А.Адан «Жизель. История создания балета адана "жизель"

Балет «Жизель»

Недавно мы с мамой перебирали книги в шкафу. У нас есть новые книжки, есть старые, которые еще бабушка покупала маме, когда она была маленькой. И вдруг, среди всех книг я заметила одну - такую тоненькую, буквально в несколько страниц. Я спросила у мамы, а что это за книжечка. Оказалось, что это программка, их обычно продают в театрах. Мама рассказала, что когда она училась в школе, в старших классах, она с классом ездила в Санкт-Петербург, и там она ходила на балет «Жизель» . Самое необыкновенное, что даже билет на балет сохранился. И маме удалось вспомнить, где она находилась в этот день 15 ноября 19 лет назад!


Она рассказала, что балет ей очень понравился, понравился Мариинский театр, где состоялось представление. Балет состоял из двух актов. В первом акте наряды актеров были очень красочные, яркие. Они изображали крестьян, какой-то праздник, на фоне этого девушка по имени Жизель влюбляется в парня, но в конце-концов умирает. На этом первый акт заканчивается. Во втором акте были в основном одни девушки. Они были одеты во все белое. Подразумевалось, что все они когда-то умерли, но ночью поднимаются из могил, чтобы танцевать, и, если кто-то в это время оказывается на кладбище, они затанцовывают его до смерти. В программке был вкладыш, в котором рассказывалось о балете. Ниже я привожу полный текст этого вкладыша, если интересно, можете почитать.

Балет «Жизель» впервые увидел свет рампы почти сто пятьдесят лет назад. Премьера состоялась в 1841 году в Париже в Гранд Опера, через год балет увидели зрители Петербурга, а еще через год - москвичи.
Россия стала второй родиной «Жизели». Менялись вкусы и моды, но шедевр романтической хореографии постоянно сохранялся в репертуаре. Он жил на русской сцене и в период полного упадка западно-европейского балетного театра, наступившего в последней четверти XIX века. В октябре 1868 года состоялось последнее представление «Жизели» в Париже, а вскоре спектакль исчез и с других европейских сцен. Лишь в 1910 году, спустя 42 года, «Жизель» вновь появилась в Париже. Ее исполняли русские артисты труппы С. П. Дягилева. В главных ролях выступила Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский - звезды петербургского театра. А двумя годами раньше зрители Стокгольма, Копенгагена, Берлина и Праги познакомились с «Жизелью» в исполнении группы артистов того же театра во главе с Анной Павловой. В 1910 году русскую «Жизель» увидели зрители Нью-Йорка, в 1911 году - жители Лондона, и наконец, в 1925 году спектакль был возобновлен в Париже для гастролей петроградской балерины Ольги Спесивцевой. После долгих скитаний «Жизель» вернулась на родную сцену, а в ближайшие десятилетия прочно утвердилась па сцепах Европы и Америки, снискав мировую славу.
Деятели русского балетного театра не просто спасли «Жизель» от забвения. Они сберегли и приумножили поэтические достоинства хореографии, углубив идейное содержание балета.
Старинный балет и сегодня волнует и восхищает зрителей. В чем же секрет его сценического долголетия? Кому он обязан своим художественным совершенством, поразительной гармонией музыки и танца, правдивостью и поэтической возвышенностью образов?
Замысел «Жизели» принадлежал известному французскому поэту, прозаику и театральному критику Теофилю Готье (1811 -1872). Читая книгу Генриха Гейне «О Германии», Готье, по его словам, «наткнулся на очаровательное место», где говорилось об «эльфах в белых платьях, подол которых всегда влажен (…), о вилисах с белоснежной кожей, обуреваемых беспощадной жаждой вальса». В народных легендах славянского происхождения вилисы - невесты, умершие до свадьбы. По ночам они встают из могил и пляшут при свете месяца. И горе тому, кто встретится им на пути. «Он должен танцевать с ними, они обнимают его с необузданным неистовством, и он пляшет с ними без удержу, без передышки, пока не падает замертво», - пишет Гейне.
Вместе с Готье над сценарием будущего балета работал опытный либреттист Жюль-Анри Сен-Жорж (1801 -1875). Он сочинил первое действие спектакля и уточнил сюжетную линию второго акта. Сценарный проект Готье и Сен-Жоржа, вобрав в себя достижения балетной драматургии прошлого, учитывал и завоевания новейшей, романтической хореографии (в частности, «Сильфиды»), но вместе с тем обладал подлинной оригинальностью.
По видимости «Жизель» повторяет схему романтического балета, - антитеза действительности и идеала, выраженная через противопоставление реального и фантастического миров. Однако по своему содержанию балет вырывается далеко за пределы излюбленного мотива романтиков о недостижимости мечты, призрачности счастья, благодаря поэтически обобщенному утверждению бессмертной силы любви.
В своей конструкции балета, в системе его образов претворились слова Гейне: «Никакое заклинание не устоит против любви. Любовь ведь есть высшее волшебство, всякое иное заклятье уступает ей».
Воплотить мысль поэта в сценические образы помогла музыка Адольфа Адана (1803-1856) - популярного французского композитора середины прошлого столетия, автора множества опер и балетов. Академик Б. В. Асафьев писал о музыке «Жизели»: «Как мастерски выпуклы характеры, как лаконичны ситуации, как гибки в своей простоте и незатейливы напевы танцев и, вместе с тем, как они упруги, давая опору движениям, как искренне чувствительны лирические моменты, но с каким чувством меры они формируются и как строг рисунок этих мелодий при их нежной отзывчивости!» Искренняя, мелодичная, лирически взволнованная музыка «Жизели» обладает ясной драматической направленностью. По-настоящему балетная, она предопределила богатство танцевальных форм, повела за собой фантазию балетмейстеров.
Авторами хореографии и постановщиками парижского спектакля были Жан Коралл и Жюль Перро. И хотя долгое время на афишах значилось лишь имя Коралли, подлинным создателем хореографии «Жизели» (как это установлено исследователями, в частности, советским историком балета Ю. И. Слонимским) является Перро - последний великий танцовщик Франции XIX века, выдающийся балетный драматург и хореограф. Он консультировал Готье и Сен-Жоржа, вместе с Аданом проектировал музыкально-сценическое действие, он сочинил сцены и танцы, в которых участвует Жизель. Коралли поставил пантомимные сцены, а также массовые танцы обоих актов, но именно они впоследствии подверглись наибольшим переделкам. Через год после премьеры балет шел на лондонской сцене полностью в постановке Перро, а спустя несколько лет балетмейстер продолжил работу над
спектаклем в Петербурге, где в течение десяти лет руководил балетной труппой (1848-1858). Русские балерины, приезжая на гастроли за границу, репетировали партию Жизели с Перро, внося затем поправки в петербургскую редакцию балета.
Особенности индивидуальности Перро, его мироощущения и взглядов на искусство явственно ощутимы в хореографии балета. Продолжая и развивая традиции Новерра и Дидло, Перро боролся за балетный спектакль большого содержания, раскрывающегося в драматически напряженном действии, в многообразии танцевальных форм. В отличие от предшественников Перро сглаживал резкое разделение хореографии на танец и пантомиму. «Ему первому принадлежит мысль ввести в самые танцы, обыкновенно составляющие только рамку балета, цель, содержание, мимику», - отмечал современник балетмейстера.
Добиваясь максимальной выразительности сценического действия, Перро воплощал его узловые моменты в танце, органично сплавленном с элементами пантомимы. Непревзойденные образцы такого «действенного» танца - эпизоды встречи героев в начале балета, сцена безумия Жизели. Драматургическое искусство Перро проявляется и в его умении обнаружить за внешнесюжетной линией второй - главный план, несущий центральную идею произведения.
Новую встречу героев в царстве вилис балетмейстер рисует средствами классического танца в его сложных развитых формах. Очищенный от жанрово-бытовых подробностей, этот танец звучит как исповедь героев, обнажает их сокровенные помыслы. Хореография приобретает глубокий внутренний смысл благодаря продуманной системе пластических лейтмотивов, характеризующих Жизель, Альберта и вилис. Сопоставление, взаимодействие и развитие этих пластических тем определяет содержательную значимость самой танцевальной ткани.
Музыкально-хореографическую драматургию спектакля сохранил М. И. Петипа в двух своих редакциях «Жизели» для сцены нового Мариинского театра (1884-1887 и 1899 гг.). Отреставрировав и подновив танцевальный текст, Петипа укрепил симфонические принципы хореографии второго акта, придал спектаклю стилистическое единство. В таком виде (лишь с незначительными изменениями) «Жизель» и в наши дни идет на сцене театра.
Сценическая история «Жизели» неотделима от творчества выдающихся танцовщиц разных эпох, выступавших в заглавной роли.
Создательницей образа Жизели была танцовщица-итальянка Карлотта Гризи - воспитанница и муза Перро. В ее искусстве счастливо сочетались изящество и мягкость французской школы танца с виртуозностью и блеском школы итальянской. Жизель Гризи подкупала очарованием юности, непосредственностью и чистотой чувств.
На русской сцене первой исполнительницей Жизели была петербургская танцовщица Елена Андреянова. Всемирная слава «Жизели» в XX веке началась с выступления в этом балете таких мастеров русской хореографической школы, как Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева, Вацлав Нижинский.
В советское время, как и прежде, хранителем оригинального текста «Жизели» оказался ленинградский Театр оперы и балета имени С. М. Кирова.
По-своему прочитали образы старинного балета, открыв в нем новые грани, замечательные ленинградские балерины и танцовщики - Елена Люком, Галина Уланова, Наталия Дудинская, Татьяна Вечеслова, Алла Шелест, Борис Шавров, Константин Сергеев и другие.
Ольга РОЗАНОВА

Странствовал по Европе, собирая входившие тогда в моду народные предания, легенды, сказки Генрих Гейне. Одно из записанных поэтом сказаний повествовало о девушкай-вилисах. И заканчивалось оно такими словами: "В их угасших сердцах, в их мертвых ногах сохранилась любовь к танцу, которую они не успели удовлетворить во время своей жизни, и в полночь они поднимаются, собираются в хороводы на большой дороге, и горе юноше, который встретит их! Ему придется танцевать с ними пока он не упадет мертвым..." Почти одновременно с путевыми заметками Гейне опубликовал цикл новых стихов и Виктор Гюго, главный героиней которого была пятнадцатилетняя испанка по имени Жизель. Больше всего не свете она любила танцевать. Смерть настигла девушку в дверях бальной залы, где та, не зная усталости, проплясала всю ночь. Произведения двух поэтов-романтиков - немецкого и французского, полные таинственной красоты, неястных видений и духов, казалось были специально созданы для балета. "Жизнь - танец - смерть" - такой соблазнительный для хореографии литературный материал появляется раз в сто лет. И Теофиль Готье - самый известный балетный лебреттист XIXвека, не смог противостоять искушению. Очень скоро из поде его пера вышел первый вариант сценария балета о вилисах. Казалось в нем было все, что требовалось театральному спектаклю того времени - и бледный свет луны, и бальная зала с заколдованным полом, и танцующие призраки. Но как считал Готье - чего-то существенного, очень важного в либретто не хватало. Лишенный больного самолюбия, Готье пригласил в соавторы известного в театральной среде парижа драматурга и сценариста Анри Вернуа де Сен-Жоржа. Так появился на свет сценарий одного из самых печальных и прекрасных балетов - "Жизели". Сюжет его рассказывал о любви крестьянской девушки к графу Альберту. Очарованный этой романтической новеллой, композитор Адольф Адан написал музыку к спектаклю за десять дней.

Вскоре к постановке "Жизели" в Гранд-Опера приступил Жюль Перро. В его судьбе, человеческой и творческой, этот балет сыграл странную, роковую роль. Он принес Перро-балетмейстеру истинное бессмертие, но разрушил его жизнь, лишив счастья и любви. Женщиной его жизни была Карлотта Гризи. Перро родился во Франции в городе Леоне, где получил балетное образование.

В 1825 году он приехал в Париж, мечтая танцевать на сцене Оперы. Денег на жизнь не было, и чтобы их заработать, юноша по вечерам выступал в театре "Порт Сен-Мартен", изображая обезьяну. А днем посещал класс усовершенствования Огюста Вестриса. Его выступления на сцене Гранд-Опера в паре с Тальони имели огромный успех. Танец Перро, безупречный технически, мужественный и энергичный, не имел ничего общего со слащавой жеманностью, которая тогда входила в моду у артистов Оперы. Но всесильная Мария Тальони, имевшая неограниченную власть в театре, ни с кем не хотела делить свою славу. Каприз "звезды, или этуаль" дирекция удовлетворяла сразу. И двадцатичетырехлетний Перро, без объяснений, тут же очутился на улице. Он долго скитался по Европе, пока не оказался в Неаполе, где познакомился с двумя прелестными девочками - сестрами Гризи. Перро влюбился в 14-летнюю Карлотту с первого взгляда.

Сеньоритта Гризи не была новичком в театре. С семи лет она обучалась танцам в Милане, а в десять уже солировала в детском кордебалете театра "Ла Скала". Карлотта имела чудесный голос. Многие предсказывали ей блестящую карьеру оперной певицы. Но она выбрала балет. Проводя многие часы в репетиционном классе, она добилась огромных успехов в танце при помощи умных советов Перро, готового на все ради своей итальянской Галатеи. Они поженились, когда девушка достигла совершеннолетия. Вместе танцевали в Вене. Но заветной мечтой обоих была сцена Гранд-Опера. Приехав в Париж, они долго ждали вестей из Оперы. Наконец приглашение последовало, но,увы только для Гризи. Двери театра для Перро-танцовщика были закрыты навсегда.

Танцовщик Жюль Перро умер. Но ему на смену рождался другой Перро-гениальный балетмейстер, автор "Жизели". Появление этого спектакля должно было открыть избалованному парижскому зрителю новую звезду, не уступавшую Тальони - Карлотту Гризи. Перро работал как одержимый. Бурный роман Гризи с Теофилем Готье, уже не для кого не являлся секретом. Перро узнал об этом последним. Бешенство и отчаяние охватили его, и, бросив балет незаконченным, он бежал из Парижа.

Роковой любовный треугольник, связавший вплоть до самой смерти, жизни Ж.Перро, К.Гризи и Т.Готье

28 июня 1841 года в Опере состоялась премьера - "Жизель, или Вилисы" с Карлоттой Гризи и Люсьеном Петипа (родным братом Мариуса Петипа) в глывных партиях. Хореографом значился Жорж Коралли, завершивший постановку. Имя Перро даже не упоминалось в афише....

Действие I
Залитая солнцем маленькая, тихая деревушка. Здесь живут простые, бесхитростные люди. Молоденькая крестьянская девушка Жизель радуется солнцу, синему небу, пению птиц и больше всего счастью любви, доверчивой и чистой, озарившей ее жизнь.

Она любит и верит в то, что любима. Напрасно влюбленный в нее лесничий пытается уверить Жизель, что избранный ею Альберт — не простой крестьянин, а переодетый дворянин, и что он обманывает ее.
Лесничий пробирается в дом Альберта, который тот снимает в деревне, и находит там серебряную шпагу с гербом. Теперь он окончательно убеждается в том, что Альберт скрывает свое знатное происхождение.

В деревушке после охоты останавливаются отдохнуть знатные господа с пышной свитой. Крестьяне радушно и приветливо встречают гостей.
Альберт смущен неожиданной встречей с приезжими. Он пытается скрыть свое знакомство с ними: ведь среди них его невеста Батильда. Однако лесничий показывает всем шпагу Альберта и рассказывает о его обмане.
Жизель потрясена коварством возлюбленного. Разрушен чистый и ясный мир ее веры, надежд и мечтаний. Она сходит с ума и умирает.

Действие II

Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы - невесты, умершие до свадьбы. «Одетые в подвенечные платья, увенчанные цветами... неодолимо прекрасные пляшут виллисы при свете месяца, пляшут тем страстнее и быстрее, чем больше чувствуют, что данный им для пляски час истекает, и они снова должны сойти в свои холодные, как лед, могилы...» (Г. Гейне).
Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает, бездыханный, на землю.

Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на ее могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая самоотверженную любовь, защищает и спасает Альберта от гнева виллис.
С первыми лучами восходящего солнца исчезают белые призраки-виллисы. Исчезает и легкая тень Жизели, но сама она всегда будет жить в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви - любви, которая сильнее смерти.

Распечатать

Балет в 2-х действиях .
Продолжительность : 1 час 50 минут, с одним антрактом.

Композитор : Адольф Адан
Либретто : Теофиль Готье и Генри Сен – Жорж
Хореография : Жорж Коралли, Жюль Перро, Мариус Петипа, в редакции Л.Титовой.

Художник-постановщик - Юрий Самодуров
Художник по свету - Николай Лобов
Художник по костюмам — Ольга Титова

О балете

«Жизель» — одно из лучших творений французского романтизма, необыкновенно красивое и печальное, играющее на струнах души. Идиллия и трагедия, беззаветная любовь и жестокий обман, месть и самоотверженность, мир реальный и фантастический — в этом спектакле всё переплетается, побуждая зрителя сопереживать героям.

Премьера балета «Жизель» состоялась 28 июня 1841 года на сцене театра Ле Пелетье в Париже. В декабре 1842 года этот спектакль был впервые поставлен в России. С тех пор хореография Жоржа Коралли и Жюля Перро претерпела множество изменений, но смертельный танец виллис на древнем кладбище так же воздушен и прекрасен, а в дуэте графа Альберта и призрака умершей девушки Жизели по-прежнему звучит раскаяние и прощение, отчаяние и успокоение. Завораживающая музыка А.Адана, игра света и тени, полёт белых шопенок в ночном тумане создаёт мистическую атмосферу, иллюзию соприкосновения с фантастическим загробным миром.

Истинная любовь живёт и за чертой смерти — в этом главный посыл «Жизели».

Либретто

Действие I


Тихая горная деревушка на юге Франции. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Соседнюю хижину снимает Альберт – возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет, крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, влюблённый в Жизель, из укромного места наблюдает за её встречей с Альбертом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Альберт прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизели, вместе с ними она кружится в танце. Берта пытается воспрепятствовать веселью, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни, но девушка её не слушает.

Раздаются звуки охоты. Альберт боится быть узнанным и убегает. Появляется лесничий, его терзает тайна незнакомца. Заслышав приближение охоты, Ганс проникает в окно избушки Альберта.

Появляется пышная процессия во главе с Герцогом – отцом Альберта. Жизель с матерью радушно встречают гостей, среди которых Батильда — невеста Альберта. Увидев, как восхищена Жизель её туалетом, Батильда интересуется, чем занимается девушка и влюблена ли она. Скромность и застенчивость Жизели вызывают симпатию знатных особ. Батильда дарит девушке драгоценное ожерелье ко дню ее свадьбы. Герцог удаляется с Батильдой отдохнуть в домике Жизели и оставляет свой рог, чтобы в него потрубить в случае надобности. Все расходятся. Появляется встревоженный Ганс. Теперь он знает тайну незнакомца: в руках у него похищенная шпага Альберта с фамильным гербом.

Собирается молодежь. Крестьяне танцуют. Жизель и Альберт включаются в общее веселье. Все радостно приветствуют счастливую молодую пару. Возмущенный обманом Альберта и доверчивой любовью к нему Жизели, Ганс прерывает танцы и показывает всем шпагу. Жизель не верит Гансу, она умоляет Альберта сказать, что это ложь. Тогда Ганс трубит в рог, оставленный Герцогом.

Появляются знатные гости в сопровождении придворных. Все узнают в переодетом Альберте своего молодого графа. Убедившись в обмане, Жизель понимает, что Батильда – невеста Альберта. В отчаянии Жизель срывает с себя ожерелье и бросает его к ногам Батильды. Сознание ее затуманивается. Обессиленная горем, она падает без чувств. Мать устремляется к дочери, но Жизель не узнает ее. Она сошла с ума. Мелькают сцены гадания, клятвы, нежный танец с Альбертом.

Случайно натолкнувшись на шпагу, Жизель берет ее в руки и начинает бессознательно кружиться. Шпага, подобно железной змее, преследует ее и готова вонзиться в грудь несчастной девушки. Ганс вырывает шпагу, но больное сердце Жизели не выдерживает, и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.

Действие II

Ночью среди могил деревенского кладбища в лунном свете появляются призрачные виллисы - невесты, умершие до свадьбы. Виллисы замечают лесничего. Измученный угрызениями совести, он пришел к могиле Жизели. По приказу своей неумолимой повелительницы Мирты виллисы кружат его в призрачном хороводе, пока он не падает замертво.

Но и Альберт не может забыть погибшую Жизель. Глубокой ночью он также приходит на ее могилу. Виллисы тотчас окружают юношу. Страшная участь лесничего грозит и Альберту. Но появившаяся тень Жизели, сохранившая любовь, защищает и спасает юношу от гнева виллис. Жизель — лишь ускользающая тень, но откликнувшись на мольбы Альберта, она позволяет прикоснуться к себе.

С первыми лучами восходящего солнца и ударами колокола исчезают виллисы. Жизель навсегда прощается с возлюбленным, но она останется в памяти Альберта как вечное сожаление о потерянной любви.

Двухактный балет «Жизель» - это фантастическая история, созданная тремя либреттистами - Анри де Сен-Жоржем, Теофилем Готье, Жаном Коралли и композитором Адольфом Аданом по легенде, которую пересказал Генрих Гейне.

Как создавался бессмертный шедевр?

Парижская публика увидела балет «Жизель» в 1841 году. Это была эпоха романтизма, кода в танцевальные постановки было принято включать элементы фольклора и мифов. Музыку к балету написал композитор Адольф Адан. Одним из авторов либретто балета «Жизель» стал Вместе с ним над либретто балета «Жизель» работали также известный либреттист Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и балетмейстер Жан Коралли, который занимался постановкой спектакля. Балет «Жизель» не теряет своей популярности по сей день. Русская публика впервые увидела эту историю о трагической любви в 1884 году в Мариинском театре, но с некоторыми коррективами, внесёнными в постановку Мариусом Петипа для балерины М. Горшенковой, исполнявшей партию Жизели, которую затем сменила великая В этом спектакле для балерины важно не только хореографическое мастерство, но и драматический талант, способность к перевоплощению, поскольку главная героиня в первом акте предстаёт наивной девушкой, затем превращается в страдающую, а во втором акте становится призраком.

Либретто балета «Жизель»

В свою книгу «О Германии» Генрих Гейне вписал старинную славянскую легенду о вилисах - девушках, которые погибли от и по ночам встают из своих могил, чтобы губить бредущих в ночи молодых мужчин, таким образом они мстят за свои загубленные жизни. Именно эта легенда и стала основой для либретто балета «Жизель». Краткое содержание постановки: граф Альберт и крестьянка Жизель любят друг друга, но у Альберта есть невеста; девушка узнаёт об этом и умирает от горя, после чего становится вилисой; Альберт приходит ночью на могилу возлюбленной и его окружают вилисы, ему грозит смерть, но Жизель защищает его от гнева подруг и ему удаётся спастись.

Т. Готье - основной разработчик либретто, он переработал славянскую легенду под спектакль «Жизель» (балет). Содержание постановки уводит зрителя от места, где возник этот миф. Все события либреттист перенёс в Тюрингию.

Персонажи постановки

Главная героиня - девушка-крестьянка Жизель, Альберт - её возлюбленный. Лесничий Илларион (в российских постановках Ганс). Берта - мать Жизели. Невеста Альберта - Батильда. Вильфрид - оруженосец, Повелительница вилис - Мирта. Среди персонажей - крестьяне, придворные, слуги, охотники, вилисы.

Т. Готье решил придать древнему мифу характер космополитический, и с его лёгкой руки страны, обычаи и титулы, которых нет в оригинальной истории, были включены в «Жизель» (балет). Содержание было скорректировано, вследствие чего были немного изменены и персонажи. Главного героя Альберта автор либретто сделал герцогом Силезским, а отец его невесты стал герцогом Курляндским.

1 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6

События происходят в горной деревушке. Берта живёт с дочерью Жизелью в маленьком домике. Неподалёку в другой хижинке живёт Лойс - возлюбленный Жизели. Пришёл рассвет и крестьяне отправились работать. Тем временем лесничий Ганс, который влюблён в главную героиню, из укромного места наблюдает за её встречей с Лойсом, его мучает ревность. Видя страстные объятия и поцелуи влюблённых, он подбегает к ним и осуждает девушку за подобное поведение. Лойс прогоняет его. Ганс клянётся отомстить. Вскоре появляются подружки Жизель, вместе с ними она затевает танцы. Берта пытается прекратить эти танцы, замечая, что у дочери слабое сердце, усталость и волнение опасны для её жизни.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13

Гансу удаётся раскрыть тайну Лойса, который, оказывается, вовсе не крестьянин, а герцог Альберт. Лесничий пробирается в дом герцога и забирает его шпагу, чтобы использовать её как доказательство знатного происхождения соперника. Ганс демонстрирует Жизели шпагу Альберта. Раскрывается правда о том, что Альберт герцог и у него есть невеста. Девушка обманута, она не верит в любовь Альберта. Сердце её не выдерживает и она умирает. Альберт, обезумев от горя, пытается убить себя, но ему не позволяют этого сделать.

2 действие

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 1 по 6 из 2 акта

После смерти Жизель превратилась в вилису. Ганс, мучимый угрызениями совести и чувствующий свою вину за гибель Жизели, приходит к её могиле, вилисы замечают его, кружат в своём хороводе и он падает замертво.

Балет «Жизель», краткое содержание сцен с 7 по 13 из 2 акта

Альберт не в силах забыть любимую. Ночью он приходит на её могилу. Его окружают вилисы, среди которых и Жизель. Он пытается обнять её, но она - всего лишь ускользающая тень. Он падает на колени возле её могилы, Жизель подлетает и позволяет ему прикоснуться к ней. Вилисы начинают кружить Альберта в хороводе, Жизель пытается спасти его, и он остаётся в живых. На рассвете вилисы исчезают, исчезает и Жизель, навсегда простившись с возлюбленным, но она вечно будет жить в его сердце.