Слова с парным проверяемым согласным в корне. Парные согласные в русском языке для школьников и малышей

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

стол[б]ы - стол[п]

дро[в]а - дро[ф]

доро[г]а - доро[к]

боро[д]а - боро[т]ка

бла[ж]ить - бла[ш]

моро[з]ный - моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] - бобы - боб;
  • бро[т] - брода - брод;
  • бро[ф"] - брови - бровь;
  • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
  • огоро[т] - огороды - огород;
  • дро[ш] - дрожи - дрожь;
  • поло[с]ка - полосонька - полоска;
  • ко[з"]ба - косить - косьба;
  • ре[з"]ба - резать - резьба;
  • горо[д"]ба - городить - городьба;
  • кро[в"] - кровный - кровь;
  • стра[ш] - стражник - страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ - (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) - (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
  • (букет) роз - (мальчик) рос;
  • (новый) дом - (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

Тема : Парные согласные в корне слова.

Цель : Сформировать представление о согласных орфограммах в корне слова, если эти согласные парные, если парные согласные стоят в конце слова, если парные согласные стоят в середине слова перед согласными; о способах проверки парных согласных в корне слова: изменением формы данного слова и подбором однокоренного слова. Привлечь внимание детей к тому, что парные согласные в середине слова можно проверить только подбором однокоренного слова.

Оборудование : ЦОР, памятка(как выделить корень в однокоренных словах.).

Ход урока:

I Словарная работа.

Картинный диктант . (Учитель показывает картинки, дети записывают словарные слова. Подчеркивают непроверяемую безударную гласную, ставят ударение)

Город, завод, мороз, сапог, тетрадь, морковь, карандаш, медведь, арбуз.

Поменяйтесь тетрадями, исправьте ошибки простым карандашом, если они есть.

А теперь сравните со словами, которые записаны у меня на доске.

Еще раз исправьте ошибки если они есть.

Внимательно посмотрите на словарные слова- что общего между ними?

(Существительные. Непроверяемые безударные гласные в корне слова, парные согласные в конце слова).

2 . Новый материал.

А)- Что значит парная согласная? (ей есть пара и когда мы произносим их, то воздух встречает одинаковую преграду, только одна произносится звонко – другая глухо).

Сколько их всего? (12).

Назовем их. (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С.)

А другие согласные будем проверять? (Нет).

Почему? (Они как слышатся так и пишутся).

Например?

Произносим слово, что слышим, а пишем?

Вывод : Звонкие и глухие парные согласные в конце слова произносятся глухо. В конце слов произношение и обозначение на письме парных согласных могут совпадать и не совпадать.

Какое правило мы должны вспомнить, чтобы правильно написать парные согласные? (подобрать проверочное слово чтобы после парного согласного стоял гласный).

Так какова же будет тема урока?

Б) Работа с учебником.

Упражнение №45.

Прочитайте загадку, отгадайте. (Гриб.).

Какой согласный звук произносится в конце слова? (п)

–А пишем? (б)

Как проверим?

Спишите загадку. Слово-отгадку запишите после проверочного слова.

(Грибы- гриб).

Выделите корень. (Памятка)

В) Самостоятельная работа.

На доске:…-верблю (д, т),

…-ле(ф, в),

…-голу(б, п),

…-са(д, т),

…- жира(ф, в),

…-зу(б, п).

Запишите сначала проверочное слово, а затем проверяемое.Выделите корень. Подчеркните букву, которую проверяли.

Посмотрим как проверили?

Вывод : чтобы проверить парную согласную в конце слова, нужно либо изменить форму слова, либо подобрать однокоренное слово.

Физминутка.

Обратимся к нашей загадке. Посмотрите нет ли в ней слова с парной согласной?(ша п ка).

Где находится этот парный согласный звук? (в середине слова)

Как вы его нашли?(произношение и написание не совпадает).

Когда не совпадает?(перед глухими согласными)

–Как проверим?(шапочка-шапка).

На доске: …-указка,…-сказка,…-загадка,…-рыбка,…-дорожка.

Найдите в этих словах парные согласные. Подчеркните их.

Как проверим? Запишите.

Вывод : подбирали однокоренные слова-существительные, прилагательные, глаголы, чтобы после проверяемого согласного звука слышался гласный или звонкий согласный(н).

Цель урока: закрепить, обобщить знания и проверить умения и навыки учащихся по теме «Парные согласные на конце слова».

Задачи урока:

  • развивать умение распознавать в слове парный согласный, требующий проверки;
  • развивать умение обосновывать выбор правописания парных согласных на конце слова
  • формировать интерес к русскому языку:
  • формировать коммуникативные умения.

Оборудование:

  • карточки со словарными словами;
  • «веер» букв парных согласных;
  • предметные картинки с изображением животных;
  • раздаточный материал – рифмы
  • тест для проверки знаний
  • картина «Зимние забавы»
  • аудиозапись «Вместе весело шагать» (слова М. Маустовского, музыка В. Шаинского)

Ход урока

I. Организационный момент

Начинается урок.
Он пойдёт нам точно впрок.
Будем знания получать,
Будем грамотно писать.

II. Сообщение темы и цели урока

на первой строке – букву первого слова,

на второй строке – букву второго слова.

С каких букв начинаются слова? (Вопрос задаётся после каждой пары слов).

На доске и в тетрадях запись:

б в г д ж з

п ф к т ш с

Прочитайте получившуюся запись.

Как называются звуки, которые мы на письме обозначаем этими буквами? (Парные согласные).

А теперь сформулируйте по этим подсказкам тему урока.

Чему мы будем учиться на уроке?

III. Словарная работа

На доске запись:

[арт ист], [т итрат ], [раскас], [маркоф]

Прочитайте слова. Вспомните, как они пишутся. Запишите их.

Самопроверка: на доске карточки со словарными словами.

Подчеркните орфограммы. Назовите их.

Почему в слове рассказ пишется удвоенная согласная.

Разберите слово по составу.

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Парная согласная на конце слова)

Назовите проверочные слова.

IV. Закрепление изученного .

1. Устный опрос .

Расскажите правило, как проверить парную согласную на конце слова.

Назовите способы проверки парной согласной. (Изменить форму слова, подобрать однокоренное слово).

Почему парные согласные на конце слова надо проверять? (Звонкие согласные оглушаются, возникает проблема выбора написания буквы).

Какие ещё согласные вы знаете? (Непарные звонкие и глухие согласные).

Надо ли проверять непарные согласные на конце слова? (Нет, так как непарные звонкие согласные не оглушаются).

2. Работа по учебнику (Авторы: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. 2 класс).

Упр. 245, стр. 156.

Ученики на уроке придумывали слова с орфограммой «Проверяемые согласные на конце слова». Вот что получилось у Вовы Колесникова.

Прочитайте эти слова вслух.

Во всех ли словах есть нужная орфограмма?

Прочитайте только слова с орфограммой, подберите к ним проверочные слова.

3. Упражнение в подборе проверочных слов .

Запись учащимися на доске и в тетрадях.

Подумайте, как назвать одним словом. Запишите слова в столбик, впереди - проверочное слово. Обозначьте орфограмму.

  • а) инструмент для резания (нож);
  • б) гора снега (сугроб);
  • в) самая крупная ягода (арбуз);
  • г) предмет одежды, надеваемый на шею (шарф);
  • д) участок земли, засаженный плодовыми деревьями (сад)

4. Игра «Доскажи словечко ».

Работа с «веером» букв.

На доске предметные картинки (ёж, лев, медведь, уж, волк, крот). Открываются после ответа учащихся.

Во многих названиях животных встречается парная согласная на конце слова.

Ваша задача: досказать словечко – название животного. Показать букву на конце слова сигнальной карточкой. Назвать проверочное слово.

Колючий как … (ёж).

Храбрый как …(лев).

Неуклюжий как … (медведь).

Слепой как … (крот).

Изворотливый как … (уж).

Голодный как … (волк).

5. Выборочный диктант .

На уроках во время диктанта вам приходится находить слова с орфограммами на слух.

Послушайте пословицы. Объясните, как вы их понимаете.

а) В зимний холод каждый молод .

б) Береги нос в сильный мороз .

в) На языке мёд , а под языком лёд .

Запишите только слова с орфограммой – согласной буквой на конце слова. Обозначьте орфограмму. Устно подберите проверочные слова.

Музыкальная физкультминутка

6. Телеграмма от Незнайки

Ребята, догадайтесь, о ком идёт речь в загадке.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.
(Незнайка)

Как называются произведения про Незнайку? Кто автор этих произведений?

Я вижу, что все вы хорошие друзья Незнайки. Сегодня нам в класс прислали телеграмму от Незнайки. Прочитайте её.

Текст написан на доске.

Дорогой друг!

Иди прямо через зелёный лук. Справа будет большой прут, на нём деревянный плод. Не пугайся кос – они не бодаются.

Жду тебя.

Почему текст вызвал у вас недоумение?

Найдите и исправьте ошибки. Обоснуйте свой ответ.

7. Творческая работа .

Работа в парах. (У каждой пары по одному двустишию).

Свойство оглушения согласных на конце слова используют поэты для создания рифм в стихах. Однажды Незнайка пытался сочинять стихи, но у него ничего не получилось. А хотелось бы вам на мгновение превратиться в поэтов и проверить свои способности?

Задание: вставьте буквы и подберите слова в рифму.

№1. Папа нам купил …
Замечательный на вку_

№2. Лаял наш пёс и на скрип, и на …,
Хлеба не брал у прохожих из ру_

№3. Я не буду кушать су_,
Потому что болит …

№4. По весне начнёт реветь,
Чуть проснувшийся …

№5. - Под корягой не найдёшь!-
Рыбаку пробулькал …

№6. Кто мяукал во весь …
Наш пушистый, добрый ко_

№7. Целый килограмм конфе_
Съела Нюрка на …

Прочитайте получившиеся двустишия. Докажите правильность написания орфограммы – согласной на конце слова.

8. Тест.

Вариант №1 Вариант №2
1. Произношение какого согласного
может расходиться с его может расходиться с его
обозначением на письме обозначением на письме
1) з 1) р
2) м 2) г
3) н 3) л
2. Прочитайте однокоренные слова.
Укажите слово, в корне которого
парный согласный надо проверять
1) зубик 1) дуб
2) зуб 2) дубок
3) зубастый 3) дубовый
3. Ученик подбирал проверочные
слова. Укажите его ошибку. слова. Укажите его ошибку.
1) лес - леса 1) город – города
2) хлеб – хлебец 2) глаз – глазки
3) сторож – сторожка 3) голос – голоса

V. Итог урока.

Какое задание было интересно выполнять? Были трудности при выполнении заданий?

Предлагаем вашему вниманию тест с ответами по теме «Парные согласные в корне слова», которые можно использовать в курсе русского языка для 2 класса. Структура теста представлена следующим образом: вопрос, а затем на сером фоне ответ. Для успешного прохождения теста рекомендуем освежить знания по данной теме по этой ссылке .

1. Допиши правило.

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после_______________________________________.

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный.

2. Прочитай. Выдели другим цветом слова, в которых пропущенную букву надо проверять. Вставь пропущенную букву:

Тра_ка, погру_ка, ко_илка, гла_кий, наря_ный, моро_ный, лоша_ка, осторо_ный, гото_ить, ду_ки.

Трав ка , погруз ка , коп илка, глад кий , наряд ный, мороз ный, лошад ка , осторож ный, готов ить, дуд ки .

P.S. Слова: нарядный, морозный и осторожный не нужно проверять, по той причине, что после согласного, в каждом из этих слов, стоит сонорный согласный «Н».

Непарные звонкие: Н, М, Л, Р, Й имеют дополнительное название — сонорные согласные.

Также следует дополнить правило: чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный, либо сонорный (Н, М, Л, Р, Й), либо буква В.

3.Выдели синим цветом проверяемое слово, проверочное – красным цветом.

Рыбный – рыбка, сказочный – сказка, пирожок – пирожки, трубка – труба, берёза – берёзка, сторожа – сторож, глаза – глазки, тетрадный – тетрадка, прыжок – прыжки.

4. К данным словам подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы,

кру_ка — ______ погру_ка -______ бере_ка — ______

морко_ка — ______ ука_ка — ______ кры_ка — ______

фла_ки — ______ зага_ка — ______ ры_ка — ______

переса_ка — ______ ска_ ка — ______ доро_ка -______

Круж ка - круж ечка погруз ка - груз ить берез ка - берёз а морков ка - морков и указ ка - указ ывать крыш ка - крыш а флаж ки - флаж ок загад ка - загад очный рыб ка - рыб а пересад ка - пересад ить сказ ка - сказ очка дорож ка - дорож ек

5.Прочитай. Выбери и вставь в слова нужную букву.

сне__ки (ж, ш), ре__кий (д, т), ю__ка (б, п), бума__ка (ж, ш), остро__ки (в, ф), сапо__ки (ж, ш), бли__кий (з, с), була__ка (в, ф), мя__кий (г, х), сла__кий (д, т)

Снеж ки (ж , ш), ред кий (д , т), юб ка (б , п), бумаж ка (ж , ш), остров ки (в , ф), сапож ки (ж , ш), близ кий (з , с), булав ка (в , ф), мяг кий (г , х), слад кий (д , т)

6.Вставь пропущенные буквы. Напиши в скобках проверочные слова. Спиши текст на отдельный лист, подчеркни изучаемую орфограмму.

Лебе. ь (____________) назван царём всей водяной птицы. Он белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими гла. ками (_________), с чёрным носом и чёрными ла..ками (__________). У него длинная, ги. кая (____________) и красивая шея. Он прекрасен, когда плывёт по гла. кой (__________) поверхности воды.

Лебед ь (лебед и) назван царём всей водяной птицы. Он белый, как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глаз ками (глаз а), с чёрным носом и чёрными лап ками (лап ы). У него длинная, гиб кая (гиб ок) и красивая шея. Он прекрасен, когда плывёт по глад кой (глад ок) поверхности воды.

  1. Обведи парные согласные: з н т ч б х р ж ф к
  1. Выдели проверочные слова. зуб, зубы, зубки, зубок, зубной
зуб, зубы , зубки, зубок , зубной
  1. Выдели в тексте слова с согласными на конце, которые надо проверить.

На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж. Вдали виден белый парус. Морская вода моет берег. Мальчики сняли одежду и обувь, и нырнули в воду. Море было теплым. А купание — весёлым.

На улице жара. Глеб и Олег отправились на пляж . Вдали виден белый парус . Морская вода моет берег . Мальчики сняли одежду и обувь , и нырнули в воду. Море было теплым. А купание - весёлым.

Онлайн тест по теме «Парные согласные»

Предлагаем вашему внимание также онлайн-тест, для проверки знаний по теме: «Парные согласные в корне слова».

горо... , выбрав проверочное слово:

Правильно!

Неправильно!

Вставь пропущенную букву в слово бере... , выбрав проверочное слово:

Правильно!

Неправильно!

Вставь пропущенную букву в слово мё... , выбрав проверочное слово:

Правильно!

Неправильно!

Вставь пропущенную букву в слово зу...ки , выбрав проверочное слово:

Тема урока: «Парные согласные звуки в конце слова».

Система Л. В. Занкова.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма организации учебной работы: фронтальная индивидуальная, парная

Время реализации урока : 40 мин.
Цель методическая: ознакомить с особенностями проверочных и проверяемых слов и формировать умение сопоставлять произношение и написание слов.

Цель: Расширение понятийной базы, формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание

Планируемые результаты:

предметные:

сформировано умение писать парные звонкие и глухие согласные в конце слова

личностные:

    проявляет познавательную инициативу в оказании помощи соученикам (соседу по парте)

    понимает причины успеха в учебной деятельности

Универсальные учебные действия:

регулятивные

    определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;

    выполняет задание по алгоритму;

    делает самооценку деятельности на уроке

познавательные

    формулирует правило на основе выделения существенных признаков

    проводит сравнение, классификацию, выбирая верное решение

    составляет алгоритм под руководством учителя;

коммуникативные

    слушает и понимает речь других;

    договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с соседом по парте.

Задачи учителя: формировать новые способы действий, обучать работе по алгоритму; развивать эмоциональную сферу, творческое мышление; устанавливать связь с жизненным опытом ребенка.

Основное содержание темы, понятия и термины. Парные звонкие и глухие согласные звуки, проверочное и проверяемое слово

Образовательные ресурсы:

    Учебник А.В.Полякова. Русский язык с.77-78.

    Наглядный материал, листы с заданием для парной работы «Вставь букву», индивидуальные рабочие листы с заданием для учащихся.

    ЭОР, компьютер, мультимедийный проектор.

Межпредметные связи : литературное чтение – чтение пословиц, русский язык – правописание парных звонких и глухих согласных букв.


Демонстрационный материал : интерактивная доска, учебник русского языка, карточки для индивидуальной, парной работы, картинки (облачко и солнышко) для рефлексии

I этап. Мотивация к деятельности

1.Организационный

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень

На уроке не зевать

А работать и писать.

Давайте улыбнемся друг другу, поделимся своей радостью с окружающими.

Начинаем наш урок.

2.Чистописание

Ребята посмотрите на карту, это не простая карта. На ней изображена страна букв, а каких букв, кто догадался?

Слайд 1.

Что вы можете об этих буквах? Как они различаются - по звонкости и глухости. Назовите звонкие звуки, глухие. Слайд 2.

Давайте запишем в тетрадь эти буквы: девочки звонкие, а мальчики – глухих: б в г д з ж п ф к т с ш

III . Постановка учебной задачи.

1. Проблемная ситуация

Я загадаю вам загадки, а вы попробуете их отгадать

Сам алый, сахарный; кафтан зеленый, бархатный.

/ Арбу…/

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук

/ Гвоз…ь/

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

/ Гри…/

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

/ Поез../

Зимой в поле лежал,

А весной в реку убежал.

/ Сне../

Слайд 3.

(Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег.)

Молодцы!

/Ситуация затруднения/

Чем эти слова похожи? На конце парный согласный звук

Какие звуки на конце мы услышали, а кто догадается, какие буквы мы напишем

Сможете объяснить, почему именно эту букву вставили в слово?

Прослушав стихотворение, вы определите тему урока

В нашем русском языке

Ходят пары "налегке".

Часто "хитрые подружки"

Подменить хотят друг дружку.

Как узнать писать какую -

Эту букву иль другую.

Предстоит сегодня вам

Всё расставить по местам.

Сформулируйте тему

Чему будем учиться на уроке? (Правильно писать слова с парными согласными на конце слова)

Физминутка.

II этап. Построение проекта выхода из затруднения.

1-Работа в учебнике с.77 упр1. . Слайд 4. 5.

Посмотрите внимательно на слова, что заметили?

Сравним произношение согласных звуков и букв.

Как произносятся согласные на конце?

Согласные на конце слов произносятся глухо.

Можно ли им доверять?

Проверим, совпали ли наши выводы. Откройте учебник на странице 78.

Давайте определим, какие шаги нам нужно выполнить, чтобы не допустить ошибки в данных словах.

Ознакомление со способом проверки парных согласных на конце слова

Что нужно знать, для того чтобы правильно написать слово? (Правило написания слова).

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Зуб - на зубы, лёд- на льды-

Буде шь грамотным и ты.

2. Ребята, а давайте проверим. Поиграем в игру. Я кидаю мяч, говорю слово. Вы ловите мяч, говорите проверочное слово и какой звук на конце.

(плуг, мороз, нос, флаг, стог, лимонад, шоколад, год, столб, глаз, голос, флаг, гриб, рукав, шкаф)

3. Закрепление изученного материала Слайд 9

Работа с предложением

Начался сильный дож…ь. Вставить букву

В слове дождь надо писать на конце парную согласную д, потому что…

/Работа ведется в парах, дети объясняют друг другу, какая буква пишется на конце слова/

6. Работа с деформированными пословицами

Где снег, там и след.

Был бы пирог, будет и едок.

Кто ленив, тот и сонлив.

III этап. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности.

Сейчас я снова вам раздам слова-отгадки, с которых мы начали урок, и вы еще раз попробуете вставить пропущенные парные согласные буквы.

Арбуз, гвоздь, гриб, поезд, снег

Взаимопроверка

- Теперь вы сможете объяснить, почему именно эти буквы вы вставили в слова?/ Да, потому что теперь мы знаем правила написания парных согласных на конце слов/

IV этап. Рефлексия

Какая была цель урока? /Научиться различать звонкие и глухие парные согласные звуки, правильно обозначать их буквами на письме, подбирать проверочные слова./

Достигли мы ее? /Мы узнали правило, а работа показала, что мы научились его применять/

Если вы уходите с урока с хорошим настроением поднимите солнышко. Если настроение не очень, то облачко.