Художественное своеобразие романа «Война и мир. Художественные особенности романа «Война и мир Война и мир художественные приемы

Художественные особенности романа «Война и мир»

1. Мастерство композиции. Композиция романа поражает своей сложностью и стройностью. В романе развивается множество сюжетных линий. Эти сюжетные линии нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев (Долохова, Денисова, Жюли Карагиной) и целых семейств (Ростовых, Болконских, Курагиных).

Сложные сплетения человеческих отношений, сложные чувства людей, их личная, семейная, общественная жизнь раскрываются на страницах романа наряду с изображением великих исторических событий. Человек так или иначе захвачен этими событиями.

Отличительная черта композиции «Войны и мира» заключается в том, что писатель постоянно переносит действие из одного места в другое, переходит от событий, связанных с одной линией, к событиям, связанным с другой линией, от частных судеб к историческим картинам. То мы в имении Болконских, то в Москве, в доме Ростовых, то в петербургском светском салоне, то на театре военных действий.

Этот перенос действий далеко не случаен и определяется замыслом автора. Благодаря тому, что читатель видит разные события, совершающиеся одновременно на разных участках, он их сравнивает, сопоставляет и таким образом глубже понимает их истинный смысл. Жизнь предстает перед нами во всей ее полноте и многообразии.

Чтобы резче оттенить особенности тех или иных событий и характеров, писатель часто прибегает к методу контраста. Это выражено и в самом заглавии романа «Война и мир», и в системе образов, и в расположении глав.

Растленную жизнь петербургской аристократии Толстой противопоставляет народной жизни. Контраст содержится и в изображении и отдельных героев (Наташа Ростова и Элен Безухова, Андрей Болконский и Анатоль Курагин, Кутузов и Наполеон), и в описании исторических событий (Аустерлицкое сражение -- Бородинская битва).

2. Психологический анализ. В романе мы находим глубочайший психологический анализ, проявляющийся в повествовании автора, в передаче внутренних монологов героев, в «подслушивании мыслей». Сказывается психологизм и в снах как форме воспроизведения душевных переживаний, подсознательных процессов. Один из психологов обнаружил в романе 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков человеческой улыбки, которые помогли писателю раскрывать многообразие эмоциональных состояний персонажей. Такое внимание к малейшим оттенкам движения человеческой души стало настоящим открытием Л.Н. Толстого и получило название метод раскрытия «диалектики души».

3. Портреты героев. Психологической характеристике служат портреты героев, функция которых -- дать зримый образ человека. Своеобразием портретной характеристики персонажей в романе является то, что она обычно соткана из деталей, одна из которых настойчиво повторяется (лучистые глаза княжны Марьи, одинаковая для всех улыбка Элен, короткая с усиками губа Лизы Болконской и т. д.)

4. Пейзажные описания. Не менее важную роль играют пейзажные описания, помогающие уяснить обстановку, в которой живет и действует герой (сцена охоты у Ростовых), его состояние и ход мыслей (небо Аустерлица), характер его переживаний (двукратная встреча князя Андрея с дубом), эмоциональный мир героя (лунная ночь в Отрадном). Картины природы даны у Толстого не сами по себе, а в восприятии его персонажей.

Невозможно переоценить значение романа -- эпопеи «Война и мир», который на все времена остается великим произведением русской классической литературы.

Разделы: Литература

Класс: 10

Цели урока:

  • Помочь учащимся определить основной прием построения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир».
  • Развивать навык анализа эпического произведения.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование:

  • силуэт лица Л.Н. Толстого, вырезанный из белой бумаги;
  • в центр доски поместить слово «сцепление», чуть выше его (туда, где обычно пишется тема урока) прикрепить знак вопроса;
  • тексты романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Опережающее задание к уроку:

Найти высказывания литературоведов о композиции романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Ход урока

I. Целеполагание.

Кто сможет ответить на вопрос: какой прием (принцип) лежит в основе построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир» на всех отдельных уровнях (тематическом уровне, уровне отдельных эпизодов, сцен, детальном уровне, образном и т. д.)?

Молчите? Ни одной руки? Молодцы! И в этом нет ничего страшного, потому что никто не ответит – ни вы, ни я. Давайте думать и размышлять вместе. Запишите тему... Хотя нет. Тему мы запишем в конце урока, сформулировав ее вместе, исходя из анализа литературного материала.

Итак, в течение урока нам предстоит ответить на вопрос: какой прием лежит в основе построения романа «Война и мир»? Чтобы хоть как-то помочь вам, хочу дать небольшую подсказку. Ключевым словом сегодняшнего урока должно стать слово «сцепление » (обратить внимание на доску).

II. Мотивация обучающихся (введение в тему урока, настрой на серьезную работу).

«Печатая произведение, на которое положено мною четыре года непрестанного труда при наилучших условиях жизни и лучший период жизни, я желал бы, чтобы читатели получили хоть малую долю того наслаждения, которое я испытывал при этой работе», - писал автор «Войны и мира».

Пожелание автора может выполнить каждый отзывчивый читатель, не ставя перед собой никаких задач изучения. Но «Война и мир», начиная с названия, ведет читателя в такие необозримые пространства, вовлекает его в такой неостановимый поток жизни, что он неизбежно становится исследователем. Есть у человечества в его великих литературах книги, которые высятся подобно величайшим вершинам Земли. Восхождение на эти высоты, где побывали уже сотни миллионов, для каждого путь непроторенный. Это испытание необходимое и желанное, тревожная и - будем верить - счастливая проверка самого себя.

III. Проверка домашнего задания.

В романе Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения. Писатель постоянно переносит действие из одного места в другое. В романе развивается множество сюжетных линий.

Давайте послушаем, что говорят известные литературоведы о композиции романа-эпопеи. Может быть, эти высказывания помогут нам приблизиться к ответу на вопрос (приводим лишь некоторые высказывания).

Уже первых читателей романа «Война и мир» поражало совершенство его композиции. Вот, например, что говорил Н.Н. Страхов: «Какая громада и какая стройность! Ничего подобного не представляет нам ни одна литература. Тысячи лиц, всевозможные сферы государственной и частной жизни, история, война, все ужасы, какие есть на земле, все страсти, все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика, все радости и горести, доступные человеку, всевозможные душевные настроения, от ощущений вора, укравшего червонцы у своего товарища, до высочайших движений героизма и дум внутреннего просветления - все есть в этой книге. А между тем ни одна фигура не заслоняет другой, ни одна сцена, ни одно впечатление не мешает другим сценам и впечатлениям, все на месте, все ясно, все разделено и все гармонирует между собою и с целым. Подобного чуда в искусстве, притом чуда, достигнутого самыми простыми средствами, еще не бывало на свете». (Н.Н. Страхов. «Война и мир». Сочинение гр. Л.Н. Толстого. 1869).

«Непрерывность сюжетного развития, фабульного потока – основной принцип композиции «Войны и мира». Повествовательная форма скрепляет все эпизоды, цементирует всю композицию. Это – фундамент, на котором строится все произведение». (А.А. Сабуров. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. 1959).

«Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа действие в «Войне и мире» очень несосредоточено и несобрано. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях». (С. Бочаров. Роман Л. Толстого «Война и мир». 1978).

«Конечно, же, это не фреска, и если уж придерживаться сравнений из одного ряда, «Война и мир» – скорее мозаика, в которой каждый камушек сверкает сам по себе и включен в блеск целостной композиции». (П. Вайль, А. Генис. Родная речь. 1995).

Как видим, во всех исследованиях, посвященных «Войне и миру» обращается внимание на сложность и одновременно стройность композиции. А в одном из прочитанных ребятами отрывков из критических работ промелькнуло наше слово - подсказка " сцепление ". Давайте и мы попытаемся хоть немного приоткрыть и войти в тайны толстовской стилистики.

IV. Анализ литературного материала.

Первая учебная ситуация.

В первых главах Толстой, казалось бы, спокойно и неторопливо описывает светский вечер, не имеющий прямого отношения ко всему, что будет дальше. Но здесь – незаметно для нас – завязываются все «нити», сюжетные линии (СЛ).

Определите эти линии, темы – их тут около десятка. Размышляя о них, мы сможем увидеть одну из уже названных композиционных основ романа – то, что Толстой называл «сцеплением». (Ответы учащиеся схематично оформляют в тетрадях, оставив место для записи темы и оформления схемы «сцеплений»).

Приводим возможные ответы учащихся.

Пьер впервые «почти испуганными, восторженными глазами» смотрит на красавицу Элен, «когда она проходила мимо его».

СЛ: Пьер – Элен

Сюда приезжает Анна Михайловна Друбецкая, чтобы пристроить своего сына на теплое местечко в гвардии. «Пожилая дама носила имя княгини Друбецкой, одной из лучших фамилий России, но она была бедна, давно вышла из света и утратила прежние связи. Она приехала теперь, чтобы выхлопотать определение в гвардию своему единственному сыну».

СЛ: Борис Друбецкой, карьеризм в армии, «истинные» и «ложные» воины

Здесь Пьер делает одну неучтивость за другой и, уходя, собирается надеть, вместо своей шляпы, треуголку генерала. «... он (Пьер), как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил треугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан...

– Ну, что же, ты, решился, наконец, на что-нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.

Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.

– Можете себе представить, я все еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится».

СЛ: Пьер и поиски места в жизни

Здесь становится ясно, что князь Андрей не любит свою жену и не знал еще настоящей любви, - она может прийти к нему в свой час, много позже, когда он встретит и оценит Наташу. «Ему видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших же ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее».

СЛ: Князь Андрей и обретение смысла жизни

Здесь решают женить Анатоля на княжне Марье. «Вы никогда не думали о том, чтобы женить вашего блудного сына Анатоля,... у меня есть одна petita personne, которая очень несчастлива с отцом, девушка... наша родственница, княжна Болконская. – Князь Василий не отвечая, хотя с свойственной светским людям быстротой соображения и памятью движением головы показал, что он принял к соображенью это сведенье».

СЛ: Болконские и Курагины

«... Австрия никогда не хотела и не хочет войны. Она предает нас. Россия одна должна быть спасительницей Европы».

«Основная тема романа - " мысль народная», Россия - освободительница.

«... я часто думаю, как иногда несправедливо распределяется счастье жизни». (Анна Павловна Шерер).

Тема счастья в жизни человека.

«Вы знаете, мой муж покидает меня... Идет на смерть. Скажите, зачем эта гадкая война».

Тема войны как античеловеческого явления, продолжение и развитие темы, заявленной в «Севастопольских рассказах» и т. д.

А теперь прочитайте заключительную фразу IV главы I части I тома. («…когда и где кто увидится…») .

Посмотрите, как это связано с нашим ключевым словом. Темы, идеи, сюжетные линии, заявленные буквально в первых строках романа, будут развиваться, пересекаться, раскрываться в дальнейшем. Значит, мы с вами можем сделать вывод, что сцепление происходит, как показывают приведенные вами примеры, на нескольких уровнях. Каких? (тематическом уровне, уровне героев). Давайте заполним нашу схему (на доске учитель, дети в тетрадях).

Но ведь в произведении есть и другие уровни. Можно ли там обнаружить «сцепления»? Давайте искать ответ вместе.

Вторая учебная ситуация.

Класс делится на три группы и выполняет одно из предложенных ниже заданий.

  1. Эпизод «Салон А.П. Шерер» «сцеплен» (употребляя слово самого Толстого, обозначающее внутреннюю связь отдельных картин) с описанием (глава VI) развлечений петербургской «золотой» молодежи. В чем состоит смысл описания молодежи? (Это «салонная чопорность» навыворот. Это описание дополняет характеристику светского общества ).
  2. Эпизод «Салон А.П. Шерер» сцеплен по контрасту (характерный композиционный прием) с эпизодом «Именины у Ростовых» (гл. XIV-XVII, ч. I, т. I). В чем противоположна атмосфера в доме Ростовых атмосфере салона А.П. Шерер? В чем противопоставлены молодые Ростовы петербургской «золотой молодежи»?
  3. Эпизод «Салон А.П. Шерер» и эпизод «Именины у Ростовых» в свою очередь сцеплен с последними главами первой части, рисующими семейное гнездо Болконских (гл. XXII-XXV). Попробуйте установить внутреннюю связь этих эпизодов. В чем атмосфера и взаимоотношения людей в Лысых Горах противопоставлены изображению их в салоне А.П. Шерер, а в чем – в доме Ростовых?

(Для того чтобы сэкономить время на уроке, эти задания можно дать как опережающие. Независимо от того, когда предлагается задание – урок, домашнее задание – полезно рекомендовать ребятам следующий план анализа эпизодов, напомнив при этом, что Л.Н. Толстой писатель-психолог, мастер художественной детали, для которого важны малейший жест, наклон или поворот головы, сияние глаз и т. д.:

а) портретная характеристика, героев эпизода (детали внешности, одежды);
б) взаимоотношения героев друг с другом в анализируемом эпизоде;
в) поведение, жесты, чувства, мимика, настроение героев, изменчивость, статичность.

В целом, ответы учащихся при ответе на 2 и 3 вопросы сводились к следующему: эти эпизоды «сцеплены» по принципу контраста. Семьи Болконских и Ростовых - это настоящие, естественные герои, гости А.П. Шерер и она сама – это маски, марионетки, все у этих «людей» искусственно.

«Настоящая жизнь» семьи Ростовых неразрывно связана с Домом, усадьбой. Неслучайно так подробно описан каждодневный быт Ростовых в московском доме, а Болконских – в имении Лысые Горы. Искусственная же жизнь «сливок общества» протекает в петербургских салонах. У посетителей этих салонов отсутствует семейная жизнь, налицо лишь ее имитация.

Семья Ростовых – идеальное гармоничное целое. Любовь связывает всех членов семьи (диссонансом является холодная Вера). Она проявляется не в сентиментальной экзальтации чувств, а в чуткости, внимании, сердечной близости («Зорко одно лишь сердце». Экзюпери). У Ростовых все искренне, идет от души. Сцена именин в московском доме Ростовых. В этот момент ощущается душевное согласие, царящее в доме героев. Любовь порождает доверие. Родители воспитывают своих детей, отдавая им всю свою любовь. Они могут понять, простить и помочь. И дети отвечают родителям тем же. Ростовы – простые. Жизнь сердца, мудрая интуиция, отсутствие умствования, честность и порядочность определяют их взаимоотношения и поведение.

В отличие от них Болконские – гордые. Это аристократы в лучшем смысле. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. Из поколения в поколение передаются в этой семье все лучшие душевные качества и черты характера: патриотизм, близость к народу, чувство долга, благородство души. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Каждый из членов семьи постоянно чем-то занят, в них нет ни капли лености и праздности, которые характерны для семей высшего света. Старый князь Николай Андреевич, считающий, что на свете «есть только две добродетели – деятельность и ум», неутомимо старается следовать своему убеждению. Сам он, честный и образованный человек, хочет «развить в дочери обе добродетели», давая ей уроки алгебры и геометрии и распределяя ее жизнь в беспрерывных занятиях. Княжна Марья боится отца. Однако внутренне эти люди очень близки друг к другу. Отличительная черта Болконских – высокая духовность, «гордость и прямая честь». Жизнь старого князя – непрерывная деятельность (писание мемуаров, работа на станке, управление имением, воспитание детей). У князя Андрея мы тоже видим эту черту, доставшуюся ему от отца. Князь Андрей уважает и высоко чтит своего отца, который смог воспитать в нем высокое понятие о чести (Свои мысли, рассуждения ребята подтверждают примерами из текста).

Мы рассмотрели только некоторые «сцепления» эпизодов, которые можно обнаружить в I части романа. В романе же в целом эти сценические эпизоды включены в «бесконечный лабиринт сцеплений, в котором и состоит сущность искусства», по мнению Л. Н. Толстого. Попробуем убедиться в этом, прочитав две сцены: «Сцену охоты» (гл. III-VII, ч. IV, т. II) и «Сцену атаки эскадрона Николая Ростова» (гл. XV, ч. I, т. III).

Чтение глав. Обсуждение.

Что объединяет, «сцепляет» эти две сцены?

(Казалось бы, сцена охоты не имеет никакого отношения к основной теме «Войны и мира». Однако именно здесь раскрыта психология человека на войне, когда он преследует врага (в эпизоде атаки эскадрона Николая Ростова Толстой не станет рассказывать о переживаниях Николая, заметив как бы мимоходом: «было то же, что на охоте»), и одновременно психология раненого зверя, с которым затем прямо сопоставляется поведение наполеоновского войска после Бородина) .

– Таким образом, на каком уровне происходит еще «сцепление»? В чем смысл таких «сцеплений»?

(«Сцепление» происходит на уровне эпизодов. Такое «сцепление» позволяет дать полную характеристику одного эпизода через сцепление с другим; расширить представление об одних героях в сопоставлении с другими; отсылать читателей к уже произошедшим событиям и проводить аналогию).

Продолжаем заполнение схемы.

Третья учебная ситуация.

Итак, нам осталось рассмотреть последний уровень, на котором осуществляется сцепление, – это уровень детали. Найдите и прочитайте описание внешности Андрея Болконского, Наполеона и Сперанского.

Князь Андрей: «Что ты сделал с mademoiselle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет князь Андрей и потирая маленькие белые ручки» (гл. V, т. I).

Наполеон: «Наполеон, отчеканивая каждый слог с возмутительным для Ростова спокойствием и уверенностью оглядывал ряды русских, вытянувшихся перед ним солдат... Бонапарте между тем стал снимать перчатку с белой маленькой руки...» (гл. XXI, ч. II, т. II).

Сперанский: «Князь Андрей наблюдал все движения Сперанского, этого человека недавно ничтожного семинариста, а теперь в руках своих - этих белых, пухлых руках – имевшего судьбу России, как думал Болконский» (гл. V, ч. III, т. II). «Все было так, все было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей...» (гл. VI, ч. III, т. II).

Что общего в описаниях этих трех, казалось бы, разных героев? (Их объединяет одна деталь – «маленькая, белая рука» ).

О чем говорит эта, на первый взгляд, незначительная деталь? (С помощью этой детали Толстой внутренне сближает этих трех героев: они честолюбивы, стремятся к власти, испытывают презрение к людям и т. д. )

Таким образом, наша схема «сцеплений» выглядит следующим образом.

V. Подведение итогов.

Никакое исследование не обходится без выводов, подведем и мы некоторые итоги. Итак, как вы поняли, что такое сцепление? (Сцепление – это внутренняя связь отдельных эпизодов, героев, тем, деталей ).

Посмотрите на схему и записи, сделанные в процессе урока, и попытайтесь ответить на вопрос: каковы функции «сцепления»? («Война и мир» – это бесконечные сцепления. «Сцепление» – это основной композиционный прием построения романа-эпопеи. Анализируя форму, мы приближаемся к содержанию. «Сцепления» дополняют характеристики героев, событий... ).

Таким образом, идейный и художественный смысл каждой сцены и каждого характера «Войны и мира» становится вполне ясен лишь в их композиционных сцеплениях с многообъемлющим содержанием эпопеи. (Выводы учеников и учителя рекомендуем записать).

Аукцион названий.

У нас с вами осталось невыполненным одно задание. Посмотрите на висящий вопрос. У каждого урока должно быть название, а у нас его нет. Давайте устроим аукцион названий урока. Итак, ваши лоты - названия.

Были предложены следующие варианты:

«Сцепление», «Сцепление как основной прием построения романа Л.Н. Толстого «Война и мир», «Бесконечный лабиринт сцеплений» и др.

В конце концов, решили назвать урок словами автора романа-эпопеи Л.Н. Толстого: «Бесконечный лабиринт сцеплений».

VI. Домашнее задание.

Привести примеры сцеплений любого уровня:

1 уровень – оценка «4»: привести примеры «сцеплений» образа неба, объяснить их смысл.

2 уровень – оценка «5»: самостоятельно найти примеры «сцеплений» и объяснить их функции.

Этот урок может быть проведен как вступительный перед изучением романа (тогда необходимо дать опережающие задания) или как обобщающий урок после изучения романа, тогда домашнее задание можно засчитать как зачетное.

Доклад

Жанровые особенности романа «Война и мир» Л.Н.Толстого

Ива Зюзина

III курс, ф.н. 4636

Русская филология

Роман "Война и мир" – произведение большого объема. Оно охватывает 16 лет (с 1805 по 1821 год) жизни России и более пятисот различных героев. Среди них есть реальные действующие лица описываемых исторических событий, вымышленные герои и множество людей, которым Толстой даже не дает имен, например «генерал, который приказал», «офицер, который не доехал». Таким образом писатель хотел показать, что движение истории происходит не под влиянием каких-либо конкретных личностей, а благодаря всем участникам событий. Чтобы объединить такой огромный материал в одно произведение, автор создал не использованный до этого ни одним из писателей жанр, названный им романом-эпопеей.Это одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву предлагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная составляют основу ее содержания, в ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях, и вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности персонажей из народной среды.

В романе описываются реальные исторические события: Аустерлицкое, Шенграбенское, Бородинское сражения, заключение Тильзитского мира, взятие Смоленска, сдача Москвы, партизанская война и другие, в которых проявляют себя реальные исторические личности. Исторические события в романе выполняют и композиционную роль. Так как Бородинское сражение во многом определило исход войны 1812 года, описанию его посвящено 20 глав, оно является кульминационным центром романа. Произведение вместило картины битвы, сменяющиеся изображением мира как полной противоположности войны, мира, как существования сообщества многих и многих людей, а также природы, то есть всего того, что окружает человека в пространстве и во времени. Споры, непонимание, скрытые и откровенные конфликты, страх, неприязнь, любовь... Все это настоящее, живое, искреннее, как и сами герои литературного произведения.

Поразительна широта охвата русской нации в произведении: дворянские усадьбы, аристократические столичные салоны, деревенские праздники и дипломатические приемы, величайшие сражения и картины мирной жизни, императоры, крестьяне, сановники, помещики, купцы, солдаты, генералы. Более чем с 500 действующих лиц встречаемся мы на страницах романа. Все они, особенно положительные герои, находятся в постоянном поиске. Любимые герои Толстого не безупречны, но они стремятся к совершенствованию, ищут смысл жизни, успокоенность для них равнозначна духовной смерти. Но путь к истине и правде труден и тернист. Герои, созданные Толстым, отражают нравственно-философские изыскания самого автора романа. В романе рассказывается о событиях происходящих на трех этапах борьбы России с бонапартистской Францией. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия вела в союзе с Австрией войну на ее территории с Францией. Во 2- м томе 1806-1807 года, когда русские войска находились в Пруссии. 3-ий и 4-ый тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году.

Сложнейшая художественно-историко-философская ткань романа сплетается из бытописания и исторических картин, из изображения эпохальных событий в жизни народа и кульминационных минут жизни частных лиц - великих и неизвестных, реальных и вымышленных; из речи повествователя и страстных монологов самого автора, как бы вышедшего на авансцену и отстранившего своих героев, остановившего действие романа, чтобы о чем-то наиважнейшем поговорить с читателем, резко оспорить общепринятую точку зрения профессиональных историков, обосновать свои принципы.

Самая первая и общая тема всякого эпоса – война и мир. Заглавие в высшей степени отвечающее тому «духу эпоса», которого, как признанно всеми, исполнена книга Толстого. То, о чем рассказывает тема и основное событие книги: это война и мир, так и в композиции основное деление осуществляется на главы на «мирные» и «военные», сменяющие друг друга. В тоже время смысл заголовка как будто двоится – а именно значение второго понятия: мир. Здесъ оно уже не так однозначно и просто – появляется вопрос в каком смысле дается слово «мир», ибо текст книги дает основание для этого. Ведь слово это не только стоит в заголовке, но и проникает весь текст романа, охватывает широкий круг содержания и образует целую сетку значений. «Мир» в тексте романа Толстого, по своей сущности, непереводим. Это не толъко тот «мир», который противоположен войне, признак тишины, покоя и согласия, но и «мир», который является в смысле значения космического - «весь свет» или «все люди».

В «миру» у автора дано специфическое значение мирской жизни, вся безграничность связей в человеческой жизни с ее пестротой отношений, мнений, событий, постижимых или нет целей, в которых необходимо ориентироваться и принимать решения. Эта жизнь «в миру», являющаяся образом «безурядицы вольного света», противопоставлена другому значению «мира» в романе Толстого. В контексте романа, другое значение «мира» является антиподом слова «земли», которое доближается уже по смыслу к слову «небо» и ресемблирует с понятиями о Боге, вере и смерти. Мир - не просто общая связь человеческой жизни, которая не раз представлялась персонажам книгам Толстого хаосом, игрой случая, но это и особая целесообразная связь, гармоническое целое, «царство правды». В границах оригинального текста эта разница передана и различным написанием конкретного слова – «миръ» и «мiръ», где понятие «миръ» возникает в местах, где явно противопоставлено войне, а «мiръ» используется в знчение «весь мир / все люди».

Имеют место немало попыток изучения основной композиции романа, принципиально различные по своему подходу. Сначала исследователи видели свою задачу в том, чтобы найти в романе главнейшие этапы развития действия, какими они должны быть по общепринятым понятиям о композиции – завзязка, кульминация, развязка. Из авторских работ на эту тему можно отметить Т.Л Мотылеву, которая уточняет в своих исследованиях, что несмотря на отсутсвие завязки в общепринятом смысле этого слова – исходного события, которое бы определяло в дальнейшем развитие действия, еще с первых страниц произведения имеет место назревающий конфликт, который лежит в основе эпопеи. А именно: противоречие и назревающая война между русским государством и наполеоновской армии. Основной пружиной действия является конкретное углубление и развитие этой сюжетной линии, кульминацией повествования можно считать Бородинское сражение, а развязкой – изгнание Наполеона из России. В таком случае место самой развязки довольно необычное – так как действие романа не прекращается после нее. Этот традиционный взгляд на композицию романа, по мнениям других исследователей, представляет собой слишком общую схему, которая не охватывает полноту и логику сюжетных линий романа, как и не подчиняет себе многих процессов жизни, изображенных в книге.

Другую попытку толкования композиции романа можно отметить в работах Б.Бурсова, который решает отойти от традиционной теоретико-литературной схемы. Он придерживается теории об отдельных композиционных центрах «Войны и мира», какими являются в ней наиболее значителъные моменты исторического события, но взятые по отдельности. В первом томе таким центро, по мнению Бурсова, является Аустерлицкое сражение, а в третьем – Бородинское. При чем здесь значимость Бородинского сражения рассматривается, не только как композиционный центр третьего тома, но и всего произведения в целом.

Совершенно иной принцип рассмотрения особенностей композиции романа выведен в монографии А. Сабурова. Кульминацией произведения признан эпизод Бородинского сражения, но ведущую роль в этой разработке занимает его так называемая «внешняя структура»я. В этой разработке рассматриваются соотношение в романе фактической стороны и вымысла, войны и мира, рассуждений автора и повествовательной части, элемента сценического и описательного. В результате, данный труд рассматривает особенности жанровой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, от особенностей его мировозения. Метод, который не был принят другой частью исследователями, которые делали акцент в своих разработках именно на нравственно-философских идей автора и рива. азработке был принят ния. вает особенности жановой композиции романа отдельно от конкретных взглядов писателя на жизнь, конкретного романа (В. Селинов, С. Леушев).

Конечно, без учета философской основы романа нельзя понять и приемов его построения. Здесь все определяется стремлением писателя художестенно обосновыввать свой взгляд на людей, на жизнь, на общество. Авторский вымысел занимает не меньшее место в романе, чем достоверный материал по значимости, и содержит также немало философских посылок в осмыслении не только военных действий, но и в повседневной гражданской и бытовой жизни людей. Особенное внимание уделено роли народных масс в истории, этических представлений лучших и мыслящих людей из передовых семей дворянства, материальным и карьеристким побуждениям правящего сословия, проблем любви, брака и семьи.

Вымысел в романе расширяется и от намерений писателя, помимо исторического события, показать и во всей полноте жизнь людей, прямым образом не всегда связанной с происходившей войной. По словам самого писателя, отраженным в черновом варианте предисловия, свою задачу он отличает от задачи историка: «Историк и художник, опиисывая историческую эпоху, имеют два совершенно различные предмета. Как историк будет не прав, ежели он будет пытаться представить историческое лицо во всей его цельности, во всей сложности отношений ко всем сторонам жизни и тем невольно упуская и заслоняя главную свою задачу – указать на участие лица в историческом событии, так художник не исполнит своего дела, понимая лицо так, как историк, представляя всегда его в значении историческом» (13,57). Точно эти слова самого автора показывают, что он считает своей обязанностью коснуться всех сторон жизни и, конечно, осветить их с философской точки зрения. Писателем поставлена задача создать эпопею, т.е. как ему кажется, полную картину жизни общества начала века со всеми видами быта и нравов крепостной Росии. Главным образом ютим намерением объясняется исключительная полнота описания бытовых явлений жизни – рождения и смерти человека, переживаний влюбленных, охоты, картежной игры, дуэли, болезни, неповиновения крестьян барыне, переживаний матери солдата, отравления влюбленной, религиозных чувств человека – одним словом, всего, чем жил тогда человек. На протяжении чтения всего романа можно увидеть как писатель старается во всей полноте охватить жизнь эпохи, описать жизнь челеовечества на определенном историческом этапе, показать черед событий и как именно жили тогда люди.

Двум равным половинам автор отводит место в романе как военным действиям, так и событиям гражданской жизни. В этом отношении чередование военных и бытовых сцен дается примерно одинаковыми частями, оно находится в развновесии по отношению целого объема романа. Прерывая описания военных действий, повествование описывает развитие почти всех линий семейной хроники – жизни Курагиных, Болконских, Безуховых, Ростовых. В работе над первой половине романа описание всех семей проходит как правило – например, после Шенграбенского сражения в связи с развитием сюжета показаны Курагины, Пьер Безухов и Болконские. О каких-либо событий семейной жизни Ростовых здесь не говорится, но автор упоминает их, соблюдая принятый ин порядок держать их в поле зрения повествования.

В авторском сознании две половины романа – военно-историческая и гражданская – соответствуют смыслу заглавия - «Война и мир» и служат его уточнением, т.е. мир здесь опять мыслится не только как состояние, противоположное войне, но и как повседневная гражданская, невоенная жизнь людей. В сопоставлении одного и другого однако присутствуют и смысловые оттенки, говорящие о влиянии войны на мир, людей, их взгляды, чувства и поведение.

Соединение семейной хроники с событиями народной войны предтсавляет собой основной стержень развития действия в романе. В искусном переплетении двухстороннего действия автор с жизненной наблюдательностью прослеживает частные судьбы людей, выясняя, как выдерживали великое испытание и вели себя люди разных положений, взглядов и характеров, какое влияние оказывал на них ответственный исторический момент.

В соответствии с этом роман начинается с показа мира, а потом уже переходит к картинам войны. Таким образом читатель знакомится с основными героями до того, как они становятся участниками войны. А это уже влияет и на само восприятие описания войны как явление – это уже не просто война, а война с участием знакомых лиц, у которых есть своя жизнь, помыслы и стремления.

Жанр

Произведение Толстого соединяет в себе черты романа и эпопеи .

Как известно, в основе романа лежит судьба прежде всего отдельной личности , а эпопея – это произведение, в котором осмысляется судьбацелого народа . Толстой соединил в своем произведении оба начала – и эпопейное, и романическое.

Основной в произведении Толстого является героическая тема народа. Именно она определяет значение «Войны и мира» как эпопеи . Воссоздание грандиозных исторических событий, картины великих битв, прежде всего Бородинского сражения, величественный пейзаж, обширные историко-философские отступления автора выявляют особенности «Войны и мира» как эпопеи .

«Война и мир» несет в себе традиции произведений древнерусской литературы, в частности воинской повести . Мотив всенародного подвига во имя спасения Русской земли сближает произведение Толстого со «Словом о полку Игореве».

Тема Москвы также выступает в «Войне и мире» как эпопейная тема. Толстой сближается с народным сознанием в отношении к Москве как к сердцу России.

Одновременно Толстому-романисту важно осмыслить становление и развитие личностей отдельных героев в их самостоятельном бытии.

Своеобразие «Войны и мира» как романа состоит в том, что в нем не один и не два главных героя, а множество героев , связанных между собой личными судьбами.

«Война и мир» имеет черты исторического романа . Здесь повествуется о реальных исторических событиях и лицах .

Своеобразие «Войны и мира» состоит здесь в том, что картины эпохи наполеоновских войн являются не фоном повествования, а самостоятельным по значению элементом композиции. Вспомним о значении образов Кутузова, Багратиона, Наполеона, Александра I в произведении Толстого.

«Война и мир» имеет также черты семейного романа . Здесь рассказываются истории семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Это роман философский , в котором Толстой осмысляет наиболее общие вопросы (жизнь и смерть, смысл человеческого бытия, философия истории).

Это и психологический роман, отмеченный пристальным вниманием писателя к внутреннему миру героев.

«Война и мир» как роман и «Война и мир» как эпопея тесно связаны между собой. Общий ход повествования в произведении Толстого определяется развитием исторических событий. По точному наблюдению А.А.Сабурова, кульминация исторического повествования – рассказ о героическом подвиге народа в войне 1812 года – является одновременно решающим моментом сплетения судеб отдельных героев в их наивысшем развитии.



Композиция

Повествование важнейший элемент композиции «Войны и мира». Оно имеет в романе, в соответствии с классификацией, предложенной А.А.Сабуровым, множество разновидностей; это, в частности,историко-документальное повествование, повествование, основанное на художественном вымысле, повествование, воссоздающее процессы душевной жизни героев; особо следует здесь отметить такие формы повествования, какэпистолярная (например, переписка Марьи Болконской с Жюли Карагиной) и дневниковая (дневник Пьера Безухова, дневник графини Марьи Ростовой) разновидности повествования.

Помимо повествования, важнейшими элементами композиции «Войны и мира» являются авторские описания и рассуждения .

Сценический эпизод основной элемент композиции «Войны и мира». Он состоит из сценического диалога и авторских ремарок . Сценические эпизоды в их последовательности образуют повествовательный поток . Между сценическими эпизодами располагаются прочие композиционные элементы – авторское повествование, а также описания и рассуждения.

В «Войне и мире» множество сюжетных линий .

Две основные сюжетные линии заданы в самом заглавии романа. Первая часть первого тома относится в основном к теме мира. Она служит экспозицией основных сюжетных линий произведения. Здесь рисуются картины жизни социальных кругов, к которым принадлежат важнейшие герои. Толстой изображает салон Анны Павловны Шерер, знакомит читателя с Андреем Болконским и Пьером Безуховым, показывает жизнь Москвы, семью Ростовых, умирающего графа Безухова, затем переносит читателя в Лысые Горы. Первый переход от мира к войне отмечен гранью между первой и второй частями первого тома романа. Во второй части первого тома намечается героическая тема народа, которая получит развитие в третьем и четвертом томах.



Второй том почти целиком посвящен миру, третий том – войне. Начиная с третьего тома темы войны и мира постоянно переплетаются между собой. Личная жизнь героев входит в поток событий 1812 года. В четвертом томе тема войны идет на убыль, тема мира вновь начинает доминировать.

В пределах двух главных линий, линии войны и линии мира, в романе выделяются частные сюжетно-тематические линии . Назовем некоторые из них . Это тема петербургской знати , салон Анны Павловны Шерер, круг князя Василия Курагина и Элен, круг Анатоля Курагина и Долохова. Это сюжетные линии, связанные с судьбами Андрея Болконского и Пьера Безухова . Это линия семьи Ростовых .

Отдельные сюжетные линии отражают судьбы Наташи Ростовой и Николая Ростова . Назовем также сюжетную линию, связанную с жизнью в Лысых Горах , с историей старого князя Болконского, с судьбой княжны Марьи. Кроме того, отметим линии Кутузова и Багратиона, Наполеона и французов , а также тему масонства .

Переход от одной сюжетной линии к другой осуществляется, как правило, по принципу антитезы . Антитеза важнейший композиционный прием в «Войне и мире».

Важное значение в романе Толстого приобретает пейзаж . Пейзаж у Толстого всегда является элементом большой и цельной картины жизни.

Важное место в композиции «Войны и мира» занимают авторские отступления – исторические, публицистические, философские. Так, в начале третьего тома Толстой рассматривает вопрос о роли личности в истории. Важную роль играют размышления автора перед описанием Бородинского сражения. В начале третьей части четвертого тома особый интерес представляет отступление о своеобразии партизанской войны. Значительную часть эпилога занимают философские отступления автора. Авторские отступления усиливают эпическое начало «Войны и мира».

«Диалектика души» (принципы и средства психологического анализа)

Термин «диалектика души» ввел в русскую критику Н.Г.Черны­шевский. В рецензии на ранние произведения Толстого Чернышевский отмечал, что писателя занимает всего более «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души , чтобы выразиться определительным термином».

«Диалектика души», по Чернышевскому, представляет собой непосредственное изображение «психического процесса» .

Кроме того, существует и более широкое понимание «диалектики души». «Диалектика души» – это общие принципы и конкретные средства психологического анализа в произведениях Толстого.

Рассмотрим некоторые общие принципы «диалектики души» в «Войне и мире».

Толстой изображает внутренний мир человека в постоянном движении, в противоречивом развитии. «Люди суть реки, человек – текучее вещество», – писал Толстой. Этот тезис можно проиллюстрировать на примере духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова. Герои постоянно ищут смысл жизни, их внутренний мир непрерывно меняется. Изображение душевного состояния Андрея и Пьера – важный аспект «диалектики души».

Отметим также интерес Толстого к переломным, кризисным моментам в духовной жизни человека . Внутренний мир героев Толстого часто раскрывается именно в такие моменты (Пьер в Торжке, Андрей Болконский под небом Аустерлица).

Важнейшая черта психологизма Толстого – тесная связь внешних событий с внутренней жизнью персонажей. Отметим, к примеру, значение таких событий, как рождение ребенка и смерть жены для Андрея Болконского. Вспомним о роли войны 1812 года в духовной жизни героев.

Отметим также некоторые конкретные средства и приёмы психологического анализа у Толстого.

Основное средство психологического анализа в романе Толстого – это внутренний монолог. Приведем примеры.

После разрыва с женой и дуэли с Долоховым, находясь в тяжелом душевном состоянии, Пьер покидает Москву и едет в Петербург. Остановившись на почтовой станции в Торжке, герой с грустью размышляет о своей жизни: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?»

Увлекшись Анатолем Курагиным, Наташа находится в состоянии душевного смятения. «Боже мой! Я погибла! – сказала она себе. – Как я могла допустить до этого?»

Будучи тяжело ранен, Андрей Болконский размышляет о своем новом взгляде на мир. «Да, мне открылось новое счастье, неотъемлемое от человека, – думал он, лежа в полутемной тихой избе и глядя вперед лихорадочно раскрытыми, остановившимися глазами. – Счастье, находящееся вне материальных сил, вне материальных внешних влияний на человека, счастье одной души, счастье любви!»

Иногда внутренний монолог героя переходит в «поток сознания» , то есть цепь воспоминаний, впечатлений, логически не связанных друг с другом. Например, Толстой передает внутреннее состояние Николая Ростова во время его первого боя на реке Энс: «Во мне одном и в этом солнце так много счастья, а тут... стоны, страдания, страх и эта неясность, эта поспешность... Вот опять кричат что-то, и опять все побежали куда-то назад, и я бегу с ними, и вот она, вот она, смерть, надо мной, вокруг меня... Мгновенье – и я никогда уже не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья». <...> «И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни – всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление».

Важное средство психологического анализа у Толстого – монологи и диалоги героев. Общаясь друг с другом, герои Толстого нередко делятся своими сокровенными мыслями. Например, слова Андрея Болконского, обращенные к Пьеру, иногда приобретают характер исповеди. В начале первого тома Андрей Болконский объясняет своему другу, для чего он идет на войну: «Для чего? Я не знаю. Так надо. Кроме того, я иду... я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!»

Приведем еще один пример. В разговоре с Андреем на пароме Пьер высказывает своё мнение о смысле жизни: «Я вот что знаю, и знаю верно, что наслаждение делать добро есть единственное верное счастье жизни».

Важным средством психологического анализа становятся также письма героев. Приведем в качестве примера переписку княжны Марьи Болконской с Жюли Карагиной. В письме княжны Марьи раскрывается духовный мир девушки-христианки, ее искренняя вера в Бога и самоотверженная любовь к ближнему. И напротив, рассуждения о новомодных мистических учениях, которые мы находим в письме Жюли, кажутся пустыми и исполненными светской манерности.

Существенным средством раскрытия внутреннего мира героя можно назвать также дневник . Яркий пример – дневник, который вёл Пьер в период увлечения масонством. Кстати сказать, здесь имеет место автобиографический момент: с 1847 года и до конца своих дней сам Толстой вел дневник, который стал творческой лабораторией писателя. В дневнике Пьера мы находим сокровенные мысли героя о жизни и смерти. Здесь отражаются его душевные переживания, сны, воспоминания. Отметим также дневник графини Марьи Ростовой, фрагменты которого приводятся в конце произведения.

Сон – особое средство психологического анализа в романе «Война и мир». Особо следует отметить два сна Пьера . Один из них он видел в Можайске после Бородинского сражения, другой – в плену. Сны эти имеют символическое значение.

Сон, увиденный Пьером в Можайске, передает ощущение сопричастности «общей жизни», сознание необходимости подчинить свою свободу Божественной воле. Пьером овладевает идея сопряжения всего сущего в нравственном бытии человека.

Важным моментом в духовной жизни Пьера становится еще один сон – сон о глобусе, увиденный героем в плену. В этом сне Пьер приходит к ощущению того, что жизнь есть Бог. Смысл человеческого существования состоит в том, чтобы любить жизнь, любить Бога. Но труднее и блаженнее любить эту жизнь в собственных страданиях. Образ глобуса, явившийся во сне Пьеру, символизирует единство отдельного человека с миром и с Богом.

Отметим также сон Николеньки Болконского в конце романа.

Важное средство психологического анализа в романе «Война и мир» – изображение несоответствия между внутренним состоянием героя и внешним проявлением этого состояния .

Например, Николай Ростов, проиграв в карты Долохову огромную сумму денег, развязно сообщает об этом отцу, хотя в душе чувствует себя последним негодяем.

Приведем ещё один пример. После разрыва с Наташей Андрей Болконский говорит с Пьером о политике, однако в душе продолжает переживать этот разрыв. Пьер при этом чувствует, что мысли его друга совсем не о политике.

Толстой в своем произведении, как правило, не дает развёрнутых психологических портретов героев. Отсюда – особе значение психологической детали. Как правило, это повторяющаяся деталь .

Приведем примеры. Лучистые глаза княжны Марьи Болконской отражают глубину её веры в Бога и самоотверженную любовь к ближнему. Холодный взгляд Долохова свидетельствует об эгоизме и жестокости героя. Голые плечи Элен Курагиной – деталь, подчеркивающая бездуховность героини при её внешней красоте.

Нередко внутреннее состояние героя передается через описание природы.

Например, небо Аустерлица – символ вечности, на фоне которой Андрею Болконскому становится ясной суетность его мечтаний о славе.

Две встречи со старым дубом передают душевное состояние Андрея до и после первой его встречи с Наташей Ростовой. Андрей Болконский, рассматривая старый и корявый дуб, с грустью думает об ушедшей молодости, о бессмысленности настоящего.

В Отрадном герой невольно подслушал ночной разговор Наташи с Соней, проникся радостью жизни, оптимизмом, исходившим от Наташи. По дороге домой князя Андрея охватывает чувство радости при виде зазеленевшего старого дуба. В душе героя вновь возрождается вера в возможность земного счастья.

Сделаем выводы. Толстой выступает в романе «Война и мир» как писатель-психолог. Изображение внутреннего мира человека в постоянном движении, противоречивом развитии, интерес к переломным, кризисным моментам в духовной жизни человека, тесная связь внешних событий с внутренней жизнью персонажей – важнейшие принципы «диалектики души».

Толстой использует в своем произведении такие средства психологического анализа, как внутренний монолог, монолог-исповедь, диалог, письма, сны, дневниковые записи. Писатель изображает несоответствие между внутренним состоянием героя и внешним проявлением этого состояния, передает движения души героя через описания природы. Важную роль в психологических характеристиках персонажей играет повторяющаяся деталь.

Вопросы и задания

1. Где и когда родился Л.Н.Толстой? К какому сословию он принадлежал? Расскажите о детстве писателя, его воспитании и образовании. Сочинения какого философа особенно интересовали будущего писателя? Какая идея этого философа была близка молодому Толстому? Какую роль в жизни и творчестве Толстого сыграл его дневник? В какой период жизни он его вел? Расскажите об участии Толстого в Кавказской войне и в обороне Севастополя. В каком году и в каком журнале была опубликована первая повесть из автобиографической трилогии Толстого? Как она называлась? Какая сторона писательского таланта Толстого проявилась уже в первой его повести? Назовите два других произведения из этой трилогии. Какие произведения Толстого были посвящены Севастопольской обороне? Какая тема становится главной в севастопольских очерках и затем одной из ведущих в романе «Война и мир»? Какие темы осмысляются писателем в романе «Семейное счастье» и в повести «Казаки»? Какое значение эти темы имели в последующем творчестве Толстого? Какое крупное произведение создает Толстой в 1860-е годы и какова главная его идея? Как эта идея осмысляется в романе «Анна Каренина» – центральном произведении Толстого 1870-х годов? В чем заключался перелом, произошедший в мировоззрении Толстого в конце 1870-х годов? Какие наиболее значительные произведения написал Толстой после перелома?

2. В чем своеобразие осмысления Толстым проблем современной ему эпохи в «Войне и мире»? Очертите основные темы романа. Какие «миры» воссоздал писатель в своем произведении? Сформулируйте главные идеи Толстого, воплощенные в «Войне и мире», и прокомментируйте их. Почему идея естественного бытия человека не становится у Толстого абсолютным нравственным идеалом? Как осмысляется в романе идея духовного единения русских людей? В чем отличие Толстого от Достоевского в понимании этой идеи?

3. В чем своеобразие воплощения «мысли народной» в романе «Война и мир» по сравнению с произведениями о русском народе других писателей – современников Толстого? Что понимал писатель под словом «народ»? Какие грани этого понятия раскрываются в «Войне и мире»? Как «мысль народная» связана с жанром произведения? Какие аспекты «мысли народной» осмысляет Толстой в своем романе?

4. В чем проявился фатализм Толстого в осмыслении исторических событий? Как, в каких словах писатель формулирует свое понимание роли личности в истории? Какой критерий вводит Толстой в оценку исторических деятелей? Какие эпизоды, описывающие Кутузова и Наполеона, выявляют авторскую позицию в отношении этих лиц? Какие выводы делает Толстой о Кутузове и Наполеоне?

5. В чем смысл противопоставления Толстым войны 1805-1807 годов войне 1812 года? Как изображает писатель Шенграбенское и Аустерлицкое сражения? Назовите важнейшие эпизоды этих сражений и прокомментируйте их.

6. Расскажите об эпизодах войны 1812 года, предшествующих Бородинскому сражению, и об их трактовке Толстым. В чем смысл авторского отступления, непосредственно предшествующего рассказу о Бородинском сражении? Расскажите о впечатлениях Пьера Безухова накануне битвы. В чем смысл двух эпизодов, описывающих Кутузова и Наполеона перед сражением – молебна Смоленской иконе Богоматери и позированию французского императора перед портретом сына? Как Толстой рисует утренний пейзаж перед битвой? Какой эпизод в изображении Бородинского сражения является центральным? Как описаны простые солдаты и Пьер в этом эпизоде? Как Толстой изображает Наполеона и Кутузова во время сражения? Какие картины показывают жестокость, противоестественность войны? Какие выводы делает Толстой об итогах Бородинского сражения?

7. Почему оставление Москвы можно назвать высокой эпопейной темой? Как Толстой рисует осенний пейзаж в момент оставления древней столицы? Какое символическое значение приобретает картина пожара Москвы?

8. Какой метафорой Толстой определяет партизанское движение? Как Толстой рисует его участников? С какой стороны показывает Толстой народ в лице Тихона Щербатого? В каких эпизодах появилась гуманность партизан, простых русских солдат в отношении французов?

9. Какие стороны русского национального характера раскрываются в образе Платона Каратаева? Что составляет основу мировоззрения этого персонажа, его отношения к окружающим? Как соотносится фигура Каратаева с фигурой Наполеона в идейном содержании романа? Что вы можете сказать о речи Платона? Какую роль сыграл Платон в жизни Пьера Безухова?

10. Назовите других представителей простого народа в романе «Война и мир», кратко охарактеризуйте их. Какую идейную нагрузку в произведении Толстого несет изображение богучаровского бунта?

11. Какие слои русского дворянства изображает Толстой в романе «Война и мир»? На примере каких персонажей писатель показывает высший петербургский свет? Что именно обличает Толстой в представителях великосветского общества? Как Толстой рисует «золотую молодежь»? В чем неоднозначность образа Долохова? В каком ключе показано в романе масонство? Какими предстают в изображении Толстого высшие административные и дипломатические круги? Остановитесь на образах Сперанского и Билибина.

12. В чем своеобразие жизни московского дворянства, семьи Ростовых и их окружения? Чем жизнь москвичей принципиально отличается от великосветской петербургской жизни? Какие характеры московских жителей создает Толстой в своем романе?

13. Расскажите о жизни поместного дворянства на примере Ростовых и Болконских. В чем своеобразие усадебной жизни каждой из этих семей?

14. В чем заключается символическое значение образа умирающего графа Безухова? Какую роль играет в романе образ императора Александра I? С какой стороны показывает его Толстой?

15. Какое значение имела для Толстого «мысль семейная»? Почему проблема семьи была так актуальна в 1860-е годы? Какова позиция Толстого в отношении семьи в общественных спорах того времени? В чем своеобразие семейного мира Ростовых и Болконских? Какие черты сближает эти две семьи? В чем самобытность каждой из них? Почему Курагиных трудно даже назвать семьей? Почему род Курагиных можно считать выморочным? Как Толстой изображает молодые семьи в романе? Как с темой семьи связан у Толстого идеал женщины-матери?

16. Перечислите наиболее значительные женские образы в романе «Война и мир». Подробно расскажите о Наташе Ростовой и княжне Марье Болконской. Какие черты сближают и какие различают этих двух героинь? Как с ними соотносятся образы Веры Ростовой, Сони, Жюли Карагиной? Какой показана Толстым Элен Безухова? Кратко охарак­теризуйте Анну Павловну Шерер, Марью Дмитриевну Ахросимову, жену Андрея Болконского Лизу, а также женских персонажей из народа.

17. В чем Толстой видит смысл духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова? Что ищут герои в своей жизни? К чему стремятся? Назовите основные этапы духовных исканий Андрея и Пьера, прокомментируйте их. Какие духовные ценности обретает каждый из героев: Андрей – перед смертью, Пьер – в эпилоге романа? Какую роль в осмыслении итогов духовных исканий двух героев играет содержание сна Николеньки Болконского в конце произведения?

18. Расскажите, какую роль играет природа в «Войне и мире». Как с темой природы соотносится мысль Толстого о естественном бытии человека? Определите основные функции описаний природы. Назовите и прокомментируйте несколько пейзажей в романе.

19. Проанализируйте жанровое своеобразие «Войны и мира». Каким образом в произведении сочетаются черты романа и эпопеи? Черты еще каких литературных жанров мы здесь наблюдаем?

20. Рассмотрите композицию «Войны и мира». Какие типы повествования вы можете здесь отметить? Что является основным композиционным элементом «Войны и мира»? Из чего он состоит? Назовите и прокомментируйте основные сюжетно-тематические линии толстовского романа. Какую роль в произведении играют описания природы, авторские отступления? Приведите примеры разных по своему содержанию авторских отступлений.

21. Кто из русских критиков впервые использовал термин «диалектика души»? Что он под этим понимал? Рассматривают ли понятие «диалектики души» более широко?

Назовите и прокомментируйте основные принципы Толстого в изображении внутреннего мира человека.

Перечислите средства психологического анализа, используемые Толстым в «Войне и мире». Приведите примеры из текста романа.

22. Составьте развернутый план-конспект

Читайте также:
  1. Анна Снегина» С. Есенина. Жанровое своеобразие. Система образов.
  2. Вопрос Периодизация курса. Своеобразие литературы и культуры средних веков
  3. Главная особенность романа – социальная проблематика романа тесно связана с нравственной проблемой Добра и Зла.
  4. Главный конфликт романа - конфликт народа и государства, свободы и насилия.
  5. Главы для чтения романа «Моби Дик»: 1-5, 10-13, 18, 41-42, 77-78, 88, 93, 110, 132-135.
  6. Дж. Голсуорси. Специфика композиции, конфликт и его художественное решение в романе «Собственник».
  7. Жанр романа в литературе русского символизма: «Мелкий бес» Ф. Сологуба и «Петербург» Андрея Белого.

Жанр

Произведение Толстого сочетает черты романа и эпопеи .

Как известно, в основе романа лежит судьба прежде всего отдельной личности , а в эпопее осмысляется судьбацелого народа . Толстой соединил в своем произведении особенности обоих жанров.

Основной в произведении Толстого является героическая тема народа. Именно она определяет значение «Войны и мира» как эпопеи . Воссоздание грандиозных исторических событий, картины великих битв, прежде всего Бородинского сражения, величественный пейзаж, обширные историко-философские отступления автора выявляют особенности «Войны и мира» как эпопеи .

«Война и мир» несет в себе традиции произведений древнерусской литературы, в частности воинской повести . Мотив всенародного подвига во имя спасения Русской земли сближает произведение Толстого со «Словом о полку Игореве».

Тема Москвы также выступает в «Войне и мире» как эпопейная тема. В толстовском произведении отражено народное отношение к Москве как к сердцу России.

Одновременно Толстому-романисту важно осмыслить становление и развитие личностей отдельных героев в их самостоятельном бытии.

Отличительная черта «Войны и мира» как романа заключается в том, что в нем не один и не два главных героя, а множество героев , связанных между собой личными судьбами.

«Война и мир» имеет черты исторического романа . Здесь повествуется о реальных исторических событиях и лицах . Своеобразие «Войны и мира» состоит здесь в том, что картины эпохи наполеоновских войн являются не фоном повествования, а самостоятельным по значению элементом композиции. Вспомним о значении образов Кутузова, Багратиона, Наполеона, Александра I.

«Война и мир» имеет также черты семейного романа . В нем рассказываются истории семей Ростовых, Болконских, Курагиных.

Кроме того, это роман философский , в котором Толстой осмысляет наиболее общие вопросы (жизнь и смерть, смысл человеческого бытия, философия истории).