Парные звуки в русском языке таблица. Гласные и согласные буквы и звуки

В начальных классах формируется основа орфографической грамотности человека.

Всем известно, что трудность русского языка во многом обусловлена несоответствием написания и произношения. Часто это связано с парными согласными.

Что такое парная согласная?

Все согласные состоят друг с другом в той или иной оппозиции по своим характерным признакам. Одна из них - противопоставление звуков по глухости-звонкости.

Некоторые согласные при совпадении всех иных особенностей, таких как место образования и способ произношения, различаются лишь участием голоса в процессе звучания. Они называются парными. Остальные согласные не имеют пары по глухости-звонкости: л, м, х, ц, ч, щ, й.

Парные согласные

примеры слов с парными согласными

стол[б]ы - стол[п]

дро[в]а - дро[ф]

доро[г]а - доро[к]

боро[д]а - боро[т]ка

бла[ж]ить - бла[ш]

моро[з]ный - моро[с]

Здесь даны парные согласные. Таблица содержит и примеры, которые иллюстрируют орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова».

Правило правописания парных согласных

В процессе произношения парные звуки могут быть взаимозаменяемыми. Но на письме этот процесс не отражается. То есть буквы не изменяются, какие бы звуки на их месте нам ни слышались. Так в русском языке реализуется принцип единообразия морфем. Правописание парных согласных полностью подчиняется этому закону.

Правило может быть изложено в следующих пунктах:

  • корень слова пишется всегда одинаково, так как от этого зависит семантика;
  • правописание нужно проверить, подбирая или изменяя словоформы;
  • выбрать в качестве проверочного необходимо то, у которого после сомнительного согласного стоит или гласный звук, или сонорный (р,л,м,н,й).

Это можно увидеть на примерах из таблицы: орфограммы-согласные стоят или в конце слов, или перед другим парными звуками. В проверочных словах они находятся перед гласными или перед непарными по звонкости фонемами.

Применение правила

Правописание парных согласных необходимо отработать. Начинать нужно с формирования умения видеть изучаемую орфограмму. Это будет конец слова или стечение согласных, при котором звуки начинают влиять на звучание друг друга - последующий изменяет качество произношения предыдущего.

Когда мы знаем, что такое парная согласная, не составит труда сделать вывод о том, какой вариант выбрать:

  • бо[п] - бобы - боб;
  • бро[т] - брода - брод;
  • бро[ф"] - брови - бровь;
  • гвоз[т"] - гвозди - гвоздь;
  • огоро[т] - огороды - огород;
  • дро[ш] - дрожи - дрожь;
  • поло[с]ка - полосонька - полоска;
  • ко[з"]ба - косить - косьба;
  • ре[з"]ба - резать - резьба;
  • горо[д"]ба - городить - городьба;
  • кро[в"] - кровный - кровь;
  • стра[ш] - стражник - страж.

Парные согласные. Примеры различения слов

Глухость и звонкость способны различать слова по смыслу. Например:

  • (суп) густ - (над речкой) куст;
  • (телеграфный) столб - (Александрийский) столп;
  • кора (дуба) - (высокая) гора;
  • (невыносимая) жара - (поверхность) шара;
  • (букет) роз - (мальчик) рос;
  • (новый) дом - (толстый) том.

В слабых позициях, на конце слов, например, как в примере «роз» и «рос», обязательно необходима проверка во избежание смысловой путаницы. Парные согласные в русском языке требуют внимательного к себе отношения.

Тест по изученной теме

трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.

  • гу…ки (__________);
  • фла…ки (__________);
  • гри… (__________);
  • гла… (__________);
  • пры…ки (____________);
  • ло…ка (____________);
  • лоша…ь (______________);
  • зу.. (_______).

Ша(п/б)ка, прово(д/т), кру(г/к), повя(с/з)ка, мё(д/т), су(д/т), сла(д/т)кий, оши(б/п)ка, доба(в/ф)ка, ука(з/с)ка.

9. Вставьте буквы в тексте:

Лебе…ь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаски.
  • Как душисты яготки земляники!
  • На грятках посеяна моркофка.
  • Гипкая береска трепещет лепестками на ветру.
  • Лотка плыла по озеру.
  • Берек постепенно приближается.
  • Сторош не спит.
  • Громко тяфкает во дворе дворняшка.
  • Ёш шуршит в кустах.

Ответы

1. Что такое парная согласная? Согласная, имеющая пару по глухости или звонкости.

2. Допишите предложение:

Чтобы проверить парные согласные, нужно подобрать проверочное слово.

3. Выдели слова, нуждающиеся в проверке:

погру..ка , подво..ный, гла..кий , наря..ный, лоша..ка , осторо..ный, гото..ить, ду..ки , ло…ки , дру..ный.

4. Напишите звуки в квадратных скобках:

трав[В]ка, ло[Д]ка, зу[Б]ки, арбу[З], ло[Д]ка, коро[Б]ка, ко[Г]ти.

5. Подчеркните проверочное слово:

Сказочный - сказка, голова - головка, пирожок - пирожки, канава - канавка, берёза - берёзка, глаза - глазки, полоса - полоски, тетрадный - тетрадка, колосок - колоски, прыжок - прыжки

6. Ж или Ш?

Сапожки, дорожки, бумажки, крошки, рожки, порошки, барашки, ложки, игрушки, чашки, лягушки.

7. Запишите проверочные слова и вставьте вместо точек буквы:

  • гуДки (гудок);
  • флаЖки (флажок);
  • гриБ (грибы);
  • глаЗ (глаза);
  • прыЖки (прыжок);
  • лоДка (лодочка);
  • лошаДь (лошади);
  • зуБ (зубы).

8. Выберите правильный вариант:

ШаПка, провоД, круГ, повяЗка, мёД, суД, слаДкий, ошиБка, добаВка, укаЗка.

9. Вставьте буквы в тексте:

ЛебеДь - царь всех водоплавающих птиц. Он, как снеГ, белый, грациозный, у него блестящие глаЗки, чёрные лаПки и длинная гиБкая шея. Как красиво он плывёт по глаДкой воде пруда!

10. Исправьте ошибки:

  • Я люблю читать скаЗки.
  • Как душисты ягоДки земляники!
  • На гряДках посеяна моркоВка.
  • ГиБкая береЗка трепещет лепестками на ветру.
  • ЛоДка плыла по озеру.
  • БереГ постепенно приближается.
  • СтороЖ не спит.
  • Громко тяВкает во дворе дворняЖка.
  • ЁЖ шуршит в кустах.

Много с буквами хлопот, вот такой они народ.

Звуки без спроса меняются, и другими притворяются.

Сколько хлопот доставляют эти буквы и звуки детям! Выучи буквы, а потом еще и запомни, когда и какой звук они обозначают! А звуков этих ой-ой-ой сколько. Как же запомнить все звонкие и глухие согласные ?

Всё, оказывается, очень просто, если правильно настроить ребенка.

О я уже писала. Но согласные бывают не только твердые и мягкие, но еще и звонкие – глухие. И они столько неприятностей в виде ошибок доставляют детям! Как же научить ребенка правильно определять?

Просто заучивать звонкие и глухие согласные – дело проигрышное. Даже, если ребенок и запомнит, то применять эти знания ему будет очень трудно. А вот, если ребенок поймет, как получаются звонкие и глухие звуки, научится их слышать и определять по признакам, тогда и запомнить ему будет легко.

Давайте сначала разберемся сами со звонкими и глухими согласными звуками .

В русском языке согласные звуки делятся на звонкие и глухие в зависимости от участия голоса в произношении звука. Как это определить? Произнесите отдельный согласный звук и приложите руку к горлу. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверьте вместе с ребенком и произнесите звуки Б – П, М или Х. Получилось заметить?

Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Услышали голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.

И так можно легко и просто определить звонкость или глухость согласного . На первых порах этот способ очень хорош. Но если ребенок так будет и дальше, то на это будет уходить много времени. Ребенок не будет успевать выполнять работу на уроке. Поэтому надо чтобы ребенок запомнил согласные звонкие и глухие.

И здесь нам надо вспомнить, что мозг информацию может воспринимать по-разному – через слух, зрение или ощущения. Значит, чтобы ребенок запомнил информацию, надо воздействовать на все системы ребенка.

Определяя звонкость и глухость согласных на слух, мы уже включили слух в работу. Прикладывая руку к горлу, мы подключили ощущения. Теперь надо подключить и зрение. Для этого надо сделать табличку или рисунок, где обозначить звонкие и глухие согласные какими-то символами.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными. Значит, составляя такую схему или табличку, надо парные согласные расположить рядом. Можно использовать любые символы, которые напоминают ребенку, что звук звонкий или глухой. Так в этой схеме звонкие согласные обозначены колокольчиком, а глухие – наушниками.

Нарисуйте похожую табличку вместе с ребенком. Пусть он самостоятельно расположит буквы возле нужного символа, а Вы только контролируйте и направляйте действия ребенка. Помните, что человек хорошо запомнит только то, что сделал самостоятельно.

Поиграйте в расселение букв по этажам или домикам с нужным символом несколько раз и ребенок прекрасно запомнит звонкие и глухие согласные. Повесьте эту табличку на видное место и периодически возвращайтесь к ней, просите ребенка рассказать, показать, назвать какие-то звуки.

Так, играя, повторяя уже знакомые свойства звуков и букв, Вы поможете ребенку усвоить основы русского языка без труда, запомнить звонкие и глухие согласные .

Есть вопросы? Пишите в комментариях, чтобы получить ответ.

А пока получите порцию позитива и посмотрите прекрасный мультик. Будем учиться у этой неунывающей обезьянки находить хорошее во всем.

Каждый первоклассник знает, что звук – это единица речи, которую мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Они в русском языке подразделяются на гласные и согласные. Из 33 букв русского алфавита 21 называются согласными. Их делят по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости. Изучать классификацию букв начинают с 1 класса, но использовать её придётся ученику до окончания школы. При изучении фонетики каждый обучающейся должен научиться различать глухие звуки от звонких. Во время письма они обозначаются транскрипцией – [б]. Различать и запомнить парные согласные звуки поможет таблица.

Парные согласные по звонкости-глухости

Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:

Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:

  • мягкий – мягок,
  • зуб-зубы.

В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.

Можно заметить, что не все буквы алфавита образуют пары. Происходит это по причине того, что в фонетике имеются правила, которые необходимо запомнить. Они основаны на том, что звуки могут быть только звонкие или только глухие. Запомнить их легко, так как они имеют незначительное количество. Как правило, ученики к концу 1 класса знают их наизусть. К ним относятся р, н, л, м, й – сонорные, всегда звонкие, ц, ч, ш, х — всегда глухие.

Парные согласные по мягкости-твёрдости

Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

  • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
  • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

Умение различать мягкие и твердые согласные. Очевидно, что их нужно не зазубривать, а научиться слышать. А для этого ребенку необходимо подсказать, как именно получаются данные звуки - это очень облегчит ему понимание.

Всегда мягкие и всегда твердые согласные

Не все согласные в нашем языке бывают и твердыми, и мягкими. Для начала нужно, чтобы ваш ребенок запомнил те из них, которые бывают только твердыми: Ж, Ш, Ц, а также всегда мягкие: Ч, Щ, Й. Для этого можно, например, сделать памятную табличку, где всегда твердые будут нарисованы над синими кирпичиками, а всегда мягкие - над зелеными подушками (выбор цвета основан на том, как данные звуки обозначают в младших классах).

Если ребенок будет постоянно видеть эту картинку, которую вы вложите ему в рабочую тетрадь или повесите над то он быстро запомнит данные согласные.

Как гласные «командуют» согласными

Затем вы объясните ребенку, что остальные согласные могут быть как мягкими, так и твердыми. А вот подсказать это помогут соседние буквы. Если после нашего согласного стоит другой согласный, то наш - твердый. Например: стол. Что стоит после звука С? Значит, это твердый согласный.

Гласные же звуки «командуют» согласному, стоящему впереди, каким ему быть. Если это гласные: А, О, У, Э, Ы, то перед ними только твердые согласные. А если это: И, Е, Ю, Я, Ё, то - мягкие. На мягкость предыдущего согласного указывает также и

Развивающие игры

Для того чтобы ребенок легче запомнил это, попробуйте поиграть с ним. Предложите ему приложить внешней стороной указательный пальчик к нёбу и произнести по очереди слоги, где есть мягкие и твердые согласные. Например: ТА - ТЯ, НА - НЯ. Ребенок, благодаря этому, сможет запомнить, как именно получается согласный звук. Он поймет, что при образовании мягкого согласного язык как бы сдвигается вперед, а его спинка немного приподнимается к небу. А вот когда произносятся твердые согласные, этого не происходит.

Бросайте ребенку мячик, называя слог с твердым согласным, а он вам пусть возвращает мяч, уже произнеся его с мягким. Например: ЛА - ЛЯ, ЛО - ЛЁ, ЛЫ - ЛИ и т.д.

В школе ученикам предлагают выделять твердые и мягкие согласные при помощи синего и зеленого цвета. Синие - твердые, а зеленые - мягкие. Вырежьте несколько квадратов красного, синего и зеленого цвета и предложите составить мозаику слова. Гласные звуки ребенок выложит красным цветом, твердые согласные, соответственно, синим, а мягкие - зеленым цветом. Берите для этого небольшие слова, из одного-двух слогов: рыба, слон, ветка, мел и т.п.

Поиграйте в «цепочку слов». Вы произносите слово, заканчивающееся на слог с твердым или мягким согласным, а ребенок называет следующее слово, которое с этого слога начинается. Не забывая определять вслух, какой согласный, твердый или мягкий был в этом слоге: ветры - рыба - баранки - кино и т. д.

Если вы будете методично объяснять ребенку разницу между твердыми и мягкими согласными, это поможет ему легче ориентироваться в дальнейшем, при изучении многих особенностей орфографии русского языка. Удачи вам!

Сегодня практически все дети знают буквы и алфавит уже в раннем детстве. Однако, учить буквы рекомендуется, не называя буквы так, как они звучат в алфавите. Буквы надо учить звуками. Говоря о букве «Б», необходимо называть ее [б], а не «бэ». Это нужно для того, чтобы ребенку потом было легче объединять буквы в слоги и слова.

Однако мир звуков на этом не ограничивается. И когда малыш подрастет, ему предстоит освоить и такие понятия, как гласные звуки, твердые, мягкие, парные, глухие и звонкие согласные. Приглашаю поговорить сегодня о таких разных звуках. Мы поговорим об этом в сказочной форме, в форме наиболее близкой для детского восприятия. Приглашаю вас в фонетическую сказку . Это дополненная версия сказки о звуках, представленная в .

Итак, дружные буквы живут в гостеприимном . А звуки создали большое Королевство, которое называется Фонетика.

Королевство звуков — Фонетика

В королевстве звуков русского языка Фонетика дружно жили - поживали гласные и согласные звуки. У каждого звука был свой домик. У гласных звуков домики были выкрашены в красный цвет, а у согласных в синий. Но крыши всех домиков были белыми и менялись сами по себе, когда звуки ходили друг к другу в гости.

Всего в королевстве 42 жителя : 6 гласных звуков [а],[э],[о],[у],[и],[ы] и 36 согласных. Они жили дружно и часто ходили друг другу в гости. И каждый раз когда они гостили друг у друга происходило волшебство: стоило им взяться за руки как получались новые звуки для новых слов.

Гласные звуки любили петь. Поэтому в их домиках всегда звучала музыка. А вот у согласных звуков петь совсем не получалось. Зато они были очень податливыми и всегда и во всем «соглашались» с гласными. При этом они могли становиться твердыми или мягкими . Вот например, звук [п]. В слове «пила» звучит мягко, а в слове «пыль» - твердо. А все потому, что звук [и] смягчил [п], а звук [ы] наоборот придал твердости.

Вот так согласные звуки, берясь за руки с гласными, становятся по их просьбе мягкими или твердыми.

Однако были в королевстве и «непослушные» звуки. И хотя они жили в синих домиках и назывались согласными, они ни в какую меняться не хотели. А произошло это в день, когда праздно сидя на скамеечках, они заспорили кто же главнее: гласные или согласные звуки. И звуки [ж] ,[ш] и [ц] решили стать независимыми и никому не подчиняться, особенно гласным звукам. Они провозгласили себя твердыми звуками, которые никогда ни при каких обстоятельствах не станут мягкими! И в доказательство своего твердого решения они выкрасили белые крыши своих домиков в темно-синий цвет.

Но уступчивые и неконфликтные звуки [щ] ,[й] и [ч] очень расстроились и испугались, что в королевстве будет нарушен баланс соотношения звуков и решили остаться навсегда мягкими. А чтобы все жители Фонетики знали об этом, покрасили крыши своих домиков в зеленый цвет.

Однако, вскоре в королевстве Фонетики появились еще 2 жителя — мягкий и твердый знаки. Но и они не нарушили единства звукового мира. Мягкий знак помогал согласным становиться мягкими, а твердый — твердыми. Они построили себе белые домики и все зажили мирно и дружно.

Но не только своими твердыми и мягкими характерами славились жители Королевства Фонетики. У многих из них были и есть свои особые предпочтения. Одни звуки любили шум листопада, а другие звон дождя. Они даже построили себе отдельные кварталы так, что в одном — всегда звонко бьет колокольчик, а в другом — как под куполом — глухо и шумно... Так появились звонкие и глухие согласные . А между кварталами протекает речка.

Так в квартале с колокольчиком поселились звуки [р], [л], [м], [н], [й], [б], [г], [в], [д], [ж], [з]. А в тихом квартале — [п], [ф], [т], [ш], [с], [к], [х], [ц],[ч],[щ]. И некоторые буквы так сдружились, что соединили свои домики мостиками. Так есть мостик между звуками п-б, ф-в, т-д, ш-ж, с-з и к-г. Это парные согласные .

Вот так и живет удивительное Королевство Фонетики. Звуки ходят друг к другу в гости, меняются, подстраиваются, шумят, кричат, поют... Весело у них. А в этом веселье рождаются слова, из них предложения, которые составляют нашу речь. Кстати, речь бывает... А впрочем, об этом поговорим в другой раз.

Как выучить мягкие и твердые согласные

Вот такие непростые взаимоотношения у звуков. Чтобы сыну легче было рисовать фонетические схемы слов, мы с ним делали очень удобные облачки. По ним определять твердость или мягкость согласных звуков очень просто.

О том, как с помощью облачек мы учили твердые и мягкие согласные читайте в .

Как различать звонкие и глухие согласные

А облегчить ребенку различие между звонкими и глухими согласными нам помогал очень простой прием. Называя звук, прижмите ладонь к шее. Если звук звонкий, то ощущается вибрация (дрожание) голосовых связок. Если звук глухой — вибрации не будет.

Для этих же целей мы использовали картинку с домиками и мостиками через речку, которую вы видели выше.

Приятного вам знакомства с миром Фонетики!

Всего самого доброго!