Человек не является в группе самим. Положение индивида в группе

Человек не может жить в полном одиночестве.

Социальная группа - объединение людей с це­лью удовлетворения потребностей индивидов в осуществлении совместных действий. Люди объединяются по самым различным признакам: принадлежность к нации (историко-культурная общность людей, объединенных языком, общи­ми чертами психологического склада), профес­сии, возрастной группе, гражданству, идеологии, религии, по общим интересам. Группу можно определить как объединение людей по опреде­ленному признаку. Группы имеют определенные нормы (правила поведения) и ценности, откло­нение от которых карается санкциями (от осуж­дения до бойкота и исключения из группы).

Все группы людей можно разделить на боль­шие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количе­ственная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (осо­бенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителя­ми группы).

Малая группа - это немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. По количественному составу: от 2 до 40 человек.

Малую группу характеризуют: наличие об­щей цели, совместная деятельность, личное (прямое) взаимодействие членов группы, опреде­ленный эмоциональный фон, длительность суще­ствования, добровольный характер, наличие вза­имных ожиданий.

Малые группы бывают :

Условными (члены группы не имеют постоянных контактов друг с другом);

Реальными (члены группы имеют постоянные контакты друг с другом);

Естественными (складывающимися сами по себе).

Естественные группы делятся на:

Формальные - группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций;

Неформальные - группы, которые возникают и существуют на базе личных интересов их участников и действуют вне официальных организаций.

Все группы могут быть высокоразвитыми и слаборазвитыми.

Группа оказывает определенное давление на индивида. По способу реакции на такое давле­ние определяют возможные модели поведения: конформизм или приспособленчество (измене­ние человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии), внушаемость (человек принимает линию поведения), активное согла­сие (сознательное отстаивание интересов груп­пы), нонконформизм (несогласие с большин­ством, отстаивание собственных интересов).

Группы могут быть первичными и вторичными.

Первичные группы - каждый член такой группы видит других членов как личностей и индивидуальностей (семья, дружеская компа­ния). Здесь обычно формируется личность, каж­дый находит интимную среду, симпатии и воз­можности реализации личностных интересов.

Вторичные группы - социальные контакты в них носят безличный, односторонний характер (мастер - бригада, тренер - команда). Члены находят эффективный механизм для достижения собственных целей, но часто ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях.

Религия, атеизм и свобода совести.

Религия - это мировоззрение и поведение отдельного индивида, группы, общности, которое определяется верой в существование сверхъестественного.

Типология религий:

1) Исторические типы:

а) Архаичные (древние) религии:

Тотемизм - вера в животных и растения (тотем), обладающих сверхъестественной силой.

Фетишизм - поклонение фетишу, неоду­шевленному предмету, наделяемому сверхъе­стественной силой. В дальнейшем приписы­ваемые предмету свойства стали, как бы «отделившись» от него, самостоятельными сущностями - «духами».

Анимизм - вера в призраков и духов, которые населяют мир наравне с людьми.

б) Современные религии

Теистические - вера в богов (христианство, иудаизм, ислам)

Этические - вера в этические идеалы связи со Вселенной (буддизм, даосизм, конфуцианство)

2) По количеству богов:

Политеистические - вера в нескольких богов

Монотеистические - вера в одного единственного бога.

3) По степени распространения на планете:

Мировые - буддизм, христианство, ислам

Локальные (национальные) - иудаизм, конфуцианство, синтоизм.

Атеизм - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.). Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий .

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Билет №9

1. Общество и его типы. Основные сферы общественной жизни.

Общество- в широком смысле - часть материального мира, неразрывно связанная с природой и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения

В узком смысле - совокупность людей, наделенных волей и сознанием, осуществляющих действия и поступки под влиянием определенных интересов, мотивов, настроений. (напр., общество книголюбов и т.п.)

Понятие «общество» неоднозначно. В исторической науке есть понятия - «перво­бытное общество», «средневековое общество», «российское общество», означающие определен­ный этап исторического развития человечества или конкретную страну.

Под обществом обычно понимают:

Определенный этап человеческой истории (первобытное общество, средневековое и т. д.);

Людей, объединенных общими целями и интересами (общество декабристов, общество книголюбов);

Население страны, государства, региона (европейское общество, российское общество);

Все человечество (человеческое общество).

Функции общества:

Производство жизненных благ;

Систематизация производства;

Воспроизводство и социализация человека;

Распределение результатов труда;

Обеспечение законности управленческой деятельности государства;

Структурирование политической системы;

Формирование идеологии;

Историческая передача культуры и духовных ценностей

Человеческое общество включает в себя ряд об­ластей - сфер общественной жизни:

- экономическую - отношения между людьми в процессе производства, распределения, обме­на и потребления материальных и нематери­альных благ, услуг и информации;

- социальную - взаимодействие больших социальных групп, классов, слоев, демографичес­ких групп;

- политическую - деятельность государствен­ных организаций, партий и движений, связан­ная с завоеванием, удержанием и осуществле­нием власти;

- духовную - мораль, религия, наука, образова­ние, искусство, их влияние на жизнь людей.

Под общественными отношениями понима­ются многообразные связи, возникающие между людьми в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельнос­ти. Различают отношения в сфере материально­го производства, в духовной жизни.

Проявление сфер общества :

а) Политико-правовая сфера:

Ратификация международного договора

Введение поправок к закону

Проведение выборов в парламент

б) Экономическая сфера:

Рост числа акционерных предприятий

Увеличение денежной массы в стране

Уменьшение производства товаров

Введение нового налога

Отношения собственности

в) Социальная сфера:

Демографические изменения в государстве

Типы обществ:

1) доиндустриальный (традиционный)- состязание человека с природой

Для него характерно преобладающее значение земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и деревообрабатывающей промышленности. В этих областях хозяйственной деятельности занято около 2 / 3 работоспособного населения. Доминирует ручной труд. Использование примитивных технологий, основанных на обыденном опыте, передававшемся из поколения в поколение.

2) индустриальный - состязание человека с преобразованной природой

Для него характерно развитие производство товаров массового потребления, которое осуществляется за счет широкого применения различного рода техники. В хозяйственной деятельности преобладает централизм, гигантизм, единообразие в труде и жизни, массовая культура, низкий уровень духовных ценностей, угнетение людей, разрушение природы. Время гениальных умельцев, которые могли без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, паровой двигатель, телефон, самолет и т.п. Монотонный конвейерный труд.

3) постиндустриальный - состязание между людьми

Для него характерно не только повсеместное использование достижений науки и техники во всех областях человеческой деятельности, но и целенаправленное совершенствование самой техники на основе развития фундаментальных наук. Без применения достижений фундаментальных наук невозможно было бы создать ни атомный реактор, ни лазер, ни компьютер. Человек заменяется автоматизированными системами. Один человек с помощью вооруженной компьютером современной техники может произвести конечный продукт, причем не в стандартном (массовом), а в индивидуальном исполнении в соответствии с заказом потребителя.

4) Новые информационные технологии, по мнению современных ученых, могут привести к кардинальным изменениям во всем нашем образе жизни, а их повсеместное применение ознаменует создание нового типа общества - информационного.

2. Глобальные проблемы человечества.

Глобальные проблемы - это совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине XX века, и от решения которых зависит существование цивилизации.

Основные глобальные проблемы:

а) преодоление экологического кризиса и его последствий :

Истощение природных ресурсов

Загрязнение окружающей природной среды

б) демографическая проблема (проблема роста населения земного шара)

в) проблема сокращения разрыва в уровне экономического развития между странами

г) проблема предотвращения угрозы третьей мировой (ядерной) войны

д) борьба с международным терроризмом, с наркомафией и наркоманией

е) предотвращение распространения СПИДа

Глобальные проблемы:

Возникли во второй половине XX века

Все глобальные проблемы взаимосвязаны

Охватывают все стороны жизни людей

Касаются всех без исключения стран мира

Причины: эксплуатация ресурсов, гонка вооружений, низкая культура людей, рост населения

К числу социальных последствий НТР относится

Рост требований к подготовке специалистов

Увеличение доли работающих в сфере обслуживания

Увеличение продолжительности обучения в школе
- рост образования населения

О б щ е н и е - это сложный процесс установления контактов меду людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение - важнейшая потребность и не менее важная ценность для человека. Общение может быть формальным (официальным) и неформальным.

Потребность в неформальном общении естественна. Она дает возможность общаться без каких-либо формальных (кем-то установленных) правил или по правилам, установленными членами самой группы. Для неформального общения подростки или молодые люди объединяются обычно в малые группы.

М а л а я г р у п п а - это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то признакам. Оптимальное число членов малой группы от 3 до 7, иногда до 10 человек.

Признаком, отличающим малую группу, можно считать общую деятельность, подчиненную общей цели. По этому признаку можно выделить производственные, учебные, спортивные, семейные и др. группы. Среди подростков малые группы образуются по интересам, по месту жительства.

Малые группы могут быть постоянными и временными .

Человек в малой группе всегда имеет определенный статус - положение. Оно определяет права, обязанности и привилегии человека. В неформальной группе всегда есть лидер и рядовые члены группы. Лидер в группе - это человек (подросток) имеющий влияние на всех рядовых членов при выполнении ими совместных действий, при принятии решений.

Малая группа, как правило, сплоченная, иначе она просто прекратит свое существование. Групповая сплоченность достигается благодаря строгому следованию групповых норм. Групповые нормы - это принятые в группе стандарты поведения, правила поведения. Без соблюдения норм группа действовать не может. Она просто перестанет существовать. Вот некоторые нормы: подчинение лидеру, подчинение групповому решению, взаимная поддержка и выручка, в некоторых случаях - справедливое распределение материальных благ. Тот, кто не принимает этих правил, выпадает из группы, или по отношению к нему применяются санкции - осуждение, внушение, вплоть до исключения из группы.

Иногда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных членов и нескольких человек. Тогда можно говорить о групповом эгоизме .

Подростки, молодые люди, а иногда и сформировавшиеся личности могут изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, требованиям других людей. В обыденной жизни такое поведение называют приспособленчеством, а в научной терминологии - конформизмом.

Существует несколько способов реагирования человека на давление группы:

  • 1) бессознательно принять мнение группы, линию поведения, принятую в группе;
  • 2) конформизм - осознанное внешнее согласие человека с нормами поведения в группе при внутреннем расхождении с мнением группы;
  • 3) сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее норм, ценностей.

Таким образом, малые группы имеют большое значение в жизни людей и особенно подростков. Именно в группах происходит общение человека с другими людьми, признание его индивидуальности, формирование самоуважения, самооценки.

Группа является одной из основополагающих форм социального взаимодействия. Люди, как и многие из представителей братьев наших меньших, объединяются в группы для удовлетворения разнообразных потребностей. Происходит данный процесс посредством взаимодействия членов объединения между собой.

Различия в поведении

То, как проявляет себя человек в группе, можно представить при помощи самого простого примера. Представьте себе, что в комнате находится обычный человек. Он может отдыхать, может пойти пообедать, а если ему заблагорассудится - соберет сумку и пойдет гулять. Но совершенно другую картину можно увидеть в том случае, когда упомянутый индивид будет членом группы. Свободное поведение возможно, только если он находится в обществе близких друзей или родственников. В остальных случаях человек в одиночестве и тот, что является частью группы, - это практически разные люди. Психологи утверждают: только после оценки того, как проявляет себя человек в группе, можно судить о его характере и личных качествах. Невозможно составить мнение об индивиде, не зная, каким образом он ведет себя в обществе себе подобных.

Типы групп

Существует огромное количество групп. Это различные социальные объединения, семейный круг, школьный класс, студенческая группа. В какие-то объединения человек может попасть случайно, частью других он становится по собственному желанию. Одни можно легко покинуть, а другие - практически невозможно. То, как проявляет себя человек в группе, кратко говоря, во многом зависит от ее типа. Среди всего их многообразия выделяют большие и малые объединения. К большим относятся союзы на основе профессиональных интересов, этнические группы, социальные образования, связанные с географическим положением. Время жизни таких объединений больше времени отдельно взятого человека, оно зависит от исторических событий.

Толпы

Также к категории групп относят возникающие стихийно толпы. Проявляются они в виде политических митингов, стихийных действий. Существование толпы недолговечно. Она исчезает так же внезапно, как и появляется. Толпы часто бывают неуправляемыми, одно из их главных свойств - это высокая эмоциональная заряженность. Как проявляет себя человек в группе подобного рода?

Первым свойством, определяющим его поведение, является анонимность. Человек теряется в «безликой толпе» и практически прекращает нести ответственность за свои поступки. Именно отсюда и происходит жестокость толпы, ее агрессивность. В такой группе у индивида создается ложное ощущение, что он свободен от других типов социальных связей - например, он забывает, что является частью трудового коллектива, семьи.

«Растворение» в толпе

То, как проявляет себя человек в группе такого типа, во многом определяется упомянутой анонимностью и безответственностью. Индивид полностью отдается во власть таким инстинктам, которым в здравом уме он бы никогда не дал волю. Он оказывается неспособным перерабатывать информацию рационально. Если у изолированного индивида сохраняется способность к критике, наблюдению, то у человека в толпе она полностью исчезает.

В толпе индивид подвержен ассоциации с другими ее членами. Такая группа напрямую влияет на человека своим присутствием, он чувствует ее мощь. Это воздействие может выражаться двумя способами - либо усилением поведения индивида, либо его подавлением. Человек чувствует непреодолимую которая обусловлена ее огромной численностью. Здесь не существует такого понятия, как невозможность. Именно поэтому индивид отдает себя во власть инстинктам.

Человек как часть коллектива

Как было указано, поведение человека меняется, когда он становится частью группы. Общение человека в группе существенно влияет на его мотивацию, сферу оценок и другие характеристики. Интересы его становятся более широкими, ведь он теперь не только занят собой, но и заостряет внимание на проблемах других членов объединения.

Кроме того, в коллективе человек наделяется определенным «весом». Люди могут находиться на совершенно одинаковых позициях, выполнять одинаковую работу. Однако они будут иметь абсолютно разный «вес» внутри коллектива. Для многих эта характеристика имеет особую ценность, ведь вне группы человек никогда бы не смог обрести значимость.

Группа также влияет на самооценку индивида, его самовосприятие. Член группы постепенно идентифицирует себя с ней, что приводит к изменениям в данной сфере. Он начинает по-другому относиться к своему месту под солнцем, у него формируется новый тип мировоззрения.

Роль и статус

То, как проявляет себя человек в группе (обществознание или психология обычно являются теми предметами, при изучении которых школьники разбирают данный вопрос), зависит от индивидуального положения участника того или иного объединения, его статуса. Каждая группа наделяет своего члена определенным статусом. Он, в свою очередь, предполагает ту или иную роль. Статус человека в группе - это позиция по отношению к другим участникам объединения. Роль представляет собой определенный набор функций, которые предписываются участнику группы другими ее членами. Также она зависит от той спецификой деятельности, которая характерна для данной группы. Существует большое количество типологий ролей в социальном объединении. Однако большинство из них построены по критериям власти и подчинения либо предпочтения и отторжения.

Типы социальных статусов

Лучше всего для понимания различных социальных статусов и ролей подходит группа с жесткой социальной иерархией. Обычно ей свойственен недостаток ресурсов, а также внутри таких объединений наблюдаются проблемы с их справедливым распределением. Не последнюю роль в группах подобного рода играет низкая ее вожака (или лидера). У него могут отсутствовать понятия о морали и ценностях. Место человека в группе с жесткой социальной иерархией обычно обозначается буквой греческого алфавита. В ней наблюдаются следующие роли:

  1. Альфа - это «вожак стаи». Лидер пользуется приоритетом в распределении благ, он обладает самым большим авторитетом.
  2. Бета представляет собой второе после лидера лицо в группе. Нередко бета бывает умнее альфы. Однако он не так энергичен. Он занимает второе место в иерархии и потому имеет соответствующее право на распределение благ. Нередко бета является своеобразным хранителем принятых в и правил.
  3. Гамма-1. Это приближенные лидера группы, его соратники.
  4. Гамма-2. Членов группы с таким статусом обычно больше всего. Они, как правило, инертны и нередко становятся объектами манипуляций со стороны более «высокопоставленных» членов объединения.
  5. Гамма-3. Эта подгруппа также вынуждена подчиняться, однако ее представители нередко бывают недовольны присвоенным им статусом. К ним члены с более высоким рангом применяют политику «кнута и пряника». В роли «пряника» обычно выступает возможность стать приближенным к высшим слоям группировки, а «кнут» - это лишение прав, уменьшение количества получаемого вознаграждения, иногда - изгнание из группы, а также физическая расправа.
  6. Гамма-4. Это своеобразный «шут», которому позволено делать критические и язвительные замечания в адрес других членов группы. Естественно, такое позволение ему дают представители высших рангов. Гамма-4 несет особую роль: он поддерживает видимость «свободы слова» и «демократии» в группе.
  7. Омега - это индивид, который принимает на себя всю агрессию объединения. Роль омеги нужна для того, чтобы группа была сплоченной. С помощью человека с данным статусом другие члены объединения обретают ощущение «мы». В том случае, если человек не согласен с этой ролью и покидает группу, в скором времени на эту позицию находится другой кандидат.

Цели членов группы

Обычно поведение члена группы направлено на достижение одной из двух целей - решение практических задач или же построение взаимоотношений. Одному человеку сложно выполнять сразу обе функции, поэтому каждый участник объединения либо занимается решением практических задач, либо способствует развитию гармоничных отношений в коллективе.

Психология групп

1.3.4 Положения индивида в группе в качестве ее члена

1.3.4.1 Статус

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие “статус” или “позиция”, обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины “статус” и “позиция” часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие “позиция” имеет несколько иное значение[ Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967 - С. 76]. Самое широкое применение понятие “статус” находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, -- “статус” самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

Таким образом, хотим этого или нет, мы помещаем окружающих нас людей в статусные категории, и среди членов группы существует довольно четкое представление, кто находится выше, кто в середине, а кто аутсайдер.

Источники статуса. Статус придается индивиду группой, и в этом смысле является групповой ценностью. В качестве статусной характеристики может выступать любая социальная или индивидуальная характеристика: внешняя привлекательность или уродливость (например, шрамы на лице), молодость и старость, высокий рост или миниатюрность и т. д. Среди борцов сумо, например, ценится огромный вес. Он обладает несомненной статусной ценностью в этой профессиональной группе. В то же время среди профессиональных жокеев такой ценностью, наоборот является миниатюрность. Говорить по-английски с русским акцентом - имеет разную статусную ценность в Лондоне и в Ташкенте. То, чем индивид владеет, что он знает или умеет, может иметь или не иметь статусной ценности. Все зависит от той системы групповых координат, на основании которой производится оценка.

Организации и группы снабжают индивидов статусными атрибутами различными путями. В случае, если группа занимает высокое место в более широкой социальной системе, сама принадлежность к ней служит статусным отличием.

Статусным значением могут обладать престижная профессия, положение в организационной иерархии, заработная плата, организационные льготы и т. д. Кроме того, статусом могут быть личностные характеристики, воспринимаемые организацией или группой как ценные. Это могут быть образование, пол, национальность, религиозность, общительность, опыт или компетентность.

Функции статуса. Статусные символы выполняют ряд функций в организации. Они служат для вознаграждения, мотивации и облегчения общения. Статусные символы действуют как награды за достижение, полученные путем напряженной работы или благодаря большим способностям. Они также выступают как мотивирующие факторы, заставляя индивидов напряженно трудиться ради возможного продвижения по службе. Но наибольшая ценность статуса для организации состоит в том, что он является средством облегчения общения. Статус определяет, какова позиция индивида по отношению к другим внутри организации, каков его ранг для посторонних лиц, кто начинает коммуникацию, к кому она адресована, как распределена ответственность и т. д. Статусные символы придают общению большую определенность.

Соответствие статусов. Каждый статус может сравниваться с другими по тому или иному признаку, соотносимому с господствующей системой ценностей и, в конечном счете, должен быть привязан к вкладу каждого индивида в групповую или организационную деятельность. Соответствие статусных символов реальным заслугам индивида перед группой является важным фактором групповых процессов.

Когда члены группы сталкиваются со статусным несоответствием, они демонстрируют поведение, направленное на его корректировку. Работники ожидают вознаграждения пропорционально тем усилиям, которые затрачивают. Если две медсестры претендуют на должность главной медсестры клиники, очевидно, что более опытная и квалифицированная имеет больше оснований на это повышение. И если так и произойдет, и группа, и другая претендентка на должность воспримут это как статусное равновесие. В случае же, если предпочтение будет отдано менее достойному кандидату, основываясь на каком-либо внегрупповом критерии (например, чьей-то протекции), такая ситуация приведет к статусному дисбалансу в группе и неизбежно скажется на ее эффективности.

Несмотря на то, что группы в целом без труда приходят к согласию о статусных критериях, нередко возникают конфликтные ситуации. Эго происходит, например, когда индивиды перемещаются в группы с другими статусными критериями или же когда группы сформированы из индивидов с неоднородным опытом.

1.3.4.2 Роли

Еще одной структурной характеристикой группы являются роли индивидов в группе. Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различ ные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые “предписаны” группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи -- актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Понимание ролевого поведения было бы в значительной мере упрощенным, если бы одни и те же роли игрались постоянно, без изменений. К сожалению, все намного сложнее: от людей требуется играть целый набор ролей, часто чрезвычайно противоречивых, и одна из задач в понимании поведения людей состоит в определении той роли, которую человек играет в настоящий момент. Например, армейский офицер обязан выполнять целый ряд ролей на своей службе: командовать своим подразделением, нести боевое дежурство, проверять боеготовность солдат и сержантов, заботиться об их благополучии и здоровье. Вне службы он играет еще целый ряд ролей-- мужа, отца, друга, члена спортивного клуба или местного общества охотников.

Многие из этих ролей вполне совместимы, другие создают конфликт. Например, забота о солдатах и семье вполне сопоставимы. Но часто возникают совсем иные ситуации. Представим, что офицер получает повышение, которое сопровождается изменением места службы: вместо крупного города он вместе с семьей должен переехать в отдаленный гарнизон, где жена вряд ли сможет найти работу, а детям - не удастся получить хорошее образование. В этом случае роль исполнительного офицера вступает в конфликт с ролью заботливого отца, пекущегося о благополучии своего семейства.

Люди вольно или невольно вынуждены играть разнообразные роли, и их поведение во многом зависит от того, какую роль они играют. И поведение офицера на строевом плацу будет сильно отличаться от его поведения на теннисном корте. Даже при сохранении одного и того же статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно отличаться не только в различных группах, но и в ходе развития самой группы. Возвращаясь к нашему примеру с семьей, нельзя не отметить тех драматических изменений, которые претерпели семейные роли в новейшей истории.

Влияние группы на продуктивность деятельности индивида

Индивидуальные особенности памяти младшего школьника, их проявление и развитие в процессе обучения

Проблема памяти в настоящее время рассматривается в рамках различных психологических теорий и подходов. Наибольшее распространение получили ассоциативные теории памяти...

Исследование подверженности индивида психическим состояниям других людей

Так как психическое состояние не статично, и может изменятся во времени, в течении дня или даже пары минут, нас прежде всего интересует как и следуя каким способом можно добиться изменения состояния у зрителя во время спектакля...

Манипулятивное воздействие и способы защиты

Необходимо заметить, что психика индивида на самом деле уже как бы изначально предрасположена к некой особой восприимчивости, которую видимо и можно назвать манипулированием...

Массовая психология политического поведения индивида

Поиск причин, объясняющих содержание политического поведения дополняются исследованиями собственно психологической природы тех поступков, которые совершают граждане...

Место и роль педагогической психологии в системе современных научных знаний

Проделанный анализ показывает, что в самом объекте исследования никакого предмета не содержится. Но он может быть выделен как особое содержание посредством познавательных действий с объектом, опосредованных категориальным подходом...

Основные этапы эволюции предмета психологии

В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф...

В структуру индивидно-типических свойств входят конституциональные и нейродинамические. Выделяют общую и частную конституции человека...

Психологическая характеристика индивида

Причина индивидуальных особенностей поведения человека обусловлена, в том числе свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и их различными сочетаниями. И. П. Павлов полагал...

Психологические особенности людей пожилого возраста

Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М...

Психология личности

Биогенетическая периодизация развития человека (Ст. Холл, З. Фрейд). Социогенетические периодизации возрастного развития человека (Л. Колберг, А.В. Петровский)...

Самоопределение личности в условиях массы, толпы

Если бы С. Московичи попросили назвать наиболее значительное изобретение нашего времени, он бы, не колеблясь, ответил: индивид. И по причине совершенно очевидной...

Связь эмоций и инстинктов в теории У. Мак-Даугалла

В своей теории Мак-Даугалл сформулировал три аспекта инстинктов. Во-первых, каждому отдельному инстинкту свойственна перцептивная предрасположенность к тому, чтобы "замечать" одни стимулы и не "замечать" другие. Во-вторых...

Стадии формирования действующей толпы

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии...

Условия успешности малых групп

Основные феномены взаимодействия. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями...