Тиуанако: Неразгаданная Цивилизация. Такая разная Боливия: археология, колониальная история и невероятная природа

Программа тура:

День 1. Санта-Крус

Встреча в аэропорту Санта-Крус и трансфер в отель.

Обзорная экскурсия по Санта-Крус на полдня. Экскурсия включает посещением зоопарка, где живет множество видов тропических животных, этно-фольклорного и соборного музеев, осмотр главной площади города и самых важных памятников, а также ремесленной выставки "Arte-campo".

День 2. Санта-Крус - развалины Самайпата

Экскурсия на развалины Самайпатана целый день (с обедом) . Дорога идет вдоль горных пиков Анд, поэтому в пути вам гарантированы незабываемые виды. В Самайпата вы посетите археологический комплекс, где было расположено ритуальное место доинкских цивилизаций. Затем осмотрите археологический музей и сможете освежиться в водопадах Лас-Куэвас и Эль-Чорро. Вечером возвращение в Санта-Крус.

День 3. Санта-Крус - Сукре

Трансфер в аэропорт. Перелет в Сукре. Встреча в аэропорту и трансфер в отель.

Обзорная экскурсия по Сукре на полдня. Во время экскурсии вы посетите церковь Св. Франциско, Дом свободы, где Симон Боливар подписал Декларацию о независимости Боливии, второй старейший университет на континенте – Сан-Франциско Хавьер и местный ремесленный рынок.

День 4. Сукре - Потоси

Трансфер в Потоси.

Обзорная экскурсия по городу на полдня. Потоси – знаменитый колониальный городок, где добывалось серебро; объект наследия ЮНЕСКО, как и Сукре. По подсчетам, здесь было добыто столько серебра, что хватило бы на постройку моста от Потоси до Мадрида. Мы посетим колониальный центр города, увидим монастырь Св. Терезы, Кафедральный собор и шахту.

День 5. Потоси - Уюни

С утра мы осмотрим монетный двор, где стоят деревянные механизмы, на которых штамповались монеты для испанской колонии.

День 6. Солончак Уюни

Экскурсия на солончак Уюни с обедом на острове Пескадо. Уюни – крупнейший в мире солончак, его площадь – 12 тысяч кв. км, и здесь потрясающие ландшафты. Звуки тишины заставят ваше сердце биться сильнее, а необычные соляные кристаллы, безоблачное небо, цветные лагуны, кактусы и фламинго убедят вас в том, что это – одно из самых необычных мест в мире.

Обед на острове Пескадо, покрытом тысячами гигантских кактусов, многим из которых – больше сотни лет. За это время они вырастают до 12 метров и выше. Этот пейзаж на фоне уходящих вдаль соляных холмов – идеальное место для фотосъемки.

Размещение в отеле.

День 7. Уюни - Ла-Пас

Трансфер в аэропорт. Перелет в Ла-Пас. Встреча в аэропорту и трансфер в отель.

Обзорная экскурсия по городу. Прогулка по Ла-Пас перенесет вас в загадочное прошлое, каждая улица, каждая площадь здесь – это скрытое сокровище, которое напоминает о доиспанской эпохе. Вы побываете в районах коренного населения, колониальных и современных частях города, увидите индейский рынок и полюбуетесь на панорамы города. Затем мы побываем в Лунной долине, ландшафт которой напоминает поверхность нашего спутника.

День 8. Ла-Пас - руины Тиуанаку - Уатахата (оз.Титикака)

Экскурсия к руинам Тиуанаку . Впечатляющие руины принадлежат культуре тиуанаку, которая считается одной из старейших в Америке. Она существовала с 1580-х гг. до н.э. до 1000 гг. н.э. Ворота Солнца, Храм Каласасая и пирамида Акапана – свидетельства славного прошлого. Население тиуанаку составляло порядка 115 тысяч человек, экономика базировалась на сельском хозяйстве, продукты которого контролировались государством. Культура известна выдающимися открытиями в сельском хозяйстве, гидравлике, архитектуре и медицине, а также своим социальным устройством. Долгая засуха стала одной из причин разрушения выдающейся культуры.

Переезд в Уатахата на побережье озера Титикака. Размещение в Inca Utama Hotel & Spa.

День 9. Озеро Титикака

Переезд в Кокотони, откуда стартует захватывающая водная экскурсия. Корабль доставит вас на остров Луны, где расположен храм дев Солнца Иньяк-Ую «Iñak Uyu», где самые прекрасные девушки поддерживали огонь в честь богов. Руины храма считаются одним из важнейших исторических памятников на озере. Далее корабль доставит вас на остров Солнца. Вы осмотрите храм Солнца Пилкокаина и подниметесь к гостинице Posada del Inca Eco-Lodge.

После обеда вы отправитесь в город Копакабана на побережье озера Титикака. Здесь вы посетите собор, где выставляется статуя девы Марии, почитаемая местными индейцами, а затем – местный рынок.

Возвращение в Уатахата.

День 10. Уатахата - Ла-Пас

Трансфер в Ла-Пас. Свободное время во второй половине дня.

День 11. Ла-Пас

Трансфер в аэропорт.

Стоимость тура:

Стоимость тура на человека, в долларах США:

Цены при участии в туре не менее 2 чел.

В стоимость включено:

Проживание в отелях выбранной категории на базе завтраков;

Питание по программе;

Трансферы по программе;

Экскурсии по программе;

Русскоговорящий гид в Сукре, Потоси, Уюни, Ла-Пас;

Англоговорящий гид в Санта-Крус.

Оплачивается дополнительно:

Трансатлантический перелет (прилет в Санта-Крус, вылет из Ла-Пас);

Внутренние перелеты Санта-Крус - Сукре; Уюни - Ла-Пас (от 350 долл.);

Аэропортовые сборы;

Медицинская страховка (2 доллара в день на человека);

Напитки во время обедов и ужинов; питание, не указанное в программе;

Дополнительные экскурсии;

Расходы личного характера; чаевые.

Примечания:

Отели могут быть изменены на другие соответствующей категории;

Принимающая сторона оставляет за собой право корректировать программу из-за непредвиденных и независящих от них обстоятельств: погода, забастовки, состояние дороги, форс мажор, проблемы здоровья и т.д. Эти изменения могут быть сделаны только во благо и для безопасности клиентов;




Первым ученым – энтузиастом исследования руин Тиванаку был Артур Познанский, прибывший в Боливию в конце 19 века. Имя этого ученого уважается в Боливии, хотя о нем самом известно мало. Какие только «национальные корни» не приписывают ему и называют то австрийцем, то поляком, то немцем. Также точно не знают его профессию: то ли морской инженер, то ли историк-археолог, а может, и просто – авантюрист, искатель приключений. Как бы то ни было, но именно А. Познанский впервые серьезно заинтересовался развалинами Тиванаку. Он полвека посвятил их изучению, печатал статьи и издавал книги, в которых пытался раскрыть тайну древних сооружений. Удалось ли это ему? Надо честно сказать, что не удалось. Достаточно отметить, что Познанский здорово «состарил» руины, отнеся их возникновение к 15 веку до нашей эры. Новейшие методы исследования позволили установить, что эпохой расцвета тиванакской культуры были 3-10 столетия нашей эры.

Панорама модернизированного подъезда к археологическому комплексу.


Образцы входных билетов. Для боливийцев – цена 10 боливианов, для иностранных туристов – в 8 раз дороже.
На обороте – мини-схема всего комплекса Тиванаку.


В настоящее время считается, что создателями и носителями культуры Тиванаку (именно такое произношение наиболее близко к оригиналу) были предки нынешнего индейского народа аймара, второго по численности коренного населения Южной Америки.

Систематизированное изучение гипотетической тиванакской культуры фактически только начинается. Ученым придется еще многое сделать на просторах альтиплано, переворошить горы песка, земли и камней, чтобы докопаться до новых материальных свидетельств той далекой эпохи, когда первые правители империи начинали возводить ее религиозно-культовую, экономическую и организационную базу.


Музей культуры Тиванаку по соседству с комплексом был построен в середине 90-х годов прошлого века. В экспозиции и хранилищах музея – более 4-х тысяч экспонатов. Одним из самых значительных является Монолит Беннетта, названный так в честь американского археолога, откопавшего его. Боливийцы, однако, предпочитают называть его Монолит Пачамамы (Матери-Земли). Долгие годы каменный истукан возвышался на одной из площадей Ла-Паса, обволакиваемый смогом. Тогда его фотографировали все, кому хотелось. Потом его поместили в выстроенный музей и в качестве экспоната запретили фотографировать. Запрет, впрочем, можно легко обойти с помощью традиционного для Латинской Америки способа. Догадываетесь, какого?

Как и нынешние боливийцы, жители древней империи не отличались агрессивностью и новых подданных завоевывали не силой оружия, а авторитетом, проповедью мирного сосуществования племен, занятых созидательным трудом. Поэтому в захоронениях древних аймара почти не находят оружия, но – в большом количестве обнаруживают самые разнообразные орудия труда.

До сих пор нет достоверных версий о причинах гибели империи Тиванаку. Очевидно одно: «имперские наработки» правителей Тиванаку были во многом впоследствии использованы инками, которые в 11-16 веках сумели создать на обширной территории Анд мощную цивилизацию.

Обо всем этом думаешь, когда всматриваешься в древние камни археологического комплекса Тиванаку. Нынешние его очертания вряд ли досконально соответствуют тому, что видели глаза древних аймара. Это всего лишь реконструкция былого величия тиванакской цивилизации, о которой инки говорили с почтением и восторгом. Можно только пожалеть, что значительная часть каменной облицовки древних сооружений была позднее использована в качестве строительного материала. И вообще – это чудо, что общие очертания культового центра восстановлены и не воспринимаются многочисленными туристами как своего рода «новодел».

Сразу после входа на территорию комплекса открывается вот такой вид:

Пирамида Акапана (Akapana)


...

Вид на посёлок Тиванаку:

Сейчас мы спустимся с пирамиды Акапана и пройдём к Templo Semisubterraneo (справа).

Полуподземный храм (Templo Semisubterraneo)

.


Каласасайя (Kalasasaya)


Прошлое тиванакской цивилизации прочитывается в резьбе и рисунках на Воротах Солнца и Луны, в человеческих ликах, вмонтированных в стены Полуподземного храма (Templete Semisubterraneo), в застывших фигурах безымянных правителей. Уникальным является и каменное «ухо-рупор», которое позволяло жрецам тиванакского прошлого доводить до сведения тогдашних масс важные сообщения или вслушиваться в беседы неосторожных подданных. Так что первый каменный микрофон был, как видим, изобретен в Тиванаку.

Храм Каласасайя (Templo de Kalasasaya) с его каменными ступенями и главным входом стал свидетелем не только далекого прошлого, но и потрясающего по значению события новейшей истории: именно через этот древний вход прошел и затем обратился к народу ныне правящий президент Боливии Эво Моралес, первый индейский лидер страны за последние 500 лет! Инаугурация этого потомка древних аймара 21 января 2006 года стала символической церемонией возвращения к индейским истокам государственности, свидетельством того, что прежде молчаливая индейская «масса» (около 60 % населения) пробудилась от многовековой пассивности.







За девять веков до появления могущественных инков, другая великая империя правила в Андах: Тиуанако. Задолго до создания инками своей мощной империи, Тиауанако создал почти такую же мощную, но гораздо более долговечную империю. В то время как государство инков существовало около 100 лет, Тиуанако процветал на протяжении более 400. Трудно поверить, что их цивилизация процветала на территории страны, которая на сегодняшний день является одной из самых бедных на американском континенте. В 2000 году, “духовный и политический центр” андской цивилизации попал в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Величие древних монументов Тиуанако поразили первых испанских летописцев. Испанский историк и писатель XVI века Гарсиласо Де Ла Вега так описал свои впечатления: “Это невозможно представить. А когда видишь своими глазами, начинает казаться, что тут не обошлось без колдовства, и что это дело рук демонов, а не людей. Он построен из таких огромных камней и в таком множестве, что сразу возникают вопросы: как индейцы добывали эти камни и как доставляли их сюда, как обрабатывали их и ставили друг на друга с такой точностью”.

Историю Тиауанако разделяют на четыре периода:

1. 600 до н. э. - 800 до н. э. - возникновение культуры.

2. 800 до н. э. - 45 н. э. – ранний городской период.

3. 45 - 700 н. э. - классический. В этот период построены все монументальные сооружения, которые мы можем видеть сегодня.

4. 700 н. э. - 1180 год. - период экспансии и упадка.

На пике могущества (между 500 и 950 годами нашей эры), Тиуанако распространил свое влияние на значительную территорию южных Анд (южный Перу, север Чили, большинство Боливии и часть Аргентины). Политическое господство начало ослабевать в 11 веке, а в первой половине 12 века государство рухнуло. Причины этого коллапса до конца не понятны. В настоящее время основной причиной считают изменения климата, повлекший снижение урожая, ослабление центральной власти и окончательный распад. Тиуанако полностью прекратил существование около 1180 года.

Когда в середине пятнадцатого века прибыли инки, на протяжении сотен лет руины находились в запустении. Но даже в таком состоянии, Тиуанако представлял большую дилемму для государства инков. Инки считали, что до создания их империи отсутствовала цивилизация как таковая. Но Тиуанако ясно свидетельствовал о существовании культуры гораздо старше их. Не мудрствуя лукаво, инки сделали Тиуанако частью своей мифологии. Согласно легендам, город построила не предшествующая им цивилизация, а бог Виракоча, отправивший оттуда первого инку в Куско для основания империи.

До Тиуанако не существовало подобных цивилизаций с мощной каменной архитектурой, развитой технологией керамического производства, обработки металлов. Исследователи приложили неимоверные усилия, чтобы разгадать тайны старейшей и наиболее развитой цивилизации на американском континенте. Но до сих пор большинство аспектов этой цивилизации ожидают своего ответа. Хочется надеяться, что открытие скрытых под толщей земли новых материальных свидетельств позволит пролить свет на существование древней культуры Южной Америки.

Пирамида Акапана

Пожалуй, наиболее заметное сооружение Тиуанако - пирамида Акапана. Пирамида состоит из 7 наложенных друг на друга платформ общей высотой более 18 метров. Только самая низшая из них осталась нетронутой. Первоначально, вершину венчал храм, как и во множестве других пирамид Мезоамерики. Много камней пирамиды использовали для строительства домов и церквей, поэтому общий вид пирамиды, скажем прямо, не впечатляет.

Храм Каласасайя

К северу от Акапана расположен храм Каласасайя. Его название в переводе означает Храм стоящих камней (кала - камень и сасайя - стоящий). Открытый храм прямоугольной формы, как полагают, использовался для астрономических наблюдений. С помощью стоящих монолитов и солнца определялся день в году. Стены выстроены из огромных блоков красного песчаника и андезита (многие весят более 40 тонн).

В 1960 году храм восстановили, но реконструкция сделана очень непрофессионально. К сожалению, стены, которые вы видите на фотографии, почти полностью реконструированы. В своем первоначальном виде храм Каласасайя больше напоминал Стоунхендж в Англии, то есть вертикально установленные каменные блоки имели равномерные промежутки пустого пространства между собой. По иронии судьбы, качество камнеобработки гораздо более низкого качества по сравнению с искусством обработки камня мастеров Тиуанако. Вряд ли храм Каласасайя в его нынешнем состоянии вызвал бы восторженные отзывы инков и испанцев.

Полуподземный храм

Полуподземный храм (Semisubterraneo Templete) в форме квадрата находится на 2 метра ниже уровня почвы. Некоторые полагают, что этот храм олицетворял собой подземный мир, в то время как Каласасайя символизировала Землю. Как и храм Каласасайя, по периметру он обнесен стоящими монолитами и камнями. На стенах более сотни высеченных каменных голов, черты лиц существенно отличаются друг от друга. Полагают, это свидетельствует о распространения влияния цивилизации Тиуанако на другие народы Анд. По центру стоит монолит под названием Monolito Barbado (Бородатый Монолит).

Ворота Солнца

Ворота Солнца - один из самых важных символов современной Боливии и наиболее загадочный объект археологического комплекса. Служили ли эти ворота для летосчисления? Что за крылатые существа? Кому принадлежит центральное изображение сверху по центру арки?
Изготовленный из одного блока андезита, вес памятки не менее 44 тонн. Археологи полагают, что Ворота каким-то образом связаны с богом Солнца, и, возможно, использовались в качестве летосчисления. Вся верхняя панель покрыта замысловатой резьбой с изображением главного божества в центре, человекоподобными птицами и человеческими лицами.

С противоположной стороны Ворот солнца высечены глубокие ниши, возможно, для жертвоприношений. Возле западной части храма Каласасайя стоят такие же, но меньшего размера ворота Луны (Puerta de la Luna).

Cтатуя в храме Каласасайя

Это одна из двух фигур на территории храма Каласасайя, сумевшая пережить смутные времена истории. С приходом испанцев, сокровища Тиауанако оказались разбросаны по всему миру, некоторые артефакты разрушили ярые приверженцы католицизма, считавшие их языческими идолами.

К счастью, некоторые экспонаты попали в музеи, часть из них осталась в Боливии. Крупнейшие каменные экспонаты можно увидеть в музеях Museo Litico Monumental и Museo National de Arqueologia в Ла-Пасе , некоторые поместили в новый музей на месте археологического комплекса.

Пума Пунку

Через железнодорожные пути, примерно в 15 минутах ходьбы от основного сайта археологических раскопок, находится Пума Пунку (Puma Punku). Большой храмовый комплекс Пума Пунку является частью руин Тиуанако. На языке аймара его название переводится как «Ворота Пумы». Этот храмовый комплекс имеет монолитные блоки весом более 130 тонн.

При возведении стен Пума Пунку, каждый камень тонко отделывали и плотно подгоняли друг к другу, скрепляя их без использования раствора. Точность, с которой эти углы обрабатывались, свидетельствует о весьма и глубоких знаниях в обработке камня и начертательной геометрии. Соединения настолько плотно подогнаны друг к другу, что между камнями нельзя протиснуть даже лезвие.

Отполированные до блеска каменные блоки изготавливались с идеальными гранями. Некоторые монолиты внутри имеют вырезанные геометрические формы: углубления, пазы, выемки, отверстия, канавки. Все они идеально стыковались друг с другом. Очень прочные породы - андезит и гранит - обработаны с чрезвычайной точностью и мастерством.

Церковь в поселке Тиуанако

Рядом с археологическим комплексом расположен поселок с одноименным названием. Когда испанцы прибыли в Боливию, они использовали камни Тиуанако для строительства этой католической церкови. На протяжении многих веков после упадка цивилизации, знаменытые сегодня руины служили источником строительных материалов региона. Искусно отделанные камни растаскивали, каменные статуи разбивали, взрывали динамитом. Особенно комплекс пострадал во время строительства железной дороги.

Прошло время, началась эпоха развития массового туризма, и, наконец-то, боливийские власти озаботились сохранностью памятки. Но, судя по фотографиям, изучать осталось не так уж много.

Праздничные события

Тиуанако для Боливии значит то же самое, что инки для Перу. В настоящее время аймара (вторая самая крупная коренная группа Боливии) приняла его наследие в качестве символа своей идентичности.

В день солнцестояния 21 июня, самый длинный день года, аймара празднуют в Тиуанако Новый год (Machaj Мара). Праздник привлекает тысячи участников со всех уголков Боливии и других стран. Главное событие – встреча восхода Солнца. Участники праздника носят традиционную одежду, употребляют сингани (алкогольный напиток из винограда), совершают жертвоприношение. Специальные автобусы отправляются из Ла-Паса ночью и прибывают как раз к восходу Солнца. Подобные празднества отмечаются в дни равноденствия, но с гораздо меньшим масштабом.

В 2006 году в церемонии празднования Нового года в Тиуанако принял участие президент Боливии Эво Моралес (на фото), первый представитель коренного народа за последние 400 лет (с момента испанского порабощения). Его избрание большинством жителей страны воспринимается как символ возрождения Боливии.

Тиуанако видео

Тиуанако видео

Боливия (Bolivia ) – государство, расположенное в центральной части Южной Америки. Боливия страна «чемпион » по многим параметрам: самая многоязычная страна, в которой насчитывается более 30 различных языков планеты; самая высокогорная страна, одна из самых богатых стран на природные ресурсы, при этом одна из самых бедных в мире. Государство, пережившее меньше чем за два столетия, более 200 переворотов. Боливия очень интересная и необычная страна, наполненная уникальными природными достопримечательностями и красотами архитектуры.

Боливия – страна «чемпион »

1. Столица

Официальная столица Боливии город Сукре (Sucre ), административный центр департамента Чукисака. Сукре — является одним из самых старых городов Южной Америки и самым красивым городом Боливии. Фактической же столицей является — город Ла-Пас (La Paz )(полное название Нуэстра-Сеньора-де-ла-Пас), тут же находится большинство государственных учреждений Боливии, включая резиденцию президента страны. Сукре и Ла-Пас — самые высокогорные столицы в мире.

В Ла-Пас е сосредоточено свыше половины всей промышленности Боливии . Именно отсюда экспортируются цитрусовые, кофе, какао, цинк и олово. Ла-Пас — первый город Латинской Америки, в котором начали добычу серебра и золота.

2. Флаг

Флаг Боливии (Flag of Bolivia ) представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 15:22. Флаг Боливии разделен на три горизонтальные полосы одинаковой ширины: верхнюю красную, среднюю желтую, на которой изображен герб Боливии и нижнюю зеленую. Красный цвет – кровь национальных героев, пролитая за независимость Боливии . Желтый цвет – неисчерпаемые природные ресурсы боливийских земель. Зеленый цвет флага — надежда на светлое будущее, стремление к прогрессу и развитию.

3. Герб

Герб Боливии (Coat of arms of Bolivia ) представляет собой боевой щит овальной формы, по обеим сторонам которого находятся по 3 национальных флага Боливии и по 2 мушкета, слева изображен Фригийский колпак на деревянном посохе, а справа – боевой топор. Внутри щита изображена долина горы Потоси, из-за вершины которой восходит красное солнце. У подножия горы находится часовня, внизу изображены лама Альпака, сноп пшеницы и пальма. Щит обрамлен, синей каймой, на которой выгравированы золотом слово BOLIVIA (Боливия ) (сверху) и 10 звезд (снизу). Над щитом изображены лавровый венок и главная птица горной системы Анд – кондор.

  • Гора Серро-Рико-де-Потоси, хранящая залежи серебра — символ богатства природными ресурсами;
  • Часовня – символ главенствующей религии Боливии (католицизм);
  • Лама Альпака и кокосовая пальма — символы богатого животного и растительного мире страны;
  • Сноп пшеницы — плодородность боливийских земель;
  • Восходящее солнце символизирует рождение Республики;
  • Андский кондор — олицетворение силы и мощи;
  • Лавровый венок — символ победы;
  • Артиллерийское оружие — готовность дать отпор любой опасности;
  • Фригийский колпак на деревянном посохе — борьба за свободу и равенство;
  • 10 звезд символизируют девять департаментов Боливии, включая десятый, относящийся ныне к Чили. Десятая звезда – символ права
  • на выход к морю, которое было утрачено в 1884 году.

4. Гимн

слушать гимн Боливии

5. Валюта

Официальная валюта Боливии боливиано , равный 100 сентаво (буквенное обозначение (Bs, B$, BOB) . В обращении находятся монеты номиналом в 1 и 2 боливиано , плюс в 10, 20 и 50 сентаво , а также банкнотами достоинством в 5, 10, 20, 50, 100 и 200 боливиано . Доллары США можно расплатиться практически везде. Курс боливиано к рублю или другой любой валюте можно посмотреть на конвертере валют ниже:

Внешний вид монет Боливии

Внешний вид банкнот Боливии

6. Боливия на карте мира

Боливия - государство в центральной части Южной Америки, граничащее на севере и северо-востоке с Бразилией, на юго-востоке с Парагваем, на юге с Аргентиной, на юго-западе и западе с Чили и Перу. Доступ к Тихому океану, возможен по реке Парагвай. Площадь Боливии составляет 1 098 580 км² .

В Боливии можно выделит три основных географических региона: Анды и Альтиплано (нагорье) на Западе; Юнгас и долины на восточных склонах Анд; тропические равнины (Орьенте), занимающие всю восточную часть страны, более чем 2/3 территории Боливии , состоящие из болот, лугов, тропических и субтропических лесов.

Самая высокая точка Боливии — потухший вулкан Сахама, высота которого составляет 6542 м. Главные реки страны – Бени, Десагуадеро и Маморе. Самое «высокое» судоходное озеро в мире — Титикака, расположенное на высоте 3 810 метров над уровнем моря.

7. Как добраться в Боливию?

8. На что что стоит посмотреть в Боливии?

Достопримечательности Боливии – великолепные, необычайной красоты природные ландшафты, величественные пейзажи Анд, большое количество памятников исчезнувших цивилизаций и многое, многое другое.

  • Археологический комплекс Тиуанаку
  • Водопад Аркоирис
  • Высохшее соленое озеро Уюни
  • Долина гейзеров Соль де Маньяна
  • Древний город Исканвайя
  • Кладбище паровозов
  • Лунная долина Ла Паса
  • Монастырь La Recoleta
  • Национальный парк Мадиди
  • Озеро Титикака
  • Региональный парк Lomas de Arena
  • Рудники Потоси — Врата Ада
  • Соляное озеро Салар де Юни
  • Статуя Христа «Кристо де ла Конкордия»
  • Церковь Сан-Франциско

9. Крупнейшие города Боливии

Список десяти крупнейших городов Боливии
  • Санта-Крус-де-ла-Сьерра (Santa Cruz de la Sierra)
  • Эль-Альто (El Alto)
  • Ла-Пас (La Paz ) — (фактическая столица Боливии )
  • Кочабамба (Cochabamba)
  • Оруро (Oruro)
  • Сукре (Sucre ) — (официальная столица Боливии )
  • Тариха (Tarija)
  • Потоси (Potosí)
  • Сакаба (Sacaba)
  • Киллаколло (Killacollo)

10. Климат

Климат Боливии достаточно разнообразный, на равнинах — тропический и субэкваториальный, а в горных районах — резко континентальный. Погодные условия в стране напрямую зависят от высоты места над уровнем моря. Средняя температура лета, а оно длится в Боливии в период с октября по февраль, составляет +18…+20 °C (в горных районах) и +31…+33 °C (на восточных равнинах). Зимой (в период с мая по август) температура находится в пределах +19…+21 °C, а высокогорных городах +6…+10 °C.

Количество выпадающих осадков в Боливии прямо пропорционально увеличивается в направлении с юго-запада на северо-восток. От 150 мм в год в западной и юго-западной части Альтиплано до 2000 мм осадков в Орьенте. Максимальное их количество приходится на период с декабря по февраль.

11. Население

Население Боливии составляет 10 992 835 человек (данные по состоянию на февраль 2017 года). Больше половины населения — 54% — это индейцы (аймара и кечуа), 29% — метисы (смесь европейцев с индейцами), 17% — европейцы (преимущественно испанцы). Средняя продолжительность жизни у мужчин — 64 года, у женщин -70 лет у женщин.

12. Язык

13. Религия

14. Праздники

Национальные праздники Боливии:

15. Сувенирчики

Вот небольшой списочек наиболее распространенный сувениров , которые туристы обычно привозят из Боливии :

  • амулет процветания в виде высушенной жабы, со вставленными глазами из стекла
  • гитар — чаранга
  • национальные наряды, украшенные серебром и золотом
  • резная деревянная мебель
  • сувенир из лавовго камня » солнце Инди»
  • талисман аймара
  • тыква-погремушка — «Пичинча»
  • шкурки в виде ковриков
  • шкуры леопардов, ягуаров, питонов или анаконд
  • шерстяные вещи

16. «Ни гвоздя, ни жезла» или таможенные правила

17. Напряжение в электрической сети Боливии

Напряжение в электрической сети: 230 вольт , 115 вольт (городах Ла Пас и Виача) при частоте в 50 герц . Типы розеток: Тип A, Тип C .

18. Телефонный код и доменное имя Боливии

Телефонный код страны: +591
Географическое доменное имя первого уровня: .bo

Дорогой читатель! Если ты был в этой стране или тебе есть что рассказать интересного о Боливии . ПИШИ! Ведь, твои строчки могут быть полезными и познавательными для посетителей нашего сайта «По планете шаг за шагом» и для всех любителей путешествовать.

Версию сайта.

Поныне остается загадкой, как древнему народу удалось построить массивные каменные сооружения на высокогорном плато, ведь вес некоторых блоков достигает 200 тн. Окутан тайной и закат величайшей культуры. В любом случае, возникновение, расцвет и падение загадочной цивилизации навсегда останутся важнейшими этапами в истории человечества.

В 2000 г. уникальный археологический комплекс Тиуанако был включен в реестр Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «свидетельство мощи культуры, сыгравшей главную роль в развитии… доколумбовой Америки».

История Тиуанако

Одной из основных сложностей в исследовании истории Тиуанако стало отсутствие письменных источников. Все важнейшие события отражены в легендах и песнях индейцев, передаваемых из поколения в поколение. Немногими письменными свидетельствами доколумбовой истории Нового Света являются летописи испанских священников, целью которых было изучение обычаев коренных индейцев для обращения их в христианство. Однако, информация, записанная священниками, зачастую была либо неверно ими понята, либо умышленно искажена аборигенами из-за нежелания сотрудничать с конкистой.

С одной стороны, испанцы собирали важную информацию, с другой — они сделали все возможное, чтобы истребить духовную и материальную культуру аборигенов. После грабежей и разрушительных деяний конкистадоров сохранилось лишь то, что было скрыто под землей.

Комплекс, к счастью, был надежно укрыт толстым слоем почвы, над поверхностью возвышались только огромные каменные Врата.

Когда-то загадочный город назывался Тайпикала (Taypikala; лосл. «Каменная сердцевина Мира»); по другим данным, в эпоху собственного расцвета он именовался Виньаймарка (Вечный город); сегодня его имя — (Мертвый город).

Вообще, название «Тиуанако» объединяет в себе целый исторический пласт – цивилизацию Тиуанако, пик величия которой пришелся на конец I тысячелетия н.э., когда огромная территория континента оказалась под ее влиянием. Сама же цивилизация зародилась в период 2000 – 1500 гг. ДО н. э. Основателями Империи принято считать индейцев Южной Америки, которые расселились на этих землях, прибыв с Северной и Центральной Америки. Поднявшись высоко в горы, некоторые племена объединились и образовали государство, столицей которого стал Тиуанако.

Впоследствии к Тиауанако присоединилась большая часть континента, причем, не было никакой агрессии и военных действий со стороны народа, объединяющего вокруг себя другие племена. Город стал культурным, экономическим и религиозным центром огромного государства.

Во время подъема города на его территории в 2,6 км² проживало около 20 тыс. жителей. Хотя мнения историков на этот счет расходятся. Так, первые исследователи предполагали, что в период между 300 г. ДО н. э. и 300 г. н. э. он не был крупным городом, а только играл роль религиозного центра паломничества, с небольшим контингентом постоянных жителей.

Ученые сходятся во мнении, что город пережил 2 катастрофы: одну — природную, вызванную потоком воды, а следом — трагедию неизвестного происхождения. То, что именно наводнение явилось причиной гибели города,свидетельствуют остатки озерной флоры и кости рыб, обнаруженные в наносах вместе с фрагментами скелетов людей, погибших в стихийном бедствии. Причем, кости людей и животных перемешаны в хаотическом беспорядке с каменными плитами, орудиями труда, церемониальной утварью и множеством других предметов. Создается впечатление, что все это сваливалось в кучу неведомой разрушительной силой.

Американский историк, археолог и антрополог Алан Колата (англ. Alan Kolata) предполагает, что причиной падения могучей цивилизации стало не наводнение, а напротив, продолжительная засуха — в андских ледниках и донных осадках озера Титикака сохранились свидетельства длительного засушливого периода (с X в. до 1300 г.), приведшего к неурожаям и, как следствие, к голоду. Спасаясь, люди покинули Тиуанако.

Культура и земледелие

В основе культуры Тиуанако лежал культ Солнца, поэтому золото, солнечный металл, являлось для народа самым почитаемым материалом: им украшались храмы, одеяния власть имущих и жрецов. Также было хорошо развито производство керамических изделий.

Особого внимания заслуживает интенсивное земледелие цивилизации, где почти 200 га земли были отведены под сельскохозяйственные угодья. Для возделывания таких территорий необходимо было обладать обширными научными познаниями.

И сегодня местность в округе озера Титикака мало пригодна для ведения земледелия классическими методами, что иллюстрирует нынешнее плачевное состояние сельскохозяйственных угодий в этом районе. Исследования же показали, что земледелие в древнем государстве находилось на необычайно высоком уровне.

На обнажившихся от отступившей воды озера землях видны характерные чередующиеся полосы. Только в 60-х годах XX в. удалось понять назначение полос и мелких каналов. Эти Вару-Вару (Varu-varu), как их называют индейцы, оказались частью сложной системы древнего экоземледелия, согласно легендам, оставленного народу Тиауанако Богами. Древний агротехнический комплекс, который превосходил современные системы землепользования, сейчас называется «поднятыми полями». Вокруг озера индейцы возводили искусственные насыпи, орошаемые с помощью системы каналов.

В 1993 г. расположенные по соседству фермерские хозяйства провели эксперимент, полностью воссоздав часть древних поднятых полей и засадив их картофелем. Результат превзошел всяческие ожидания: на экспериментальных участках фермеры получили картофель отличного качества, а количество в 10 раз превысило урожай, получаемый при обычной посадке. На такой высоте заморозки сильно вредят урожаю, а на поднятых полях их воздействие сводится к минимуму благодаря каналам, вода которых аккумулирует дневное тепло. Урожай на таких полях не страдает ни от засухи, ни от наводнений.

Разрушение и восстановление «Мертвого Города»

Священный город был портом, видимо, он строился в ту пору, когда Титикака было намного шире и почти на 30 м. глубже, о чем говорят сохранившиеся портовые сооружения, расположенные у прежней береговой черты озера. Городская гавань с пирсами и дамбами была возведена из громадных каменных блоков весом 100 — 440 тн. Сегодня портовые сооружения находятся в 20 км. от берега озера. Большинство специалистов предполагают, что причиной резкого уменьшения объема воды в водоеме явился электроразрядный взрыв некоего космического тела в атмосфере Земли. Предания и мифология южноамериканских аборигенов позволяют определить не только траекторию падения крупного фрагмента кометы, но даже места разрядных взрывов.

Предположительно, огромная взрывная волна расплескала воды озера, значительно понизив его уровень, и разбросала, словно спички, массивные каменные блоки, из которых были выстроены городские здания. Мощная сила взрывной волны гнала гигантский водяной вал высотой более 30 м. по всей поверхности озера Титикака (более 600 км), который сносил все стоящие на его пути преграды. Смертоносная лавина воды перекатилась через остров, на котором находился порт, смывая дома вместе с людьми. Вероятно, картина всесокрушающего потока и породило космогонический миф о боге Виракочи. За одни жуткие сутки объем озера уменьшился почти в 4 раза, а город погиб в результате ужасной катастрофы.

Свое имя опустевший город получил от Инков, потому что к тому времени он уже многие сотни лет лежал в руинах. Историки заявляют, что до прихода Инков на Титикаку, всей территорией нынешнего Перу владел «народ Тиуанако», однако, никто не ведает, кто были эти люди, откуда они пришли и куда исчезли.

По свидетельствам испанских летописцев, здесь первые Инки строили свою резиденцию. Неподалеку от древних сооружений города находились постоялые дворы Инков. Вблизи стоял и дом, где родился Манко Инка.

На священном острове Титикака — по легенде именно туда бог Инти опустил на землю первых Инков, Манко Капака (кеч. Manco Capac; основатель государства Инков) и Маму Окльо (кеч. Mama Occlo; сестра и жена Манко Капака) — Инки возвели Храм Солнца , полностью обшитый золотыми пластинами. Существует предание, что когда на эти земли вторглись алчные испанцы, индейцы утопили все сокровища в озере.

Храм Солнца

После разрушения и разграбления Тиуанако в XVII в., интерес к городищу заметно ослаб. Изменение отношения к древним руинам наблюдалось во время войны за независимость от испанской короны (1810 – 1826), когда борцы за независимость возвели доколумбовое прошлое в статус икон национального самосознания. Это подтверждается тем фактом, что в 1825 г. (освободитель и президент Боливии) приказал выкопать и установить на прежнем месте в Тиауанако Врата Солнца и объявить их символом рождения новой нации. Однако, эти патриотические настроения оказались недолгими.

К началу XX в. город продолжали связывать с диким прошлым, его не только не пытались сохранить, но по-прежнему варварски уничтожали. Происходило «систематическое разрушение руин древнего города. Истребление городища осуществлялось как индейским населением современной деревни Тиуанако, которое использовало руины в качестве каменного карьера для своих бытовых и коммерческих нужд, так и строителями железной дороги Гуаки – Ла-Пас (исп. Guaqui — La Paz).

В современном поселке Тиауанако с первого взгляда поражает огромное количество мастерски отесанного камня в грубых постройках, оградах дворов и мостовых. Церковь тоже построена в основном из древних блоков. Повсюду видны фрагменты древностей из соседних развалин, откуда были вывезены тесаные камни не только для окрестных деревень и храмов долины, но и для строительства Собора боливийской столицы Ла-Пас. Памятники прошлого «снабжали» материалами многие общественные здания, мостов, автодороги сегодняшнего времени. Испанцы взрывали даже уникальные гигантские скульптуры, чтобы их куски использовать для строительных целей.

Вновь отношение к Тиауанако изменилось после революции 1952 г., когда к власти пришли националистические лидеры, выдвинувшие лозунг, что Тиуанако, как славное прошлое, должно объединять всех боливийцев. В 1953 г. правительством страны были предприняты важные шаги по институционализации археологии. Так, в 1957 г. был создан Боливийский государственный Центр археологических исследований, направленный на изучение и сохранение общего андского прошлого, а также восстановление уникальных исторических памятников.

Восстановление комплекса называют «археологической пародией», затеянной для привлечения туристов. Специалисты предупреждают, что из-за неумелого «макияжа» пирамид, Тиуанако может лишиться статуса объекта культурного наследия. Древние культовые сооружения обкладываются сырцовым кирпичом, затем штукатурятся, в то время, как древние строители использовали тесанные каменные блоки. Нужно признать, что первоначального произведения высочайшего строительного искусства человечество не получит уже никогда. Так или иначе, даже разграбленные руины потрясают былым величием.

Подземный город

В основе экономики Тиуанако на всем протяжении существования цивилизации лежало земледелие.

Но в 1150 г. н. э., по данным ученых, произошли кардинальные климатические изменения. Европа заливалась дождями, а на андские высокогорья современной Боливии не пролилось ни капли осадков. Для Тиуанако начался период упадка, люди покинули город и нашли убежище в небольших горных деревушках.

В 2005 г. на озере Титикака был обнаружен подземный город в горе Тимоко - последнее убежище народа Тиуанако. Этот подземный город укрывал до 8 тыс. человек, которые жили в разветвленных лабиринтах почти 200 лет — до 1400 г. Но в 2009 г. большая часть построек народа Тиуанако было уничтожено землетрясением.

Интереснейшую информацию донесли до нас инкские легенды, рассказывающие, что первые правители Инков, основавшие , пришли со священного Тиуанако и были объявлены Богами. Примечательно, что боги основали столицу Инков около 1200 г. (через 20 лет после исчезновения Тиуанако) и за несколько лет создали могущественную Империю, ставшую величайшим сообществом народов Южной Америки всех времен.

Сегодня некоторые исследователи, не находя объяснений многим феноменам, связывают возникновение Империи Инков с неземными цивилизациями. Сам город Тиуанако является самым загадочным звеном в цепи необъяснимых событий и явлений в истории Земли, одним из самых таинственных мест в мире.

Хочется верить, что скоро человечество отыщет ответы хотя бы на часть вопросов, связанных с удивительной цивилизацией, стоявшей у истоков зарождения народов, населяющих сегодня Южную Америку.

Достопримечательности архитектурного комплекса

В знаменитый археологический комплекс входят следующие архитектурные объекты: пирамида Акапана; храм Каласасайя, на территории которого располагаются знаменитые «Врата Солнца», монолиты Понсе (исп. Monolito de Ponce) и Монах (исп. Monolito de Monje); полуподземный Храм Каменных голов (исп. Templete Semisubterraneo); храмы «Кантатальита», «Путуни» и «Врата Луны» (исп. Puerta de la Luna).

Пирамида Акапана

Одной из главных исторических достопримечательностей Боливии и доминирующим сооружением комплекса Тиуанако является священная пирамида «Акапана» (исп. Piramide de Akapana), что на языке аймара означает «Место, где гибнут люди». Для цивилизации Тиуанако эта «Священная гора» — Храм богини Пачамамы (на языке Pacha Mama; Мать-Земля) — была центром города и Мира.

Первая постройка древнего города представляет собой 17-метровую многоуровневую пирамиду (7 ступеней) с длиной основания около 200 м. Грани «Священной горы», облицованные плитами из андезита, ориентированы по сторонам света. На вершине пирамиды был устроен крестообразной формы бассейн, а внутри сооружения скрыта сложная система зигзагообразных каменных каналов, которые с ювелирной точностью состыкованы и выравнены по углам. Вода из бассейна поступала в каналы. Назначение этих трубопроводов, выполненных с величайшей тщательностью, пока не выяснено. Вследствие значительных разрушений непонятно и назначение пирамиды.

За времена, прошедшие после конкисты, около 90% облицовочных плит сооружения было выломано для строительных нужд.

В целях привлечения туристов власти страны взялись за восстановление Акапаны, используя сырцовый кирпич, который может привести к разрушению памятника. Кроме того, после изменения первоначального облика пирамиды в ходе бездарной реставрации, она, вероятно, будет исключена из списка охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Храм Каласасайя

К северу от пирамиды Акапана расположено главное сооружение Тиуанако — Храм Каласасайя (исп. Templo de Kalasasaya; с айм. «Стоящие камни»). Открытый Храм прямоугольной формы, стены которого из гигантских блоков красного песчаника и андезита (многие весом более 40 тн) были выстроены с некоторым наклоном к центру здания, что свидетельствует о необычайно высоком профессионализме тиуанакских инженеров. Предположительно, сооружение использовалось для астрономических наблюдений и исполняло роль точного каменного календаря. Излишки воды с вершины сооружения отводились посредством системы водостоков. Храм был снабжен уникальными средствами коммуникации — вырезанными в камне отверстиями в виде человеческого уха. Расположив правильно ухо в таком отверстии, можно услышать, что говорят на значительном расстоянии.

Храм Каласасайя

В 1960 г. Храм был восстановлен, но реконструкция была выполнена не очень профессионально.

Врата Солнца

Внутри Храма Каласасайя, в его дальнем северо-западном углу, находится самый внушительный каменный монумент культуры Тиуанако – Врата Солнца (исп. Puerta del Sol), высеченные из монолитного блока серо-зеленого андезита. Колоссальные Врата (весом около 44 тн, высотой — 3 м., шириной – 4 м., толщиной – 0,5 м.) были расколоты на 2 части. Так как ось пирамиды Каласасайя ориентирована с востока на запад, некоторые ученые выдвигают гипотезу, что Врата Солнца могли быть первоначально установлены в центре Храма.

Вся поверхность каменных ворот покрыта замысловатой резьбой — искусно вырезанными знаками и символами. Наверху изображено человеческое воплощение солнца со скипетрами в руках - символами власти; внизу выгравированы 12 месяцев года, точно соответствующие современному календарю. С противоположной стороны Ворот высечены глубокие ниши, предположительно, для жертвоприношений.

Врата Солнца — один из самых загадочных объектов археологического комплекса. Археологи полагают, что Врата связаны с богом Солнца, и, быть может, использовались для летосчисления.

Врата Луны

У западной части пирамиды Каласасайя стоят еще одни ворота, но меньшего размера, Врата Луны (исп. Puerta de la Luna). Они представляют собой монолитную каменную арку из андезита высотой 2,25 м, фриз которой тоже украшен резным орнаментом.

Предположительно, Врата Луны являлись частью другого сооружения и находились в другом месте.

Храм каменных голов

К востоку от главного входа в Каласасайю находится полуподземный Храм каменных голов (исп. Semisubterraneo Templete). Святилище стало первым объектом городища, где Боливийский государственный археологический Центр начал проводить систематические раскопки, и первым было восстановлено. Это почти квадратное в основании сооружение (28,5×26 м), углубленное в землю более, чем на 2 м. Дренажная каменная система Храма действует по сей день. По всему периметру святилища через равные промежутки установлены 57 массивных каменных столбов из красного песчаника, между которыми уложены гладко обтесанные плиты.

Стены Храма украшают 175 каменных голов, вытесанных из известняка и вмурованных в стены. На основании того, что все головы совершенно разные, некоторые исследователи придерживаются мнения, что это изображения представителей различных этносов, входивших в государство Тиуанако. Степень сохранности скульптур неодинакова, уровень и манера исполнения голов тоже разные — похоже, что они были созданы разными мастерами и в разное время. В центре святилища стоит монолит, называемый «Monolito Barbado» (Бородатый Монолит).

Храм каменных голов / Бородатый Монолит

Некоторые ученые полагают, что Храм олицетворял подземный мир, в то время как Каласасайя символизировал Землю.

Храм Кантатальита

К востоку от Каласасайи покоятся развалины полуподземного храма Кантатальита (Kantatallita) или «Luz del amanecer» (Утренний свет). Святилище практически полностью разрушено, от него остались лишь разбросанные огромные гранитные блоки (весом от 1 до нескольких десятков тонн). Храм был прямоугольным сооружением с массивной аркой. Резной фриз арки, видимо, был украшен золотыми пластинами, так как по его краю тянется цепочка отверстий для крепления пластин. Фриз сильно поврежден, золото снято, скорее всего, конкистадорами.

Пума Пунку

В древнем городе возвышаются еще один загадочный храмовый комплекс — «Пума Пунку » (айм. Puma Punku; «Врата Пумы»). Эти гигантские Ворота возводились из монолитных андезитовых и гранитных блоков (до 3 м. в высоту, весом до 150 тн), без использования скрепляющего раствора. Каждый камень идеально отшлифован, блоки плотно подогнаны друг к другу без малейшего зазора. Верхняя часть ворот украшена резным рельефом, в центре которого — большая человеческая фигура с ореолом солнечных лучей вокруг головы, которые стекаются в изображение пумы.

Пума Пунку

По мнению современных ученых, эта фигура символизирует верховного Бога Тиуанако. По обеим сторонам от главного божества вырезаны 48 почти одинаковых изображений «человека-кондора».

Какие же ритуалы проводились возле этих двух гигантских сооружений? Многие известные современные экстрасенсы, медиумы и парапсихологи уверены, что эти ворота – двери в иные миры и эпохи, созданные древними мастерами-магами.

«Виселица Инков»

За много столетий до того, как в Европе задумались о форме нашей планеты, андская цивилизация Тиуанако уже владела точными науками, такими как астрономия, физика и математика. Сегодня вдоль горной цепи Анд в разных местах найдены остатки городов древнего народа. Одно из таких мест находится на берегу озера Титикака, это «Виселица Инков», одна из древнейших астрономических обсерваторий мира. Первооткрыватели сооружения, построенного 4 тыс. лет назад, в 1978 г. назвали обсерваторию виселицей, ошибочно предположив, что это бывшее место казни. Собственно говоря, и к Инкам она никакого отношения не имеет.

Благодаря особой системе отверстий в камнях, древние люди определяли дни зимнего и летнего равноденствия, получали знания о с/х циклах. По сей день местные жители пользуются сигналами древней обсерватории Тиуанако при составлении графиков земледельческих работ. Боливийцы говорят: «Предки передали нам свои знания, благодаря чему мы умеем получать хорошие урожаи».

Любопытные факты

  • Вопрос о точной дате основания Т. остается открытым по сей день. Ученые свидетельствуют, что найденная в руинах керамика украшена изображениями давно исчезнувших животных. Установлено, что во время катастрофы 9612 г. до н.э., когда погибла Атлантида, вымерли десятки видов животных, в том числе мамонты, шерстистые саблезубые тигры, носороги, токсодоны и проч. Именно они изображены на керамике Т., значит, художники древней империи жили во времена, предшествующие этой катастрофе.
  • Цивилизация, исчезнувшая более 1000 лет назад, существовала на протяжении 27 столетий (в 3 раза дольше, чем Римская Империя). Но человечеству известна лишь крупица ее истории — великая Империя Инков, которая существовала чуть более 80 лет.
  • Культура Т. за века своей истории достигла высочайшего уровня развития. Удивительно то, что государство, владевшее большей частью южноамериканского континента, НИ РАЗУ не прибегло к войне! В ходе раскопок в районе древней империи не было обнаружено ни единого свидетельства применения оружия.
  • До сих пор нигде в мире не было найдено камней, обработанных с такой ювелирной точностью, как в Тиуанако. Гигантские каменные блоки сложены таким образом, что между ними невозможно просунуть даже лезвие.
  • Археологи отмечают, что многие строения Тиуанако выглядят незавершенными, словно принадлежат культуре, внезапно исчезнувшей в результате некоего катастрофического события.
  • Согласно мифам , на берегах озере Титикака жили Боги-гиганты, построившие город. Позже возникли гипотезы, утверждающие, что город когда-то был создан инопланетянами в качестве базы, гостиницы или места для контакта с избранными землянами.
  • Многие ученые уверены, что Т. был не городом для проживания, а только ритуальным центром, местом, куда стекались тысячи паломников для поклонения своим богам.
  • Именно этим объясняется странная особенность древнего городища – в нем отсутствуют жилые здания. Зато поражает своим необычайным размахом Храмовый комплекс, состоящий из 4-х главных зданий, разместившихся на площадке, равной площади современного стадиона (500 х 1000 м).
  • Много золотых изделий Тиаунако было похищено испанскими конкистадорами, их продавали на черном рынке, плавили, сбывали коллекционерам. Те предметы, которые удалось найти и вернуть, выставлены сегодня в Музее золота (исп. Museo del Oro) в Ла-Пасе.
  • С 1952 г. Боливия взялась за строительство новой модели национальной общности, а Тиуанако стал символом движения коренных индейских народов.
  • В 1992 г., в годовщину 500-летия испанского колониализма в Америке, Единая Конфедерация профсоюзов крестьян Боливии организовала по стране акцию протеста, в рамках которой аймары осуществили символический захват Тиуанако, провозгласив его столицей своего государства.
  • В 2006 г. к власти в стране пришел (исп. Juan Evo Morales; президент Боливии с 2006 г.), аймара по национальности. Две церемонии его инаугурации проходили по обрядам аймара в Т., где президент дал обещание, что работы по раскопкам комплекса будут продолжены. Однако, работы, ведущиеся на территории древнего городища, мало похожи на археологические раскопки, а состояние комплекса вызывает у мировой общественности большие опасения.
  • 21 июня, в день солнцестояния (самый длинный день в году) аймара отмечают в Т. «Machaj Mara» (Новый год). Главным событием праздника, привлекающего тысячи гостей со всех уголков Боливии и других стран, считается встреча восхода Солнца. Участники праздника, одетые в национальную одежду, совершают обряд жертвоприношения, традиционно употребляют сингани (Singani — алкогольный напиток из мускатного винограда).
  • С вторжением испанцев сокровища Т. оказались разграбленными и разбросанными по всему миру. Некоторые экспонаты были уничтожены приверженцами католицизма, которые считали их языческими символами. К счастью, некоторые артефакты попали в музеи. Крупнейшие каменные экспонаты выставлены в столичных музеях Боливии (Museo Litico Monumental и Museo National de Arqueologi), a некоторые размещены в музее на территории археологического комплекса.
  • Камни для строительства церемониального комплекса доставлялись из карьера, находящегося в 80 км от города, где по сей день остались древние инструменты и заготовки блоков. Кажется, что время здесь замерло, а рабочие только недавно отлучились на «перекур».
  • +9 баллов, 3 оценок)