нервно-психической энергии, четвертый же - прежде всего качества и свойства самого эмоционального процесса в сложной для человека ситуации.

Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание

Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ как психолого – педагогическая проблема.

Теории эмоций. Эмоциональная устойчивость и её психофизиологические особенности

Сущность и содержание подготовки к ЕНТ

Структурно – содержательная модель формирования эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Опытно – педагогическая работа по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ

Диагностика эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Программа ОПР. Задачи и этапы ОПР

Результаты опытно – педагогической работы

Актуальность исследования. Основанием для исследования проблемы влияния образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости старшеклассников явилась недостаточная разработанность вопросов системы подготовки учащихся к ЕНТ. Ситуации социальной нестабильности, напряженный учебный процесс, Подготовка к ЕНТ, физиологические особенности юношеского возраста, страх перед будущим, все это требует повышенной эмоциональной устойчивости. При этом устойчивость должна проявляться как к внешним факторам так и к внутренним противоречиям.

Проблема психологической устойчивости личности нашла отражение в исследованиях Л.М. Аболина, Л.В. Куликова, К. Левина, Ф. Хоппе, Кузуб М. А, В. Э. Эриксона и др. Анализ психолого – педагогической литературы различных направлений показал, что многие авторы к важным составляющим психологической устойчивости личности относят устойчивость (стабильность) эмоциональную, которая обеспечивает возможность противодействовать нежелательному влиянию среды.

В Российской психологии возникновение термина «эмоциональная устойчивость» было вызвано изучением поведения человека, действующего в экстремальных условиях. Большинство исследований проводилось в области прикладной психологии: авиационной, инженерной, психологии спорта. Изучению механизмов формирования эмоциональной устойчивости в онтогенезе, психологических методов её диагностики, выявлению факторов окружающей среды, благоприятно или неблагоприятно влияющих на данную характеристику личности, посвящены работы Л.М. Аболина, Л.П. Баданиной, Е.В. Веселовой и других.

Цель исследования : разработка теоретических основ системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ и апробация ее в учебно – воспитательном процессе школы.

Объект исследования : процесс профессиональной деятельности педагога – психолога в школе.

Предмет исследования : формирование эмоциональной устойчивости у старшеклассников

Гипотеза: Если спроектировать и разработать теоретические основы системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ, то будет психологически эффективно пройден этап сдачи экзамена ЕНТ, поскольку система основывается на психолого – педагогических концепциях (фасилитации, психотерапии, позитивного мышления)

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были сформулированы

1. Раскрыть сущность основных понятий: «эмоциональная устойчивость», система деятельности педагога — психолога

2. Разработать систему деятельности педагога- психолога по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ.

3. Разработать и апробировать в ходе опытно – педагогической работы программу тренинга по формированию эмоциональной устойчивости старшеклассников, в условиях подготовки к ЕНТ и разработать. рекомендации по теме исследования

Методологическую основу исследования составляют положения деятельностного, личностного и системного подхода, теории эмоции, теория эмоционального интеллекта.

Методы исследования: методика изучения уровня тревожности и познавательной активности Ч.Д. Спилбергера (модификация А.Д. Андреевой), тест — опросник мотивации успехов и неудач (МУН) А. Реана, модифицированная методика исследования уровня субъективного

Ценностные ориентации (М Рокич), шкала депрессии, Акцентуации личности и нервно – психологическая неустойчивость, анкетирование, тестирование, опрос, беседа.

Источник:
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание
Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ент Содержание Теоритические основы формирование эмоциональной устойчивости
http://studfiles.net/preview/3535399/

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 .

Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях:

Эмоциональная устойчивость - выражается в способности личности обеспечивать возможность сохранения определенной направленности своих действий в эмоциогенной ситуации при помощи саморегуляции и самоконтроля и тем самым содействовать профессиональной успешности. Эмоциональная… … Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

Эмоциональная устойчивость - Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. Э. у. определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

Эмоциональная устойчивость - характеризует продолжительность и степень стабильности эмоциональных реакций (эмоциональных состояний) … Психология человека: словарь терминов

Эмоциональная устойчивость - способность человека противостоять дезорганизующему влиянию эмоций. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА - способность оператора стабильно выполнять задание функции под влиянием мешающих факторов внешней среды, профессиональной деятельности, утомления. У. о. подразделяется на специфическую и неспецифическую (общую). Спецификация У. о. связана с… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

УСТОЙЧИВОСТЬ - (англ. tolerance, stability). 1. У. внимания. См. Внимание. 2. Помехоустойчивость. См. Помехоустойчивость оператора. 3. Нравственная У. личности способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных им нравственных … Большая психологическая энциклопедия

Эмоциональная стабильность - устойчивость настроения. НТС … Термины психологии

УСТОЙЧИВОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ - – неподверженность эмоциональных состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних условий. У.э. – интегральное свойство психики, выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Профессионально-психологическая устойчивость - Важный компонент профессионально психологической подготовленности сотрудника, военнослужащего внутренних войск, обеспечивающий возможность действовать в любых сложных и опасных условиях без снижения качества и эффективности действий. ППУ –… … Энциклопедия современной юридической психологии

Педагогическое общение: гибкость - сложное многомерное психическое образование, обусловливающие способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения, приемов мышления и эмоционального реагирования и вырабатывать или принимать новые,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Источник:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013 . Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ» в других словарях: Эмоциональная устойчивость - выражается в способности
http://psychology_pedagogy.academic.ru/21215/%D0%AD%D0%9C%D0%9E%D0%A6%D0%98%D0%9E%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%AC%D0%9D%D0%90%D0%AF_%D0%A3%D0%A1%D0%A2%D0%9E%D0%99%D0%A7%D0%98%D0%92%D0%9E%D0%A1%D0%A2%D0%AC

Эмоциональная устойчивость и толерантность

Эмоциональная устойчивость - способность человека успешно осуществлять сложную и ответственную деятельность в напряженной эмоциогенной обстановке, без существенного отрицательного влияния последней на здоровье и дальнейшую работоспособность.

Как свидетельствует анализ литературы, единого мнения в определении эмоциональной устойчивости нет.

Приведем классификацию существующих определений:

Эмоциональная устойчивость - это свойство, качество или особенность, характе­ризующая темперамент.

Эмоциональная устойчивость - это свойство личности, способствующее успешно­му осуществлению деятельности и характеризующееся увеличением работоспособности в эмоциогенной обстановке.

Эмоциональная устойчивость - невосприимчивость нервной системы к неприят­ным впечатлениям.

Эмоциональная устойчивость - константность моторных, психических функций.

Эмоциональная устойчивость - степень волевого владения излишним эмоциональ­ным возбуждением.

Эмоциональная устойчивость - устойчивость эмоций, эмоциональная стабиль­ность, отсутствие склонности к частой смене интенсивных не­гативных эмоций.

Эмоциональная устойчивость - надежное выполнение сложной задачи.

Эмоциональная устойчивость - оптимальное сочетание эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, волевых, психофизических и дру­гих особенностей.

Таким образом, далеко не всегда взгляд какого-либо автора можно отнести к какому-нибудь классу, множество определе­ний не имеют законченной формы, являются «рабочими».

Нервно-психическая устойчивость - способность человека посредством саморегуляции и самоуправления противостоять отрицательным факторам внешней среды (в т. ч. экстремальным), не снижая продуктивности деятельности и не нанося ущерба своему здоровью (синоним – стрессоустойчивость).

В структуру эмоциональной устойчивости (В.И. Селивановым, А.С. Чебыкиным, Е.А. Милеряном, О.В. Дашкевичем, А.В. Мирошиным и другими) было предложено включить, как способности субъекта к произвольной мобилизации и возможностей своего организма для преодоления негативных эмоциональных реакций состояний новое качество, получившее название эмоционально-волевая устойчивость .

Толерантность непосредственно связана с устойчивостью : при­обретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости или выносливости человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Большинство работ посвящено изучению толерантности как эмоциональному нереагированию на события, снижению порога чувствительности к воздействующему объекту (Г.У. Солдатова). Исследования толерантности в отечественной психологии долгое время огра­ничивались изучением эмоциональной устойчивости (А.Е. Оль-шанникова, О.А. Сиротин, О.А. Черникова, А.С. Чебыкин, Л.М. Аболин, П.Б. Зильберман, А.В. Мирошин и др.).

Анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Инструкция: Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать – отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

На выполнение задания отводится 30 минут.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что я сержусь.

10. Мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.

14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливее всего я бываю, когда я один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я люблю сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.

60. Я человек нервный и легковозбудимый.

61.Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других(не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризным и раздражительным.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.

82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.

83. У меня были приводы в милицию.

84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Обработка результатов. Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».