Что такое христианский пост? Как и зачем поститься? Что такое пост, как правильно соблюдать его традиции Что значит держать пост.

Великий пост держат многие, даже те, кто церковным человеком не является, даже те, кто себя позиционирует неверующим и агностиком. Для людей нецерковных главный вопрос поста: что можно, а чего нельзя есть. Часто в человеке просыпаются какие-то религиозные инстинкты, и пост здесь хорошая возможность эти инстинкты как-то удовлетворить.

В данном случае пост, конечно, не нужен. Пост совсем не об этом. Пищевые моменты – это вообще в посте дело десятое или даже двадцатое. Если в человеке просыпается какое-то духовное движение и он ищет, как ему приблизиться к Богу, надо начинать не с отказа от мяса, а с чего-то другого. Такому человеку необходимо оглашение, то есть научение вере, получение ответов на свои вопросы и знакомство со Священным Писанием и догматикой, постепенное врастание в богослужение и Таинства. А само по себе неядение мяса никак к Богу не приближает, нисколько! Если же есть желание сделать какой-то шаг ко Христу, то гораздо полезней будет начать читать Писание или какую-либо другую духовную литературу. При этом я не хочу сказать, что гастрономическая часть вообще не имеет значения. Имеет, это тоже важно, но, во-первых, это не центральное, во-вторых, начинать первые шаги в вере надо точно не с пищевых ограничений.

Мало кто знает, даже среди церковных людей, что изначально пост в христианской церкви появился как часть оглашения. На втором этапе оглашения, перед Пасхой, желающие креститься постились, слушали проповеди, готовясь к вхождению в Церковь через крещение. Люди наставлялись в Писании, в учении Церкви, как правило, радикально меняли свою жизнь, отказывались и отрекались от многого, что было несовместимо с жизнью христианина. То есть пост, как мы видим, имеет не только личностное измерение, но и соборное. Как и евхаристия, пост не просто дело моего личного благочестия, но это еще и церковное дело. К сожалению, церковное понимание поста, его соборное понимание сейчас практически отсутствует.

Но, конечно, пост важен и в плане личного духовного роста и развития. Многие верующие со временем охладевают к посту, начинают его считать какой-то устаревшей традицией, которая имеет мало отношения к реальной жизни, некий анахронизм. Где, мол, в Писании про пост написано? Да и вообще мы уже спасены, зачем нам поститься?

Во-первых, постился Христос: для нас это уже является вполне нормальным основанием для того, чтобы поститься.

«Искушение Христа на горе»
(фрагмент «Маэсты» Дуччо, 1308-1311 годы)

Сам Христос говорит о том, как правильно поститься:

«Но когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо» (Мф 6:17).

В другом месте Он говорит:

«Но придут дни, когда отнимут у них Жениха, и тогда станут они поститься» (Мф 9:15).

То есть пост является очень важной частью жизни человека. Да, когда человек уверовал во Христа, принял Его всем сердцем, то он, конечно, обрел спасение. Но спасение в каком смысле? В смысле, что он уже гарантированно в Царстве Божьем себе место забронировал и теперь может делать что хочет? Нет, конечно. А в том, что он встал на путь жизни. Но ведь с этого пути всегда можно уйти, потому что в этом мире еще действует зло. Да и сам человек, который уверовал в Бога, пришел в Церковь, имеет еще много чего, над чем стоит трудиться.

«От дней Иоанна Крестителя и доныне Царство Небесное терпит насилие, и употребляющие силу овладевают им» (Мф 11:12).

Придя к Богу, человек получает дары Духа, получает благодать, которая его питает и вдохновляет: все верующие помнят тот период, когда действовала призывающая благодать, когда как на крыльях летал, все связанное с верой приводило в восторг. Но потом все это куда-то исчезло, стало пресно, банально и бессмысленно.

Это вполне закономерно: призывающая благодать уходит, затем нужен труд, духовный труд, чтобы те дары, которые человек получает вначале, приумножились, чтобы благодать снова и снова посещала сердце, чтобы человек возрастал в любви к Богу и ближнему. И вот здесь просто невозможно без поста. В нас очень сильна инерция ветхого человека: сей мир, во зле лежащий, тоже оказывает на нас сильное влияние, как и плоть, которая, по слову ап. Павла, противостоит духу. Поэтому человеку требуется труды, чтобы укрепиться в вере, в церкви. Но так как у нас почти нигде нет нормального оглашения, введения человека в традицию, то со временем, когда призывающая благодать уходит, человеку мало понятно: а что тут делать? При чем тут его жизнь и какие-то средневековые ритуалы?

Очень важно, что в христианской жизни есть две центральные составляющие: дух и смысл. Когда человек приходит в церковь, то он почти ничего или ничего не понимает, он движим духом, благодатью, и на этот период ему этого достаточно. Но потом он должен войти в смысл церковной жизни, воцерковиться. И это и есть залог умножения благодати. Но так как он смыслов не обретает, в том числе и смысла православных богослужений (большинство православных христиан не знают службу и не понимают ее), то со временем он теряет и благодать.

То же самое и с постом. Нужно войти в дух и смысл поста как духовного делания. Он актуален в контексте реальной церковной жизни, которая не сводится только к участию в богослужениях. Если человек живет совершенно обычной жизнью, при этом он вроде бы порядочный прихожанин: не курит, не пьет, жене не изменяет, работает хорошо, иногда даже кому-то помогает, то не понятно: зачем тут вся эта покаянная риторика и атмосфера Великого поста, зачем вообще он, пост, нужен? Просто как инструмент для самосовершенствования? Но всё совершенно меняется, когда человек начинает что-то делать в самой церкви, заниматься каким-то служением. Для настоящего церковного служения нужны дары Духа, но просто иметь их очень мало, надо еще научиться ими служить, их пускать в дело. А вот здесь человек может столкнуться с большими проблемами. Тут откроется большое пространство для покаяния, потому что человек столкнется с многочисленными немощами. Это как с физкультурой. Пока не начал делать упражнения, вроде у тебя все нормально, ты ходишь, сидишь, иногда даже до автобуса можешь пробежаться, а вот пришел на тренировку, и понимаешь, что и тут не то, и там не гнется, и здесь болит, что вообще, по сути, развалина.

Христианин – это не статус, это призвание, это служение. Все христиане – священники, а значит, призваны служить Богу, служить теми дарами, которые дает Господь. И вот, чтобы эти дары взращивать, чтобы приносить добрый плод, чтобы возрастать в служении, для этого и нужен пост. Он помогает максимально сконцентрироваться на главном, отсекать всё ненужное, преодолевать то, что мешает. В таком случае сюда органически вписывается и гастрономическая часть.

Призвание апостолов

Что же делать человеку, который еще не понял своё призвание и служение? И здесь снова пост – хороший помощник! Если человек полтора месяца максимально сосредоточится на духовном делании, поставит конкретную духовную цель, то тогда ему обязательно что-то откроется, что-то очень важное, и не просто откроется, но и дадутся силы, чтобы это важное начать воплощать.

Подводя итог, можно сказать: если мы хотим, чтобы Великий пост, как и вообще все другие посты, не просто сводился к гастрономии и к изменениям в чине службы, а чтобы он стал живой и действенной реальностью в нашей жизни, нужно возрождение института катехумената, когда время святой четыредесятницы стало бы временем сугубых усилий для одних по вхождению в Церковь, для других – по оказанию помощи в этом вхождении. То есть в Церкви должны возродиться в полноте миссия и катехизация и другие служения. Тогда верующие будут не просто заниматься индивидуальным освящением и спасением своей души, а начнут служить теми дарами, что даст им Господь, и тут понадобится пост для возрастания в своем служении, для умножения даров. Тогда самым радостным итогом поста была бы не возможность наконец-то разговеться, а крещаемые, прошедшие оглашение. И крестный ход перед пасхальный службой был бы не просто хождением вокруг храма, а торжественным шествием новокрещеных из баптистерия на их первое Причастие, и новорожденные члены Церкви были бы действительно самым главным плодом поста всех: и оглашаемых, и верных.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram , чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале

Человек был сотворен Богом как гармоничное существо. У первых людей, наших прародителей Адама и Евы, сначала живших в Раю, все составляющие их естества – дух, душа и тело – находились в строгом соподчинении. Это состояние можно уподобить правильно поставленной пирамиде: вершина – это дух, устремленный к Богу, средняя часть – душа, состоящая в подчинении у духа, и основание – тело, служившее послушным орудием души. При этом весь материальный мир подчинялся своему владыке, венцу творения – человеку. Но Адам и Ева согрешили своим непослушанием Творцу, вкусив плодов с запрещенного древа. В результате этого греха изначальная иерархия человеческой сущности была кардинально нарушена. С тех пор природа человека похожа на пирамиду, опрокинутую вершиной вниз: дух, разорвав свою связь с Богом, попал в зависимость от души; душа же покорилась телу, которое, в свою очередь, оказалось в зависимости от внешнего мира и поработилось материальному началу. Теперь между составляющими человеческой природы происходит разлад: «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти, они друг другу противятся» (Гал. 5:17). Пост же является аскетическим средством, помогающим восстановить изначальную иерархию психофизической организации человека – покорить тело душе, а душу подчинить духу.

С древности известно, что каждый вид питья и пищи имеет свое воздействие на организм. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Вы сами назовете блюда, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм. Еда способна все больше привлекать к себе внимание, порабощать желудок, а значит, склонять душу к земному и тленному. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, а сердце грубеет, разве спо­собен человек в таком состоянии чисто и искренно молиться Богу?

Путь духовной жизни предполагает победу над своими страстями через преодоление нашей чувственной зависимости. Здесь Церковь предлагает давно проверенное средство – пост.

«Когда царь собирается взять неприятельский город, – говорил преподобный Иоанн Колов, – он прежде всего пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут» .

Вспомните противоположный пример казаков из «Тараса Бульбы» Гоголя. Сечь, хотя и молилась в церкви и готова была защищать ее до последней капли крови, однако не хотела и слышать о посте и воздержании. Не от этого ли оказался ослаблен их внутренний дух, что выразилось в примере предательства и в конечном поражении казаков?

Представьте, что с одной стороны от вас играет музыкант на скрипке, а с другой – трудится рабочий с отбойным молотком. Разберете ли вы мелодию скрипки? Или увидите только движение смычка по струнам? Так и в жизни человека: все внешние впечатления, земные удовольствия не дают услышать голос Небесного Отца. Кто сумеет остановить отбойный молоток страстей, тот услышит слово Божие, вступит в общение с Ним. На это направлен пост. Он погашает привязанность к чувственным удовольствиям, чтобы человек насладился духовными истинами.

Пост есть рассудительное отношение к пище. Оно основано на многовековом знании действия ее на наше естество. Так, пища животного происхождения имеет свойство утучнять плоть и пробуждать страсти (особенно мясная). Поэтому во время поста христианин ограничивает себя в употреблении животной пищи, а также хранит меру в самом количестве еды. Дары мира растительного, принимаемые организмом, оказывают более легкое действие и не провоцируют в естестве движение низких, грубых страстей.

Таким образом, пост погашает привязанность к скотоподобным наслаждениям, помогает покорять духу плоть. Без поста невозможно восстановить в нашем естестве ту райскую гармонию, при которой все чувства и желания тела находились в полном повиновении душе.

Пост имеет для человека и педагогическое (воспитательное) значение. Если мы не научимся ограничивать себя в потребностях желудка, то как наша воля сможет побеждать более сильные страсти?

Необходимо помнить, что пост состоит не только в телесном воздержании. «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел» , – говорил святитель Василий Великий. Пост – это ограничение себя во всем, что приземляет духовно-нравственные стремления человека. В пост положено воздерживаться от супружеских отношений, легкомысленных развлечений и суетных, ненужных забот. Именно в это время следует отказаться от таких вредных привычек, как курение, сквернословие и злоупотребление алкоголем.

Пост есть воздержание внешних и внутренних чувств от недозволенных впечатлений. «Пусть постятся не одни уста, но и зрение и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела, – пишет святитель Иоанн Златоуст. – Пусть постятся руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Пусть постятся ноги, перестав ходить на противозаконные дела. Пусть постятся глаза – зрение есть пища очей. Всего нелепее было бы воздерживаться от пищи, а глазами пожирать то, что запрещено. Ты не ешь мяса? Не пожирай же глазами своими сладострастия. Пусть постится слух; а пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от птиц и рыб воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем. Злословящий пожирает тело брата, угрызает плоть ближнего» .

Однако у многих может возникнуть вопрос: разве каяться в грехах, бороться со страстями, делать добрые дела, мирно жить с ближними, воздерживать язык и т.п. мы должны только в дни поста? Не является ли все это всегдашним делом христианина?

Да, жить благочестиво, поступать по заповедям Божиим, вести борьбу с нечистотой внутри себя необходимо во все дни. Но у большинства из нас это получается плохо. И вот в дни поста всем нам предлагается очередная возможность научиться сдерживать язык, подавлять гнев, устраняться от суеты и сплетен, творить милостыню и т.д. Таким образом нам предоставляется возможность привыкнуть к добродетели и превратить ее в навык . Навык же необходим всем, чтобы потом, по окончании поста привычно уже вести благочестивую жизнь. Отвык в посту от курения – и после Пасхи продли воздержание. Бросил сквернословие – не начинай вновь. То, что стало привычкой, делается без труда. Итак, наши упражнения, наш душевный и телесный труд – не только для времени поста. Они служат для приобретения навыка, а сам навык должен перейти на всю жизнь.

Пост – аналог длительного путешествия ради приобретения навыка отказа от грехов и страстей и стяжания (приобретения, взращивания в душе) добродетелей.

Пост – это школа покаяния, в которой человек должен yчиться yглyблять свою веpу, пеpесматривать свою жизнь и, насколько это возможно, изменять ее к лучшему.

_______________

Литература:

  1. Духанин В. Знакомство с Православием, или Начало познания духовного мира. – М., 2011.
  2. Протоиерей Андрей Ткачев. Всегда или только в посту? http://www.pravoslavie.ru/77530.html

М ир Вам, дорогие посетители православного островка «Семья и Вера»!

Люди, далекие от Церкви, а также и мало воцерковленные христиане — неустанно задаются вопросом: Зачем нужно поститься?

Простые ответы их не устраивают. Им нужны подробные разъяснения. А для того, чтобы мы могли дать правильные ответы, мы сами должны знать всю глубинную важность соблюдение постных дней.

Ольга Рожнёва подготовила прекрасную подборку ответов и наставлений Оптинских старцев о важности-нужности поста, о влиянии соблюдении поста на здоровье, о том, как правильно поститься, а также, в статье, затронуты и другие моменты постовой жизни.

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, – а потом прибавил: – “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища – то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

– Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

– А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится – “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста – свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Преподобный Варсонофий наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

– Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

– Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” – спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь – советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста – не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание – чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство – чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость – чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, – здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились – ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство

Отказ от скоромной пищи – внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)»

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Духовное чтение >>

Обсуждение: есть 1 комментарий

    Кажется у Дорофея (опять он!): «пост полезен любому уже тем, что своими узами укрощает саморазрушение души и тела, обязательно наступающее при отсутствии сдерживаний.» (VI век).

    Ответить

Христианская жизнь немыслима без подвига. То есть без того усилия, которое предпринимает верный, руководимый и укрепляемый Святым Духом, чтобы избавиться от ига греха и господства страстей, и чтобы самоотверженно следовать воле Господней. Чтобы жить во Христе и быть живым членом Его Тела, которое есть Церковь.

В этом подвижническом усилии особо значительное место занимает пост. Он представляет собой одно из самых действенных орудий в нашей духовной борьбе. Об этом свидетельствует слово Божие. Это открывается нам из жизни святых. Так верит и учит наша Церковь, воспринимающая пост как одно из своих древнейших и священнейших установлений.

Однако пост, как и другие церковные установления, в особенности в наши дни, находится в опасности потерять свой смысл или стать бесполезным! И, к сожалению, это случается и среди многих из тех христиан, которые ревностно хранят и в точности исполняют установления Церкви.

Итак, одни христиане - или по незнанию, или по небрежности - недооценивают значение поста и не соблюдают его. Другие до какой-то степени хранят его, но делают это формально. У них нет необходимого понятия о его глубинном значении, нет знаний о том, что касается поста и что нужно знать сознательному верующему. Таким образом, соблюдение поста превращается в формальное действие, не имеющее того глубокого смысла, который вложен в него верой и опытом Церкви.

Архимандрит Симеон Куцас

Блаженный Августин говорит: «Если вас спросят: для чего вы поститесь и мучаете себя? отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, необходимо усмирять голодом и жаждою».

Пост как лекарство для обуздания сидящего внутри нас злого, гордого и самолюбивого «Я» требует соответствующей дозировки. Наиболее идеальная та дозировка, которая установлена богослужебным уставом Церкви. Она дается в православном церковном календаре.

Индивидуальная дозировка поста опять же зависит от меры нашей любви к другим людям. Чем больше в нашем сердце страстей гордыни, злобы, зависти, блуда по отношению к другим людям, тем больше требуется пищи для восстановления затраченной энергии по удовлетворению этих страстей. Чем чище наше сердце, чем больше в нем мира и любви, тем меньше наше тело нуждается в телесной пище. Вот почему великие святые, живя в пустыне, очищая свою душу от страстей, могли проводить без пищи много дней. Питались они очень скудно. В их рационе был сухой хлеб, вода, корешки растений, немного овощей. Преподобный Антоний Великий даже стеснялся принимать пищу при других. Кому приходилось бывать в монастырях, тот не мог обратить внимание на то, что при скудном рационе монастырской пищи она необыкновенно вкусная. Она намного лучше изысканных ресторанских блюд, потому что приготавливается с любовью.

А как быть тем, которые только начинают постигать суть духовной жизни в Церкви, которые еще не увидели в себе глубокие язвы греха, а также тем, у кого слабое физическое здоровье?

Таким людям надо начинать пост с малого. В начале необходимо поститься (не вкушать мясо, молоко) хотя бы в пятницу. Затем прибавить еще один день — среду. В период Великого поста еще более усугубить пост — попоститься первую и последнюю неделю перед Пасхой. Таким образом, пост постепенно обратится в навык. И сама душа, ради стяжания мира, любви, милосердия, будет жаждать поста.

Кроме воздержания от скоромной пищи, надо резко ограничить просмотр развлекательных телепередач, слушание современной музыки.Пост и молитва — это два крыла и никак их нельзя разделять, ибо с одним крылом никуда не улетишь. Кто постится без молитвы, без примирения со своими ближними, тот может очень сильно навредить своему здоровью. Каждое воскресенье необходимо посещать храм Божий и хотя бы один раз в месяц исповедовать свои грехи и причащаться св. Христовых Тайн. В храме каждый раз как бы проводится заседание генерального штаба по спасению души, на котором внимательным людям даются важные указания и благодатные силы для претворения этих указаний в жизнь.

(церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение - пост истинный есть, и благоприятный». Пост - не диета, и воздержание от определенных видов пищи - не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес.

Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост - Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения.

Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение - сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.

Пост также выступает свидетельством духовной природы человека - в отличие от животного, которое всегда будет есть всю пищу, до которой только сможет добраться. Здоровое животное никогда не будет воздерживаться ни от пищи, ни от удовлетворения еще каких-либо своих биологических импульсов, и нередко мы слышим, что человек - это не более чем «усовершенствованное животное». Религиозный пост - простейший способ показать, что это не так. В нашей биологической природе - стремиться к удовольствию от вкусной пищи и давать волю своему аппетиту, но мы можем решить, что духовные цели важнее, и поставить свою животную природу на место. Поэтому пост - древнейшая религиозная практика, широко распространенная и в языческом мире.

Но у христианского поста есть и свои особенности. Для языческого аскета тело - темница души, что-то нежеланное, от чего он мечтает в итоге навсегда избавиться. Для христианина тело - это, как сказал один подвижник, «брат осёл», то есть нечто само по себе благое (Бог вообще не сотворил ничего в принципе плохого), но требующее держать его в подчинении: мы должны ездить на осле, а не осел на нас.

Пост помогает нам научиться подчинять наши желания разуму и воле, а разум и волю - слову Божию. Однако важно отметить, что в посте всем, а особенно людям, недавно вошедшим в церковную жизнь, следует проявлять рассудительность и умеренность, чтобы не нанести вреда своему здоровью - душевному и телесному.